ГЕННАДИЙ
Том X , С. 606-607
опубликовано: 30 ноября 2010г.

ГЕННАДИЙ

(Беляев Григорий Васильевич; 17.09.1825, дер. Лысьвенский Завод Соликамского у. Пермской губ., ныне г. Лысьва Пермской обл.- 1892, Тисский старообрядческий мон-рь, Румыния), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии). Из семьи крепостных заводских ремесленников, старообрядцев-беглопоповцев. Учился в заводской школе, где был приписан к правосл. Церкви, подвергался наказаниям за непосещение богослужений. В 13 лет после «увещания» был сослан в Куртымский железный рудник, через 3 года по ходатайству Пермского и Верхотурского еп. Аркадия (Фёдорова) возвращен на Лысьвенский завод, где заводское начальство принуждало его присоединиться к правосл. Церкви. Под влиянием чтения аскетических книг Беляев решил поселиться в старообрядческом мон-ре. Отправившись на поиски мон-ря, дошел до Перми, вернулся, был арестован «за раскол, сопряженный с побегом», наказан плетьми. После освобождения поселился в скиту в Шамарских лесах (Кунгурский у.), где одно время жили буд. старообрядческий Московский архиеп. Саватий (Лёвшин) и Иаков - брат Беляева.

Геннадий (Беляев), старообрядческий Пермский еп. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГБ)Геннадий (Беляев), старообрядческий Пермский еп. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГБ)

После ареста властями насельников скита Беляев ушел в Уральск, в 1853 г. переселился в Саратовскую губ. В Хвалынске повстречался с Саратовским еп. Афанасием (Кулибиным), принадлежавшим к Белокриницкой иерархии. Афанасий постриг Беляева в монашество и рукоположил во диакона. Г. с проповедью старообрядчества отправился в оренбургские земли, где в марте 1854 г. на Усень-Ивановском заводе Белебеевского у. был задержан вместе с 2 старообрядческими монахами. Г. оказался в пермской тюрьме, затем был переведен в арестантские роты, должен был понести наказание плетьми. Однако в сент. 1855 г. Г., по его рассказу, с помощью ангела, снявшего с него кандалы и проведшего невидимым через город, освободился и ушел в кунгурские леса, затем в Хвалынск, где в окт. 1856 г. еп. Афанасий рукоположил его во иерея, в нояб. возвел в сан архимандрита (РГБ ОР. Ф. 246. К. 205. № 12. Л. 5-6 об.; Пругавин. Один из суздальских узников. С. 314).

В янв. 1857 г. в Гуслицах состоялась хиротония Г. во епископа Пермского, к-рую возглавил старообрядческий архиеп. Антоний (Шутов), в хиротонии также принимали участие старообрядческие епископы Кавказский Иов и Новозыбковский Конон (Смирнов (Дураков)). После хиротонии Г. была вручена походная церковь. Центром его деятельности назначили Екатеринбург, но Г. предпринимал поездки не только по Пермской, но и по Оренбургской, Вятской и Тобольской губерниям, способствовал распространению и активизации Белокриницкой иерархии на Урале и в Зап. Сибири, рукоположил 4 диаконов и 23 священника, поставил в архимандриты Зиновия. Полиция упорно занималась поисками Г., и в 1859 г. он был арестован в Юго-Кнауфском заводе (Осинский у. Пермской губ.) под именем И. Старцева, заключен в кунгурскую тюрьму. Его единомышленникам удалось освободить Г., поменяв на старообрядца С. Курдюкова.

Преследование Г. полицией осложняло и без того весьма трудную в сфере отношений с властями жизнь старообрядцев. В связи с этим нек-рые уральские последователи Белокриницкого согласия обратились в центр согласия на Рогожское кладбище со «словесной жалобой, что они весьма стеснены производимыми ежедневно розысками правительством епископа Геннадия, который по сему стеснительному обстоятельству давно уже не может производить свои епископские дела». Архиеп. Антоний (Шутов) и Браиловский еп. Онуфрий (Парусов) в июле 1862 г. вызвали Г. в Москву. Поскольку Г. не приехал и ничего о себе не сообщил, было решено пригласить его к митр. Кириллу (Тимофееву) в Белую Криницу, куда он также приехать не смог. 3 окт. 1862 г. в Москве на Соборе, в к-ром участвовали управляющий российской старообрядческой иерархией еп. Онуфрий и епископы Афанасий (Кулибин) Саратовский, Пафнутий (Шикин) Казанский и Виталий (Мятлев) Уральский, по благословению митр. Кирилла Белокриницкого было решено: «Епископу Геннадию Пермскою епархией не управлять и не в какие дела епархиальные отнюдь не входить, а кольми паче не поставлять, ни запрещать, и никого из христиан не отлучать. Церковные же вещи по описи церковному клиру сдать при посредстве старейшин христианского общества. Также и писменные иерархические дела передать клиру». Объявить Г. это постановление должны были пермские старообрядческие клирики иером. Саватий и свящ. Евгений. Еп. Пафнутий должен был отправиться в Пермскую епархию и «подробно исследовать с достоверными показаниями о епископе Геннадии Пермском». Ему разрешалось «избрать и поставить достойного во епископа из тамошнего духовенства» на Уфимскую епархию, и если «будет надобность, то и на Тобольскую». В нояб. того же года еп. Пафнутий побывал на Урале и поставил «двух епископов Саватия и Константина в Тагильский Завод». В Рогожском архиве сохранились письма из Екатеринбурга, написанные в нояб. 1862 г. как сторонниками, так и противниками Г. Первые осуждали действия еп. Пафнутия и говорили о своей верности Г. В письмах противников Пермского архиерея высказывались негативные оценки его деятельности (РГБ. Ф. 246. К. 201. Д. 18. Л. 1-2 об., 18-18 об., 8-9, 15-16).

В дек. 1862 г. Г. вновь был схвачен полицией в Екатеринбурге, в апр. следующего года появилось Высочайшее повеление о заключении его в тюрьму Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря «на увещание». Вскоре после заключения старообрядческий архиерей подал прошение о помиловании, оставленное без последствий. Из донесений архим. Спасо-Евфимиева мон-ря Илариона известно, что Г. высоко ставил свою принадлежность к старообрядчеству, епископский сан считал законным, читал книги догматического и духовного содержания, нрава был кроткого. В 1869 г. он дважды подавал прошения: об освобождении из заключения, в чем ему было отказано, и о присоединении к единоверию. В кон. того же года Г. вместе с др. узником Спасо-Евфимиева мон-ря старообрядческим еп. Кононом (Смирновым (Дураковым)) по приглашению архим. Павла (Прусского) посетил Никольский единоверческий мон-рь. Старообрядческие архиереи также побывали в Синодальной (Патриаршей) б-ке и ризнице, в кремлевских соборах, ознакомились с Хлудовской б-кой. В апр. 1870 г. вышло Высочайшее повеление «об освобождении епископа Геннадия из арестантского отделения Спасо-Евфимиева монастыря для присоединения его к единоверию в московском единоверческом монастыре, с оставлением в оном на жительстве в иноческом образе» (цит. по: Пругавин. Старообрядческие архиереи. С. 450). Однако, оказавшись в Никольском мон-ре, Г. соглашался присоединиться к единоверию в епископском сане. Для властей это было неприемлемо, и в нач. нояб. Г. был возвращен в суздальскую монастырскую тюрьму.

9 сент. 1881 г. Г. вместе с др. старообрядческими архиереями (Кононом и Аркадием (Дорофеевым)) был освобожден из Спасо-Евфимиева мон-ря. К концу заключения, как явствует из письма гр. П. П. Шувалову старообрядцев, ходатайствовавших об освобождении своих епископов, Г. находился «в душевно-болезненном состоянии или был близок к этому печальному положению». Тем не менее он смог присоединиться к обещанию, данному узниками, «по христианскому закону повиноваться Его Величеству до конца живота» (РГБ ОР. Ф. 246. К. 205. № 12. Л. 59). Местом жительства Г. после освобождения была назначена Казань, откуда он вскоре перебрался в Харьков. Здесь его активность не понравилась местным властям, и они в 1884 г. ходатайствовали о высылке старообрядческого епископа в г. Виндаву Курляндской губ. (ныне Вентспилс, Латвия). Вскоре стало известно, что Г. отправился в Хвалынск, затем в Златоуст в Уфимской губ., вслед. чего Синод поставил вопрос о его возвращении в Спасо-Евфимиев мон-рь. Однако к этому времени Г. перебрался в старообрядческий Тисский мон-рь в честь Рожества Иоанна Предотечи в Румынии, где впосл. скончался.

Соч.: Устав о поведении в храме // Духовные ответы. 1995. № 3. С. 51-61.
Арх.: РГБ ОР. Арх. Рогожского кладбища. Ф. 246. К. 205. № 12 [Дело о суздальских юзниках Аркадии, Кононе и Геннадии]; № 18 [Дело Г.].
Ист.: Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 5. Ч. 2. С. 651; Павел (Прусский), архим. Воспоминание о Геннадии и Кононе // Братское слово. 1884. Т. 1. С. 107-120; Савва (Тихомиров), еп. Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. Серг. П., 1906. Т. 6. С. 507.
Лит.: Пругавин А. С. Один из суздальских узников // ИВ. 1883. Т. 14. № 11. С. 294-324; он же. Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости: Очерк из истории раскола по архивным данным // Там же. 1903. Т. 93. № 8. С. 431-457; О бывших суздальских заточниках: Аркадии, Кононе и Геннадии: Поездка в суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь // Братское слово. 1883. Т. 1. С. 179-206; Белобородов С. А. Австрийцы на Урале и в Западной Сибири: (Из истории Русской православной старообрядческой церкви - Белокриницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 136-172; Агеева Е. А. Старообрядцы в Спасо-Евфимиевом мон-ре // Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: (К 650-летию основания мон-ря): Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 130-137.
Е. А. Агеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических "бесед" и посланий против федосеевцев
  • АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75–1720), старообрядец-поповец, основатель диаконовского согласия
  • АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии
  • АМВРОСИЙ (Паппа-Георгополи Амирей; 1791-1863), старообрядческий митр., основатель Белокриницкой иерархии
  • АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви
  • АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии
  • АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви
  • АРКАДИЙ (Дорофеев Андрей; 1811-1889), старообрядческий архиеп. Славский