АМИДА
Том II , С. 164-165
опубликовано: 18 августа 2008г.

АМИДА

Содержание

[персид. Amed, греч. ̓Αμίδα, араб.  , тур. Diyarbakır], митрополия Антиохийского Патриархата. Город (совр. Диярбакыр), расположенный в совр. Курдистане (Юго-Вост. Турция) на плато в верховьях р. Тигр, возник в древности на пересечении торговых путей от Каспия к Средиземному м. и Персидскому зал., что способствовало его быстрому развитию.

История

Уже в ассир. документах А. (Amedi, Amidi) упоминается как один из важнейших городов Ассирии; позднее входила в состав Ахеменидского и Селевкидского царств, затем принадлежала Риму (сохранилась цитадель IV в. до Р. Х. и часть стен, датируемых I в. до Р. Х.). Область А. с III в. по Р. Х. оспаривалась у Римской империи Сасанидским Ираном. В нач. IV в. город, ставший центром рим. пров. Месопотамия в составе Вост. префектуры, был укреплен, в нем находился военный гарнизон. В 359 г. шаханшах Шапур II осадил А. и через 2 месяца взял ее штурмом; жители были переселены в Хузестан (Юго-Зап. Иран). Позднее А. вновь отошла к Вост. Римской империи (Византии). Вторично иранцы овладели городом в 502 г. при шаханшахе Каваде, но имп. Анастасий выкупил его за тысячу фунтов золота. В 640 г. город сдался арабам. В ср. века А. была центром обл. Дияр Бакр (дословно - местопребывание [рода] Бакр, араб. племени, расселившегося там в VII в.), к-рая охватывала земли по обоим берегам Тигра от истока до поворота русла на юго-восток, с городами Майафарикин, Хисн-Кайфа, Арзан. В эпоху араб. владычества А. с округом входила в пров. Джезира, иногда выделяясь в особую адм. единицу, полунезависимую от аббасидских халифов. С сер. Х в. город входил в состав эмирата Хамданидов, с кон. Х в. попал под власть курдской династии Мерванидов. Оказавшись на византийско-мусульм. границе и подвергаясь сильной угрозе с запада, правитель А. ок. 1000 г. пошел на признание вассальной зависимости от имп. Василия II, получив от него титул магистра и дуки Востока. Во 2-й пол. XI в. княжество Дияр Бакр попало в орбиту влияния Сельджукидов, началось проникновение на эту территорию туркмен. племен. В последующие столетия А. находилась под властью Артукидов (XII в.), Иконийского султаната (с 1241), монголов, была столицей тюрк. племенного союза Кара-Коюнлу (XV в.), входила в состав Сефевидского Ирана (с 1507). В 1515 г. А. была захвачена турками-османами; от них город получил имя Кара-Амид - Чёрная Амида (за цвет базальтовых стен), а также Диярбакыр (Диарбекир).

Церковная история

Христианство пришло в А., по всей вероятности, из Эдессы. А.- один из центров формирования сир. лит. языка, к-рый стал языком богослужения и богословских сочинений. Отсюда были родом многие сир. христ. писатели, в т. ч. Исаакий Антиохийский и автор хроники Псевдо-Захарии. Ок. 365 г. здесь жил «пророк сирийцев» прп. Ефрем Сирин. А. стала центром христ. богословской мысли на Востоке; здесь проходили бурные диспуты между приверженцами правосл. («мелькитского») и монофизитского вероисповеданий. О епископах А. известно немного. Источники упоминают следующие имена: Симеон, присутствовавший, как сообщает Авдишо бар Бриха († 1318), на Всел. I Соборе (325); Мара, подпись к-рого стоит под актами Всел. II Собора (381); Акакий, в 419 г. возглавивший посольство имп. Феодосия II ко двору шаханшаха Йездигерда I; Астерий (упом. 431), известный как сторонник Нестория; Памфил, от к-рого сохранилось послание Патриарху Иоанну Антиохийскому (Ркп. Paris. gr. 1296); Симеон (до 448); Мара, монофизит, смещенный в одно время с Севиром Антиохийским; Иоанн (упом. 502), Ноннос (до 520) и Мара (520-529) - все трое также монофизиты. В 538 г. имп. Юстиниан I назначил епископом Авраама бар Каили, к-рому удалось создать в городе сильную правосл. общину. Его преемниками были митрополиты Кириак (упом. 551) и Симеон (упом. 586). С 543 г. при участии Якова Барадея в городе создается яковитская иерархия, к-рая в VII в. приветствовала приход арабов. После араб. завоевания население А. долго оставалось христ., исламизация области проходила очень медленно. Иран. путешественник Насир Хосров, посетивший А. в 1046 г., упоминает о большой каменной церкви в центре города, рядом с пятничной мечетью. Стены церкви были облицованы мраморными плитами.

В ср. века А. была крупным церковным центром сиро-яковитов. Недалеко от города находился один из важнейших яковитских мон-рей - Зукнун, где, в частности, была составлена хроника (до 775), приписывавшаяся Дионисию Телль-Махрскому, яркий образец сир. историографии. После того как в 1029 г. яковитские иерархи, находившиеся на визант. территории, подверглись преследованиям со стороны имп. Романа III, резиденция яковитского патриарха-католикоса была перенесена (1033) из Мараша в А., во владения мусульман. В 1180 г. в А. был провозглашен патриархом Феодор бар Вахбон, соперник Михаила Сирийца.

Заметная исламизация Дияр Бакра произошла после монг. нашествия (сер. XIII в.) и вызванного им нового притока тюрк. кочевников. Туркмен. и курд. племена вытесняли земледельческое христ. население; особый размах преследования христиан приняли после перехода в ислам монг. династии Хулагуидов в кон. XIII в. В июне 1317 г. А., взбунтовавшаяся против своего правителя, была разгромлена мощной мусульм. армией; 12 тыс. жителей были убиты или обращены в рабство, погибли многие христиане, в числе жертв был и яковитский еп. Map Грегориус. Захватчики разрушили и подожгли храм Богоматери. В 1394 г. город снова был разгромлен во время нашествия Тимура, погибло множество жителей.

В Османской империи Дияр Бакр являлся одной из самых крупных и стратегически важных провинций. 400 лет относительного мира и стабильности способствовали процветанию А., ставшей заметным центром мусульм. культуры. О положении местных христиан в османскую эпоху известно крайне мало. Наряду с правосл. Церковью в А. издавна существовала арм. иерархия; нек-рое время здесь находилась резиденция яковитских патриархов. В 1616 г. в А. была заключена несториано-католич. уния, а с 1681 г. по нач. XIX в. город был местопребыванием одной из ветвей сиро-халдейских униатских патриархов. В Новое время в А. появились приходы католиков и протестантов, состоящие в основном из местного населения. В А. имелась значительная правосл. община: в «Синтагматионе» Хрисанфа Иерусалимского (1715) город назван в числе кафедр, сохранивших верность правосл. Патриарху Антиохийскому и не поддавшихся католич. пропаганде. В XVIII-XIX вв. в А. шла острая борьба между униатами и православными. В 1846 г. митр. Макарий Самман торжественно отрекся от католичества, принял Православие и был поставлен на кафедру А.; его примеру последовала и паства. А. упоминается во всех дошедших с XVIII в. списках епархий Антиохийского Патриархата. Ее предстоятель носил титул «митрополит Амидский, пречестный, экзарх всей Месопотамии и Четвертой Армении, наместник Эдессы». По свидетельству европ. путешественников, в Диярбакыре в 40-х гг. XIX в. проживало, по разным данным, от 500 до 2000 семейств армян, имевших в городе 2 церкви (крупнейшие в Месопотамии), епископа, 19 священников и школы; 300 семейств сиро-яковитов и 200 - халдеев, небольшие группы армяно- и сиро-католиков. Правосл. греков насчитывалось от 6 до 20 домов, им принадлежал древний храм святых Космы и Дамиана. На 1913 г. в Диарбекирской митрополии насчитывалось 739 правосл. семейств, 13 церквей, 12 священников, 8 школ, новый кафедральный собор во имя св. Георгия. После первой мировой войны правосл. общины здесь уже не было.

Ист.: Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 22, 41-42, 192, 336; Annales Yahia Ibn Said Antiochensis / Ed. L. Cheicho // CSCO. Ser. III. T. 7. Beryti; P., 1909. P. 252; Bar Hebraeus. Chronicon Ecclesiasticum / Ed. J. B. Abbeloos, Th. Lamy. P., 1872. P. 423; Березин И. Н. Христиане в Месопотамии и Сирии // Москвитянин. 1854. № 16. С. 149-151.
Лит.: Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской // ХЧ. 1899. Март. С. 537-547; Marquart J. Eranšahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenac‘i. B., 1901. S. 118; Васильев А. А. Византия и арабы. Ч. 2. СПб., 1902. С. 231, 232, 240, 250, 290, 300; Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. Camb., 1905. Р. 109-110; Berchem M. van, Strzygowski J. Amida. Heidelberg, 1910; Жузе П. Епархии Антиохийской Церкви // СИППО. 1911. С. 481-498; Соколов И. И. Антиохийская церковь: Очерк современного состояния // Там же. 1913. С. 321; Karalewsky C., Tournebize Fr. Amid ou Amida // DHGE. T. 2. Col. 1237-1249; Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936. P. 121, 233, 236-244, 341-342, 347; Canard M., Cahen Cl. Diyar Bakr // EI. 1965. Vol. 11. P. 343-347; Browne L. E. The Еclipse of Christianity in Asia. N. Y., 1967; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 31, 57, 60, 132, 199-200, 226; Sellwood D. Amida // EIran. 1985. Vol. 1. Fasc. 9. p. 938; Huart Cl. Diyar Bakr // The First Encyclopedia of Islam. Leiden, 1987. Vol. 11. P. 982-983.
А. И. Колесников, К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПАМЕЯ Сирийская, древний город на р. Оронт
  • ЕПИФАНИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (Хамаская) епархия Антиохийской Православной Церкви - см. Хама, город в Сирии
  • ЛАОДИКИЯ (Сирийская, Приморская) [ныне Латакия], город на побережье Сирии, древняя митрополия Антиохийской Православной Церкви
  • МАНБИДЖ город в Сев. Сирии, значительный христианский центр в позднеантичную эпоху и средние века