АНАГРАММАТИЗМ
Том II , С. 208
опубликовано: 19 августа 2008г.

АНАГРАММАТИЗМ

Содержание

[греч. ἀναγραμματισμός], один из основных видов композиции в поздневизант. певч. искусстве, означает перестановку «грамм» (τὰ γράμματα), т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения. Из-за мелодической акцентировки и протяженности мелоса возникла необходимость повторения слогов, слов, целых фраз. А., как и др. прием калофонического пения - анаподизм, появился во 2-й пол. XIII в., в законченном виде сформировался в творчестве св. Иоанна Кукузеля. Термин «А.» появляется в кодексах Пападики XIV-XV вв., впосл. встречается в калофонических Стихирарях и Матиматариях. Развитие этой практики, возникшей сначала в калофонических распевах псалмовых стихов вечерни и утрени   » (῾´Ινα τί ἐφρύαξαν ἔθνη - Пс 2. 1-2) св. Иоанна Кукузеля, см. пример), полиелея (Пс 134-135), непорочных (Пс 118) и др., достигло вершины в обработках самогласных стихир. А. как полный и совершенный вид композиции охватывает весь текст самогласна: в качестве начального избирается, как правило, ключевая по смыслу фраза или слово из любого стиха, кроме первого, и подвергается перестановкам, вклиниваясь в остальной текст, с тем чтобы с помощью мелодии подчеркнуть поэтически, содержательно или богословски значимые его фрагменты, благодаря чему и текст приобретает новые смысловые оттенки.

Как вид муз. композиции А.- вершина визант. мелотворчества. Обязательное дополнение к А.- вставка кратимы, обычно ближе к концу песнопения. Известен ряд А. св. Иоанна Кукузеля: «  » (̀ρδβλθυοτεΙδωμεν πάντες) самогласной литийной стихиры праздника Богоявления «   » 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 218, 1336 г.), заупокойный икос «    » (Αὐτὸς μόνος ὑπάρχεις ἀθάνατος) (Ibid. Fol. 136-138), «    » (̓Αλλ̓ ὡς οἰκτίρμων κάθαρον) тропарей по 50-м псалме «    » (Ath. Laur. Λ 116. Fol. 2, XVII в.; S. Sepulcri. 733. Fol. 102, нач. XIX в.) и др. С XV в. А. и анаподизмы стали называться матимами. Неск. А. помещены в совр. печатном изд. Матиматария, но в богослужебной практике в наст. время они почти не употребляются. Как остаточное явление А. можно рассматривать существующую ныне практику перестановки слов при пении прокимнов вечерни и утрени, начала полиелея и избранных псалмов, «  » перед чтением Евангелия на утрене (Πᾶσα πνοὴ αἰνεσάτω...- Αἰνεσάτω πᾶσα πνοὴ...), «   » в конце литургии (Εἴη τὸ ὄνομα Κυρίου...- Τὸ ὄνομα Κυρίου εἴη...) и т. п.

Пример

Пс 2. 1-2. Обычный богослужебный текст состоит из 4 строф: ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔθνη καὶ λαοὶ <ἔθνη καὶ λαοὶ> ἐμελέτησαν κενά; ἀλληλούϊα. / Παρέστησαν οἱ βασιλεῖς τῆς γῆς̇ ἀλληλούϊα. / Καὶ οἱ ἄρχοντες συνήχθησαν ἐπὶ τὸ αὐτό̇ ἀλληλούϊα. / Κατὰ τοῦ Κυρίου καὶ κατὰ τοῦ Χριστοῦ αὐτοῦ. ̓Αλληλούϊα. Те же стихи в калофонической обработке св. Иоанна Кукузеля (из Пападики Хурмузия Гиамалиса - S. Sepulcri 703. Fol. 227v; разрядкой дан текст мелизматических вставок - кратим): ̀λδβλθυοτεΙνα τί ... χικινι ... ιιι ... / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔ ... τὰ ἔθνη / καὶ λαοὶ ἐμελέτησαν κενά. / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔθνη καὶ λαοὶ / ἔθνη καὶ λαοὶ / λαοὶ ἐμελέτη ... ἐμελέτησαν, ἐμελέτησαν κενά / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐμελέτησαν κενά / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔ ... τὰ ἔθνη / καὶ λαοὶ ἐμελέτησαν κενά. / ̀λδβλθυοτεΙνα τί οἱ βασιλεῖς καὶ οἱ ἄρχοντες / συνήχθησαν ἐπὶ τὸ αὐτό.- πάλιν [«еще раз»] / ̀λδβλθυοτεΙνα τί συνήχθησαν κατὰ τοῦ Κυρίου.- πάλιν [«еще раз»] / ̀λδβλθυοτεΙνα τί παρέ .... ἵνα τί παρέστησαν κατὰ τοῦ Κυρίου / καί κατὰ τοῦ Χριστοῦ αὐτοῦ. / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ... Τιριριν / ̀λδβλθυοτεΙνα τί ἐφρύαξαν ἔθνη ἐφρύαξαν ἔθνη / τί ... τι τι τὶ ... τιριριν / ̀ρδβλθυοτεΕθνη καὶ λαοὶ ἐμελέτησαν κενά. / ̓Αλληλούϊα.

Лит.: Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 79-83, 207-214.
Г. Статис
Рубрики
Ключевые слова
См.также