НИКОДИМ СИЙСКИЙ
Том L, С. 38-44
опубликовано: 5 октября 2022г.

НИКОДИМ СИЙСКИЙ

Содержание
Образ Божией Матери «Умиление». Прорись из Сийского Иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 448)Образ Божией Матери «Умиление». Прорись из Сийского Иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 448)

(Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?), дер. Шуренга Усть-Мошской вол. Каргопольского у. (ныне Шуреньга Плесецкого р-на Архангельской обл.) - 11.07.1721, Антониев Сийский мон-рь), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря; книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника.

Биография

Василий род. на р. Онеге, от названия деревни происходит его прозвище - Шуренга, известны и другие именования иконописца: Каргополец, Онежанин. О Н. С. рассказывают его собственноручные пометы на страницах Сийского иконописного подлинника: «Сей образец Васки Мамонтова с Шуренги... прямое имя Никон, потом чернец Сийского монастыря, иеромонах многогрешный и архимандрит недостойный», «Перевод Василия Мамонтова Онежанина по реклому Шуренга», «Василий Мамонтов по прозванию Шуренга был монах Антония Сийского и иконописец» (Брюсова. 1984. С. 150). В синодике Антониева Сийского мон-ря упоминаются жители Усть-Мошской вол., здесь указаны Мамант и Параскева, вероятно родители иконописца, а также др. родственники - архим. Сергий и схим. Дамиан (ГААО. 3(491). син. Л. 11, 236 об.; Кольцова. 2009. С. 64). В написанном Василием Житии сийского игум. Феодосия автор сообщает о себе, что он - внук игумена Кожеозерского мон-ря Сергия, жил в этой обители в отрочестве, «письмен учашуся» и познакомился там с игуменом Сийского мон-ря Феодосием (БАН. Арханг. Древлехран. № 408. Л. 250-250 об.).

В 1673 г. Василий принял постриг в Сийском мон-ре с именем Никодим. В 1677-1678 гг. он, уже в сане иеромонаха, ездил в Ручьевскую обитель, где принимал участие в перенесении мощей преподобных Исаии и Никанора Ручьевских. В 1681 г. Н. С. сопровождал игум. Феодосия в Москву. В 1681-1682 гг. он исполнял послушание книгохранителя, занимался перепиской и иллюстрированием книг из монастырской б-ки. В 1683-1684 гг. руководил строительством подворья Сийского мон-ря в Москве. В 1689-1690 гг. он был «московской службы строителем» и руководил устройством нового монастырского двора в Москве, что «за Никитскими вороты», к-рый был пожалован государем по просьбе патриаршего казначея Паисия (Мефодиева). В течение «московского периода» Н. С. покупал для мон-ря краски и др. материалы, получал богатые вклады для обители, среди них - иконы, складни, гравюры (РГАДА. Ф. 1196. Оп. 4. Д. 240; Кольцова. 2009. С. 66). В 1686 г. ездил на «острова» (Новую землю) разыскивать пропавших моряков.

В 1688 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) предлагал Н. С. стать игуменом архангельского мон-ря во имя арх. Михаила, однако он отказался и даже скрывался в Матигорской вол., где находилась монастырская мельничная служба (Верюжский. 1908. С. 309). В 1691 г. по протекции патриаршего казначея Паисия и митр. Псковского Илариона Н. С. был назначен казначеем Сийской обители. Вместе с келарем Питиримом он подал патриарху Адриану челобитную об установлении в мон-ре архимандритии. Н. С. стал 1-м архимандритом Сийского монастыря (Грамота патр. Адриана // АОКМ. Инн. КП 3601; Строев. Списки иерархов. Стб. 821).

Деятельность Н. С. как иконописца

Раннее упоминание о Н. С.- иконописце относится к 1658 г.: после пожара в Троицком соборе Сийского мон-ря «старые образы понавливали и вновь писали иконники Василей Мамонтов да ученик ево Матвей Михайлов Ерчанин» (БАН. Арханг. Древлехран. № 375. Л. 81; см.: Кольцова. 2009). В 60-70-х гг. XVII в. Василий Мамонтов постоянно исполнял иконописные заказы Сийского мон-ря. В 1664 г. «по приказу игумена Феодосия» он получил 7 р. «за иконное письмо прежнее и нынешнее, что писал в монастырь, в церкви и на Святыя врата». В 1667 г. вместе со своим учеником М. М. Ерчаниным работал в Успенской и Никольской церквах Лявлинского мон-ря: «Всех икон... отчистили и починили сто икон болших кроме пядниц». В 1669-1671 гг. Василий написал много икон для Сийского мон-ря, в т. ч. иконы местного ряда для придела во имя прп. Антония в Троицком соборе. В 1671-1672 гг. написал «про монастырский обиход» 18 «штилистовых» икон, среди них иконы прп. Антония Сийского, «Богоматерь Владимирская», «Богоявление», «Огненное восхождение Илии пророка», «Деисус поясной», «Николай Чудотворец», «Святая Анастасия». Над трапезным крыльцом была помещена его икона «Благовещение, с приписными святыми», созданная в 1671 г. В том же году для иконостаса Успенской ц. Кривецкого мон-ря написал 6 больших икон деисусного чина (за работу он получил 8 р. 15 алтын - Кольцова. 2009. С. 66), образы прп. Алексия, человека Божия, мц. Наталии, «Знамение» Пресв. Богородицы; в соборе и церквах, «по келиям и в монастырских службах поновлял и отчищал штилистовых и пядниц 50 икон», в Троицком соборе поновлял иконы местного ряда.

После пострига Н. С. продолжал заниматься иконописанием. В 1676 г. в Сийском мон-ре ему «на иконное письмо... куплено сурика 5 фунтов дано полтина, куплено белил 11 фунтов дано 22 алтына, куплено бобровых стружек на клей» (Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 39. Л. 53 об.; Кольцова. 2009. С. 66).

Семь смертных грехов. Офорт. 2-я пол. XVII в. Худож. Симон УшаковСемь смертных грехов. Офорт. 2-я пол. XVII в. Худож. Симон Ушаков

В Летописце Сийского мон-ря есть запись о том, что в 1678 г. над св. воротами Н. С. и его учеником, келарем иеродиак. Иосифом, был написан «Деисус и с прочими святыми» (БАН. Арханг. Древлехран. № 375. Л. 92 об.; БАН. Собр. Арханг. семинарии. № 186. Л. 207). Об иконописной деятельности Н. С. сообщается под 1680 г. во вкладной книге обители: «Дана вкладная того же Сийского монастыря постриженику черному попу Никодиму иконописцу, а родом онежанину, в 80 рублех, а за те деньги в дому чудотворца Антония тружался он, Никодим, вново иконы писал и старые поновливал многие годы безденежно» (Изюмов. 1917. С. 74).

Творческая биография Н. С. тесно связана с Москвой. Он входил в состав онежской иконописной артели Михаила Алексеева, к-рая работала по заказам и под контролем патриарха Никона (Кольцова. 2005). Н. С. длительное время жил в Москве, где познакомился с патриаршим казначеем Паисием. В расходной книге Патриаршего казенного приказа за 1684 г. указано: «По росписи за пометою казначея старца Паисия Сийскаго, Двинскаго уезда Сийскаго монастыря иеромонаху Никодиму, что он в нынешнем во 192-м году в июне месяце вычистил, починил и изолифил вновь церковных старых икон, которыя у церкви 12 апостолов, что на патриаршем дворе, на паперти и перед церковью в задних сенях,- образ Страшнаго Суда Господня, образ Распятие Господне, на котором писано Суд премудраго царя Иустиниана о убогой вдовице, образ Пречистый Богородицы Владимирский, образ Николая Чудотворца и иныя старыя ж церковныя и казенныя иконы починивал и олифил и чистил вновь; а от тех икон ему, иеромонаху Никодиму, за починку и от чищенья и за олифу по договору казначея старца Паисия Сийского 3 рубля» (МАМЮ. Кн. № 111. Л. 119 об.- 120). В 1694 г. Н. С. ездил в Москву к патриарху Адриану, причем Сийский мон-рь купил у него «несколько икон впредь для подносу... патриарху Адриану» (Мальцева. 1996).

Н. С. писал иконы в дар мон-рю. Сохранилась его вкладная книга (РГАДА. Ф. 1196. Оп. 4. Д. 135), в которой перечисляются все подаренные обители иконы, среди них - Деисус «большой оплечный», образ прп. Антония Сийского, образ «Знамение» Пресв. Богородицы, «Похвала Богоматери в приписи Ангел Хранитель и Антоний Сийский» и др. (Кольцова. 2009. С. 66). Характерные черты иконописного стиля Н. С. имеют средник иконы «Иоанн и Логгин Яренгские, с житием» 1695 г. из Нёноксы, икона «Пророк Иоиль» из Быстрокурья (Там же. С. 71).

Е. А. Рыжова

Сийский иконописный подлинник

Сийский иконописный подлинник в наст. время известен в 2 книгах: Толковый, или Малый (БАН. Собр. Арханг. семинарии. № 205. В 4°. 349 л.), содержащий текст с описаниями изображений святых, дополнительные статьи, иллюстрации, и Лицевой, или Большой (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88. 537 л.), с иконными образцами (переводами), гравированными изображениями и небольшим предисловием. Обе книги можно рассматривать как единый комплекс, составленный Н. С. История его создания неизвестна в деталях. Однако очевидно, что Н. С. на протяжении достаточно длительного времени собирал образцы.

Сийский Толковый иконописный подлинник (БАН. Собр. Арханг. семинарии. № 205) датируется 1660 г. на основании записи, что собранные «...зде подобия святых изображася в 1660 году» (Там же. Л. 58). Однако работа над ним продолжалась и в последующие годы (описание рукописи см.: Викторов. 1890; Кольцова. 2009. С. 66-67). В рукопись вклеены отдельные листы и целые тетради с иконными переводами и гравюрами. Иллюстративный материал организует художественное пространство книги, составляя с текстом неразрывное целое. Представленные в тексте гравюры Л. К. Бунина, А. Трухменского, соловецкого мастера, А. Тарасевича указывают на то, что книга не могла быть составлена и переплетена ранее кон. XVII - нач. XVIII в., поскольку гравюры датируются 1670-1700 гг.

Первое упоминание о собрании иконных образцов Н. С., которое он передал в книгохранилище Сийского мон-ря, относится к 1670 г. (Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 37-62; Мальцева. 1991. С. 31). Предполагают, что эти материалы послужили основой для создания Лицевого Сийского иконописного подлинника (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88; опубл.: Покровский. 1895-1898). На его листах сохранились даты - 1663, 1667, 1687 гг. (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88. Л. 59, 180, 437). В предисловии к подлиннику (Л. 6) рассказано о плане издания: вначале размещаются гравюры «немецкие и русские», затем - «иконныя перевод» и «травчатое множество». Среди иконных переводов Н. С. называет чудотворные образы Пресв. Богородицы, иконы Господских праздников, «святых образы и подобия изящных изографов». Лицевой подлинник задумывался Н. С. по четкому плану; ряд материалов, упоминаемых им в предисловии, в частности рус. гравюры, сейчас отсутствует. В наст. время листы в Лицевом Сийском подлиннике имеют неск. нумераций, не соответствующих друг другу: наиболее ранняя, кириллическая (проставленная, видимо, Н. С.), арабская XIX в. и новая, современная. Наличие пробелов в кириллической нумерации указывает на то, что часть материалов Н. С. была изъята. Несоответствие арабской, кириллической и совр. нумерации свидетельствует о том, что при переплете была сделана попытка реконструкции состава подлинника, к-рая оказалась неудачной и не совпадала с первоначальным замыслом Н. С. Это доказывают 2 приплетенных в конце подлинника листа, к-рые, судя по подписи, были куплены в 1910 г. и присоединены к нему.

В наст. время часть материалов Лицевого Сийского подлинника находится в ГМИИ в отделе гравюры и рисунка в собрании Д. А. Ровинского. На нек-рых гравюрах есть подпись: «васка мамонтов» - и кириллическая нумерация: напр., на обороте знаменитого офорта Симона Ушакова «Семь смертных грехов» читается «васка мамонтов» (№ 30307), на ряде гравюр указаны кириллические номера и также подписи Н. С. («Осень» и «Зима» А. Трухменского, «Отечество» Симона Ушакова и др.).

Совр. состояние Сийских иконописных подлинников связано с их бытованием. Обе книги в переплетах были вложены Н. С. в монастырскую б-ку 8 сент. 1714 г. (Кукушкина. 1977. С. 115). В 1721 г. составлена опись этих томов Н. С.- «ево даяния в книгохранительную казну»: «Книга в десть в лицах собрание иконных переводов з Богом святым, Богоматере и всех святых с начала печатные немецкия и русския, после писанные ради присмотру иконного писма и чюдотворных икон в переплете в черной коже, басмы и застешки медные, всех шестьсот листов, в том числе травок много. Книга подлинник в полдесть в лицах Господским Праздником и Богородичным и всем святым во весь год, и коемуждо святому с подписанием указ о подобии ево объявляю, сначала иконные переводы и травочки, и дванадесят праздников Господских мелочных мастерских. Тетрати писмяные о поомовении святых икон и о починке, об иных нарочных вещех. При конце же подлинника Богоспасаемые многия вещи да травочки ради присмотру в красной коже басма по золоту застешки медныя и всех листов триста сорок четыре, а при конце тоя книги горочки и травочки девять листов» (РГАДА. Ф. 1196. Оп. 3. Д. 758. Л. 4 об.- 5; Кольцова. 2009. С. 68). Затем подлинники упоминались в «Описной книге церквей, утвари и строений Антониева-Сийского монастыря» 1742 г. Судя по описям, книги подлинников находились в составе монастырской б-ки и в XIX в. В описании рукописей Антониева Сийского монастыря, составленном А. Е. Викторовым в 1876 г., упоминается только Толковый подлинник, Лицевой подлинник к этому времени в монастырской б-ке отсутствовал. Затем Толковый подлинник находился среди книг, переданных в Архангельскую миссию и ДС, впосл.- в собрании Архангельского дома книги, к-рым заведовал И. М. Сибирцев. В 1927 г. вместе с др. рукописями он поступил в БАН.

История Лицевого Сийского иконописного подлинника более сложная. В записи на его форзаце указано, что книга входила в состав б-ки известного петербургского собирателя Н. П. Дурова (1831-1879). После смерти коллекционера его книги купил московский антиквар В. В. Готье. Впоследствии подлинник был найден известным историком А. П. Барсуковым и приобретен гр. С. Д. Шереметевым для ОЛДП. На протяжении всего этого времени состав подлинника соответствовал его совр. виду (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88, XVII в., форзац).

Изъятие из подлинника гравюр и разрушение его блока, а вместе с тем и композиции, задуманной Н. С., произошло до покупки подлинника Готье. Переписка Ровинского (в составе коллекции к-рого ныне находятся гравюры из Сийского подлинника) с А. Е. Викторовым (РГБ ОР. Ф. 51. Карт. 11. № 42; Карт. 21. № 2, 19) свидетельствует о том, что рус. гравюры Ушакова, Бунина (в т. ч. лицевые святцы, находящиеся также в составе Толкового Сийского подлинника), Трухменского и др. были приобретены Ровинским в марте 1872 г. для своей коллекции у Дурова. Гравюры были описаны Ровинским в его сочинениях без указания происхождения (Хромов. 2006). Бытование подлинника определило его совр. состав.

Атрибуция Сийского подлинника Н. С. проводится на основании его авторских помет. Нек-рые надписи отражают процесс собирания образцов: «Кондаков Василий дал мне Васке М[амонтову] Уваровых образ сей», «Дал мне Васке Терентий Силин». Др. надписи свидетельствуют о том, что сам составитель исполнял рисунки для подлинника: «Снимок Василия Мамонтова» (Покровский. 1898. Вып. 4. С. 162-163). Ряд переводов подписан именем Василия Мамонтова: «Сей образец Васки Мамонтова Каргопольца Уваровых, по реклому Шуренги», «Сей образец Васки Мамонтова иконника Уваровых Онежанина по реклому Шуренги» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 96, 105, 106, 107, 128, 136), др. переводы подписаны именем иером. Никодима. Так, на л. 212(289) имеется надпись: «...чернец Сийскаго монастыря иеромонах многогрешный и архимандрит недостойный, прямое имя Никон» (Там же. Л. 212).

Толковый Сийский иконописный подлинник (БАН. Собр. Арханг. семинарии. № 205) и сопровождающий его альбом прорисей икон и западноевроп. гравюр (РНБ. ОЛДП. F. 88) позволяют представить высокий эстетический уровень интересов Н. С. Подлинник является образцом целенаправленного собирательства, подобно коллекции гравюр А. А. Виниуса («Книга Виниуса»).

Подлинник имеет общерус. значение как собрание изображений редких персоналий, среди к-рых можно выделить сщмч. Дионисия Ареопагита, прп. Максима Грека; мн. прориси имеют подписи, указывающие на авторство иконописцев-знаменщиков Симона Ушакова, Василия Кондакова и др. Образцы Лицевого Сийского подлинника выполнены в технике «черневого прилепа», но при этом Н. С. сам прописывал листы черными чернилами, придавая рисунку четкость, как на прорисях икон «Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские», «Преподобные Никодим Кожеозерский и Пахомий Кенский», «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», либо полностью прорисовывал изображение, напр. прп. Феодосия Сийского (Кольцова. 2009. С. 70).

Текстовый иконографический материал Толкового подлинника расположен в календарном порядке согласно месяцеслову; он содержит подробные описания образов святых и праздничных сюжетов. В книге много иллюстраций, преимущественно гравированных, выполненных в технике гравюры на металле (резец, офорт). Наиболее интересен из них комплект лицевых святцев Бунина. Каждый лист соответствует месячному циклу церковных праздников: в календарном порядке изображены святые в рост и праздничные сюжеты (в наст. время известны 2 экз., один - в составе Сийского подлинника; см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. № 957; Кольцова. 2009. С. 68).

Среди дополнительных статей Толкового иконописного подлинника необходимо отметить разработанные Н. С. рекомендации по сохранению икон в неотапливаемых помещениях путем их постепенного проветривания, описание методов реставрации икон (Брюсова. 1984. С. 152; Симони. 1906. С. 199-200; Кольцова. 2009. С. 71-72). В подлиннике содержатся также правила просушки каменных церквей, ризницы и книгохранительной палаты. Есть рекомендации по промывке, чистке и поновлению икон, сведения о золоте и серебре, об олифе, о приготовлении иконных красок, о клее, левкасе и о «чернильном прилепе».

Е. А. Рыжова, О. Р. Хромов

Деятельность Н. С. как книжника

Патриарх Никон и царь Алексий Михайлович. Прорись из Сийского Иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. ?)Патриарх Никон и царь Алексий Михайлович. Прорись из Сийского Иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. ?)

В б-ку Сийского мон-ря Н. С. передал 58 книг, из них - 34 рукописные (Кукушкина. 1977. С. 114-116, 117). Состав келейной б-ки свидетельствует о его знакомстве с современными ему переводными богословско-нравоучительными и лит. произведениями; в б-ке хранились рукописные сборники, содержащие словари, тексты учебного характера («Книга цифирь - счетная мудрость»), житийные памятники. Среди книг, переписанных во время настоятельства Н. С. и по его указанию, встречаются рукописи светского содержания, отражающие уровень естественно-географических знаний того времени: «Чертеж Московского государства», «Лист планидный», «Алфавит - истолкование греческому языку». В списке книг Н. С. значатся повести: «Стефанит и Ихнилат», «Семь мудрецов», произведения античных авторов, в т. ч. басни Эзопа. Эти лит. памятники не могли быть рекомендованы для чтения монахам и переписывались «келейным иждивением» владельца (Там же. С. 117).

Исследователи отмечают сходство палеографических и кодикологических характеристик рукописей, переписанных по повелению Н. С., и кодексов, созданных книгописной школой архиеп. Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова). Именно в этой школе были заложены основы стиля севернорус. книжной культуры. Рукописи выполнялись одними и теми же писцами: Т. С. Кузнецовым, дьяком Данилой Лебедевым, иером. Корнилием и др. Наблюдается значительное сходство в оформлении: формат в основном «в полдесть» или в четверть; аккуратное расположение текста на листе; поля 3-4 см; киноварь в заголовках и инициалах; тиснение на переплете; для титульных листов в качестве украшений использовались гравированные в Сийском мон-ре заставки. К рукописям Н. С. архиеп. Афанасий относился с большим доверием и брал из его б-ки оригиналы для копирования (Там же. С. 117-119).

Н. С. был одним из создателей знаменитого Сийского Евангелия (БАН. Арх. ком. № 339), написанного в Москве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. по заказу патриаршего казначея старца Паисия. В Сийском Евангелии есть изображения, к-рые Н. С. «знаменил» для Сийского иконописного подлинника (Братчикова. 1988. С. 10).

При Н. С. в Сийском мон-ре занимались гравированием, о чем свидетельствуют собранные им иконные образцы и печатные святцы, изданные в обители в 1672 г. (Сидоров. 1951. С. 230-231; Мишина. 1994; Брюсова. 1984. С. 150). В составе келейной б-ки Н. С. были книги с гравюрами, в т. ч. рукопись «Звезда пресветлая» 1689 г. с печатной заставкой-рамкой, выполненной в технике гравюры на металле (БАН. Арханг. Древлехран. № 451. Л. 15; Кольцова. 2009. С. 69).

Сочинения

В б-ке Н. С. находились списки Жития прп. Антония Сийского редакции Ионы (БАН. Арханг. Древлехран. № 340) и игум. Феодосия (РНБ. Собр. СПбДА. А. II. № 209). Н. С. был создателем Исторической редакции Жития прп. Антония Сийского, для к-рой характерно внимание к историческим сюжетам и включение в текст устных преданий. Она была составлена в 1-й трети XVIII в., известны 4 списка 2-й четв. XIX в. (БАН. Арханг. Древлехран. № 558, 559; Собр. Н. К. Никольского. № 220; РНБ. ОСРК. Q. I.1303), созданные в Сийском мон-ре (Рыжова. 2000. С. 184-185, 240). Впервые предположение о составлении новой редакции Жития прп. Антония Сийского не ранее 1719 г. высказал архиеп. Никодим (Кононов) (Никодим (Кононов). 1901. С. 15, 22).

Произведение свидетельствует об интересе автора к конкретным обстоятельствам жизни прп. Антония Сийского. В Историческую редакцию вошли местные предания, бытовавшие на родине святого, в Киехте, возможно, после того как сам Н. С. там побывал. Ряд фактов связан с семьей прп. Антония: рассказывается об отце святого, Никифоре, сообщается точное место проживания семьи преподобного в Киехте - около храма в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя мч. Георгия (БАН. Арханг. Древлехран. № 558. Л. 6 об.). В Житии приводится предание о сосне, стоявшей на пути к обители Пахомия Кенского, под к-рой прп. Антонию явился ангел; в данной редакции оно сопровождается рассказом о монахе Кенского мон-ря Николае, к-рый пострадал за то, что решился срубить сосну для нужд обители (Там же. Л. 10 об.- 11). В Исторической редакции отражено почитание монастырской святыни - креста, поставленного прп. Антонием на Емецкой дороге: повествуется о 4 чудесных исцелениях у креста жителей из местных селений и сев. городов. Запись этих чудес велась в 1712-1719 гг., вероятно, по повелению Н. С., к-рый в это время был настоятелем Сийского мон-ря. В Повести о кресте на Емецкой дороге рассказывается об участии Н. С. и игум. Феодосия в строительстве новой часовни, поставленной в 1721 г. на месте старой.

Возможно, Н. С. причастен к созданию 2-го варианта Виршевой переработки Жития прп. Антония Сийского, текст которой известен в рукописи 1710 г. РНБ. Собр. СПбДА. А. II. 209. Она содержит тексты, связанные с почитанием прп. Антония Сийского и монастырских святынь, рукопись имеет владельческие записи Н. С. Редакция является лаконичным изложением в форме стихов-виршей Жития преподобного. В списке Н. С. текст состоит из 40 стихотворных строк, количество слогов в строках от 9 до 15, последовательно проведена лексическая и фактологическая правка текста 1-го варианта Виршевой редакции (Рыжова. 2005. С. 200-204).

Н. С. является автором Жития сийского игум. прп. Феодосия, к-рый был его духовным учителем. Житие известно в одном списке: БАН. Арханг. Древлехран. № 408 (Л. 235-269) («История собранная вкратце о блаженнем отце Феодосии, иже Сийския обители игумен бысть»; опубл.: Рыжова. Лит. творчество. 2001. С. 247-264). О существовании Жития Феодосия Сийского было известно уже в XIX в. (Строев. Словарь. С. 216), текст выявлен М. В. Кукушкиной в сборнике-конволюте под названием «Збитень»; он содержит владельческие и вкладные записи Н. С. и иеродиак. Иосифа, сделанные в 20-х гг. XVIII в. (Рыжова. Лит. творчество. 2001. С. 240-241. Сн. 98-100). Помимо Жития Феодосия Сийского в сборник входят краткая летопись жизни прп. Феодосия («История о преподобнем игумене Феодосии» - БАН. Арханг. Древлехран. № 408. Л. 268-269 об.), а также тропарь и кондак прп. Феодосию Сийскому (Там же. Л. 267-268 об.). Текст Жития написан полууставом разными почерками и имеет многочисленные исправления, т. е. является черновиком произведения. Возможно, Н. С. написаны листы предисловия к Житию (Там же. Л. 233-239) и нек-рые фрагменты текста (Там же. Л. 240 об.- 249). Предисловие, «Увещание к читателем», заканчивается авторской ремаркой Н. С.: «…якоже уповаю, и молюся, и желаю любви вашей духовной при ваших святых молитвах выну застающий многогрешный иеромонах Никодим Сийский» (Там же. Л. 238 об.- 239).

Св. Иоанн Предтеча. Миниатюра из Сийского Евангелия. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XVII в. Худож. Никодим (Мамонтов) (БАН. Арх. ком. № 339. Л. 55 об.)Св. Иоанн Предтеча. Миниатюра из Сийского Евангелия. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XVII в. Худож. Никодим (Мамонтов) (БАН. Арх. ком. № 339. Л. 55 об.)

Житие прп. Феодосия Сийского составлялось в 90-х гг. XVII в. в связи с образованием архимандритии в Сийском мон-ре. Оно свидетельствует о культурно-просветительской деятельности властей Антониева Сийского и Кожеозерского мон-рей, сочетавших хозяйственные заботы с перепиской и украшением книг. В Житии фигурируют ученики прп. Феодосия, реальные исторические лица и вкладчики обители (патриарший казначей Паисий и др.). «История» об игум. Феодосии является примером трансформации житийного канона в XVIII в.: в рассказах присутствует описание душевного состояния, эмоционального восприятия событий, что превращает произведение в мемуары, записанные со слов очевидцев событий. Новизна подачи материала проявляется в композиции и стиле памятника. В нем нет отдельных глав, выделено только предисловие, или «Увещание к читателем», в котором Н. С. назвал себя «историографом». Он пишет не Житие, а «Историю» об игум. Феодосии, о чем не раз говорит в тексте предисловия: «...написую историю чуднаго в подвизех добродетелных, богоугоднаго и преподобствы сияющего мужа, бывше в лете наша, Феодосиа глаголю»; «аше кто вникнет в сию историю, да не усумнится, яко не удобренными и любомудрыми словесы сочинися» (Там же. Л. 237-238).

В произведении содержатся многочисленные монастырские предания о прп. Феодосии Сийском. Игумен рассказывал Н. С. о причинах, побудивших его принять иноческий постриг. В Житие включены воспоминания учеников и духовных наставников игум. Феодосия: сийского мон. Давида; инока Варфоломея - преемника Феодосия; мон. Илариона (Смирного), ставшего соловецким игуменом, а впосл.- митрополитом Псковским; сийского «иконома» Паисия (Мефодиева). Много внимания уделяется рассказу о ссылке игум. Феодосия в Кожеозерский мон-рь: в этой части повествования упоминаются митр. Новгородский Никон, причастный к ссылке игумена, кожеозерский игум. Сергий, монах той же обители Павел, игум. Строкиной пуст. в Каргополе Евфимий, старец Боголеп (Львов). Также описываются возвращение игум. Феодосия и 2-й период его настоятельства в Сийской обители.

При Н. С. сложился Летописец Антониева Сийского мон-ря, в к-ром запечатлено коллективное творчество книжников обители. Существуют и иные т. зр., согласно к-рым Летописец возник раньше, при игум. Каллинике (Иванов. 1902. С. 375) или при игум. Феодосии (Кукушкина. 1977. С. 160). Возможно, игум. Феодосий начал объединять разрозненные монастырские записи, а завершил этот процесс Н. С. Мотивом такого решения могло послужить учреждение архимандритии. Описание этого события отражено в Летописце: «И того же 200 [1692]-го году августа в 1 день посвящен на иво Варфоломеево игуменское место во архимандрита Сийского же монастыря постриженик, а прежде бывшаго отца игумена Феодосиа послушенник же иеромонах Никодим. И с такова числа почалос в Сийском монастыре архимандричество» (БАН. Арханг. Древлехран. № 375. Л. 104).

Известны 2 списка Летописца: черновой (БАН. Арханг. Древлехран. № 375; Кукушкина. 1977. С. 165) и беловой (БАН. Собр. Арханг. семинарии. № 186; см.: Иванов. 1902. С. 375). Появление беловой копии Летописца в нач. XVIII в. было вызвано переписью населения, объявленной в дек. 1715 г. указом Петра I. Беловой список выполнен скорописью «перепищика лантрата Ивана Даниловича Телепнева», к-рым написаны также страницы в Переписной дворовой книге Сийского мон-ря (БАН. Арханг. Древлехран. № 595). Переписчик был знаком с черновым вариантом Летописца, поскольку на нек-рых страницах в рукописи БАН. Арханг. Древлехран. № 375 им сделаны пометы типа «пробы пера» (теми же черными чернилами, что и в беловой копии). При создании беловой копии он сократил нек-рые части оригинала, в основном это касается хозяйственных смет, однако использовал др. дополнительные источники. Впервые данное произведение назвал Летописцем в 1800 г. штатный подьячий Григорий Таратин, служивший при архим. Аполлосе. Таратин обнаружил черновой список произведения в книжной палатке мон-ря и оставил на рукописи скорописную помету (БАН. Арханг. Древлехран. № 375. Л. 1). Монастырский Летописец охватывает события с 1593 по 1694 г. (Иванов. 1902. С. 375). В черновом его списке 1-й по времени создания является та его часть, к-рая включает описи и хозяйственные сметы монастырского имущества, составленные при игум. Ионе (1598-1634): опись 1598 г., подписанная бывш. игум. Питиримом, а также смета 1608 г., составленная для строившейся новой каменной ц. во имя Св. Троицы вместо сгоревшей в 1593 г. Черновой список начинается с краткого известия о пожаре. Вторая часть сборника, составленная в более позднее время, содержит записи различного рода, пространную смету расходов на строительство, причем хронологический порядок при описании событий в этой части иногда нарушается. В Летописце указываются имена игуменов и монахов монастыря, писцов, книжников, иконописцев, вкладчиков, приводится состав б-ки мон-ря в разные годы, дается подробное описание формата и украшения книг, содержатся тщательные описи монастырских икон, утвари, одежды, хозяйственных и продовольственных запасов, упоминания о торговых сделках, описания необычных природных явлений и т. д. Основой Летописца были хозяйственные сметы и записи, к-рые велись в Сийском мон-ре по указанию игуменов и оформлялись затем в виде многочисленных вкладных, приходо-расходных и переписных книг.

Н. С. принадлежит авторство «Алфавита духовного слагательного» - сборника писем, посланий и предисловий (БАН. Арханг. Древлехран. № 527. Л. 182-194; не опубл.; см.: Кукушкина. 1977. С. 118).

В монастырском синодике сообщается, что Н. С. «преставися 1721 иулиа в 11 день на архимандричестве 29 лет всех лет 80» (ГААО. 3 (491). Син. Л. 11, 236 об.).

Ист.: Грамота патр. Адриана «Об учреждении в Антониево-Сийском монастыре архимандрии и назначении архимандритом иеромонаха Никодима» // АОКМ. Инн. КП 3601; Вкладная книга Антониева Сийского мон-ря // БАН. Арханг. Древлехран. № 386. Л. 77 об.- 81 об., 86 об.- 87; Виршевая редакция Жития Антония Сийского // РНБ. СПбДА. А.II. № 209; Житие Антония Сийского Исторической редакции // БАН. Арханг. Древлехран. № 558, 559; Собр. Н. К. Никольского № 220 и РНБ. ОСРК. Q. I.1303; Житие Феодосия Сийского // БАН. Арханг. Древлехран. № 408. Л. 235-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря // БАН. Арханг. Древлехран. № 375. Л. 92 об.; Собр. Арханг. семинарии. № 186; Сийский иконописный подлинник // РНБ. ОЛДП. F. 88 и Толковый иконописный подлинник // БАН. Собр. Арханг. семинарии. № 205; Синодик Антониево-Сийского мон-ря // ГААО. 3 (491). Син. Л. 11, 236 об.
Лит.: Строев. Словарь. С. 216; он же. Списки иерархов. Стб. 821; Покровский Н. В. Лекции по церк. археологии, читанные студентам СПбДА в 1884/1885 г. СПб., 1884. С. 412; он же. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Вып. 1. С. 13-14, 23; 1986. Вып. 2. С. 63-65, 70-73, 78, 84, 94, 100, 104, 107-108; 1897. Вып. 3. С. 111-113, 115, 122-123, 129-131, 139, 140, 147, 156, 159-160; 1898. Вып. 4. С. 162-163, 165, 168, 170, 174-175, 180, 182, 184, 187-188, 190, 197-198, 203-204, 209-211, 220-221; он же. О Сийском иконописном подлиннике: Реферат // Археол. изв. и заметки. М., 1897. № 7/8. С. 257-258; он же. Очерки памятников христ. иконографии и искусства. СПб., 19002. С. 438-459; Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889. С. 62, 129; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. № 52; Никодим (Кононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. Жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского мон-ря 1598 г. и летописные заметки // Древности: Тр. Археогр. комиссии МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 373-384; Кириллов А. В., прот. Прп. Антоний, Сийский чудотворец // Архангельские ЕВ. 1906. № 22. Ч. неофиц. С. 701; Симони П. К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. СПб., 1906. Вып. 1. С. 199-200. (ПДПИ; 161); Верюжский В. М., свящ. Афанасий, архиеп. Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Рус. Церкви в кон. XVII в.: Церк.-ист. очерк. СПб., 1908. С. 309, 682-683; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря: 1575-1694 (7084-7202) гг. М., 1917; Сидоров А. А. Древнерус. книжная гравюра. М., 1951. С. 230-231; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 12, 28, 43, 70, 102, 111, 112, 114-120, 124, 151, 160, 166, 188, 198; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки // Мат-лы и сообщ. по фондам отд. рукописной и редкой книги БАН. Л., 1978. С. 154-187; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 150-152; она же. Федор Зубов. М., 1985. С. 29-30; Братчикова Е. К. Основные черты книж. миниатюры кон. XVII в. по мат-лам Антониево-Сийского мон-ря // М. В. Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф., 9-11 сент. 1986 г. Архангельск, 1986. С. 215-218; она же. Сийское Евангелие кон. XVII в. и творческие принципы рус. миниатюристов в освоении западноевроп. худож. традиции: АКД. Л., 1988. С. 10; Мальцева О. Н. Сийский иконописный подлинник: Новые мат-лы об иконописной мастерской Антониева Сийского монастыря XVII в. // Религия в истории культуры: Сб. науч. тр. ГМИР. СПб., 1991. С. 19-34; она же. Иконописная мастерская Антониево-Сийского мон-ря в XVII в. // Погибшие святыни. Охраняется государством: 4-я Рос. науч.-практ. конф. СПб., 1996. Ч. 3. С. 66-70. (Программа «Храм». Сб. мат-лов; 11); Белоброва О. А. Никодим // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 391-392; Мишина Е. А. Святцы Антониева-Сийского монастыря и их предполагаемый автор // Филёвские чт. М., 1994. Вып. 5. С. 3-14; Кольцова Т. М. Сев. иконописцы: Опыт библиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 89-90; она же. Архим. Антониево-Сийского мон-ря Никодим и его рекомендации по реставрации икон // Грабарёвские чт. М., 2003. Вып. 5. С. 104-114; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 39-53; она же. Искусство Холмогор XVI-XVIII в. М., 2009. С. 64-73; Мальцев Н. В., Мальцева О. Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Сев. России XVI-XVIII вв. СПб., 1998. Вып. 1. С. 70-72; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 46; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 14, 40, 59, 60, 128, 132, 135, 139, 146, 157, 173, 180, 182, 183, 189-194, 197, 198, 237; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское соч. XVII в.: (К вопросу о форме сев.-рус. агиографии) // 200 лет первому изд. «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чт. по истории и культуре Др. и новой России, 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв. // КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 236-264; она же. Виршевые редакции севернорус. житий // Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 195-206; Исчисление рус. иконописцев всех школ / Сост.: И. А. Кочетков. М., 2003. С. 449-451; Хромов О. Р. Новые мат-лы о Сийском иконописном подлиннике // Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в. Ростов, 2006. С. 280-287; Евсеева Л. М. Иконописный подлинник // ПЭ. 2009. Т. 22. С. 58-60; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 449-451.
Е. А. Рыжова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник
  • ЗИНОН (Теодор Владимир Михайлович; род. 1953), архим., иконописец
  • ИРИНАРХ (в крещении Иоаким; 1806-1869), архим., иконописец
  • ААРОН (XVIII в. ), монах книжник, справщик и книгохранитель
  • ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
  • АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
  • АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог
  • АВГУСТИН (Никитин Дмитрий Евгеньевич; род. в 1946), архим., доц. СПбДА