АМБИТУС
Том II , С. 104
опубликовано: 13 августа 2009г.

АМБИТУС

[лат. ambitus - объем], категория григорианского лада (церковного тона - см. Григорианское пение; Modus), обозначающая диапазон мелодии, совокупность звуков от нижней до верхней ее границы. В хоральном репертуаре различают узкообъемные мелодии, укладывающиеся в кварту, и мелодии с расширенным объемом. Пожалуй, самый большой А. (2 октавы) имеет офферторий «Tollite portas» (Поднимите врата) на текст Пс 23. 7, 9. В теории григорианских ладов А. является основным определителем разновидности парных ладов с общим заключительным тоном - финалисом. А. нечетного тона (см. Автентический лад) лежит квартой выше четного (парного) тона (см. Плагальный лад) (А. дается в совр. буквенной записи)

Как термин модальной теории А. стал регулярно употребляться в трактатах XIV-XV вв. (впервые - в анонимной «Summula musicae Guidonis», позже - у Гобелина, Адама Фульдского, Тинкториса и мн. др.), хотя понятие «А.» существовало несомненно раньше. В значении объема мелодии это слово впервые употребил Гвидо д'Ареццо в 15-й главе трактата «Микролог» (ок. 1025).

Лит.: Guidonis Aretini Micrologus. Cap. XV / Ed. by J. Smith van Waesberghe // Corpus scriptorum de musica / American Inst. of Musicology. [N. Y.], 1995. Vol. 4. P. 169; PL. 41. Col. 395; Sherr R., Powers H. Ambitus // NGDMM. L., 1980. Vol. 1. P. 11.
С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • VERSUS зап. муз. термин
  • A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ (IX в.), мон.-бенедиктинец, муз. теоретик
  • АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
  • АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах