ОСОРГИНЫ
Том LIII, С. 446-448
опубликовано: 4 августа 2023г.

ОСОРГИНЫ

Содержание

Церковно-общественные и муз. деятели рус. зарубежья.

Михаил Михайлович

Осоргины (слева направо): Николай Михайлович, Сергей Михайлович, Иулиания Михайловна, иеромон. Афанасий (Михаил Михайлович — сын), Михаил Михайлович, Елена Николавна (урожд. Муравьёва). Фотография. 1946–1947 гг.Осоргины (слева направо): Николай Михайлович, Сергей Михайлович, Иулиания Михайловна, иеромон. Афанасий (Михаил Михайлович — сын), Михаил Михайлович, Елена Николавна (урожд. Муравьёва). Фотография. 1946–1947 гг. (30.06.1887, усадьба Сергиевское Калужского у. и губ., ныне с. Кольцово Ферзиковского р-на Калужской обл.- 29.10. 1950, Париж), церковно-общественный деятель, псаломщик, автор обработок церковных распевов. Происходил из древнего рода московских потомственных дворян. Старший сын землевладельца Калужской губ. М. М. Осоргина (впосл. гродненский и тульский губернатор, в эмиграции во Франции принял священнический сан). Первоначальное образование получил дома, cреднее - в гродненской и тульской гимназиях. С детских лет прислуживал, читал и пел в сельской Покровской ц. в имении Сергиевское. Окончил 2 курса юридического фак-та Московского ун-та (1907-1909), был определен на военную службу в лейб-гвардии Кирасирский полк (1909-1912), получил чин корнета, вышел в запас и перешел на гражданскую службу c причислением к МВД (1912). Член Калужской уездной земской yправы, действительный статский советник, камергер имп. двора, помощник предводителя дворянства Калужского у. (1912-1914).

В годы первой мировой войны служил ординарцем главнокомандующего Северо-Западным фронтом, затем командиром автомобильной роты. Во время службы на Румынском фронте занимал разные должности в Ясской военной комендатуре. После Февральской революции стал помощником заведующего поездом Красного Креста, обслуживавшим демобилизованныx и раненыx солдат Западного фронтa, затем получил должность заведующего. Вместе с поездом оказался в Донской обл. и перешел в Добровольческую армию на Юге России. В конце гражданской войны находился в Крыму и служил помощникoм начальника Ялтинского у., одновременно будучи псаломщиком Николаевской ц. при Ялтинском санатории морского ведомства. Женился на гр. Е. Н. Муравьёвой-Виленской (1919).

В кон. 1920 г. эмигрировал в К-поль, затем в Германию, где поселился в Баден-Бадене (1921). Псаломщик Преображенской ц. в Баден-Бадене и Сергиевского храма в Бад-Киссингене (1922-1923). Добился возвращения находящегося под секвестром рус. правосл. храма в Штутгарте, содействовал организации прихода при нем (1923). В янв. 1924 г. переехал в Париж, был поручителем митр. Евлогия (Георгиевского) при покупке имения в Париже для устройства в нем церкви и богословской школы. Член Комитета по сооружению Сергиевского подворья в Париже (1924-1925) и ответственный за его хозяйство. Псаломщик и регент студенческого хора Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского (1925-1950). Совместно с еп. Вениамином (Федченковым) и при участии еп. Сергия (Королёва) составил певч. обиход хора подворья на основе валаамского распева и московского напева. Член приходского совета Сергиевского подворья (1925-1950). Преподаватель церковного устава в Свято-Сергиевском богословском ин-те (1925-1947), организатор и преподаватель курсов псаломщиков при общежитии объединения «Православное дело» в париже (сер. 30-х гг. XX в.). автор статей по богослужебному уставу. Автор гармонизации церковных распевов («Милость мира» и «Плотию уснув» киевского распева, «Объятия Отча» болгарского распева, тропарь прп. Сергию Радонежскому и «Взбранной Воеводе» греческого распева, самоподобен «Небесных чинов» и др.). Записал с хором Богословского ин-та 2 грампластинки церковных песнопений. Похоронен на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Арх.: Епарх. управление Рус. Экзархата КП (Париж). Ф.: Духовенство. Д.: Прошения об определении на церковную службу (1925); Ф.: Сергиевское подворье. Д.: Комитет по сооружению Сергиевского подворья (1924-1925); Ф.: Приходы. Д.: Сергиевское подворье (1925-1950).
Соч.: Многая лета [гр. К. А. Хрептовичу-Бутеневу, благотворителю Сергиевского подворья] // Возрождение: Газ. П., 1927. № 778, 20 июля. С. 3; Богослужебные указания // ЦВЗЕЕ. 1930. № 1. С. 25-32; Уставщик: Схемы правосл. чинопоследований суточного круга. П., 1936; Exposé de l'histoire de la musique religieuse en Russie // Congrès intern. de musique sacrée. P., 1937. P. 122-128; Особенности богослужений Великого четвертка и пятка в 1939 г. // ЦВЗЕЕ. 1939. № 1/2. С. 18-22; Памяти Д. С. Стеллецкого // Там же. 1947. № 6. С. 9-12; Воспоминания о приобретении Сергиевского подворья // Вестн. РХД. 1987. № 151. С. 249-273 (переизд.: Наше наследие. М., 1994. № 32. С. 83-91).
Лит.: 25-летний юбилей Правосл. Богословского ин-та в Париже: 1925-1950. П., 1950; Семенов-Тян-Шанский А., свящ. Памяти М. М. Осоргина // ВРСХД. 1950. № 6. С. 30-33; А. Ш. М. М. Осоргин // ЦВЗЕЕ. 1951. № 1(28). С. 18-19; Кассиан (Безобразов), еп. Слово на отпевании М. М. Осоргина // Там же. С. 19-20; Ossorguine N. M. Un chantre hors du commun: M. Ossorguine // Messager orthodoxe. P., 1987. N 104. P. 76-82; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 402-404, 407, 431-432, 444; Рар Г. Киссингенский храм: его настоятели и богомольцы (1921-1984) // Братский вестн. Бад-Киссинген, 1997. Вып. 6. С. 4-12; Рахманова М. П. M. M. Осоргин // Золотая книга эмиграции. М., 1997. С. 474-475; Ковалевский П. Е. Дневники (1937-1948). СПб., 2001. Т. 1.

Николай Михайлович

Н. М. Осоргин. Фотография. 2005 г.Н. М. Осоргин. Фотография. 2005 г. (8.09.1924, Париж - 5.11.2014, там же), псаломщик, регент, церковно-общественный деятель, автор обработок церковных распевов. Сын M. M. Осоргина. Род. на Сергиевском подворье. Учился в Русской гимназии в Париже. С раннего детства прислуживал в церкви Сергиевского подворья, где 8 янв. 1939 г. был посвящен в чтеца митр. Евлогием (Георгиевским). Во время второй мировой войны прислуживал в Александро-Невском соборе в Париже. Член братства иподиаконов и прислужников при соборе. Окончил техническое уч-ще (1946), Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже (1949). Член студенческого братства им. преподобных Сергия и Никона Радонежских. В 1950 г. женился на И. В. Александрович. Руководил кружком по изучению церковного пения при Русском студенческом христианском движении (1949-1955). 1 окт. 1951 г. был назначен псаломщиком ц. прп. Сергия Радонежского на Сергиевском подворье, исполнял это служение до самой смерти. Член приходского совета ц. прп. Сергия Радонежского (1951-2014). Регент мужского хора студентов Богословского ин-та и певчих ц. прп. Сергия. Преподаватель церковного устава в Богословском ин-тe (1951-2005). Администратор Сергиевского подворья (1951-2005). Директор епархиального свечного завода при Сергиевском подворье (1951-1995). Член редакционной комиссии по составлению «Нотного сборника православного русского церковного пения» (1962-1975; т. н. Лондонский сборник). Член комитета Об-ва ревнителей православного церковного пения (1968). Участник работ Межправославной комиссии по вопросу церковного календаря в Шамбези (1977). Член епархиального совета Архиепископии русских православных церквей в Зап. Европе (1981-1994). Автор статей по литургическому богословию.

Автор гармонизаций рус. церковных распевов («Херувимская» обиходная № 13, «Достойно есть» напева царя Феодора, Непорочны заупокойные валаамского распева, «Покой, Спасе» болгарского распева, Стихиры Пасхи обычного напева). Продолжил начатую отцом традицию муж. пения в Сергиевском храме и ввел частое применение мелодий знаменного распева как унисонно (догматики Октоиха, праздничные задостойники), так и многоголосно (в гармонизации А. Д. Кастальского). Записал грампластинки церковных песнопений. Передал неск. поколениям молодежи рус. эмиграции любовь к церковному уставу и богослужебному пению. Вел активную концертную деятельность с хором Сергиевского подворья, свидетельствуя т. о. о Православии перед зап. миром, выступал c хором во Франции, в Бельгии, Голландии, Швейцарии, Великобритании и Швеции (50-90-е гг. XX в.). Похоронен на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Арх.: Епарх. управление Рус. Экзархата КП (Париж). Ф.: Приходы. Д.: Сергиевское подворье (1939-2014).
Соч.: Проблемы, связанные с применением нового стиля в церк. календаре // ВРСХД. 1965. № 78. С. 1-5; La Résurrection du Christ en tant que victoire définitive sur la mort à travers le septième jour, d'après la liturgie orthodoxe // Le Christ dans la liturgie: CSS, 27e Semaine. R., 1981. P. 151-167; La Triade (Trihéméron), thème du 4e Evangile selon la liturgie orthodoxe // La liturgie, son sens, son esprit, sa méthode: CSS, 28e Semaine. R., 1982. P. 191-213; La Sainte Trinité et le Temps Pascal // Trinité et liturgie: CSS, 30e Semaine. R., 1984. P. 179-194; К вопросу о литургическом календаре // ВРЗЕПЭ. 1985. № 114. С. 143-161; Eschatologie et cycles liturgiques // Eschatologie et liturgie: CSS, 31e Semaine. R., 1985. P. 207-226; La place de la Mère de Dieu dans la liturgie orthodoxe // Saints et sainteté dans la liturgie: CSS, 33e Semaine. R., 1987. P. 275-290; Que signifie la sanctification du temps? // Les bénédictions et les sacramentaux dans la liturgie: CSS, 34e Semaine. R., 1988. P. 225-240; L'Annonciation, la Nativité et Pâques comme image de la résurrection au 3e jour, en relation avec la formule de Nicé déterminant Pâques // Liturgie, conversion et vie monastique: CSS, 35e Semaine. R., 1989. P. 226-281; Eléments cosmiques de la mystagogie chrétienne // Mystagogie: Pensée liturgique d'aujourd'hui et liturgie ancienne: CSS, 39e Semaine. R., 1993. P. 243-251; L'union d'Adam et d'Ève comme fondement du sacrement du mariage // Le mariage: CSS, 40e Semaine. R., 1994. P. 239-254; La date de Pâques orthodoxe, le 1er mai 1994 // Nouvelles de Saint-Serge. P., 1994. N 18. P. 12-20; Церковное пение зарубежья: Интервью / Бесед.: М. Асмус // Радонеж: Газ. 1997. № 18(62).
Лит.: Бобринский Б., протопр. Н. M. Осоргин // Прп. Сергий в париже: История парижского Правосл. богословского ин-та. СПб., 2010. С. 499-502; A. N. [Нивьер А. П.] In memoriam N. M. Ossorguine (1924-2014) // www.exarchat.eu/spip.php?article1585 [Электр. ресурс].
А. П. Нивьер
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
  • АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
  • АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах
  • АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии