АГАРЬ
Том I , С. 233-234
опубликовано: 27 марта 2008г.

АГАРЬ

[евр.  ,  ] (Быт 16. 1-16; 21. 9-21), служанка Сарры, к-рая, став наложницей Авраама, родила ему первого сына - Измаила. Бездетная Сарра в соответствии с существовавшим тогда обычаем предложила Аврааму «войти» к их вывезенной еще из Египта служанке А., чтобы затем усыновить детей от нее (ср. Быт 30, где так же поступают Рахиль и Лия). Этот обычай отражен во внебиблейских источниках (Нузи и законах Хаммурапи), и, согласно им, жена, к-рая не могла родить, должна была предоставить мужу свою служанку, рожденные же служанкой дети, если законный наследник так и не появился на свет, считались законными (Зыков. С. 420; Лопухин. 1904. С. 30). Уже во время беременности А. в надежде передать главенство в семье своему буд. ребенку возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра с соизволения мужа начала притеснять А., и та была вынуждена бежать в пустыню (вероятная этимология имени А. - бегство, беглая; ср. араб.   - бегство). В пустыне у источника ее нашел Ангел Господень, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о рождении от него многочисленного воинственного племени (см. Измаильтяне). В честь этой встречи источник был назван Беэр-лахай рои (источник Живаго, видящего меня). Возвратившись к Аврааму, А. родила ему сына, названного Измаилом. После того как 14 лет спустя у Сарры во исполнение обетований родился собственный сын Исаак, на пиру в день отнятия его от груди матери конфликт между госпожой и служанкой разгорелся вновь, и Авраам с благословения Бога удалил А. и Измаила из дома (обычай, к-рому также находятся параллели в законодательных текстах Хаммурапи - см. Зыков. С. 514). Заблудившись в пустыне, А. едва не потеряла сына, умиравшего от жажды, но Бог спас изгнанников, показав А. колодец с водой, и подтвердил обетование о происхождении от Измаила великого воинственного народа. В апокрифе кн. Бытия (1Q Gen. Ap. 20: 32) (см. Кумранские рукописи) сообщается, что А. была подарена Аврааму вместе с др. великими дарами фараоном, когда Господь поразил фараона болезнью (Быт 12). Позднейшие предания дополняют библейский рассказ, делая из А. дочь фараона и описывая подробности ее ссор с Саррой (Берешит Рабба 45; 53).

Ап. Павел в Послании к Галатам понимает рассказ об А. как аллегорию о синайском законодательстве («нынешнем Иерусалиме») и придерживающихся его иудеях. Им противопоставляется свободная жена Авраама Сарра как праматерь принадлежащих «вышнему Иерусалиму» христиан. Подобно тому как А. по повелению Божию удалилась из дома Авраамова, так и иудеи, желающие оставаться под игом закона и после пришествия Христа, не могут быть наследниками Его царства (Гал 4. 22-30). Отношение между Саррой и А. и их детьми, судьба А. и Измаила, по мысли св. Кирилла Александрийского, прообразовали отношение новозаветной и ветхозаветной Церкви и судьбу последней в новозаветное время (Искусные объяснения избранных мест из книги Бытия // Творения. Ч. 4. С. 139-142). Спасение сына А. в пустыне знаменовало собой спасительную благодать Крещения (Григорий Нисский, св. Слово на день Светов // Творения. Ч. 8. С. 12-13; Епифаний Кипрский, св. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской церкви. Гл. 7 // Творения. Ч. 5. С. 321).

Лит.: Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям св. отцов и других писателей. Каз., 1901. С. 102-118, 127-134; Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 105-109; Т. 11. С. 221-223; idem. Вавилонский царь Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. СПб. 1904; Зыков В. И., свящ. Библейский патриарх Авраам: библ.-ист. апологет. очерк. Пг., 1914. С. 418-432, 512-516; Kittel R. ̓Αγάρ // ThWNT. Bd. 1; Heitzer A. Hagar: Eine kritische und exegetische Untersuchung zu Gen 16 und 21, 1-21. Bonn, 1934; Новая толковая Библия. Т. 1. С. 321-322, 332-334; Knauf E. A. Hagar // ABD. Vol. 1 [библиогр.]; Grohmann M. Die Erzmütter: Sara und Hagar, Rebekka, Rahel // Alttestamentliche Gestalten im Neuen Testament: Beitr. z. Biblischen Theologie / Hrsg. M. Öhler. Darmstadt, 1999. S. 53-74; Sellin G. Hagar und Sara: Religionsgeschichtliche Hintergründe der Schriftallegorese Gal 4. 21-31 // Das Urchritentum in seiner literarischen Geschichte: Festschrift für J. Becker / Hrsg. U. Mell, U. B. Müller. B., 1999. S. 59-84. (BZNW; 100).
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
  • АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
  • АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула