ОКТОИХ
Том LII, С. 535-545
опубликовано: 30 мая 2023г.

ОКТОИХ

Содержание

[греч. ᾿Οκτώηχος, от ὀκτώ - восемь и ἦχος - глас], литургическая книга православной Церкви, содержащая песнопения седмичного богослужебного круга. Основным принципом организации сборника является систематизация гимнографии по 8 гласовым группам, чем и обусловлено название сборника.

Греч. Октоих. IX в. (Sinait. NF MG 29. Fol. 3r)Греч. Октоих. IX в. (Sinait. NF MG 29. Fol. 3r)В совр. корпусе слав. богослужебных книг сборник представлен кн.     (в 2 частях), в греческой богослужебной лит-ре песнопения О. организованы в 3 сборниках: «Октоих иже во святых отец наших Иоанна Дамаскина» (᾿Οκτώηχος τοῦ ἐν ἁγίοις πατρός ἡμῶν ᾿Ιωάννου τοῦ Δαμασκηνοῦ), «Параклитик, или Великий Октоих» (Παρακλητική ἤτοι ᾿Οκτώηχος ἡ Μεγάλη) и «Богородичник» (Θεοτοκάριον νέον...), из к-рых «Октоих...» является кратким О., содержащим песнопения воскресного дня; «Параклитик...» представляет собой полный О.; однако оба сборника не содержат богородичные каноны повечерия, к-рые представлены в 3-м греч. сборнике - Богородичнике. Последний сборник утратил свою литургическую функцию, поскольку в совр. греч. богослужебной практике на повечерии каноны Богородице не поются; однако сборник продолжает оставаться востребованным как для келейного, так и для богослужебного пользования (так, в афонском богослужении каноны «Богородичника» исполняются в конце вседневной вечерни либо на литургии после «Святая святым» (см.: Святогорский устав. 2002. С. 21, 24-27 и ст. Богородичник)).

Гимнография О. для каждого дня седмицы содержит изменяемые песнопения вечерни, малого повечерия, утрени и литургии, а для воскресного дня также - малой вечерни и полунощницы. Греч. «Октоих...» в отличие от «Параклитика...» не имеет последования малой вечерни, а «Параклитик...» (как и слав. О.) содержит и нек-рые неизменяемые песнопения воскресной службы. Формуляр песнопений О. буднего дня (о составе песнопений воскресной службы см. ст. Воскресенье) состоит из стихир на «Господи, воззвах» и стиховни вечерни; богородичного канона на повечерии (с седальном по 6-й песни); 3 групп седальнов, 2 канонов и стихир на стиховне на утрене; блаженн на литургии. Формуляр субботней службы отличается отсутствием третьей группы седальнов и наличием стихир на хвалитех на утрене. Будничные песнопения О. имеют строгую систему двойного посвящения дням седмицы (понедельник посвящен теме покаяния и святым ангелам, вторник - покаянию и св. Иоанну Предтече, среда и пятница - Св. Кресту и Богородице, четверг - святым апостолам и свт. Николаю, суббота - святым мученикам и др. святым и умершим), и, как правило, каждый элемент формуляра будничной службы содержит по 2 набора соответствующих песнопений (кроме наиболее древних гимнов будничного О., стихир на стиховне и седальнов, в основе своей имеющих песнопения лишь 1-й темы посвящения буднего дня). Слав. и греч. О. содержат ряд приложений, основу к-рых составляют песнопения, исполняемые в определенных, оговоренных Типиконом случаях или же не обладающие строгой двойной зависимостью от седмичного и/или гласового кругов. В отличие от греч. О. в слав. О. приведены также уставные указания о совершении воскресной и субботней служб (глав 1-5, 7 Типикона без примечаний и последований, не относящихся к чину пения О., и глав 12-15) и таблица столпов евангельских, определяющая, какое из 11 утренних евангельских чтений относится к конкретному воскресенью церковного года, разбитого на 6 полных циклов осмогласия (столпов). Формуляры воскресной и будничной служб слав. О. и греч. «Параклитика...» идентичны, однако в этих сборниках несколько иные порядок и состав песнопений: более всего различий наблюдается в богородичнах и крестобогородичнах будничных стихир и седальнов; во мн. случаях тропари будничных седальнов в слав. О. имеют иной состав или порядок, чем в греч. О.; меньше различий наблюдается в составе будничных стихир на «Господи, воззвах» и тропарей на блаженнах; богородичные каноны среды (гласы 1, 2, 6-8) и пятницы (все, кроме 6-го гласа) слав. О. не соответствуют представленным в греч. О.; то же относится к канонам всем святым 1-го гласа и свт. Николаю 2-го гласа; корпус богородичных канонов повечерия слав. О. и греч. «Богородичник» содержат лишь 4 одинаковых канона; наконец, отметим, что в греч. «Параклитике...» отсутствует 3-я группа стихир на «Господи, воззвах» вечера субботы, в слав. О. приписываемых Павлу Аморийскому († 1054).

В богослужебной практике книга О. фактически используется на протяжении всего года, за исключением периода от Лазаревой до Великой субботы и нек-рых отдельных дней, оговоренных богослужебным уставом. Однако в периоды Великого поста и Пятидесятницы объем песнопений О. за богослужением существенно сужается за счет гимнографии Постной и Цветной Триодей.

Устав о пении О. и соединении песнопений О. со службами годового богослужебного круга приведен в слав. Типиконе в главах 1-5, 7, 9, 11-13, 15, 16 и 48 (Месяцеслов) основной части и в храмовых главах, согласно к-рым, в частности, пение О. безусловно упраздняется в двунадесятые Господские праздники; в двунадесятые же Богородичные праздники, а также в периоды пред- и попразднства всех двунадесятых праздников и в дни памяти святого с полиелеем и выше О. не поется в случае совпадения праздника с будним днем (хотя в последних случаях отдельные песнопения О., как то: догматик, богородичен тропаря и богородичный канон на повечерии - могут исполняться).

О. выполняет неск. богослужебных функций. Во-первых, он является собранием воскресных песнопений, входящих в число самых известных гимнографических текстов правосл. традиции, имеющих высокую художественную ценность и обладающих бесспорным духовным авторитетом. Во-вторых, О. назначает песнопения на каждый будний день, причем статус этой функции существенно ниже первого, поскольку пение будничного О. нередко сокращается или совсем отменяется в пользу песнопений подвижного или неподвижного годовых кругов богослужения. В-третьих, О. является коллекцией вспомогательных песнопений (богородичнов, крестобогородичнов, светильнов, «троичных» гимнов, заупокойных канонов и др.) и мелодико-метрических моделей (т. е. содержит самоподобные песнопения для канонов (ирмосы), тропарей, стихир, седальнов и кондаков) для гимнографии других богослужебных сборников.

В книжной певч. культуре песнопения О. представлены как в специальных певч. книгах, содержащих произведения исключительно О. (см., напр., Октай - слав. нотированный сборник песнопений О., и Анастасиматарий - греческий нотированный сборник песнопений воскресного О.), так и в жанровых певч. сборниках (таких, как Ирмологий и Стихирарь).

Гимны О., прежде всего воскресные, значимы не только как поэтико-муз. произведения, их особая ценность с т. зр. богословия и экзегетики состоит в том, что это святоотеческие творения великих отцов и учителей Церкви преподобных Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и Феодора Студита. Известны неск. редакций (Hannick. 1972. P. 58-59) комментариев Иоанна Зонары (кон. XI в.- между 1162 и 1166) на воскресные каноны О. (см., напр., ркп. Berolin. SB. gr. 58, 226 и 286). В научной лит-ре встречается мнение (см. ст. Иоанн Зонара) о существовании комментариев Иоанна Зонары на О. (см. ркп. Vat. Ottob. gr. 339. Fol. 256-298), однако и этот текст является фрагментом комментариев на воскресные каноны (в редакции, близкой к представленной в ркп. Berolin. SB. gr. 226). Никифор Каллист Ксанфопул († ок. 1350) и прп. Никодим Святогорец (1749-1809) составили комментарии на воскресные степенные антифоны (῾Ερμηνεία. 1862; Νέα κλίμαξ. 1844).

Формирование

По всей видимости, ладовая система осмогласия и первоначальная гимнография О. сформировались в Иерусалимской Церкви (Frøyshov. 2007). Подтверждением тому служит недавно выявленный значительный пласт доиконоборческой гимнографии палестинской традиции в совр. О. (Епифаний (Булаев), Желтов. 2018). Однако некоторые исследователи указывают на сир. корни О., связывая возникновение этого сборника с именем Севира Антиохийского († 538).

