ОЛЬГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том LII, С. 665-666
опубликовано: 15 июня 2023г.

ОЛЬГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

[Груз. ოლღის მონასტერი], жен., во имя вмц. Екатерины (в кон. XIX - XX в. освящен во имя равноап. Ольги) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (1892; с момента основания до 1917 - в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинского Экзархата РПЦ); до нач. 90-х гг. XX в.- русский; единственный не закрывавшийся в Грузии в советское время жен. мон-рь. Расположен на склоне горы Саркинети напротив г. Мцхета. Основан О. И. Горнич (род. в 1844 в семье дворянина, получила образование в Киеве), супругой инженера Горнича, который в 80-х гг. XIX в. руководил работами по проведению через Мцхету участка Закавказской железной дороги. Ему в награду выделили землю на склоне горы; осматривая территорию, инженер обнаружил в зарослях большой металлический крест. После проведения раскопок выяснилось, что крест венчает скрытую под землей церковь, к-рая сохранилась почти без повреждений. В храме обнаружили небольшую икону Божией Матери, ставшую местной святыней (от нее происходили чудеса - Рафаил (Карелин). 2006. С. 86-87, 90-91). Научные изыскания позволили установить, что в древности (по мнению нек-рых исследователей, в IV в.) синайские монахи основали на этом месте скит во имя вмц. Екатерины (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57607. Л. 3).

Ольгинский мон-рь. Фото: vsemolitva.ruОльгинский мон-рь. Фото: vsemolitva.ru

После трагической кончины мужа в кон. 80-х гг. XIX в. (Рафаил (Карелин). 2006. С. 90-91) Горнич решила основать здесь жен. мон-рь. Территория была расчищена, близ 1-й церкви обнаружили руины храма большего размера. В 1892 г. работы по восстановлению малого храма были закончены, построены каменная звонница (рядом с храмом), 3 помещения для духовенства и 8 келий для монахинь, устроен колодец. 22 окт. церковь освятили экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский), благочинный церквей груз. железной дороги свящ. И. Нанобашвили, настоятель мцхетского кафедрального собора Светицховели прот. И. Мревлишвили и представители мцхетского духовенства. Сохранились 1-я (1908) и 2-я (1914) описи имущества О. м.; книга доходов и расходов велась с 1914 г. Настоятельницей была назначена Горнич, к-рая управляла обителью, будучи послушницей. 13 нояб. 1911 г. благочинный мон-рей Вост. Грузии архим. Антоний (Гиоргадзе) постриг Горнич в монахини с оставлением ей прежнего имени - Ольга. В кон. 1915 г. в О. м. подвизались 16 чел.: настоятельница мон. Ольга, казначея Татьяна Вербицкая и 14 послушниц (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 282). По ходатайству в Синоде Грузино-Имеретинской синодальной конторы (31 марта 1916) и наместника на Кавказе вел. кн. Николая Николаевича (2 июля) Синод 11 авг. вынес распоряжение о предоставлении обители статуса жен. общежительного мон-ря с правом «иметь столько монахинь, сколько он сможет содержать на свои средства» (Там же. Д. 23188. Л. 2). 14 авг. Горийский еп. Антоний (Гиоргадзе) вновь освятил обновленную на средства гр. С. А. Олсуфьевой церковь О. м., мон. Ольга была возведена в сан игумении (ДВГЭ. 1916. № 17. С. 561-562). Монастырь окормляли как русские, так и груз. священники: Владимир Бедиашвили (17 мая 1911 - 24 июля 1912; НА Грузии. Д. 489. Оп. 1. Д. 57648. Л. 286), Андрей Самков (24 июля 1912 - окт. 1915; ДВГЭ. 1912. № 16. С. 4), Елевферий Сахвадзе (31 окт. 1915 - июль 1919; Там же. 1915. № 23. С. 5). Служили на грузинском и церковнослав. языках.

После восстановления автокефалии ГПЦ (12 марта 1917) рус. приходы Грузии, в т. ч. и О. м., были переведены в подчинение Кавказского Экзархата РПЦ (см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви). Богослужение в О. м. стали совершать на церковнослав. языке. Монахини переживали давление со стороны груз. общественности: их называли черносотенцами, обвиняли в оскорблении груз. святынь и т. п., требовали от митр. Тифлисского Леонида (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) и Католикосского совета «принять меры» по их изгнанию из обители, о чем от имени общественности писал неизвестный автор под псевдонимом А. Могвтели (Сакартвело (Грузия): Газ. Тифлис, 1919. № 13. С. 4 (на груз. яз.)). В 20-х гг. XX в. в О. м. нашли приют насельницы закрывшегося рус. жен. мон-ря Мамкоди во имя вмч. Георгия. Одна из них, мон. Ангелина (в миру Анна Андреевна Кудимова, род. 6 дек. 1876, в 1910 приняла постриг), стала настоятельницей О. м. после кончины игум. Ольги (кон. 20-х гг. XX в.; похоронена в мон-ре). В тот период в О. м. несли священническое и духовническое послушание иером. Рафаил (Курдов) (нач. 20-х гг. XX в.- 25 окт. 1933; убит), из муж. мон-ря Дзегви во имя Св. Троицы, духовники Светицховели (окт. 1933-1935; Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 1646. Л. 33), иером. Фома (Манзук) из муж. мон-ря Бетаниа (с 16 апр. 1935 временно, с 29 апр. 1936 постоянно, с введением в клир Светицховели, по 1943; Там же. Оп. 1. Д. 1630. Л. 126; Д. 1547. Л. 10).

Настоятельница мон. Ольга (Горнич). Фотография. 10-е гг. XX в.Настоятельница мон. Ольга (Горнич). Фотография. 10-е гг. XX в.

Во время Великой Отечественной войны мон-рю помогали священники рус. происхождения, служившие в тбилисской рус. ц. во имя кн. Александра Невского. С намерением разрушить церковную жизнь в О. м. власти поселили здесь несколько курдских семей язычников-солнцепоклонников; кроме того, 2 янв. 1948 г. они потребовали от О. м. заплатить налог на недвижимость за 1946 и 1947 гг., затем - за период с 1944 г. Крупную сумму мон-рю пожертвовала Ставропольская епархия (часть денег была украдена начальником мцхетской почты), католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) неоднократно вступал в переговоры с властями о переселении курдов и отмене налоговых взысканий за прошлые годы, ввиду того что мон-рь истратил пожертвованные средства на ремонт зданий мон-ря, разрушенных курдами (письма католикоса-патриарха Каллистрата от 6 июня 1947, 10 янв. 1948). В апр. 1948 г. курды получили разрешение сельсовета жить в здании церкви и требовали от монахинь освободить ее (письма католикоса-патриарха Каллистрата от 28 апр. и 28 мая 1948). После вмешательства поверенного Мин-ва связи Грузинской ССР Я. З. Мониавы мон-рю передали оставшуюся часть пожертвованных денег и мон. Ангелина смогла на эти средства приобрести площадь для жилья курдов в др. месте (Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2180. Л. 21-25; Рафаил (Карелин). 2006. С. 115). 13 апр. 1954 г. в О. м. подвизались 17 чел.: настоятельница мон. Ангелина, 5 монахинь и 11 послушниц (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 31. Л. 8). В этот период здесь служили игум. Зиновий (Мажуга; 17 дек. 1943 - 18 янв. 1944, 1952-1953; Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2180. Л. 2-5, 47), архим. Феодосий (Лузгин; 18 янв. 1944-1952; Там же. Л. 12, 42), иером. Давид (Читишвили) из мон-ря Шиомгвиме, иером. Парфений (Апциаури) из Светицховели, свящ. Стефан Прокопьевич Борисов (21 янв. 1954 - 17 июня 1955; ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1880. Оп. 4. Д. 25. Л. 6), свящ. Инна Драгунов (17 июня - 14 окт. 1955; Там же. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 32. Л. 20), иером. Рафаил (Карелин) (14 окт. 1955 - 12 авг. 1958; Там же. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 32. Л. 2; Ф. 1880. Оп. 4. Д. 25. Л. 34).

Ежегодно на сырной седмице в О. м. жил католикос-патриарх Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960), которого с мон. Ангелиной связывали десятилетия духовной дружбы. В 1955 г. он наградил мон. Ангелину золотым наперсным крестом и возвел в сан игумении. В 1959 г. предстоятелю поступил донос (очевидно, ложный) о том, что в О. м. его не поминают, т. о. не признавая власти ГПЦ над мон-рем. 8 сент. он издал указ о закрытии обители и лишил сана игум. Ангелину, к тому времени парализованную († 4 марта 1960; похоронена перед храмом) (Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2782. Л. 3; Личный архив митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Наума (Шавианидзе), хранится в семье). Однако О. м. не был закрыт, и в 1960 г. новый католикос-патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972) назначил настоятельницей О. м. мон. Валентину (Ливинскую). Игум. Пелагия (Булгак; род. в 1914 в Черниговском у., приняла постриг в 60-х гг. XX в.) стала последней русской настоятельницей О. м. В 1982 г. в мон-ре подвизались 7 чел. (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 461. Л. 2). Насельниц О. м. с 70-х гг. XX в. окормлял свящ. Иоанн Жогин (убит в 1993) (Там же. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 312. Л. 7; Цкаро (Источник): Ж. Тб., 1993/1994. № 24. С. 58).

После 1990 г. бóльшая часть рус. насельниц покинула Грузию; в 1997-2000 гг. здесь служил иером. Андрей (Тариадис). В 2003-2010 гг. должность настоятельницы О. м. была вакантной. С 28 авг. 2010 г. О. м. управляет мон. Анна (Кардава); 12 дек. она была награждена золотым крестом и возведена в сан игумении. В О. м. подвизаются 10 монахинь, среди них одна русская - мон. Вера (Жигальцева; род. в 1935, в мон-ре с 50-х гг. XX в.), и неск. послушниц; служат 2 духовника: иером. Серафим (Джикия) и прот. Бакар Соселия.

Настоятельницы О. м.

Игум. Ольга (Горнич; 1892 - кон. 20-х гг. XX в.), игум. Ангелина (Кудимова; кон. 20-х гг. XX в.- 8 сент. 1959), мон. Валентина (Ливинская Василиса Николаевна; 1960 - † 2 дек. 1972), игум. Пелагия (Булгак Параскева Игнатьевна; 1973 - † 2003), мон. Анна (Кардава Медея Мировна; с 28 авг. 2010).

Лит.: Рафаил (Карелин), архим. Тайна спасения. Тб., 2006. Т. 2 (на груз. яз.).
Диак. Георгий Мачуришвили
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
  • АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
  • АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
  • ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия