АМВРОСИЙ
Том II , С. 146-149
опубликовано: 12 февраля 2009г.

АМВРОСИЙ

[Амбросий] (Паппа-Георгополи Амирей, греч. Πάππα-Γεωργοπόλοι ̓Αμοιραίας; 1791, с. Маистра близ г. Энос (совр. Энез), Турция - 30.10.1863, г. Цилли, Австрия (совр. Целе, Республика Словения)), старообрядческий митр. (см. Старообрядчество), основатель Белокриницкой иерархии. Сын свящ. Георгия из древнего греч. священнического рода. В 1811 г., после окончания богословской школы, А. Паппа-Георгополи был рукоположен во священника - 23-го в своем роду - Эносским митр. Матфеем. После смерти жены в 1817 г. принял монашество, был настоятелем Троицкого мон-ря на о-ве Халки, после 1827 г. Амвросий (Паппа-Георгополи), митр. Белокриницкой иерархии. 90-е гг. XIX в. (ГИМ)Амвросий (Паппа-Георгополи), митр. Белокриницкой иерархии. 90-е гг. XIX в. (ГИМ)протосинкелл Великой ц. В 1835 г., когда скончался Босно-Сараевский митр. Вениамин, К-польским Патриархом Григорием VI А. был рукоположен на Босно-Сараевскую кафедру. В 1840 г. А. поддержал восстание боснийцев против тур. правителя в Сараеве (тур. Босна-Сарай). Восстание было подавлено, однако митрополит от своего лица и от лица народа послал в Стамбул жалобу на притеснения, творимые тур. чиновниками. Жалоба А. была удовлетворена, и в Боснию был прислан новый наместник. Поведение А. настолько не соответствовало устоявшемуся народному представлению о греч. архиереях, обычно действовавших в полном согласии с тур. властями, что возникла легенда о болг. происхождении А., отраженная в «Летописи Боснии». (Эту легенду развил старообрядческий инок Павел (Великодворский), придумав для А. др. мирское имя - Андрей (поскольку имени Амирей нет в святцах) - и славянизировав фамилию иерарха - Поппович.) Раздраженный действиями А., тур. правитель Сараева убедил неск. богатых купцов написать К-польскому Патриарху донос на А., в к-ром, в частности, сообщалось, что митрополит поддерживал антитур. восстание. Новый К-польский Патриарх Анфим IV, испугавшись возможного конфликта с тур. чиновниками, 12 сент. 1840 г. своим распоряжением отозвал А. в К-поль, куда последний смог выехать только 27 дек. 1841 г., поскольку провел нек-рое время в сараевской тюрьме как несостоятельный должник. В К-поле А. в числе др. безместных греч. архи-ереев должен был, получая небольшую пенсию, дожидаться нового назначения на кафедру; положение А. осложнялось тем, что рядом с ним был сын Георгий с семьей, не имевшей средств к существованию. Поскольку сменявшие друг друга на кафедре К-польские Патриархи не определяли А. в епархию, бывш. Босно-Сараевский митрополит чувствовал себя несправедливо обиженным.

В этих обстоятельствах к А. обратились посланники из Белой Криницы, старообрядческие монахи Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов), чтобы уговорить А. перейти в старообрядчество и создать старообрядческую иерархию. Встреча, организованная О. С. Ганчаром - атаманом некрасовцев, стала завершением продолжавшегося почти полтора столетия и до тех пор безуспешного поиска старообрядцами собственного архиерея. Георгий первый согласился с доводами Павла и Алимпия и убедил отца выслушать старообрядческих посланцев, однако уговаривать А. пришлось достаточно долго и настойчиво. А. ничего не знал о рус. расколе, старообрядцы не предупредили, что по прибытии в Буковину А. придется подвергаться присоединению к старообрядчеству как еретику, А. лишь объяснили, что «необходимо будет принять отца духовного из наших священников и что духовник предложит то необходимое для присоединения церковного согласно правилам св. отец и что должно быть исполнено без всякого прекословия» (Цит. по: Субботин. История Белокриницкой иерархии. С. 380). После собеседований, проходивших при помощи переводчика-серба К. Огняновича, 15-16 апр. 1846 г. был заключен договор, по к-рому А. должен был «жить в Белой Кринице на всем монастырском довольствии», определенное денежное содержание предлагалось его сыну Георгию. Со стороны митрополита было дано обязательство «поступить в староверческую религию верховным пастырем над всеми духовными и мирскими людьми, состоящими в староверческой религии, учинить церковное присоединение и поставить в наместника себе другого архиерея» (Там же. С. 395-400).

Через месяц с паспортом казака-некрасовца А. отправился в исполненный трудностей путь в Вену, куда прибыл 28 июня 1846 г. В столице А. был представлен имп. Фердинанду I. Вместе с просьбой о предоставлении австр. подданства и разрешении вступить в должность верховного пастыря староверческих об-в А. представил императору свою ставленую грамоту, выданную Патриаршей канцелярией, записку, дозволявшую А. служить литургию в одной из к-польских церквей (записка доказывала, что А. не был лишен сана и не находился под запрещением), и бумагу, подписанную А. и Павлом (Великодворским), удостоверявшую, что митрополит будет находиться на монастырском иждивении, не требуя казенных средств. Император «обнадежил, что по справке всевозможное удовлетворение самого его и староверцев учинено будет» (Цит. по: Марков. С. 254). Австр. гос. канцелярия отправила распоряжение имп. послу в Стамбуле гр. В. Штюрмеру собрать по дипломатическим каналам сведения о личности и деятельности бывш. Боснийского митрополита, 3 донесения поступили в дек. 1846 г.

Ранее Павел усиленными просьбами добился разрешения отправиться в Белокриницкий мон-рь и там ожидать окончательного ответа из гос. канцелярии. А. прибыл в Белую Криницу 12 окт. 1846 г. и был принят с необычайной торжественностью. 15 нояб. 1846 г. имп. придворная канцелярия проинформировала письменно галицийское земельно-губернаторское управление о том, что А. разрешено прибыть в Буковину и там отправлять функции рукополагающего епископа, согласно Высочайшему распоряжению от 18 сент. 1844 г., к-рым было утверждено существование Белокриницкого старообрядческого («липованского») мон-ря и дозволялось старообрядцам привезти из-за границы епископа. 3 марта 1847 г. А. было даровано австр. подданство.

Между тем уже 28 (по др. данным, 29) окт. 1846 г. произошло присоединение А. к старообрядчеству. Этому предшествовало активное обсуждение старообрядцами вопроса о чиноприеме А. Павел (Великодворский) считал, что прием должен совершиться третьим чином (ср. Присоединение к Православию, чин), т. е. через отречение от ересей и Покаяние. Эту мысль он проводил в сочинениях, существенную часть к-рых составляли статьи «о образцах к принятию священства от никониан и нынешних греков». Зарубежные староверы настаивали на принятии вторым чином - через отречение от ересей и Миропомазание, как принимались в старообрядчество беглые из правосл. Церкви священники (см. Беглопоповцы). Практика приема священнослужителей в сущем сане через Миропомазание, противоречащая смыслу таинства Священства, вызывала возражения и самих старообрядцев, в частности против нее выступил монах Никодим на старообрядческом соборе, бывшем на Рогожском кладбище в Москве в 1779 г. (тогда большинство высказалось за повторение Миропомазания над священнослужителями, приходившими из правосл. Церкви). Вопросу о чиноприеме А. был посвящен старообрядческий собор, открывшийся 27 окт. 1846 г., «Соборное деяние» было составлено Павлом (Великодворским). После бурных прений вопрос о принятии А. вторым чином решился утвердительно. А., выслушав посланных к нему депутатов, согласился на присоединение к старообрядчеству через отречение от ересей и Миропомазание. Перед литургией в полном святительском облачении А. прочитал чин проклятия ересей - «переведенный на греческие литеры, а выговор слов по-русски» (Цит. по: Юдин. С. 481), исповедался у старообрядческого иером. Иеронима (несмотря на то что А. не знал рус. языка, а Иероним - греч.), Иероним помазал А. миром. В окт.-нояб. 1846 г. А. рукоположил неск. старообрядческих диаконов и священников, 18 янв. 1847 г. А. один поставил во епископа с. Майнос (Турция) наместника Белокриницкой митрополии дьяка (уставщика) Киприана Тимофеева, получившего в пострижении имя Кирилл, рукоположенного А. 25 дек. 1846 г. во диакона, 1 янв. 1847 г. во священника. В дек. 1847 г. А. и Кириллом был поставлен Славский еп. Аркадий (Дорофеев) для тур. староверов, а также 5 священников и 3 иеродиакона.

Исчезновение А. из К-поля вызвало беспокойство и в Патриархии, и в офиц. тур. кругах, о чем свидетельствуют донесения австр. посла в Турции. Предполагая, что А. мог бежать в Австрию, К-польский Патриарх Анфим VI отправил неск. посланий (от 11, 14 окт., 5 нояб. 1846, 12 марта 1847) Карловацкому серб. митр. Иосифу (Раячичу) - Первоиерарху всех православных, проживавших на территории Австрии, в к-рых уведомлял о самочинном отъезде А. из Стамбула, о невозможности А. совершать в Австрии архиерейское служение и просил помощи Карловацкого митрополита в поисках А. и возвращении его в лоно К-польской Церкви. Ответа от митр. Иосифа не последовало. Рус. правительству о появлении архиерея у старообрядцев и совершенных им рукоположениях стало известно после ареста 28 мая 1847 г. настоятеля Белокриницкого мон-ря Геронтия, к-рый по подложному паспорту приехал к старообрядцам в Москву с сообщением о событиях в Белой Кринице и для сбора средств. Российское правительство потребовало удаления А. из Белокриницкого мон-ря, Святейший Правительствующий Синод Русской Церкви обратился с каноническим посланием к К-польскому Патриарху, прося его принять меры к возвращению А. или подвергнуть его церковному осуждению. 20 авг. 1847 г. через российское посольство в Вене Патриарх Анфим VI отправил еще одно послание Карловацкому митр. Иосифу и одновременно - обращение к А. В посланиях говорилось, что А. совершил канонические преступления, отпав от Церкви и совершая архиерейские священнодействия, в т. ч. рукоположения, не имея на то разрешения своего Первоиерарха. (Этими действиями А. преступил 34-е и 35-е правила святых апостолов, 15-е прав. I Всел., 13, 16, 22-е правила Антиох., 5-е прав. IV Всел.) Патриарх вновь просил посредничества Карловацкого митрополита в возвращении А. и угрожал извержением А. из сана, если тот будет упорствовать. Митр. Иосиф не пожелал заняться поисками бывш. Боснийского митрополита, о чем сообщил в письме Патриарху Анфиму VI от 25 февр. 1848 г.

Одновременно в австр. гос. канцелярию через российское посольство в Вене поступали все более решительные заявления российских офиц. лиц в связи с деятельностью А. и учрежденной им старообрядческой митрополии. Крайнее недовольство высших российских кругов и требование российского имп. Николая I Павловича в дек. 1847 г. закрыть Белокриницкий мон-рь грозили разрывом дипломатических отношений, сложившаяся внешнеполитическая ситуация требовала удаления А. из среды староверов. 13 дек. 1847 г. австр. властями А. был вызван из Белой Криницы во Львов, оттуда переправлен в Вену, где старообрядческий митрополит должен был ответить на 9 вопросов, в к-рых были сформулированы выдвинутые против него обвинения. А. назвал причинами своего бегства из Стамбула в Белую Криницу несправедливости, чинившиеся по отношению к нему К-польскими Патриархами, и моление народа (старообрядцев) занять пустовавшую кафедру. А. не было разрешено вернуться на Буковину, местом жительства был выбран Цилли. Революция 1848 г., последствием к-рой стало обещание австр. имп. Фердинанда дать конституцию, а вместе с ней и свободу вероисповедания, позволила А. обратиться в правительство с просьбой оставить его вместе с семьей сына в Вене или Будапеште, однако 23 июня 1848 г. австр. министр внутренних дел ответил, что А. «является виновным в затруднениях австрийского правительства из-за липован с Россией», а потому «он обязан согласиться с определением ему места пребывания» (Цит. по: Крамер. С. 123).

В Цилли А. жил уединенно, общаясь лишь с семьей сына. Изредка его навещали старообрядцы из Белой Криницы и России - Павел, Иероним, Браиловский еп. Онуфрий. Тульчинский еп. Иустин, иерод. Ипполит советовались с А. по поводу разделения старообрядцев, вызванного «Окружным посланием» (1862). Н. И. Субботиным опубликована переписка тех лет (Переписка раскольничьих деятелей. Вып. 2).

А. был похоронен сыном Георгием на греч. кладбище в Триесте (совр. Италия), заочное отпевание совершил старообрядческий еп. Кирилл в Белой Кринице. 21 мая 2000 г. останки А. были перенесены в Покровский кафедральный храм старообрядческой митрополии в г. Брэила (Румыния). На всемирном соборе старообрядцев Белокриницкого согласия в нояб. 1996 г. А. был причислен к лику святых, его память празднуется старообрядческой Церковью 12 нояб. н. ст.

Ист.: Скендерова Ст. Летопись Боснии, 1825-1856 // Зап. РГО. СПб., 1859. Кн. 13; Новый, важный для истории раскольничьей лжеиерархии документ об Амвросии // ЦВ. 1876. № 16. С. 1-4; [Письма А.] // Переписка раскольничьих деятелей / Изд. Н. И. Субботин. М., 1876. Вып. 1; 1889. 2 вып.; Еще сказание об учреждении и о первых годах существования Белокриницкой иерархии // Братское слово. 1891. № 14. С. 300-315; Юдин А. Л. Деяние Белокриницкого собора в 1846 г. // РС. 1894. № 1. С. 181-196; Крамер М. Основание старообрядческой митрополии на Буковине и пребывание митрополита Амвросия в Австрии // Духовные ответы. М., 1998. № 9. С. 80-131; Костромской старообрядец. 2000. № 5 (31).
Лит.: Субботин Н. И. История Белокриницкой иерархии. М., 1874; он же. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой Австрийской и Белокриницкой иерархии. М., 1874; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1897; он же. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1899. 3 вып.; он же. Заметка об основателях Белой Криницы. М., 1901; Осип Семенович Ганчар, атаман некрасовцев (1796-1879 гг.) // РС. 1883. Т. 38. С. 175-192; Марков С. Краткий исторический очерк австрийского священства. Калуга, 1885; Ивановский Н. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Каз., 1886. Вып. 1. С. 162-176; 1887. Вып. 2. С. 97-108; Смирнов П. С. Исторический очерк поповщины // Миссионерский сб. 1893. № 1-3, 5; Вторая поездка на Восток, предпринятая для исследования о митр. Амвросии в 1892 г., и результаты этой поездки // Братское слово. 1893. № 1-3. С. 68-92, 146-176, 227-250; Чащина Л. Ф. Русская старообрядческая эмиграция в Австрии и революция 1848 // ВИ. 1982. № 8. С. 177-181; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Истинность старообрядческой иерархии против возводимых на нее обвинений. М., 1996; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 205-242.
Е . А . Агеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии
  • АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви
  • АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических "бесед" и посланий против федосеевцев
  • АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии
  • АРКАДИЙ (Дорофеев Андрей; 1811-1889), старообрядческий архиеп. Славский
  • АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 1857), местночтимые старообрядческие подвижники, преподобномученики (пам. 18 янв., 29 июня)
  • АФАНАСИЙ (Макуров Аггей Федорович; 1825-1905), митр. Белокриницкой иерархии
  • ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии)