МАЛЬТА
Том XLIII, С. 245-250
опубликовано: 1 февраля 2021г.

МАЛЬТА

Содержание

[Республика Мальта; мальтийское Repubblika ta'Malta; англ. Republic of Malta], островное гос-во в Юж. Европе. Расположено на Мальтийском архипелаге в центре Средиземного м., в 93 км от Италии (о-в Сицилия) и 230 км от Туниса. Площадь - 316 кв. км. Столица - Валлетта (5,7 тыс. чел., оценка на 2014 г.). Крупнейшие города: Биркиркара (22,1 тыс. чел.), Моста (19,8 тыс. чел.), Сан-Пауль-иль-Бахар (17,8 тыс. чел.), Корми (16,3 тыс. чел.), Слима (14,9 тыс. чел.). Офиц. языки - мальтийский и английский. Административно-территориальное деление: 68 округов (54 - на о-ве Мальта, 14 - на о-ве Гоцо (Гозо)). М.- член ООН (1964), Содружества (1964), СЕ (1965), МВФ (1968), ОБСЕ (1973), МБРР (1983), ВТО (1995), ЕС (2004). География. Мальтийский архипелаг состоит из 2 крупных островов (Мальта и Гоцо) и неск. мелких (Комино, Коминотто, Фильфла и др.). Юж. и юго-западный берег о-ва Мальта обрывистый, с гротами и известняковыми утесами, северный и северо-восточный - более низменный и изрезанный, с удобными гаванями. Характерен плоский рельеф, бо́льшую часть острова занимают невысокие плато (до 253 м на юге - наивысшая точка), к-рые расчленены руслами небольших рек (летом часто пересыхают). Климат средиземноморский: лето жаркое и сухое (средняя температура авг.- 26°C), часто дуют знойные ветры из Сахары (сирокко); зима мягкая и влажная (средняя температура февр.- 12°C); для окт.-февр. характерны интенсивные непродолжительные дожди. Среднее количество осадков - ок. 550 мм в год. Охраняемые природные территории занимают 13% площади М.

Население

В М. проживают 434 403 чел. (оценка на 2015 г.). Бо́льшая часть - мальтийцы (93,6%), проживают также англичане, австралийцы, итальянцы и др. По оценочным данным за 2015 г., прирост населения составил 0,31%, рождаемость - 10,2 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 9,1 на 1 тыс. жителей; фертильность - 1,54 ребенка на 1 женщину. В возрастной структуре доля детей до 14 лет - 15,1%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 66,4, лиц 65 лет и старше - 18,5%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 80,3 года (мужчины - 77,9 года, женщины - 82,7). Средняя плотность населения - ок. 1360 чел. на 1 кв. км (одна из самых высоких в мире). Доля городского населения - 95,4%.

Государственное устройство

М.- унитарное гос-во. Форма правления - парламентская республика. Конституция принята 21 сент. 1964 г. Главой гос-ва является президент, к-рого специальной резолюцией назначает парламент на 5 лет. Законодательную власть представляет однопалатный парламент - Палата представителей (ок. 65 мест), избираемая гражданами М. на 5 лет. Исполнительная власть принадлежит президенту, к-рый назначает премьер-министра (как правило, лидер парламентского большинства). «По совету» премьер-министра формируется правительство (Кабинет), к-рое несет ответственность перед парламентом. Судебная система включает Конституционный суд, апелляционные суды по гражданским и уголовным делам, суды 1-й инстанции. Существует многопартийная система. Ведущие партии: Лейбористская партия Мальты (ЛПМ), Националистическая партия (НП).

Религия

Подавляющее большинство населения М. (ок. 98%) - католики, менее 1% - протестанты, приверженцы др. конфессий малочисленны (оценка на 2015 г.).

Православие

Русская Православная Церковь представлена ставропигиальным приходом св. ап. Павла в г. Каппара (близ Валлетты), к-рый был официально зарегистрирован в 2003 г. в результате пастырского визита на М. председателя ОВЦС митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) в 2001 г. До 3 тыс. чел. верующих (оценка на 2015 г.), гл. обр. иммигранты из России и др. стран бывш. СССР, а также временно проживающие на М. сотрудники дипломатических миссий, туристы и члены экипажей кораблей. Духовное окормление поручено настоятелю ц. Воскресения Христова в г. Тунисе (Сев. Африка). Приход не имеет своего храма и организует богослужения в греко-католич. ц. Дамасской Божией Матери в Валлетте. 26 апр. 2014 г. приход добился разрешения на получение земли под строительство храма в г. Каппара (в наст. время ведется сбор средств).

Константинопольская Православная Церковь представлена небольшой общиной выходцев из Греции и с Кипра (до 1 тыс. чел., оценка на 2010 г.). В марте 2005 г. территория М. была выведена из юрисдикции Фиатирской и Великобританской митрополии и вошла в состав Италийской епархии, к-рая стала называться Италийская и Мелитская митрополия. В Валлетте действует митрополичий собор вмч. Георгия Победоносца (в бывш. светском здании, освященном в 1816).

Сербская Православная Церковь представлена миссионерским приходом св. ап. Павла и свт. Николая (до 1 тыс. чел., гл. обр. рабочие мигранты; оценка на 2010 г.), с 2013 г. находящимся в юрисдикции Австрийско-Швейцарской епархии. Службы проходят преимущественно в греко-католич. ц. свт. Николая в Валлетте.

Приход Болгарской Православной Церкви на М. (ок. 500 чел., оценка на 2014 г.) с 2014 г. находится в юрисдикции Средне- и Западноевропейской епархии. Службы проходят в греко-католич. ц. Дамасской Божией Матери в Валлетте.

Также действует небольшая община Румынской Православной Церкви (ок. 300 чел.; оценка на 2010 г.), члены к-рой посещают греко-католич. ц. свт. Николая в Валлетте.

Нехалкидонские восточные Церкви

Община Коптской Церкви (ок. 100 семей) проводит службы в часовне св. Иакова близ г. Зеббудж, верующие Эфиопской Церкви и Эритрейской Церкви (ок. 500 чел.) собираются на богослужения в римско-католич. ц. св. Иакова в Валлетте. Проживающие на М. немногочисленные армяне посещают как католич., так и правосл. службы в греко-католич. ц. Дамасской Божией Матери в Валлетте.

Римско-католическая Церковь

Представлена архиепископством-митрополией Мальта (380 тыс. чел., 70 приходов; кафедральный собор св. ап. Павла в Мдине, прокафедральный собор прор. Иоанна Предтечи в Валлетте) и епископством-суффраганом Гоцо (28,1 тыс. чел., 15 приходов; кафедральный собор в честь Вознесения Девы Марии в Виктории). Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1965 г. (Статистические данные представлены по оценочным данным на 2013 г.).

Протестантские церкви, деноминации и секты

Протестантами на М. являются гл. обр. выходцы из Великобритании и их потомки. Англиканская Церковь имеет прокафедральный собор св. Павла в Валлетте, ц. Св. Троицы в Слиме и конгрегацию Богоматери и вмч. Георгия в Виктории (о-в Гоцо) в юрисдикции диоцеза Европы. Количество верующих после обретения М. независимости и ухода брит. военных постепенно сокращается (в 1970 - ок. 3 тыс. чел., в нач. XXI в.- ок. 1,2 тыс. чел.). При ц. св. Андрея в Валлетте действует объединенная (с 70-х гг. XX в.) конгрегация Церкви Шотландии (ок. 150 чел.; с сер. XIX в.) и Методистской Церкви Великобритании (ок. 40 чел.; с 1824). Также действуют небольшие группы Иеговы свидетелей (ок. 600 чел.; с 1939), Армии спасения (ок. 200 чел.; с 1896), баптистов, мормонов, немецкоговорящих лютеран (община св. Андрея) и др. В 2007 г. создан Евангельский союз Мальты, объединивший неск. орг-ций евангельских христиан общей численностью ок. 400 чел. (Статистические данные представлены на нач. XXI в.).

Иудаизм

В наст. время на М. проживают ок. 150 иудеев. Иудаизм существует на М. с рим. периода. Совр. евр. община (гл. обр. выходцы из Сев. Африки, Турции и Португалии) возникла в кон. XVIII в., в период господства Франции, а затем Великобритании. После открытия Суэцкого канала (1869) община М. увеличилась до 120 чел. Во время первой мировой войны мн. евреи покинули М. В 30-х гг. XX в. часть из них вернулась, к ним присоединились евреи, бежавшие из нацистской Германии (М. была единственной страной, не требовавшей виз для евреев-беженцев). В 1938 г. на М., в основном в Валлетте, проживали ок. 200 евреев. Многие из них участвовали во второй мировой войне в составе брит. Вооруженных сил. В 1966 г. на М. жили 16 евр. семей; в 1987 г.- ок. 100 семей. В последние десятилетия отмечена эмиграция евр. молодежи, что привело к сокращению численности иудеев на М. В 2000 г. в Валлетте построена новая синагога, заменившая старую, уничтоженную в 1979 г. в ходе градостроительных работ.

Ислам

По оценочным данным на 2010 г., на М. проживали ок. 6 тыс. мусульман, гл. обр. суннитов. В г. Паола действует мечеть Мариам-аль-Батуль, при к-рой открыта медресе. Ислам впервые распространился на М. в IX в. Совр. мусульм. общины на М. возникли в результате иммиграции последних десятилетий. В 2003 г. на М. проживали 3 тыс. мусульман, из них 2250 чел. были иностранцами, ок. 660 чел.- натурализованными гражданами, ок. 150 чел.- коренными мальтийцами (гл. обр. женщины, заключившие браки с мужчинами-мусульманами).

Религиозное законодательство

Согласно Конституции 1964 г., католицизм имеет статус гос. религии (ст. 2 п. 1-2), но при этом ст. 40 гарантирует полную свободу вероисповедания. Преподавание основ католич. вероучения предусмотрено во всех гос. школах как часть обязательной образовательной программы (ст. 2 п. 3; на практике учащиеся могут отказаться от религ. предметов). Ни католич. Церковь, ни др. религ. орг-ции и их члены не получают специальных гос. дотаций, хотя, как правило, в их отношении действуют налоговые льготы.

История. С древнейших времен до нач. XIX в.

Храмовый комплекс близ дер. Таршин. Ок. 3600 г. до Р. Х.Храмовый комплекс близ дер. Таршин. Ок. 3600 г. до Р. Х. Первые следы пребывания человека на М. относятся к V тыс. до Р. Х. Здесь найдены одни из древнейших в Европе мегалитических построек (напр., в Мнайдре и Таршине на о-ве Мальта и Джгантия на о-ве Гоцо, датируемые приблизительно сер. IV - сер. III тыс. до Р. Х.). В нач. II тыс. до Р. Х. острова обезлюдели. В сер. II тыс. до Р. Х. произошло новое заселение из Сицилии и Юж. Италии. Ок. VIII в. до Р. Х. Мальтийский архипелаг был подчинен финикийцам, в VI в. до Р. Х.- Карфагену. Нек-рое влияние на М. оказали греки. В 218 г. до Р. Х. острова были захвачены римлянами и в дальнейшем романизировались. Название о-ва Мальта, как и его древней «столицы» (Мелит), выводят из финик. malet (гавань, пристанище); др. этимология - от греч. μέλιτος или лат. mel (мед), поскольку острова издревле славились медом.

Христианизация началась ок. 60 г. по Р. Х., когда, как считается, на М. в течение 3 месяцев проповедовал св. ап. Павел, попавший на острова после кораблекрушения (Деян 27-28). Его по-дружески встретил «начальник острова» Публий, к-рый, согласно преданию, принял христианство и стал 1-м епископом Мелита. Христ. общины зафиксированы не позднее IV в.

Колонна, на которой усечена глава ап. Павла (собор кораблекрушения ап. Павла в Валетте)Колонна, на которой усечена глава ап. Павла (собор кораблекрушения ап. Павла в Валетте)После раздела Римской империи (395) М. оказалась в ее зап. половине и в церковном отношении подчинялась Риму. С сер. V в. подвергалась набегам вандалов и вскоре стала частью Вандальского королевства. С его завоеванием в 533-535 гг. византийцами являлась владением Вост. Римской империи и тяготела к К-польской Патриархии. В 598 г. папа Григорий I Великий сместил еп. Мелита Туцилла (по др. версии - Люцилла), на смену к-рому был избран Траян, аббат мон-ря в Сиракузах.

В 870 г. М. была завоевана арабами. Часть христ. населения была вывезена на территорию совр. Туниса и на Сицилию, Мелитский еп. Манас был брошен арабами в тюрьму Палермо. Хотя имена Мелитских иерархов в период араб. господства неизвестны, церковная орг-ция, по всей видимости, сохранялась. Предположительно, большинство христиан проживали на о-ве Гоцо, тогда как на о-ве Мальта преобладали мусульмане и евреи (Tristia ex Melitogaudo. 2010. P. XCV-XCVII). Главным городом стала Медина (Мдина), возникшая на месте разрушенного Мелита; однако экономическим центром М. постепенно стал район больших гаваней на севере острова, связывающий его с Европой. С того времени на архипелаге доминировал диалект араб. языка, ставший основой для совр. мальтийского языка. Арабы принесли с собой новые сельскохозяйственные культуры, в т. ч. хлопок и цитрусовые, но сохранилось немного материальных памятников их присутствия,

В 1091 г. гр. Рожер I Сицилийский захватил Мальтийский архипелаг, к-рый в 1127 г. был окончательно включен в состав Сицилийского королевства. С приходом нормандцев христианство на М. стало возрождаться, мусульм. население было обложено дополнительными податями. Евр. община жила достаточно свободно: от иудеев не требовали компактного проживания, многие занимались земледелием или торговлей, а также были нотариями. С 1154 г. еп-ство Мальта подчинялось архиеп-ству Палермо. Не позднее 1192 г. король Сицилии Танкред передал М. в лен своему адмиралу, генуэзцу Маргариту из Бриндизи, к-рый получил титул графа М. Короли Сицилии не раз возвращали М. в домен, затем снова дарили либо продавали этот лен своим баронам. В 1194 г. М. как часть Сицилийского королевства попала под власть Штауфенов, в 1266 г.- Карла I Анжуйского, в 1283 г.- Арагонской династии. До сер. XIII в. на островах сохранялась поликонфессиональность. В кон. 40-х гг. XIII в. мусульм. население насильственно крестили. Отказавшиеся принимать христианство были высланы в Лучеру (Юж. Италия). В 1288-1291 гг. на о-ве Комино жил иудейский мистик Авраам бен Шмуэль Абулафия.

В 1398 г. управление о-вом Мальта было передано муниципалитету Мдины во главе с назначаемым короной капитаном. Аналогичную автономию получил и о-в Гоцо. Нехватка плодородной земли в сочетании с постоянной опасностью нападений со стороны арабов побуждала мн. мальтийцев в тот период эмигрировать на Сицилию и в Юж. Италию, позднее также на Сардинию. Начиная с XV в. М. зависела от поставок продовольствия из Сицилии. В 1429 г. М. подверглась нападениям тунисских арабов, в 1488 и 1526 гг.- турок. В 1492 г. с М., как и из других владений Арагонской династии, было изгнано или обращено в христианство все евр. население (ок. 500 чел.), составлявшее в то время ок. 5% всех жителей М. В XIV-XV вв. в городах М. стали появляться небольшие обители бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев и др. орденов, к-рые способствовали религ. просвещению мальтийцев и росту культурного уровня местных священнослужителей.

В 1530 г. имп. Карл V как король Сицилии передал Мальтийский архипелаг, а также удерживаемый испанцами ливийский г. Триполи в ленное владение ордену иоаннитов (госпитальеров; см. Мальтийский орден). В 1551 г. турки временно захватили о-в Гоцо и увели в рабство почти все его население. С целью предотвращения новых нападений иоанниты возвели мощные укрепления в районе Великой гавани. В 1565 г. М. во главе с вел. магистром Ж. Паризо де ла Валеттом выдержала 3-месячную осаду тур. войска, в неск. раз превосходившего силы мальтийцев. В дальнейшем небольшой мальтийский флот принял участие в битве при Лепанто (1571), в Дарданелльском сражении (1656) и др.

При иоаннитах была построена и окружена мощными укреплениями новая столица М.- Валлетта, созданы регулярный флот и военно-морская инфраструктура, система вспомоществования бедным и больным; чеканилась качественная монета, велось интенсивное городское строительство. Противоречия между епископами М. и рыцарями в отношении юрисдикции, а также распространение ересей привели к учреждению в 1561 г. на островах инквизиции. В 1592 г. был открыт иезуитский колледж (в 1769 на его основе после изгнания иезуитов из страны возник ун-т). В 1617 г. была создана семинария, окончание к-рой стало считаться нормой для желающих принять сан на М. В 1642 г. началось книгопечатание.

