ЛУПИКИН
Том XLI, С. 673-675
опубликовано: 16 сентября 2020г.

ЛУПИКИН

[Лупицин; лат. Lupicinus] († ок. 480), св. (пам. зап. 21 марта), 2-й аббат мон-ря Кондат (на месте совр. г. Сен-Клод, Франция). Важнейший источник сведений о Л.- Житие Юрских отцов (святых Романа, Лупикина и Евгенда), написанное по просьбе Марина, аббата Леринского мон-ря (см. Лерен), для Иоанна и Арментария, монахов аббатства св. Маврикия в Агауне (ныне Сен-Морис, кантон Вале, Швейцария). Издатель Жития, Ф. Мартин, датировал сочинение примерно 520 г. (Vie des Pères du Jura. 1968. P. 57), но Ф. Мaзе показал, что оно было составлено до 515 г.- даты торжественного основания мон-ря св. Маврикия, о к-ром нет упоминаний в тексте (Masai. 1971. S. 56). По мнению А. Дюбрёка, Житие было написано между 512 и 515 гг. (Dubreucq. 2009. Р. 197). Нек-рые исследователи считали автором Жития св. Вивенциола, монаха из Кондата, ученика св. Евгенда и впосл. епископа Лугдунского (Лионского) (см.: Moyse. 1973. P. 43-44; Wood. 1981. P. 27; Vogué. 2003. P. 123-127). Полемика между франц. исследователями, выступавшими за историческую достоверность Жития, и нем. учеными, оспаривавшими ее, длилась со 2-й пол. XVII до 2-й пол. XX в. и завершилась признанием подлинности текста (подробнее см.: Vie des Pères du Jura. 1968. P. 14-44). Более краткое сказание о Романе и Л., отличающееся в нек-рых деталях от Жития Юрских отцов, было включено Григорием Турским в цикл «Житие отцов».

В Житии Юрских отцов сообщается, что Л. последовал за старшим братом Романом, к-рый в возрасте ок. 35 лет покинул родной дом и поселился близ слияния 2 рек в уединенной долине гор Юра. Согласно Григорию Турскому, Л. с юных лет искал Бога. Получив образование и достигнув надлежащего возраста, он по настоянию отца женился. Роман с детства был близок Л. по духу и также желал посвятить жизнь Богу, поэтому не вступил в брак. После кончины родителей братья отправились искать уединения и поселились в отдаленном месте Юрских гор, между Бургундией и Алеманнией, недалеко от г. Авентик (ныне Аванш, Швейцария). Соорудив хижины, они проводили там дни в молитве, питаясь лишь кореньями. Однако вскоре диавол попытался прогнать отшельников, обрушивая на них град камней, так что Л. и Роман часто страдали от ран, причиненных камнепадом. Будучи еще недостаточно духовно опытными, братья стали опасаться демонов и покинули жилище. Придя в некое селение, они остановились в доме бедняка, жена к-рого стала расспрашивать их, кто они и откуда. Услышав рассказ Романа и Л. о том, почему они отказались от замысла жить уединенно, она призвала их мужественно бороться с искушениями. Раскаявшись в малодушии, братья вернулись в горы. Сатана вновь начал осыпать их камнями, но Роман и Л., вооружившись крестным знамением и молитвой, преодолели это испытание. Вскоре вокруг них стали собираться ученики, чтобы слушать их проповеди. Тогда Роман и Л. основали мон-рь Кондат (Кондадискон), а затем еще 2 обители (мон-рь в Лауконне (ныне Сен-Люписен) и, возможно, Роменмотье в совр. Швейцарии), одна из к-рых располагалась в Алеманнии, и поочередно посещали живших там монахов, наставляя их словом Божиим. В отличие от Романа, к-рый одинаково общался как с монахами, так и с мирянами, в т. ч. жен. пола, Л. избегал встреч и разговоров с женщинами. Он был строг с монахами, не позволял не только поступать с кем-либо дурно, но и произносить бранные слова. Однажды он пришел в мон-рь в Алеманнии и, пока монахи работали в поле, вошел в помещение, где готовили пищу. Увидев множество разнообразных блюд, в т. ч. рыбных, Л. возмутился и приказал бросить все яства в общий котел. Т. о. он хотел показать братии, что монахи не должны излишествовать. Монахи раскаялись в своем проступке, но 12 из них покинули мон-рь, не сумев отказаться от земных удовольствий. Роман чудесным образом узнал о поступке брата и, когда Л. вернулся в Кондат, упрекнул его в том, что по его вине монахи ушли из мон-ря. Затем он стал горячо молиться об ушедших, не желая их погибели. По молитве Романа они раскаялись и основали собственную обитель.

В Житии Юрских отцов описаны аскетические подвиги Л.: святой всегда носил тунику, сшитую из лоскутов меха различных животных; капюшон защищал его от дождя, но не от холода; обувь Л. надевал, лишь отправляясь ко двору, в мон-ре же носил деревянные сандалии. У подвижника не было постели: обычно после окончания совместной вечерней молитвы он продолжал молиться в оратории, после чего ненадолго засыпал на скамье. Когда же стояли холода, Л. спал в своего рода колыбели из дерева, которую закрывал с 2 концов древесной корой и обогревал, ставя ее рядом с очагом. Когда люлька нагревалась, он брал ее с собой в ораторий. Л. не употреблял в пищу не только мясные, но и молочные продукты, масло и вино. Григорий Турский указывает, что пищу он вкушал один раз в 3 дня, воду пил крайне редко, особенно в последние годы жизни. Когда святого одолевала жажда, он опускал руки в сосуд с водой и т. о. восполнял необходимую организму влагу. В Житии Юрских отцов говорится, что Л. макал ломоть хлеба в блюдо с водой и ел это. Однажды братия монастыря и миряне пришли к эконому обители и уведомили его, что до следующего урожая зерна не хватит. Эконом, взяв с собой 5 почтенных мужей, отправился к Л. и со слезами рассказал о надвигающейся беде. Л. привел их в монастырскую житницу и стал горячо молиться Богу, затем велел эконому раздавать зерно нуждающимся. Чудесным образом все были спасены от голода. Григорий Турский сообщает, что Бог указал Л. пустынное место, где были спрятаны сокровища, так что он мог ежегодно брать оттуда деньги на нужды братии, никому при этом не открывая источник доходов.

Церковь Нотр-Дам в Сен-Люписене. XI–XII вв.Церковь Нотр-Дам в Сен-Люписене. XI–XII вв.

В отличие от Романа, к-рый, согласно Григорию Турскому, прославился исцелением больных и прокаженных, Л. в Житии Юрских отцов предстает скорее как опытный врач и духовный наставник. Он содействовал выздоровлению монаха, который из-за тщеславия взял на себя подвиг крайнего воздержания и дошел до такого истощения, что не мог двигаться. Л. не только молился за несчастного, но и в течение недели с помощью физических упражнений на свежем воздухе оживлял его омертвевшие члены, а затем ради послушания велел ему вкушать нормальную пищу. В др. раз Л. словами отеческой любви привел к раскаянию 2 монахов, решивших тайно бежать из мон-ря. В Житии делается акцент на силе молитвы Л. Мон. Датив отличался смирением, кротостью, послушанием и др. добродетелями, но затем возгордился и покинул обитель. Встретив в базилике св. Мартина в Туронах (ныне Тур) одержимого демонами, к-рый назвал его по имени и объявил, что отныне Датив будет служить ему вместо верхового животного, монах раскаялся и вернулся в монастырь. Через 2 года он вновь решил уйти; тогда Л. понял, что на этот раз только Бог сможет остановить монаха, и принялся горячо молиться за него. В результате Датив опомнился, просил прощения у братии и впредь не поддавался такого рода искушению. По молитве Л. его друг Агриппин, назначенный комитом Галлии, избежал смерти. Он был оклеветан перед императором военачальником Эгидием, отправлен в Рим и без суда приговорен к смертной казни. Л. явился во сне Агриппину и указал ему тайный ход из тюрьмы. Следующей ночью святой снова предстал перед Агриппином в ватиканской базилике св. Петра и пообещал, что утром тот получит необходимое пропитание. Затем Агриппин встретил придворных и открылся им; его доставили во дворец, и он был оправдан перед императором.

Л. защитил перед Хильпериком I († ок. 480), кор. Бургундии, бедняков, к-рых угнетал некий влиятельный вельможа. Хильперик не только освободил людей от притеснений, но и щедро одарил Л. Григорий Турский уточняет, что Л. отправился к правителю просить средств для содержания обители.

Из текста Григория Турского известно, что после смерти Романа (ок. 460) Л. в течение примерно 20 лет один управлял всеми обителями. Роман по его просьбе был похоронен за пределами мон-ря, чтобы к нему на могилу, над к-рой впосл. была построена церковь, могли приходить за исцелением не только мужчины, но и женщины. Л. дожил до глубокой старости и, назначив преемников, скончался в окружении братии. Он был погребен в базилике мон-ря в Лауконне.

В XI в. началась реконструкция базилики, продолжавшаяся до XII в., когда была возведена башня над средокрестием. Освящение 3-нефной церкви состоялось в 1110 г.; в булле папы Пасхалия II она впервые была названа ц. св. Л. С XVI в. церковь неск. раз перестраивалась и реконструировалась. В 1689 г. под главным алтарем церкви был обнаружен деревянный гроб с останками, в котором находилась свинцовая табличка с именем Л. Табличка датируется V-VIII вв. и, по мнению некоторых исследователей, могла быть на саркофаге Л. В янв.-февр. 2007 г. в ходе археологических раскопок под средокрестьем церкви была обнаружена первоначальная могила святого с остатками деревянного гроба. В церкви хранится деревянная позолоченная рака с мощами святого и деревянный бюст-реликварий XIV в. с частицей мощей св. Андрея (Bully S., Čauš ević-Bully M. Saint-Lupicin (Jura), Église Notre-Dame de la Nativité: Sondage archéologique а la croisé du transept // Bull. du Centre d'études médiévales d'Auxerre. 2008. Vol. 12. P. 46-49). Часть мощей Л. хранится в ц. Сен-Люписен в Люстене (коммуна Профондевиль, пров. Намюр, Бельгия).

В «исторических» мартирологах, составленных Флором Лионским, Адоном Вьеннским и др. авторами IX в., память Л. указана под 21 марта. Под этой же датой в 80-х гг. XVI в. она была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог и сохраняется в его совр. редакции. В еп-стве Сен-Клод поминовение святых Романа и Л. совершается 21 мая.

Ист.: BHL, N 5073-5074; CPL, N 2119; ActaSS. Mart. T. 3. P. 262-267; Vie des Pères du Jura / Éd. F. Martine. P., 1968, 20042. (SC; 142); Vita Patrum Iurensium Romani, Lupicini, Eugendi / Ed. B. Krusch MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 143-153; Greg. Turon. Vit. Patr. 1; MartRom. P. 106; MartRom (Vat.). P. 188.
Лит.: Benoît P. Histoire de l'abbaye et de la terre de St-Claude. Montreuil-sur-Mer, 1890. Vol. 1. P. 78-109; Poupardin R. Étude sur les vies des saints fondateurs de Condate et la critique de M. B. Krusch // Le Moyen Âge. Brux. etc., 1898. T. 11. P. 31-48; Duchesne L. La Vie des Pères de Jura // MArHist. 1898. Vol. 18. N 1. P. 3-16; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 244, 348, 371, 481; Hoogterp P.-W. Les vies des Pères du Jura: Étude sur la langue. Brux., 1934. P. 129-251; Van Doren R. Lupicino // BiblSS. Vol. 8. Col. 378-379; Masai F. La «Vita Patrum Iurensium» et les débuts du monachisme à Saint-Maurice d'Agaune // FS B. Bischoff. Stuttg., 1971. S. 43-69; Moyse G. Les origines du monachisme dans le diocèse de Besançon (Ve-Xe siècles) // Bibl. de l'École des chartes. P., 1973. T. 131. P. 21-104, 369-485; Keller H., von. Mönchtum und Adel in den «Vitae patrum Jurensium» und in der «Vita Germani abbatis Grandivallensis» // Landesgeschichte und Geistesgeschichte: FS f. O. Herding z. 65 Geburtstag. Stuttg., 1977. S. 1-23; Wood I. A Prelude to Columbanus: The Monastic Achievement in the Burgundian Territories // Columbanus and Merovingian Monasticism / Ed. H. B. Clarke, M. Brennan. Oxf., 1981. P. 3-32; Vogué A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l'Antiquité. P., 2003. T. 8; Bully S. e. a. Saint-Lupicin (Jura): Étude de bâti de l'église Notre-Dame // Bull. du Centre d'études médiévales d'Auxerre. 2007. Vol. 11. P. 64-70; Dubreucq A. Lérins et la Burgondie dans le haut Moyen Âge // Lérins, une île sainte dans l'Occident medieval / Éd. Y. Codou, M. Lauwers. Turnhout, 2009. P. 197-206.
А. Н. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВИТ (сер. V в. – 530), аббат Миси, прп. (пам. зап. 17 июня)
  • АДАМНАН (ок. 624 - 704), 9-й аббат мон-ря св. Ионы, прп. (пам. зап. 23 сент.)
  • АДЕЛЬФ († ок. 670), аббат Ремиремонта, св. (пам. зап. 11 сент.)
  • АЛЬТО († 760), уроженец Ирландии, настоятель мон-ря, прп. (пам. зап. 9 февр.)
  • АМВРОСИЙ АУТПЕРТ († 784) , аббат и писатель, богослов, св. (пам. зап. 19 июля)
  • АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)