МАНАСИЯ
Том XLIII, С. 294-295
опубликовано: 5 февраля 2021г.

МАНАСИЯ

Монастырь МанасияМонастырь Манасия [Серб. Maнасиjа] (Ресава), жен. мон-рь во имя Св. Троицы (Пятидесятницы) Браничевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на берегу р. Ресава близ г. Деспотовац (Сербия). М. был основан в 1406-1407 гг. сербским деспотом Стефаном Лазаревичем. Об основании монастыря сообщается в Житии деспота Стефана, составленном Константином Костенечским. Первоначально обитель имела название по р. Ресава, совр. наименование получила значительно позже. Освящение храма состоялось 15 мая 1418 г. при участии деспота Стефана и Сербского патриарха Кирилла I. В XV в. в обители находился скрипторий; считается, что он был центром т. н. ресавской книжной школы, влияние к-рой распространилось не только на серб. земли, но и на Болгарию и Македонию. После того как храм окружили мощными стенами с 11 башнями и рвом шириной 10 м и глубиной 6 м, наполненным водой, а также дополнительной внешней стеной (не сохр.), мон-рь превратился в хорошо укрепленную крепость, поэтому в 1439 г. здесь разместился османский гарнизон. В 1456 г. мон-рь пострадал во время сильного пожара, в 1458 г. вновь был занят османами. Из османской описи 1467 г. известно, что тогда в М. жили 2 монаха, их владения, за пользование к-рыми они были обязаны служить османам, оценивались в 2,785 акчи. В 1516 г. упоминается, что в М. жили представители ислам. духовенства. Во время австро-тур. войны, в 1689 г., монастырь заняли австр. войска, но уже в 1690 г. сюда вернулся османский гарнизон. В 1718-1739 гг. в М. находились австр. военные: при заключении Пожаревацкого мира (1718) на карте монастырь был обозначен как крепость. В 1725 г. монастырский комплекс был отремонтирован, в 30-х гг. XVIII в. в нем действовала школа для священников. После заключения Белградского мира (1739) австр. власти вновь отмечали высокий фортификационный характер монастырского комплекса. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. турки собрали в М. и убили более 200 знатных сербов из окрестных городов и, вероятно, попытались разрушить обитель. После провозглашения Сербского государства, в 1806 г., при игум. Иоанникии, началось восстановление М. при помощи ресавского обер-кн. Милии Здравковича. В 1826 г. путешественник Иоаким Вуич отмечал, что церковь сильно пострадала при турках, настенная роспись сильно повреждена, на образах святых выколоты глаза, а монастырские здания разрушены. В Описи церквей и монастырей, действовавших в княжестве Сербия в 1836 г., данные о М. отсутствуют, вероятно, из-за ее плохого состояния. Масштабное восстановление завершилось в 1844 г. при поддержке сербского кн. Александра Карагеоргиевича. В 80-х гг. XIX в. австр. путешественник Ф. Ф. Каниц сообщал, что М. находится в хорошем состоянии, имеет 2 прихода и большие земельные владения. В 1954 г. монастырь стал женским. В 1959-1962 гг. в храме проведены реставрационные работы, худож. Б. Живкович восстановил 641 кв. м фресок (из них 140 кв. м впосл. были утрачены). В 2006 г. во время исследований были обнаружены останки деспота Стефана, похороненного здесь в 1427 г.

Храм М., прототипом к-рого является собор афонского мон-ря Ватопед, имеет основу вписанного креста, комбинированного с триконхом, возведен из тесаного камня. Храм венчают большой и 4 малых купола. С зап. стороны к храму примыкает притвор с куполом (после взрыва пороха восстановлен в 1735, сохр. первоначальный пол из плит разноцветного мрамора, в юго-вост. части находится могила деспота Стефана). Внешние стены храма украшены мелкими пилястрами и аркатурным фризом. Роспись церкви (завершена в 1418) является вершиной серб. изобразительного искусства того периода; считается, что ее выполнили мастера из Фессалоники. Программа роскошной и изысканной росписи отличается совершенством соотношения света и тени и богатейшей тематикой и включает (сохр. 1/3 фресок) крупные композиции двунадесятых праздников, сцены из жизни и чудеса Иисуса Христа (Благословение 5 хлебов, Иисус-Ребенок беседует с мудрецами в Иерусалимском храме и др.), Страстной и Богородичный циклы (Успение Пресв. Богородицы), образы многочисленных святых (в алтаре среди архиереев представлен свт. Савва I, архиеп. Сербский; на стенах в храме образы святых воинов Никиты, Меркурия, Феодора Тирона и Феодора Стратилата и др. в доспехах и с оружием). На ктиторской композиции деспот Стефан, облаченный в багряную златотканую одежду, стоит на украшенной золотом подушке и преподносит модель храма Св. Троице, представленной в виде 3 ангелов.

В комплекс мон-ря входят развалины трапезной (у юж. стены, являлась самой большой подобной средневек. постройкой в Сербии, общей площадью ок. 1000 кв. м; на 2-м этаже, возможно, находился скрипторий), большой жилой корпус с часовней св. Стефана (у вост. стены; 1975, фрески Д. Яшовича) и малый жилой корпус с часовней Животворящего Креста Господня (у зап. стены; восстановлен в 1985-1989).

Лит.: Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 282-285; Томић де Муро В., Томић С. Манасиjа-Ресава: Историjа, архитектура, сликарство. Београд, 1977; Зироjевић О. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриjаршиjе до 1683. г. Београд, 1984. С. 176; Каниц Ф. Србиjа, земља и становништво. Београд, 19915. Књ. 1. С. 272-277; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 293-300, 434-435; Деспот Стефан и његова Манасиjа: Научни скуп, Деспотовац-Манасиjа, 4. авг. 2007. Београд, 2007; Манастир Манасиjа (Ресава) у видењима историjских и књижевних извора, путиписаца, картографа и песника XIX-XXI в.: Научни скуп, Деспотовац-Манасиjа, 20. август 2006. Београд, 2007; Радосављевић Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа Васељенске патриjаршиjе. Београд, 2007. С. 390, 397, 401, 443; Симић Г., Тодоровић Д., Брмболић М., Зарић Р. Манасиjа-Ресава. Београд, 2007.
Н. В. Радосавлевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также