Фрагмент мозаики купола «Сотворения мира» с изображением Св. Духа из собора Сан-Марко в Венеции. Нач. XIII в. [греч. τὸ ῞Αγιον Πνεῦμα; лат. Spiritus Sanctus], третья Ипостась единого Бога - Троицы Пресвятой.
«Дух» (евр. xvr
/ ) - важное богословское понятие ВЗ. Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» (Быт 1. 2), Он создал человека (см.: Иов 33. 4). Дух Божий, или Дух Господень,- это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис 11. 2). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение, открывая им тайны, являя видения. Однако Дух Божий в ВЗ лишен личностных атрибутов - это скорее дыхание Божие, Его энергия, творческая и животворящая сила.
В НЗ Он открывается не просто как таинственная сила, действующая от имени Бога, а как Божество, обладающее личными характеристиками (см. в ст. Евангелие). Кроме того, НЗ являет неразрывную связь, существующую между Сыном и С. Д. В течение земной жизни Иисуса Христа С. Д. постоянно сопутствует Ему. Еще до Его рождества ангел явился Деве Марии (см. ст. Богородица) со словами: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). Иисус рождается от Девы Марии и С. Д. (см.: Мф 1. 18-20). Прор. Иоанн Предтеча, исполненный «Духа Святого... еще от чрева матери своей» (Лк 1. 15), крестил людей «в покаяние», говоря, что Идущий за ним «будет крестить... Духом Святым и огнем» (Мф 3. 11; ср.: Мк 1. 8; Лк 3. 16). В момент крещения Иисуса С. Д. сходит в виде голубя и почивает на Нем (Лк 3. 22; см. в ст. Крещение Господне (Богоявление)). Тотчас после крещения «Иисус, исполненный Духа Святого» отводится Духом в пустыню для искушения от диавола (Лк 4. 1).
В Своей проповеди Иисус Христос многократно говорил о действии С. Д. Он предсказывал Своим ученикам, что они будут гонимы, при этом увещевал их не обдумывать заранее, что надо говорить, ибо не они будут говорить, но С. Д. (см.: Мф 10. 20; Мк 13. 11; Лк 12. 12). Иисус предупреждал, что хула «на Духа Святого не простится» человеку «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 32; ср.: Мк 3. 29; Лк 12. 10).
Смерть, воскресение и прославление Христа были необходимыми условиями для того, чтобы Его ученики получили С. Д. (см.: Ин 7. 39). Об этом Христос говорил в прощальной беседе с ними, одним из лейтмотивов которой является ниспослание Утешителя: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет...» (Ин 14. 16-17); «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне...» (Ин 15. 26); «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16. 7-15).
После Своего воскресения Иисус явился ученикам и через дуновение послал им С. Д., говоря: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20. 22-23). В то же время Он повелел ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой;и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1. 4, 8).
Предреченное Иисусом Христом событие произошло в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошли огненные языки, «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2. 4). С Пятидесятницы началась та миссия христ. Церкви, к-рая продолжается поныне и в к-рой действие С. Д. играет центральную роль. Именно С. Д. воспринимается в Церкви гарантом того, что учение Христа не подвергнется искажению, что Его служение будет продолжено Его учениками и последователями, что Христос будет оставаться живым и действенным Главой Церкви. С. Д.- Тот, при помощи Кого Иисус осуществляет руководство Своей Церковью, оставив Его вместо Себя: Он «другой Утешитель» (παράκλητος), Который в отличие от Иисуса не вознесется на небо, но пребудет с учениками Его вовек (см.: Ин 14. 16). Он будет говорить не от Себя, но от имени Христа (см.: Ин 16. 13-15).
Если синоптические Евангелия были посвящены преимущественно рассказу о земном служении Христа, а Евангелие от Иоанна и апостольские Послания - богословскому осмыслению этого служения, то Деяния святых апостолов являются прежде всего свидетельством о благодатном действии С. Д. в основанной Христом Церкви. Не случайно в правосл. Церкви чтение Деяний начинается на пасхальной литургии, а завершается к празднику Пятидесятницы. Действие С. Д. на верующих описывается там при помощи выражений «исполниться Духа Святого» (см.: Деян 4. 8, 31; 9. 17; 13. 9, 52), «принять Духа Святого» (см.: Деян 8. 15, 17); говорится также о сошествии С. Д. на верующих (см.: Деян 8. 39; 10. 44; 11. 15). Знаком сошествия С. Д. нередко служило говорение на языках (см.: Деян 19. 1-6). При этом нек-рые свидетельства указывают на то, что С. Д. сходит на учеников не в момент крещения, а при возложении рук сразу после него. Так, о том, что это были самостоятельные тайнодействия, свидетельствует рассказ о самарянах, к к-рым пришли ап. Петр и ап. Иоанн Богослов помолиться о сошествии на них С. Д. «Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян 8. 16-17).
Сошествие Св. Духа на апостолов. Миниатюра из Молитвенника св. Этельвольда. 971–984 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 49598. Fol. 67v)Присутствие С. Д. в раннехрист. Церкви во многом подобно присутствию Бога Яхве среди народа израильского. С. Д. принимал живое и непосредственное участие в жизни христ. общины: говорил с учениками (см.: Деян 13. 2; 21. 11), посылал их на проповедь (см.: Деян 13. 4), поставлял на служение (см.: Деян 20. 28). Принимая те или иные решения, апостолы ощущали действие С. Д. и объявляли о принятом решении словами: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян 15. 28). Этой фразой, указывающей на совместное творчество (синергию) С. Д. и людей в выработке догматических формулировок, впосл. начинались вероопределения Вселенских Соборов. Поэтому соборные догматы в правосл. Церкви всегда признавались богодухновенными и не подлежащими пересмотру.
Если в ВЗ присутствие Божие вызывало прежде всего благоговейный трепет и ужас, то действие С. Д. в новозаветной Церкви наполняет ее членов радостью и побуждает их «говорить слово Божие с дерзновением» (Деян 4. 31). В то же время иногда действие С. Д. через апостолов приводило всех в «великий страх» (см.: Деян 5. 5, 11), как это случилось после внезапной смерти Анании и Сапфиры (см.: Деян 5. 1-10). Характерно, что для ап. Петра «солгать Духу Святому» и «солгать Богу» - синонимы, что подтверждает веру апостолов в Божество С. Д.
Кроме того, непозволительным воспринималось стремление получить благодать С. Д. за деньги. Об этом свидетельствует история Симона Волхва, к-рый, «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян 8. 18-20). В последующие века Церковь неустанно боролась с симонией - дачей взяток за рукоположение в священный сан: согласно канонам, извержению из сана подлежали и тот клирик, к-рый получил рукоположение за деньги, и рукоположивший его епископ.
О С. Д. говорится в Соборных посланиях, в частности, в 1-м Послании ап. Петра, где Он назван «Духом Христовым» (1 Петр 1. 11), «Духом Славы» и «Духом Божиим», почивающим на тех, кого злословят «за имя Христово» (1 Петр 4. 14). Посланный с небес С. Д., Который действовал в пророках, действует в благовестниках христ. веры, апостолах Христовых (см.: 1 Петр 1. 11-12). Ап. Петр призывает христиан очищать души «послушанием истине чрез Духа» (1 Петр 1. 22), напоминая, что украшением их должен быть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр 3. 4).
По учению ап. Иоанна Богослова, причастность С. Д. является признаком пребывания человека в Боге: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин 4. 13). Апостол говорит о том, что Христос пришел «водою, кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1 Ин 5. 6). Христиане тоже спасаются через дух, воду и кровь (см.: 1 Ин 5. 8), т. е. через крещение, мученичество и причастие С. Д. Говоря о необходимости испытания духов, апостол предупреждает о лжепророках: «Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин 4. 2-3). Т. о., критерием для распознавания С. Д. и отличения Его от ложных духов является вера в Воплощение.
Учение о С. Д. занимает существенное место в Посланиях ап. Павла. В его богословском видении действие С. Д. неразрывно связано с искупительным подвигом Христа. Апостол призывает христиан к «жизни по духу», видя в этом залог будущего воскресения: «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8. 8-17). По учению ап. Павла, когда христианин обращается к Богу в молитве, он молится не сам от себя, но С. Д. в нем молится Отцу: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим 8. 26-27).
В 1-м Послании к Коринфянам, говоря о тайной и сокровенной премудрости Божией, ап. Павел утверждает, что эту премудрость Бог открывает духовным людям посредством С. Д.: «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор 2. 9-16).
Предостерегая коринфских христиан против небогоугодной жизни, ап. Павел восклицает: «Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор 3. 16-17). Недопустимость блуда объясняется тем, что тела христиан суть члены Христовы и храм С. Д. (см.: 1 Кор 6. 15-19).
Особое внимание апостол уделяет многообразию даров и действий С. Д. в Церкви Христовой. По его учению, все служения в Церкви распределяются С. Д., и все они необходимы для сохранения единства, целостности и полноты церковного организма: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор 12. 4-13).
В полемике с арианством во 2-й пол. IV в. Церковь на Вселенском II Соборе утвердила учение о Божестве С. Д., осудив духоборцев (см. ст. Духоборчество), или македониан (по имени еп. К-польского Македония I), учивших, что С. Д. не равен Отцу и Сыну и не является Богом. В период, предшествовавший Собору, учение о С. Д. было предметом разногласия не только между православными и арианами, но и в среде самих православных. В частности, нек-рые правосл. авторы из осторожности избегали называть С. Д. Богом, ограничиваясь применением к Нему термина «Господь», подобно тому как ап. Павел не применял термин «Бог» к Сыну Божию. Свт. Василий Великий в трактате «О Святом Духе» также не называл С. Д. «единосущным» (ὁμοούσιον) Отцу и Сыну, предпочитая употреблять более нейтральный термин - «равночестный» (ὁμότιμον).
Напротив, свт. Григорий Богослов с ревностью защищал учение о Божестве С. Д. на II Вселенском Соборе и после его окончания. Исходя из идеи постепенного уяснения догматов путем развития догматической терминологии, свт. Григорий считал необходимым применение термина «Бог» не только по отношению к Сыну, что в его время стало общепринятым среди православных, но и по отношению к С. Д. Ариане в споре с православными настаивали на том, что вера в божество С. Д. не основывается на Свящ. Писании. В ответ на это свт. Григорий указывал на то, что отказ от использования внебиблейских терминов означает не что иное, как полную стагнацию догматического богословия. Сам Христос не сказал в Евангелии всего, что необходимо знать христианину о Боге: Христос продолжает открывать Бога людям через посредство С. Д., т. е. новозаветное откровение продолжается в Церкви.
Свт. Григорий ссылался на крещальную практику Церкви: «Если Дух не достоин поклонения, как Он обоживает меня в крещении? Если же достоин поклонения, как не достоин и почитания? А если достоин почитания, как Он - не Бог? Здесь одно связано с другим: это поистине золотая и спасительная цепь. От Духа - наше возрождение, от возрождения - воссоздание, а от воссоздания - познание о достоинстве Воссоздавшего» (Greg. Nazianz. Or. 31. 28). Свт. Григорий доказывал, что божество С. Д. засвидетельствовано Свящ. Писанием, которое ясно показывает, что Он есть Бог и неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается - Дух предваряет; Христос крестится - Дух свидетельствует; Христос искушаем - Дух возводит Его в пустыню; Христос совершает чудеса - Дух сопутствует Ему; Христос возносится - Дух преемствует» (Ibid. 29). Имена С. Д., употребляемые в Свящ. Писании, свидетельствуют о Его Божестве, и качества, которыми Он наделен в Свящ. Писании, тоже свойственны Богу, а не тварному существу: «Он делает меня храмом, обоживает и ведет к совершенству, почему и предваряет крещение, и взыскуется после крещения. Он действует так, как действует Бог, разделяясь в огненных языках и разделяя дары, делая людей апостолами, пророками, евангелистами, пастырями и учителями» (Ibidem).
Отвергнув ересь духоборцев, II Вселенский Собор признал С. Д. равным Отцу и Сыну, существенно расширив Никейский Символ веры: лаконичное выражение «И в Духа Святого» было заменено на «И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, проглаголавшего чрез пророков» (ACO II. Vol. 1(2). P. 276; см. ст. Никео-Константинопольский Символ веры) (см. также в статьях Бог, Троица Пресвятая).
. Св. отцы, развивая евангельское учение и экклезиологию ап. Павла, тесно связывали с действием С. Д. бытие Церкви и ее существенные свойства - единство, святость и непогрешимость. Так, согласно сщмч. Иринею Лионскому, С. Д. является гарантом богословской истины через апостольское преемство иерархии: «…проповедь Церкви повсюду постоянна и пребывает неизменно и имеет свидетельство от пророков и апостолов и всех учеников в начальные времена и в средние и последние, и во всем устроении Божием, и Его твердом действовании относительно спасения человека, которое содержится в нашей вере: ее-то, приняв от Церкви, мы соблюдаем, и она всегда чрез Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим самый сосуд, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен Церкви, как дыхание [жизни] дано первозданному человеку для того, чтобы все члены, принимающие его, оживотворялись; и в этом содержится общение со Христом, то есть Дух Святой, залог нетления, утверждение нашей веры и лестница для восхождения к Богу… Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина» (Iren. Adv. haer. III 24. 1).
Свт. Кирилл Александрийский указывал на то, что единство христиан через евхаристическое причастие Христу неотделимо от их единения в С. Д., ибо «все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом... Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному... Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе, одно, разумею, по тождеству свойств, и по однообразию в религии и общению со святой плотию Христа, и по общению с одним и Святым Духом» (Cyr. Alex. In Ioan. XI 11).
Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. VI в. (Laurent. Plut. I.56. Fol. 4r)Среди правосл. авторов, тесно связывавших экклезиологию и пневматологию, выделяются А. С. Хомяков, протопресвитеры Николай Афанасьев и Иоанн Мейендорф, а среди католических - кард. И. Конгар. Тему особого домостроительства С. Д. разрабатывал В. Н. Лосский.
В совр. католицизме учение о Церкви претерпело пневматологическое восполнение: Церковь есть храм С. Д., Который именуется ее нетварным жизненным началом (principium) и душой, управителем, подающим многочисленные духовные дары, осуществляющим общение (communio) и вселенское единение верных (см.: Mystici corporis (an. 1943): [Энциклика папы Пия XII] // Denzinger. Enchiridion. N 3807-3808, 3811; CVatII. LG. 13, 7; UR. 2; ККЦ. 797-801). Во 2-й пол. XX в. пневматология выделилась в зап. христ. догматике в отдельный тематический раздел.
Нек-рые протестант. сообщества уделяют особое внимание харизматическим служениям и явлениям в древней Церкви, к-рые впосл. были утрачены или отменены. Так, у пятидесятников наблюдается стремление к возрождению говорения на языках. Однако правосл. Церковь относится к этому феномену скептически, отнюдь не считая его необходимым следствием благодатных даров С. Д. Уже ап. Павел критически высказывался о том, что говорение на незнакомом языке не назидает Церковь (см.: 1 Кор 14. 2-5). Утрата в церковной жизни специальных институтов пророчества, целительства и говорения на языках не означает, с правосл. т. зр., оскудения в ней даров С. Д. Все эти дары и служения несомненно присутствуют в Церкви, только в иных формах.
В силу исторических обстоятельств важное место в догматическом отношении занимает также тема внутритроичного исхождения С. Д. Она возникла из-за сделанной на лат. Западе в VI в. прибавки к Символу веры, согласно к-рой Он исходит не только от Отца, но «и от Сына» (Filioque), что привело к длительной и до сих пор не разрешенной полемике сначала между лат. и визант. богословами, а после разделения Церквей - между католиками и православными.
Острота вопроса определялась, кроме прочего, тем, что вост. отцы не считали Filioque выражением частного богословского мнения, но воспринимали его как вторжение в ту область, которая охраняется Свящ. Преданием, - в область богооткровенных догматов. С их т. зр., внесение каких бы то ни было изменений в Символ веры, утвержденный авторитетом Вселенских Соборов, является недопустимым. К тому же это нововведение противоречит многочисленным свидетельствам святоотеческой письменности об ипостасном исхождении (ἐκπόρευσις; processio) С. Д. от Отца (подробно см. в ст. Filioque).