ПАЛЛАДИЙ
Том LIV, С. 320-327
опубликовано: 17 ноября 2023г.

ПАЛЛАДИЙ

(Писарев-Раев Павел Иванович; 20.06.1827, с. Пешелань Арзамасского у. Нижегородской губ.- 5.12.1898, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Ладожский, первый с этим титулом. Сын свящ. Иоанна Писарева, позднее служившего в с. Ивановском Арзамасского у., с чем связано встречающееся ошибочное указание места рождения митрополита. Рано лишился отца. В Нижегородском ДУ получил фамилию Раев. Окончил Нижегородскую ДС (1848) и Казанскую ДА (1852); магистр богословия (утвержден 8 окт. 1853 за соч. «Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства»). С 21 окт. 1852 г. профессор логики и психологии Нижегородской ДС. С 22 янв. 1855 по 13 авг. 1858 г. преподавал также татар. язык, в 1855/56 уч. г. был библиотекарем семинарии. Женился на дочери ключаря нижегородского кафедрального собора прот. Иоанна Покровского (в монашестве с 1859 - архим. Иоаким; † 28 окт. 1878). Продолжил преподавать в семинарии и после рукоположения 15 авг. 1856 г. во священника к Покровской ц. Н. Новгорода. Овдовев, в сент. 1860 г. подал прошение о постриге «с оставлением в должности наставника семинарии»; 15 янв. 1861 г. пострижен в монашество епископом Нижегородским Нектарием (Надеждиным). С 22 дек. 1860 г. исполнял должность инспектора Нижегородской ДС; утвержден в должности 15 марта 1861 г. Возведен в сан архимандрита 18 февр. 1862 г. С 28 авг. 1863 г. инспектор, а с 21 дек. 1864 г. ректор СПбДС. С 19 янв. 1865 г. член С.-Петербургской духовной консистории и с 23 февр. помощник главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях столицы.

Палладий (Писарев-Раев), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Фотография. 90-е гг. XIX в.Палладий (Писарев-Раев), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Фотография. 90-е гг. XIX в.12 дек. 1866 г. П. был утвержден епископом Ладожским, 1-м викарием С.-Петербургской епархии; хиротонисан 18 дек. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры (с участием митрополита Месопотамского Макария (Шаммана), проживавшего в 1866-1867 гг. в С.-Петербурге). Главный наблюдатель за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях столицы, председатель Комитета по улучшению быта епархиального духовенства и Комиссии, рассматривавшей проект об учреждении епархиальных общин сестер милосердия. В 1866-1869 гг. П. приводил к присяге «сердобольных сестер» С.-Петербургского вдовьего дома. Освятил храмы: 27 сент. 1867 г.- свт. Митрофана Воронежского при Покровской общине сестер милосердия в С.-Петербурге, начальницей которой была игум. Митрофания (Розен); 19 нояб. 1867 г.- прп. Макария Египетского в Горном ин-те. Возглавил празднование 50-летия освящения Андреевского собора Кронштадта (26 авг. 1867). Летом 1867 г. проводил ревизию СПбДА.

В июле 1869 г., после увольнения на покой архиепископа Олонецкого и Петрозаводского Аркадия (Фёдорова), П. был командирован по Высочайшему повелению в Петрозаводск и Вытегру. 22 июля 1869 г. в Вытегре заложил Сретенский храм.

С 15 июля 1869 г. епископ Вологодский и Великоустюжский. Прибыл в Вологду 1 окт.; направил одного из своих сыновей в Вологодское ДУ, другого - в ДС (старший сын, Н. П. Раев, в 1916 г. станет последним обер-прокурором Синода царской России, младший - Владимир - доктором медицины). П. обеспечил общежитиями все духовные училища епархии, строительство которых осуществилось на изысканные им средства (включая собственные взносы). Трехэтажное здание общежития Вологодского ДУ проектировалось при его личном участии. Благодаря распорядительности П. удалось быстро отремонтировать семинарский корпус, сильно поврежденный при пожаре 5 июня 1872 г. Для помощи нуждающимся своекоштным воспитанникам основал при семинарии ссудную кассу, сделал в нее первый взнос. Учредил «учебно-воспитательный женский приют» при вологодском Горне-Успенском жен. мон-ре, в к-ром стали обучаться дочери местного духовенства. Первоначально приют, принявший всего 10 девушек, располагался в кельях настоятельницы. В связи с большим количеством желающих учиться в 1870-1873 гг. в обители при щедрых пожертвованиях П. был построен отдельный учебный корпус. Заботами епископа в епархии активизировались строительство новых и реконструкция старых храмов. Каждое лето П. совершал дальние поездки по епархии. В июле 1871 г. побывал в Троицкой Ульяновой пуст. Устьсысольского у., находившейся в 1200 верстах от Вологды. (Посещение обители архиереем описано: Арсеньев Ф. А. Ульяновский мон-рь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежит. обитель. М., 1889. С. 79-83). В 1870-1873 гг. постепенно распространил на всю епархию выборное начало при замещении благочиннических должностей.

Первый председатель Вологодского губ. училищного совета (открыт 28 дек. 1869). В 1871 г. благословил закладку Вологодско-Ярославской железной дороги и «положил первую тачку земли», 20 июня 1872 г. совершил благодарственный молебен при ее открытии.

13 июня 1873 г. П. переведен на Тамбовскую кафедру. Граждане Вологды собрали капитал на учреждение в Вологодской ДС стипендии имени П. 1 янв. 1874 г. вологодское купечество через городского голову А. Е. Волкова, направленного в Тамбов, поднесло епископу список иконы «Всемилостивый Спас», «с адресом».

