«БОГ ГОСПОДЬ»
Том V , С. 436-437
опубликовано: 27 марта 2009г.

«БОГ ГОСПОДЬ»

Содержание

[греч.- Θεὸς Κύριος], песнопение утрени и молебна, состоящее из стихов Пс 117 (основной стих: 27a+26a; 4 дополнительных: 1, 11, 17, 22+23).

В чинопоследовании утрени по палестинскому Часослову, к-рый используется Студийским и Иерусалимским уставами всех редакций, «Бог Господь» со стихами занимает место в начале утрени после шестопсалмия и великой ектении. Ему противопоставляются аллилуиарии, исполняемые вместо «Бог Господь» на постовой или субботней заупокойной утренях, когда совершается т. н. служба с Аллилуия.

Служба с «Бог Господь»

В различных редакциях Студийского устава служба с Аллилуия была обычной службой будних непраздничных дней всего года, поэтому пение «Бог Господь» указывало на праздничность дня (см. Пентковский. Типикон. С. 401; Arranz. Typicon. P. 292; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-499). По Типикону, используемому ныне в РПЦ, служба с Аллилуия совершается только в седмичные дни Великого поста и в нек-рые дни трех др. (т. н. малых) постов, из-за чего «Бог Господь» стало восприниматься как повседневное песнопение, а будничный утренний аллилуиарий (со стихами Ис 26. 9a, 9b, 11b, 15) - как постовое. Служба с «Бог Господь» должна совершаться во все воскресенья, во все дни, имеющие любой праздничный знак (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), в пред- и попразднства, в дни памяти тех святых, кому Типикон назначает тропарь. При этом памяти святых без тропаря встречаются только в период Великого поста; в периоды малых постов нек-рые дни имеют надписание «аллилуия или тропарь», что говорит о возможности выбора между службой с «Бог Господь» или с Аллилуия; день без тропаря вне многодневных постов остался в совр. Типиконе только один - 16 июля (Типикон. [Т. 2.] С. 714).

Исполнение «Бог Господь»

По форме «Бог Господь» напоминает великий прокимен - основной стих поется хором после каждого из 4 дополнительных: «     » (Служебник. [Т. 1.] С. 55), но в отличие от прокимна «Бог Господь» после 4-го стиха и последнего повторения еще один раз (с разделением надвое) не повторяется. В древности «Бог Господь» пели неск. иначе: в послании свт. Фотия, митр. Киевского, во Псков от 1419 г. указывалось, что «Бог Господь» на утрене поют 5 раз, однако при этом упомянуты только 3 дополнительных стиха (Пс 117. 1, 17 и 23b - Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 455). «Бог Господь» поется на глас 1-го из следующих за ним тропарей. Типиконы предписывают возглашать стихи «Бог Господь» канонарху (см., напр.: Типикон. [Т. 1.] С. 20), что сохраняется в практике греч. мон-рей; в РПЦ, как правило, стихи возглашает диакон или священник, произносивший прошения великой ектении. На молебне «Бог Господь» исполняется так же, как на утрене; в греч. Церквах на молебне обычно поется только Пс 117. 27a+26a трижды, без др. стихов.

Тропари на «Бог Господь» на утрене

По совр. Типикону, на «Бог Господь» (т. е. сразу после «Бог Господь») поются 3 или 4 тропаря. В седмичные дни в память святого - это тропарь святого дважды, «   :», богородичен; в память 2 святых - тропарь первого святого дважды, « :», тропарь 2-го святого, «  :», богородичен; в Господские и Богородичные праздники без соединения с др. последованиями - тропарь праздника дважды, «   », тот же тропарь в 3-й раз; в попразднства и предпразднства, а также при соединении службы Господского или Богородичного праздника со службой святого тропарь праздника тоже поется трижды, а тропарь святого - на « »; при соединении служб 2 праздников (или службы праздника с попразднством или предпразднством) поется тропарь 1-го праздника дважды, «   », 2-го (обычно на это место ставится тропарь Богородичного праздника: см. 16 августа - Типикон. [Т. 2.] С. 769, 771). В воскресные дни на «Бог Господь» поется воскресный тропарь, « :», тропарь святого (если есть), «  :», богородичен; если в воскресенье случаются 2 святых с тропарями, тропари поются по 1 разу: воскресный, 1-го святого, « », 2-го святого, «  », богородичен. Указанные варианты не описывают полностью весь устав пения тропарей на «Бог Господь»; возможны случаи сложных сочетаний тропарей (напр., в седмицу после недели жен-мироносиц), существует целый ряд правил о выборе богородична.

В рус. рукописной традиции стих «Бог Господь» с нотацией фиксировался в Октоихе и позднее в обиходе (XVII в.). В знаменном распеве мелодии «Бог Господь» близки к напевам прокимнов 8 гласов (Обиход нотного пения. М., 1909. Ч. 1. Л. 32-34об.; до XVIII в. эти же напевы обычно использовались для распевания последних слов тропарей). В рус. церковной музыке XVIII-XX вв. существуют разные варианты пения «Бог Господь» (обычно поется на напев тропаря) (Свод напевов. С. 43-44).

Псалом 117 в богослужении важнейших праздников

Этот псалом имел хвалебное значение уже в иудейском богослужении. Судя по его содержанию (ср. стихи 24, 26b, 27), он был составлен для одного из главных ветхозаветных праздников - возможно, для праздника Кущей (Талмуд. Сукка 3). В синагогальной практике псалом вошел в состав галлела (букв.- хвала), исполняемого на утренней службе праздников Пасхи и Пятидесятницы, 8 дней праздников Кущей и Обновления, а также в дни новолуний (Idelsohn A. Z. Jewish Liturgy and It's Development. N. Y., 1932, 1995r. P. 134, 158; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 211). В христ. богослужении Пс 117 имеет особое значение в богослужении праздников Входа Господня в Иерусалим и Пасхи, что, возможно, следует объяснять его связью с иудейской традицией.

Вход Господень в Иерусалим

Согласно древним арм. Лекционариям, отражающим практику Иерусалимской Церкви V в., во время одной из процессий в неделю ваий пелся Пс 117 с припевом (антифоном) «Благословен грядущий во имя Господне, благословен грядущий» (Renoux A. Le Codex Arménien Jérusalem 121. P., 1969-1971. 2 vol. (PO; N 163, 168)). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г., отражающем практику соборного богослужения Иерусалима X в., после 6-й песни канона утрени в неделю ваий (перед чтением утреннего Евангелия) указывается пение Пс 117 на 4-й глас, вслед за 20-м стихом к-рого совершался вход. Непосредственно перед чтением Евангелия вместо «Всякое дыхание» пели «Бог Господь» со стихом «̓Εξομολογεῖσθε τῷ Κυρίῳ, ὅτι Χριστὸς...» (греч.-    : парафраз Пс 117. 21 - Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 9). Типикон Великой ц. X в., а также все редакции Студийского и Иерусалимского уставов указывают Пс 117. 26a+27a, 1 в качестве литургийных прокимна и его стиха на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этот же прокимен поется на литургии праздника и по принятому ныне Иерусалимскому уставу; кроме того, строки Пс 117 входят в избранный псалом недели ваий, из них составлен 3-й праздничный литургийный антифон, стихи 26a+27a являются причастном праздника. Наконец, парафраз Пс 117. 27 (            ) содержится в ирмосе 9-й песни праздничного канона прп. Космы Маиумского, используемого и в наст. время.

Пасха

Согласно древним арм. Лекционариям, слова Пс 117. 24 пелись в Иерусалиме V в. вечером в Великую субботу (перед паремиями). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., эти слова были прокимном на литургии в 1-й день Пасхи (стих: Пс 117. 25 - Tarchnishvili. T. 1. [Pars. 1.] P. 114; [Pars. 2.] P. 143). В Типиконе Великой ц. прокимен тот же, но с 1-м и 2-м стихами Пс 117 (Mateos. Typicon. T. 2. P. 94); он же звучит на литургии 1-го дня Пасхи и в наст. время (с 1-м стихом). Кроме того, согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, отдельные строки из Пс 117 с тропарем Пасхи образуют начальный пасхальный антифон, к-рый поется перед утреней, литургией, вечерней (а также молебном или последованием погребения, если они совершаются) в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу (при этом «Бог Господь» в эти дни не входит в состав утрени). По различным редакциям Студийского устава (Пентковский. Типикон. С. 256; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 291-292; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 557; Arranz. Typicon. P. 248) начальный пасхальный антифон содержал только стихи Пс 117. В рукописях Иерусалимского устава встречаются старая студийская практика и новая, по к-рой стихи заимствованы из Пс 67; иногда рукописи упоминают оба варианта одновременно (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 125, 166, 207, 271, 358). В случае использования Пс 67 к нему нередко присоединялся один (или неск.) стихов из Пс 117. В ряде рукописей Иерусалимского устава для утрени Пасхи назначаются стихи Пс 67. 2, 3, 3b - 4a и 117. 24 (Там же. С. 271). Такой состав начального пасхального антифона зафиксирован, в частности, в московских печатных изданиях Иерусалимского устава, в т. ч. и в Типиконе, использующемся ныне в РПЦ ([Т. 2.] С. 932-933).

Стихи из Пс 117 также входят в состав 3-го праздничного антифона и прокимна (тот же, что и в неделю ваий) на литургии праздника Богоявления, а стих 26b-27a поется на Божественной литургии во весь год (кроме Светлой седмицы) при изнесении Св. Даров для Причащения мирян.

А . А . Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число двунадесятых
  • БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
  • ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа
  • ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение
  • ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ древний христ. гимн, один из важнейших текстов утрени
  • ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории
  • «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения
  • ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета
  • ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа
  • ДУХОВ ДЕНЬ понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы, посвященный прославлению Св. Духа