МАНОЙЛОВИЧ
Том XLIII, С. 360-361
опубликовано: 23 марта 2021г.

МАНОЙЛОВИЧ

К. Манойлович. Фотография. 1-я пол. ХХ в.К. Манойлович. Фотография. 1-я пол. ХХ в.[Серб. Маноjловић] Коста (4.12.1890, сел. Крнево близ г. Велика-Плана - 2.11.1949, Белград), серб. композитор, регент и педагог. Учился игре на скрипке, церковному пению и хоровому пению в семинарии св. Саввы в Белграде, гармонии - в Сербской музыкальной школе, к-рой руководил С. Мокраняц. Управлял семинарским хором, посещал репетиции Первого белградского певческого об-ва под рук. Мокраняца. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви был направлен получать муз. образование в Московскую консерваторию, но не сдал вступительные экзамены и уехал в Мюнхен (1912), где учился в Музыкальной академии и на философском фак-те Мюнхенского ун-та у Р. Майера-Гшрая, Ф. Клозе и Э. Шмица. После начала 1-й Балканской войны (1912) вернулся на родину, но не был мобилизован и снова уехал учиться в Мюнхен. С началом первой мировой войны (1914) вернулся в Сербию. Как военнообязанный приехал в Крагуевац, где основал хор Шумадийского медицинского отряда. Вместе с отступавшей серб. армией через Албанию перебрался на о-в Корфу (Керкира), где по разрешению Верховного командования основал Сербский военный хор, с к-рым выступал в храмах и лагерях. Здесь М. завершил работу над «Литургией» для муж. хора, начатой в Крагуеваце, записывал по памяти и перекладывал для муж. хора композиции Мокраняца.

В 1917 г. М. был направлен на 2 года в Оксфордский ун-т, где учился у профессоров Х. П. Алена и Э. Уолкера, сотрудничал с музыковедом Р. Ньюмарч, руководил хором богословского фак-та, к-рый пел на богослужениях и выступал с концертами в Оксфорде, Лондоне, Рединге и Бирмингеме. Много сочинял, его произведения печатались в Лондоне, Париже и Вене. В качестве дипломной работы создал композицию «На реках вавилонских» для 2 смешанных хоров, баритона и оркестра (1919).

После возвращения в Белград был назначен регентом Первого белградского певческого об-ва и учителем музыки в семинарии и в музыкальной школе в Белграде. Стал основателем и руководителем певческого об-ва «Мокраняц» (1932-1939). Являлся секретарем Белградской филармонии, одним из основателей Южнославянского певческого союза, Всеславянского певческого союза и Об-ва югославских композиторов, сотрудником Сообщества друзей искусств «Цвьета Зузорич», Сообщества друзей славянской музыки, Радио Белграда и Этнографического музея. Вместе с С. Христичем и П. Стояновичем участвовал в основании Музыкальной академии в Белграде (1937), был ее 1-м ректором (1937-1939) и профессором (до 1946). Когда по указанию властей М. был уволен из Музыкальной академии, акад. П. Конёвич назначил его сотрудником вновь учрежденного Ин-та музыковедения Сербской академии наук и искусств, однако через неск. месяцев М. скончался.

Занимаясь поиском, систематизацией и сравнительным анализом народных песен, М. обнаружил среди них те, к-рые исполнялись на церковные гласы. Разыскивал в монастырских б-ках древние рукописи с невменной нотацией. В Народной б-ке в Белграде М. нашел и сфотографировал сохранившуюся часть греко-славянской невменной рукописи XV в. с 2 композициями Стефана Сербина (погибла при бомбардировке Белграда в 1941).

В качестве редактора опубликовал сборники Мокраняца «Страно пjениjе» (составлен на основе записей учеников Мокраняца в семинарии) и «Опште поаjане» (записи К. Станковича, Г. Болярича, Н. Тайшановича, Т. Остоича и др.), а также «Божественную литургию» (1935) и «Панихиду» (Помен; 1937) для смешанного хора Й. Маринковича. Изучал серб. пение, используя метод сравнительного анализа светских и церковных напевов.

В муз. наследии М. преобладают хоровые произведения. В области светской музыки ему принадлежат значительное число композиций для смешанного, мужского и женского хоров, а также сольные вокальные произведения и миниатюры для скрипки и фортепиано.

Публиковал статьи и рецензии в югославских журналах «Христианский вестник», «Богословие», «Светосаввье», «Новые горизонты», «Сербский книжный вестник», «Музыкальный вестник», «Музыка», «Звук», «Вестник просвещения», «Югославский вестник», «Даница», «Дело», «Правда», «Наше село», «Новая жизнь», «Мысль», «Вардар», «Новая Европа», «Браилова ризница», «Святая Цецилия», «Кирилло-мефодиевский вестник», «Южное обозрение», «Югославско-болгарское обозрение». Автор статей, посвященных серб. музыке, в «Народной сербско-хорватско-словенской энциклопедии» (1925-1929; 4 кн.) и энциклопедии «Всезнание» (1937).

Арх.: Маноjловић К. Материjал за историjу српског православног црквеног певања и српске световне музике // Б-ка Музиколошког ин-та САНУ. Ф. С. Ђурић-Клаjн. Бр. 6; он же. С. С. Мокраняц // Там же. Бр. 8; Jавно уметнички рад проф. К. П. Маноjловића, 1919-1946: Попис чланака, критика и студиjа и jавно уметнички рад // Там же. Бр. 9: Аутобиографски запис К. П. Маноjловића. 24.09.1946 // Там же. Бр. 14; Маноjловић К. Музички национализам и К. Станковић // Архив Музиколошког ин-та САНУ. Бр. 959; «На рекама вавилонским»: Кантата за 2 мешковита хора, барито соло и оркестар. 1919 // Там же; Херувимска песма на савременом српском jезику. 1948 // Универзитет уметности у Београду. Б-ка Факултета музичке уметности.
Муз. соч.: для смеш. хора: Тропар и кондак на Духове. Zagreb; Praha, 1921; «Тебе поjем». Београд, 1926; «Свjатиj Боже». Београд, 1929; Из Литургиjе: Jектениjа сугуба, оглашених, прозбена. Београд, 1930; «Оче наш». Београд, 1930; «Помошчник и покровитељ». Б. м., [1930]; «Ликуj днес Сионе»: Духовна песма. Београд, 1933; «Слава во вишњих Богу»: Духовна песма. Б. м., [1933]; Опело: Вечноj сени Александра Краља. Београд, 1934; «Свjати сербски просвjетитељи»: Припев молбаног канона. Београд, 1934; «Израиља паси волни». Београд, 1935; Стихира српским светитељима. Београд, 1943; для муж. хора: Божанствена Литургиjа св. Jована Златоустог. Београд, 1915; «Многаjа љета». Zagreb; Praha, 1921; «Тебе Бога хвалим» (1916), Тропар на Малу Госпоjину (1921), «О кто, кто»: Духовна песма, Тропар на Васкрс, «Многаjа љета», «Тjело Христово», «Господи, спаси благочестивиjа», «Ниње отпушчаjеши» // Збирка хорских и народних песама / Б. Д. Лукић. Београд, 1928.
Дискогр.: Стихира српским светитељима / Хор «Св. Георгиjе» Нови Сада, дир. Б. Ђаковић. Београд, 2000; «Ниње отпушчаjеши» // Српско православно поjање / Краљевска певачкa дружинa «Руковет», дир. Д. Млађеновић. Београд, 2006; «Со свjатими упокоj», «Житеjскоjе море» из «Опела» / Камерни хор Одсjека за црквену музику и поjање Музичке акад. Ун-та у Источном Сараjеву, дир. Р. Радовић // X Међународни фестивал «Панчевачки дани духовне музике». Панчево, 2007; «Ликуj днес Сионе» / Београдски мадригалисти, дир. А. С. Спасић // 55 година Београдских мадригалиста. Београд, 2009; Опело / Камерни хор Одсѣека за црквену музику и поjање Музичке акад. Ун-та у Источном Сараjеву, дир. Р. Радовић. Сараjево, 2011.
Соч.: О црквеноj музици код Срба // Весник српске цркве. Београд, 1921. Год. 26. Септ./децембар. С. 112-126; Споменица С. С. Мокрањцу. Београд, 1923; Историjски поглед на развитак jугословенске музике српског дела // Мисао. Београд, 1924. Кн. 14. Св. 5. С. 369-378; Св. 6. С. 446-453; Наjстариjи историjски подаци о нашоj музици // Трговински гласник. Београд, 1925. Бр. 5. С. 1; Музичко дело нашега села. Београд, 1929; За нови музички живот у Српскоj православноj цркви // Светосавље. Београд, 1933. Бр. 2. С. 55-57; С. С. Мокрањац и његове музичке студиjе у Минхену. Београд, 1938; Корнелиjе Станковић // Просветни гласник. Београд, 1942. Год. 58. Бр. 6/7. С. 316-328; За трагом наше старе световне и црквене музичке уметности // ГлСПЦ. 1946. Год. 27. Бр. 9. С. 165-173.
Лит.: Милоjковић-Ђурић Ѣ. Допринос и улога К. П. Маноjловића у раздобљу између два светска рата // Звук. Београд, 1969. Бр. 100. С. 568-577; Перичић В. К. Маноjловић // Музички ствараоци у Србиjи. Београд, 1969. С. 244-250; Стефановић А. Духовна музика К. Маноjловића // У спомен К. П. Маноjловића, композитора и етномузиколога: Зб. радова. Београд, 1990. С. 225-282; Петровић Д. 50 година од смрти К. П. Маноjловића: Композитор, диригент, педагог, етномузиколог // Црква, 1999: Календар Српске правосл. патриjаршиjе. Београд, 1999. С. 78-82; Ђаковић Б. Богослужбени и уметнички елементи у српскоj црквеноj хорскоj музици у периоду између два светска рата (1918-1941). Нови Сад, 2015.
Н. Марьянович
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • МОКРАНЯЦ [наст. фамилия Стоянович] Стеван (1856-1914), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед
  • АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве
  • БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
  • БАЙИЧ Исидор (1878–1915), сербский композитор, дирижер, музыкальный педагог, издатель
  • БЕЛОВ Николай Николаевич (кон. XIX - нач. ХХ в.), учитель пения, регент, автор песнопений
  • БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
  • БИНГУЛАЦ Петар (1897 - 1990), серб. музыковед, педагог и композитор
  • БИНИЧКИ Станислав (1872 - 1942), серб. композитор, дирижер и муз. педагог