А. К. Галкин

В Тамбове П. прежде всего занялся переустройством семинарского и училищного общежития. В 1875 г. для общежития был куплен дом на ул. Большой (ныне Советская). Попечением П. был начат процесс приобретения нового здания для Шацкого духовного уч-ща и Липецкого духовного уч-ща (см. подробнее: Покровский. 1899). При П. в 1875 г. жен. община г. Козлова (ныне Мичуринск), существовавшая с 1858 г., была преобразована в общежительный мон-рь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. П. инициировал устройство епархиального свечного завода.

В период управления П. была благоустроена Вышенская мужская пуст. (Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь), в к-рой пребывал на покое бывш. епископ Тамбовский свт. Феофан Затворник (Говоров), а настоятелем был архим. Аркадий (Честонов). В 1874 г. в обители началось строительство теплого каменного собора Рождества Христова; возведены 2-этажный корпус для больных насельников и для «неусыпаемого чтения» Псалтири, а вне ограды - 3 странноприимных дома, в т. ч. каменный. По ходатайству архиерея в 1876 г. Синод разрешил принимать в г. Тамбове ежегодно с 1 июля на один месяц чудотворную Вышенскую Казанскую икону Божией Матери (см. Казанская икона Божией Матери) из Вышенской пуст. в память об избавлении в 1871 г. Тамбова и окрестностей от эпидемии азиатской холеры по молитвам жителей перед этим чудотворным образом (Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003. С. 21, 27-32). П. переписывался и лично встречался со свт. Феофаном (Говоровым) (см. письма № 404 от 17 сент. 1876 г. и № 442 от 22 дек. 1885 г. // Феофан Затворник, свт. Собр. писем. М., 1898. Вып. 3).

11 мая 1875 г. П. открыл Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство, организовавшее миссионерскую работу в епархии, стал его главным покровителем. В 1877 г. в Тамбовском жен. епархиальном уч-ще, а затем в Тамбовской семинарии были учреждены стипендии имени П.

9 сент. 1876 г. П. переведен на Рязанскую и Зарайскую кафедру. По его поручению в 1877 г. были составлены описание строений архиерейского дома и их состояния, опись его ризницы (ГАРО. Ф. 960. Оп. 2. Д. 13-13а. Св. 2. 1877 г.; Оп. 2. Д. 64а. Св. 5. 1877 г.; Мелетия (Панкова), Синельникова. Постройки 2014. С. 391-393); велось церковное строительство, в т. ч. в г. Рязани: в Борисо-Глебском храме в 1880 г. «распространены» придельные церкви - северная, свт. Василия Рязанского, и южная, Боголюбской иконы Божией Матери. По прошению борисоглебских прихожан П. исходатайствовал разрешение Синода праздновать день памяти св. Василия, епископа Рязанского, 3 июля и совершать ежегодно 10 июня, «в день памяти перенесения мощей первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в кафедральный собор при участии всего городского духовенства», что было отменено после убийства имп. Александра II Николаевича (Соколов. 1904. С. 29-30); продолжалось благоустроение обителей: Иоанна Богослова апостола мужского монастыря на средства московского купца Д. И. Хлудова; рязанского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря.

По инициативе П. в Рязани была учреждена эмиритальная (т. е. страховая) касса для обеспечения представителей духовенства и членов их семей пенсиями, пособиями и проч. Архиерей основал попечительство о бедных воспитанниках Рязанской ДС. Одним из первых благотворителей стал рязанский помещик А. И. Кошелев, славянофил и публицист, пожертвовавший 1 тыс. р. (ГАРО. Ф. 1280. Оп. 1. Д. 928. 1877 г. Л. 116).

27 февр. 1877 г. на общем собрании Рязанского отделения Православного миссионерского об-ва П. предложил организовать в Рязани миссионерское духовно-просветительное братство свт. Василия Рязанского, чтобы, как сказано в уставе, «удовлетворять духовным нуждам и потребностям православного населения епархии через распространение света христовой веры в среде и между сектантами и раскольниками» (Рязанские ЕВ. 1877. № 18. С. 357). При братстве, открытом архиереем 16 мая того же года, имелось училище для «магометан». Первоначально к делу миссии П. планировал привлекать и мирян, считая, что ответственность за просвещение лежит «на самом христианском обществе», а не является «обязанностью исключительно только духовных лиц». Однако осуществить это намерение не удалось. При братстве действовали епархиальная б-ка, книжный склад, типография с переплетной мастерской, редакция и издательство периодических журналов «Рязанские ЕВ» и «Миссионерский сборник» (по инициативе П. издавался с 1880) - один из старейших миссионерских журналов России. Тогда же П. выступил с инициативой создания при братстве учреждения для хранения памятников церковной истории. Определением от 20 дек. 1878 - 9 янв. 1879 г. Синод разрешил открытие Рязанского древлехранилища. Члены братства вели активную работу по его организации, сбору рукописей и старопечатных книг, грамот, фотографий, рисунков памятников церковной архитектуры.

При Рязанской ДС архиерей организовал публичные чтения и собеседования как средство «ослабления раскола, а также образования верующих». Подготовку и проведение чтений П. поручил ректору семинарии прот. В. И. Гаретовскому.

П. ходатайствовал перед Синодом о преобразовании Рязанского духовного сиротовоспитательного жен. приюта в епархиальное жен. духовное уч-ще (РЕЖДУ). 8 сент. 1877 г. ходатайство было удовлетворено, училище стало 3-классным. В 1878 г. по инициативе П. на июньском епархиальном съезде представители духовенства приняли решение о возведении для РЕЖДУ нового каменного здания и выделили средства на приобретение усадьбы под строительство. Вскоре была создана особая комиссия, купившая за 30 тыс. р. усадьбу надворного советника И. М. Кедрова на ул. Владимирской (ныне ул. Свободы). Первоначально предполагали приспособить под учебное заведение имеющиеся постройки усадьбы, а к строительству нового здания РЕЖДУ приступить через 20 лет. П. благословил учредить Совет по строительству уч-ща и утвердил его председателем свящ. Феофилакта Антоновича Орлова, клирика кафедрального собора. Орлов обратился к П. с проектом «незамедлительной» постройки нового каменного здания уч-ща, предложил начать сбор пожертвований, обратившись за материальной поддержкой в т. ч. и к выпускникам Рязанской ДС, и получил от архиерея благословение. Благодаря активной деятельности о. Феофилакта строительство корпуса началось уже в 1879 г., 24 июня П. совершил при его закладке чин освящения. В 1879-1881 гг. «Рязанские ЕВ» опубликовали более 1 тыс. фамилий с указанием пожертвованных сумм; всего на строительство пожертвовали 45 тыс. р. Строительство РЕЖДУ удалось завершить к кон. сент. 1881 г., 1 окт. училище было переведено в новое здание (к 2019 в нем размещается Рязанский ГУ). По благословению П. в новом здании «в выступающем центральном ризалите, над парадным крыльцом» была устроена домовая Покровская ц. с 5-ярусным иконостасом работы рязанского художника-иконописца Николая Васильевича Шумова. 22 окт. 1881 г. по благословению П. епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Августин (Гуляницкий) освятил храм и все здание (Лучинский А. Мат-лы для истории Рязанского епархиального жен. училища // Рязанские ЕВ. Неофиц. отд. 1909. № 4. С. 151).

С именем П. связан новый этап деятельности Рязанского церковноисторического комитета, к-рая к сер. 1860-х гг. почти прекратилась. В сент. 1879 г. архиерей распорядился возобновить работу комитета.

В период русско-тур. войны (1877-1878) П. через храмы и мон-ри епархии инициировал сбор денежных пожертвований, теплых вещей и белья для воинов. В 1878 г. было опубликовано предложение, поданное П. в Рязанскую консисторию, о сборе пожертвований на приобретение морских судов добровольного флота России (см.: Рязанские ЕВ. 1878. Приб. № 10. С. 165-167). 25 июня 1882 г. в Москве скоропостижно скончался военачальник, генерал от инфантерии М. Д. Скобелев. Погребение генерала по его завещанию состоялось в родовом имении Скобелевых Заборове в с. Спасском Ряжского у. Рязанской губ., на территории Рязанской епархии. П. в числе мн. высших церковных иерархов участвовал в совершении чина отпевания и погребения генерала.

В Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике находится портрет архиепископа работы художника-иконописца Н. В. Шумова (?), выпускника Имп. Академии художеств (холст, масло. 90×71 см. 2-я пол. ХIХ в. РИАМЗ. КП-16602).

Мон. Мелетия (Панкова)

28 апр. 1879 г. П. был вызван в столицу для присутствия в Синоде, где оставался до 15 сент. 1882 г. Возведен в сан архиепископа 12 апр. 1881 г. в С.-Петербурге и 21 авг. 1882 г. назначен на Казанскую кафедру, прибыл в епархию 13 дек. К этому времени Казань уже два с половиной года, после отъезда в мае 1880 г. архиепископа Сергия (Ляпидевского), оставалась без правящего архиерея, руководство до апр. 1882 г. осуществлял викарный еп. Павел (Вильчинский; Ɨ 1908). П. стал первым Казанским архипастырем из выпускников Казанской ДА.

15 мая 1883 г. П. принимал участие в торжествах коронования имп. Александра III Александровича и имп. Марии Феодоровны.

На Казанской кафедре состоял попечителем миссионерского братства свт. Гурия, членом попечительства при семинарской Иоанно-Богословской ц. для оказания пособия беднейшим воспитанникам и др.

По ходатайству П. Синод выделил крупные суммы на семинарское строительство. Работы начались в 1887 г. и завершились через 2 года. Фасады главного корпуса и флигелей, выходящих на Сибирский тракт (ныне ул. Н. Ершова), остались прежними, но масштабные пристройки увеличили площадь академических корпусов более чем вдвое. При П. были созданы 3 благотворительных «Общества вспомоществования недостаточным учащимся» - при Казанской ДА, семинарии и духовном училище.

В 1884 г. по инициативе обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева по всей стране стали открываться церковноприходские школы. К сер. 1885 г. в Казанской епархии действовали 176 церковноприходских школ. В том же году П. созвал в Казани съезд архиереев Поволжья и Урала, посвященный школьному вопросу. Он учредил при Казанской ДС образцовую церковноприходскую школу, в к-рой все семинаристы проходили практику. П. был против политики Победоносцева, направленной на уменьшение роли земств в школьном образовании. В Казанской епархии сложились добрые отношения между земствами и епархиальным училищным советом, земские школы не закрывали и не передавали Церкви. Будучи учеником Н. И. Ильминского, архиерей поддерживал его педагогическую и миссионерскую систему. 15 янв. 1883 г. он своим указом разрешил совершать богослужения на инородческих языках без всяких ограничений. Во вновь создаваемые церковноприходские школы в инородческих деревнях назначали учителей соответствующих национальностей, занятия велись на родных языках, хотя во мн. соседних епархиях местные училищные советы требовали обучать детей только на рус. языке. Съезд архиереев 1885 г. по настоянию П. одобрил обучение на родных языках, что имело большое значение для распространения системы Ильминского и в церковноприходских, и в земских школах (Липаков. 2007. С. 252-253).

П. осуществлял поездки по епархии 2-3 раза в год, чаще всего он посещал инородческие приходы. Каждый год П. по неск. дней находился в Черемисском во имя архангела Михаила мужском монастыре. Монастырям он уделял большое внимание. В 1886 г. по благословению П. была открыта Черемисская жен. богадельня, впосл. царёвококшайский Богородице-Сергиевский женский монастырь. Благодаря содействию П. в казанском Богородицком мужском монастыре был построен большой корпус с домовой Крестовоздвиженской ц. (1882-1887). Др. строительную инициативу П. казанское общество восприняло неоднозначно. Сооруженный в сер. XVII в. собор казанского во имя святого Иоанна Предтечи мужского монастыря с завершением в виде 3 шатров пришел в ветхое состояние и архиепископ решил снести этот храм и построить новый, что вызвало протесты архитекторов и профессоров, требовавших сохранить памятник архитектуры (Остроумов В. П. Казань: Очерки по истории города и архитектуры. Каз., 1978. С. 52-53). Новый собор (1886-1894; архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), возведенный в рус. стиле, стал просторнее прежнего и сохранил главные композиционные особенности своего предшественника.

Д. Б. К.

29 сент. 1887 г. П. назначен экзархом Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. 17 нояб. он въехал в Грузию, к вечеру был в мцхетском кафедральном соборе Светицховели, где его встретили епископ Алавердский Виссарион (Дадиани), столичные клирики и местный причт. На следующий день утром П. прибыл в Сиони, нового экзарха встречали епископы Горийский свт. Александр (Окропиридзе) и Алавердский Виссарион (Дадиани), духовенство города, предводитель дворянства Тифлисской губернии кн. И. К. Багратион-Мухранский (Мцкемси (Пастырь): Ж. Тифлис, 1887. № 25. С. 3-4 (на груз. яз.)).

Прежде всего П. стремился исправить натянутые отношения, сложившиеся между груз. общественностью и его предшественником архиеп. Павлом (Лебедевым): по замечанию преподавателя Тифлисской ДС И. Гортинского, «в Грузинском Экзархате в то время бушевали страсти, и население было очень возбуждено против бывшего экзарха». П. довольно быстро расположил к себе как мирян, так и духовенство, проявив «благотворное влияние, такт, сердечное отношение» (Гортинский. 1892. С. 65). Во время свирепствовавшей в то время эпидемии холеры он личным примером ободрял паству. Экзарх охотно общался с представителями груз. интеллигенции и с паствой, совершал архипастырские поездки. Так, 27 июля 1888 г. П. выехал в Хеви, где осмотрел ц. вмч. Георгия и церковноприходскую школу, затем церкви в Коби и Степанцминде, где беседовал с известным груз. писателем А. Казбеги о вероисповедании местного населения (Иверия: Газ. Тифлис. 1888. № 168. С. 1-2 (на груз. яз.)). Осенью 1888 г. по Закавказью вместе со своим двором путешествовал имп. Александр III Александрович. 28 сент. имп. кортеж прибыл в Тифлис, П. встретил царя в тифлисском Сиони и в своей речи назвал Грузию «драгоценной жемчужиной на российской царской короне». 25 дек. император пожаловал П. бриллиантовый крест для ношения на клобуке (Гортинский. 1892. С. 56; Могзаури (Путник): Ж. Тифлис, 1901. № 5. С. 479-481 (на груз. яз.)).

По инициативе грузинских ученых Д. З. Бакрадзе, прав. Евфимия Такаишвили, Ф. Жордании и при содействии П. в 1888 г. в Тифлисе был открыт Церковный музей, ставший древлехранилищем груз. рукописей и предметов церковного искусства (подробнее см. в ст. Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе). При П. усилилась миссионерская деятельность «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», председателем которого он стал: были учреждены 4 новые миссионерские должности; открыт миссионерский отдел в Гурийско-Мингрельской епархии; обновлены многие древнегруз. монастыри и храмы, находившиеся в плохом состоянии (Светицховели, Бодбе, Тбилисский Сиони, Никози, Самтависи, Кацарети, Сапара, Успенский собор в Телави, церкви в Курмухи, Цунари, Местиа, Тигви, Нузале, Супи и др.); разработаны проекты реорганизации Владикавказской жен. школы (привлечение к обучению природных осетинок, а не дочерей местного рус. священства) и организации в Сухуме (Абхазия) ДУ по образцу Александровского Ардонского ДУ в Сев. Осетии; открыты новые приходы в Шида-Картли (Юж. Осетия) и Эриванской губ. 4 июня 1888 г. в с. Салугардон в Сев. Осетии состоялся съезд учителей школ общества. Во время управления П. Экзархатом число церковноприходских школ в Карталино-Кахетинской епархии выросло с 20 до 100, по его ходатайству средства на их содержание (9900 р. ежегодно) стало отчислять губ. земство. В Тифлисе в р-не Пески, где компактно проживали сектанты, был устроен правосл. молитвенный дом с церковной школой; в апр. 1892 г. дом был освящен как ц. Покрова Пресв. Богородицы (названа 1-й миссионерской). В тот же период в Тифлисе на Андреевской пл. была устроена 2-я миссионерская церковь (Гортинский. 1892. С. 52-56, 65). П. основал ж. «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (1890), где помимо офиц. хроники публиковали статьи, посвященные истории Грузии и Грузинской Православной Церкви. По ходатайству П. в 1890 г. в Тифлисской ДС впервые было введено изучение истории Грузинской Церкви (в 4-м и 5-м классах). Современники также отмечали, что П. был ценителем церковного пения. 18 дек. 1891 г. в Тифлисе пышно отмечали 25-летие его епископского служения (ДВГЭ. 1892. № 2. С. 31-35).

К концу правления П. в Гурийско-Мингрельской епархии в связи с упразднением груз. языка в церковноприходских школах и духовных уч-щах произошло серьезное противостояние между российскими чиновниками и груз. духовенством и интеллигенцией. С груз. стороны протест возглавили епископ Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани) и мегрельский кн. Н. Д. Дадиани. В Тифлисе Дадиани посетил П. и просил оставить груз. язык для преподавания в Мегрелии. При содействии П. проблема была решена, и Дадиани опубликовал открытое благодарственное письмо П. (Иверия. 1905. № 9. С. 3-4).

Теплое отношение паствы к П. сохранилось и после нескольких непопулярных среди груз. общественности решений: переосвящения тифлисской церкви в р-не Дидубе, посвященной Иверской иконе Божией Матери, в честь Казанской иконы Божией Матери; указания под угрозой штрафа крестить только с теми именами, к-рые есть в месяцеслове РПЦ.

18 окт. 1892 г. П. был назначен на С.-Петербургскую кафедру с возведением в сан митрополита. 7 нояб. на прощание с П. прибыли все архиереи Грузинского Экзархата, духовенство, сотрудники синодальной конторы и др. В своей речи свт. Александр (Окропиридзе) выразил признательность П. за то, что благодаря его усилиям почти при каждом груз. храме были основаны приходские школы. 8 нояб. П. отслужил последнюю литургию в Сиони; 9 нояб. его посетили представители тифлисского дворянства во главе с губ. предводителем Л. А. Магалашвили. П. преподнесли альбом в серебряном переплете с фотографиями древних храмов Грузии и с надписью: «Принес ты мир и благословение. Благодарная Грузия. 1887-1892 гг.». 10 нояб. после молебна П. отбыл в Мцхету и затем во Владикавказ (Мцкемси. 1892. № 21. С. 1-6). Теме прощания П. с паствой и его биографии был отведен весь ноябрьско-декабрьский номер «Духовного вестника Грузинского Экзархата» (ДВГЭ. 1892. № 22/23).

Современники по-разному оценивали деятельность П. в Грузии: если сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили; католикос-патриарх Грузии в 1917-1918) писал о П. как о добром, сердечном пастыре, управлявшем паствой в духе кротости, миролюбия, благочестия и любви (Е. К. 1901. С. 29), то католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе), напротив, обвинял его в высокомерии, честолюбии, безжалостности. О хорошем отношении груз. общества к периоду управления П. Грузинским Экзархатом свидетельствует то, что публикации о П. продолжали размещать на страницах «Духовного вестника Грузинского Экзархата» даже после отъезда П. из Грузии: это заметки о полученных им наградах и назначениях (ДВГЭ. 1893. № 4. С. 2; 1895. № 2. С. 1; 1896. № 11. С. 5-6), публикации его речей, произнесенных при вступлении на С.-Петербургскую кафедру (Там же. 1893. № 1. С. 19-26) и на коронации имп. Николая II Александровича (Там же. 1896. № 12. С. 14-18), некролог (Там же. 1898. № 24. С. 1) и др.

Диак. Георгий Мачуришвили

9 сент. 1892 г. Победоносцев, известив имп. Александра III о кончине митрополита Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского), предложил кандидатуру П. как возможного преемника, назвав его «человеком разумным, доступным рассуждению и совету, ласковым и приятным в обращении, энергическим и подвижным…» (Победоносцев К. П. Письма к Александру III. М., 1926. Т. 2. С. 265).

П. в сане митрополита С.-Петербургского и Ладожского, священноархимандрит Александро-Невской лавры, первенствующий член Синода, прибыл в столицу 19 нояб. 1892 г. В первый же год управления С.-Петербургской епархией П. устроил свечной завод (выпускал продукцию с сент. 1893) и епархиальную богадельню, 4-этажное здание которой (Александро-Мариинский дом призрения заштатного и сиротствующего духовенства) выстроено в 1898-1899 гг. (архит. Н. Н. Никонов). По инициативе П. с 1895 г. издавался еженедельный печатный орган - «С.-Петербургский духовный вестник» (редактор - свящ. Философ Орнатский). В связи со значительным ростом населения С.-Петербурга архиерей провел через Синод постановления об увеличении штата для большинства приходских храмов города на 1 священника и 1 псаломщика. Поддержал организацию в 1894 г. в столице самостоятельного эст. прихода с содержанием от казны; его настоятелем назначил выпускника СПбДА П. П. Кульбуша (см.: Платон, сщмч., епископ Ревельский). В 1895 г. эстонский приход учрежден в Ивангороде, в 1897 г. вакансия штатного эст. священника открылась при Павловском соборе г. Гатчины. Кроме создания эст. приходов в епархии П. способствовал росту числа церквей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге. 8 нояб. 1893 г. освятил каменный Троицкий храм об-ва на Стремянной ул. Временную деревянную церковь, действовавшую при его строительстве, об-во перенесло к Варшавскому вокзалу, где она была освящена в честь Воскресения Христова. В 1898 г. при ней начало работать Александро-Невское братство трезвости, в первые же дни в братство записался 151 чел. В 1898 г. П. благословил устройство 3-го храма об-ва, на Выборгской стороне. П. оказал редкую честь протоиерею Казанского собора Михаилу Соколову, организатору общества и главному устроителю епархиального свечного завода - в июне 1895 г. П. вместе с епископом Гдовским Назарием (Кирилловым) сопровождал гроб с телом Соколова от ворот лавры до места погребения на Никольском кладбище.

По благословению П. празднование явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня) в кафедральном Исаакиевском соборе, где находился чтимый список иконы, стало совершаться «с небывалой прежде в этот день торжественностью, усилившею приток богомольцев». П. закрепил почитание иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» «с грошиками» строительством каменного храма на месте чудесных событий 23 июля 1888 г. (заложил 12 июня 1894). Ранее, в апр. 1893 г., по рапорту П. Синод учредил отдельный штат причта при ближайшей приходской Борисоглебской ц. для постоянного заведования Скорбященской часовней «на Стеклянном», где находилась икона. С особой церемонией происходила в 1893 г. закладка деревянной ц. ап. Петра в Лахте близ С.-Петербурга (на месте «человеколюбивого подвига» имп. Петра I, к-рый, по преданию, осенью 1724 г. спас солдат с тонувшего бота). Чин закладки в присутствии адмирала К. Н. Посьета митрополит совершил вместе с еп. Гдовским Николаем (Налимовым). При освящении церкви 31 июля 1894 г. митрополиту сослужили новый епископ Гдовский Назарий (Кириллов) и прот. Иоанн Кронштадтский; присутствовал Победоносцев. 25 марта 1895 г. П. участвовал в открытии Ксенинского ин-та в бывш. Новониколаевском дворце, возглавил молебен в Высочайшем присутствии. В Александро-Невской лавре по его распоряжению была реконструирована братская трапезная, примыкающая к Митрополичьему дому со стороны сада. Над входом в трапезную палату, на балконе, 23 марта 1897 г. митрополит освятил ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя прп. Палладия (пам. 28 янв.). 21 июля 1896 г. он заложил первый в столице дом трудолюбия (набережная Обводного канала, 179). 12 авг. 1897 г. П. в присутствии имп. Николая II и Президента Франции Ф. Фора возглавил молебен при закладке Троицкого моста, за к-рым обычные многолетия были дополнены многолетием «президенту Французской Республики и всему французскому народу».

По благословению П. построены мн. рус. храмы в Зап. Европе: Никольский посольский (1893-1899) в Вене, кладбищенский святых Константина и Елены (1893-1896) в Тегеле близ Берлина, апостолов Петра и Павла (1893-1897) в Карлсбаде (ныне Карлови-Вари), арх. Михаила (1894) в Каннах, свт. Николая (1895) в Штутгарте, Всех святых (1896-1899) в Бад-Хомбурге, равноап. Марии Магдалины (1897-1899) в Дармштадте, прп. Сергия Радонежского (1898-1901) в Бад-Киссингене.

24 окт. 1893 г. П. возглавил хиротонию епископа Кирилловского Назария (Кириллова), 13 нояб. ставшего епископом Гдовским, 2-м викарием столичной епархии. 17 июля 1894 г. П. хиротонисал во епископа архим. Питирима (Окнова), буд. митрополита Петроградского и Ладожского. В 1896 г. принял в епархию вдового казанского свящ. Василия Муратовского, окончившего Казанскую ДА. Постриженный 9 нояб. 1896 г. в крестовой церкви Александро-Невской лавры с именем Вениамин, он уже 26 окт. 1897 г. занял новоучрежденную кафедру 3-го викария С.-Петербургской епархии с титулом епископа Ямбургского (в 1924-1927 гг. обновленческий митрополит Ленинградский, с 1927 до кончины в 1930 - Московский). 19 окт. 1897 г. П. возглавил хиротонию во епископа Люблинского архим. Тихона (Беллавина) (впосл. патриарх Московский и всея России). С переводом еп. Назария на Олонецкую кафедру, 21 окт. 1897 г., Гдовское викариатство осталось незамещенным. В итоге у митрополита остались 2 викария: 1-й (Нарвский) - Иоанн (Кратиров) и 3-й (Ямбургский), а 2-й отсутствовал. Большое доверие П. оказал 2 иеромонахам - выпускникам СПбДА 1896 г.: Сергий (Тихомиров) занял пост инспектора СПбДС, Никодим (Кононов) - смотрителя Александро-Невского ДУ. В то же время у ректора СПбДС архим. Иннокентия (Фигуровского) «возникли недоразумения» с митрополитом, и его в 1895 г. (через год после назначения) перевели на должность настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря. При П. 8 февр. 1895 г. прот. Иоанн Кронштадтский был назначен настоятелем Андреевского собора Кронштадта; ему ежегодно предоставлялся 2-месячный летний отпуск для путешествий по разным епархиям, с правом служения литургий в любом храме по пути. Прот. Иоанн неоднократно сослужил П. при освящении приходских и домовых храмов; нередко сам возглавлял закладку храмов на окраинах С.-Петербурга.

П. как первенствующий член Синода участвовал в основных событиях и церемониалах, связанных с кончиной имп. Александра III и началом царствования имп. св. Николая II Александровича. Среди них: панихиды, литии и погребение 7 нояб. 1894 г. имп. Александра III; 14 нояб. 1894 г. встреча имп. Николая II с имп. св. Александрой Феодоровной в Казанском соборе, куда они прибыли после венчания в соборе Зимнего дворца, 14 мая 1896 г. коронация нового императора (П. подносил царские регалии, прочитал молитву с коленопреклонением, в конце литургии совершил миропомазание и причастил царицу), 28 нояб. 1895 г. погребение вел. кн. Алексея Михайловича († 18 февр. 1895 в Сан-Ремо).

П. был крупным жертвователем. Являлся главным попечителем Имп. Человеколюбивого общества (с 21 дек. 1892). В день прибытия в С.-Петербург тела имп. Александра III распорядился приготовить на личные средства и от имени братии Александро-Невской лавры 2 тыс. обедов для беднейших жителей столицы, 20 апр. 1895 г., спустя полгода со дня кончины, было роздано 1 тыс. обедов, в годовщину - 1,5 тыс. В местах раздачи обедов лаврская братия служила панихиды. В честь коронования имп. Николая II от митрополита и братии Александро-Невской лавры 14-16 мая 1896 г. было роздано 5 тыс. обедов. В «ознаменование благополучного разрешения от бремени» вел. кнг. Ксении Александровны (июль 1895) П. передал 3 тыс. р. на постройку церкви со школой в Северо-Уссурийском крае; в честь рождения вел. кнж. Ольги Николаевны (нояб. 1895) от себя и от лавры пожертвовал 4 тыс. р. на устройство домовой церкви в одном из домов трудолюбия в С.-Петербурге. К 25-летию Исидоровского епархиального уч-ща (1895) братия лавры по предложению П. пожертвовала 3 тыс. р. на его нужды и обязалась финансировать создаваемый по инициативе митрополита Фонд для назначения пенсий и пособий трудившимся в училище, перечисляя ежегодно по 3 тыс. р. В 1897 г. предоставил значительную сумму на нужды летних педагогических курсов для учителей церковноприходских школ.

П. поддерживал экуменические связи между различными религиозными орг-циями. Находившееся в С.-Петербурге летом 1895 г. чрезвычайное абиссинское посольство во главе с 2 принцами и епископом Харрарским неоднократно присутствовало за богослужениями П., причем митрополит приглашал епископа в алтарь. 27 июня П. принял посольство в своих покоях. Обращаясь к гостям как к «единоверным братьям» («разница в обрядах не есть существенное»,- подчеркнул он), высказал пожелание: «Пусть Абиссиния присылает сюда своих юношей учиться в духовных академиях - все это будет способствовать единению церквей». При отъезде в США через Лондон в окт. 1895 г. епископа Алеутского Николая (Зиорова) поручил ему засвидетельствовать от своего лица почтение архиепископу Кентерберийскому. 16 февр. 1896 г. П. принял викарного епископа Лондонского диоцеза Дж. Уилкинсона, к-рый на следующий день присутствовал на акте СПбДА. В мае 1896 г. в Москве П. получил послание архиепископа Кентерберийского Эдуарда Кантуара, переданное епископом Питерборо Мандеом Крейтоном, направленным на коронацию имп. Николая II. 25 марта 1898 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры П. совершил чин воссоединения с Православной Церковью прибывших из Урмии несторианских еп. Ионы (Маравгина), 3 священников и диакона. Для утверждения в Православии паствы еп. Ионы в тот же день была учреждена Урмийская духовная миссия.

Считается, что периоды управления П. Казанской и Карталинской кафедрами были более плодотворными, чем пребывание во главе высшего церковного управления. Через 2 года после перевода в столицу здоровье П. заметно пошатнулось. 2 сент. 1897 г. с сыном-врачом В. П. Раевым он ненадолго отбыл на лечение в Крым. 1 окт. 1898 г. у П. случился «припадок», и с 3 окт. С.-Петербургской епархией временно управлял епископ Нарвский Иоанн. Митрополит был погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры. Отпевание в Троицком соборе лавры 8 дек. 1898 г. совершили присутствовавшие в Синоде митрополит Киевский Иоанникий, архиепископы Финляндский Антоний, Тверской Димитрий (Самбикин), еп. Гурий (Охотин) и оба викария покойного - епископы Нарвский Иоанн и Гдовский (до 3 дек. 1898 - Ямбургский) Вениамин. В собор прибыли вел. князья Павел Александрович, Константин и Димитрий Константиновичи, Михаил Николаевич и Сергий Михайлович. После погребения сыновья П. устроили для бедных жителей столицы 1000 поминальных обедов. При закрытии Исидоровской ц. в 1932 г. останки митрополитов Исидора и П. были перенесены на Братское кладбище лавры (сев.-зап. часть Никольского кладбища) и захоронены рядом с могилой митр. Антония (Вадковского). В сер. 2010-х гг. над их погребениями установлены гранитные 8-конечные кресты взамен деревянных.

На годичном собрании Имп. академии наук 3 дек. 1894 г. П. был избран ее почетным членом. Почетный член С.-Петербургского и Казанского ун-тов, Военно-медицинской академии, всех 4 духовных академий. Награжден орденами: св. Анны 2-й (1865) и 1-й (1872) степени, св. Владимира 3-й (1869), 2-й (1878) и 1-й (1895) степени, св. Александра Невского (1886, бриллиантовые знаки - 1892), а также иностранными: Спасителя Большого Креста (Греция), кн. Даниила Черногорского 1-й степени (Черногория) и Таковского креста 1-й степени (1897, Сербия).

Арх.: РГИА. Ф. 684; Ф. 796. Оп. 147. Д. 1899; Ф. 802. Оп. 9. Д. 23. Л. 2 об.; ГАРО. Ф. 625. Оп. 4. Д. 76а. Л. 12 об.- 15; Д. 163. Л. 66; Ф 627. Оп. 234. Д. 605. Св. 43; Оп. 240. Д. 1. Св. 152. Л. 64 об.; Ф. 974. Оп. 2. Д. 12; Ф. 960. Оп. 2. Д. 13-13а. Св. 2; Ф. 960. Оп. 2. Д. 64а. Св. 5; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 527. Л. 231 об.; Д. 928. 1877 г. Л. 116.
Соч.: Речь… по приведении к присяге сердобольных сестер, в Екатерининской ц., при вдовьем доме (12 марта 1867). СПб., 1867; Речь… по приведении к присяге сердобольных вдов, в с.-петербургской Екатерининской ц., при вдовьем доме (12 марта 1868). СПб., 1868; Речь… по приведении к присяге сестер милосердия в Екатерининской ц. при вдовьем доме в С.-Петербурге, 12 марта 1869 г. СПб., 1869; Слово, произнесенное в Софийском кафедр. соборе, при первом служении, по вступлении на паству, 5 окт. 1869 г. // Вологодские ЕВ. 1869. № 20. Приб. С. 757-763; Слово, сказанное в Спасо-Обыденном всеградском храме в 18 окт. 1869 г., в день торжеств. воспоминания освобождения г. Вологды от смертоносныя язвы // Там же. № 21. С. 779-784; Признаки истинности правосл. христианства и лживости мухамеданства // Миссионерский противомусульманский сб. Каз., 1875; Слова и речи. СПб., 1881; Речь при вступлении на паству С.-Петербургской епархии, произнесенная в Св.-Троицкой Александро-Невской лавре 19 нояб. 1892 г. // ЦВед. 1892. Приб. № 48. С. 1693-1696; Слово при вступлении на С.-Петербургскую паству, произнесенное в Исаакиевском кафедр. соборе, 21 нояб. 1892 г. // Там же. № 49. С. 1733-1739; Речь к преосв. Арсению [Иващенко], новорукоположенному еп. Каширскому // Там же. 1893. Приб. № 23. С. 355-356; Речь… к преосв. Алексию [Соболеву], еп. Сарапульскому, при вручении пастырского жезла // Там же. № 24. С. 891-893; Из поучений. СПб., 1895; Речь… по совершении Священного Коронования ИИВ // ЦВед. 1896. Приб. № 21. С. 721-722; Речь… по случаю торжественного въезда в СПб. ИИВ после Свящ. Коронования // Там же. № 25. С. 875-876; Ответное письмо архиеп. Кентерберийскому // СПбДВ. 1896. № 34/35. С. 671-672.
Лит.: Суворов Н. К истории Вологодской епархии: Биогр. сведения о преосв. Палладии, еп. Вологодском и Устюжском // Вологодские ЕВ. 1873. № 14. Приб. С. 505-511; Преосв. Палладий, еп. Тамбовский и Шацкий, еп. Рязанский и Зарайский // Рязанские ЕВ. 1876. Приб. № 5. С. 125; № 7. С. 185; 1878. Приб. №2. С. 47; № 9. С. 139; 1879. № 3. С. 93; День открытия Братства св. Василия: воскресенье 11 дек. 1877 г. // Там же. 1878. №1. С. 7-12; Вновь открытый церк.-ист. комитет в г. Рязани // Там же. 1879. Приб. № 16. С. 413-417; Высокопреосв. Палладий, архиеп. Рязанский и Зарайский // Там же. 1882. Приб. № 17. С. 493; № 20. С. 573; Высочайший рескрипт // ЦВед. 1892. № 43. С. 427-428; Добронравов М. Прощание правосл. паствы Грузинского Экзархата с его высокопреосвященством, высокопреосв. Палладием, бывш. экзархом Грузии, ныне митр. С.-Петербургским и Ладожским // ДВГЭ. 1892. № 22/23. С. 1-35; Гортинский И. Очерк жизни и деятельности высокопреосв. экзарха Грузии до вступления его на кафедру митр. С.-Петербургского и Ладожского // Там же. С. 35-67; Именной высочайший указ // ЦВед. 1892. № 43. С. 427; Преосв. митр. Палладий // Приб. ЦВед. № 43. С. 1475-1478; Прибытие в С.-Петербург высокопреосв. Палладия, митр. С.-Петербургского и Ладожского // Там же. № 47. С. 1658-1659; Новый регент митрополичьего хора // Петербургский листок. 1893. № 16. С. 4; Абиссинское чрезвычайное посольство в СПб // СПбДВ. 1895. № 27. С. 588-590; Лорд-епископ в Петербурге // Там же. 1896. № 8. С. 148-149; Высочайший рескрипт государыни имп. Марии Феодоровны, данный на имя преосв. Палладия, митр. С.-Петербургского и Ладожского // Там же. 1896. № 46. С. 901-902; Высокопреосв. Палладий, митр. С.-Петербургский и Ладожский: (К 30-летию служения его в сане епископа) // Там же. 1896. № 50. С. 977-993; № 51-52. С. 997-1013; 30-летие святительского служения высокопреосв. митр. Палладия // Там же. С. 1025-1026; Поднятие креста // Там же. 1897. № 28. С. 546-547; Адрес духовенства Вологодской епархии высокопреосв. митр. С.-Петербургскому Палладию // Приб. ЦВед. 1897. № 1. С. 21-23; 30-летие служения высокопреосв. Палладия, митр. С.-Петербургскаго и Ладожскаго, в сане епископа и архиеп. Рязанскаго и Зарайскаго // Рязанские ЕВ. 1897. Приб. № 2. С. 41-45; Состав Свят. Правительствующего Всероссийского Синода и российской церк. иерархии на 1898 г. СПб., 1898. С. 4-5; П. Ф. З. Высокопреосв. митр. Палладий // Приб. ЦВед. 1898. № 50. С. 1923-1929; Прот. А. С-кий. Кончина и погребение преосв. митр. Палладия // Там же. С. 1930-1935; Аквилонов Е. П., прот. Над гробом в Бозе почившего владыки-митр. СПб. Палладия. СПб., 1899; Покровский И. Заботы высокопреосв. митр. Палладия (П. И. Раева, 1827-1898) о духовно-учебных заведениях и духовенстве в период управления его Тамбовскою епархиею // ПС. 1899. Ч. 1. № 1. С. 38-67; Царевский А. Память в Бозе почившего митр. СПБ. высокопреосв. Палладия. Каз., 1899; N. Памяти высокопреосв. митр. Палладия // Вологодские ЕВ. 1899. № 3. Приб. С. 54-63; Тихов А. Памяти высокопреосв. Палладия, митр. С.-Петербургского: (Биогр. заметка). Н. Новг., 1900; Е. К. [Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Кр. очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Соколов Н. Борисо-Глебская ц. в г. Рязани. Рязань, 1904. С. 28-30; Андриевский А. Е. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Петербургский некрополь. СПб., 1912. Т. 3 С. 350-351; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра: (1713-1913). СПб., 1913. С. 940-949; [Львов А. Н.] «Князья церкви»: (Из дневника) // Красный архив. 1930. Т. 39. С. 108-148; Т. 40. С. 97-124; Кученкова В. А. Житие Тамбовских архиереев. Тамбов, 1998; Панкова Т. М. (мон. Мелетия). Православные братства: (На примере Рязанской епархии) // Тр. Рязанского ист.-архит. музея-заповедника. Рязань, 2004. Вып. 2. С. 116-117; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: 1555-2007 гг. Каз., 2007; Дворникова Е. В. Рязанский церк.-ист. комитет // 4-е Яхонтовские чт.: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Рязань, 24-27 окт. 2006 г. Рязань, 2008. С. 589-594; Панкратов В. М. Архипастырь: Страницы биографии митр. Палладия. Арзамас, 2011; Мелетия (Панкова), мон., Синельникова Т. П. Архиерейские палаты // Рязанский кремль: Взгляд сквозь века, Рязань, 2014. С. 302, 306; они же. Постройки Архиерейского двора // Там же. С. 391-393; они же. Мон-ри Рязанского кремля // Там же. С. 447.
А. К. Галкин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский