ПАНИКАДИЛО
Том LIV, С. 425-426
опубликовано: 29 ноября 2023г.

ПАНИКАДИЛО

Паникадило из Сионского клада. 550–560 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон)Паникадило из Сионского клада. 550–560 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Πολικάνδηλον, букв.- «многосвечие»], светильник со множеством восковых свечей, масляных или (в совр. практике) электрических ламп, подвешенный в центре храма (обычно в подкупольном пространстве) или в боковых приделах (для таких П. иногда используется термин «поликандило», обычно их размер меньше размера центрального). Известно множество форм П. В древней Церкви наиболее распространенным типом П. были металлический плоский диск или крест с отверстиями для масляных светильников конической формы. Такой тип назывался по-гречески στέφανος, а в лат. традиции - corona или farus (pharus) cantharus (напр., такие золотые П. были подарены имп. Константином Великим рим. базилике Спасителя (Сан-Джованни-ин-Латерано) - LP. T. 1. P. 173, 176). П., в которых масляные светильники заменялись свечами, назывались cereostata (Ibid. P. 221). Существовали также комбинированные варианты (Ibid. T. 2. P. 31; подробнее см.: Geertman. 1988). Древние образцы серебряных П. разных форм обнаружены в составе неск. кладов VI в. (т. н. Сионский клад) в 60-х гг. XX в. в Юж. Турции (древняя пров. Сирия; хранятся в музеях Турции и США). По свидетельству Павла Силенциария, в храме Св. Софии в К-поле было множество таких серебряных П. крестовидной и концентрической формы, к-рые по отдельности крепились цепями (κρεμαστάρια) к куполу и несли на себе масляные светильники (Paul. Silent. S. Sophia. 810-839; от имени малолетнего имп. Михаила III (842-867) храму было подарено золотое П.- Theoph. Contin. Chron. 4. 45 (211. 2)). По сообщению Робера де Клари, в момент взятия К-поля крестоносцами в Св. Софии находилась почти сотня П., каждое из к-рых висело на серебряной цепи и имело по 25 и более лампад (Robert de Clari. Conquête de Constantinople. 85; в кн. «Паломник» Антония Новгородца говорится о 80 серебряных «кандилах» только в главном нефе). Серебряные П., возможно 8-угольной формы, висели в тронном зале Хрисотриклин (Oikonomidès N. Les Listes des Préséances byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. P. 131). Их было принято зажигать во время интронизации императора, при приеме послов, рождении наследника и в др. подобных случаях (Parani. 2013).

В средневизант. период появляются многоярусные П. (от 3 до 12 ярусов), что, вероятно, связано с тем, что в храмах этого времени уменьшилось поступление естественного света (Nesbitt. 2012). В нач. XII в. впервые в источниках упоминается особая, вращающаяся, конструкция П., получившая название χορός (впервые - в Типиконах к-польских мон-рей Богородицы Кехаритомени (гл. 67) и Христа Пантократора (гл. 6)), что тесно связано с символическим толкованием П. как образа тверди и планет (Sym. Thessal. De templ. 140 (107); о сохранившихся древнерус. П. см. каталог: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 616-635. Кат. 473-509).

Общий принцип использования П. за богослужением состоит в том, что в наиболее важные моменты в храме должно быть больше света. 24-я и 25-я главы принятого ныне Типикона не дают конкретных указаний относительно П. В них лишь отмечаются случаи, когда необходимо возжигать «все свечи» в храме. К числу наиболее значимых относятся: чтение Евангелия, совершение литургических процессий (в частности, входа) и др. моменты службы (напр., полиелей). В РПЦ принято, чтобы П. горело на протяжении всей литургии. Более сложная и детально разработанная практика возжигания разных типов П. сохраняется в мон-рях Афона (подробнее см.: Святогорский устав).

Лит.: DACL. T. 14/1. Col. 1356-1360; Bouras L. Byzantine Lighting Devices // JÖB. 1982. Bd. 32/3. S. 479-491; Geertman H. L'illuminazione della basilica paleocristiana secondo il Liber Pontificalis // RACr. 1988. Vol. 64. P. 135-160; Isar N. Choros of Light: Vision of the Sacred in Paulus the Silentiary's poem Descriptio S. Sophiae // ByzF. 2004. Bd. 28. S. 215-242; eadem. Imperial χορός: A Spatial Icon оf Time as Eternity // Пространственные иконы: Перформативное в Византии и Древней Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2011. С. 143-166; Nesbitt C. Shaping the Sacred: Light and the Experience of Worship in Middle Byzantine Churches // BMGS. 2012. Vol. 36. N 2. P. 139-160; Parani M. G. «Rise like the Sun, the God inspired Kingship»: Light Symbolism and the Uses of Light in Middle and Late Byzantine Imperial Ceremonials // Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2013. С. 159-184; Stasolla F. R. Dal tramonto all'alba: Strumenti e tecniche di illuminazione nell'alto medioevo // Il fuoco nell'alto medioevo. Spoleto, 2013. P. 857-888.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
  • АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице