НЕСЕБЫР
Том XLIX, С. 61-64
опубликовано: 12 июля 2022г.

НЕСЕБЫР

Содержание

НесебырНесебыр [Болг. Несебър; до 1934 - Месемврия (греч. Μεσημβρία)], город на побережье Чёрного м., в обл. Бургас (Болгария), разделяется на новый и старый. Основные археологические и архитектурные памятники находятся в Старом Н., расположенном на скалистом полуострове (длина 850 м, ширина ок. 300 м), к-рый соединен с материком узким перешейком длиной ок. 400 м (иногда затапливается). В 1956 г. он получил статус города-музея, в 1983 г.- включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Н.

Древнее название города Мелсамбрия возводят к некоему Мелсу, его основателю, и к фракийскому слову «бриа» - «город», возможно означающее, что на этом месте существовало фракийское укрепленное поселение. В VI в. до Р. Х. здесь поселились греки-дорийцы. Впервые как Месемврия город упоминается в «Истории» Геродота. Благодаря удачному географическому расположению город вскоре стал одним из крупнейших экономических центров на зап. побережье Чёрного м., с 440 г. до Р. Х. в Месемврии чеканилась своя монета. Ок. сер. IV в. до Р. Х. эту территорию захватили войска македон. царя Филиппа II.

Церковь Св. Софии (Старая митрополия). Кон. V — нач. VI в.Церковь Св. Софии (Старая митрополия). Кон. V — нач. VI в.От древнейшего периода в Старом Н. сохранились или были раскрыты во время археологических раскопок фрагменты укреплений фракийского поселения и пристани в сев. части полуострова (II тыс. до Р. Х.; также сохр. сведения о пристани в юж. части), крепостной стены, башен и ворот (кон. V-III в. до Р. Х.), фундаменты акрополя, агоры, перистиля, храма Зевса и церкви в центре полуострова (VI-V вв. до Р. Х.), театра, домов (IV-II вв. до Р. Х.), акведука (V-VI вв. по Р. Х.), терм и проч.

В нач. I в. до Р. Х. город вошел во владения Митридата VI Евпатора, в 72-71 гг. до Р. Х. взят рим. войсками под командованием Луция Лициния Лукулла. Окончательно присоединен к Римской империи в нач. I в. по Р. Х., входил в состав провинций Македония, Мёзия, Фракия (со II в.), Гемимонтия (с нач. IV в.). В составе Римской империи пользовался рядом привилегий, в городе продолжали чеканить свою монету.

Ок. 587 г. город был разорен и опустошен аварами. В сер. VII в. в нем жили переселенцы из г. Апамея (ныне Калъат-эль-Мудик, Сирия). В 680-681 гг. в Месемврии была учреждена епископская кафедра, подчинявшаяся митрополии Адрианополя; первым ее епископом был Петр.

В VIII-IX вв. город стал опорным пунктом Византии в военных действиях против Первого Болгарского царства, на протяжении неск. веков он неоднократно переходил от византийцев к болгарам и обратно. Впервые болгары захватили его в 812 г., но в 863 г. победу одержала Византия. Между 894 и 904 гг., при болг. царе Симеоне, город вновь принадлежал Болгарии, епископская кафедра вошла в состав Болгарской Православной Церкви; впосл., когда город входил в состав Византии, как правило, под юрисдикцию К-польской Патриархии переходила и Месемврийская кафедра. В 971 г. город стал важной базой визант. флота. В 1063 г. Месемврия сильно пострадала от землетрясения. При имп. Алексее II Комнине (1169-1183) кафедра в Месемврии получила статус митрополии. К X-XII вв. относятся сохранившиеся в городе каменные храмы.

Между 1197 и 1207 гг., при болг. царе Калояне, Месемврия вошла в состав Второго Болгарского царства. Месемврийская митрополия в числе болг. епархий упоминается в Борила царя синодике (1211). В 1257 г. город разграбили венецианцы, в 1263 г. он возвращен Византии. В 1304 г. взят болг. царем Феодором Святославом Тертером, в 1330 г. отошел Византии, но в 1331 г. ввиду военных успехов Болгарии жители сами вернулись под власть болг. царя. В 1351 г. город разграбили генуэзцы, в 1364 г. выдержал длительную осаду византийцев. В 1366 г. захвачен рыцарями гр. Савойского Амадея VI, к-рый, однако, вскоре уступил его Византии; тогда же епархия перешла из юрисдикции Тырновской Патриархии под начало К-польской.

Несмотря на многочисленные войны, XIII-XIV века стали периодом расцвета Месемврии, особенно в правление болг. царя Иоанна Александра (1331-1371). К тому времени принадлежит большинство сохранившихся городских храмов. Они построены в т. н. живописном стиле, к-рый выделяется сочетанием белого камня и кирпича, наличием ломбардских аркатур и 3-арочных окон с полукруглыми фронтонами, архивольтами арок с зелеными керамическими розетками, узорчатой кирпичной кладкой; украшением служат зубчатые карнизы и глиняные розетки, над нартексами помещались разновеликие ниши; рядом располагалась 4-гранная звонница под куполом.

В 1396 г. Месемврию захватили турки и изгнали из города основную часть населения. В 1403-1452 гг. город вновь входил в состав Византии, потом был передан Венгрии. После его захвата турками в 1453 г. туда переселили часть жителей К-поля с сохранением их имущества и статуса.

XV-XVIII века стали периодом упадка города из-за его неоднократных разорений. В 1878 г. он вошел в состав Вост. Румелии, в 1885 г.- Болгарии. При формировании Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь) Месемврия отошла Сливенской епархии, несмотря на присутствие в городе греч. митрополита. Греч. митрополия действовала до кончины митр. Никифора (Левантаридиса) в 1931 г. В 1967-1972 гг. в К-польской Патриархии был титулярный митр. Месемврийский Эммануил (Харпатиос). С 1998 г. титул Месемврийского викарного епископа имеет Иаков (Тасев).

Архитектурные памятники Н.

Историк Прокопий Кесарийский сообщает, что в сер. VI в. по приказу визант. имп. Юстиниана I (527-565) в Месемврии велось интенсивное строительство. Возможно, именно тогда были возведены 3-нефные раннехрист. базилики с 3-гранными апсидами. К этому типу принадлежит церковь Святой Софии (Старая митрополия), построенная в кон. V - нач. VI в. на фундаменте античного храма Аполлона; до настоящего времени сохранились ее величественные развалины. Она представляла собой базилику с нартексом (25,5×20 м), видимо, с плоским деревянным потолком (верхняя часть церкви полностью разрушена), нефы были отделены друг от друга 2-ярусными аркадами, опиравшимися на столбы (по 5 с каждой стороны, первоначально имели октагональную форму). Центральный неф (ширина - 9,3 м) завершался на востоке широкой апсидой, полукруглой внутри, 3-гранной снаружи, с 3 окнами. В нижней части центральной апсиды сохранились 3 ступени синтрона. Боковые нефы имели прямоугольное завершение. Перестроенная базилика получила совр. вид в X-XI вв. Техника opus mixtum, использованная при сооружении этой церкви, имела широкое распространение в К-поле, М. Азии, на Балканах, в Италии. Церковь действовала до кон. XVIII в. и являлась частью комплекса резиденции митрополита Месемврийского.

Церковь Божией Матери «Умиление»

(Елеуса; не ранее VI в.) находилась в сев. части Старого Н., обнаружена во время раскопок в 20-х гг. XX в. В наст. время 3-нефная 3-апсидная базилика с притвором (28×18 м) представляет собой археологическую руину. Центральная апсида полуциркульная, боковые апсиды имели форму трилистника. Упоминается в документах до XIV в. как монастырская церковь.

Раннехристианская 3-нефная

базилика (32×20,5 м), вероятно, кон. V в., находилась на сев. стороне от городских ворот на месте храма Зевса. Археологические данные позволяют утверждать, что она перестроена в VII в. в купольную церковь; в IX в. разрушена.

Церковь святого Иоанна Предтечи

Церковь св. Иоанна Предтечи. X в.Церковь св. Иоанна Предтечи. X в. (X в.; в наст. время - музейный объект). В результате археологических раскопок и реставрации в 2012-2013 гг. было установлено, что 3-нефная 3-апсидная крестово-купольная церковь (14×10 м) без нартекса была возведена на месте ранневизант. 3-нефной базилики VI в. Единственный купол стоит на высоком барабане над центральной частью храма. В интерьере сохранились фрагменты настенных росписей XIII-XVII вв.: на юж. стене - портрет донатора (XIV в.), на юго-вост. столпе - изображение мц. Марины Антиохийской, побивающей беса (XVII в.).

Церковь первомученика Стефана

(Новая митрополия; в наст. время - музейный объект) первоначально была посвящена Пресв. Богородице, строилась в XI-XIII вв. в смешанной технике (камень, кирпич); при сооружении использованы многочисленные архитектурные элементы (капители, карнизы, рельефы), очевидно, сполии предшествующего храма. По типу это 3-нефная 3-апсидная базилика (12,1×9,5 м). В 90-х гг. XVI в. перестроена западная часть, в XVIII в. добавлен притвор. В росписях наоса (1599 г., дата известна из сохранившейся надписи, расположенной над южной дверью в наос) использованы сюжеты из цикла «Чудеса Иисуса Христа», иллюстрации к молитве «О Тебе Радуется», житийные циклы ап. Иоанна Богослова и св. Иоанна Крестителя. Стиль росписей указывает на работу 3 мастеров. В притворе помещена пространная композиция «Страшный Суд» (XVIII в. ). В интерьере сохранились деревянные резной золоченый иконостас (XVI в.), архиерейский трон и амвон (XVIII в.).

Церковь великомученика Димитрия Солунского

(XI в., разрушена) находилась с сев. стороны от ц. Св. Софии, раскрыта во время археологических раскопок в 1968 г. Вероятно, была крестово-купольной 3-нефной 3-апсидной частной семейной капеллой.

Церковь мученицы Параскевы

Церковь вмц. Параскевы. XIII в.Церковь вмц. Параскевы. XIII в.(После 1236) небольшая однонефная (15×6 м), с куполом и притвором; на востоке главный неф завершается полукруглой апсидой. Притвор имеет 3-частную структуру, центральная часть перекрыта вспарушенным сводом. Сложена из блоков белого камня, ряд к-рых чередуется с 3 рядами кирпича. Северный и южный фасады, а также апсида украшены глухими аркадами, их верхние части декорированы поливными изразцами разной формы. Двускатная крыша появилась в результате одной из реставраций церкви. Первоначально над притвором находилась башня-звонница (сохр. следы ее примыкания к стенам наоса и нартекса). В наст. время в храме размещена музейная экспозиция из сохранившихся фрагментов фресок разных, в т. ч. разрушенных, храмов Н. Во время реставрации 2013 г. под зданием найдена плита с греч. надписью с посвящением Посейдону, вероятно принадлежавшая античному храму Посейдона, покровителю города.

Церковь архангелов Михаила и Гавриила

Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Кон. XIII — нач. XIV в.Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Кон. XIII — нач. XIV в. (Кон. ХIII - нач. XIV в.), однонефная, типа вписанного креста, с нартексом, 3-частным алтарем (13,9×5,3 м) и богатым декором стен.

Церковь мученика Феодора Стратилата

(XIII в.; южная и восточная стены, крыша относятся к более позднему времени), однонефная, одноапсидная, с 2-скатной кровлей и нартексом (8,7×4,1 м). В храме располагается художественная галерея.\tab

Церковь святого Иоанна «Алитургетос»

(XIV в., по неизвестным причинам не была освящена), типа вписанного креста, с нартексом, расположена на высоком берегу в юж. части полуострова; 4 свободно стоявшие колонны поддерживали барабан центрального купола. Разрушена в 1366 г. при штурме города; пострадала при землетрясении 1913 г., реставрирована в 1972 г. Стены богато декорированы.

Церковь Христа Пантократора

Церковь Христа Пантократора. Кон. XIII — нач. XIV в.Церковь Христа Пантократора. Кон. XIII — нач. XIV в. (Кон. XIII - нач. XIV в., в наст. время - музейный объект), вытянутая по оси «восток-запад», находилась в центре города. Трехнефная 3-апсидная купольная базилика (16×6,9 м) с притвором и звонницей над ним; имеет 2 входа с южной и западной сторон, барабан центрального купола опирается на 4 свободно стоящие колонны (восстановлены) и прорезан 8 окнами. Стены сложены из блоков светлого камня и кирпича, все 3 фасада и апсиды декорированы нишами разного размера и глубины, керамическими поливными изразцами, фризами с солярной символикой. В интерьере на стенах сохранились фрагменты росписей. В притворе находились захоронения.

К периоду тур. владычества относятся Церковь священномученика Климента (XVI-XVII вв., разрушена), а также маленькая (11,7×5,70), однонефная, одноапсидная, с деревянной 2-скатной кровлей Церковь Спаса. Построена, согласно надписи над юж. входом, в 1609 г. на средства горожан при еп. Киприане. Фрески выполнены в нач. XVII в. и включают христологический и богородичный циклы, ростовые изображения святых. В конхе апсиды сохранился образ Богоматери Воплощение, под ней - композиция «Служба св. отцов». В храме находилась гробница визант. принцессы и болг. царицы Марии Палеолог Кантакузины (в наст. время в Археологическом музее Н.).

Церковь Успения Пресв. Богородицы

(1884, иконы и фрески кон. XIX в.) - в наст. время единственный действующий храм в Ст. Н.

Лит.: Рашенов А. Месемврийски църкви. София, 1932. Бургас; София, 2006; Гълебов И. Несебър и неговите паметници. София, 1959; Nessèbre / Red. V. Velkov. Sofia, 1969-1980. Vol. 1-2; Burgas, 2005. Vol. 3; Български средновековни градове и крепости. Варна, 1982. Т. 1; Прашков Л. П. Икони от Несебър. София, 19842; Велков В. Месамбрия, Месемврия, Несебър. София, 1991; Cimbuleva Z., Saselov D. The Ancient City of Nessebur. Sofia, 1993; Карайотов И. Д. Бронзовото монетосечене на Месамбрия. София, 2001; Икони от Несебър / Съст.: Ж. Чимбулева, В. Гюзелев. София, 2002; Николова Б. Православните църкви през Средновековие, IX-XIV вв. София, 2002; Preshlenov H. Mesambria // Ancient Greek Colonies in the Black Sea. Thessal., 2003. P. 157-208; Гюзелев В. Несебърската архиепископия-митрополия и нейните църкви и манастири // Проблеми на изкуството. София, 2004. Кн. 37. № 1. С. 29-35; Кияшкина П. Несебър: Хилядолетният град. [Варна, 2007]; Димова В. Църквите в България през XIII-XIV в. София, 2008; Mesemvria Pontica: Междунар. семинар. Несебър, 28-31 май 2006 г. Бургас, 2008; Димова С. Ч. Несебър - история и паметници. В. Търново, 2012.
С. П. Заиграйкина
Рубрики
Ключевые слова
См.также