ЛИХАЧЁВ
Том XLI, С. 303-398
опубликовано: 3 августа 2020г.

ЛИХАЧЁВ

Содержание

Дмитрий Сергеевич (15.11.1906, С.-Петербург - 30.09.1999, там же), литературовед, историк культуры, искусствовед, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, общественный деятель. Доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР. Автор более 40 монографий, ок. 1 тыс. научных статей и публицистических произведений.

Отец Л. Сергей Михайлович (1876-1942) происходил из правосл. мещан г. Каменца-Подольского, имел личное дворянство (с 1906), служил в Главном управлении почт и телеграфов, а с 1917 г.- зав. электростанцией Первой гос. типографии. Мать Л. Вера Семеновна (урожд. Коняева; 1881-1971) по материнской линии происходила из семьи купцов-старообрядцев федосеевского согласия Поспеевых, позже перешедших в единоверческую Церковь. Л. писал, что старообрядческие («поспеевские») бытовые традиции «были самыми сильными в нашей семье» (Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 19972. С. 28).

В 1911-1912 гг. семья Л. жила в Одессе, где его отец служил помощником начальника почтового округа. С 1914 по 1915 г. Л. учился в С.-Петербурге в гимназии Императорского Человеколюбивого об-ва; с 1915 по 1919 г.- в реальном уч-ще К. И. Мая, с 1919 по 1923 г.- в 10-й Советской единой трудовой школе (бывш. гимназии Л. Д. Лентовской). В 1923 г. Л. поступил на фак-т общественных наук Петроградского ун-та и в 1928 г. окончил романо-германскую (по специальности «английская литература») и славяно-рус. секции отд-ния языкознания и литературы. В студенческие годы Л. участвовал в собраниях религиозно-философского кружка «Хельфернак» («Художественно-литературная, философская и научная академия»), к-рым руководил И. М. Андреев (Андреевский), видный деятель «антиобновленческого» и «антисергианского» течения в Русской Церкви, школьный преподаватель Л. Одновременно с Л. участниками кружка были С. А. Аскольдов (Алексеев), В. Л. Комарович, И. Е. Аничков, Л. В. Георг, Е. П. Иванов, М. М. Бахтин и др. В 1927 г. «Хельфернак» под влиянием гонений, к-рым подвергалась Церковь, был преобразован в правосл. Братство св. Серафима Саровского. Члены братства собирались для обсуждения докладов, а также совместно посещали богослужения, в т. ч. квартирные («Мы не пели патриотических песен - мы плакали и молились» - Там же. С. 120). В споре сергианцев и иосифлян они были «всецело на стороне митрополита Иосифа» (Там же. С. 133). Шутливая телеграмма членам др. студенческого кружка («Космическая академия наук», КАН), посланная якобы от имени папы Римского, с поздравлением к годовщине кружка и случайный арест в янв. 1928 г. одного из его членов привели к возбуждению уголовного дела, по к-рому проходило 30 чел.- участников КАН и Братства св. Серафима Саровского. 8 февр. 1928 г. Л. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. В вину Л. вменялось в т. ч. написание незадолго до ареста доклада для прочтения в КАН о преимуществах старой рус. орфографии («Медитацiи на тему о старой, традицiями освященной исторической русской орфографiи, попранной и искаженной врагомъ Церкви Христовой и народа россiйскаго, изложенныя въ трехъ разсужденiяхъ Дмитрiемъ Лихачевымъ февраря 3 дни 1928 г.»). Л. отмечал, что «введение новой орфографии равносильно изъятию церковных ценностей» и что «новая орфография явилась делом антихристовой власти», стремящейся «отторгнуть Россию от небесной благодати» (Он же. Статьи ранних лет. 1993. С. 13-14). 8 окт. 1928 г. Коллегия ОГПУ без очного суда вынесла постановление, по к-рому Л. был осужден на 5 лет заключения и направлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). На пересылке Л., согласно его дневниковым записям, читал в уме молитву, а при входе в бывш. Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь «хотел снять шапку и перекреститься» (Там же. С. 18, 24). Особое значение для Л. во время соловецкого заключения имела его встреча со свящ. Н. Н. Пискановским, его духовным отцом, познакомившим Л. с бывш. еп. Глазовским священноисп. Виктором (Островидовым) (Там же. С. 25). С 1929 г. Л.- сотрудник научно-исследовательского Криминологического кабинета. В нояб. 1931 г. был переведен в Белбалтлаг, где работал счетоводом и железнодорожным диспетчером на строительстве Беломорканала.

После досрочного освобождения в 1932 г. вернулся в Ленинград, работал корректором и лит. редактором в ленинградских изд-вах. В 1936 г. по ходатайству президента АН СССР А. П. Карпинского с Л. была снята судимость. В том же году Л. женился на Зинаиде Александровне Макаровой (1907-2001), с к-рой они прожили вместе всю жизнь; в 1937 г. у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила (впосл. ученые-искусствоведы). С 1938 г. Л.- младший научный сотрудник Ин-та русской лит-ры (ИРЛИ; Пушкинский Дом), с 1941 г.- старший научный сотрудник. Блокадной зимой 1941/42 г. и весной 1942 г. находился в Ленинграде, работая в ИРЛИ. В 1942 г. Л. издал брошюру «Оборона древнерусских городов» (совм. с археологом М. А. Тихановой), основанную на рассказах летописей и исторических повестях. В июне 1942 г. эвакуирован с семьей в Казань, где находился вместе с эвакуированными ранее сотрудниками ИРЛИ до 1944 г. Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).

Д. С. Лихачёв в Соловецком лагере. Фотография. 1930 г.Д. С. Лихачёв в Соловецком лагере. Фотография. 1930 г.После войны наряду с основной работой в ИРЛИ Л. преподавал на историческом фак-те ЛГУ (в 1946-1951 - доцент, в 1951-1953 - профессор; читал лекции по истории рус. летописания, слав. палеографии, истории культуры Др. Руси и др.).

С 1954 по 1999 г. Л. возглавлял сектор (с 1986 отдел) древнерус. лит-ры, приняв руководство после своего учителя В. П. Адриановой-Перетц. Благодаря усилиям Л. отдел стал крупнейшим центром изучения культуры Др. Руси, в изданиях и конференциях отдела принимали участие мн. советские и зарубежные специалисты; Л. считал его своим «вторым домом». Это был единый научный коллектив, общие интересы участников (О. А. Белоброва, Л. А. Дмитриев, Р. П. Дмитриева, Н. Ф. Дробленкова, М. Д. Каган, Н. А. Казакова, Я. С. Лурье, В. И. Малышев, Г. Н. Моисеева, А. М. Панченко, М. А. Салмина, О. В. Творогов и др.) были сосредоточены на изучении древнерус. лит-ры. Отдел на протяжении неск. десятилетий являлся фактически научным форумом ленинградских исследователей Др. Руси. Ученые, представляющие лихачёвскую школу (из С.-Петербурга и др. городов России, а также живущие за рубежом), группируются вокруг изд. «Труды Отдела древнерусской литературы» (ИРЛИ).

В условиях советской власти Л. не демонстрировал свою религиозность, но, как вспоминает его внучка В. С. Зилитинкевич, «всю Страстную неделю дедушка читал мне соответствующие места из Евангелий. Тем молитвам, которые я знаю, научил меня дедушка. На его прикроватном столике всегда лежала Библия» (В нем преломился весь XX в. // Новая газ. 2013. № 69, 28 июня). Другая его внучка, З. Ю. Курбатова, пишет, что в советское время в церковь Л. ходил, «как правило, лишь выезжая заграницу», а вместе с семьей «редко и только в Шуваловскую или Коломяжскую - подальше от центра. В Пасху дед слушал религиозную передачу на вражеской волне - особенно любил Би-Би-Си»; «вне всякого сомнения, дед был верующим, хотя не соблюдал постов и, кажется, не причащался»; он говорил внучке: «Каждый вечер надо молиться и крестить подушку перед сном», а ее дочери подарил отпечатанные собственноручно на машинке молитвы (Д. Лихачев и его эпоха. 2006. С. 36-37). По мнению О. В. Панченко, ««иосифлянская» прививка, полученная в молодости, сыграла большую роль и в более зрелые годы жизни Дмитрия Сергеевича. Выше всего он ценил духовную свободу человека, свободу совести, независимость религиозной жизни от любых форм идеологии. Поэтому Дмитрий Сергеевич был последовательным сторонником отделения церкви от государства. У него был и свой идеал церковной жизни - семейно-приходской, который он называл «жизнь приходом»» (Панченко О. В. «Сокровенный сердца человек» // Звезда. 2001. № 11. С. 192). Размышляя о необходимости «преодоления времени», Л. в записной книжке отметил: «Самое серьезное преодоление времени - во втором лице Троицы... Воплощение Христа существовало изначально, вне времени, было надвременным, и только проявилось в определенную эпоху человеческой истории» (Д. Лихачев и его эпоха. 2006. С. 393). В доме Л. нек-рое время хранились частицы мощей св. кн. Даниила Московского (ныне возвращены в Данилов во имя прп. Даниила Столпника московский мужской монастырь; см.: Лихачев. Раздумья о России. 1999. С. 662-664). В архиве Л. сохранились письмо св. Нектария Оптинского основателю Братства св. Серафима Саровского Андрееву (Андреевскому), различные молитвы и поминальные записки; в его кабинете на стене висел портрет священноисп. Виктора (Островидова). В последние годы жизни Л. постоянно читал НЗ, делал выписки из Посланий св. ап. Павла (Д. Лихачев и его эпоха. 2006. С. 334-337, 394-395). Церемония офиц. прощания с Л. проходила в Таврическом дворце в С.-Петербурге. Отпевали Л. в Князь-Владимирском соборе. Л. был похоронен на кладбище в пос. Комарово (под С.-Петербургом) 4 окт. 1999 г.

Научные труды

Д. С. Лихачёв. Фотография. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XX в.Д. С. Лихачёв. Фотография. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XX в. Круг научных интересов Л. весьма обширен - от анализа тюремного быта и языка заключенных до изучения иконописи и садово-паркового искусства. Находясь в Соловецком лагере, Л. опубликовал свою 1-ю статью (Лихачев Д. [C.]. Картежные игры уголовников // Соловецкие острова. 1930. № 1. С. 32-35); 1-ю научную работу в академическом издании Л. напечатал уже вскоре после освобождения (Он же. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Язык и мышление. М.; Л., 1935. Т. 3/4. С. 47-100).

В июне 1941 г. Л. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук «Новгородские летописные своды XII в.». Древнерус. летописание оставалось в кругу его интересов на протяжении всей жизни. Его изучение было в значительной степени основано на классических трудах акад. А. А. Шахматова (1864-1920), с к-рыми Л. познакомился во 2-й пол. 30-х гг. XX в., когда, будучи корректором изд-ва АН, готовил к печати его монографию «Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв.» (М.; Л., 1938). Выбор темы был обусловлен также влиянием его наставника и старшего коллеги Комаровича; особенно была важна для Л. поездка по его совету в Новгород в 1937 г. Диссертация Л. до сих пор остается неопубликованной (машинописный оригинал с авторской правкой хранится в мемориальном кабинете Л. в Отделе древнерусской лит-ры ИРЛИ), но значительная часть ее была использована в книгах Л. (Новгород Великий. 1945; Рус. летописи. 1947, и др.), а также в ст. ««Софийский временник» и новгородский политический переворот 1136 г.» (ИЗ. 1948. Т. 25. С. 240-265). В 1947 г. Л. защитил докт. дис. «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI вв.». Совместно с Б. А. Романовым подготовил древнерус. текст и перевод «Повести временных лет» с подробным историко-лит. комментарием (Повесть временных лет / Ст. и коммент.: Д. С. Лихачев. М.; Л., 1950. Ч. 1: Текст и перевод; Ч. 2: Приложения. (Лит. памятники); То же. СПб., 19962). Древнерусское летописание послужило материалом и для последующих обобщающих работ Л.

В работах кон. 40-50-х гг. XX в. Л. обратился к проблемам возникновения и первых веков существования рус. лит-ры (Возникновение. 1952), к анализу таких произведений, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Моление Даниила Заточника», а также к лит. творчеству Иоанна IV Васильевича Грозного (Послания Ивана Грозного / Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951). Начиная с 1947 г. и до последних лет жизни Л. занимался исследованием «Слова о полку Игореве»; ученый внес значительный вклад в выработку канонического текста и объяснительного перевода «Слова...», в толкование его «темных мест», в изучение поэтики произведения в контексте эстетической системы его времени, в составление историко-культурного и географического комментария, в полемику со «скептиками», сомневающимися в древности текста. Во многом благодаря массовым тиражам в советское время статей и книг Л. о «Слове о полку Игореве» произведение было осознано как национальное достояние (Слово о полку Игореве: [Вступ. ст., подгот. текста, пер. с древнерус., примеч.: Д. С. Лихачев]. Л., 19492. (Б-ка поэта. Малая сер.); Слово о полку Игореве / Ред.: В. П. Адрианова-Перетц. М.; Л., 1950. (Лит. памятники)).

Значительным событием в науке стала кн. «Человек в литературе Древней Руси» (1958), в к-рой на материале летописей, житий, исторических повестей, демократической сатиры и произведений др. жанров Л. показал различие и смену стилей изображения характера и внутреннего мира человека в связи с философско-религ. мыслью своего времени. М. В. Рождественская отмечала, что «существует в этой книге еще один «человек в литературе Древней Руси» - не только тот, о ком пишут, но и тот, кто пишет, то есть сам древнерусский книжник - автор, редактор и переписчик», а за этими образами персонажа и его создателя «встает Третий, не названный впрямую», идеал следования Которому был главным принципом, «определявшим всю культуру средневековой Руси» (Рождественская М. В. Книга Д. С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси» и история рус. лит-ры // ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 124, 127). Сходным образом не назван напрямую в качестве духовного наставника 2 «титульных» персонажей книги Л. «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (кон. XIV - нач. XV в.)» (1962) прп. Сергий Радонежский. Это, безусловно, объяснялось цензурными соображениями, неизбежными во время новых гонений на Церковь.

Итогом многолетних разысканий Л. в области истории древнерус. словесности стала его кн. «Развитие русской литературы Х-XVII вв.: Эпохи и стили» (1973). Ученый подробно исследовал явления «трансплантации» (процесса, при к-ром целые культурные пласты пересаживались на новую почву); «Русского Предвозрождения» XIV-XV вв. (влияния гуманистических идей в контексте «второго южнославянского влияния» и обращения к «своей античности» - культуре Киевской Руси), рус. барокко (принявшего на себя, по Л., функции Ренессанса) и др. В сер. 70-х гг. XX в. Л. были написаны и опубликованы книга очерков о классических произведениях лит-ры Др. Руси (Великое наследие. 1975) и кн. ««Смеховой мир» Древней Руси» (1976, совм. с А. М. Панченко), в к-рой, опираясь на работы Бахтина о западноевроп. культуре карнавала, авторы открыли и описали новую грань рус. средневековой культуры. В работах Л. была создана «историко-нормативная» поэтика древнерус. лит-ры, описаны система жанров и смена стилей художественного повествования в Др. Руси. «Классическим образцом научного жанра», по словам С. С. Аверинцева, стала книга Л. «Поэтика древнерусской литературы» (1967), за которую ученый получил Государственную премию СССР 1969 г. В ней Л. рассмотрел проблемы зарождения и эволюции литературных направлений, поэтику художественного обобщения, средств, времени и пространства. Л. ввел и обосновал понятие лит. этикета Др. Руси, который, будучи отражением и развитием церемониальности и обрядности, предполагал ориентацию авторов на образцы, шаблоны и трафареты, а также на использование застывших лит. формул, но сам выбор образцов требовал от средневек. автора творческого подхода.

Одним из важнейших научных достижений Л. было создание с.-петербургской («ленинградской», «лихачёвской») текстологической школы изучения древнерус. лит-ры, базирующейся на скрупулезном исследовании всей рукописной традиции средневек. текста. Важным этапом становления школы явился фундаментальный труд Л. «Текстология: На материале русской литературы Х-XVII вв.» (1962). Ученый систематически изложил все задачи, которые стоят перед исследователями древнерус. лит-ры, начиная с разыскания списков произведения и кончая восстановлением истории текста и подготовкой его к изданию. Научные традиции лихачёвской текстологической школы опираются на требование установления истории создания и бытования текста на основе сравнения всех его версий, сохранившихся в рукописной традиции. Вписывая обнаруженные редакции и варианты в историко-культурный контекст, ученые лихачёвской текстологической школы стремятся за изменениями текста увидеть личность автора.

В последние десятилетия жизни Л. уделял много внимания обобщающим работам. Он был вдохновителем и редактором нового учебника по древнерус. лит-ре, основанного на достижениях ученых его школы (История русской литературы XI-XVII вв. / Ред.: Д. С. Лихачев. М., 1980). Л. являлся инициатором, главным редактором, составителем и автором вступительных статей к монументальным изданиям средневек. лит. произведений с переводом на совр. рус. язык, подготовленным Отделом древнерусской лит-ры ИРЛИ: «Изборнику» (М., 1969), сер. «Памятники литературы Древней Руси» (с 1978, в 12 т.; совместно с Дмитриевым; удостоена Государственной премии РФ 1993 г.), сер. «Библиотека литературы Древней Руси» (с 1997, т. 1-18, изд. продолжается; совместно с Дмитриевым, А. А. Алексеевым, Н. В. Понырко).

Новую для себя тему исследования Л. нашел в изучении садово-паркового искусства России и Зап. Европы от средневековья до XX в. В кн. «Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей» (1982) он показал, что отечественная традиция разведения садов является частью общеевроп. культурных и стилистических явлений. В кн. «Литература-реальность-литература» (Л., 1981) собраны работы Л., объединенные понятием «конкретного литературоведения», в т. ч. посвященные творчеству писателей Нового времени (от А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя до А. А. Ахматовой и Б. Л. Пастернака).

Л. внес значительный вклад в изучение лит-ры и создал целое направление в науке о Др. Руси. Он ввел в филологию понятия «литературный этикет», «Предвозрождение» (на Руси), «абстрагирование», «трансплантация», «нестилизационное подражание», «стиль эпохи», «конкретное литературоведение» и мн. др. Труды Л. широко используются учеными разных специальностей; до наст. времени он является наиболее цитируемым отечественным филологом.

Общественная деятельность

Л. был членом Союза писателей СССР (1956, секция критики), с 1990 г.- Советского (позднее Российского) отд-ния Пен-клуба, с 1992 г.- Союза писателей С.-Петербурга. Член Центрального совета (1967), с 1982 г. член Президиума Центрального совета Всероссийского об-ва охраны памятников истории и культуры. С 1956 г. член Археографической комиссии АН СССР (с 1974 член бюро); член Ученого совета Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублёва (1959), Государственного Русского музея (1960), член Советского (Российского) комитета славистов (1960). С 1955 г. Л. являлся главным редактором «Трудов Отдела древнерусской литературы» (ИРЛИ), с 1971 г.- председателем редколлегии серии АН СССР «Литературные памятники», с 1974 г.- председателем редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия» и председателем Научного совета по комплексной проблеме «История мировой культуры» АН СССР, с 1975 г.- членом редколлегии изд. «Вспомогательные исторические дисциплины», с 1976 г.- членом редколлегии ж. «Palaeobulgarica» (София), с 1983 г.- председателем Пушкинской комиссии АН СССР, с 1990 г.- Почетным председателем Всесоюзного (Российского) Пушкинского об-ва, с 1994 г.- председателем Государственной юбилейной Пушкинской комиссии. В 1987 г. Л. стал членом редколлегии ж. «Новый мир», а в 1988 г.- ж. «Наше наследие». В 1989-1991 гг. Л. был народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. С 12 нояб. 1986 г. Л. являлся председателем правления Советского фонда культуры; был одним из инициаторов создания и руководителем Российского международного Фонда культуры (1991 - май 1993). С 1955 г. Л. регулярно выступал в печати с публикациями, посвященными сохранению памятников старины (1-е выступление в защиту «памятников народного зодчества» - «Литературная газета», 15 янв. 1955). Л. был против перестройки Невского проспекта, проекта поворота течения сев. рек, исключения А. Д. Сахарова из АН СССР и т. д.

Начиная с 80-х гг. XX в. выходят в свет книги Л., обращенные к подрастающему поколению и к широкой публике (Заметки о русском. М., 1981; Письма о добром и прекрасном. М., 1985; Память истории священна. М., 1986, и др.), а также мемуары, заметки и наблюдения (Я вспоминаю. М., 1991; Книга беспокойств. М., 1991; Раздумья. М., 1991; Воспоминания. СПб., 1995; Без доказательств. СПб., 1996, и др.). В публицистических сочинениях Л. являлся последовательным сторонником европ. пути развития отечественной культуры, защитником духовных и нравственных ценностей, конкретных исторических памятников и культурного наследия в целом.

В 1989 г. Л. выступил за возвращение РПЦ Соловецкого мон-ря и Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря. С 1990 г. Л. входил в Международный комитет по организации Александрийской б-ки в Египте; являлся председателем общественного юбилейного Сергиевского комитета по подготовке к празднованию 600-летия преставления прп. Сергия Радонежского (1992). В окт. 1993 г. Л. подписал «Письмо сорока двух» с призывом к запрету в стране деятельности коммунистических и националистических партий и движений. Л. никогда не состоял в комсомоле и в КПСС, отказывался подписывать письма против опальных деятелей культуры и науки, но не стремился к открытому диссидентству и пытался находить компромиссы с властью. В 1995 г. Л. написал проект «Декларации прав культуры». В 1998 г. по настоянию Л. Президент РФ Б. Н. Ельцин приехал на церемонию захоронения останков царской семьи в Петропавловской крепости, придав погребению офиц. характер.

Научные заслуги Л. в области изучения рус. и слав. лит-р получили широкое международное признание. Статьи и книги Л. были переведены на англ., болг., венг., нем., польск., румын., сербохорват., франц., чеш., япон. и др. языки. Он был избран иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук и научных об-в Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Сербии, США, почетным доктором ун-тов Бордо, Будапештского, Оксфордского, Софийского, Торуньского, Цюрихского, Эдинбургского; почетным гражданином итальянских городов Милана и Ареццо.

В 1984 г. имя Л. было присвоено малой планете № 2877, открытой советскими астрономами (Likhachev-1969 TR2). Л. был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1966), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1996), св. ап. Андрея Первозванного за вклад в развитие отечественной культуры (1-й кавалер) (1998), званием Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (1986), Большой золотой медалью им. М. В. Ломоносова РАН (1993), Медалью А. С. Пушкина (1999) и др., болг. орденами (Кирилла и Мефодия 1-й степени (1963, 1977), Георгия Димитрова (1986), «Мадарски конник» 1-й степени (1995), «Стара Планина» 1-й степени (1996)) и др. Л.- 1-й после возобновления этого звания Почетный гражданин С.-Петербурга (1999). Награжден Сталинской премией (1952), Государственной премией СССР (1969), Государственной премией РФ (1993), Премией Президента РФ в области лит-ры и искусства (1997) и др. В 2000 г. Л. посмертно была присуждена Государственная премия РФ за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского гос. телеканала «Культура». Указом Президента РФ 2006 год был объявлен в России годом Лихачёва. По словам референта академика И. А. Лобаковой, Л. довольно иронично относился «ко всяким официальным знакам одобрения его деятельности, наградам и прочему», «не помнил всех своих правительственных наград», но «ценил свое звание первого Почетного гражданина Санкт-Петербурга (как знак восстановления прерванной традиции) и орден св. Андрея Первозванного» (Дмитрий Лихачев и его эпоха. 2006. С. 111).

Имя Л. носят: площадь возле Биржевого моста и аллея близ ул. Орбели, школа № 47 Петроградского р-на в С.-Петербурге, районная б-ка в Новосибирске, Российский научно-исследовательский ин-т культурного и природного наследия в Москве, Кабинет русской литературы и культуры в Российско-армянском гос. ун-те в Ереване и мн. др. Памятные доски были установлены в С.-Петербурге на доме, где Л. прожил с 1964 по 1999 г. (2-й Муринский просп., д. 34), и в Москве на доме, где находилась редакция ж. «Наше наследие» (1-й Неопалимовский пер., д. 4); в атриуме Б-ки иностранной лит-ры им. М. И. Рудомино в 2011 г. был открыт памятник Л. Фондом им. Л. и правительством С.-Петербурга была учреждена ежегодная премия им. Д. С. Лихачёва, а Комитет по культуре проводит ежегодный международный конкурс «Созвездие талантов. Звезда Д. С. Лихачёва». Лихачёвские чтения с 2000 г. периодически проводятся в Пушкинском Доме, в С.-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, в Саратовском гос. ун-те им. Н. Г. Чернышевского, в Пушкинском лицее № 1500 и в гимназии № 1503 Москвы, в школе № 47 им. Д. С. Лихачёва в С.-Петербурге и др. На могиле Л. в Комарове установлен памятник, выполненный скульптором В. С. Васильковским; 30 нояб. 2015 г. памятник Л. был открыт в Софии.

Арх.: ИРЛИ ОР. Ф. 769.
Соч. (избр.): Оборона древнерус. городов. Л., 1942 (совм. с М. А. Тихановой); Национальное самосознание Др. Руси: Очерки из области рус. лит-ры XI-XVII вв. М.; Л., 1945. The Hague, 1969 (фототип.); Новгород Великий: Очерк истории культуры Новгорода XI-XVII вв. Л., 1945. М., 1959; Культура Руси эпохи образования Русского нац. гос-ва (кон. XIV - нач. XVI в.). М., 1946. The Hague, 1967 (фототип.); Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. The Hague, 1966 (фототип.); Слово о полку Игореве: Ист.-лит. очерк. М.; Л., 1950, 19552; Возникновение рус. лит-ры. М.; Л., 1952; Человек в лит-ре Др. Руси. М.; Л., 1958, 19702; Некоторые задачи изучения 2-го южнослав. влияния в России. М., 1958; «Слово о полку Игореве» - героический пролог рус. лит-ры. М.; Л., 1961. Л., 1967; Текстология: На мат-ле рус. лит-ры Х-XVII вв. М.; Л., 1962. Л., 19832. СПб., 20013 (совм. с А. А. Алексеевым и А. Г. Бобровым); Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (кон. XIV - нач. XV в.). М.; Л., 1962; Текстология: Кр. очерк. М.; Л., 1964; Поэтика древнерус. лит-ры. Л., 1967, 19712. М., 19793; Худож. наследие Др. Руси и современность. Л., 1971 (совм. с В. Д. Лихачёвой); Развитие рус. лит-ры Х-XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973. СПб., 1998; Великое наследие: Классические произведения лит-ры Др. Руси. М., 1975, 19802; Големият свят на руската лит-ра: Изслед. и ст. / Сост. и ред.: П. Динеков. София, 1976; «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976 (совм. с А. М. Панченко); «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978, 19852. СПб., 1998; Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Л., 1982, 19912. СПб., 19983; Смех в Др. Руси. Л., 1984 (совм. с А. М. Панченко и Н. В. Понырко); Исследования по древнерус. лит-ре. Л., 1986; Великий путь: Становление рус. лит-ры XI-XVII вв. М., 1987; Избр. работы. Л., 1987. 3 т.; Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М., 1988 (совм. с Н. Г. Самвелян); Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л., 1989; О филологии. М., 1989; Рус. искусство от древности до авангарда. М., 1992. СПб., 2009; Статьи ранних лет. Тверь, 1993; Декларация прав культуры: (Проект). СПб., 1995; Очерки по философии худож. творчества. СПб., 1996, 19992; Об интеллигенции: [Сб. ст.]. СПб., 1997; Раздумья о России. СПб., 1999; Рус. культура. М., 2000. СПб., 2007; Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. СПб., 2006. 3 т.; Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. М., 2006, 20132; Избр. тр. по рус. и мировой культуре. СПб., 2006; Неизвестный Д. С. Лихачев: Неопубл. мат-лы из архива Рос. фонда культуры / Подгот. текстов, сост., коммент., вступ. ст.: И. Ю. Юрьева. М., 2006; Мысли о жизни: Воспоминания. СПб., 2013.
Библиогр.: Д. С. Лихачев / Вступ. ст.: В. П. Адрианова-Перетц; Сост.: Г. Н. Финашина, M. А. Салмина. М., 1966, 19772, 19893. (Мат-лы к биобиблиогр. ученых СССР. Сер. лит-ры и яз.; Вып. 7, 11, 17); Хронологический список тр. акад. Д. С. Лихачева за 1988-1996 гг.: (Продолж.) // ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 40-70; Правдомирова Д. Д. Лихачов в България: Биобиблиография. София, 2006; Библиография работ Д. С. Лихачева: Хронол. список тр. акад. Д. С. Лихачева (1935-1995) // Запесоцкий А. С. Культурология Д. Лихачева. СПб., 2007. С. 356-434; [Хоронжина З. Г., Дягилева Т. Д.] Лит-ра о жизни и трудах Д. С. Лихачева // Там же. С. 435-521; Д. С. Лихачев: Библиография, 1988-2007 / Сост.: М. А. Салмина. СПб., 2009; Д. С. Лихачев: Библиография, 1996-2007 / Сост.: М. А. Салмина // ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 3-121.
Лит. (избр.): Кольцов А. В. Ученые Ленинграда в годы блокады (1941-1943). М.; Л., 1962. С. 101-102; Лурье Я. С. Лихачев Д. С. // СИЭ. 1965. Т. 8. Стб. 741; Робинсон А. Н. Лихачев Дмитрий Сергеевич // БСЭ. 19733. Т. 14. С. 569; Покровский Н. Н., Шмидт С. О. Археографическая деятельность Д. С. Лихачева // АЕ за 1976 г. М., 1977. С. 121-128; Баскаков В. Н. Пушкинский Дом, 1905-1930-1980: (Ист. очерк). Л., 1980. С. 134-143; Князевская Т. Б. Д. С. Лихачев о культурном наследии // Проблемы изучения культурного наследия: Сб. М., 1985. С. 9-13; она же. Д. С. Лихачев // Русское подвижничество / Сост.: Т. Б. Князевская. М., 1996. С. 7-12; Ronchetti В. Teoria della letteratura nel pensiero di D. S. Lichačev // Ricerche Slavistiche. R., 1985/1988. Vol. 32/35. P. 137-211; Балашов Д. Слово о Лихачеве // Север. Петрозаводск, 1986. № 10. С. 100-102; Дмитриев Л. А., Творогов О. В. Д. С. Лихачев - исследователь «Слова о полку Игореве» // Альманах библиофила. М., 1986. Вып. 21. С. 27-35; Пиотровский Б. Б., Дмитриев Л. А., Янин В. Л., Шмидт С. О. 80-летие акад. Д. С. Лихачева // ВИ. 1986. № 11. С. 116-121; Князевская О. А., Толстой Н. И. Вопросы палеографии и кодикологии в трудах акад. Д. С. Лихачева: (К 80-летию со дня рожд.) // АЕ за 1986 г. М., 1987. С. 143-147; Маркелов Г. В. Д. С. Лихачев - «вкладчик» в Древлехранилище Пушкинского Дома // Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 345-348; Панченко А. М. Дорогу осилит идущий: (О творчестве Д. С. Лихачева) // Там же. С. 6-17; Гранин Д. А. В служении отечеству: (О Д. С. Лихачеве) // Он же. Милосердие. М., 1988. С. 41-50; Лихтенштейн Е. С. Корректор - академик Д. Лихачев // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 11-16; Lesourd F. Dmitri Likhatchov, historien et théoricien de la littérature // Likhatchov D. Poétique historique de la littérature russe du Xe au XXe siècle. Lausanne, 1988. P. 255-328; она же (Лесур Ф.). Дмитрий Лихачев, историк и теоретик лит-ры // Лихачев Д. С. Ист. поэтика рус. лит-ры: Смех как мировоззрение. СПб., 1997. С. III-LXXIII; Дмитриев Л. А. Филол. труды Д. С. Лихачева // Лихачев Д. С. О филологии. М., 1989. С. 6-9; Samvélian N. Dm. Likhatchev: Esquisse d'un portrait. Moscou, 1990; Динеков П. Научният път на Д. С. Лихачов // Старобългаристика. София, 1991. Год. 15. № 4. С. 3-10; Вагнер Г. К. От Соловков до планеты 2877 // Рус. подвижничество. М., 1996. С. 13-22; [К 90-летию акад. Д. С. Лихачева] // ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 3-82; Riasanovsky N. V. D. S. Likhachev and Russia: a critical appreciation // Russian history = Histoire russe. Irvine, 1996. Vol. 23. N 1/4. P. 141-154; Буланин Д. М. Дмитрий Сергеевич Лихачев и рус. культура кон. XX в. // РЛ. 1997. № 1. С. 3-13; он же. Эпилог к истории рус. интеллигенции: Три юбилея. СПб., 2005; Накамура Е. Профиль одного идеалиста: К 90-летнему юбилею акад. Д. С. Лихачева // Народ. Токио, 1997. Вып. 34. С. 1-10; Творогов О. В. Акад. Д. С. Лихачев (1906-1999) // Изв. АН. Сер. лит-ры и языка. 1999. Т. 58. № 5/6. С. 73-75; он же. Историческое повествование в трудах Д. С. Лихачева: (Вступ. слово) // ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 3-5; Егоров Б. Ф. Д. С. Лихачев и «Литературные памятники» // АЕ за 1999 г. М., 2000. С. 406-409; Карпенко И. Н. Человек - культура: Он завершал путь рус. интеллигенции в XX в. // Русское Возрождение. Н.-Й.; М.; П., 2000. № 77/78. С. 401-405; [Памяти акад. Д. С. Лихачева] // АЕ за 1999 г. М., 2000. С. 386-410; Рубашкин А. И. Многая лета..: Последнее лето: О Д. С. Лихачеве: Восп., записи, док-ты // Нева. 2000. № 10. С. 182-194; Сазонова Л. И., Робинсон М. А. Памяти Д. С. Лихачева (1906-1999) // Славяноведение. 2000. № 2. С. 117-122; они же. Акад. Д. С. Лихачев: (К 100-летию со дня рождения) // Изв. РАН. Сер. лит-ры и языка. 2006. Т. 65. № 6. С. 3-15; Seemann K. D. In memoriam D. S. Lichačev // ZfS. 2000. Bd. 45. N 1. S. 109-115; Багно В. Е. Д. С. Лихачев о границах культуры и культуре границ: [О сб. Д. С. Лихачева «Декларация прав культуры»] // Инф. бюллетень РБА. 2001. № 18. С. 26-30; Водолазкин Е. Г. Эпоха Лихачева // Звезда. СПб., 2001. № 11. С. 183-189; Мир гуманитарной культуры акад. Д. С. Лихачева: Междунар. Лихачевские науч. чтения, 24-25 мая 2001 г. СПб., 2001; Рождественская М. В. Поэтика древнерус. лит-ры в трудах Д. С. Лихачева // ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 8-15; Лихачев Д. С. // Пушкинский Дом: Мат-лы к истории, 1905-2005. СПб., 2005. С. 470-471; Творогов О. В., Рождественская М. В. Отдел древнерус. лит-ры // Там же. С. 230-246; Акад. Д. С. Лихачев: Диалог с XX веком: Кат. выставки. СПб., 2006; Год Лихачева / Сост.: А. В. Кобак, О. Л. Лейкинд. СПб., 2006; Ендольцев Ю. Д. С. Лихачев и Петербургский ун-т // Нева. 2006. № 1. С. 231-234; Енишерлов В. П. Тревожная совесть // Наше наследие. М., 2006. № 79/80. С. 36-46; Д. Лихачев и его эпоха: Восп., эссе, док-ты, фотографии / Сост., предисл.: Е. Г. Водолазкин. СПб., 20062; Морев В. Русский интеллигент тоталитарного периода // Нева. 2006. № 11. С. 248-256; Мухина Е. А. Проблемы худож. времени и пространства в концепции Д. С. Лихачева // Наука, культура, общество: К 100-летию со дня рожд. акад. Д. С. Лихачева: Сб. докл. Петрозаводск, 2006. С. 62-73; Понырко Н. В. Хранитель культурного наследия России: К 100-летию со дня рожд. акад. Д. С. Лихачева // Вестн. РАН. М., 2006. Т. 76. № 11. С. 1020-1026; Бобров А. Г. Время Лихачева // Вестн. истории, лит-ры, искусства. М., 2007. Т. 4. С. 497-507; он же. «Нравился он мне чрезвычайно»: (Д. С. Лихачев и Великий Новгород) // Новгородский край в рус. лит-ре. Новг., 2009. С. 831-839; он же. Д. С. Лихачев как исследователь новгородских летописей: (Дис. «Новгородские летописные своды XII века») // ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 128-141; Запесоцкий А. С. Д. Лихачев - великий рус. культуролог. СПб., 2007; Лобакова И. А. Д. С. Лихачев об ист. памяти // Архивист и историк: Сотрудничество в контексте совр. науки и культуры: Мат-лы междунар. науч. конф. СПб., 2007. С. 15-23; Робинсон М. А., Сазонова Л. И. Д. С. Лихачев: жизненный путь и научная судьба: К 100-летию со дня рождения // Славянский альманах, 2006. М., 2007. С. 394-422; Шмидт С. О. Наш великий современник: Статьи об акад. Д. С. Лихачеве, 1976-2006 / Сост.: А. В. Кобак. СПб., 2007; Прозоров Ю. М. Д. С. Лихачев - исследователь рус. лит-ры Нового времени // ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 142-150; Федорова И. В. Архив акад. Д. С. Лихачева в Пушкинском Доме: Обзор предв. науч.-техн. обработки мат-лов // Там же. С. 151-170; она же. Обзор мат-лов Советского фонда культуры в архиве акад. Д. С. Лихачева // Ежег. Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2007-2008 гг. СПб., 2010. С. 25-34; Зубок В. Д. С. Лихачев в общественной жизни России кон. ХХ в. СПб., 2011; Луков В. А. Акад. Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории лит-ры. М., 2011; Попов В. Д. Лихачев. М., 2013. (ЖЗЛ); Панченко О. В. Д. С. Лихачёв - свидетель и летописец истории Соловков // История страны в судьбах узников Соловецких лагерей: Сб. докл. науч. конф., 13-14 июля 2015 г., Соловки / Изд-во Соловецкого мон-ря, 2016 (в печати).
А. Г. Бобров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт
  • КАРСКИЙ Евфимий Федорович (1860-1931), славист, академик Российской АН, основоположник белорусоведения
  • АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР
  • АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна; 1888- 1972), филолог, исследователь древнерус. лит-ры и фольклора
  • АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства
  • АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства
  • АНИСИМОВ Юлиан Павлович (1886-1940), поэт, переводчик, искусствовед
  • АНТОНОВА (Буханевич; 1907-1993) Валентина Ивановна, специалист в обл. древнерус. живописи, канд. искусствоведения