«Октоих Севира»

был введен в научный оборот Иосифом Симоном Ассемани (1686-1768), к-рый, составляя каталог ватиканских рукописей Востока, обнаружил сир. рукопись XI в. (Vat. syr. 94), озаглавленную именем Севира, патриарха Антиохийского († 538), и содержащую ma‘nyа t a  и tak šp a t a , сирийский аналог визант. тропарей или стихир, первые из которых исполняются антифонно (Baumstark. 1910. S. 47; Husmann. 1972. S. 65-66; Cody. 1982. P. 90). Для большинства песнопений этой рукописи был характерен музыкальный (гласовый порядок), а не литургический (хронологический) принцип классификации, что и явилось поводом к названию этой рукописи Иосифом Ассемани термином «октоих» (Assemani. Т. 1. P. 487, 613).

Т. о., «Октоих Севира» стал известен в кругах исследователей вост. гимнографии (см.: Wright. 1894. P. 135, 149; Duval. 1900. P. 319-320; Krumbacher. 1897. S. 674), и в результате получило распространение мнение о том, что формирование осмогласия, а также особого рода гимнографии О. (не имеющей, впрочем, ничего общего с известным визант. аналогом),- плод трудов Севира Антиохийского (Baumstark. 1910. S. 45-48; Jeannin. 1913). Суждение это, однако, не выдержало серьезной научной критики. Э. Коди (Cody. 1982. P. 90-94), проведя детальный анализ известных древних сир. рукописей, содержащих ma‘nyа t a  и tak šp a t a  (Севира Антиохийского и др.), показал, что самые древние из них (рукописи VIII-IX вв.: Lond. Brit. Lib. Add. 17134, 14520 и 17172 и Vat. syr. 93) еще не имеют обозначений гласовой принадлежности песнопений, в нек-рых рукописях IX в. (Lond. Brit. Lib. Add. 18816 и 14514) появляются гласы с обозначениями, а систематизация песнопений по гласам возникает только в рукописях XI в. (Vat. syr. 94 и Lond. Brit. Lib. Add. 17140). Следов., становится очевидным, что ни восьмигласовая система О., ни гимнография О. никак не связаны с именем Севира.

О. в составе древнего Тропология

О. древней иерусалимской богослужебной традиции (доиконоборческого и иконоборческого периодов) не являлся самостоятельной литургической книгой, а входил в Тропологий - сборник изменяемых песнопений подвижного и неподвижного годовых и седмичного богослужебных кругов, основу к-рого составляет гимнография доиконоборческого периода (см. статьи Иадгари, Иерусалимское богослужение, Гимнография).

Воскресные гимны древнего Тропология составляют вполне развитый корпус песнопений, имеющий четкую восьмигласовую систему и по объему, вероятно, даже превышающий современный воскресный О. Так, на «Господи, воззвах» и на хвалитех в списках древнего сборника находим в среднем более 40 песнопений на каждый глас, а каждая из 9 библейских песней имеет в среднем ок. 10 тропарей (см.: Древнейший Иадгари. 1980. С. 367-510), причем этот набор тропарей на библейские песни еще не выделился в особый гимнографический жанр канона, т. е. является не многострофом с соответствующей структурой, но набором монострофов - тропарей, как правило, не связанных друг с другом музыкально-тоническим подобием (см. ст. Канон), хотя и имеющих в своем составе некоторые используемые в современном богослужении ирмосы (см.: Renoux. 2000. T. 1; 2010. T. 2-3). Отличительной чертой воскресного О. древнего Тропология является наличие восьмигласовых групп песнопений на входе, на «Се ныне благословите» (Пс 133) и Св. Кресту на вечерне; песнопений, исполняемых после чтения Евангелия на утрене; гимнов на умовение рук и на вынос Святых Даров на литургии (см. статьи Иадгари, Литургия апостола Иакова).

Наряду с воскресными песнопениями нек-рые рукописи древнего Тропология содержат также корпус будничных песнопений со строгой системой осмогласия, но еще недостаточно развитым вариативным формуляром. Так, рукопись Sinait. iber. 40 в каждой гласовой группе будничных песнопений имеет тропари на «Господи, воззвах» и на вход на вечерне, вечерний прокимен и тропари на хвалитех; рукопись Sinait. iber. 53 и 34, кроме того, содержит песнопения на стиховне вечерни и утрени, а последняя - еще и гимны на литии и тропари к 9 библейским песням. Эти песнопения не дифференцированы по дням седмицы, однако содержат уже достаточно развитую систему посвящения: тропари на «Господи, воззвах» и хвалитех состоят из покаянных, крестных, мученичных (отдельно - св. первомч. Стефану), заупокойных, богородичных и посвященных св. Иоанну Предтече; каждая библейская песнь будничного «канона» в рукописи Sinait. iber. 34 содержит тропари воскресению, Св. Кресту, святым мученикам, святителям, тропари заупокойные и Богородице (Хевсуриани. 1984. С. 143-150; Frøyshov. 2007. P. 168-169; Idem. Byzantine Rite. 2013). Рукопись Sinait. iber. 34 имеет сложную структуру, содержащую пласты гимнографии как иерусалимской (кафедральной) традиции, так и савваитской (монашеской), как древнего, так и нового Тропологиев. В частности, эта рукопись является свидетельством зарождения системы тематического наполнения каждого дня седмицы: день воскресный посвящен празднику Воскресения Христова, понедельник и вторник - теме покаяния, среда и пятница - Кресту, четверг - Пресв. Богородице и суббота - всем святым и умершим (Хевсуриани. 1984. С. 144-145; Frøyshov. 2007. P. 168-169).

Богатый репертуар древнего Тропология практически полностью обновился в новом Тропологии, однако нек-рые песнопения этого гимнала все же сохранились и вошли в современные богослужебные сборники. В современном О. находится ряд «воскресных» и «анатолиевых» стихир (всего ок. 30 песнопений), текстуально близких к некоторым гимнам древнего Тропология. Такие текстуальные параллели между печатным О. и древним гимналом характеризуются в большинстве случаев также идентичной гласовой принадлежностью, однако лишь в половине случаев древние гимны Тропология сохранили свои литургические функции: некоторые современные стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех ранее являлись гимнами на литии или же исполнялись после чтения утреннего Евангелия или на литургии (Епифаний (Булаев), Желтов. 2018). Помимо стихир и некоторых ирмосов воскресного О. небольшая часть песнопений древнего Тропология вошла в будничный О. в качестве стихир (см.: Древнейший Иадгари. 1980. С. 643-650), причем большинство таких совпадений отмечено не в соответствующей (вседневной) части древнего Тропология, а в его минейном или же триодном разделе. Т. о., общие гимны древнего Тропология и печатного О. обнаруживают пласт доиконоборческой гимнографии в современном сборнике.

О. нового Тропология

Неудивительно, что расцвет гимнографии VII-VIII вв., представленный творениями таких святителей, как Софроний I Иерусалимский († 638), Андрей Критский († 740), Герман I Константинопольский († до 741), Косма Майюмский († ок. 787) и, конечно же, прп. Иоанн Дамаскин († до 754), потеснил предшествующую гимнографию древнего Тропология. Явление это обусловлено не только возникновением новой поэзии, но и разработкой концепций богородична и пения на подобен (Frøyshov. Rite of Jerusalem. 2013); это, в свою очередь, привело к присоединению к Тропологию разделов, содержащих богородичные гимны (см. ст. Иадгари), формированию Ирмология (раздела, содержащего самогласные песнопения для библейских песней) и, наконец, отдельного жанра гимнографии - канона. Другой существенно важной причиной, определившей обновление репертуара Тропология, является введение в обиход более совершенной мелодики новых песнопений. Возможно, последнее обстоятельство и объясняет появление таких надписей, как «восточный» или «анатолиевый» (греч. ἀνατολικός) у стихир (Епифаний (Булаев), Желтов. 2018) и ирмосов (см., напр., ркп. X-XI вв. Ath. Laur. B. 32) или «персидский» (если это правильная интерпретация греч. περ<σικός>) у некоторых ирмосов воскресного канона О. в рукописи IX в. Sinait. NF MG 29.

Воскресный О. нового Тропология в сравнении с предшествующим гимналом характеризуется более компактным набором стихир на «Господи, воззвах» и хвалитех, большая часть к-рых - известные «воскресные» и «анатолиевы» стихиры О.; остальные воскресные стихиры нового Тропология не вошли в печатный О., но, судя по многочисленным рукописям О., были в богослужебном употреблении вплоть до XV в. Др. особенностью О. нового Тропология является наличие восьмигласового комплекта стихир на синаксис (т. е. на литургии св. ап. Иакова) в воскресные дни (см. ркп. IX в. РНБ. Греч. 44). Две из 8 таких стихир ныне известны как «анатолиевы» стихиры воскресного О., остальные вышли из употребления с упразднением практики совершения литургии св. ап. Иакова. Оригинальная, греч. гимнография О. нового Тропология сохранилась лишь фрагментарно. О корпусе стихир воскресного О. этого периода можно судить по данным вышеупомянутой рукописи (РНБ. Греч. 44), частей рукописи Sinait. gr. 794 (листы 215-216) и Sinait. gr. 864 (листы 103 об.- 104), по песнопениям Светлой седмицы - в рукописях Heiros. S. Crucis. 43 и Sinait. NF MG 56/5. Кроме того, мн. воскресные стихиры, включенные и не включенные в печатный О., выступают в качестве подобнов для стихир минейной и триодной частей нового Тропология (см. подробное описание ркп. Sinait. NF MG 56/5 в: Никифорова. 2013. С. 28-93, 195-235), подтверждая тем самым популярность и относительную древность этих гимнов.

Груз. рукописи нового Тропология (Sinait. iber. 34, 26 и 20) содержат только по одному воскресному канону на каждый глас (см. ст. Иадгари). Фрагмент греч. Тропология Sinait. gr. 794 (листы 217-218) также содержит только 1 канон (крестовоскресный 1-го гласа). В Часослове Sinait. gr. 864 находим единственный воскресный канон 8-го гласа, не вошедший в печатный О. (кроме 4-й песни), причем практически тот же канон (но в более сокращенной редакции) приведен в качестве 1-го (воскресного) канона в рукописи Sinait. gr. 776.

Судя по свидетельствам груз. рукописей, в новом Тропологии получает развитие осмогласный корпус субботних песнопений, к-рых, впрочем, и достаточно для раздела будничного О. нового Тропология грузинского извода (см. ст. Иадгари). Греч. памятники этого гимнала содержат осмогласный комплект будничных песнопений с той же системой посвящения, что и в древнем Тропологии, и тоже без указания их принадлежности к тому или иному дню седмицы. Так, в рукописи Sinait. NF MG 29 находим стихиры покаянные, крестные, мученичны, преподобным, святителям, апостолам, Богородице, умершим и др., организованные по гласам, а в рукописях Lond. Brit. Lib. Add. 26113; Sinait. gr. 776 - общий канон на каждый глас, каждая песнь к-рого содержит, как правило, по 2 тропаря крестовоскресных, воскресных, апостольских, мученичных, иерархам и преподобным (по одному тропарю), покаянных и заупокойных и завершается богородичном (в некоторых случаях перед богородичном присутствует также троичный тропарь на «Славе»). Нельзя не отметить сходство структуры такого общего канона с рассмотренным выше будничным каноном древнего Тропология в рукописи Sinait. iber. 34 (Лозовая. 2009. С. 41; Frøyshov. Byzantine Rite. 2013).

О. как самостоятельный сборник

Выделившись в отдельный сборник, О. в некоторых рукописях (Sinait. gr. 777, 784 и 789) сохранил название своего предшественника, Тропология, однако наиболее распространенное наименование сборника - Октоих (см., напр., Sinait. gr. 795; Ath. Pantel. 43; София. Дуйчев., Код. Д. Гр. 360/122; РНБ. Греч. 547) или Октаих (᾿Οκτάηχος, ср. со слав.  ; см., напр., акростих канона всем святым 8-го гласа и заглавия в рукописях: Crypt. Δ. γ. I; Sinait. gr. 779, 817 и 2098; Ath. Vatop. 1153), реже сборник именовался Параклитик (Παρακλητική, см., напр.: Sinait. gr. 793; Hieros. Sab. 68; Paris. gr. 266). Последнее заглавие сборника (от παρακαλέω - «призывать», просить или παρακλητικός - «призывающий», «побуждающий», «молебный»), вероятно, обусловлено соответствующим наименованием будничных канонов О., часто в рукописях, имеющих надписание «молебный» (παρακλητικός) и составляющих основной объем гимнографии О. Все эти 3 наименования сборника (Тропологий, О. и Параклитик) относятся к полным О., содержащим как воскресные, так и будничные песнопения. Т. о., в рукописной традиции определенного самоназвания сборника не прослеживается. Мнение о том, что в древности термин «октоих» употреблялся только для сборника воскресных песнопений О., а «параклитик» - для сборника канонов О. (Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 343; Лозовая. 2003. С. 65-66) или же для всех будничных песнопений О. (Крашенинникова. 1993. С. 398), не находит подтверждения в греч. рукописных памятниках О. Так, напр., раздел будничных канонов О. в рукописи Sinait. gr. 777 назван Тропологием, в рукописи Crypt. Δ. γ. I - канонами Октаиха (κανώνες σὺν Θεῷ τῆς ᾿Οκταήχου), а в рукописи Sinait. gr. 793 - канонами Параклитика (κανώνες σὺν Θεῷ τοῦ Παρακλιτίκου) (более подробно об этом см.: Лозовая. 2009. С. 39-40).

Греч. Октоих. Кон. VIII — сер. IX в. (Lond. Brit. Lib. Add. 26113. Fol. 3r).Греч. Октоих. Кон. VIII — сер. IX в. (Lond. Brit. Lib. Add. 26113. Fol. 3r).Самостоятельные сборники песнопений О. содержат ряд особенностей, отличающих их от предшественников - соответствующих разделов древнего и нового Тропологиев. В отличие от последних, а также печатного О., песнопения к-рых расположены согласно чинопоследованиям, т. е. хронологически или литургически, для древних О. характерна жанровая классификация песнопений, при к-рой сборник разбит на отдельные осмогласные комплекты песнопений, имеющих жанровое родство (Husmann. 1972). Типичным является деление О. на 2 части: стихирокафизматарь (часть, содержащая только монострофы,- стихиры и седальны) и канонник (преимущественно состоящий из многострофов - канонов, блаженн и степенн). Однако среди ранних сборников О. встречаются памятники и более строгого жанрового типа. Так, рукопись X в. Sinait. gr. 779 разбита на отдельные восьмигласовые циклы стихир, седальнов, троичных гимнов, эксапостилариев, блаженн и канонов (Husmann. 1972. S. 34-35; Епифаний (Булаев). 2017. С. 15). В рукописи XII в. Sinait. gr. 791 сохранился фрагмент канонов будничного О., причем сборник состоит из отдельных октав канонов, дифференцируемых по теме посвящения. Вероятно, такой способ организации сборника канонов передает структуру первоначального оригинала будничного О. преподобных Феофана Начертанного († 845) или Иосифа Песнописца († ок. 886).

Древнейшим сохранившимся греч. О. является рукопись кон. VIII - сер. IX в., 4 фрагмента к-рой хранятся в 3 рукописных собраниях: Sinait. gr. 1593; Lond. Brit. Lib. Add. 26113; Cantabr. Add. 1879.3; Sinait. gr. 776. Сборник относится к жанровому типу, в к-ром Sinait. gr. 1593 является фрагментом 1-й (стихирокафизматарной) его части, а остальные 3 рукописи представляют собой 2-ю часть О., содержащую блаженны и каноны О., причем недавно обнаруженный Г. Р. Парпуловым (см.: Parpulov. 2014. P. 106, Footnot. 26) фрагмент сборника, рукопись Cantabr. Add. 1879.3, восполняет лакуну рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 26113, а Sinait. gr. 776 является органическим продолжением Лондонского фрагмента (подробно о структуре и составе сборника см.: Husmann. 1972. S. 33; Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 302-315).

В О. уже отсутствует осмогласный комплект стихир на синаксис (т. е. на литургии), однако в нем появляются такие песнопения, как воскресные эксапостиларии, будничные светильны, «троичны» гимны, степенны, тропари на блаженнах. Последние ранее не относились к песнопениям литургии ни иерусалимской (кафедральной), ни к-польской традиций (см.: Пенковский, Йовчева. 2001. С. 33, 36-37 и ст. Блаженны), а исполнялись на утрене по 6-й песни канона, после степенн и перед чтением Евангелия (чин чтения Евангелия по 6-й песни канона сохранился, например, в последовании общего молебна, древний чин исполнения блаженн на утрене имеется в последовании Великой пятницы, после пения антифонов и перед исполнением трипеснца дня). Этим и объясняется то, что в нек-рых рукописях (см. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 26113; Sinait. gr. 776, 778) тропари на блаженнах помещены не после, а перед канонами утрени. В рукописи XI в. Crypt. Δ. γ. I степенны и блаженны расположены согласно чинопоследованию, т. е. по 6-й песни воскресных канонов, однако, напр., в рукописи X-XI вв. Sinait. gr. 781/782 и XII в. Sinait. gr. 795 по 6-й песни воскресных канонов включены только степенны и прокимны; блаженны же в последней рукописи, а также в нек-рых других (среди них и древний Часослов IX в. Sinait. gr. 864), обретаются после утренних воскресных стихир. Это свидетельствует о том, что уже в IX в. существовали разные традиции пения тропарей на блаженнах.

Стихиры и седальны 1-й части жанрового О. (стихирокафизматаря) не дифференцированы по дням седмицы, но скомпонованы по темам посвящения почти той же структуры, что и осмогласные группы будничных тропарей и «каноны» Тропология: за воскресными песнопениями следуют покаянные, крестные, апостольские, мученичны (в нек-рых рукописях также присутствуют гимны преподобным отцам и женам и иерархам), заупокойные богородичные. Большинство будничных стихир и седальнов жанрового О. обретается в изданном О., причем эти стихиры ныне поются на вечерних и утренних стиховнах. Блок воскресных седальнов, как правило, содержит воскресный тропарь (как седален на «Бог Господь») и ипакои и завершается «троичными» гимнами. Основу стихир воскресенья составляют «воскресные» стихиры на «Господи, воззвах», вечерней стиховне, хвалитех и утренней стиховне. Наличие стихиры (ныне это 4-я хвалитная «воскресная» стихира) или стихир на стиховне воскресной утрени является особенностью жанрового О., отличающей его от древнего и Нового Тропологиев, сборников раннего иерусалимского богослужения (впрочем, иерусалимский Часослов Sinait. gr. 864 уже содержит деление воскресных утренних стихир на 3 хвалитные и 1 стиховную). Большинство рукописей жанрового О. отражают богослужебную традицию, еще не знакомую с корпусами «алфавитных» и «Анатолиевых» стихир изданных О.; тем не менее это не является доказательством их более позднего происхождения: как показано выше, часть «анатолиевых» стихир обретается в Тропологии, нек-рые из них содержатся и в жанровых О. (см. рукописи Sinait. gr. 824, 780 и 784), а полные корпусы «алфавитных» и «Анатолиевых» стихир уже содержатся в рукописях X (Crypt. Е. α. VII и Sinait. gr. 794) и XI (Ath. Laur. Г. 4; Ath. Vatop. 1488; Sinait. gr. 790 и Hieros. Sab. 610) вв. Наряду с известными стихирами изданного воскресного О. древние рукописи О. содержат ряд воскресных стихир (нам известно более 30 таких гимнов), ныне вышедших из богослужебного употребления, причем нек-рые из них обнаруживаются и в Тропологии. Часть этих стихир входила в корпус «анатолиевых» стихир (в дополнение к известным по печатным О. 4 стихирам вечера субботы и 4 - утра воскресенья), включавший в себя также по 3 стихиры на каждый глас, исполняемые в воскресенье вечером (см., напр., Стихирари: Crypt. Е. α. VII и Hieros. Sab. 610 и жанровые О.: Sinait. gr. 795 и 817), т. е. состоящий из 88 стихир, чем и объясняется распространенное когда-то название этого корпуса как «80 стихир» (греч. στιχηὰ...τὰ π´ или τὰ ὀγδοήκοντα; такое заглавие для простоты отражает не точное число песнопений, но порядок этого числа).

Рукописи жанрового О. содержат от 1 до 4 воскресных и крестовоскресных канонов на каждый глас, надписанных именами преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, монахов Дамиана (канон 5-го гласа) и Василия (канон 5-го гласа; ирмосы этого канона в Ирмологионе Ath. Laur. B. 32 надписаны именем Георгия Анатолийца) и свт. Мефодия I († 847), патриарха К-польского (канон 6-го гласа). Поскольку состав многострофов этих памятников неоднороден и в нек-рых случаях уникален, то в общей сложности можно выявить от 4 до 7 воскресных и крестовоскресных канонов на каждый глас. Значительно больше сохранилось комплектов ирмосов воскресных канонов. Древнейший греч. Ирмологий (ркп. X-XI вв. Ath. Laur. B. 32) содержит до 18(!) комплектов на каждый глас, большинство из к-рых атрибутированы песнописцам доиконоборческого и иконоборческого периодов. Трудно поверить в то, что гимнографы создавали не только набор соответствующих ирмосов, но и полные каноны. Однако в самих Ирмологиях можно найти подтверждения этому. Так, в вышеупомянутой рукописи в каждой гласовой группе ирмосы организованы не по песням (как в совр. сборнике), а по отдельным канонам, причем иногда указывается акростих полного канона. Напр., 11-й комплект ирмосов 4-го гласа в надписании имеет следующий акростих полного канона: «Гимн Космы 4-й. Слава Богу. Аминь» (греч. ῞Υμνος Κοσμᾶ δ´. Δᾠξα τῷ Θεῷ. ᾿Αμήν), а 31-й 8-го гласа, надписанный именем свт. Илии II (III), патриарха Иерусалимского († ок. 796), - «Христово воскресение и страдания пою» (греч. Χριστοῦ ἔγερσιν σὺν τοῖς παθήμασι μέλπω). Полный крестовоскресный канон с первым акростихом содержится в рукописи Crypt. Δ. γ. I, канона же с последним акростихом в рукописях О. обнаружить не удалось.

В отличие от стихирокафизматаря, т. е. монострофной части жанрового О., многострофная его часть имеет четкую систему дифференциации песнопений по дням седмицы. Нек-рые рукописи О. по этой структуре схожи с представленной в древнем Тропологии (см. выше). Так, в рукописях Sinait. gr. 793, Crypt. Δ. γ. I (1-й раздел будничных канонов) и Crypt. Δ. γ. XIV будничные каноны понедельника и вторника посвящены теме покаяния, среды и пятницы - Св. Кресту, четверга - святым апостолам, субботы - всем святым и умершим. Др. рукописи О. отражают альтернативную традицию посвящения седмичных дней. Напр., Шестоднев рукописи Sinait. gr. 824 в понедельник содержит песнопения бесплотным силам, во вторник - св. Иоанну Предтече, в среду - Богородице, в четверг - святым апостолам, в пятницу - Св. Кресту, в субботу - умершим. Такую же систему посвящения имеют будничные каноны рукописей Sinait. gr. 794, 790 и 789. Совмещение этих 2 традиций приводит к совр. системе двойного посвящения седмичных дней, уже усвоенной рукописями X-XI вв., но и с нек-рыми локальными особенностями. Напр., рукописи Sinait. gr. 779 (X в.) и Sinait. gr. 783 (XI в.) имеют схожую с печатным О. систему посвящения будничных канонов с той лишь разницей, что в первой рукописи в субботу кроме канонов всем святым и заупокойного полагается еще и третий, посвященный вмч. Феодору Тирону; а в последней рукописи вместо богородичных канонов среды и пятницы указаны каноны соответственно свт. Иоанну Златоусту и св. ап. Иоанну Богослову. Рукопись Sinait. gr. 778 (X-XI вв.) также имеет схожую с печатным О. систему посвящения будничных канонов, однако к 2 канонам дня добавляется 3-й, богородичный, канон; в четверг вместо канона свт. Николаю (к-рый находим в последовании среды) полагается канон свт. Иоанну Златоусту, а в пятницу 3-м каноном является посвященный 40 Севастийским мученикам. Последняя рукопись (др. пример,- ркп. Sinait. gr. 781/782) является свидетельством того, что уже к X-XI вв. вполне сформировался восьмигласовый корпус богородичных канонов на каждый день седмицы, позже уже представленный как отдельный раздел, напр. в рукописях Crypt. Δ. γ. I (XI в.) и Sinait. gr. 785 (XII в.). Часть этих канонов была исключена из богослужебного употребления, другая же их часть вошла в печатный О. в качестве утренних канонов воскресенья, среды и пятницы и канонов повечерия.

Рукописи О. с жанровой классификацией песнопений известны вплоть до сер. XIII в. (см., напр., Sinait. gr. 817). Такая структура литургического сборника уместна в процессе систематизации, формирования соответствующей гимнографии, но не совсем удобна в литургической практике. Принцип организации сборника песнопений в хронологическом порядке (т. е. в соответствии с последовательностью их литургического использования) становится определяющим в рукописях начиная с XII в. Однако предшественник О., древний Тропологий, являлся сборником литургического типа классификации песнопений, а древнейшим О. литургического типа считается Sinait. gr. 781/782, рукопись X-XI вв. Переход от жанровой к литургической структуре сборника песнопений О. прослеживается по рукописям О. XII-XIV вв., причем структура некоторых рукописей этого периода относится к промежуточной, переходной форме систематизации песнопений сборника. Напр., основная часть рукописи О. Sinait. gr. 787 (XII-XIII вв.) имеет, так же как и печатный О., всего один круг осмогласия, но внутри каждой гласовой группы песнопения организованы не хронологически, а в соответствии с их жанром: сначала помещены стихиры (воскресные и будничные), затем - блоки седальнов и канонов. Рукописи Sinait. gr. 814 (XIII-XIV вв.) и Paris. gr. 263 (XIV в.) являются стихирокафизматарями со вставленными в них воскресными степенными и канонами перед (в 1-м случае) или после (во 2-м случае) будничных седальнов.

Наиболее распространенной формой систематизации песнопений О. переходного этапа является комбинированная, при к-рой воскресные песнопения организованы хронологически (литургически), а будничные - систематически (т. е. по жанрам). Среди воскресных песнопений О. в сборниках этого типа прочное место занимают «алфавитные» и «анатолиевы» стихиры, причем, как уже ранее упоминалось, корпус последних состоял не из 64, а из 88 песнопений. Нек-рые рукописи О. комбинированного (жанрово-литургического) типа сохранили традицию чтения воскресного Евангелия по 6-й песни утреннего канона. В рукописях Sinait. gr. 787 (XII-XIII вв.), а также Crypt. Δ. γ. IX (XIII в.) и Crypt. Δ. γ. V (XIV в.) по 6-й песни помещены степенны и воскресный прокимен. Кроме того, во мн. рукописях комбинированного О. по 6-й песни воскресного канона указан воскресный кондак с икосом (часто в редакции, отличной от печатной версии). Корпус воскресных кондаков с икосами известен и нек-рым жанровым О. (см., напр., Sinait. gr. 794 и 795). Рукописи О. XII-XIV вв. свидетельствуют также о богослужебном употреблении восьмигласового комплекта песнопений воскресной тематики, исполняемых после утреннего евангельского чтения по 50-м псалме (в греч. рукописях такие песнопения имеют надписание τὰ πεντηκοστάρια) (см.: Hannick. 1972. P. 47-48). В совр. богослужебной практике литургическую функцию этих гимнов обычно (кроме периода пения Постной Триоди) исполняют песнопения 6-го гласа:            . Последняя стихира присутствует и в рассматриваемом осмогласном корпусе песнопений в качестве гимна 6-го гласа. В нек-рых рукописях (Sinait. gr. 787 и 817; Crypt. Δ. γ. VII и IX; Vat. gr. 1827) указано лишь по 1 такому гимну на глас, в др. рукописях (Crypt. Δ. γ. VIII и V) - по 2 (их наиболее распространенная редакция опубликована в: ῾Ωρολόγιον ...κατὰ τὴν ἔκπαλαι τάζιν τῆς μονῆς τῆς Κρυπτοφέρρης. R., 1772. Σ. 58-60), встречаются рукописи (Sinait. gr. 821) и с 3 песнопениями на каждый глас.

Греч. Октоих. XII в. (Messan. S. Salv. 51. Fol. 52v)Греч. Октоих. XII в. (Messan. S. Salv. 51. Fol. 52v)Некоторые рукописи О. комбинированного типа, так же как и печатные О., включают по 3 канона в утро воскресенья: воскресный, крестовоскресный и богородичный (см., напр., ркп. София. Дуйчев. Код. Д. Гр. 93 и Ath. Vatop. 1159; ркп. Sinait. gr. 805 к тому же имеет 4-й канон, посвященный св. ап. Марку), однако большинство таких О. имеют краткий набор воскресных канонов, состоящих либо из одного воскресного (Crypt. Δ. γ. VII, XXXIV), либо из 2 канонов, 2-м из которых является канон крестовоскресный (Crypt. Δ. γ. V и Corsin. 41. E. 9) или богородичный, ныне совершаемый в воскресный день (Messan. S. Salv. 51 и 143; Sinait. gr. 787, 812, 821) или в среду (Vat. gr. 772; Crypt. Δ. γ. VIII, IX; Messan. S. Salv. 165).

В нек-рых рукописях О. литургического типа впервые появляется последование малой вечерни субботы (см. рукописи Ath. Dokhiar. 25 и Hieros. Sab. 221). Начиная с XII в. частью гимнографии воскресного О. становится октава канонов Св. Троице (см. рукописи Ath. Dokhiar. 25, 47; Ath. Pantel. 43; Ath. Vatop. 1157 и Crypt. Δ. γ. IV); впрочем, октава «троичных» канонов присутствует и в древнейшем литургическом О., рукопись X-XI вв. Sinait. gr. 781/782, однако в этой рукописи каноны Св. Троице (отличные от печатного варианта) полагаются к исполнению в понедельник утра. В XV в. стала преобладающей традиция, не использующая осмогласный комплект стихир по 50-м псалме (греч. τὰ πεντηκοστάρια), а также корпус воскресных кондаков. Известные нам рукописи О. этого периода либо совсем не содержат песнопений между 6-й и 7-й песнями канонов воскресенья (см., напр., рукописи Sinait. gr. 1333; Ath. Pantel. 710 и РГБ. Сев. греч. 20), либо содержат богородичный кондак:    с соответствующим икосом (см., напр., рукописи Sinait. gr. 2098; Paris. gr. 266 и Hieros. Sab. 221). Судя по указаниям рукописей РНБ. Греч. 547 (XIV в.) и Ath. Vatop. 1153 (1421 г.), по 6-й песни канона в утро воскресенья полагается к исполнению кондак святому дня, и только в случае его отсутствия исполняется вышеуказанный богородичный кондак. Такое «исчезновение» корпуса воскресных кондаков из репертуара О. XV в. породило ошибочное мнение о том, что эти песнопения - наиболее поздние в воскресном О. и появились ок. XV в. (см.: Скабалланович. 1910. Вып. 1. С. 460; 1913. Вып. 2. С. 285). Однако в опровержение этого тезиса можно указать более 20 рукописей О. X-XIV вв., содержащих эти песнопения с той же литургической функцией, что и в печатном О.

Славянские рукописи О.

сохранились начиная с кон. XII в. (древнейшие слав. рукописи: РГБ ОРМ. 11074; РГАДА. Син. тип. 80, Vindob. slav. 37 и нижний слой палимпсеста ркп. Barb. gr. 388). Мн. типологические признаки греч. рукописей О. присущи и слав. памятникам. Среди последних можно выделить, вероятно, древнейший тип рукописи жанровой классификации песнопений, к-рый в слав. палеографии именуется Изборным Октоихом (описание этого типа ркп. О. см.: Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 344-353). Слав. О. литургического типа не был характерен для письменности Др. Руси (Там же. С. 343) вплоть до т. н. периода второго южнославянского влияния на рус. письменность. Слав. О. этого типа по структуре и основному составу, разумеется, родственен своему греч. оригиналу и отражает отпечаток архаических особенностей своего предшественника, таких как вышедшие из богослужебного употребления крестовоскресные каноны прп. Космы Маюмского, осмогласный комплект тропарей, исполняемых на воскресной утренней службе после чтения Евангелия 50-го псалма, «Анатолиевы» стихиры вечера воскресенья и др. (см.: Амфилохий (Сергиевский). 1874; Йовчева. 2004).

О. комбинированного (литургико-жанрового) типа, достаточно популярного для греч. памятников XII-XIV вв., не выявлен в числе слав. сборников. Однако для слав. О. характерен особый тип сборника, крайне редко встречающийся в греч. рукописной традиции. Речь идет о Шестодневе - кратком О., содержащем осмогласный корпус воскресных песнопений О. (часто включающем также апостольские и евангельские чтения на литургии), и 6 последований на каждый будничный день, отличающихся по гласам (см.: Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 360-367). Одной из особенностей нек-рых рукописей Шестоднева XIV в. (РГАДА. Син. тип. 71; РНБ. Соф. 157 и БАН. Арх. ком. 171) является включение в воскресные стихиры на стиховне субботы вечера и на хвалитех (или стиховне утра) особой стихиры, посвященной святым апостолам (см.: Йовчева. 2004. С. 104, 211-212, 215-216; Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 364). Подобной особенностью отличается и «Струмницкий» О. (ГИМ. Хлуд. 136), сборник литургического типа 1-й пол. XIII в., в котором среди воскресных хвалитных стихир 5-го гласа присутствует стихира св. ап. Фоме (см.: Амфилохий (Сергиевский). 1874. С. 8). Традиция исполнения апостольских стихир в воскресный день сближает указанные слав. памятники с нек-рыми палестинскими греч. О. XIV в. (Hieros. Sab. 67 и 68), также имеющими в своем составе апостольские стихиры (октава стихир, посвященных св. ап. Иакову), исполняемые в конце воскресной утрени.

Славянский Параклитик. XII–XIII вв. (РГАДА. Син. тип. 8. Fol. 32r).Славянский Параклитик. XII–XIII вв. (РГАДА. Син. тип. 8. Fol. 32r).Слав. сборники канонов О., так же как и греческие, весьма вариативны по структуре и количеству и особенностям редакции канонов (см.: Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 353-360; Лозовая. 2003; Она же. 2009. С. 34-69). Уникальность рукописных слав. «Параклитиков» является наличие пласта древнеслав. гимнографии, который, к сожалению, не вошел в совр. богослужебные сборники. Сохранившаяся в рукописных памятниках оригинальная слав. гимнография О. в основе своей содержит творения свт. Климента Охридского († 916), к-рому приписываются находящиеся в нек-рых слав. рукописях октава канонов святым апостолам Петру и Павлу, 5 канонов св. Иоанну Предтече (1-го, 2, 5, 6 и 8-го гласов), 3 богородичных канона (3-го гласа среды и пятницы и 4-го гласа пятницы), 6 парных канонов Св. Троице (2-4-го и 6-8-го гласов) и покаянный канон 6-го гласа (см.: Крашенинникова. Древнеслав. Октоих. 2006. С. 9-10; Федоскина. 2000). К наследию свт. Климента Охридского примыкает осмогласный цикл троичных стихир с акростихом на всю группу: БОЖЕ МОИ, ТРОИЦЕ, ПОМОЗИ МИ. ИАМН, и, возможно, осмогласный комплект молебных стихир, посвященных св. ап. Петру (см. критическое издание канонов и стихир в: Крашенинникова. Древнеслав. Октоих. 2006). Принадлежность этой гимнографии свт. Клименту подтверждается текстологическим и поэтическим единством указанного корпуса песнопений, но прежде всего наличием имени святителя в акростихе 8-й и (или) 9-й песней некоторых указанных канонов, а именно канона св. Иоанну Предтече 1-го гласа, св. ап. Петру 2-го гласа, святым апостолам Петру и Павлу 6-го и 8-го гласов, богородичных канонов пятницы 3-го и 4-го гласов (Там же. С. 5-10; Йовчева. 2017).

Печатные издания О.

Первопечатный Октоих (Краков, 1491)Первопечатный Октоих (Краков, 1491) Первым печатным О. является слав. инкунабула, изданная в Кракове в 1491 г. нем. печатником Фиолем Швайпольтом. Это 1-я слав. книга, напечатанная кириллическим шрифтом. Сборник представляет собой Шестоднев, в котором формуляр песнопений всей седмицы практически тот же, что и в совр. О., однако имеется ряд различий в составе песнопений. В частности, в первопечатном О. по 6-й песни утренних канонов воскресенья вместо воскресного кондака полагается петь кондак святому дня, а в случае его отсутствия - богородичный кондак   (в совр. редакции -   ); в составе «алфавитных» и «анатолиевых» стихир присутствуют песнопения, ныне вышедшие из употребления; октава крестовоскресных канонов существенно отличается от совр. редакции. Так, в качестве соответствующих канонов 2-го и 3-го гласов сборник имеет не вошедшие в совр. богослужебные сборники каноны прп. Космы Маюмского с акростихами, соответственно «второй гимн Космы Святоградца» (греч. оригинал канона с акростихом Δεύτερος ὕμνος Κοσμᾶ ῾Αγιοπολείτου см., напр., в ркп. Sinait. gr. 778) и «третий гимн Космы Иерусалимского» (греч. оригинал канона с акростихом Τρίτος ὕμνος Κοσμᾶ ᾿Ιεροσολυμίτου см., напр., в ркп. Crypt. Δ. γ. I.).

Первопечатный Октоих (Краков, 1491)Первопечатный Октоих (Краков, 1491)

Издание 1-го печатного полного О. было предпринято в Цетинском монастыре (Черногория) в 1494 г. В монастыре был издан Октоих первогласник - первый том О., содержащий песнопения 1-4-го гласов. Это издание является 5-й кириллической инкунабулой. В том же или следующем году было начато печатание 2-й половины О., Октоиха пятигласника, но вполне возможно, что издание так и не было окончено; сохранились лишь фрагменты начальной части этой книги. Состав воскресных песнопений сборника имеет сравнительно мало отличий от совр. редакции, отметим только иной состав богородичных стихир на стиховне малой вечерни субботы, отсутствие воскресного кондака по 6-й песни канонов и «оригинальную» редакцию 9-й песни крестовоскресного канона 2-го гласа, т. е. соответствующую акростиху канона, в отличие от современной «испорченной» ее редакции (как греческой, так и славянской). Существенной особенностью О. этого издания является набор стихир на «Господи, воззвах» будних дней: вне зависимости от дня седмицы 1-я группа стихир посвящена Спасителю, 2-я - Богородице (ср. с греч. ркп. Hieros. Sab. 68, имеющей ту же особенность). Кроме того, в О. издания 1494 г. в утро субботы 1-й канон посвящен Богородице, а заупокойный канон исполняется на повечерии пятницы.

Первый греч. О. (содержащий только воскресные песнопения) был напечатан в 1520 г., 2 годами позже был издан полный О., или Параклитик (Legrand. 1885. P. 172-173). Последующие издания этих 2 сборников отличаются лишь незначительными изменениями в составе и тексте песнопений, и так же, как совр. издания греч. О., не содержат корпус богородичных канонов повечерия. Последние впервые были напечатаны в 1643 г. в Венеции афонским мон. Агапием Ландом в качестве отдельного сборника - Богородичника (см. статьи Агапий Ланд(ос) и Богородичник). Этот сборник выдержал неск. изданий, однако в XIX в. его вытеснила др. редакция, впервые изданная в 1796 г. прп. Никодимом Святогорцем (см. ст. Богородичник). По содержанию корпус канонов Богородичника прп. Никодима существенно отличается от своего предшественника: сборники имеют лишь 2 одинаковых богородичных канона.

Славянский Октоих первогласник (Цетин, 1494)Славянский Октоих первогласник (Цетин, 1494)Вплоть до сер. XVII в. слав. О. московской печати характеризуются стабильностью структуры и состава гимнографии. Пожалуй, единственным отличием в составе изданий О. при патриархе Иосифе (1642-1652) в сравнении с предыдущими изданиями является включение в сборники воскресных кондаков с икосами по 6-й песни воскресных канонов. В предшествующих печатных слав. О., так же, как и в первопечатном О., вместо воскресных кондаков полагалось исполнять кондак Минеи, а в случае отсутствия такового - богородичный кондак   (в совр. ред.-   ). Следующее издание О., осуществленное в период междупатриаршества, значительно отличается от предыдущих особенностями редактуры текста и составом песнопений, однако структура сборника сохранилась. Наибольшие изменения состава гимнографии наблюдаются в песнопениях воскресного дня, а именно в богородичных стихирах малой вечерни, седальнах, крестовоскресных канонах и блаженнах. В результате набор воскресных песнопений слав. О. практически полностью соответствует представленному в греч. печатном О., что, вероятно, и являлось основной целью такой правки. Изменения коснулись и состава будничных песнопений О. Наиболее значимым новшеством является увеличение количества тропарей будничных седальнов, были заменены также некоторые стихиры и тропари на блаженнах. Корпус будничных канонов утрени остался без изменений, за исключением богородичных канонов среды 3-го гласа и пятницы 6-го гласа, новая редакция к-рых согласуется с аналогами греч. печатного О. Несмотря на эти изменения состава О., слав. сборник сохранил ряд существенных особенностей, отличающих его от греч. О. (перечень различий слав. и греч. О. см. выше). Последующие издания слав. О. являются фактически перепечаткой О., изданного в период междупатриаршества. Кроме полных сборников песнопений О. издавались и краткие слав. О., Шестодневы, а также отдельные сборники богородичных канонов повечерия, т. е. Богородичники.

Песнописцы О.

Славянский Октоих (Москва, 1666)Славянский Октоих (Москва, 1666) Репертуар совр. печатного О. представляет собой не просто собрание произведений христ. гимнографов разных эпох (начиная с доиконоборческого периода и заканчивая классическим средневековьем); в вопросе становления гимнографии О. наряду с исторической перспективой внешних изменений корпуса песнопений О., касающихся структуры и состава гимнала, существенным является и внутренняя эволюция гимнографии О., обусловленная исправлением, редактированием, обновлением значительной части текста О. с целью улучшения его стилистических, музыкальных и, возможно, вероучительных качеств. В связи с этим трудным и подчас неразрешимым является вопрос атрибуции для мн. песнопений совр. О., в целом представляющего собой плод многовекового христ. соборного творчества.

Первые творцы гимнов О., а впосл. и их переписчики не считали важным вопрос авторства произведений. Т. о., не сохранилось сведений об авторстве древнейших песнопений О., к к-рым относятся самогласные воскресные и будничные стихиры и седальны (в число воскресных седальнов ранее входил и воскресный тропарь), ипакои и «троичны» гимны. Несмотря на то, что большинство литургических рукописей создание воскресных стихир связывают с творчеством прп. Иоанна Дамаскина, установлено (см.: Епифаний (Булаев), Желтов. 2018)), что значительный пласт этой гимнографии (более трети воскресных стихир) принадлежит доиконоборческому периоду; впрочем, нет никаких оснований для отрицания участия прп. Иоанна Дамаскина в редактировании имевшихся текстов, их дополнении и формировании корпуса воскресных стихир как целого. Атрибуция «Анатолиевых», или «восточных», стихир О. осложняется противоречивостью свидетельств рукописных источников. В качестве их автора указываются: свт. Анатолий, патриарх К-польский († 458) (РГБ. Сев. греч. 44), свт. Софроний Иерусалимский (София. Дуйчев. Код. Д. Гр. 93; ЦИАИ. Гр. 815 и Paris. gr. 270), свт. Андрей Критский (Ath. Vatop. 1491 и РГБ. Ф. 173. 1 369. 1), прп. Иоанн Дамаскин (Hieros. Sab. 610; Ath. Laur. Г. 67 и ЦИАИ. Гр. 812) и прп. Косма Маюмский (Ath. Pantel. 43 и Crypt. Ε. α. Χ). Несмотря на то, что нек-рые из «анатолиевых» стихир обнаруживаются в древнем Тропологии (см.: Епифаний (Булаев), Желтов. 2018), сборнике, основу к-рого составляет гимнография доиконоборческого периода, эти стихиры не являются компилятивным собранием разнородных песнопений, но представляют собой единый гимнографический корпус, характеризующийся устойчивым составом и высоким поэтико-мелодическим качеством. Этими свойствами «анатолиевы» стихиры О. отличаются, в частности, и от воскресных стихир, поэтому неудивительным кажется включение корпуса «анатолиевых» стихир в состав песнопений древних нотированных Стихирарей (см., напр., рукописи X в.- Crypt. Ε. α.; VII и XI в.- Ath. Vatop. 1488 и Hieros. Sab. 610), в то время как воскресные стихиры О. появляются в этих сборниках начиная с XVI в. В древних Стихирарях неизменным спутником «анатолиевых» стихир являются «алфавитные» стихиры, корпус к-рых безусловно принадлежит творчеству прп. Иоанна Дамаскина, поскольку их богородичны содержат акростих «Иоанна. Аминь» (греч. ΙΩΑΝΝΟΥ. ΑΜΗΝ, последнее слово заключено в богородичном 8-го гласа, в первых буквах строк этого четверостишия).

Славянский Октоих. 1497 г. (РГБ. Ф. 304. I. № 368. Fol. 6r)Славянский Октоих. 1497 г. (РГБ. Ф. 304. I. № 368. Fol. 6r)Не сохранилось сведений об авторстве воскресных кондаков, будничных светильнов и стихир, написанных на подобен. Исключением является осмогласный корпус заупокойных стихир на утренней стиховне субботы (имеющий общий акростих), традиционно приписываемых творчеству прп. Феофана Начертанного. Среди рукописных свидетельств нет разногласий в атрибуции воскресных степенн и корпуса 11 воскресных эксапостилариев и утренних стихир; первые обычно надписываются именем прп. Феодора Студита († 826), вторые же - именем визант. имп. Льва VI Мудрого († 912). Слав. печатные О. и нек-рые рукописные сборники (см., напр., РГБ. Ф. 304.I. № 20 и 21) 3-ю группу стихир на «Господи, воззвах» вечера субботы, исполняемых в случае отсутствия соответствующих стихир святому дня или же на литии, приписывают творчеству прп. Павла Аморрейского († 1054). Усомниться в правильности такой атрибуции заставляет тот факт, что обнаруженная часть этих стихир в древних греч. рукописях О. X-XII вв. (Sinait. gr. 782, 787 и 795 и Ath. Vatop. 1157) составляет единый корпус песнопений, но представлена в разрозненном виде и без указания автора. Кроме того, в рукописи XVI в. Hieros. Sab. 434 2 стихиры 2-го гласа этой группы надписаны именем Митрофана, еп. Смирнского (IX в.), а 3 др. стихиры помещены в печатном греч. О. в качестве богородична (1-го гласа) и стихир на «Господи, воззвах» (5-го гласа) и стиховне (8-го гласа) наряду с другими, не относящимися к этой группе стихирами и опять без указания авторства.

Автором первых воскресных канонов является прп. Иоанн Дамаскин. Атрибуция же вторых, крестовоскресных канонов воскресенья, сопряжена со мн. трудностями, и вряд ли будет правильным приписывать их создание прп. Косме Маюмскому (см.: Hannick. 1972. P. 48; Крашенинникова. Ранневизант. и слав. источники. 2006. С. 315, 317, 360). Действительно, прп. Косма является творцом нек-рых крестовоскресных канонов, выше упоминались его акростишные каноны 2-4-го гласов, однако они не вошли в репертуар совр. О. В отличие от воскресных крестовоскресные каноны рукописных источников имеют очень нестабильный состав, обусловленный перемешиванием песней и даже отдельных тропарей разных канонов. Таким примером служит крестовоскресный канон 2-го гласа, 9-я песнь к-рого в совр. печатных О. не соответствует акростиху канона, но взята из другого, присутствующего в нек-рых рукописях, крестовоскресного канона. Еще один пример - крестовоскресный канон 5-го гласа, ирмос и богородичен 1-й песни и полностью 2-я песнь к-рого заимствованы из вышедшего из употребления крестовоскресного канона Дамиана (полный текст этого канона см. в ркп. Crypt. Δ. γ. I). Об этом творце канонов (Ирмологион - Ath. Laur. В. 32 содержит ирмосы ок. 10 канонов с его именем) практически ничего не известно. Сложный, часто испорченный состав крестовоскресных канонов затрудняет решение вопроса их авторства. С полной уверенностью можно говорить об авторстве лишь крестовоскресного канона 4-го гласа, акростих к-рого («Хвалу Иоанн сладостную четвертую воспевает» - греч. Αἶνον ᾿Ιωάννης μελιηδέα τέταρτον ᾄδει) свидетельствует о том, что автор канона - прп. Иоанн Дамаскин.

Известными творцами канонов О. являются Митрофан, еп. Смирнский, составивший октаву канонов Св. Троице; прп. Иосиф Песнописец, к-рому принадлежат каноны покаянные, крестные и посвященные св. Иоанну Предтече, свт. Николаю и всем святым; прп. Феофан Начертанный, написавший каноны Бесплотным силам и заупокойные. Октава канонов, посвященных святым апостолам, традиционно приписывается прп. Феофану Начертанному (см.: Филарет (Гумилевский). 1902. С. 263; Скабалланович. 1910. Вып. 1. С. 458; см. также надписание соответствующих канонов в слав. печатном О.). Такая атрибуция встречается в нек-рых рукописях О. (см. рукописи Sinait. gr. 782 и 790), однако существует достаточное количество рукописных свидетельств о принадлежности апостольских канонов прп. Иосифу Песнописцу (см. рукописи Sinait. gr. 794, 824, 778 и 780), хотя только канон 7-го гласа в акростихе 9-й песни явно содержит имя этого гимнографа.

Большинство рукописей О. признаёт прп. Иоанна Дамаскина автором третьих воскресных, богородичных канонов О., а прп. Иосифа Песнописца - творцом богородичных канонов, в греч. печатном О. полагаемых к исполнению в среду. Богородичные каноны пятницы 2-го и 8-го гласов греч. О. в рукописях Sinait. gr. 778 и 785 надписываются именем прп. Феофана Начертанного, в рукописях Sinait. gr. 778, 790 и 791 каноны пятницы 1-го и 3-го гласов атрибутируют Игнатию (вероятнее всего, Игнатию Диакону, ум. после 847), а канон 7-го гласа, судя по акростиху богородичных тропарей, принадлежит Клименту (творцу канонов, жившему в IX в., к-рого, возможно, следует отличать от Климента, игумена Студийского мон-ря, см.: Frøyshov. Rite of Jerusalem. 2013).

Корпус богородичных канонов повечерия не представляет собой единый цикл произведений к.-л. автора и является компилятивным сборником достаточно вариативного состава (при сравнении рукописных источников), содержащим творения неск. песнописцев.

Ист.: Παρακλητικὴ ἤτοι ᾿Οκτώηχος ἡ Μεγάλη. Περιέχουσα πάσαν τὴν ἀνήκουσαν αὐτῇ ἀκολουθίαν. ᾿Ενετίῃσιν, 1871; Амфилохий (Сергиевский), архим. О самодревнейшем Октоихе XI в. югослав. юсового письма, найденном в 1868 г. А. Ф. Гильфердингом в Струмнице. М., 1874; ᾿Οκτώηχος τοῦ ἐν ἁγίοις πατρός ἡμῶν ᾿Ιωάννου τοῦ Δαμασκηνοῦ. Βενετία, 1883; Древнейший Иадгари / Под ред. Е. Метревели, Ц. Чанкиевой, Л. Хевсуриани. Тб., 1980; Θεοτοκάριον νέον, ποικίλον κα ὡραιότατον, ὀκτώηχον. ᾿Εν Βόλῳ, 1991; Renoux C. Les Hymnes de la Résurrection. P., 2000. T. 1: Hymnographie liturgique géorgienne: Textes du Sinaï 18. (Sources liturgiques; 3); Turnhout, 2010. T. 2: Hymnographie liturgique géorgienne. Texte des manuscrits Sinaï 40, 41 et 34. (PO; 52. Fasc. 1. N 231); T. 3: Hymnographie liturgique géorgienne: Introd., trad., annot. des manuscripts Sinaï 26 et 20 et index analytique des 3 vol. (PO; 52. Fasc. 2. N 232); Йовчева М. Солунският октоих в контекста на южнославянските октоиси до XIV в. София, 2004. (КМС; Кн. 16); Крашенинникова О. А. Древнеслав. Октоих св. Климента, архиеп. Охридского: По древнерус. и южнослав. спискам XIII-XV вв. М., 2006.
Лит.: Assemani. BO. T. 1; Νέα κλίμαξ̇ ἤτοι ρμενεία εἰς τοὺς βδομήκοντα πέντε ἀναβαθμούς τῆς ᾿Οκτοήχου, ἀπὸ διαφόρων ἐκκλησιαστικῶν συγγραφέων̇ ἐρανισθεῖσα ὑπό τοῦ ἐν μοναχοίς Νικοδήμου ῾Αγιορείτου. ᾿Εν Κωνσταντινούπολει, 1844; ῾Ερμενεία εἰς τοὺς ἀναβαθμοὺς τῆς ᾿Οκτοήχου̇ παρὰ Νικηφόρου Καλλίστου τοῦ Ξανθοπούλου...᾿Εν ῾Ιεροσολύμων, 1862; Legrand E. Bibliographie hellénique: ou description raisonnée des ouvrages publiés en Grec par des Grecs aux XVe et XVIe siècles. P., 1885. T. 1; Wright W. A Short History of Syriac Literature. L., 1894, 2016r; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Litteratur. Münch., 1897; Duval R. La littérature syriaque. P., 1900. (Biblioth. de l'enseignement de l'histoire ecclésiastique. Anciennes littératures chrétiennes; 2); Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. СПб., 1902. Серг. П., 1995р; Baumstark A. Festbrevier und Kirchenjahr der syrischen Jakobiten: Eine liturgiegeschichtliche Vorarbeit. Paderborn, 1910, 2012r. (Studien z. Geschichte u. Kultur d. Altertums; III/3-5); Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснит. изложение Типикона с ист. введением. К., 1910, 1913. Вып. 1-2; Jeannin J., Puyade J. L' Octoéchos syrien // Oriens Chr. Ser. 2. 1913. T. 3. P. 82-104, 277-298; Hannick C. Le texte de l'Oktoechos // Dimanche: Оffice selon les huit tons. ᾿Οκτώηχος. Сhevetogne, 1972. P. 37-60. (La prière des Églises de rite byzantin; 3); Husmann H. Hymnus und Troparion: Stud. zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion // Jb. des Staatl. Inst. für Musikforschung, Preussischer Kulturbesitz, 1971. B., 1972. S. 7-86; Cody A. The Early History of the Octoechos in Syria // East of Byzantium: Syria and Armenia in the Formative Period / Ed. N. G. Garsoïan e. a. Wash., 1982. P. 89-113; Хевсуриани Л. М. Структура дневнейшего Тропология: Канд. дис. Тб., 1984; Крашенинникова О. А. Октоих и Параклит (к истории двух названий одной литург. книги) // ГДРЛ. 1993. Сб. 6. С. 398-406; она же. Ранневизант. и слав. источники по истории формирования слав. Октоиха IX-X вв. // Она же. Древнеслав. Октоих св. Климента, архиеп. Охридского: По древнерус. и южнослав. спискам XIII-XV вв. М., 2006. С. 290-382; Федоскина Е. Покаянный канон Климента Охридского в составе древнеслав. Октоиха // ВМУ: Филол. 2000. Вып. 3. С. 75-83; Пентковский А. М., Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв. // Старобългаристика. София, 2001. Кн. 3. Вып. 25. С. 31-60; Святогорский устав церковного последования. Серг. П., 2002; Лозовая И. Е. Типология древнерус. Параклитов и их отношение к действующему литургическому уставу // Гимнология. 2003. Вып. 3. С. 64-73; она же. Древнерус. нотированный Параклит XII в.: Визант. источники и типология древнерус. списков. М., 2009; Frøyshov S. S. R. The Early Development of the Eight Mode Liturgical System in Jerusalem // SVTQ. 2007. Vol. 51. P. 139-178; idem. Byzantine Rite // The Canterbury Dictionary of Hymnology. Norwich, 2013; idem. Rite of Jerusalem // Ibid.; Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимногр. памятники VIII-XII вв. из собр. мон-ря св. Екатерины на Синае. М., 2013; Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters ca. 850-1350 AD. Plovdiv, 2014; Епифаний (Булаев), иеродиак. Воскресные стихиры 1-го гласа в древнейших синайских рукописях Октоиха // Вестн. Екатеринбургской ДС. 2017. № 4(20). С. 11-26; Йовчева М. Текстовата история на октоиховите канони на св. Климент Охридски: типология на разночетенията // ГСУ, ЦВСП. 2017. Т. 99(18). С. 481-506; Епифаний (Булаев), иеродиак., Желтов М., свящ. Стихиры воскресного Октоиха в Древнем Тропологии // ХЧ. 2018 (в печати).
Иеродиак. Епифаний (Булаев)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских
  • ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха
  • ВОСТОЧНЫ наименование нек-рых стихир из воскресных последований Октоиха
  • ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета
  • ДОГМАТИК один из видов богородичнов Октоиха
  • ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением
  • КАНОННИК богослужебная книга Православной Церкви