ПАМФИЛИЯ
Том LIV, С. 365-370
опубликовано: 28 ноября 2023г.

ПАМФИЛИЯ

Содержание

[Греч. Παμφυλία; лат. Pamphylia], историческая область на юге М. Азии (ныне Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ).

География

Большая часть Центральной и вся Восточная П. расположены в районе горного массива Тавр (высшая точка - 2877 м, гора Гейик); остальная территория равнинная. П. бедна водой: на северо-западе находится оз. Кестель, на востоке - оз. Каприя (ныне Карагёль). Реки малочисленны и не судоходны: Кестр (ныне Аксу), Эвримедонт (ныне Кёпрю), Мелас (Манавгат), Алара. С запада П. граничила с Ликией, с севера - с Писидией и Исаврией, с востока - с Киликией. Основная дорога в П. шла вдоль побережья: от нее отходили ок. 10 крупных дорог на север. В равнинной П. было развито земледелие, в горной - скотоводство. В древнем географическом справочнике «Expositio totius mundi» (359 г. по Р. Х.) П. описана как «отлично обеспечивающий себя регион, производящий много оливкового масла и поставляющий его в другие регионы».

История

ПамфилияПамфилия Греч. колонизация П., прежде частично заселенной киликийцами, началась в VII в. до Р. Х. Родосцы основали города Пергу, Силей и Аспенд, жители эолийской Кимы - Сиду. Геродот (История. V 68) производил название П. от дорийского племени памфилов (παμ-θύλη, всё-племя). Ок. 540 г. до Р. Х. П. была завоевана персами; в 466 г. города на побережье П. вошли в состав Афинского морского союза, но в 386 г. были возвращены персам. В 334 г. до Р. Х. П. завоевал Александр Великий. Не позже 278 г. П. стала частью владений егип. царства Птолемеев, к-рые основали там Арсиною (вероятно, позднейший Коракесий (визант. Коракисий); ныне Аланья) и Птолемаиду. Ок. 241 г. П. вошла в состав владений державы Селевкидов, к-рые основали на этом месте Селевкию. В 187 г. зап. часть П. до Кестра перешла во владение царя Евмена II Пергамского. Его преемник царь Аттал II основал на месте Корика г. Атталию (ныне Анталья). После ликвидации Пергамского царства в 129 г. вся П. вошла в рим. провинцию Асия; затем была переведена в состав провинций Киликия и Галатия. При имп. Веспасиане (69-79 гг. по Р. Х.) П. была объединена с Ликией; при имп. Адриане (117-138) к ней была присоединена Южная и Центральная Писидия, а на рубеже II и III вв.- Исаврия. Имп. Гордиан III даровал П. и Перге статус митрополии, а имп. Проб - Сиде. В римскую эпоху П. переживала бурный экономический рост, активно отстраивались города, хотя с 80-х гг. II в. П. подвергалась набегам разбойников, в основном горного племени исавров. В 269 г. на П. напали герулы. С 70-х гг. III в. возобновились нападения исавров; для защиты от них строится система укреплений у перевалов в горах Тавр. Войны с исаврами продолжались длительное время, особенно интенсивно во 2-й пол. IV - нач. V в. В нач. V в. П. подверглась также нападению готов. Впрочем, эти грабежи не подорвали экономической стабильности провинции.

Главная улица ПергеГлавная улица ПергеВ античной П. было известно неск. важных святилищ, восходящих еще к догреч. культам: Артемиды в Перге, Аполлона (мифического основателя города) и Афины в Сиде, Афродиты Кастниетиды в Аспенде. В рим. время в П. распространяются египетские культы Сераписа, Исиды, а также имп. культ в Атталии, Перге и Сиде (в т. ч. культ имп. Юлиана) (MacKay T. S. The Major Sanctuaries of Pamphylia and Cilicia // ANRW. 1990. Tl. 2. Bd. 18. Hb. 3. S. 2045-2129).

Начало христианства в П. связано с иудейской диаспорой. Иудейская община в Сиде известна уже в 140 г. до Р. Х., а в IV - V вв. по Р. Х. там были 2 синагоги; со II в. иудейские общины существовали также в Перге, Термессе (визант. Термисс), Атталии. Известна должность архисинагога П. (вероятно, главы всех общин региона). Ап. Павел в 1-м путешествии вместе с ап. Варнавой проповедовал в Перге и Атталии, где были иудейские общины (Деян 14. 24-26).

Визант. агиографические тексты сообщают о неск. мучениках в П.: в Атталии это были пострадавшие при имп. Адриане святые Еспер, его супруга Зоя и сыновья Кириак и Феодул из села Тритоний (ActaSS. Mai. Vol. 1. 739); при имп. Деции - пастухи, святые Папий, Диодор, Конон и Клавдиан (SynCP. P. 443). В Перге пострадали, вероятно при имп. Марке Аврелии, св. воины Феодор, Сократ и Дионисий и мать Феодора Филиппа (Ibid. P. 63, 65, 614-615, 619); при имп. Деции - еп. свт. Нестор Магидский и диак. св. Тривимий (Ibid. P. 493, 495, 500-501); в Талмении близ Сиды при имп. Диоклетиане - сщмч. Киндей из ликаонийской Ваманады (ActaSS. Iul. Vol. 2. 186). В П. обращал язычников в христианство св. Лукиан Антиохийский. Напряженные отношения между христианами и язычниками в 312 г. отмечены в сохранившемся в надписи из Колбасы (Корвасы) обращении жителей Ликии и П. к имп. Максимину II Дайе, св. равноап. Константину и Лицинию с просьбой окончательно заставить «замолчать» «безумных» христиан. Ответный эдикт имп. Максимина Дайи позволял продолжать преследование христиан вопреки эдикту имп. Галерия 311 г. о религ. толерантности.

В IV в. после новой адм. реформы эпохи св. равноап. имп. Константина I Великого (между 314 и 325) провинция Ликия и П. была разделена, причем сев. части П. (у оз. Аскания (ныне Бурдур), Спарта (ныне Ыспарта) и Сагаласс) были переданы Писидии. Во главе новой провинции П. был поставлен praeses (игемон, архонт; с кон. IV в. консуляр, ипатик), ее центром была Перга. П. относилась к диоцезу Асия префектуры Восток.

Базилика (ок. V в.) и крестово-купольный храм в порту Сиде.Базилика (ок. V в.) и крестово-купольный храм в порту Сиде.На I Вселенском Соборе в 325 г. из П. участвовали епископы Перги, Термисса, Вервы, Аспенда, Селевкии, Максимианополя и Магида. С этого времени Церковь в П. составляла отдельный диоцез, до V в. не подчинявшийся к.-л. кафедрам из др. регионов. За первенство среди кафедр в П. соперничали Перга и Сида, имевшие статус гражданских митрополий еще с кон. III в. К сер. V в. Церковь П. вошла в число диоцезов К-польской Церкви. В 430 г. состоялся Памфилийский Собор, на котором за заблуждения был низложен еп. Атталии Евстафий. Тем не менее в актах III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. он фигурирует как «митрополит Памфилии». Перга получила статус митрополии в 431 г.; Сида - в 451 г. В общей структуре иерархии КПЦ в сер. V в. выше стояла Сида, в соборных актах 536 и 553 гг. - Перга. Не позже 458 г. П. поделена на 2 митрополии: П. Первая (с центром в Сиде) и П. Вторая (с центром в Перге). Однако к VII в. вновь, и уже окончательно был повышен статус Сиды.

В IV в. в П. получили распространение ариане (энкратиты), апотактики и македониане. В отдаленную часть П. ок. 391 г. сослали одного из лидеров движения аномеев еп. Евномия Кизического, продолжавшего там проповедовать (Risch F. X. Eunomios // LTK. Bd. 3. Sp. 989-990). В 390 г. в Сиде под председательством свт. Амфилохия Иконийского, написавшего послание к диакону Панхарию из Сиды, состоялся Собор против мессалиан, бежавших в П. от преследований свт. Флавиана I Антиохийского (Theodoret. Hist. eccl. IV 10); но и после этого К-польские архиепископы Аттик и Сисинний в 1-й пол. V в. требовали от епископов П., в т. ч. от епископов Амфилохия Сидского и Вериниана Пергийского, преследовать мессалиан (Phot. Bibl. 52). Эти епископы присутствовали на III Вселенском Соборе 431 г., где мессалиане (евхиты, энтусиасты), по-прежнему распространенные в П., были снова осуждены, и им было запрещено иметь мон-ри (АСО. Т. 1. Vol. 1. P. 5, 7).

На V-VI вв. приходится период наивысшего расцвета Церкви в П. В это время в состав П. Первой входили епархии Аспенд, Далисанд, Этенна, Исва, Коракисий (Калон-Орос), Караллия, Касы, Коливрасс, Котена, Лирва, Манава, Милома, Оримна, Селевкия, Селга, Сеннея, Сиедра и Ваманада; в П. Вторую - Адрианополь, Ариасс, Атталия, Верва, Дикитанавра, Евдокиада, Иовия, Исинда, Кодрула, Корваса (Колбаса), Комама, Кримна, Лагина, Лисиния, Магид, Максимианополь, Палеаполь, Панемотих, Пелтинисс (Педнилисс), Первена (Тревенна), Погла (Фогла), Андида (Сандида), Силей и Термисс. Епархиальная сеть охватывала большинство городов региона. Визант. географ Иерокл (сер. VI в.) насчитывает в П. 47 полисов, хотя перечисляет только 35 из них (Le Synehdèmos d'Hiéroclès / Ed. E. Honigmann. Brux., 1939. P. 679).

В V-VI вв. П. была затронута монофизитскими спорами. Во многом проводниками монофизитства здесь были монахи. Еще до 451 г. они жили в П. в некой «большой и глубокой долине» (Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 71). В Атталии в V в. был монофизитский жен. мон-рь во главе с игум. Зоей (Ibid. Vol. 2. P. 86). В 451 г. митр. Епифаний Пергский с 14 епископами поддержали решения IV Халкидонского Вселенского Собора, осуждавшие монофизитство (АСО. Т. 2. Vol. 1(1). P. 78. N 22). Однако осуждение монофизитства от епископата П. Второй во главе с Сидой в соборных актах отсутствует. Монофизиты в П. рукополагали епископов и основывали мон-ри. В сер. V в. некий Епиктет был архимандритом одной из крупных монофизитских обителей в П., а также учителем монофизитского еп. Епифания Машидского, изгнанного с кафедры в 476 г. (Mich. Syr. Chron. Vol. 2. P. 86). Во 2-й пол. V в. монофизит Маркиан ругал своего епископа, за что был оштрафован наместником провинции (Ibid. P. 84). Согласно «Церковной истории» Иоанна Эфесского, епископы-монофизиты Евсевий из Адрианы и Агафодор из Исвы были сосланы в отдаленную часть П. в 518 г. В сер. VI в. действовали священники-яковиты; бывш. яковитские митрополиты Конон Тарсийский и Евгений Селевкийский, ставшие тритеитами, успешно проповедовали свое учение и основывали храмы и мон-ри в П.

V-VI века были временем мира, экономического процветания и активного строительства, но П. сильно пострадала сначала в византийско-персидской войне (602-628) и затем во время араб. завоеваний начиная с сер. VII в. Тем не менее до нач. VIII в. П. сохраняла значение важнейшего центра морской торговли; до XI в. на ее территории находились коммеркиарии (торговые представительства) и апотеки (склады товаров) из неск. визант. областей. Кроме того, П. стала основным центром противостояния византийцев арабам в военных действиях на море. В Атталии был образован друнгариат (военно-морской штаб) Кивирреотов, названный по г. Кивира. Вероятно, при визант. имп. Льве III Исавре (717-741) друнгариат был преобразован в визант. морскую фему, к-рая стала основой всего дальнейшего развития визант. флота. В Х в. фема занимала все западное и южное побережье М. Азии (Const. Porphyr. De thematibus // PG. 113. Col. 100). Во главе фемы стоял стратиг (позднее катепано), находившийся в Атталии. Старое провинциальное деление в П. сохранялось только в церковной и налоговой сферах (Hellenkemper, Hild. 2004. Bd. 1. S. 118-120). Переплетение военно-морской и церковной деятельности в П. нашло отражение в Житии прп. Антония Нового, где рассказано о том, что, когда в 824 г. арабы напали на Силей, заместитель стратига Иоанн (впосл. святой) путем переговоров и хитрости убедил их отступить от города. В X в., с продвижением визант. завоеваний в Сев. Сирию и Месопотамию, военная угроза снизилась, и важнейшим торговым центром П. стала Атталия. В это время город был укреплен новыми стенами.

С VII в. епархии П. начинают приходить в упадок. Уже в 1-й нотиции епископий КПЦ (60-е гг. VII в.) не упоминаются кафедры Исва, Манава, Милома, Ваманада, Андида, Дикитанавра, Кримна и Лагина. В кон. VIII в. П. была объединена в одну митрополию с кафедрой в Силее. В нач. IX в. из нее выделилась автокефальная архиепископия Селги, в Х в. - Котена. В 1084 г. автокефальный статус получила титулярная митрополия Атталии. В XIV в., в ходе дальнейшего упадка церковных структур уже при сельджуках, Атталия стала митрополией обеих П. В нач. X в. название Памфилия нек-рое время использовалось для епархии Исаврии, к-рая в течение неск. десятилетий до 969 г. была отделена от Антиохийской Православной Церкви.

В VIII - 1-й пол. IX в. в П. распространилось иконоборчество. Отсюда происходили 2 К-польских патриарха-иконоборца (бывш. епископы Силея): Константин II (754-766) и Антоний I Кассимата (821-837). Одним из лидеров иконоборцев на Иерийском Cоборе в 754 г. был митр. Пергский Сисиний Пастилла, осужденный на VII Вселенском Соборе в 787 г. (Theoph. Chron. P. 427). Однако в эту же эпоху земли от Силея до Сики в Исаврии считались хорошим убежищем для монахов-иконопочитателей (PMBZ, N 877). В 843 г. митрополитом Силейским был поставлен Петр, бывш. игумен Ираклийского мон-ря в Вифинии (ActaSS. Nov. Vol. 2. Pars 1. P. 369, 429).

Монашество в П. известно с ранневизант. эпохи. При имп. Юстиниане I были учреждены носокомий святых Космы и Дамиана и птохей арх. Михаила в гавани Перги, связанные, вероятно, с монастырями (Procop. De aedif. V 9, 37-38). В нач. IX в. на пути из Св. земли в Византию прп. Леонтий Мироточивый проповедовал в Атталии и построил на соседней горе Контовакий 7 храмов и домов для паломников. В IX в. в Силее жил столпник Евстратий, постригший в монахи прп. Антония Нового (BHG, 142; Βίος ᾿Αντωνίου τοῦ μεγάλου // Παπαδόπουλος-Κεραμεύς Α. Συλλογὴ Παλαιστινῆς κα Συριακῆς ἁγιολογίας // ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 202). В нач. X в. митрополит Силейский изгнал игумена и монахов из мон-ря Вима (RegPatr, N 746, 747). В мон-ре в Фогле в сер. XI в. существовал скрипторий (Lake К. and S. Dated Greek Minuscule Manuscripts to the Year 1200. Boston, 1937. Vol. 7. P. 1). Родительский дом некоего обращенного в христианство иудея в Атталии был превращен в мон-рь Воскресения Христова (RegImp, N 1327, 1369). Средневизантийские обители известны в Паламутдюзю и Авданджике; остатки мон-ря комниновской эпохи cохранились в Кислечукуру к западу от Антальи. В средневизантийский период возник мон-рь в Аланье, откуда в 1231 г. 13 мучеников убежали на Кипр (BHG, N 1198). В монахи постригся владелец Алары, использовавший до 1221 г. свой замок как мон-рь (Duda H. W. Die Seldschukengeschichte des Ibn Bibi. Kbh., 1959. S. 109). В XIV в., при кипрском правлении, в П. к северу от Атталии существовал монастырь св. Марины, а к западу - монастырь Пяти святых.

Новый этап развития П. начался во 2-й пол. XI в., когда тюрки-сельджуки стали мигрировать в М. Азию. Фема Кивирреотов пришла в упадок. В сер. XI в. она была преобразована из морской в сухопутную (Scyl. Hist. P. 342-343), а в последний раз упоминается в 1148 г. В 1056 г. тюрки впервые появились в П., а в 70-х гг. расселились в окрестностях Атталии, на памфилийско-писидийском пограничье и в долинах рек. В кон. XI в. в Вост. П. появились также армянские поселенцы из соседней Киликии. Часть П. была отвоевана византийцами, вероятно, в 1097/1098 г., а в 1104 г. полностью (Ann. Comn. Alex. P. 349-350). В XII в. через П. неоднократно проходили армии крестоносцев (герм. кор. Конрад III в 1147; франц. кор. Людовик VII в 1148) и визант. императоров (Иоанн II Комнин в 1120, 1137, 1142; Мануил I Комнин в 1158). В 1142 г. от эпидемии в П. умерли 2 старших сына Иоанна II Алексей и Андроник (Nicet. Chon. Hist. P. 37-38). В эту же эпоху в морской торговле П., как и во всем Вост. Средиземноморье, постепенно возрастает роль итал. торговых республик. Венеция получает право свободной торговли в Атталии, но итальянских факторий в П. не было.

В кон. XI в. церковная структура П. была нарушена. Имп. Алексею I Комнину после отвоевания области у тюрок пришлось возвращать епископов в Сиду и Семну (после 1097; Theoph. Bulg. Ep. 56, 61 // PG. 126. Col. 474-477, 480). В XII в. в занятых тюрками внутренних районах П. на кафедрах, напр., в Андиде и Фогле оставались епископы. Кафедра Исинды, вероятно, была перенесена в Стен в подчинение митрополии Мир Ликийских (Das Register des Patriarchats von Konstantinopel / Ed. H. Hunger e. a. W., 1981. T. 1. N 8).

Изменения принесло падение Византии в кон. XII - нач. XIII в. Правители Киликийской Армении не позже 1199 г. заняли территорию Вост. П. до Меласа. В 1205 г. по соглашению крестоносцев о разделе Византии Атталия была отдана тамплиерам, но в 1207 г. город захватил сельджукский султан Кай-Хосров I. В 1216 г. тюрки завоевали Атталию окончательно, в 1221 г. отобрали у армян Алару и Калон-Орос, овладев т. о. всем побережьем П. В Калон-Оросе (Аланье) у тюрок появился свой флот; на дорогах П. были построены караван-сараи; приморские Атталия (Анталья) и Аланья стали зимними резиденциями Иконийских султанов. В ходе распада Иконийского султаната, в 1293 г., Аланья перешла во владение султаната Караман. Зап. П. в нач. XIV в. перешла к туркмен. беку из династии Теке (Хамидидов) Юнусу, к-рый стал эмиром Антальи. Однако в сер. XIV в. в П. усилилось влияние Кипрского королевства. К 1340 г. гавани П. стали платить дань кипрским королям. В 1361 г. кипрский кор. Петр I занял Анталью, Аланью и Манаву (Манавгат); Анталью киприоты контролировали до 1373 г. Затем власть тюркских эмиров была восстановлена. В 90-х гг. XIV в. часть П. покорили османы (правили в Перге и Анталье). В 1402 г. разгромивший османов Тимур разорил П. и передал ее султану Карамана Мухаммаду. В 1415 г. османский султан Мехмед I отвоевал Анталью. В Вост. П. до 1471 г. существовало гос-во Караман с центром в Аланье. В 1472 г. Анталью захватил флот европ. коалиции, но после его ухода П. окончательно перешла в подчинение османам (Hellenkemper, Hild. 2004. Bd. 1 S. 132-138).

На фоне тюркского господства продолжался распад церковных структур П. В нач. XIV в. митрополит Атталии пытался захватить пустовавшие кафедры Силея, Сиды и Мир, что было запрещено ему К-польским патриархом в 1316 г. В 1315 г. К-польский патриарх поручил управление митрополиями Сиды и Силея епископу Синопы, а в 1317/18 г. осудил самого митрополита Сиды за плохое управление церковным имуществом (Ibid. T. 1. N 6, 39, 53). После сер. XIV в. вместо Силея митрополией Второй П. стала Атталия. К 1376 г. церкви Атталии и Силея с согласия Каманаидов захватил митрополит Германикопольский, в 1385 г. Атталию - митрополит Иконийский (Ibid. T. 3. N 255). После перевода митр. Анастасия Атталийского из П. в Угровлахию в 1389 г. его кафедра отошла к митрополии Мир, но в 1393 г. митрополит Селевкии подделал прошение священников Атталии, якобы несогласных с этим решением, и она была передана ему, но в том же году обман раскрылся, и Атталию вернули Мирам (RegPatr, N 2859, 2917, 2940, 2946). В 1397 г. Феофилакт был назначен митрополитом Атталии, проэдром Сиды и экзархом всей П. (Ibid. N 3042-3043). К этому времени кроме самой Атталии иных постоянно действующих епархий в П. уже не было.

Памятники

В П. известно много визант. памятников, но они изучены неравномерно: лучше всего исследованы крупные города - Перга, Атталия, Сида с ранне- и средневизант. гражданской и оборонительной архитектурой. Оборонительных сооружений в П. строилось немного в ранневизант. и в Македонский период (перестройка стен Атталии в нач. Х в.); известна крепость Калон-Орос XII в.

П. богата памятниками церковной архитектуры. В городах ранневизант. базилики возводили на старых античных застройках (напр., базилики А и В в Перге), вначале на периферии, а затем в центре, в т. ч. на античной агоре (напр., в Атталии). Случаи перестройки античных храмов и общественных зданий в базилики довольно немногочисленны (храм Зевса на акрополе Селги, храмы Афины и Аполлона в гавани Сиды, храм в Коливрассе, одеон в Селге).

Церковь Пресв. Богородицы (Св. Ирины) (Джуманын-джами) в Атталии. Ок. сер. VI в. Фото: А. Ю. ВиноградовЦерковь Пресв. Богородицы (Св. Ирины) (Джуманын-джами) в Атталии. Ок. сер. VI в. Фото: А. Ю. ВиноградовОсновной тип ранневизант. церквей в П.- 3-нефные базилики с колоннами, с широким центральным нефом, мощными стилобатами между нефами и балочно-стропильными перекрытиями. Для колонн использовались сполии (колонны из античных зданий), в отдаленных районах вместо них строили столпы (Максимианополь, базилика на Кисвелии в Селге, базилика А в Кримне). В наиболее крупных базиликах интерьер алтарной части был оформлен триумфальной аркой на колоннах перед апсидой (собор и базилика в порту Сиды) и многоступенчатым синтроном (там же, Селга), по сторонам апсиды расположены пастофории, с запада находился атриум (Сида, базилики А и В в Перге). В крупных городах встречаются базилики с трансептом (базилики А и В в Перге, собор и базилика BB в Сиде, базилика в Кызыллы). В базилике в порту Сиды был купольный скевофилакий (компактно вписанный крест) с юга. Скромная скульптурная декорация сводится преимущественно к капителям столичного типа; в Перге стены апсиды были украшены opus sectile. В Фогле над престолом был киворий, в базилике в порту Сиды - амвон.

Митрополии П. играют важную роль в ранневизант. истории центрических построек. В Перге ок. 500 г. был построен двойной тетраконх (тип здания, хорошо известный в Сирии). Его купол опирался на концы экседр, немного усиленные у вост. пары (Kleinbauer W. E. The Double-Shell Tetraconch Building at Perge in Pamphylia and the Origin of the Architectural Genus // DOP. 1987. Vol. 41. P. 277-293). В епископском дворце в Сиде в V в. был устроен баптистерий в виде тетраконха с куполом на 4 колоннах (Eyice S. Un baptistère byzantin à Side en Pamphylie // Actes du Ve Congrès Intern. d'Archéologie Chrétienne. Vat., 1957. P. 577-583; Ristow S. Frühchristliche Baptisterien. Münster, 1998. S. 251. N 692).

Ок. сер. VI в. в Атталии строится храм Св. Ирины (позднее переосвящен в честь Пресв. Богородицы; мусульмане перестроили и назвали Джуманын-джами). Это т. н. купольная базилика с рукавами типа креста и шатром на 4-угольном основании по центру здания; апсида снаружи прямоугольная, столпы крещатые, в торцах рукавов были по 3 колонны, много резных деталей, активно использована плинфа. Позднее опоры укрепляли, а в IX-X вв. храм перестроили в обычную купольную базилику (возможно, по престижному в то время образцу храма свт. Николая в Мирах Ликийских), причем без использования плинфы: между опорами купола с юга размещена пара каменных столпов, с севера - один большой столп (Kaymak G. Die Cumanэn Camii in Antalya. Antalya, 2009).

Особый интерес представляют 2 купольных храма в Сиде, к-рые датируются исследователями либо VI-VII вв., либо IX в. (Hellenkemper, Hild. 2004. Bd. 1. S. 391. Anm. 193; Toivanen H.-R. The Influence of Constantinople on Middle Byzantine Architecture (843-1204): A Typological and Morphological Approach at the Provincial Level. Helsinki, 2007. P. 144-146). Оба здания - храм Н (Eyice S. L'église cruciforme byzantine de Side en Pamphylie: Son importance au point de vue de l'histoire de l'art byzantin // Anatolia. Ankara, 1958. Vol. 3. P. 35-42) и храм в епископском дворце (Gliwitzky Chr. Kirche im sog. Bischofspalast zu Side // Istanbuler Mitteilungen. 2005. Bd. 55. S. 337-408) - относятся к типу вписанного креста сложной формы, с вимой и изолированными пастофориями. В ранневизант. кирпичные стены храма в епископском дворце вставлены древние мраморные колонны и пилястры, переделанные из рим. архитрава. Начинающиеся на одной высоте малые и большие подпружные арки, как установлено, похожи на ряд ранневизант. памятников (угловые ячейки Св. Софии К-польской, храм Аль-Мундира в Русафе, храм в Андроне), тем не менее датировать храм сложно. В храме Н изолированные пастофории, чуть выступающие за абрис постройки, находят аналогию только в ранневизант. храмах вписанного креста Ресафы (Аль-Мундира и парекклисион Св. Креста). Две найденные здесь монограммы (в т. ч. ΙΩΑΝΝΟΥ на космите темплона, сделанного специально для храма) встречаются на визант. печатях лишь во 2-й пол. VI-VII в. «Родство» 2 храмов в Сиде подтверждает наличие также близких к квадрату угловых ячеек и особенно 3-гранная апсида на круглом основании; различия между ними объясняют тем, что храм во дворце был встроен в древнее здание с использованием сполий.

Разрушение большинства ранневизант. храмов в П. было вызвано не араб. нашествиями или землетрясением, а запустением поселений в «темные века» (VII-VIII вв.) и последующим постепенным обрушением деревянных перекрытий построек. Центральные нефы базилик часто использовались для возведения зальных небольших храмов из плохо обработанного камня (напр., в базиликах С, E, G, H в Кримне). Возможно, «темными веками» датируется базилика с 3 апсидами в Силее (Ruggieri, Nethercott. 1986. S. 154-155).

В средневизант. период, но не позднее нач. X в., когда Сида была покинута жителями, на развалинах ранневизант. базилики в порту был построен храм на 4 колоннах, фасады к-рого украшают декоративная кладка opus mixtum, оплетающая фасады лента поребрика, и глухие арки со сложным профилем (Ruggieri V. Appunti sulla continuita urbana di Side, in Panfilia // OCP. 1995. Vol. 61. P. 113-115). Лента поребрика может быть сопоставлена с тем, что станет впосл. декором средневизант. «элладской» школы, таким как в храме Пресв. Богородицы в Скрипу (Беотия, 70-е гг. IX в.), а храм в порту Сиды датирован 2-й пол. IX в. Храм на 4 колонках в Перге (Mansel A. M. Bericht über Ausgrabungen und Untersuchungen in Pamphylien in den Jahren 1957-1972 // ArchAnz. 1975. H. 1. S. 61. Abb. 14; Hellenkemper, Hild. 2004. Bd. 1. S. 370) по технике кладки похож скорее на храмы Ликии: мраморные сполии и вторично использованные камни, выравненные плинфой; боковые апсиды перестроены в полукруглые ниши, не обозначенные снаружи.

Эпохой Комнинов (кон. XI-XII в.) датируется монастырская церковь в Кислечукуру с 3 апсидами (неясно, была ли это базилика или купольный храм; Akyürek E., Tiryaki A., Kzlkayak G. Antalya'nn Doyran ve Aşag karaman Köylerindeki Bizans Mimari Varlg  // Arkeoloji ve Sanat. Istanbul, 2003. T. 112. S. 18-26). Визант. фрески в П. сохранились только в пещерном храме XI-XII вв. в Авданджыке.

К средне- или поздневизант. периоду относятся руины храма Джильварда в Калон-Оросе (Аланье). Это вариант купольного зала, где купол опирается не на пилястры, а на утолщенные боковые стены крайних травей (Özcan H. Alanya Kalesinde üç Bizans kilisesi // Sanat Dergisi: Atatürk Üniversitesi Güzel Sanatlar Fakültesi. 2004. N 5. S. 67-79). Такой вариант данного типа более не встречается в М. Азии, но хорошо известен в Греции и на островах Эгейского м., откуда и попал сюда. Еще один подобный купольный зал - ц. св. Георгия - встроен в эллинистическую башню Арап-Эвлияси в цитадели Калон-Ороса (Ibidem). Там же сохранился триконх с куполом, декорированным снаружи полукруглыми нишами: родство такой редкой декорации с памятниками о-ва Родос заставляет датировать его 2-й пол. XIII в. и считать постройкой, созданной для жены-христианки иконийского султана (Κάππας Μ. Οι σταυροειδείς εγγεγραμμένοι ναοί της μεσαιωνικής πόλης της Ρόδου // Πρακτικά του Διεθνούς Επιστημονικού Συνεδρίου «15 χρόνια έργων αποκατάστασης στη Μεσαιωνική Πόλη της Ρόδου». Αθήνα, 2007. Σ. 341-352; Tekinalp V. M. Palace Churches of the Anatolian Seljuks: Tolerance or Necessity? // BMGS. 2009. Vol. 33. N 2. P. 148-167).

Лит.: Lanckoronski К., Niemann G., Petersen U. E. Städte Pamphyliens und Pisidiens. Prag; W.; Lpz., 1890-1892. 2 Bde; Rott H. Kleinasiatische Denkmäler aus Pisidien, Pamphylien, Kappadokien und Lykien. Lpz., 1908; Ruge W. Pamphylia // Pauly, Wissowa. R. 1. 1949. Bd. 18. Hbd. 3. Sp. 354-407; Flemming B. Landschaftsgeschichte von Pamphylien, Pisidien und Lykien im Spätmittelalter. Wiesbaden, 1964; Alpözen O., Erdemgil S. Pamphylia: An Archaeological Guide. Istanbul, 1977; Ruggieri V., Nethercott F. The Metropolitan City of Syllion and Its Churches // JÖB. 1986. Bd. 36. S. 133-156; Brandt H. Gesellschaft und Wirtschaft Pamphyliens und Pisidiens im Altertum. Bonn, 1992; Foss С. Cities, Fortresses and Villages of Byzantine Asia Minor. Aldershot, 1996; Hellenkemper H., Hild F. Lykien und Pamphylien. W., 2004. 3 Bde. (TIB; 8); Brandt З. Paphylien // RAC. Bd. 26. Sp. 872-899.
А. Ю. Виноградов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КАППАДОКИЯ исторический регион в центральной части М. Азии
  • ПАФЛАГОНИЯ историческая область на севере М. Азии (совр. Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ)
  • АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции
  • АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
  • АНКИРА (Ангора, совр. Анкара), г. в центр. части Анатолийского плоскогорья (совр. Турция)
  • ВИЗИЯ (совр. Визе, Турция), г. во Фракии
  • ГАНГРЫ город в бассейне р. Галис в Анатолии (Турция), историческая обл. Пафлагония
  • ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви
  • ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви
  • КИЛИКИЯ историческая область на границе Юго-Вост. М. Азии и Сев. Сирии (ныне Турция)
  • АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Константинопольской Православной Церкви
  • АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата
  • АМИС город на юж. побережье Чёрного моря, возник в VII в.
  • АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии