АГАМА
Том I , С. 213-214
опубликовано: 1 апреля 2008г.

АГАМА

Агамá 1) [санскр.  , м. р.,- священная традиция], название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р. Х. и противопоставляемых текстам вед (шруги, нигама). А. как «знание, получаемое из авторитетного источника» входит в число «средств достоверного познания» (прамана), признаваемых философией йоги. А. в этом значении отчасти совпадает со смрити - «передаваемым по памяти», преданием (в отличие от вед; впрочем, иногда - как, напр., в философии ньяя - термин «А.» прилагается к ведам и ведийскому знанию). Тексты А., состоящие обычно из кратких изречений - сутр, относятся ко всем основным течениям индуизма: вишнуизму, шиваизму и шактизму. По содержанию А. могут быть теолого-философскими, йогическими и ритуальными. Наиболее употребительны из них А., содержащие всевозможные ритуальные предписания. Ряд А. имеет тантристский характер.

Я. В. Васильков

2) [санскр.  , ср. р.], или тантра [ ], священные тексты в религиозно-философской традиции кашмирского шиваизма. А. являются прежде всего обобщением определенной мистической и ритуальной практики соответствующего направления внутри шиваизма и, как правило, связаны с конкретной школой или сектой, с конкретным именем того или иного тантристского учителя. В своем трактате «Тантра-алока» (Свет тантры) философ-шиваит Абхинавагупта выделяет 3 основных направления внутри кашмирского тантризма: «дуалистический» шиваизм (объектом почитания здесь выступал Шива вместе со своей возлюбленной Шакти), «дуалистический-недуалистический» шиваизм (основанный на поклонении Шиве в его ипостаси бога Рудры) и «недуалистический» шиваизм (ориентированный на почитание «устрашающей» ипостаси Шивы - Бхайравы). Соответственно, первое течение насчитывает 10 основных А., второе - 18, третье, наиболее влиятельное,- 4 А. По др. счету, существуют 28 «главных» тантристских текстов (сиддханта-А.) и более 200 «вспомогательных» (упагама) произведений. Так или иначе, все эти тексты, считающиеся божественным откровением, описывают различные формы мистико-эротической практики тантризма, к-рая указывает адепту путь к освобождению от сансарного круга перерождений. Первоначально шиваитский тантризм существовал преимущественно в своей дуалистической форме, обычно именуемой «шайва-сиддханта», в дальнейшем это направление оказалось почти полностью вытесненным на юг Индии, в Кашмире же начал преобладать недуалистический шиваизм. Адепты агамического направления «Бхайрава» почитали Шиву в его грозном, яростном аспекте; «освобождение» метафорически соотносилось здесь с состоянием яростного божественного опьянения и космического огня, пожирающего собой весь мир. Сторонники агамической секты «Каула» (название восходит к Кула - одному из имен Шакти, означающему родовое начало как таковое) поклонялись разрушительному, эротически-необузданному жен. божеству. В дальнейшем именно секта «Каула» послужила основой главных религ. направлений в рамках кашмирского шиваизма, т. е. направлений «Трика», или «[Почитание трех богинь] трезубца [Шивы]», «Крама», или «Нисхождение [божественных сил]», и «Пара», или «[Почитание] Верховной [Богини]». Эзотерическая религ. практика, основанная на текстах А., подняла почитание Шакти (особенно в ее ипостаси жестокой и смертоносной богини Кали) на уровень, существенно выходящий за пределы чисто внешней обрядности. Теперь сам тантристский ритуал понимается как процесс внутренней самореализации адепта.

Лит.: Sharma L. N. Kashmir Shaivism. Benares, 1972; Navjivan Rastogi. The Krama Tantricism of Kashmir: Historical and General Sources. Delhi, 1979. Vol. 1; Silburn L. La Kundalini ou L'Énergie des Profondeurs. P., 1983; idem. Spandakarika: Stances sur la vibration de Vasugupta et leurs gloses. P., 1990; idem. Hymnes aux Kali: La Roue des énergies divines. P., 1995; Murphy P. Triadic Mysticism: The Mystical Theology of the Śaivism of Kashmir. Delhi, 1986; Dyczkowsky M. S. G. The Doctrine of Vibration: An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism. Albany, 1987; Sanderson A. Śaivism and the Tantric Tradition. L., 1988. P. 660-704. (The World Religions); Muller-Ortega P. E. The Triadic Heart of Shiva: Kaula Tantricism of Abhinavagupta in the Non-Dual Shaivism of Kashmir. Albany, 1989; Padoux A. Vac. The Concept of the Word in Selected Hindu Tantras. Albany, 1990.
Н. В. Исаева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБХИНАВАГУПТА (кон. X - нач. XI в.), индийский религиозный философ и эстетик
  • АЛЬВАРЫ вишнуистские мистики-поэты, творившие в Тамилнаде в VI-XI вв.
  • БХАГАВАДГИТА один из важнейших письменных памятников индуизма
  • ВАЛЛАБХА (1479-1531 или 1532), инд. теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма (вишнуизма), основоположник религиозного движения «Пушти-марг»
  • ВИШНУ один из высших богов в индуизме
  • ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)
  • ВРИНДАВАН священная местность и город в Индии, религ. центр
  • «МАХАБХАРАТА» («Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеинд. эпическая поэма, написана на санскрите