НАГРАН
Том XLVIII, С. 265-266
опубликовано: 4 мая 2022г.

НАГРАН

[Негран, Наджран; в южноарав. эпиграфических языках  -  сир.  ; араб.  ; греч. πόλις Νεγράνων, Νεγράν, Νάγαρα μητρόπολις; лат. Negranum], исторический центр христианства на юге Аравии. Н., являвшийся крупным земледельческим оазисом и центром трансаравийской караванной торговли, расположен на сев. рубежах Йемена (ныне территория Саудовской Аравии), в 200 км от Мариба, столицы Сабейского царства. Имя собственное «Награн» использовалось как топоним по отношению к проходящему через оазис вади, всему оазису и городскому поселению в нем, а также как этноним применительно к населявшей оазис общине.

Самое раннее упоминание Н. засвидетельствовано в сабейской надписи RES 3945, датируемой VII в. до Р. Х., в связи с покорением верховным правителем раннего Сабейского гос-ва Карибъилом Ватаром, сыном Замаръали, этого оазиса, находившегося там города Рагма ( -) и кочевавшего в Н. и на окрестных землях племени мухамир ( ). Предлагавшееся исследователями отождествление Рагмы с этнотопонимом Раама из библейской «таблицы народов» (Быт 10. 7) с филологической т. зр. сомнительно. В сер. I тыс. до Р. Х. через Н. проходил торговый путь из Эль-Джауфа, конечным пунктом которого был южнопалестинский порт Газа. Судя по маинской надписи RES 3022 = M 247 = = Gr 313, датируемой сер.- кон. V в. до Р. Х. и содержащей упоминание Рагмы, этим путем следовали караваны негоциантов из Маина. В сабейской эпиграфике I-III вв. по Р. Х. неск. раз упомянут расположенный в Н. г. Зирбан ( ), к-рый сейчас достаточно уверенно отождествляют с укрепленным городищем Эль-Ухдуд (230×250 м; площадь 5,75 га), тем более что слоев, относящихся позднее чем к IV в. по Р. Х., в Эль-Ухдуде не найдено.

Оазис Н. в III в. по Р. Х. оказался в эпицентре борьбы Сабейского царства с Аксумским царством и неоднократно переходил из рук в руки, пока в середине столетия не был возвращен окончательно под контроль Сабы при царях-соправителях Илишарахе Йахдубе II и Йазиле Байине. В нач. IV в., согласно надписи из Эн-Намары, датированной 328 г. (см. о ней в ст. Лахмиды), Н. стал сев. форпостом Химьяра (в надписи он назван «областью [химьяритского царя] Шаммара [Йухаръиша]» (   ).

Значение Н. как важного перевалочного пункта на караванном пути сыграло решающую роль в том, что этот оазис стал центром распространения христианства в Юж. Аравии. В одной из араб. рукописей Мученичества Арефы христианизация Н. приписывается ап. Симону Кананиту, однако эта версия не подтверждается другими источниками (Binggeli A. Les versions orientales du «Martyre de saint Aréthas et de ses compagnons» // Le martyre de Saint Aréthas et de ses compagnons (BHG 166) / Éd. M. Detoraki. P., 2007. P. 172). По сообщению восточносир. т. н. Хроники Сеерта, христианство в Н. принес в нач. V в. местный купец по имени Ханнан (отождествляется с Хайяном из «Книги химьяритов»), к-рый, возвращаясь из К-поля, крестился в Хире (Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 330-331). В позднейших мусульм. текстах христианизация Н. связывалась с легендами о мон. Файмиюне (искаженное греч. Евфимий или сир. Петион? - см.: Mourad. 2009. P. 60-61). Согласно ряду источников, в Н. было распространено гл. обл. монофизитство (с VI в. доминировало, вероятно, в форме афтартодокетизма). Агрессивная проиудейская политика ряда царей Химьяра привела к тому, что мн. христиане Н. в V-VI вв. пострадали как мученики, особенно после осады города в июне-нояб. 523 г. Шарахилом Якбулом, военачальником царя Йосефа Асара Ясара (см. статьи Азкир, Арефа, Награнские мученики). Несмотря на это, в период утверждения ислама христианская община Н. процветала. Город был одним из давних аравийских культовых центров, он имел свою священную территорию - Каабу; вопрос о ее возможном отождествлении с христианским мартирием Арефы, ставшим крупным центром паломничества, и с монастырем Н., известным с кон. VI - нач. VII в. и описанным в географической энциклопедии Якута (XIII в.), решается исследователями по-разному (Shahîd. 1979. P. 69-75; Пиотровский. 1985. С. 108-110). Как мусульманские (Mourad. 2009. P. 65-66), так и христианские источники сообщают о встрече христиан Н. в Медине с Мухаммадом, к-рый заключил с ними соглашение, позволявшее им сохранить свое вероисповедание (известно в неск. апокрифических редакциях; см., напр.: Hist. Nestor. Pt. 2(2). P. 601-618; ср.: Абу Йусуф. 2001. С. 125-127).

Халиф Умар I (634-644) повелел переселить награнцев в предместье основанного арабами на юго-западе Ирака гарнизонного г. Куфа, которое получило одноименное название (Наджран или Эн-Наджрания). По одной версии, халиф ссылался на предсмертную волю Мухаммада видеть Аравию исключительно мусульм. страной (Большаков О. Г. История Халифата. М., 2002. Т. 2. С. 131). Абу-Юсуф (ум. в 798) в «Книге о харадже» называет более прагматичную причину: опасения Умара были вызваны многочисленностью и богатством награнцев, наличием у них большого количества коней и оружия. Награнцы обращались к халифу Али (656-661) с просьбой разрешить им вернуться на родину, но получили отказ. Процесс нарастающей ассимиляции бывш. награнцев отразился в источниках времен халифа Умара II (717-720). Потомки йеменских христиан жаловались халифу, что с них по-прежнему берут дань (2 тыс. одежд), установленную договором с Мухаммадом, в то время как число награнцев за прошедшие годы сократилось в 10 раз. В источниках встречаются упоминания о христианах Н. вплоть до XIII в., однако они столь немногочисленны и сомнительны, что невозможно с уверенностью говорить о сохранении там христ. общины в ср. века. Христиане же Эн-Наджрании, сохранявшие приверженность афтартодокетизму, в кон. VIII в. обратились с просьбой о поставлении епископа к Тимофею I, католикосу-патриарху Церкви Востока; о существовании здесь восточносир. кафедры в XI-XII вв. имеются лишь косвенные свидетельства. Вместе с тем по упоминаниям в «Хронике» Михаила Сирийца известны епископы Сирийской яковитской Церкви в Эн-Наджрании в IX-X вв. (см.: Fiey J.-M. Pour un Oriens Christianus novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut, 1993. P. 114, 247-248).

Средневек. Н. оказался на периферии мусульманского мира и не оставил заметного следа в его истории. В 1934 г. по итогам саудовско-йеменской войны оазис перешел под юрисдикцию Саудовской Аравии, хотя в историко-культурном отношении является неотъемлемой частью Йемена. С кон. 2000-х гг. франц. археологи и эпиграфисты ведут полевые исследования в Н., однако им пока не удалось локализовать то выдержавшее многомесячную осаду поселение, в к-ром жили Награнские мученики.

Ист.: эпиграфические: Répertoire d’épigraphie sémitique / Publ. par la Commission du «Corus inscriptionum semiticarum». P., 1935. T. 6. P. 393–405 [RES 3943, 3945]; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes: 10e série // Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 284–303 [Ry 507, 508]; CIS 4. 1911. T. 2. P. 3–4 [CIH 363]; Jamme A. Sabaean Inscriptions from Maḥram Bilqîs (Mârib). Baltimore, 1962. P. 76–83, 86–87, 136–138 [Ja 577, 579, 635]; Müller W. W. Das Ende des antiken Königreichs Ḥaḍramaut: Die sabäische Inschrift Schreyer-Geukens = Iryani 32 // Al-Hudhud: FS M. Höfner zum 80. Geburtstag / Hrsg. R. G. Stiegner. Graz, 1981. S. 225–256 [Ir 32]; Бауэр Г. М., Лундин А. Г. Эпиграфич. памятники древнего Йемена: Мат-лы экспедиции П. А. Грязневича, 1970–1971 гг. СПб., 1998. С. 116–117. Фото 245 а-ж, 246 [RES 3022 =M 247 = Gr 313]; прочие: Strabo. Geogr. XVI 4. 24; Plin. Sen. Natur. hist. VI 160; Ptolem. Geogr. VI 7. 29, 37; Абу Йусуф Йа‘куб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-Харадж / Пер. с араб. и коммент.: А. Э. Шмидт; супракоммент. к пер.: А. С. Боголюбов; подгот. к изд., вступ. ст. и указ.: А. А. Хисматулин. СПб., 2001. С. 116, 125–131, 149–150, 217, 236; Jacut’s geographisches Wörterbuch / Hrsg. F. Wüstenfeld. Lpz., 1869. Bd. 4. S. 751–759 (см. также библиогр. к ст. Награнские мученики).
Лит.: Pigulevskaja N. Les rapports sociaux à Nedjrān au début du VIe siècle de l'ère chrétienne // JESHO. 1960. Vol. 3. N 2. P. 113-130; 1961. Vol. 4. N 1. P. 1-14; Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1968. Vol. 3. P. 226-230; Shahîd I. Byzantium in South Arabia // DOP. 1979. Vol. 33. P. 23-94; idem. Naḏjrān // EI. Vol. 7. P. 871-872; al-Scheiba A. H. Die Ortsnamen in den altsüdarabischen Inschriften: (Mit d. Versuch ihrer Identifizierung u. Lokalisierung): Diss. Marburg; Lahn, 1982. S. 75, 104, 144; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневек. общества. М., 1985. С. 21-27, 106-111, 154-167, 178-180; faqīh M. ‘A. L'unification du Yémen antique: La lutte entre Saba', Ḥimyar et le Ḥaḍramawt du Ier au IIIe siècle de l'ère chrétienne. P., 1990. P. 283-284. (Bibliothèque de Raydān; 1); Bausi A. Nağrān // EncAeth. Vol. 3. P. 1114-1116; Tardy R. Najrân: Chrétiens de l'Arabie avant l'islam. Beyrouth, 1999; Бухарин М. Д. Аравия, Вост. Африка и Средиземноморье: Торговые и ист.-культурные связи. М., 2009. С. 50, 61, 177, 185, 210, 219-221; Mourad S. A. Christians and Christianity in the «Sīra» of Muhammad // Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History / Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2009. Vol. 1. P. 57-71; Lecker M. Najrān Inc.: The Najrānī Exiles in Iraq, Syria and Baḥrayn from ‘Umar ibn al-Khaṭṭāb to Hārūn al-Rashīd // Juifs et chrétiens en Arabie aux Ve et VIe siècles: Regards croisés sur les sources / Éd. J. Beaucamp e. a. P., 2010. P. 293-302; Robin Ch. J. Nagrân vers l'époque du massacre: Notes sur l'histoire politique, économique et institutionnelle et sur l'introduction du christianisme (avec le réexamen du «Martyre d'Azqîr») // Ibid. P. 39-106; Schiettecatte J. L'antique Najrān: Confrontation des données archéologiques et des sources écrites // Ibid. P. 11-37; Rompay L., van. Nagran // GEDSH. P. 302-303.
С. А. Французов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • МЕККА [араб. Макка или Макка ал-Муккаррама, т. е. Св. Мекка], город на западе Саудовской Аравии; главный священный город мусульман на запретной для немусульман территории (аль-харам), где родился и начал свою проповедь основатель ислама прор. Мухаммад