НИШСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том LI, С. 327-329
опубликовано: 14 февраля 2023г.

НИШСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

[Серб. Нишка епархиjа] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри СПЦ на территории Нишского, Топлицкого, Пиротского и Ябланицкого округов Сербии. Кафедральный город - Ниш. Разделена на 14 архиерейских наместничеств (Алексинацкое, Бела-Паланкское, Власотинцкое, Димитровградское, Косаницкое, I Лесковацкое, II Лесковацкое, I Нишское, II Нишское, III Нишское, Пиротское, Сврлигское, Топлицкое, Ябланицкое), имеет ок. 300 приходов. Правящий архиерей - еп. Арсений (Главчич), на кафедре с 13 авг. 2017 г.

История

Начало проповеди христианства в Нише (Наисс), известном с III в. до Р. Х. и в первые века по Р. Х. ставшем важным стратегическим, экономическим и политическим центром на Балканах, связывают с учениками первых апостолов. Фундаменты самых ранних сохранившихся христ. строений в городе и его окрестностях археологи датируют IV в. Время возникновения епископской кафедры в Нише точно неизвестно, исторические источники сообщают имена ее епископов начиная с IV в.: Кириак (до 343), Гауденций (343), Боноз (до 391), Маркиан (409-414), Гайан (516) и Пройект (553). Также сообщается о том, что в 344 г. в Наиссе праздник Воскресения Господня встретил свт. Афанасий I Великий, еп. Александрийский, к-рый находился здесь по приглашению своего друга еп. Гауденция.

Следующее упоминание о Н. е. относится к 995 г., когда она была одной из 23 епархий Болгарской Церкви (см. ст. Болгарская Православная Церковь). Участники крестовых походов описывали Ниш как богатый город. При падении державы болг. царя Самуила (1018) в Н. е., к-рая была частью Охридской архиепископии, входили почти все зап. земли Балканского п-ова. Согласно хрисовулу визант. имп. Василия II Болгаробойцы 1018 г., Н. е. относилась к 1-му из 3 классов епархий и была 6-й по списку. Но при вхождении Ниша в состав Сербского гос-ва Н. е. охватывала лишь поселения Мокро, Сврлиг, обл. Топлица и некий г. Камрлпт (Коблос), к-рый И. Снегаров локализует между реками Юж. Морава и Топлица, где сохранились развалины древней церкви.

Впосл. положение Н. е. зависело от вхождения Ниша и земель, на к-рых она располагалась, в различные гос. образования. Во 2-й пол. XII в., во время правления вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый), Ниш отошел к Сербии, но позже некоторое время был в составе Венгрии и Болгарии. В церковном отношении все это время он оставался в юрисдикции Охридской архиепископии. После восстановления Второго Болгарского царства епархия в 1186 г. стала частью Тырновской архиепископии (см. Тырновская Патриархия), но вскоре, после возвращения Ниша в состав Сербского гос-ва, епархия вернулась под юрисдикцию Охрида.

Н. е. не упоминается в период формирования новосозданной автокефальной серб. Жичской архиепископии (см. в ст. Сербская Православная Церковь) в 1219 г. В этот момент сам Ниш принадлежал болгарам, но большей частью его окрестных территорий управляли сербы; в церковном отношении эти земли входили в состав Топлицкой епархии Жичской архиепископии. В составе Сербской архиепископии Н. е., а точнее еп. Нишский Никодим, упоминается лишь в 1279 г., после возвращения города сербам.

Османское завоевание Балкан вызвало изменения в церковной структуре в XV в.: после взятия Охрида (1395) в его церковную юрисдикцию стали переходить части Сербского гос-ва по мере их завоевания Стамбулом. Ниш пал в 1428 г. и вновь оказался в составе Охридской архиепископии. Н. е. имела высокий ранг среди 32 епархий архиепископии. Митр. Нишский Матфей участвовал в Соборах 1528-1532 гг., на которых был осужден еп. Смедеревский Павел за попытку возглавить архиепископию.

После обновления в 1557 г. автокефальной Печской Патриархии Ниш вошел в ее юрисдикцию. В записи 1592 г. упоминается митр. Евфимий с титулом «Нишавский и Лесковацкий», однако из этой формулировки неясно, какая часть территории вдоль р. Нишавы входила в состав его епархии; очевидно, он относился к части Пиротского кадилука (Црни-Врх, Кална, Стрелац). До 1640 г. в ее составе была и обл. Топлица, к-рая в 1645 г. на краткий срок была выделена в самостоятельную епархию. В состав Н. е. тогда входили обл. Прокупле и г. Крушевац - центр санджака. В 1684 г., при митр. Нишском Евфимии, размер пешкеша составлял 4 тыс. аспри.

По окончании австро-тур. войны (1683-1699) епархии Печской Патриархии были укрупнены и получили ранг митрополий. Н. е. упоминается в числе 14 епархий, расположенных в Османской империи, в описании «О архиепископии Печской и подчиненных ей епархиях», составленном в 1706 г. патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой. Подпись Нишского митр. Гавриила II стоит под прошением патриарха Печского Каллиника II о расформировании возглавляемой им церковной структуры (1766).

Во время 1-го и 2-го серб. восстаний (1804-1815) войска восставших в 1809 г. пытались взять Ниш, но безуспешно. Руководивший обороной города Хуршид-паша построил башню из голов убитых серб. солдат (Челе-кула). Положение правосл. христиан в Н. е. в этот период было очень тяжелым. После подавления греч. восстания 1821 г. митр. Нишский Мелетий был повешен за поддержку восставших.

В 1815 г. к Н. е. была присоединена Нишавская епархия, в 1761 г. выделенная из состава Софийской митрополии и охватывавшая земли верховьев Нишавы около г. Пирота. В 1821 г. епархии были разделены. В 1870 г. Нишавская епархия вошла в состав Болгарского Экзархата, но в 1878 г. вновь присоединена к Н. е. после отъезда из Сербии митр. Пелагонийского Евстафия.

В составе К-польской Патриархии Н. е. имела границы, соответствовавшие адм. делению Османской империи, и включала Крушевацкий и часть Софийского санджака. В 1833 г. из Н. е. были выделены протопресвитериаты Алексинаца и Ражно-Поля и переданы Белградской архиепископии, а потом Тимокской епархии Православной Церкви в Княжестве Сербия, что было закреплено Томосом К-польской Патриархии от 1836 г. Н. е. регулярно упоминается в бератах К-польских патриархов до 1870 г. как одна из епархий бывш. Печской Патриархии 3-го класса.

Фирманом султана от 27 февр. 1870 г. Н. е. вошла в состав Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь). Власти Экзархата с пониманием отнеслись к серб. этническому большинству в епархии и не мешали сохранению местных особенностей. После освобождения Ниша в 1878 г. серб. войсками епархия вошла в состав Православной Церкви в Княжестве Сербия, к-рой К-польская Патриархия в 1879 г. даровала автокефалию. Согласие на такой переход кафедры митр. Нишского Виктора (Чолакова) позволило сохранить канонический порядок, тогда как в 1872 г. К-польская Патриархия наложила на Болгарский Экзархат схизму.

В 1886 г. по указу серб. кор. Милана I Обреновича в епархию вошли округа Нишский, Топлицкий, Враньский, Пиротский, Княжевацкий, Црна-Рекский и Алексинацкий. Во время правления Жичского еп. Саввы (Барача Дечанца) в состав Н. е. вернулся и Крушевацкий округ.

В 1996 г. Н. е. имела 12 наместничеств, 16 мон-рей и метох мон-ря Хиландара. В 2018 г. на территории епархии действуют 32 мон-ря и метоха: Айдановацкий во имя великомученика Георгия мужской монастырь, Браина близ с. Туларе (в честь иконы Божией Матери «Печская»; по преданию, был основан в кон. XIV в. и являлся метохом афонского мон-ря вмч. Пантелеимона, но впосл. разрушен, в нач. XXI в. началось возведение храма на древнем фундаменте), Вета близ г. Бела-Паланка (в честь Успения Пресв. Богородицы, основан в XV в., периодически действовал как приход), Височка-Ржана близ г. Пирот (в честь Рождества Пресв. Богородицы, основан в кон. XIX в.), Горни-Матеевац близ Ниша (в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, известен по источникам с кон. XV в., после 1917 здесь поселились мн. рус. монахи, эмигрировавшие из России после Октябрьской революции), Габровац в Нише (в честь Сошествия Св. Духа на апостолов; согласно преданиям, основан в XIII в., опустел после Великого переселения сербов, возобновлен в сер. XIX в.), Дивлянский близ с. Дивляна (во имя вмч. Димитрия Солунского; согласно легендам, основан в XIV в., в XIX в. неск. раз горел, но впосл. восстанавливался, в 1930 преобразован в женский; здесь проживало много рус. монахинь, эмигрировавших из России после Октябрьской революции, их усилиями была возведена зимняя ц. во имя прп. Серафима Саровского), Джунис близ Крушеваца (в честь Покрова Пресв. Богородицы; в 1898, после явления на этом месте Пресв. Богородицы забил источник целебной воды, позже по благословению еп. Жичского Николая (Велимировича) была возведена деревянная церковь, а затем большой собор в неоморавском стиле), Завидинце близ с. Бабушница (во имя вмч. Георгия Победоносца; согласно легенде, основан в 1364, восстанавливается с 2012), Иверица близ с. Островица (во имя прп. Параскевы; согласно легендам, расположен на месте древнего мон-ря, основанного монахами из афонского мон-ря Ивирон в XIV в.; новая церковь была возведена инженерными войсками серб. армии в 1898 в благодарность за чудесное спасение во время морской бури серб. кор. Александра I Обреновича), Каменица (во имя вмч. Георгия Победоносца; основан во 2-й пол. XV в., в XVI в. в нем действовал скрипторий), Крупац близ г. Пирот (в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи; возведен в 1876-1877 в память о воинах, погибших при освобождении Пирота), Куршумльский монастырь, Манастирче в г. Димитровград (во имя вмч. Димитрия Солунского; основан в 1870, восстановлен в 1996), Муштар в с. Трнски-Одоровци (в честь Собора св. Иоанна Крестителя), Петра и Павла в с. Калудра (церковь построена в 1922, восстановлена в 1994), Пирковац близ г. Сврлиг (во имя арх. Гавриила; согласно легенде, основан во время правления Неманичей, неоднократно подвергался сожжению и разрушению, возобновлен в 2005), Планиница близ г. Пирот (во имя свт. Николая Чудотворца; согласно ктиторской надписи, храм возведен и расписан в апр. 1606, когда духовником в мон-ре был Стефан), Плочник (во имя свт. Николая (Велимировича), еп. Жичского и Охридского; метох Куршумльского мон-ря; возведен в нач. XXI в.), Погановский монастырь, Рсовци близ г. Пирот (во имя прор. Илии; в ХХ в. на фундаменте раннехрист. храма была поставлена деревянная церковь, в 2010 вместо нее был возведен каменный собор), Свети-Николе в с. Ораовица (во имя свт. Николая Чудотворца; основан в 2011), Свети-Роман близ с. Джунис (в честь Благовещения Пресв. Богородицы; предположительно впервые обитель упом. под названием Сфенторомон в «Повелье» визант. имп. Василия II Болгаробойцы (1019), позже она пришла в запустение и была возобновлена серб. кн. Лазарем во 2-й пол. XIV в.; в 1796 возведена новая церковь, в к-рой в 1876 был похоронен рус. полковник Николай Раевский, позже его останки были перенесены на родину, но могила почитается до сих пор), Свети-Стефан близ с. Липовац под г. Алексинац (в честь Преображения Господня, основан в 1370-1375 на месте древнего некрополя), Смиловци (во имя мучеников Кирика и Иулитты; церковь возведена на месте древнего храма в XVIII в., обновлена в 1839; в 1925 при ней поселились 40 рус. монахинь, которые основали 1-й в Н. е. жен. мон-рь, после окончания второй мировой войны они были вынуждены покинуть обитель), Сичево, Суково под г. Пирот (в честь Успения Пресв. Богородицы; основан на месте древней церкви на рубеже XVI и XVII вв., церковь расписана в 1606; в 20-х гг. XX в. в обители проживали рус. монахи), Темский Георгиевский монастырь, Црковница (во имя прп. Симеона Столпника; основан во 2-й пол. XVI в., возобновлен в 2006), Чифлик близ г. Бела-Паланка (во имя свт. Николая Чудотворца; основан в XVII в.), Яшуньский Предтеченский и Введенский в г. Лесковац (в честь Рождества прор. Иоанна Предтечи и Введения во храм Пресв. Богородицы; находятся в 1,5 км друг от друга; согласно легенде, основаны в XV в. визант. политическим деятелем Андроником Кантакузином, сохранились росписи XVI-XVII вв.).

Нишские митрополиты и епископы

Никодим (1279), Матфей (1528-1532), Евфимий (1592), Гавриил I (1655), Евфимий (1684), Рувим (?-1692), Иоанникий (1712), Георгий Попович (?-1737,) Никодим (?-1754), Игнатий (1754), Гавриил II (1766), Макарий I, Maкарий II, Мелетий (1815-1821), Венедикт I, Даниил, Иосиф, Григорий (1837-1842), Венедикт II (1842-1854), Никифор (1856), Иоанникий II (1856-1858), Стефан (Ковачевич; 1862), Каллиник (1869), Виктор (Чолаков; 1872-1883), Нестор (Попович; 1883-1884), Димитрий (Павлович; 1884-1889), Иероним (Йованович; 1889-1894), Иннокентий (Павлович; 1894-1898), Никанор (Ружичич; 1898-1911), Досифей (Васич; 1913-1932, во время первой мировой войны изгнан болг. оккупационными властями), Иоанн (Илич; 1933-1975), Ириней(Гаврилович; 1975-2010, с 2010 патриарх Сербский), Иоанн (Пурич; 2011-2016).

Ист.: Алексиjевић Д. Прилози за историjу Српске цркве // Весник Српске цркве за 1909. г. Београд, 1909. С. 756-759; Тричковић Р. Српска црква средином XVII. в. // ГСАН: Од. ист. наука. 1980. Бр. 2. С. 99-100; Шулетић Н. С. Подаци о бератима архиjереjа Пећке и Охридске архиепископиjе у дефтеру прихода Канцелариjе црквених муката (ВОА, КК 2532-2533) // Српске студиjе. Београд, 2010. Књ. 1. С. 184.
Лит.: Груjић Р. Нишка епархиjа // Станоjевић С. Народна енциклопедиjа српско-хрватско-словеначка. Београд, 1928. Књ. 3. С. 95-96; Стоjанчевић В. Нишка епархиjа у 19. в. (до 1878) // Историjа Ниша. Ниш, 1983. Књ. 1. С. 276-277; Jанковић М. Епископиjе и митрополиjе Српске цркве у средњем веку. Београд, 1985. С. 14-16, 28, 37; Богдановић Д. Преображаj Српске цркве // Историjа српског народа. Београд, 19942. Књ. 1. С. 315-327; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 19952. Т. 1. С. 25-26, 62, 87-92, 180; Т. 2. С. 161; Пузовић П. В. Нишавска епархиjа // Енциклопедиjа православља. Београд, 2002. Књ. 2. С. 1334; он же. Нишка епархиjа // Там же. 1334-1336; Радосављевић Н. В. Тимочка епископиjа по попису из 1836. г. // ИЧ. 2005. Књ. 52. С. 262; idem (Radosavlevitch N.). Viktor Tcholakov, Taxidiote de Hilendar et metropolite de Nich // Bulgarian Historical Review. Sofia, 2009. Vol. 37. N 1/2. P. 127-142; Jeremić G., Filipović A. Traces of Early Christianity in «Naissus» // Acta XVI Congressus Intern. Archaeologiae Christianae. Vat., 2016. Pars 2. P. 1743-1758.
Н. В. Радосавлевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также