НИКОМИДИЯ
Том L, С. 709-712
опубликовано: 27 декабря 2022г.

НИКОМИДИЯ

Содержание

[Никомедия; греч. Νικομήδεια; ныне Измит, Сев.-Зап. Турция], античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. В Н. и вокруг нее происходили мн. важнейшие события эпохи острой религ. борьбы в империи, к-рые завершились легализацией христианства.

Город основан в 712/711 г. до Р. Х. как колония Мегары и носил название Астак (᾿Αστακός). В ходе войн между диадохами в нач. III в. до Р. Х. Астак был разрушен правителем Фракии Лисимахом и на некоторое время пришел в упадок. В 265/4 или 262 г. до Р. Х. город был перестроен царем Вифинии Никомедом I (280/78 - ок. 255 г. до Р. Х.) и получил название Никомидия в его честь. Н. постепенно превратилась в одну из столиц Вифинии, наряду с Прусой (ныне Бурса) и Никеей (ныне Изник) стала крупнейшим торгово-экономическим центром северо-запада М. Азии. Последние годы жизни в Н. провел Ганнибал, к-рый покончил с собой в 183 г. до Р. Х. в Либиссе близ Н. Его могила в этом месте была известна в течение неск. столетий. В 65 г. до Р. Х. Н. стала митрополией рим. пров. Вифиния, бывш. территории царства, присоединенного к Римской державе. Наиболее значительную информацию о жизни Н. в рим. эпоху содержат письма Плиния Младшего, который ок. 111-113 гг. был проконсулом Вифинии и имел резиденцию в Н. Уроженцем Н. был рим. историк Флавий Арриан (II в.). Город часто страдал от крупных землетрясений; наиболее значительные из них в рим. эпоху известны в нач. 20-х гг. II в., в кон. 60-х гг. III в., в 358 г. Тем не менее Н. постоянно восстанавливалась и сохраняла свое значение.

Политическое влияние Н. начало расти на рубеже II и III вв., после того как во время гражданской войны жители Н. активно выступили на стороне имп. Септимия Севера (193-211). В 195 г. состоялись вооруженные столкновения между никомедийцами и никейцами; последние поддерживали имп. Песценния Нигера. Победивший в войне Септимий подверг наказаниям Никею и осыпал милостями Н. В 257 и 262 гг. Н., как и ряд др. городов побережья Эгейского и Мраморного морей, подверглась разграблению морских флотилий готов. Тем не менее существенного ущерба город, видимо, не понес.

17 нояб. 284 г. в Н. был провозглашен императором Диоклетиан, накануне участвовавший в заговоре против имп. Апра и в его убийстве. С этого времени Н. на неск. десятилетий стала резиденцией Диоклетиана и нескольких его преемников, а также фактически основной столицей империи. В Н. в это время была проведена масштабная реконструкция всех общественных зданий. В ходе адм. реформы IV в. Вифиния была разделена на 2 части. Н. стала митрополией пров. Вифиния Первая в составе диоцеза Понт.

Согласно преданию древней Церкви, 1-м епископом Н. в апостольский век был св. Прохор, один из 7 архидиаконов, рукоположенных апостолами в Иерусалиме (ср.: Деян 6. 1-6). В греч. гомилии в честь св. апостолов Петра и Павла говорится, что Прохор был рукоположен во епископа Н. ап. Петром в то время, когда сопровождал апостола в миссионерском путешествии по М. Азии. Предание о св. Прохоре весьма древнее, он впервые упоминается в Иеронимовом Мартирологе (не ранее 1-й пол. V в.). Имя Евандр вошло в анонимный трактат «Praedestinatus» (сер. V в.) как имя епископа, боровшегося с ересью офитов в М. Азии. На рубеже III и IV вв. в Н. сложилась крупная община христиан, к-рая первоначально пользовалась лояльностью Диоклетиана. Здесь жил богослов Арнобий Старший, его ученик Лактанций с 90-х гг. III в. был преподавателем школы риторики в Н.

