МУРАТОРИ
Том XLVII, С. 672-675
опубликовано: 8 марта 2022г.

МУРАТОРИ

Католический свящ. Л. А. Муратори. Гравюра. 1857 г.Католический свящ. Л. А. Муратори. Гравюра. 1857 г.[Итал. Muratori] Лудовико Антонио (21.10.1672, Виньола - 23.01.1750, Модена), католич. свящ., историк Церкви, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист. Род. в семье недворянского происхождения и скромного достатка. Начальное образование получил в Виньоле. С 1685 г. обучался в иезуитской коллегии в Модене, в 1688 г. был посвящен в младшие чины клириков. Продолжил обучение в моденской коллегии Сан-Карло, имевшей статус ун-та, где защитил диссертации по философии (1692) и праву (1694). Увлекался лит-рой, историей и искусством. Изучал греч. язык, хорошо знал произведения классической древнегреч. и лат. лит-ры. М. заметил Бенедетто Баккини (1651-1721), аббат бенедиктинского мон-ря св. Петра в Модене, библиотекарь герцогов Модены, историк-ориенталист, поддерживавший тесные отношения с мавристами. Под влиянием Баккини М. обратился к исследованию истории и изучению творений отцов Церкви. По свидетельству М., в научной деятельности и в религ. жизни он многое перенял у своего наставника.

В февр. 1695 г., в возрасте 22 лет, М. был принят на службу в Амброзианскую б-ку в Милане (см. Амброзиана). В том же году был рукоположен во священника. В должности куратора б-ки М. оставался в Милане 5 лет. Результатом работы с богатыми и практически неисследованными рукописными фондами Амброзианской б-ки стала публикация «Неизданных трудов из кодексов Амброзианской библиотеки» (Anecdota, quae ex Ambrosianae bibliothecae codicibus. 1697-1698, 1713); в 1-м томе были изданы 4 ранее неизвестные поэмы свт. Павлина Ноланского († 431). Эта работа принесла М. широкую известность. Археографический талант молодого исследователя высоко оценили европ. ученые: Дж. Чампини, Ж. Мабильон, Б. де Монфокон, Д. Папеброх и др. Самой известной находкой М. в Амброзианской б-ке стал древнейший (предположительно 2-й пол. II в.) список канонических книг НЗ с краткими сведениями об их авторах, содержавшийся в рукописи VIII в. (подробнее см. Муратори канон).

В авг. 1700 г. М. вернулся в Модену. Герц. Ринальдо I д'Эсте (1695-1737) назначил его придворным архивариусом и библиотекарем. Б-ка герцогов д'Эсте, основанная в Ферраре в кон. XIV в. и перенесенная в нач. XVII в. в Модену, лишь ненамного уступала Амброзианской б-ке по качеству и ценности хранившихся в ней манускриптов, о чем М. признавался в письмах друзьям. Его заботой стало также положение дел в архиве моденских герцогов, пребывавшем в то время в значительном беспорядке. В преддверии войны за «испанское наследство» (1701-1714) умение разбираться в хронологии и подлинности документов, к-рые впосл. могли быть использованы при выдвижении территориальных претензий, оказалось весьма полезно. Вместе с 2 помощниками М. приступил к упорядочиванию герцогского архива и вскоре завершил эту работу. С 1 авг. 1703 по 7 февр. 1707 г. Модена была оккупирована войсками франц. кор. Людовика XIV; реорганизованный М. архив подлежал отправке в Париж.

В эти годы, когда доступ к историческим документам оказался для М. практически закрыт, он обратился к проблемам итал. культуры, и прежде всего изящной словесности на национальном языке. Вышли в свет его труды «Первые наброски итальянской литературной республики» (I primi disegni della repubblica letteraria d'Italia. 1703), «О совершенстве итальянской поэзии» (Della perfetta poesia italiana. 1706), «Соображения о хорошем вкусе в науках и искусствах» (Riflessioni sopra il buon gusto intorno le scienze e le arti. 1708). В своих работах о лит-ре и искусстве М., опираясь на лит. наследие итал. Ренессанса, заложил основы итал. классицизма эпохи Просвещения и резко осудил противоречащее «хорошему вкусу» искусство барокко. М. приписывал лит-ре утилитарную функцию; считал лит-ру не только школой морали, но и фактором социального преобразования и сплочения Италии. Он обращал внимание на чистоту «национального духа» и одновременно указывал на известные «слабости Италии», прежде всего раздробленность, призывая литераторов и ученых работать не для мирской славы, а для общего блага.

В февр. 1707 г. в Модене была восстановлена власть герцога д'Эсте. Для М. это означало возможность продолжить разыскания в области средневек. истории. По заданию герцога он собирал документы, способные пролить свет на давний спор дома д'Эсте с Папским престолом о праве владения городами Комаккьо и Феррарой. Однако изданные М. в те годы исследования «Полное изложение прав императоров и герцогов моденских на г. Комаккьо» (Piena espozicione de i diritti imperiali ed estensi sopra la città di Comacchio. 1712) и «О древней истории герцогов д'Эсте и Италии» (Delle antichità estensi ed Italiane. 1717-1740) оказались важны для истории светской власти Римских пап в целом. Так, трактат «О древней истории...» представляет собой подборку документов из архива моденских герцогов, но имеет своим предметом гораздо более обширную тему - противостояние Папского престола с правителями Свящ. Римской империи, итог к-рого был представлен М. в выгодном для императоров свете.

В те же годы в Модене М. сблизился с католич. проповедником иезуитом Паоло Сеньери, сотрудничал с ним в делах благотворительности, народного просвещения и воспитания нравов католич. духовенства. В 1716 г. М. стал настоятелем ц. Санта-Мария-делла-Помпоза. Религиозная жизнь общины глубоко занимала М., он уделял ей много внимания наряду с ежедневными научными занятиями. При нем в храме были проведены реставрационные работы; при церкви создано Об-во помощи нуждающимся Модены. М. издал ряд сочинений религиозно-нравственного содержания, среди них - «О пределах умствований в вопросах религии» (De ingeniorum moderatione in religionis negotio. 1714).

Идея написать 1-ю всеобщую историю Италии была подсказана М. его друзьями, в частности венецианским поэтом Апостоло Дзено (1668-1750). Этот итоговый труд М., озаглавленный им «Анналы Италии от начала нашей эры до 1500 г.» (Annali d'Italia dal principio dell'era volgare sino all'anno 1500. 1744-1749. 12 vol. (тома 10-12 посвящены событиям 1501-1749)), представляет собой обзор событий итал. истории по годам с V по XVIII в. Предшествовавшая «Анналам...» грандиозная работа по сбору материалов (1723-1743) имеет большое значение для мировой науки. М. способствовал развитию учения об исторической критике. Свои научно-исторические принципы он резюмировал в следующих положениях: историк должен говорить только истину, т. е. несомненно достоверное, говорить новое, а излагая факты, выяснить причинную связь между ними и дать оценку их значения в общем ходе исторического развития. Примером реализации обозначенных принципов стало подготовленное М. 38-томное собрание текстов нарративного, документального, эпиграфического характера, касавшихся древней и средневек. истории Италии, в т. ч. истории Церкви, вышедшее в 3 сериях: «Историки Италии» (Rerum italicarum scriptores. 1723-1751), «Итальянские средневековые древности» (Antiquitates italicae medii aevi. 1738-1742) и «Новое собрание древних надписей» (Novus thesaurus veterum inscriptionum. 1739-1742). Исследователь также составил научные комментарии к опубликованным документам. Эти труды принесли М. всемирную известность; в кон. XIX в. в Италии его называли «отцом отечественной истории» (gran padre della storia italiana). В честь М. назван мост через р. Панаро в г. Виньоле.

В 40-х гг. XVIII в. помимо издания исторических документов (фактически он подготовил и опубликовал свод почти всех источников повествовательного характера по истории Италии эпохи средневековья) М. продолжал писать и произведения религиозно-нравственного характера. В трактате «О вреде суеверий» (De superstitione vitanda. 1740) он вернулся к теме борьбы с предрассудками в католич. Церкви, поднятой им еще в соч. «О пределах умствований...». В эссе «Счастливое христианство в миссиях отцов Общества Иисуса в Парагвае» (Il cristianesimo felice nelle missioni de' padri della Compagnia di Gesù nel Paraguai. 1743-1749) М. подверг критике те христ. практики, к-рые насаждались иезуитами в латиноамер. редукциях. Своеобразной вехой в истории религ. мысли XVIII в. стал труд «О соразмерной набожности христиан» (Della regolata divozion de' cristiani. 1747), рассказывающий о деяниях папы Римского Бенедикта XIV (1740-1758) в стиле, соединяющем рациональный и «благочестивый» методы изложения, вопросы богослужебного характера и аспекты практической жизни христиан.

В соответствии с настроениями своей эпохи в сочинениях, посвященных вопросам образования, науки, юриспруденции и роли Церкви в жизни общества («Моральная философия для юношества» (La filosofia morale esposta e proposta a i giovani. 1735), «О несовершенстве юриспруденции» (Dei difetti della giurisprudenza. 1742), «О силе человеческого понимания, или Опровержение пирронизма» (Delle forze dell'intendimento umano, o sia Il pirronismo confutato. 1745)), М. отстаивал необходимость реформы во всех этих областях. Последний труд М.- «Об общественном счастье как цели добрых государей» (Della pubblica felicità, oggetto de' buoni principi. 1749), увидевший свет спустя год после выхода знаменитой книги Ш. Л. Монтескьё «О духе законов» (De l'esprit des lois. Gen., 1748. 2 vol.), представляет собой вершину итал. политической мысли XVIII в. в духе т. н. просвещенного абсолютизма. В книге поднимаются вопросы народного образования, участия женщин в жизни общества, впервые затрагиваются проблемы аграрной политики, что является самым ранним примером обращения к подобной тематике в европ. общественной мысли.

В течение жизни М. вел обширную переписку - с папами Римскими, с нем. философом Г. В. Лейбницем. Архив М. хранится в б-ке в Модене.

В 1922 г. останки М. были перезахоронены в ц. Санта-Мария-делла-Помпоза (надгробный памятник - работа итал. художника и скульптора Л. Польяги).

Соч.: Anecdota, quae ex Ambrosianae bibliothecae codicibus. Mediolani, 1697-1698. T. 1-2. Patavii, 1713. T. 3-4; I primi disegni della repubblica letteraria d'Italia. Napoli, 1703; Della perfetta poesia italiana. Modena, 1706. 2 vol.; Riflessioni sopra il buon gusto intorno le scienze e le arti. Venezia, 1708. 2 vol.; Piena esposizione de i diritti imperiali ed estensi sopra la città di Comacchio. [S. l.], 1712; De ingeniorum moderatione in religionis negotio. Lutetiae Parisiorum, 1714; Delle antichità estensi ed italiane. Modena, 1717-1740. 2 vol.; Rerum italicarum scriptores. Mediolani, 1723-1751. 25 t. in 28 vol.; La filosofia morale esposta e proposta a i giovani. Verona, 1735; Dei difetti della giurisprudenza. Venezia, 1742; Antiquitates italicae medii aevi. Mediolani, 1738-1742. 6 vol.; Novus thesaurus veterum inscriptionum in praecipuis earumdem collectionibus hactenus praetermissarum. Mediolani, 1739-1742. 4 vol.; De superstitione vitanda, sive Censura voti sanguinarii in honorem immaculatae conceptionis deiparae emissi. Mediolani; Venetiis, 1740; Il cristianesimo felice nelle missioni de' padri della Compagnia di Gesù nel Paraguai. Venezia, 1743-1749. 2 vol.; Annali d'Italia dal principio dell'era volgare sino all'anno 1500. Mil.; Venezia, 1744-1749. 12 vol.; Delle forze dell'intendimento umano, o sia Il pirronismo confutato. Venezia, 1745; Della regolata divozion de' cristiani. Venezia, 1747; Liturgia Romana vetus tria sacramentaria complectens: Leonianum scilicet, Gelasianum, et antiquum Gregorianum. Venezia, 1748. 2 vol.; Della pubblica felicità, oggetto de' buoni principi. Lucca, 1749; Opere. Arezzo, 1767-1773. 13 t. in 19 vol.; Разсуждение о благоденствии общенародном / Пер. с франц.: М. И. Попов. М., 1780; Opere. Venezia, 1790. 48 vol.; Corrispondenza tra L. A. Muratori e G. G. Leibniz, conservata nella Biblioteca d'Hannover ed in altri istituti / Publ. M. Campori. Modena, 1892; De codice Carolino, sive de novo legum codice instituendo // Donati B. Lodovico Antonio Muratori e la giurisprudenza del suo tempo. Modena, 1935. P. 173-209; Opere / A cura di G. Falco, F. Forti. Mil.; Napoli, 1964. 2 t. (La letteratura italiana: Storia e testi; 44/1-2); Центр изучения наследия Муратори - www.centrostudimuratoriani.it [Электр. ресурс].
Лит.: Bertelli S. Erudizione e storia in L. A. Muratori. Napoli, 1960; Schenetti M. La vita di L. A. Muratori ricavata dal suo epistolario e publicata nella ricorrenza del III centenario della nascita. [Torino], 1972; Martino G., de. Muratori filosofo: Ragione filosofica e coscienza storica in L. A. Muratori. Napoli, 1996; Burlini Calapaj A. Devozioni e «Regolata divozione» nell'opera di L. A. Muratori: Contributo alla storia della liturgia. R., 1997; Marri F., Lieber M. L. A. Muratori und Deutschland: Studien zur Kultur- und Geistesgeschichte der Frühaufklärung. Fr./M. etc., 1997; iidem. La corrispondenza di L. A. Muratori col mondo germanofono: Carteggi inediti. Fr./M. etc., 2010; Пигулевская И. В. Труды итал. эрудита Л. А. Муратори в фондах науч. б-ки Одесского нац. ун-та им. И. И. Мечникова // Вiсник Одеського нац. ун-ту. Сер.: Бiблiотекознавство, бiблiографознавство, книгознавство. Од., 2008. Т. 13. № 3. С. 216-229; Mattone A. Il modello muratoriano e la storiografia sardo-piemontese del Settecento // Rivista storica italiana. Torino, 2009. Vol. 121. N 1. P. 67-120; Bonfatti R. L'«erario» della modernità: Muratori tra etica ed estetica. Bologna, 2010; Imbruglia G. Muratori // DBI. 2012. Vol. 77. P. 443-452; Delia L. Entre Domat et Beccaria: Muratori et la codification de la jurisprudence // Archives de philosophie du droit. P., 2014. Vol. 57. P. 551-562.
А. Е. Карначев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения
  • АЛЬБЕРИГО Джузеппе ( 1926–2007), проф. истор. Церкви на фак-те полит. наук Болонского ун-та
  • АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (385/384-322/21 г. до Р.Х.), философ, ученый-энциклопедист
  • БАРОНИЙ Цезарь (1538-1607), кардинал, историк Рим. Церкви
  • БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела
  • БРУНИ Леонардо (1370 или 1374 - 1444), итал. христ. мыслитель, гуманист
  • ВАЛЬДЕС Хуан (1498 - 1541), религ. мыслитель, мистик
  • ВИНЦЕНТИЙ ИЗ БОВЕ (ок. 1190 - ок. 1264), монах-доминиканец, свящ., просветитель и педагог