НАБОНИД
Том XLVIII, С. 219-221
опубликовано: 29 апреля 2022г.

НАБОНИД

Содержание

[Аккад.   - «[бог] Набу возвышен»], последний царь Нововавилонской империи, правивший в 556-539 гг. до Р. Х. и свергнутый персид. царем Киром II Великим. В Библии прямо не упоминается; возможно, именно о нем один раз говорится в Книге прор. Даниила как об отце Валтасара, но назван он здесь ошибочно Навуходоносором. В ряде библейских повествований, связанных с Вавилоном, судя по всему, также отражается память об этом правителе.

Царь Набонид. Фрагмент рельефа на харранской стеле (Археологический музей, Шаншлыурора, Турция)Царь Набонид. Фрагмент рельефа на харранской стеле (Археологический музей, Шаншлыурора, Турция)Н. род. после 610 г. до Р. Х., дата смерти неизвестна. Отец Н.- Набу-балассу-икби - в надписях назван князем (аккад.  ) и правителем (аккад.  ); возможно, был вождем одного из арамейских племен. Мать Н.- Адда-гуппи - известна по надписям как поклонница культа луны харранских богов Сина, Нингаль, Нуску и Садарнунны.

Н. узурпировал царскую власть уже в пожилом возрасте, в конце июня 556 г. до Р. Х. Он был избран царем после военного переворота участниками заговора против царя Лабаши-Мардука (556 г. до Р. Х.), чей отец Нериглиссар в свою очередь пресек династию Навуходоносора II.

Н. правил 17 лет (556-539 гг. до Р. Х.; о летосчислении в Вавилонии см. в ст. Навуходоносор II). В 1-й год правления (555-554 гг. до Р. Х) он уехал в юж. часть своего владения, где, возможно, надеялся найти поддержку у жителей. Согласно стеле из Вавилона, царь в Уруке, Ларсе и Уре принес драгоценные дары богам Сину, Шамашу и Иштар и посетил Киш, город богини Белет-или. Он стал распоряжаться храмовым имуществом сам, без согласия на то администрации храма. В тот же год Н. отправился в поход на гос-во Хуме в Киликии.

В 554-553 гг. до Р. Х. (2-й год) Н. перестроил храм бога Шамаши в Сиппаре; во время работ нашли статую царя Саргона Аккадского. Одна из дочерей царя стала жрицей в храме Сина в Уре, здесь же царь перестроил храм богини Нингаль Эгипар. В том же году царь выступил с войском против страны Хамат в Сирии.

К 553-552 гг. относятся реформа в храмовой администрации Эанны в Уруке и успешные военные походы в горы Амманану (Аман или Нур на юге совр. Турции) и в Эдом.

Н. пришел в Тему между 3-м и 6-м годом своего царствования; здесь, согласно его надписи из Харрана, оставался 10 лет. В отсутствие царя в Вавилоне правил его наследник Валтасар. В период пребывания в Теме Н. вел военную кампанию, по его приказу шло активное строительство в Вавилонии, но точные даты окончания этих работ не установлены. Царь восстанавливал в Сиппаре храмы бога Бунене (между 4-м и 13-м годами правления), богини Аннунитум в Сиппаре-Амнануме (возможно, 16-й год правления). В Уре восстанавливали Энунмах (часть храма Сина Экишнугаль) и зиккурат (после 13-го года, возможно, в 16-й или 17-й год правления). Согласно вавилонскому историку эллинистического времени Беросу, Н. построил оборонительную стену на берегу Евфрата в Вавилоне, неск. найденных там кирпичей с печатями подтверждают это утверждение, хотя нет свидетельств датировки этих работ.

В 10-й год правления Н. (546-545 гг. до Р. Х.) были восстановлены храм бога солнца Шамаша Эбаббар в Ларсе и зиккурат в храмовом комплексе, посвященном тому же богу, в Сиппаре. В 17-й год правления (539-538 гг. до Р. Х.) Н. стал собирать в Вавилоне статуи богов из др. городов для торжеств в честь бога Сина. В хрониках описаны празднование весны и Нового года в Вавилоне и военное столкновение с персами. В авг. 539 г. до Р. Х. персы разбили вавилонскую армию у г. Упи (Опис в греч. источниках) на берегу Тигра. Затем они начали осаду Сиппара, где находился Н., город пал без сопротивления, а Н. бежал в Вавилон. Персид. армия без боя вошла в Вавилон, царь был взят в плен. В хрониках рассказано о защите храма в Вавилоне отрядом гутийских воинов, благодаря чему совершение ритуалов в храме не было прервано. В окт. Кир вошел в Вавилон, где его встретили с почестями. В стране была установлена персид. администрация. Согласно Беросу, Н. был захвачен в Борсиппе и Кир поселил его в Кармании (область на юге совр. Ирана).

Религиозная политика

Надписи Н. сообщают о его вере в божественную легитимацию своего правления, которое имело реформаторский характер. Во многих царских надписях с древнейших времен встречаются упоминания о том, что царь, посредник между богами и людьми, получал распоряжения от богов. В идеологии Н. бог луны Син (аккад.), или Наннар (шумер.), занимает позицию верховного вавилонского бога Бела (он же Мардук). Этот бог отличался от привычного для вавилонян бога Сина по атрибутике и даже по названию храма. Храм Сина в Уре назывался Экишнугаль, в Харране - Эхульхуль. Считается, что Син имеет западносемит. происхождение. Возможно, что этот культ начал зарождаться именно в Харране на основе культа западносемит. лунного бога Ше и распространялся дальше в восточносемит. направлении, т. к. в его мифологии прослеживаются месопотамские традиции (см. Месопотамии религия). Др. особенность идеологии Н.- представление об Ассирии и Вавилонии как об одном царстве, единой культуре.

Мн. ученые видят в надписях Н. почти навязчивую страсть царя к перестройке храмов в Вавилонии по их древним планам, вплоть до того, что он раскапывал места древних храмов и, обнажая ранние фундаменты, заново строил храмы на них без изменений более чем на ширину пальца. В процессе раскопок он открывал древности, напр. статую Саргона Аккадского, к-рую восстановил и к-рой утвердил регулярные жертвоприношения. В целом подобная деятельность типична для месопотамских царей всех времен: храмы строились из быстро осыпавшегося сырца, поэтому особенность строительных методов Н. можно объяснить месопотамской верой в то, что истина имеет истоки в древности. Надписи, описывающие строительные проекты Н., были найдены во мн. местах.

Образ Н. в различных традициях

Вавилонские источники

(Хроники, цилиндр Кира с клинописными текстами и т. н. Вавилонский памфлет о Набониде) были созданы после правления Н., скорее всего в кругах жрецов Мардука, и содержат оправдание персид. завоеваний. Источники отсылают к содержанию надписей Н. и представляют последнего вавилонского царя не в лучшем свете. Кир же изображается освободителем и рассматривается как легитимный преемник вавилонского трона. Тексты на цилиндре Кира и Вавилонский памфлет о Набониде характеризуют Н. как богохульника, а Кира как исполнителя плана богов. При перечислении злодеяний Н., в частности, сообщается, что он стал причиной несчастий народа, страна обеднела, наступил голод. И хотя надписи на царских стелах в целом свидетельствуют о процветании, как видно из харранской надписи Н., в Вавилонии во время его правления были голодные годы (напр., в 11-й год правления Н. (545-544 гг. до Р. Х.)).

Те 10 лет, к-рые Н. провел в Теме, в Вавилоне не проводилось празднование Нового года - важного ритуала в честь верховного бога Мардука, который невозможно было совершать без царя. Жрецы были недовольны пренебрежительным отношением Н. к традициям. В Вавилонском памфлете говорится, что память о Н. была уничтожена (напр., греки не знали о нем почти ничего, и в Библии он не упом.); осуждаются претензии Н. на знание и мудрость. Он обвиняется в создании устрашающего образа харранского бога луны и даже в попытке убедить жрецов храма Мардука в Вавилоне в том, что их храм на самом деле принадлежит Сину, т. к. в нем были символические изображения в виде полумесяца (этот эпизод отражен и в надписях Н.).

Но память вавилонян о Н. не была только негативной. Возможно, именно этим можно объяснить тот факт, что узурпаторы, появившиеся в Вавилоне в начале правления царя Дария I, брали тронное имя сыновей Н.- Навуходоносора III и IV.

Греческие источники

В греческой историографии впервые находит отражение идея о том, что Кир завоевал Вавилон. Негативный образ Кира мог возникнуть именно во времена Геродота - при Дарии I и в период антиперсидской пропаганды - и, вероятно, восходил к легендам вавилонских повстанцев. Предания о Н., возможно, уже не дошли до Геродота либо он не принял их к сведению. Традиция передачи имени (Лабинат), которой следовал Геродот, могла быть отражена в тексте Книги прор. Даниила, где главным вавилонским царем является Навуходоносор. Ксенофонт, не называя имени последнего вавилонского царя, с уверенностью описывает его как нечестивого человека. Исторические детали в произведениях греч. историков выглядят смутными воспоминаниями.

Н. упоминается у писавшего по-гречески вавилонского жреца Бероса. В отличие от более ранних жреческих историографических текстов описание правления Н. сделано Беросом беспристрастно и крайне лаконично: Кир помиловал Н. после захвата его в плен, но впервые в известных вавилонских источниках персид. царь объявляется ответственным за разрушения в Вавилоне.

Иудейская традиция

Н. не упоминается ни в Библии, ни в раввинистической лит-ре. Среди рукописей Кумрана есть произведение, которое, вероятно, и легло в основу библейского предания о безумии Навуходоносора - т. н. Молитва Набонида (4QPrNab=4Q242). Воспоминания о Н., судя по всему, сохранились в библейских легендах о пророческих снах Навуходоносора и о принятии им монотеизма (Дан 2). Валтасар, названный в Библии сыном Навуходоносора, был сыном Н.

История из Книги прор. Даниила о внезапном безумии Навуходоносора, о его уподоблении животному и бегстве из человеческого общества восходит к эпизоду из биографии Н., когда он жил в Теме. В Библии Бог превращает Навуходоносора в полузверя за гордыню и излечивает его через 7 лет, чтобы показать ему Свое всевластие. Представление о действительном безумии Навуходоносора позднее.

«Молитва Набонида» основана на вере в универсальность правления и уникальность евр. Бога, Который демонстрирует доброжелательность к евреям. По сюжету Н., будучи в Теме, страдает от страшной кожной болезни 7 лет, до тех пор пока не обращается к Богу иудеев. Заканчивается произведение письмом царя, составленным по приказу евр. прорицателя, подтверждающим превосходство Всевышнего Бога над вавилонскими идолами. Некоторые ученые видят аналогию между описанием кожной болезни царя в «Молитве Набонида», из-за чего он вынужден был изолироваться от людей, и стандартной формулой проклятия, найденной в клинописных источниках III и II тыс. до Р. Х., содержащих моления к Сину с просьбой поразить преступника кожной болезнью и отправить его скитаться в засушливых степях, как дикого осла. Клинописные хроники из Урука, датируемые эллинистическим периодом, ассоциируют похожее проклятие и с Шульги (ок. 2093-2047 гг. до Р. Х.), 2-м и наиболее успешным правителем 3-й династии Ура (ок. 2109 или 2104-2004 гг. до Р. Х.).

Не исключено, что эта история была заимствована из Книги прор. Даниила. Возможно, пребывание Н. в Теме евреи, жившие в Вавилонии, переосмыслили как вынужденный карантин из-за болезни царя. По евр. законам человек, заболевший проказой, должен жить вне общины, чтобы не заразить окружающих (Лев 13. 45-46; Плач 4. 15; Числ 5. 2-3; 4 Цар 7. 3; ср.: Лк 17. 12).

В ВЗ содержатся скорее смутные воспоминания об исторических событиях, связанных с Н. Пророческие тексты Библии, такие как предсказание Вавилону в Ис 13 и 21, Иер 50-51 и особенно предсказание Киру в Ис 44. 28-45. 4, основаны прямо или косвенно на событиях в Вавилонии времен Н. и персид. оккупации.

Лит.: Frame G. Nabonidus, Nabü-sarra-usur, and the Eanna Temple // ZA. 1991. Bd. 81. S. 37-86; Theuer G. Der Mondgott in den Religionen Syrien-Palästinas: Unter besonderer Berücksichtigung von KTU 1.24. Freiburg (Schweiz), 2000; Dandamayev M. A. Nabonid // Reallexikon der Assyrologie. 2001. Bd. 9. S. 6-11; Roaf M. Nabonid: Archäologisch // Ibid. S. 11-12; Kratz R. From Nabonidus to Cyrus // Ideologies as Intercultural Phenomena / Ed. A. Panaino, G. Pettinato. Mil., 2002. P. 143-156; Müller W. W., Al-Said S. F. Der babylonische König Nabonid in taymanischen Inschriften // Neue Beiträge zur Semitistik / Hrsg. N. Nebes. Wiesbaden, 2002. S. 105-121; Beaulieu P.-A. Nabonidus the Mad King: A Reconsideration of His Steles from Harran and Babylon // Representations of Political Power: Case Histories from Times of Change and Dissolving Order in the Ancient Near East / Ed. M. Heinz, M. H. Feldman. Winona Lake, 2007. P. 137-166.
В. В. Минаева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕСТА cобрание священных текстов, используемых парсами и гебрами
  • АРТАКСЕРКС имя персидского царя Ксеркса I (ок. 486-465 до Р. Х.) из династии Ахеменидов
  • АРТАКСЕРКС I персидский царь (465-424 до Р. Х.) из династии Ахеменидов, сын Ксеркса I
  • БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ памятн. письм-сти VI в. до РХ, ключ к дешифровке вавилон. надписей