ЛИУТВИН
Том XLI, С. 299-300
опубликовано: 31 июля 2020г.

ЛИУТВИН

[Лат. Liutwinus; нем. Liutwin] († ранее 723), св. (пам. зап. 29 сент.), еп. г. Треверы (ныне Трир, Германия). Основной источник сведений о Л.- анонимное Житие, составленное на рубеже X и XI вв. в аббатстве Метлах. В прологе сообщается, что в распоряжении составителя Жития не было более ранних сказаний о святом (BHL, N 4955; изд.: ActaSS. Sept. T. 8. P. 169-172). Второе Житие Л., которое представляет собой расширенную версию анонимного Жития, было создано в 70-х гг. XI в. агиографом Тиофридом из Эхтернаха по просьбе Нитхарда (Низона), аббата Метлаха (BHL, N 4956; изд.: Lampen. 1936). Сочинение Тиофрида послужило источником для сокращенного Жития Л. (BHL, N 4957; изд.: ActaSS. Sept. T. 8. P. 172-176). Еще одно краткое Житие святого (BHL, N 4958) не издано. В кон. XI в. в мон-ре Метлах был составлен сборник чудес святого (BHL, N 4959; частичное изд.: ActaSS. Sept. T. 8. P. 176-179; MGH. SS. T. 15. P. 1261-1268).

Св. Лиутвин, еп. Трира. Скульптура в г. Метлах. XIX в.Св. Лиутвин, еп. Трира. Скульптура в г. Метлах. XIX в.Согласно анонимному Житию, Л. происходил из знатного австразийского рода Видонидов; его родителей звали Гервин и Гунза (см.: Ewig. Trier. 1954. S. 133-135; Idem. «Milo...». 1954. S. 415-416). Л. был женат. Он получил должность дукса, возможно, в Треверах; щедро одаривал городские церкви и оказывал покровительство монахам. В Медиолаке (ныне Метлах) Л. построил ораторий св. Дионисия и мон-рь с храмом Пресв. Девы Марии и ораторием св. Петра. Овдовев, он принял тонзуру и вступил в братию, прославился аскетическими подвигами и даром чудотворения. После смерти дяди, Треверского еп. Базина, Л. был избран на епископскую кафедру. Житийные сведения частично подтверждаются данными, приведенными в грамотах аббатисы Ирмины св. Виллиброрду и основанному им мон-рю Эхтернах. В грамотах 697/8, 699 и 704 гг. упоминаются еп. Базин и Л.- как епископ и как пресвитер. По-видимому, Л. помогал Базину в управлении диоцезом. Последнее упоминание о Базине содержится в грамоте от 8 мая 704 г.; его имя внесено в календарь св. Виллиброрда под 3 марта (см.: Anton. 1987. S. 156). В грамоте от 1 февр. 706 г. Л. назван епископом Треверов. Т. о., он занял кафедру после кончины Базина (4 марта 705; в Житии говорится, что рукоположение Л. состоялось 21 нояб.). Согласно Житию, Л. подчинил монастырь Медиолак епископской кафедре (ср.: MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 201). В более поздних источниках сохранились упоминания о дарениях Л. треверским мон-рям св. Павлина и св. Евхария. Св. Адела, сестра или дочь св. Ирмины, основала жен. мон-рь в Пфальцеле близ Трира. В 721 г. Бертрада Старшая, возможно дочь Ирмины, основала в Треверском еп-стве мон-рь Прюм, пригласив туда монахов из Эхтернаха.

В Житии сообщается, что жители Рем (ныне Реймс) и Лавдуна (ныне Лан), оставшись без пастырей, попросили Л. занять епископские кафедры в этих городах. О. Эвиг и др. исследователи связывали это с близостью Л. к майордому Карлу Мартеллу, к-рый смещал неугодных ему епископов, принадлежавших к местной знати, и назначал на кафедры своих ставленников. Вероятно, Л. поддерживал Карла в борьбе за власть над гос-вом франков и после смещения св. Ригоберта получил от майордома Ремскую кафедру. Однако др. исследователи сомневались в достоверности житийных сведений (напр.: Winheller. 1935. S. 89).

Согласно Житию, Л. скончался 29 сент. в Ремах. Его сын Милон, возведенный на Ремскую и Треверскую кафедры, после смерти отца велел перенести его мощи в Медиолак. Последнее упоминание о Л. содержится в грамоте от 24 или 25 июня 715 г. о дарении в пользу мон-ря Апостолов (св. Арнульфа) в Меце, а еп. Милон впервые упоминается в документе от 19 июля 723 г. Св. Бонифаций описывал Милона как приближенного Карла Мартелла, нечестивого прелата, занимавшегося не духовными делами, а войной и охотой (подробнее см.: Ewig. 1954; Anton. 1985. S. 160). Возможно, сыном Л. был также Видон, аббат мон-ря Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий-де-Фонтенель) (Gesta abbatum Fontanellensium / Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. P. 34. (MGH. Script. Rer. Germ.; 28)).

Самые ранние свидетельства почитания Л. в архиеп-стве Трир относятся ко 2-й пол. X в. Имя святого упоминается в литании из Псалтири архиеп. Эгберта (977-993) (см.: Coens M. Litanies du Psautier d'Egbert // AnBoll. 1941. T. 59. P. 285) и в местных литургических книгах начиная с XI в. Наибольшее распространение почитания Л. относится к XIV-XV вв. Мощи святого хранились в аббатстве Метлах, к-рое было местом паломничества; после закрытия мон-ря в кон. XVIII в. они были перенесены в приходскую ц. во имя Л. (освящена в 1847; существующий храм возведен в 1899-1905).

Память Л. указана в Римском Мартирологе под 29 сент.; в еп-стве Трир святые Л. и Базин поминаются 27 сент. В Метлахе память Л. отмечается в воскресенье перед Пятидесятницей; в этот день совершается процессия с мощами святого.

Ист.: BHL, N 4955-4959; ActaSS. Sept. T. 159-179; Gesta Treverorum // MGH. SS. T. 8. P. 161.
Лит.: Mohr J. Die Heiligen der Diözese Trier. Trier, 1892. S. 285-290; Schneider F. Die Trinkschale des hl. Lutwinus zu Mettlach. Mainz, 1905; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 39; Winheller E. Die Lebensbeschreibungen der vorkarolingischen Bischöfe von Trier // Rheinisches Archiv. Bonn, 1935. Bd. 27. S. 84-106; Lampen W. Thiofrid van Echternach en zijn Vita S. Liutwini // Collectanea Franciscana Neerlandica. 's-Hertogenbosch, 1936. Vol. 3/6. P. 1-46; Ewig E. Trier im Merowingerreich. Trier, 1954. S. 82, 133-143; idem. «Milo et eiusmodi similes» // St. Bonifatius: Gedenkgabe zum 1200. Todestag. Fulda, 1954. S. 412-444; Konze K. Ludwino // BiblSS. Vol. 8. Col. 314-315; Anton H. H. Trier im frühen Mittelalter. Paderborn etc., 1987. S. 103, 156-160, 183; Stoclet A. Autour de Fulrad de Saint-Denis (v. 710-784). Gen., 1993; Schneider O. Erzbischof Hinkmar und die Folgen: Der vierhundertjährige Weg historischer Erinnerungsbilder von Reims nach Trier. B.; N. Y., 2010.
А. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
  • АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
  • АВГУСТИН [Август], еп. Никомидийский, сщмч. (пам. зап. 7 мая)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
  • АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)