Т. н. катакомбы ап. Павла в пригороде МдиныТ. н. катакомбы ап. Павла в пригороде МдиныИнтерьер католич. собора прор. Иоанна Крестителя в Валетте. 60-е гг. XVII в. Худож. М. ПретиИнтерьер католич. собора прор. Иоанна Крестителя в Валетте. 60-е гг. XVII в. Худож. М. ПретиУправление островами осуществлялось рыцарями ордена, происходившими из знатных семей католических стран Европы; гос. языком был признан итальянский. Мальтийцы, большей частью мелкие землевладельцы и арендаторы, в т. ч. на церковных землях, рассматривались иоаннитами в качестве вассалов ордена и не могли стать его рыцарями. Своим главным делом помимо лечения больных и раненых иоанниты считали охрану Центр. Средиземноморья от турок и арабов и вели с ними постоянную войну на море, а также нападали на приморские районы, контролируемые Османской империей, включая те, где проживали христиане. Захваченные при этом пленные делились на 2 категории. К 1-й относились христиане, к-рых по требованию инквизиции немедленно освобождали, лечили, кормили, снабжали европ. платьем, небольшой суммой денег и письмом от вел. магистра ко всем государям Европы с просьбой помочь освобожденным вернуться на родину. Конфессия, к-рой придерживался пленный христианин, значения при этом не имела. Как правило, освобожденных пленных отправляли на север Адриатики в Фьюме (ныне Риека, Хорватия). Вторую категорию попавших в плен, мусульман и иудеев, обращали в рабство, причем принятие христианства не делало их свободными; для этого нужно было специальное решение хозяина раба. С XVI в. Церковь категорически запрещала брак или отношения с мусульм. женщинами, а женитьба на них предполагала многолетний процесс приобщения рабыни к христианству. В результате не менее 10% населения архипелага составляли рабы. Пленники-иноверцы из знатных родов жили комфортно, дожидаясь выкупа. Пользуясь определенной свободой передвижения, возможностью переписки со Стамбулом и общением с др. рабами, их лидеры дважды (в 1536 и 1749) устраивали заговоры, надеясь не только силой вернуть свободу, но и подчинить М. туркам. Обе эти попытки были подавлены орденом. В 1789 г. султан Марокко выкупил всех рабов-мусульман, но приток новых невольников, захваченных мальтийскими корсарами, продолжался. (Окончательное исчезновение рабства на М. относится к 1812-1815 гг.).

Мальтийский орден поддерживал дипломатические отношения со мн. христ. странами, а также с Турцией и Марокко. В 1770 г. вел. магистр М. Пинто де Фонсека принял российского посла маркиза Г. Кавалькабо и установил дипломатические отношения с Россией. В ходе русско-тур. войны 1768-1774 гг. он разрешил российским военным кораблям останавливаться и пополнять припасы на М. В знак благосклонности Екатерина II Алексеевна послала вел. магистру свой парадный портрет. В посл. четв. XVIII в. усилились противоречия между администрацией ордена и местным населением (в т. ч. духовенством), к-рое все активнее выражало недовольство почти полным отстранением от управления и ущербным социальным статусом. Это недовольство вылилось в т. н. Восстание священников 1775 г., не получившее массовой поддержки и жестоко подавленное орденом.

В 1798 г. М. была без боя захвачена Наполеоном Бонапартом. Часть рыцарей ордена приняла сторону французов, другая, во главе с вел. магистром Ф. фон Гомпешом цу Больхаймом, покинула М. и переехала в Рим. В том же году группа рыцарей из российского приората предложила титул великого магистра российскому имп. Павлу I Петровичу. Он принял это предложение и поддержал орден на территории России, но на М. его власть была эфемерной, и он не пытался подкрепить ее военными действиями.

Франц. власти отменили феодальные привилегии, запретили рабство, ликвидировали инквизицию, ввели светский брак. Радикальные преобразования, а также злоупотребления французов, в частности введение ими высоких налогов, вывоз ценностей из церквей, закрытие ун-та и неск. мон-рей, изгнание неугодных клириков, запрет обращаться к папскому арбитражу, вызвали недовольство местного населения. В результате народного восстания во главе с каноником Франческо Каруаной французы были изгнаны с о-ва Гоцо и находились в осаде в Валлетте (единственный раз, когда ее укрепления подверглись осаде). Восставшие обратились за помощью к командующему брит. эскадрой Г. Нельсону. После многомесячной осады, в условиях высокой смертности от недоедания и тифа, 4 сент. 1800 г. Валлетта была сдана, над архипелагом установлен брит. контроль.