23 февр. 303 г. в Н. императоры Диоклетиан и Галерий опубликовали антихрист. эдикты, с к-рых началось «великое гонение» на христиан (см. в ст. Гонения на христиан в Римской империи) (Lact. De mort. persecut. 11-14; Euseb. Hist. eccl. VIII 5-6; Const. Magn. Or. sanct. 25). В тот же день в Н. началось разрушение христианской базилики - 1-го в истории известного по письменным источникам крупного храма христиан, находившегося неподалеку от имп. дворца (Lact. De mort. persecut. 12). В марте произошло 2 пожара во дворце в присутствии Диоклетиана, что еще более обострило ситуацию, т. к. в поджогах были обвинены христиане. Община христиан Н., ставшая 1-й жертвой гонений, пострадала весьма значительно (см. ст. Никомидийские мученики). Вероятно, спустя всего неск. дней после объявления эдиктов в Н. был обезглавлен епископ города сщмч. Анфим (Euseb. Hist. eccl. VIII 6, 13). В это же время претерпели мученическую смерть святые Горгоний и Дорофей, придворные Диоклетиана (Ibid. VIII 1, 6). Среди знаменитых христиан, погибших в Н., был и богослов Лукиан Антиохийский (Ibid. VIII 13; Ioan. Chrysost. De Luciano // PG. 50. Col. 519-526; Philost. Hist. eccl. II 3, 12-15; Chron. Pasch. P. 516, 519-520). Св. Пантелеимон, пострадавший в Н. в то же время, позднее считался покровителем города. Его могила находилась в зап. части Н. и почиталась как христианами, так и мусульманами вплоть до нач. XX в. Жены Диоклетиана и Галерия, Приска и Валерия, прежде, видимо, симпатизировавшие христианам, были принуждены отречься от веры (Lact. De mort. persecut. 15). В позднейшие времена вокруг расправы язычников над христианами в Н. возникло немало недостоверных легенд. Так, согласно одному из вариантов Жития вмч. Георгия Победоносца, этот святой пострадал в Н. непосредственно от царя Дадиана.

1 мая 305 г. имп. Диоклетиан отрекся от престола и передал власть имп. Галерию (до 311). Церемония прошла в военном лагере в Н. в присутствии войска и горожан (Ibid. 18-19; Euseb. Hist. eccl. VIII 17; idem. Vita Const. I 18; Eutrop. Breviar. IX 28 - X 1, 2; Aur. Vict. De caes. 39-40; idem. Epitom. de caes. 41; Socr. Schol. Hist. eccl. I 2; Zosim. Hist. II 8; Chron. Pasch. P. 517). Свидетелем этой церемонии был равноап. Константин, который долгое время служил при дворе Диоклетиана, а затем, в правление имп. Галерия, почувствовав опасность, бежал из Н. в Британию, ко двору своего отца имп. Констанция I Хлора. Имп. Галерий по-прежнему считал Н. своей основной резиденцией. Он продолжал гонения еще в течение неск. лет. Однако 30 апр. 311 г., будучи болен и предчувствуя приближение смерти, Галерий издал Никомидийский эдикт, которым даровал свободу вероисповедания всем жителям империи и прекращал преследование христиан (Lact. De mort. persecut. 33-35; Euseb. Hist. eccl. VIII 17; IX 1). Из-за скорой смерти имп. Галерия этот эдикт во мн. районах империи не успел вступить в силу. Власть над Н. вскоре перешла к имп. Максимину II Дайе (311-313), чья политика в вопросах религии была противоречива. В дек. 311 г. в своих главных столицах, Н. и Антиохии, он также издал эдикт о религ. свободе, подобный эдикту Галерия (Euseb. Hist. eccl. IX 1). Тем не менее Максимин оставался приверженцем традиц. веры и стремился проводить реформы, укреплявшие единство корпорации языческого жречества; преследования христиан спорадически возобновлялись. В янв. 312 г. жертвой Максимина в Н. стал христ. богослов пресв. Лукиан Самосатский (Ibid. IX 6).

В нач. лета 313 г. Максимин Дайя был разгромлен войсками имп. Лициния (313-324). 13 июня Лициний торжественно вступил в Н. Здесь им был провозглашен новый эдикт о веротерпимости, аналогичный Миланскому эдикту 313 г. (Lact. De mort. persecut. 48; Euseb. Hist. eccl. X 5). Гонения на востоке Римской империи прекратились, христ. община Н. начала быстро восстанавливаться под покровительством толерантного имп. Лициния. Вероятно, ок. 313 г. в Н. вернулся Лактанций, к-рый провел неск. лет на Западе из-за преследований Галерия и Максимина Дайи. К нач. 20-х гг. IV в. новый еп. Н. Евсевий († 341/2) стал одним из видных советников имп. Лициния. Евсевий Никомидийский, впосл. в догматических спорах занявший сторону арианства, был первым в истории иерархом христ. Церкви, к-рый может быть охарактеризован как «придворный епископ». Он добился серьезного влияния как политик и советник, оказывавший заметное влияние на политику императоров (Лициния, а затем Константина и Констанция II), прежде всего в религ. сфере.

