ПАНОФСКИЙ
Том LIV, С. 443-445
опубликовано: 1 декабря 2023г.

ПАНОФСКИЙ

[Нем. Panofsky] Эрвин (30.03.1892, Ганновер, Германия - 14.03.1968, Принстон, шт. Нью-Джерси, США), один из самых выдающихся искусствоведов XX в., крупнейший представитель иконологии. Изучал юриспруденцию, затем историю искусства, историю и философию в ун-тах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина, в частности у Генриха Вёльфлина и Адольфа Гольдшмидта. В 1914 г. у Вильгельма Феге защитил диплом по теории искусства А. Дюрера. Во время первой мировой войны добровольцем отправился на фронт, однако был демобилизован по состоянию здоровья. Тема его диссертации (1920) - «Теория искусства Дюрера и ее связь с итальянскими теориями (Леонардо да Винчи)». В 1920 г. приглашен доцентом в ун-т Гамбурга, где в 1926 г. стал ординарным профессором. Докторскую диссертацию посвятил Микеланджело. Сблизился с кругом А. Варбурга, особенно с Ф. Закслем. В кон. 20-х гг. XX в. регулярно выезжал с лекциями в США (был приглашенным профессором в ун-те Нью-Йорка с 1931), куда вынужден был эмигрировать в 1934 г. (вернулся на время в Германию, чтобы принять экзамены у своих дипломников). С 1935 г.- профессор в только что основанном Ин-те перспективных исследований в Принстоне. В звании заслуженного профессора с 1962 г. преподавал в Нью-Йорке - до самой кончины, к-рой предшествовала череда инфарктов.

Э. Панофский. Фотография. 1932 г.Э. Панофский. Фотография. 1932 г.Ранние тексты П. на нем. языке, в частности «Понятие художественного воления» (1920) и «Отношение истории искусства к теории искусства» (1925), посвящены вопросам методологии и демонстрируют прямое влияние Э. Кассирера и его поздненеокантианской «Философии символических форм». В кн. «Idea» (1924) теория и история искусства предстает как взаимодействие концептов «эйдоса» и «эйдолона» (оппозиция введена Кассирером), т. е. идеального содержания и миметической формы.

Соч. ««Меланхолия I» Дюрера. Исследование источников и типов» (совместно с Закслем, 1923) предваряет появление собственного варианта иконологии, ставшего в нек-рой степени неокантианской корректурой и легитимацией взглядов Варбурга с его иррациональным пониманием религ. образности. Метод П. формировался посредством последовательной критики (в ключе неокантианской аксиологии) всей предыдущей искусствоведческой традиции (в лице Г. Вёльфлина и А. Ригля) как в ее формально-стилистическом варианте (стиль - это сочетание не только оптических и исполнительских навыков, но и сознательных или бессознательных решений художника), так и символически-иконографическом (значение в изображении - это содержание ценностного взаимодействия с миром). Стиль как явление сам нуждается в объяснении, и наука истории искусства должна стать «наукой об интерпретации», способной видеть в произведении искусства с помощью по-новому сформулированных «ведущих понятий» творение духа как в потоке исторического становления, так и во вневременной экзистенциальной значимости (поэтому иконология - это часть гуманистической традиции).

Программная работа «Перспектива как символическая форма» (1927) интерпретирует правила пространственных построений (и соответственно композиционных решений) в истории искусства как метафорические способы отношения к миру, где ренессансная центральная перспектива - образ «системного пространства», отличного от «агрегатного», к-рое характерно для античности и средневековья (стало вновь актуальным благодаря неевклидовой геометрии для авангарда XX в.).

Впервые сформулированная П. в 1932 г. («Проблема описания и толкования значения в произведениях изобразительного искусства») и развитая уже в англоязычных текстах («Исследования по иконологии», 1939; «Значение в визуальных искусствах», 1955) иконологическая модель интерпретации основана на понимании произведения искусства как 3-уровневой семантической системы (ее схематическое представление возможно в виде таблицы). Каждому из «слоев значения» соответствуют определенный инструмент (исследовательский навык) и конкретная корректура (эпистемологический контекст-традиция). Первый уровень - это «доиконографическое описание», где художественные формы (цветовые, линейные и телесные паттерны, воспроизводящие тот или иной фрагмент мира) идентифицируются как «мотивы», т. е. «первичные или естественные носители значения». Формальные конфигурации - это узнаваемые объекты, а их отношения - это события, что есть «фактическое значение». Атмосфера, настроение, мимика, жестикуляция и т. д.- это уже «экспрессивное значение». Условия идентифицирующего описания - практический опыт (осведомленность в ситуации) и знание исторических источников (информация об устаревших реалиях). Полный и точный каталог изобразительных мотивов - цель этого этапа и основание для перехода ко 2-му уровню, что есть уже иконографический анализ. Его задача - поставить мотивы и их комбинации (композиции) как носителей уже вторичного (переносного) значения в соответствие с устойчивыми темами и концептами (идеями). Мотивы теперь - уже образы, символы, атрибуты, а композиции - персонификации, аллегории или нарративы. Знание лит. источников - условие успеха на этом уровне, предполагающем как итог четкую формулировку идеи, сознательно или нет введенную в произведение художником. На 3-м уровне (иконологическая интерпретация) предыдущие значения узнаются как символические значимости (ценности), в основе к-рых - базовые принципы существования личности, что связано с более широкими контекстами (национальными, историческими, философскими, религиозными). Произведение искусства теперь уже носитель «документального значения», свидетельствующего о глубинном опыте человека (художника или заказчика) или о духовной симптоматике эпохи. Условие иконологического анализа - «синтетическая интуиция», т. е. «осведомленность в сущностных тенденциях человеческого духа», а результат - открытие и осмысление «собственного значения» произведения (его «содержания»). Субъективное освоение каждого из уровней дополняется корректирующим и объективизирующим принципом. Это соответственно история стиля («усмотрение вида и способа того, как при меняющихся исторических условиях предметы и события выражались посредством форм»), история типов («усмотрение вида и способа того, как при меняющихся исторических условиях выражались определенные темы и представления посредством предметов и событий») и история культурных симптомов или «символов» («усмотрение вида и способа того, как при меняющихся исторических условиях выражались сущностные тенденции человеческого духа посредством определенных тем и представлений»).

Англоязычные книги П.- по преимуществу историческое приложение прежде сформулированных методологических принципов в сочетании с публикациями текстов-источников Леонардо да Винчи (1940), аббата Сугерия (1946) или Галилея (1954). В кн. «Готика и схоластика» (1950) принципы готического формообразования интерпретируются (с позиций гештальт-психологии) как проявление универсального «габитуса» эпохи, будь то архитектурно-проектные паттерны (Виллар де Оннекур) или дискурсивные структуры схоластических сумм (Фома Аквинский).

В «Ранненидерландской живописи...» (1953) феномен «ars nova» (позднеготическое искусство XIV-XV вв. Сев. Европы) описывается как переход средневек. явного сакрального символизма в «скрытый символизм» новой натуралистической изобразительности с иным «ощущением действительности» и иным религ. чувством. Символизму семантическому ставится в соответствие изобразительная метафорика художественного пространства с ее трансформацией от эмпирического иллюзионизма античности (с захватом раннехрист. и визант. искусства) через 2-мерный схематизм романской эпохи к «конструктивистскому» рационализму 3-мерного пространства-вместилища Нового времени.

Труд «Ренессанс и «ренессансы» в западном искусстве» (1960) противопоставляет средневек. циклический интерес к античности подлинному Возрождению XV-XVI вв., когда на античное прошлое стали взирать с «твердого расстояния»,- ситуация открытой тогда же центральной перспективы, предполагающей наличие в промежутке между глазом и предметом «проективной плоскости», обеспечивающей «рациональный взгляд». Эпоха же средневековья, к-рая и «не знала, что она средневековая», не имела целостного и отстраненного восприятия древности и видела в ней лишь доступную «сокровищницу идей и форм».

Совместный с Р. Клибанским и Ф. Закслем труд «Сатурн и Меланхолия. Исследования по истории натурфилософии, религии и искусства» (1964), предваренный исторической конкретикой в «Надгробной скульптуре и изменении ее аспектов от Древнего Египта до Бернини» (1964, совместно с П. Дорой),- итоговый образец искомой интердисциплинарности искусствознания, в сотрудничестве с философией, психологией и филологией в анализе конкретных изобразительных мотивов обретающей свою универсальную концептуальную проблематику (герменевтика пограничных жизненных состояний, характерология и мифология творчества, поэтика текстов об искусстве).

Критики П. обращали внимание на доминирование в его методологии текстуально-логоцентрических установок в ущерб интуитивному пониманию произведения искусства как эстетического феномена со специфическими иррационально-фантазийными формально-исполнительскими аспектами (О. Пэхт, Г. Лютцеллер, Дж. Кублер. Э. Форссман). Модель многослойной структуры объекта знания с преобладанием аллегорически-риторической составляющей вызывала подозрение в переносе подобного символизма на структуру уже научного знания, лишающегося тем самым своей однозначной определенности и объективной научности (Э. Гомбрих). В укор П. ставилось и почти полное отсутствие у него самого анализа 3-го, глубинного уровня значения, коллективно-бессознательный смысл к-рого возможно интерпретировать и в социально-политическом ключе (ср. у П. Бурдье).

Среди самых известных учеников П.- Эдгар Винд, Теодор Хекшер, Луи Гродецки, Миллард Мисс и Ян Белостоцкий.

Соч.: Dürers Kunsttheorie: Vornehmlich in ihrem Verhältnis zur Kunsttheorie der Italiener. B., 1915; Die Gestaltungsprincipien Michelangelos, besonders in ihrem Verhältnis zu denen Raffaels. Hamburg, 1920; Der Begriff des Kunstwollens // Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft. Hamburg, 1920. Bd. 14. S. 321-329; Dürer's «Melancholia I»: Eine quellen- und typengeschichtliche Untersuchungen / Hrsg. F. Saxl. Lpz.; B., 1923; Die deutsche Plastik des 11. bis 13. Jh. Münch., 1924. 2 Bde; Idea: Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der alteren Kunsttheorie. Lpz.; B., 1924 (рус. пер.: Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Пер.: Ю. Н. Попова. СПб., 20022); Die Perspektive als «symbolische Form» // Vorträge der Bibliothek Warburg. Lpz., 1924/1925. S. 258-330 (рус. пер.: Перспектива как «символическая форма» / Пер.: И. В. Хмелевских, Е. Ю. Козина. СПб., 2004); Hercules am Scheidewege und andere antike Bildstoffe in der neueren Kunst. Lpz.; B., 1930; Studies in Iconology: Humanistic Themes in the Art of the Renaissance. N. Y., 1939 (рус. пер.: Этюды по иконологии: Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Пер.: Н. Г. Лебедева, Н. А. Осминская, Д. И. Захарова и др. СПб., 20092); Albrecht Dürer. Princeton, 1943. 2 vol.; Abbot Suger on the Abbey Church of St.-Denis and its Art Treasures. Princeton, 1946; Gothic Architecture and Scholasticism. Latrobe, 1951 (рус. пер.: Готическая архитектура и схоластика / Пер.: Л. Н. Житкова. СПб., 2004); Early Netherlandish Painting: Its Origins and Character. Camb., 1953. 2 vol.; Meaning in the Visual Arts. Garden City (N. Y.), 1955 (рус. пер.: Смысл и толкование изобразительного искусства: Ст. по истории искусства / Пер.: В. В. Симонова. СПб., 1999); Renaissance and Renascences in Western Art. Stockh., 1960. 2 vol. (рус. пер.: Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / Пер.: А. Г. Габричевский; ред.: В. Д. Дажина. СПб., 2006); Tomb Sculpture: Four Lectures on Its Changing Aspects from Ancient Egypt to Bernini. N. Y., 1964; Saturn and Melancholy: Stud. in the History of Natural Philosophy, Religion and Art / Ed. R. Klibansky, F. Saxl. L., 1964; Problems in Titian, Mostly Iconographic. N. Y., 1969; Korrespondenz 1910 bis 1968 / Hrsg. D. Wuttke. Wiesbaden, 2001-2011. 5 Bde.
Лит.: Pächt O. Panofsky's ‘Early Netherlandish Painting' Pt. 1 // The Burlington Magazine. L., 1956. Vol. 98. N 637. P. 110-116; Essays in honor of Erwin Panofsky / [Ed.]. M. Meiss. N. Y., 1961. 2 vol.; Kleinbauer W. E. Modern Perspectives in Western Art History: An Anthology of 20th-Cent. Writings on the Visual Arts. N. Y., 1971; Heidt R. Erwin Panofsky - Kunsttheorie und Einzelwerk. W.; Köln, 1977; Dilly H. Kunstgeschichte als Institution: Stud. zur Geschichte einer Diziplin. Fr./M., 1979; Podro M. The Critical Historians of Art. New Haven, 1982; Holly M. A. Panofsky and the Foundations of Art History. Ithaca, 1984; Bazin G. Histoire de l'histoire de l'art de Vasari à nos jours. P., 1986; Ferretti S. Cassirer, Panofsky, and Warburg: Symbol, Art, and History. New Haven, 1989; Landauer C. Erwin Panofsky and the Renascence of the Renaissance // Renaissance Quarterly. Chicago, 1994. Vol. 47. N 2. P. 255-281; Heckscher W. Erwin Panofsky: A Curriculum Vitae // Panofsky E. Three Essays on Style. Camb., 1995. P. 169-198; Metzler Kunsthistoriker Lexikon: Zweihundert Porträts deutschsprachiger Autoren aus vier Jh. Stuttg., 1999; Wendland U. Biographisches Handbuch deutschsprachiger Kunsthistoriker im Exil: Leben und Werk der unter dem Nationalsozialismus verfolgten und vertriebenen Wissenschaftler. Münch., 1999. Bd. 2; Moxey K. Perspective, Panofsky and the Philosophy of History // Idem. The Practice of Persuasion: Paradox and Power in Art History. Ithaca, 2001. P. 90-102; Thaliath B. Perspektivierung als Modalität der Symbolisierung: Erwin Panofskys Unternehmung zur Ausweitung und Präzisierung des Symbolisierungsprozesses in der Philosophie der Symbolischen Formen von Ernst Cassirer. Würzburg, 2005; Levine E. J. Dreamland of Humanists: Warburg, Cassirer, Panofsky, and the Hamburg School. Chicago, 2013; 16 Klassiker der Kunstgeschichte: Von Ernst Gombrich bis Erwin Panofsky von Hans Belting bis Rosalind Krauss. Bern, 2015; Efal A. Figural Philology: Panofsky and the Science of Things. L., 2016; Michels K. Sokrates in Pöseldorf: Erwin Panofskys Hamburger Jahre. Gött., 2017; Panofsky-Soergel G. Erwin Panofsky von Zehn bis Dreißig und seine jüdischen Wurzeln. Passau, 2017; Wuttke D. Fokus Panofsky: Beitr. zu Leben und Werk von Erwin Panofsky / Hrsg. P. Schöner. Baden-Baden, 2018; Pfisterer U., Teutenberg T. Studieren bei Warburg und Panofsky: Ludwig Heinrich Heydenreich und die Kunstgeschichte der Weimarer Republik. B., 2019.
Прот. Стефан Ванеян
Рубрики
Ключевые слова
См.также