XIX-XXI вв.

Собор Вознесения Пресв. Девы Марии в г. Виктория (о-в Гоцо). 1697–1711 гг. Архит. Л. ГафСобор Вознесения Пресв. Девы Марии в г. Виктория (о-в Гоцо). 1697–1711 гг. Архит. Л. Гаф В 1814 г. по условиям Парижского мирного договора М. была признана колонией Великобритании. Вплоть до второй мировой войны она оставалась основной военно-морской базой Великобритании в Средиземноморье. В 1819 г. местное самоуправление было ликвидировано, власть передана брит. губернатору. В 1835 г. создан Гос. совет из 7 назначаемых губернатором мальтийцев. С 1849 г. в Гос. совет входили 8 избираемых и 10 назначаемых членов, с 1887 г. этот орган стал преимущественно выборным (14 членов из 20). Значение М. заметно выросло после открытия в 1869 г. Суэцкого канала. В брит. правление определенная дискриминация мальтийцев сохранялась: им было сложнее поступить на гос. службу, мальтийский язык не имел гос. статуса. Брит. администрация на М. признавала католич. традиции островов и в целом поддерживала хорошие отношения с католич. Церковью, но ввела ряд ограничений, в частности были приняты законы, противоречащие каноническому праву и контролирующие право «мертвой руки»; судебная неприкосновенность распространялась только на епископов, а не на весь клир; церковная юрисдикция была ограничена исключительно внутрицерковными вопросами. Когда в 1829 г. между брит. администрацией и неаполитанским монархом возник спор о праве назначения епископа Мальты, папа Римский Григорий XVI вывел еп-ство Мальта из подчинения архиеп-ству Палермо и подчинил его напрямую Папскому престолу.

В 1798 (при французах), 1836 и 1855 гг. жители Гоцо подавали прошения об учреждении для них отдельного еп-ства. В 1860 г. брит. администрация дала на это согласие, и в 1864 г. папа Пий IX буллой «Singulari Amore» выделил из еп-ства Мальты о-ва Гоцо и Комино в отдельное еп-ство Гоцо с центром в г. Рабат (на о-ве Гоцо; ныне - Виктория).

После первой мировой войны на М. начался рост национально-освободительного движения. 7 июня 1919 г. при подавлении брит. войсками уличных волнений погибли 4 чел., многие получили ранения. После этого депутаты прекратили работу Гос. совета, а в стране усилились проитал. настроения (день 7 июня был объявлен национальным праздником в 1989). Новый губернатор, лорд Г. Пламер, начал широкие реформы. 30 апр. 1921 г. М. по т. н. Конституции Эймери-Милнера получила самоуправление, офиц. языками стали итальянский и английский. Возникли первые политические партии мальтийцев, в т. ч. ЛПМ (1920) и НП (1926). Начали действовать 2-палатный парламент и правительство во главе с премьер-министром. Губернатору по-прежнему принадлежали широкие полномочия, в т. ч. право роспуска парламента; внешняя политика и вопросы обороны оставались в ведении метрополии. В 1930 г. обострение противоречий между пробрит. Конституционной партией и католич. Церковью, которая объявила голосование в пользу этой партии смертным грехом, заставило Великобританию приостановить действие конституции до 1932 г. В 1933 г. внутриполитическая борьба вокруг преподавания итал. языка в школе вновь привела к отмене действия конституции. В 1936 г. непосредственное управление М. перешло к брит. губернатору, опиравшемуся на избираемый Правительственный совет. В нач. 30-х гг. XX в. обострились отношения с фашистской Италией, провозгласившей М. одной из своих провинций. В этих условиях в 1934 г. гос. языками были объявлены английский и мальтийский.

В период второй мировой войны в июне 1940 - июле 1943 г. итал. и герм. авиация подвергла М. интенсивным бомбардировкам, а итал. флот пытался прорвать минные и проволочные заграждения вокруг островов. Нехватка еды, лекарств, горючего была нормой жизни. В июле 1943 г. М. стала плацдармом для высадки союзнических войск на Сицилию. В янв. 1944 г. еп-ство Мальта получило статус архиеп-ства, в подчинении к-рого находилось еп-ство Гоцо. В 1947 г. брит. власти восстановили на М. конституционное самоуправление; был ликвидирован имущественный ценз, впервые право голоса получили женщины. В ходе парламентских выборов победу одержала ЛПМ. В 1949 г. консервативное меньшинство ЛПМ во главе с премьер-министром П. Боффой создало новую Рабочую партию Мальты, которая вступила в блок с НП. В 1950 г. эти партии сформировали коалиционное правительство. В 1955 г. к власти вновь пришли лейбористы. Их лидер Д. Минтофф стремился интегрировать М. в политический и социально-экономический уклад метрополии и хотел добиться прямого представительства М. в британском парламенте. Поскольку переговоры об условиях интеграции М. не дали результатов, в 1958 г. Минтофф был вынужден уйти в отставку, после чего в стране начались массовые демонстрации и митинги, и в следующем году брит. власти вновь приостановили действие конституции.

В 1962 г. на выборах в парламент при поддержке католич. Церкви победила НП. Националисты взяли курс на расширение контактов с Италией и др. европ. странами, диверсификацию экономики и привлечение иностранного капитала. В 1964 г. М. получила независимость в рамках Британского Содружества, была принята конституция страны, в которой католицизм был объявлен гос. религией. На выборах 1971 г. к власти пришла ЛПМ, к-рая ввела равную оплату труда для мужчин и женщин, социальное страхование, узаконила светский брак, провела частичную национализацию предприятий, ограничила импорт из Европы, сократила гос. расходы (в т. ч. на образование, что оттолкнуло от партии многих ее сторонников). В 1974 г. была провозглашена Республика М. В новой конституции католицизм сохранил статус гос. религии, а католич. Церковь - свое право на организацию религ. образования в школах. В 1981 г. М. объявила себя нейтральным гос-вом и активизировала политические и экономические связи с араб. странами, прежде всего с Ливией, откуда М. получала нефть. В те годы на М. впервые с XIII в. появилась мечеть Мариам-аль-Батуль, построенная на деньги мальтийского и ливийского правительств (в 1978 М. Каддафи заложил 1-й ее камень, в 1982 она была открыта для посещения). В 1985 г. была создана комиссия для решения конфликтов между гос-вом и Церковью относительно церковной собственности и финансирования католич. школ. В 1987 г. на выборах большинство голосов получила НП. В 1990 г. М. подала просьбу о вступлении в ЕС, в 1995 г., при сохранении нейтралитета, присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира».

В 1996 г. на досрочных парламентских выборах победу одержала ЛПМ. Премьер-министр А. Сант объявил о выходе страны из программы НАТО и отозвал просьбу о вступлении страны в ЕС. Однако уже в 1998 г. к власти вернулась НП. На референдуме 2003 г. большинство населения М., вопреки призывам лейбористов, проголосовало за вступление в ЕС. В 2008 г. М. вошла в Шенгенскую зону и зону евро, но в военном отношении сохранила нейтралитет. В 2004 и 2009 гг. лейбористы одержали победу на выборах в Европарламент, на выборах в парламент М. в 2008 г. они уступили националистам один мандат. В этих условиях правительство националистов предложило, чтобы президентом страны стал лейборист. В 2009-2014 гг. этот пост занимал профсоюзный лидер Дж. Абела. С марта 2013 г. большинство в парламенте также получили лейбористы во главе с премьер-министром Дж. Мускатом. В 2014 г. президентом стала представительница ЛПМ М. Л. Колейро Прека.

В 1990 г. на М. впервые совершил пастырский визит папа Римский Иоанн Павел II. В 2001 г. в ходе паломничества «по стопам ап. Павла» он вновь посетил М. и беатифицировал 3 мальтийцев - Джорджа Преку, Марию Адеодату Пизани и Игнатия Фальзона. В 2007 г. папа Бенедикт XVI канонизировал Джорджа Преку. В 2010 г. он посетил страну в связи с празднованием 1950-летия проповеди ап. Павла на М. В 2011 г. по итогам общенационального референдума М. стала одной из последних стран мира, легализовавших разводы. Аборты на М. по-прежнему запрещены.

Ист.: Tristia ex Melitogaudo: Lament in Greek Verse of a XIIth-century Exile on Gozo / Transcr., transl. and ed. by J. Busuttil, S. Fiorini and H. C. R. Vella. Malta, 2010.
Лит.: Ferris A. A. Storia ecclesiastica di Malta. Malta, 1877; Bonnici Arth. Church and State in Malta, 1800-50. Vallette, 1958; idem. History of the Church in Malta. Valetta, 1967-1968. Vol. 1-2; Zabbar, 1975. Vol. 3; Cremona J. J. An Outline of the Constitutional Development of Malta under the British Rule. Valletta, 1963; Boissevain J. Saint and Fireworks: Religion and Politics in Rural Malta. L., 1969; Brown T. S. Byzantine Malta // Medieval Malta: Studies / Ed. A. T. Luttrell. L., 1975. P. 71-87; Кудрявцев Б. В. Мальта: Британский флаг спущен. М., 1983; Koster A. Regular and Secular Clergy in Malta: Co-operation or Infighting in a Mediterranean Catholic Regime? // Paper of the Simposia on Folk Law and Legal Pluralism. Amst., 1983. Vol. 1. P. 20-25; idem. Prelates and Politicians in Malta: Changing Power-Balances between Church and State in a Mediterranean Island Fortress, 1800-1976. Assen, 1984; Wettinger G. The Jews of Malta in the Late Middle Ages. Valletta, 1985; idem. Place-Names of the Maltese Islands, ca. 1300-1800. San Gwann, 2000; idem. Slavery in the Islands of Malta and Gozo, ca. 1000-1812. San Gwann, 2002; idem. Kliem Malti Qadim. Malta, 2006; Sacred Art in Malta 1890-1960 / Ed. G. Gauci. Valletta, 1990; Schembri G. The Malta and Russia Connection: A History of Diplomatic Relations Between Malta and Russia (XVII-XIX cent.). Marsa, 1990; Перминов П. В. Под сенью восьмиконечного креста. М., 1991; Buhagiar M., Fiorini S. Mdina: The Cathedral City of Malta. Malta, 1996. 2 vol.; Testa C. The French in Malta, 1798-1800. Valletta, 1997; Cassar C. A Concise History of Malta. Msida, 2000; idem. Society, Culture and Identity in Early Modern Malta. Msida, 2000; Ciappara F. Society and the Inquisition in Early Modern Malta. San Gwann, 2001; Borg Muscat D. Reassessing the September 1775 Rebellion: A Case of Lay Participation or a «Rising of the Priests»? // Melita Historica: J. of the Maltese Hist. Soc. Malta, 2002. Vol. 13. N 3. P. 239-252; Luttrell A. The Making of Christian Malta. Aldershot, 2002; Trump D. H. Malta: Prehistory and Temples. Malta, 2002; Holland J. Fortress Malta: An Island under Siege, 1940-1943. L., 2003; Blouet B. The Story of Malta. Malta, 20046; Мальта и Россия: Путешествие через века: Ист. открытия в рос.-мальтийских отношениях / Сост., ред., предисл.: Е. С. Золина. М., 2005; Bonanno A. Malta: Phoenician, Punic and Roman. Malta, 2005; Bonnici Al. Il-Frangiskani Konventwali f'Malta u Gћawdex. Malta, 2005; Debono J. Art and Artisans in St. John's and Other Churches in the Maltese Islands (ca. 1650-1800). Malta, 2005; Brogini A. Malte, frontie ìre de chreti ént é. R. , 2006; Castillo D. A. The Maltese Cross: A Strategic History of Malta. Westport; L., 2006; Dalli Ch. Malta: The Medieval Millenium. Malta, 2006; Buhagiar M. The Christianization of Malta: Catacombs, Cult Centres and Churches in Malta to 1530. Oxf., 2007; Borg V. Melita Sacra. Malta, 2008-2016. 4 vol; Azzopardi J. A Province in the Making: The Jesuits in Malta, 1839-1977. Malta, 2010; Azzopardi J., Freller Th. Pauline Malta: The Formation of a Nation's Identity. Rabat, 2010; Aquilina G. Il-Frangiskani Maltin. Santa Venera, 2011; Cassola A. Malta: People, Toponymy, Language: (4th Cent. B. C.- 1600). Malta, 2011; Сокровища Мальтийского ордена: Девять веков служения вере и милосердию. М., 2012; Ciappara F. The Social and Religious History of a Maltese Parish: St. Mary's Qrendi in the 18th Cent. Malta, 2014.
И. С. Филиппов
Рубрики
Ключевые слова
См.также