В 323 г., с началом войны между императорами Лицинием и Константином, еп. Евсевий был включен Лицинием в состав посольства, к-рое отправилось в лагерь Константина под Фессалоникой обсудить условия перемирия. Однако Константин отказался от переговоров и впосл. вспоминал о появлении Евсевия с гневом. В сент. 324 г. разгромленный имп. Лициний отступил в Н. и здесь отрекся от престола. На неск. лет город стал основной вост. резиденцией имп. Константина. Однако взаимоотношения между еп. Евсевием и новым императором были испорчены; Константин не доверял главе столичной христ. общины, вероятно будучи информирован об обширных связях еп. Евсевия с окружением свергнутого имп. Лициния. В 325 г. Евсевий Никомидийский принял активное участие во Вселенском I Соборе в Никее и, по-видимому, как епископ столицы, был в числе его организаторов. Евсевий подписал все акты Собора, в т. ч. документ об осуждении Ария, однако вскоре по приказу имп. Константина его все же отправили в ссылку с др. епископами, среди к-рых был Феогнис Никейский. Вместо Евсевия кафедру Н. занял еп. Амфион. В 326 г. в Н. была заложена большая базилика взамен уничтоженной Диоклетианом (Euseb. Vita Const. III 50; Sozom. Hist. eccl. II 3); однако эта базилика сгорела от удара молнии в 333 г. (Theoph. Chron. P. 29).

В 328/9 г. Евсевий был возвращен на кафедру по приказу имп. Константина и сумел вернуть себе прежнее влияние при дворе. В последующие неск. лет с его деятельностью во многом связаны укрепление позиций противников Никейского Символа веры в Восточных Церквах и (после смерти имп. Константина в 337) открытый их переход к арианству. В 339 г. еп. Евсевий был переведен на кафедру К-поля (что запрещалось канонами Никейского Собора). После освящения Константинополя имп. Константином в 330 г. начался постепенный переезд органов гос. управления из Н. в новую столицу империи; политическое значение Н. начало уменьшаться. Однако Константин по-прежнему проводил в Н. значительное время. В мае 337 г., находясь в Н., на смертном одре император принял крещение. В последующие годы в Н. жили нек-рые близкие родственники правящей династии, бо́льшую часть детства здесь провел буд. имп. Юлиан Отступник (361-363). Утрата столичного статуса не привела к экономическому упадку Н. Город сохранил значение одного из культурных центров империи: в сер. IV в. школу риторики возглавлял Ливаний; его учениками были святители Василий Великий и Григорий Нисский.

Никто из епископов Н. после Евсевия не обладал столь же высоким политическим положением. Община христиан Н. превратилась в обычную для поздней Римской империи провинциальную корпорацию, к-рая сохраняла тесные связи с К-полем, но тем не менее редко участвовала в определении судеб вост. христианства. В 339 г. на кафедру вернулся еп. Амфион. Ок. 343 г. он участвовал в Сардикийском Соборе, где примкнул к партии ариан. В сер. IV в., в период правления имп. Констанция II (337-361) и обостренной борьбы различных богословских партий, кафедру Н. оспаривали епископы Марафоний, ставший сторонником ереси Македония I, и арианин еп. Кекропий, к-рый был переведен в Н. из Лаодикии Сирийской по приказу имп. Констанция (Athanas. Alex. Or. contr. arian. 1). Влияние еп. Кекропия, а также статус города в сер. IV в. были столь высоки, что в нач. 358 г. имп. Констанций предполагал провести в Н. большой церковный Собор (Sozom. Hist. eccl. IV 16-17). Однако 24 авг. 358 г. Н. была разрушена сильным землетрясением. Еп. Кекропий погиб. От этого же бедствия пострадали Никея, К-поль и ряд областей М. Азии и Балкан. Проведение Собора было отложено и затем перенесено в Селевкию Исаврийскую (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор). Еще одно землетрясение в уже разрушенной Н. произошло 2 дек. 362 г. и нанесло новый урон городу. В последующие столетия Н. еще неоднократно страдала от землетрясений, которые одновременно затрагивали и К-поль (26 янв. 447, авг.-сент. 554, дек. 557). Видимо, этот фактор стал важной причиной постепенного упадка Н.

