ПАРХАЛИ
Том LIV, С. 665-668
опубликовано: 28 декабря 2023г.

ПАРХАЛИ

Содержание

Монастырь Пархали Фото: Б. КудаваМонастырь Пархали Фото: Б. Кудава [Груз. პარხალი], ставропигиальный муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Ныне находится на территории, окормляемой Ахалцихской и Тао-Кларджетской епархией ГПЦ. Расположен в груз. исторической пров. Имиер-Тао (Юж. Тао), на левом берегу р. Пархалисцкали (Бархал-Чайы) (ныне в дер. Алтыпармак, иль Артвин, Турция). Из всего монастырского комплекса сохранились только кафоликон св. Иоанна Предтечи и на правом берегу Бархал-Чайы - 2 малые зальные церкви (одна из них датируется IX в.).

История

Кафоликон П. возведен между 961 и 973 гг., во время царствования Давида III Магистра (с 978 куропалат; † 1001). Имя зодчего - Теодорит (по др. прочтению, Тдрат (sic!)) - указано в рельефной надписи над юж. окном зап. фасада храма; над сев. окном сохранилась его рельефная фигура с высеченной письмом нусхури надписью: «Христе, помилуй Теодоре!» (Такаишвили. 1952. С. 93; КГН. 1980. Т. 1. С. 305-306; Djobadze. 1992. S. 184). К 973 г. здесь уже действовал мон-рь. Первым настоятелем был «истинный пастырь и благодетельный св. отец Евфимий». При нем П. «и всему причту пархальскому» было преподнесено Пархальское I Четвероевангелие (НЦРГ. A 1453, 973 г.), переписанное для П. в мон-ре Шатберди (см. в ст. Пархальские Четвероевангелия). В приписках к Четвероевангелию содержатся сведения о том, что о П. заботились также груз. царь Баграт II Регвени (959-994) и эристав эриставов Кларджети Сумбат III († 988) (Такаишвили. 1909. С. 144-147; Он же. 1952. С. 94-95). Имена следующих настоятелей и нек-рых деятелей мон-ря содержатся в колофонах рукописей и надписях П. В нише сев.-вост. пилона, где находилось место настоятеля, сохранялось изображение ктитора с надписью «Христе Боже, помилуй пархальского настоятеля Авраама» (Такаишвили. 1952. С. 99). Наиболее примечательной является надпись на 6-й и 7-й арках верхнего яруса юж. фасада, выполненная красной краской, в к-рой упомянуты «патриарх Грузии и всего Востока Иованн», украсивший построенную куропалатом Давидом III «часдударай» (груз. ჩასდუდარაჲ; Н. Я. Марр считал это слово по происхождению мегрело-чанским и переводил как «аркатура»; однако груз. лингвисты К. Данелия и З. Сарджвеладзе поставили этимологию Марра под сомнение), а также настоятели П. Георгий Гагуели (по прочтению прав. Евфимия Такаишвили - Георгий Гогели, сподвижник Иованна и младший настоятель мон-ря (по мнению Такаишвили, в П. было 2 настоятеля)) и Иоанн (Такаишвили. 1952. С. 95; Силогава. 2006. С. 234). Такаишвили датировал надпись кон. XV в.; однако на основе палеографических и языковых данных совр. ученые относят ее к кон. X в. (Данелия, Сарджвеладзе, В. Силогава) или к 1-й пол. XI в. (Г. Отхмезури). Возможно, об этом же Иоанне идет речь в надписи в интерьере храма на правой стороне алтаря («Я, убогий отец Иоанн, окончил...» (вероятно, роспись храма.- Авт.)). Патриарха Иованна отождествляют с католикосами-патриархами всей Грузии свт. Иоанном IV Окропири (ок. 980-1001) (Силогава) или Иоанном V Окропири (1033-1049) (Отхмезури, М. Сургуладзе). Произведенная Такаишвили идентификация Иованна с католикосом-патриархом Вост. Грузии Иоанном VIII (1505-1509) не подтверждается. На арках сохранились имена архидиак. Иоанна, пещерника Комийского и Пархальского, каменщиков Сихарула и Георгия, моурави (управляющего) и кузнеца Миндиа, а также Шанипхе Кочемая и Циткаламы (?) (Такаишвили. 1952. С. 97). Не позднее 1-й пол. XI в. П. получил статус ставропигиального мон-ря, а Пархальское ущелье вошло во владения мцхетского кафедрального собора Светицховели. Считается, что в XI-XII вв. произошло формирование земельных владений мон-ря. П. и «подвластная ему земля», т. е. Пархальское ущелье, упоминаются в довольно поздних груз. документах «Перечень владений и паствы Светицховели в Самцхе» (ок. 1516) и «Список владений мцхетского собора» (1-я пол. XVI в.) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 242; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 55, 196).

П. с основания стал значительным центром груз. культуры. В кон. X - нач. XI в. Гавриил Патараи при участии Гавриила Ласкавели, Гавриила Хоргай и Иоанна Гацуетили переписал Пархальское II Четвероевангелие (НЦРГ. S 4927. Л. 133, 140) и Пархальский Многоглав (НЦРГ. A 95. Л. 590 об.- 591). Братия П. поддерживала тесные связи с др. культурными центрами Тао-Кларджети, расположенными, в частности, в монастырях Отхтаэклесиа, Шатберди, Ишхани. Для хозяйственных нужд П. и его окрестностей в скале был проведен водопровод длиной в неск. километров, сооружение к-рого местное предание приписывало царице Грузии св. Тамаре (1184-1207/13).

Иногда П. управлял архиерей. В сильно испорченной 17-строчной фресковой надписи в алтаре, выполненной письмом мхедрули, упомянут настоятель мон-ря архиеп. Савва, к-рый по приказу католикоса Грузии Николая (Дасабадришвили или Сабадришвили) посетил мон-рь, чтобы урегулировать вопрос об усыпальнице мон-ря. Из надписи можно понять, что архиеп. Савва принадлежал к знатному роду, а его резиденция находилась далеко от П. Католикоса Николая отождествляют с католикосом-патриархом всей Грузии Николаем II, к-рый ок. 1246 г. ездил к монголам в Каракорум и привез оттуда ярлык об освобождении ГПЦ и груз. духовенства от всех гос. повинностей (Такаишвили. 1952. С. 99). Визит еп. Саввы совпал с т. н. бесцарствием, когда «страна царская, престол и Мцхета и прилегающие к ней земли и монастыри не были ни под чьей защитой, ибо знать страны сей пеклась лишь о собственных владениях» и даже посягала на церковное имущество (Столетняя летопись. 2008. С. 359). Возможно, визит архиеп. Саввы был связан со стремлением уберечь П. от притязаний местной знати на монастырскую усыпальницу.

С нач. XV в. атабаги Самцхе, стремясь к независимости от царской власти, стали подстрекать архиереев Самцхе-Саатабаго отложиться от Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ. В нач. XVI в. атабаг Мзечабук Джакели (1500-1516) отделил от мцхетского престола архиереев Месхети, а ставропигиальные мон-ри, в т. ч. П., подчинил их юрисдикции. Однако его преемники Манучар I (1516-1518) и атабаг-амирспасалар Кваркваре III (1518-1535) подтвердили владения католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) в Самцхе-Саатабаго; мон-ри П., Вардзия и Ошки вновь перешли под власть Патриаршего престола (Какабадзе. 1967. С. 235, 339; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 55-56, 59-60, 70-71, 193-196).

После тур. завоеваний (2-я пол. XVI в.) население Пархальского ущелья исламизировалось. До кон. XIX в. 5 семейств в окрестностях П. открыто, а 80 - тайно исповедовали христианство. Христ. община имела священника (сан переходил по наследству членам рода Гебрадзе), к-рого рукополагали в Ахалцихе (Казбек. 1876. С. 124). К нач. XX в. жители Пархальского ущелья еще сохраняли груз. язык, но в с. Пархали его понимали уже только старики. Тур. власти превратили П. и его окрестности в вакуф эрзерумской мечети (Там же. С. 119; Такаишвили. 1952. С. 90). Храм П. посещали только паломники, в т. ч. армяне, оставившие надписи на его стенах (Казбек. 1876. С. 121). Особый ущерб П. нанесли слухи о сокровищах, спрятанных под мраморными столбами и в стенах церкви. В надежде отыскать клад местные жители и приезжие лазы совершали подкопы под столбы и выкапывали облицовочные камни (так исчезли камни с надписью на вост. фасаде церкви) (Description de l'ancienne Géorgie Turke. 1834. P. 473-474; Казбек. 1876. С. 122; Такаишвили. 1952. С. 90-91). Переоборудование здания храма в мечеть во 2-й пол. XIX в., несмотря на произведенные разрушения здания (разломано архиерейское место в алтаре, пробиты стена и потолок диаконника в верхнем ярусе; зап. придел превращен в сеновал и стойло) и пропажу святынь, сохранило здание в целом. По пятницам во дворе мечети устраивалась традиц. ярмарка, на к-рую, как и в древности, когда существовали тесные экономические связи между Тао и Лазети, приходили лазы (Такаишвили. 1952. С. 90-91). В 2016 г. по решению тур. правительства начались реставрационные работы (в качестве консультантов были приглашены груз. специалисты). Территория вокруг церкви и интерьер были расчищены от мусора и насыпи, раскрыта живопись, выявлены неск. антефиксовых плит, подобных плитам в Хахули и др. церквах Тао-Кларджети.

Г. Чеишвили

Архитектура

Монастырь Пархали. Рисунок из кн.: Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. Табл. IIМонастырь Пархали. Рисунок из кн.: Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. Табл. II При обустройстве монастырского комплекса вокруг кафоликона во имя св. Иоанна Предтечи выровняли крутой склон и для опоры сев. склона сложили стены из крупных камней. В XX в. еще существовала каменная стена, огораживавшая территорию П. (Казбек. 1876. С. 122; Такаишвили. 1952. С. 91).

Кафоликон представляет собой базилику больших размеров (30×18×21 м), схожую с кафоликоном монастыря Отхтаэклесиа (Такаишвили. 1952. С. 82-86; Беридзе. 1981. С. 47-48). Церковь возведена на 2-ступенчатом цоколе, сложена из хорошо тесанных каменных квадров желтоватого цвета, скрепленных раствором. Кладка как в интерьере, так и снаружи безупречна. Первоначально здание было покрыто черепицей, позднее - лещадным камнем. Узкое и высокое внутреннее пространство церкви посредством 4 парных крестовых опор делится на 3 нефа. Вост. апсида, изнутри полукруглая, увенчана высокой конхой; по ее сторонам расположены два 2-этажных помещения, нижние комнаты к-рых разделены на 2 части. Интервал между опорами неравный. Различны также высота арок и уровень карнизов. Над опорами крестообразной формы с 4 сторон перекинуты арки, на них основаны межнефные разделительные стены, цилиндрические своды центральных и боковых нефов. В поперечные стены вставлены полуколонны, над ними перекинуты глухие арки, создающие непохожий на опоры ритм. С запада в центральном нефе находятся хоры. Широкая открытая площадка 3 арочными проемами опирается на колонны. На площадке не сохранились перила, гнезда для железных конструкций заметны на поперечных стенах. Подъем на хоры был с сев. нефа. Подобные хоры имеют церкви Отхтаэклесиа и Ошки.

Алтарь расположен на возвышении и включает пространство между первыми опорными парами. Вдоль апсиды идет крученый карниз, не видна передняя лестница двери подъема. На 2-м этаже пастофориев находится по одной квадратной комнате, которые в интерьере открываются парными арочными проемами. В стенах пастофориев с обеих сторон оборудованы парные ниши для икон, часто встречающиеся в храмах Тао-Кларджети (Урта, Чала, Хахули, Отхтаэклесиа и др.) (Djobadze. 1992. P. 143, 164; Giviashvili, Koplatadze. 2004. Р. 95). В крестообразных нишах перед алтарем в вост. части помещены 2 довольно глубокие ниши для престола, к-рые также представлены в храмах этого периода в Тао (Ошки, Хахули, Ишхани) (Djobadze. 1992. P. 186; Skhirtladze. 2009. Ill. 219-222). Такаишвили считал, что в этих нишах во время богослужений находился настоятель мон-ря или епископ (Такаишвили. 1952. С. 69); по мнению В. Джобадзе,- представители правящего дома Багратиони (Djobadze. 1992. P. 98, 100, 188). Нишу в алтаре под большим окном можно трактовать как паланкин для настоятеля (подобный есть в Хахули) (Ibid. P. 165, 188). На сводчатом потолке центрального нефа в 3 ряда закреплены железные крюки для паникадил и лампад.

В церкви 3 входа (северный, южный и западный). К зап. фасаду пристроено продолговатое помещение (неровная кладка, грубо точенный камень), не связанное с внешним двором. Е. Такаишвили упоминает его как притвор (Такаишвили. 1952. С. 93) или как часовню-склеп (Он же. 1960. С. 86), однако в результате раскопок 2018 г. в помещении были выявлены остатки 7 квеври (крупные керамические сосуды для вина), что указывает на использование этого помещения в качестве кладовой для хранения вина для Евхаристии. Портал юж. входа разрушен (Он же. 1952. Ил. 137.2).

Внешние массы по конструкции и ритмике соответствуют внутреннему пространству. Все фасады, как и в Отхтаэклесиа, украшены непрерывным рядом арок и ниш. На восточном и западном фасадах по 7 арок: центральная, наиболее высокая, достигает края фронтона, др. арки расположены в пирамидальной последовательности. Число арок и ниш на северном и южном фасадах на верхних и нижних ярусах неравное: внизу их 10, наверху - 12. Церковь хорошо освещается окнами. Распределение окон на нижнем уровне соответствует фасадному ритму, на верхнем - ритму интерьера. На вост. фасаде алтарь освещается одним большим окном. Круглое окно, к-рое находилось в конхе, позднее было заложено (предположительно перед выполнением росписи).

Рельеф

Рельефы кафоликона мон-ря Пархали. Ангел Фото: Icon Dexter from Brooklin/Wikimedia Commons Крест Фото: Б. КудаваРельефы кафоликона мон-ря Пархали. Ангел Фото: Icon Dexter from Brooklin/Wikimedia Commons Крест Фото: Б. КудаваЦерковь П. украшают растительные и геометрические орнаменты и неск. фигурных изображений; они высечены в низком рельефе и воспринимаются только с близкого расстояния (Такаишвили. 1952. С. 93-94. Ил. 141-143; Khundadze. 2018. P. 122. Ill. 357-361). В интерьере украшены иконные и престольные ниши. В капители юж. престольной ниши включены фигуры ангелов и прп. Симеона Столпника. Арки ниш покрыты растительным и геометрическим сеченым орнаментом. На сев. косяках большого вост. окна в нижней части высечено монументальное изображение Голгофского креста, к-рое было полностью покрыто красной киноварью. Позднее, при росписи церкви, косяки были замазаны, затем, во время устройства здесь мечети, покрыты побелкой - т. о. рельеф был скрыт (обнаружен в 2016).

Рельефы кафоликона мон-ря Пархали. Ан-гел Фото: Icon Dexter from Brooklin/Wikimedia Commons Крест Фото: Б. КудаваРельефы кафоликона мон-ря Пархали. Ан-гел Фото: Icon Dexter from Brooklin/Wikimedia Commons Крест Фото: Б. КудаваБолее обильно украшены фасады. Рельефы сконцентрированы вокруг оконных отверстий; сеченые и плетеные кресты и розочки рассыпаны по фасадам. Слева от юж. входа высечена пара львов - скульптура малых размеров, без обрамления. Рельефные плиты, вставленные над окнами южного и северного фасадов, содержат изображения зверей и птиц (львы, павлины и др.). Над окном вост. фасада размещена бровка больших размеров, покрытая крупнопрофильным геометрическим орнаментом. Пространство между навершием окна и бровкой заполнено радиально уложенными камнями. Над зап. большим окном помещен тонкий наличник. В обрамлении надоконной плиты нижней части зап. фасада, представляющем собой радиально раскрытые лучи, традиционно для Тао-Кларджети раскрашенные в красный и синий цвета, с одной стороны расположен Голгофский крест, с другой - миниатюрное изображение человека (единственное на фасадах П.), снабженное надписью «Христе, помилуй Т(еодор)е» (Djobadze. 1992. Р. 184. Ill. 254).

Роспись

Живопись, очевидно, была осуществлена в скором времени после завершения строительства, ок. 973 г. (Skhirtladze. 2009. P. 213). Роспись долгое время была скрыта под слоем побелки и масляной краски лазурного цвета, во время реставрации 2016-2019 гг. интерьер церкви расчистили и выявили остатки живописи.

Основные темы росписи можно установить на основе краткого описания Г. Н. Казбека (Казбек. 1876. С. 121) и фотографий, снятых в 1917 г. экспедицией Такаишвили (Такаишвили. 1952. Ил. 144) и Н. Л. Окуневым (Окунев. 1917. С. 1435-1438; Zakharova, Mal'tseva. 2017. P. 679-790). Программа росписи с небольшими изменениями аналогична росписи Отхтаэклесиа. Живопись в алтаре и конхе делится на 5 регистров. В конхе был изображен Христос во славе, ниже помещен апостольский ряд с образом Божией Матери «Оранта» по центру и фланкированный, очевидно, изображениями архангелов; ниже располагался пророческий ряд. Следующие 2 регистра были отведены под праздничный цикл: можно идентифицировать сцены «Благовещение Пресв. Богородицы», «Встреча Марии с Елисаветой», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение Лазаря», сцены Страстного цикла «Тайная вечеря», «Распятие Господне» и «Снятие с Креста». В алтарном окне была помещена полуфигура в медальоне, представляющая Св. Сион - аллегорическое изображение Матери-Церкви, персонификацию Иерусалима; по сторонам - прав. Моисей, получающий скрижали, и прав. Мелхиседек перед алтарем. Аналогичная композиция находится в Отхтаэклесиа (Zakharova, Mal'tseva. 2017. P. 684-785. Ill. 153). На сев.-вост. столбе находится поврежденная фреска; Такаишвили по пояснительной надписи определил, что здесь был изображен настоятель мон-ря (Такаишвили. 1952. С. 99). Хотя иконография П. и Отхтаэклесиа остается уникальным явлением для груз. средневек. фресковой живописи, мн. детали указывают на связь как с визант. живописью Каппадокии, так и с груз. традициями, особенно с живописью храмов Сванети и мон-рей пуст. Гареджи (Skhirtladze. 2009. P. 368-369; Zakharova, Mal'tseva. 2017. P. 681-686).

И. Гивиашвили
Ист.: Description de l'ancienne Géorgie Turke, comprenant le pachalik d'Akhaltzikhé et le Gouria / Trad. de l'arménien du docteur Indjidjian, par M. Brosset // Nouveau J. Asiatique. P., 1834. Vol. 13. P. 458-487; Казбек Г. Н. Три месяца в Турецкой Грузии // Зап. Кавк. отдела Имп. РГО. 1876. Кн. 10. Вып. 1. С. 1-140; Окунев Н. Л. Предварительный отчет приват-доцента Петроградского ун-та Н. Л. Окунева о командировке летом 1917 г. на Кавказский фронт для охраны пам-ков древности и культуры // Изв. РАН. СПб., 1917. Т. 11. Вып. 17. С. 1435-1438; Такаишвили Е. Археол. экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тб., 1952; То же / Ред.: А. Шанидзе. Тб., 1960 (на груз. яз.); Какабадзе С. Груз. док-ты Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Корпус груз. ист. док-тов / Сост.: М. Сургуладзе, Т. Абашидзе. Тб., 2016. Т. 4: Груз. ист. док-ты XVI в. (на груз. яз.).
Лит.: Марр Н. Я. Некоторые архитектурные термины, означающие «свод» и «арка» // Он же. Избр. работы. 1934. Т. 3. С. 199-218; Беридзе В. Место памятников Тао-Кларджети в истории груз. архитектуры. Тб., 1981; Закарая П. Зодчество Тао-Кларджети. Тб., 1990; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet‘i and Šavšet‘i. Stuttg., 1992; Giviashvili I., Koplatadze I. Tao-Klarjeti. Tbilisi, 2004; Силогава В. Патриарх в Грузии в X в.: Пархальская надпись // Он же. Ошки. Тб., 2006. С. 231-242 (на груз. яз.); Столетняя летопись // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 331-413; Skhirtladze Z. The Frescos of Otkhta Eklesia. Tbilisi, 2009; Отхмезури Г. «Патриарх Картли и всего Востока»: Пархальская надпись // Междунар. конф. Тао-Кларджети: Мат-лы. Тб., 2010. С. 271-279 (на груз. яз.); Сургуладзе М. Титул католикоса-патриарха Картли // Там же. С. 293-305 (на груз. яз.); Zakharova A., Mal'tseva S. The Materials of Nikolai Okunev's Expedition of 1917 on the Wall Paintings of Parkhali // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. ст. СПб., 2017. Вып. 7. С. 679-688; Khundadze T. 10th Cent. Architectural Sculpture // Medieval Georgian Sculpture. Tbilisi, 2018. P. 108-189.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
  • АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
  • АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
  • ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия