ЕВАНГЕЛИКИ
Том XVI , С. 694-697
опубликовано: 7 декабря 2012г.

ЕВАНГЕЛИКИ

[англ. evangelicals], в совр. протестантизме представители различных течений, относящиеся к межденоминационному движению с тем же названием (evangelicalism). В XVIII-XIX вв. в протестант. церквах Великобритании и Сев. Америки шли т. н. процессы «обновлений», или «пробуждений», вызванные, c одной стороны, убежденностью верующих в том, что в англикан., лютеран. и реформатских церквах установилась излишняя иерархичность, вероучение превратилось в «мертвую догматику» и много внимания уделяется литургическим моментам. С др. стороны, т. о. проявлялось их желание противостоять распространению рационализма, деизма и атеизма, порожденных эпохой Просвещения.

Англ. исследователь Д. Беббингтон выделяет 4 основные черты евангеликализма: обращение, стремление к обращению (сonversionism), или «второе рождение» (new born или born again - рождение вновь; в синодальном переводе в Ин 3. 5-8 - «рождение свыше»),- опыт, к-рый, с т. зр. Е., должен быть получен только через веру («одной верой») или только через благодать («одной благодатью»); библеизм (biblicism), т. е. Библия является для Е. единственным источником Откровения Божия, а библейские пророчества трактуются в соответствии с положениями диспенсационализма; активность (activism), выраженная в том, что каждый Е. должен принимать посильное участие в миссионерской работе и поддерживать контакты с единомышленниками; крестоцентризм (crucicentrism) - особое сосредоточение на Крестной Жертве Христа, благодаря к-рой у человечества появилась возможность получить прощение и спасение.

Е. считают деноминационные различия второстепенными, поэтому они не разработали собственной экклезиологии и не стали создателями особой теории церковного устройства. С т. зр. Е., Свящ. Писание не устанавливает обязательную для всех христиан форму церковного управления. Воспринимая Церковь как Тело Христово, различные группы Е. вкладывают в это понятие свое содержание. Это могут быть все истинно верующие, только Е. (консерваторы) или Е. и нек-рые представители др. христ. деноминаций (неоевангелики). Такая неопределенность в экклезиологии создает возможность как для образования новых деноминаций, так и для появления групп Е. внутри сложившихся протестант. конфессий. Как консерваторы Е. противопоставляются представителям либерального протестантизма.

Ключевыми фигурами для становления евангеликализма в англоязычном мире были основатель методизма Дж. Уэсли (1703-1791), Дж. Уайтфилд (1714-1770) и Дж. Эдвардс (1703-1758), отец первого «Великого пробуждения» (1730-1740) в Сев. Америке, призывавший к возвращению к «строгому кальвинизму». С т. зр. Эдвардса, существует конфликт между «естественными возможностями» (природными способностями) грешника к покаянию и принятию Евангелия и его «моральной неспособностью» (неискоренимым нежеланием) к обращению. Спасти грешника может только немедленное искреннее покаяние, ибо Второе пришествие Христа может произойти в любой момент.

Проповедники поколения Эдвардса и Уайтфилда практиковали массовую проповедь под открытым небом. В XIX в. идеи Эдвардса продолжал развивать Н. Тейлор, взгляды к-рого стали известны как «новая школа кальвинизма», или нью-хейвенское богословие. Во время второго «Великого пробуждения» в США (1800-1830) на передний план вышла фигура Ч. Г. Финни, учение к-рого оказало решающее влияние на неоевангелизм ХХ в. Финни отказался от кальвинист. учения о первородном грехе, рассматривая его только как нарушение морального закона. Он утверждал, что человек, обладая свободной волей, может сам избрать путь к спасению или к погибели. Но Финни принимал кальвинист. положение о предопределении избранности и о «неспособности святых к отпадению» (невозможности их отпадения от веры). Человек, по мысли Финни, в течение жизни совершает ряд нравственных или безнравственных поступков импульсивно, а не в результате изменений, происходящих в нем под влиянием веры или ее отсутствия. Поэтому нужно побудить его принять решение «присоединиться к Иисусу» непосредственно в момент проповеди. Внутреннее обращение и перемена жизни в соответствии с христ. заповедями остаются на 2-м плане. Финни был также одним из авторов и распространителей утопической идеи о преобразовании США в «Империю добродетели» (Benevolent Empire). Он считал, что для этого необходимо отменить рабство, бороться за принцип умеренности во всем (в основном в употреблении алкоголя), поддерживать феминистские движения (он разрешил женщинам публично проповедовать) и делать все, чтобы изменить социальную и моральную жизнь общества к лучшему. Эта идея была популярна в десятилетия, предшествовавшие Гражданской войне между Севером и Югом (1861-1865), хотя амер. Е. и расходились во взглядах на отмену рабства.

Во 2-й пол. ХIХ в., когда влияние евангеликализма в Великобритании уменьшилось, консервативные Е. приняли систему диспенсационного премилленаризма, созданную британцем Дж. Дарби, к-рый особо выделил момент тайного «вознесения» Церкви перед наступлением «периода великой скорби». В конце этого периода наступит Армагеддон, когда, в частности, на стороне антихриста будут выступать и армии с далекого Севера (т. е. из России). После поражения антихриста на земле, начиная с Иерусалима, на 1 тыс. лет воцарится Иисус Христос со святыми, а по истечении этого срока сатана будет освобожден для последней битвы и уничтожен. Затем воскреснут мертвые и наступит Судный день. Те люди, имен к-рых не окажется в Божией книге жизни, будут повергнуты в ад, праведники будут жить с Богом в вечности.

Для распространения идей Дарби много сделал Д. Муди, к-рый создал Библейские ин-ты в Чикаго и Лос-Анджелесе. В 1879 г. Муди познакомился с С. Скофилдом. В 1909 г. была опубликована в версии кор. Якова (King James English Version) «Библия Скофилда со справочным материалом» (The Scofield Reference Bible), дополненная в 1917 г. и переработанная в 1967 г. и тогда же выпущенная под названием «Новая Библия Скофилда для ее внимательного изучения» (The New Scofield Study Bible). В комментариях, сделанных Скофилдом с позиций диспенсационализма, Россия, в частности, прямо отождествляется с Гогом и Магогом, о к-рых говорится в Книге пророка Иезекииля (Иез 38. 2). Этим изданием в наст. время активно пользуются консервативные Е., а диспенсационализм Скофилда является офиц. позицией Далласской семинарии (Даллас, шт. Техас), одного из наиболее известных учебных заведений Южной баптистской конвенции (Southern Baptist Convention). По данным на 2007 г., эта деноминация насчитывает 16 млн чел. (41 514 общин) и активно занимается миссионерской деятельностью (в 2003 было 10 тыс. зарубежных миссий).

В кон. XIX - нач. XX в. внутри консервативного крыла Е. возник христ. фундаментализм (fundamentals - основы). 5 главных положений фундаментализма были сформулированы в процессе работы Ниагарских библейских конференций (1878-1897) и Генеральной ассамблеи пресвитерианской церкви (1910), название это движение получило по опубликованной в 1910-1915 гг. консерваторами серии брошюр «Основы: свидетельство истины» (The Fundamentals: A Testimony To The Truth), общий тираж к-рых составил 3 млн экз. В них утверждались вера в богодухновенность и непогрешимость Библии, в непорочное зачатие и божественную природу Иисуса Христа, в истинность Его чудес, в заместительное искупление и телесное воскресение, а также поддерживались идеи диспенсационализма. Суровому осуждению подвергались библейская критика, либеральная теология, католицизм, к-рый авторы назвали «романизм», социализм, совр. философия, атеизм, «христианская наука», мормонизм, спиритизм и теория эволюции. В 1919 г. была создана Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация.

Совр. амер. Е.-фундаменталисты не участвуют в экуменическом движении, последовательно выступают против абортов и гомосексуальных браков, добиваются права преподавать свое учение в школах и открыто влиять на общественное мнение. В их среде пользуется популярностью теория «всемирного заговора» темных сил, к-рые готовят приход «всемирного правительства» во главе с антихристом. Е.-фундаменталисты принимают активное участие в политической жизни США. Они входят в такие христианско-политические орг-ции, как «Христианская правая» (Christian Right), «Христианская коалиция» (Christian Coalition) и «Семейный исследовательский совет» (Family Research Council), к-рые традиционно поддерживают Республиканскую партию. Наиболее известными объединениями Е.-фундаменталистов являются Генеральная ассоциация регулярных баптистских церквей (1932) и Независимые фундаменталистские церкви Америки (1930), им принадлежат Ун-т Боба Джонса (1927), а также периодические издания «Меч Божий» (The Sword of the Lord) и «Библейский евангелист» (The Biblical Evangelist).

В кон. XIX в. на базе диспенсационного премилленаризма возникло движение христ. сионизма (термин закрепился в XX в.). Один из сподвижников Муди, У. Блэкстоун, в 1882 г. выпустил кн. «Иисус грядет», в 1891 г. организовал кампанию за создание евр. гос-ва на Ближ. Востоке. Он опирался на идеи Скофилда о том, что христиане должны приветствовать приближение Армагеддона, т. к. за ним последует вознесение святых на небеса. Согласно Скофилду, Армагеддон состоится не раньше чем все евреи вернутся в Израиль, откуда они изгонят мусульман, уничтожат их святыни и восстановят в Иерусалиме свой храм, поэтому необходимо способствовать возвращению евреев на их историческую родину. В XX в. христ. сионизм возродил Х. Линдси. В кн. «Покойная великая планета Земля» (The Late Great Planet Earth, 1970) Линдси, используя идеи Дарби и Скофилда, подробно описал признаки приближающегося конца времен, среди которых - слияние деноминаций в «религиозные конгломераты»; церкви, прибегающие к «заигрыванию с социальными вопросами» для привлечения новых членов; молодежь, покидающая институционально сложившиеся церкви; движения внутри Израиля, направленные на превращение Иерусалима в религ. центр мира; воссоздание храма в Иерусалиме на его прежнем месте. Ближ. Восток станет фантастически богатым и влиятельным, Зап. Европа в качестве мирового лидера займет место США, возникнут «Соединенные Штаты Европы», во главе к-рых встанет антихрист. С т. зр. христ. сионистов, совр. гос-во Израиль является воплощением завета Бога с Авраамом и главным полем Его деятельности вплоть до Второго пришествия Христа и окончательного поражения антихриста. Но до этого должны исполниться и др. пророчества,- напр., евреи вернутся на землю обетованную из др. стран, Израиль завладеет всей территорией между Нилом и Евфратом, храм будет восстановлен на том месте, где сейчас находится мусульм. святыня - Куббат-эс-Сахра (Купол скалы).

По данным на 2007 г., в США и Канаде действуют более 200 орг-ций христ. сионистов. Крупнейшая из них - Американская христианская коалиция за Израиль; наиболее активная и воинствующая - «Международное христианское посольство в Иерусалиме» (1980); Фонд Ексобуса и Эбенизера был создан для переселения евреев из России и Вост. Европы в незаконные поселения на палестинских землях. Эти орг-ции активно пропагандируют свои идеи, организуя поездки в Израиль, выпуская учебные фильмы, журналы, книги, а также лоббируя амер. политиков.

В кон. XIX в. либеральное крыло Е. выработало концепцию т. н. cоциального евангелизма. Его сторонники, в частности У. Раушенбуш, У. Гладден и Ш. Мэтьюс, видели задачу движения в «социальном спасении» общества, в преобразовании его в соответствии с представлениями о Царстве Божием на земле. Заповедь любви должна была стать объединяющим началом для совместных действий всех христиан за реформирование общества и устройство справедливой жизни. Сторонники движения не ограничивались только миссионерской деятельностью, но активно вмешивались в решение трудовых споров владельцев предприятий с наемными работниками, участвуя в арбитражных комиссиях. Организационной базой движения в США стали Братство за христианский социальный порядок, Братство примирения, Федеральный совет церквей Христа и Церковная лига за индустриальную демократию. Результатом развития их идей можно считать концепцию христ. социальной ответственности, сформулированную в документах Международного конгресса по всемирной евангелизации (Лозанна, 1974). Делегации более 150 стран подписали Лозаннское соглашение, в котором борьба как за общественные права, так и против всякой формы враждебности, угнетения, дискриминации была объявлена необходимым выражением «доктрины о Боге и человеке... любви к ближнему и... послушания Христу». На это были направлены и решения II Международного конгресса по всемирной евангелизации (Манила, 1989), в котором участвовали представители 173 стран. В манифесте конгресса утверждалось, что «возвещение Божьего Царства... требует отречения от... угнетения, как личного, так и общественного», долг христиан - видимым образом демонстрировать любовь Бога ко всем страдающим от несправедливости.

В полемике с фундаментализмом представители либерального направления евангеликализма и некоторые члены фундаменталистских орг-ций создали т. н. новый евангеликализм, в общих чертах сложившийся к кон. 40-х гг. Термин «нео-евангеликализм» ввел в 1948 г. Х. Дж. Окенга. Неоевангелики критикуют фундаменталистов за сепаратизм, протестант. модернистов и либералов - за отказ от евангеликализма в угоду секулярному обществу. С их т. зр., Евангелие нуждается в новой проповеди, без новаций либерализма и крайностей фундаментализма. Они призывают к обновленной проповеди Евангелия внутри различных христ. деноминаций и провозглашают принцип: «Все, кто принимают Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, являются христианами». Неоевангелики активно используют для проповеди радио и телевидение, выступают в концертных залах и на стадионах. Их печатный орган - ж. «Христианство сегодня», основанный в 1956 г. Билли Грэмом, самым известным амер. проповедником-неоевангеликом. Крупнейшие учебные заведения неоевангеликов - Фуллеровская семинария, основанная в 1947 г. радиопроповедником Ч. Фуллером в Пасадине (шт. Калифорния), Уитон-колледж (основанный в 1860) и Библейский ин-т Муди. Наиболее известны 2 орг-ции неоевангеликов. Национальная ассоциация евангеликов (National Association of Evangelicals; первоначальное название National Association of Evangelicals for United Action) была создана в 1942 г. для координации деятельности Е. в США. Ассоциация объединяет 60 протестант. деноминаций, включающих 45 тыс. общин и орг-ций (в т. ч. и пятидесятнических). «Молодежь за Христа» (Youth for Christ), основанная Грэмом в 1946 г., в наст. время имеет более 60 центров по всему миру. В России активно работают миссионерские орг-ции «Новая жизнь», входящая в состав амер. орг-ции «Крестовый поход за Христа» (Campus Crusade for Christ; 1956); «Гидеоновы братья» (The Gideon's International), распространяющая Библию на национальных языках; «Навигаторы»; «Всемирное видение» (World Vision), которая оказывает помощь церквам Е. в различных странах; христ. центры «Возрождение», учрежденные «Евангелической ассоциацией Билли Грэма» (The Billy Graham Evangelistic Association), и др.

В 1976 г. «южный баптист» Дж. Картер был избран 39-м Президентом США. Нынешний президент Дж. Буш-младший в 40-летнем возрасте при помощи Грэма сблизился с Е., к-рые во многом помогли ему сделать политическую карьеру. Он неоднократно подчеркивал, что его целью является распространение библейского видения мира. Амер. Е. отдали за него на выборах 2/3 голосов, и многие считают его избранником Божиим. Накануне выборов 2004 г. пастор Пат Робертсон, основатель «Христианской коалиции» (1987) и создатель «Семейного канала» для Е. на телевидении, издал манифест «Новый мировой порядок», где говорится о мессианской роли США и о призвании богоизбранного амер. народа стать мировым лидером.

Число Е. в мире постоянно растет в основном за счет жителей т. н. стран третьего мира. К 2007 г. Бразилия занимает 2-е место по количеству Е. после США; каждый 4-й чилиец, 1/3 населения Гватемалы и 1/4 населения Юж. Кореи являются Е. Из 2 млрд христиан к Е. относятся 500 млн. Первая международная орг-ция Е.- Евангелический альянс была создана в 1846 г. в Лондоне; с 1951 г. существует Всемирный евангелический альянс.

Лит.: Smith T. L. Revivalism and Social Reform in Mid-Nineteenth-Century America. N. Y., 1957; Stuart C. H. George Whitefield: Wayfaring Witness. N. Y., 1957; Ferm R. O. Cooperative Evangelism: Is Billy Graham Right or Wrong? Are his Polices Supported by Scripture and the Great Evangelists of History? Grand Rapids (Mich.), 1958; Nash R. H. The New Evangelicalism. Grand Rapids. 1963; Bloesch D. G. The Evangelical Renaissance. Grand Rapids, 1973; idem. Essentials of Evangelical Theology. San Francisco, 1978-1979. 2 vol.; Let the Earth Hear his Voice: Official Reference Volume: Papers and Responses / Ed. J. D. Douglas. Minneapolis (Minn.), 1975; Evangelicals and Liberation / Ed. H. M. Conn. Grand Rapids, 1977; Barr J. Fundamentalism. Phil., 1978; Lightner R. P. Neoevangelicalism Today. Schaumburg (Ill.), 1978; Pierard R. V. The Quest For the Historical Evangelicalism: A Bibliogr. Excursus // Fides et Historia. Zongview, 1979. N 11. P. 60-72; Marsden G. M. Fundamentalism and American Culture: The Shaping of 20th Cent. Evangelicalism, 1870-1925. N. Y., 1980, 20062; idem. Reforming Fundamentalism: Fuller Seminary and the New Evangelicalism. Grand Rapids, 1987; idem. Understanding Fundamentalism and Evangelicalism. Grand Rapids, 1991, 2005; Price R. M. Neo-Evangelicals and Scripture: A Forgotten Period of Ferment // Christian Scholar's Review. Wehnam, 1986. N 15. P. 315-330; Noll M. A. Between Faith and Criticism: Evangelicals, Scholarship, and the Bible in America. San Francisco, 1986, 20042; Balmer R. Mine Eyes Have Seen the Glory: A Journey into the Evangelical Subculture in America. N. Y., 1989, 20064; Bebbington D. W. Evangelicalism in Modern Britain: A History from the 1730s - to the 1980s. L.; Boston, 1989; Erickson M. J. The Evangelical Left: Encountering Postconservative Evangelical Theology. Grand Rapids, 1997; The Christian Right in American Politics: Marching to the Millennium. Wash., 2003; Lucas S. M. Jonathan Edwards Between Church and Academy: A Bibliogr. Essay // The Legacy of J. Edwards: American Religion and the Evangelical Tradition / Ed. D. G. Hart. Grand Rapids, 2003. P. 228-247.
Е. С. Сперанская
Рубрики
Ключевые слова
См.также