Со 2-й пол. IV в. сведения о кафедре Н. становятся все более отрывочны. Вместо еп. Кекропия кафедру Н. занял Онисим, к-рый в янв. 360 г. присутствовал на Соборе в К-поле. В 381 г. во II Вселенском Соборе участвовал еп. Евфрасий. Епископы Евфрасий и его преемник Патрикий известны также по одному из писем свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. Ep. 13). В 90-х гг. IV в. кафедру Н. занимал еп. Геронтий, поддерживавший тесные отношения с архиеп. Нектарием К-польским. Восшедший в 398 г. на К-польский престол свт. Иоанн Златоуст стремился распространить юрисдикцию столичной кафедры на окрестные области и вскоре низложил Геронтия (Sozom. Hist. eccl. VIII 6). В 401 г. на кафедру Н. им был возведен еп. Пансофий, выходец из Италии, который принял некогда крещение от свт. Амвросия Медиоланского, затем переехал в К-поль, где сделал карьеру медика и добился высокого доверия имп. Евдоксии.

Еп. Гимерий участвовал во Вселенском III Соборе (431) и поддержал осуждение архиеп. К-польского Нестория. Еп. Евномий на Эфесском «разбойничьем» Соборе 449 г. солидаризировался с архиеп. Александрийским Диоскором, однако во время проведения Вселенского IV Собора в Халкидоне в 451 г. поддержал правосл. большинство. На 13-м заседании Собора (30 окт. 451) обсуждался спор между епископами Евномием и Анастасием Никейским. Последний в предыдущие годы пытался распространить свое право рукополагать епископов не только в пров. Вифиния Вторая, но и во всей древней области. Собор определил каждому из епископов право юрисдикции только в своей митрополии. Это решение стало последним в процессе оформления митрополии Н., которая заняла 7-е место в составе иерархии К-польского Патриархата в V в. В разное время Н. подчинялось от 10 до 12 епархий, в основном приморские портовые городки Вифинии.

О епископах Н. в VI-VII вв. свидетельствуют лишь их подписи в актах Вселенских и Поместных Соборов. Еп. Иоанн, занимавший кафедру в сер. VIII в., в 787 г. был посмертно анафематствован Вселенским VII Собором как один из лидеров иконоборчества (подробности деятельности Иоанна в источниках не сохр.). В 60-х гг. VIII в. еп. Константин участвовал в осуждении св. Стефана Нового.

В средневизант. эпоху близость Н. к К-полю по-прежнему определяла статус этого города. Однако с VII в., с начала персид. и араб. завоеваний, его торговое значение сошло на нет. Н. преимущественно играла роль важной неприступной крепости на восточном берегу Мраморного м. на подступах к К-полю. Город неоднократно упоминался в источниках. 15 апр. 624 г. в военном лагере близ Н. праздновал Пасху имп. Ираклий (610-641) вместе с августой Мартиной. Отсюда он отправился в очередной поход против персов на Ближ. Восток. В 717 г. близ Н. состоялось сражение, в к-ром имп. Лев III Исавр победил своего конкурента в гражданской войне имп. Феодосия III. В 743 г. близ Н. решился исход еще одной гражданской войны, в которой имп. Константин V (741-775) одержал верх над своим зятем Артаваздом.

Митрополия Н. сохраняла значительное влияние в церковных делах в средневизант. эпоху (IX-XII вв.). Одним из лидеров движения иконопочитателей на рубеже VIII и IX вв. был митр. Никомидийский исп. Феофилакт, ученик свт. Тарасия, патриарха К-польского (784-806), низложенный в 814 г. за то, что отстаивал почитание св. икон в правление имп. Льва V (813-820). Еп. Иоанн в 60-х гг. IX в. состоял в переписке со свт. Фотием I, патриархом К-польским (858-867, 877-886). Еп. Георгий участвовал в Соборе 879-880 гг. под председательством святителя (см. в ст. Константинопольские Соборы). Видным деятелем визант. правящей элиты был митр. Стефан, глава кафедры Н. более четверти века в кон. X - нач. XI в., также занимавший пост патриаршего синкелла. В хрониках Иоанна Скилицы и Георгия Кедрина сохранились упоминания о том, что во время гражданской войны 976-979 гг. между имп. Василием II Болгаробойцей (976-1025) и мятежным полководцем Вардой Склиром митр. Стефан участвовал в одном из посольств, направленных из К-поля к мятежникам. Митрополиты Никита и Феофилакт из Н. в 30-х гг. XII в. активно участвовали в богословских спорах в К-поле между православными и латинянами.

С распадом Византийской империи в нач. XIII в. Н. окончательно утратила свое церковное и культурное значение. Митрополия Н. по-прежнему числилась в списках кафедр К-польской Церкви, но история города и его общины в это время была крайне нестабильна. Н. превратилась в пограничную крепость, к-рую оспаривали друг у друга различные гос-ва. После 4-го крестового похода (1204) Н. нек-рое время находилась в руках правителя Вифинии Феодора I Ласкаря. Однако в кон. 1206 г. она была захвачена крестоносцами вместе с др. визант. городами юж. берега Мраморного м. Латиняне обнаружили, что бо́льшая часть древних стен Н. непригодна для обороны, и спешно выстроили крепость вокруг ц. Св. Софии. В 1207 г. Феодор Ласкарь провел успешное контрнаступление против крестоносцев; ему удалось овладеть Н. и неск. крепостями Вифинии, но через некоторое время латиняне вновь взяли Н. под свой контроль. Н. оставалась главным форпостом Латинской империи в М. Азии. Когда в сер. 20-х гг. XIII в. все проч. азиат. владения были потеряны крестоносцами, в Н. оставался их гарнизон. Ок. 1240 г. Н. вошла в состав Никейской империи. С нач. XIV в. окрестности города осаждали турки во главе с султаном Османом. В 1302 г. византийцы потерпели тяжелое поражение от турок при Вафее близ Н. Местное греч. население бежало из окрестностей Н. В 1303 и 1330 гг. город нек-рое время находился в полной блокаде со стороны суши; византийцы снабжали город с помощью флота. Наконец, в 1337 г. Н. была захвачена султаном Орханом.

Н. крайне слабо изучена археологами. От римской и византийской эпох в городе сохранились большие фрагменты стен III в., которые многократно перестраивались и служили городу до конца средневековья. Несколько храмов и монастырей в Н. известны лишь по разрозненным письменным источникам (Janin. Grands centres. P. 77-104). Их местоположение не локализовано.

Известные иерархи Н.

Епископы: св. Прохор (сер. I в.), Евандр (II в.), сщмч. Анфим (303), Евстолий (314), Евсевий (до 323-325, 328/9-338/9; арианин; впосл. архиепископ К-польский), Амфион (325-329, 339-347; арианин), Марафоний (ок. 342-360; македонианин), Кекропий (351-24 авг. 358; арианин), Онисим (после 369), Евфрасий (381), Патрикий (80-е гг. IV в.), Геронтий (до 400), Пансофий (401), Диодор, Гимерий (431), Евномий (449-451), Стефан (518-520), Фалассий (536), Иоанн (553), Иосиф, Петр (681), Иоанн (сер. VIII в.; иконоборец), Константин (60-е гг. VIII в.; иконоборец), Петр (787); митрополиты: Григорий (1-я пол. IX в.), свт. Феофилакт (814), Игнатий (843-846), Феофил Маномах (845/6), Иоанн (858-867), Георгий (879), Григорий (912 - ок. 925), Игнатий (ок. 921-945), Стефан (976 - ок. 1003), Иоанн (1030), Антоний (1035-1037), Стефан (2-я пол. XI в.), Василий (1071), Михаил (1082), Константин (1094/95-1136), Никита (30-е гг. XII в.), неизвестный (1145), Иоанн (1152), Феофилакт (1157), Михаил (1166-1169), Иоанн (1174-1177), Иоанн (1232), Кирилл (1285-1316), Каракалл (1289-1294(1300)), Максим (1324-1327), Макарий (1385-1397), Макарий (1437-1439; низложен), Дионисий, неизвестный (1574), Сисинний (1578-1580), Кирилл (1641), Неофит (1671), Паисий II (1721-1726; позднее патриарх К-польский), Кирилл (1745-1748), Никифор (1768), Герасим (1784-1787), Афанасий (1793-1819), Дионисий (1856), Филофей (1879-1892).

Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 581-598; Pauly, Wissowa. Hbd. 33. Col. 468-492; Telfer W. Arius takes Refuge at Nicomedia // JThSt. 1936. Vol. 37. P. 60-64; Janin. Grands centres; Darrouzès. Notitia; Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor. Berkeley etc., 1971; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 94-107; ODB. Vol. 3. P. 1483-1484; Foss C. Nicomedia and Constrantinople // Constantinople and Its Hinterland / Ed. C. Mango, G. Dagron. Camb., 1995. P. 81-90; Иванов С. А. В поисках Константинополя: Путев. по визант. Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 666-670.
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
  • АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата
  • АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии
  • ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви
  • ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви
  • ЛАОДИКИЯ античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви