ЛАОДИКИЯ
Том XL, С. 50-55
опубликовано: 3 апреля 2020г.

ЛАОДИКИЯ

Содержание

Тетрапилон в Лаодикии. 183 г. Фотография. Нач. XXI в.Тетрапилон в Лаодикии. 183 г. Фотография. Нач. XXI в. (Сирийская, Приморская) [ныне Латакия; греч. Λαοδίκεια ἐπ τῇ θαλάττη; лат. Laodicea; араб.    ], город на побережье Сирии, древняя митрополия Антиохийской Православной Церкви. В бронзовом веке (III-II тыс. до Р. Х.) в 12 км к северу от позднейшей Л. существовал крупный финик. портовый г. Угарит. Л. основана ок. 300 г. до Р. Х. царем Селевком I на месте финикийского поселения Рамита; названа в честь матери Селевка Лаодики. В эллинистическую и рим. эпоху Л. имела статус свободного полиса и играла важную роль в социально-экономическом развитии Сирии, лишь немногим уступая Антиохии. Здесь процветало льняное производство, к-рое достигло пика развития в III-IV вв. по Р. Х. (Strabo. Geogr. XVI; Plin. Sen. Natur. hist. 5. 79). В III - нач. I в. до Р. Х. город входил в состав царства Востока династии Селевкидов. В 195 г., во время гражданской войны, Л. выступила на стороне имп. Септимия Севера и была разграблена войсками его противника Песценния Нигера. После победы Септимия Л. на краткое время была объявлена митрополией рим. Сирии. Мятежная Антиохия была лишена статуса полиса и переведена под адм. контроль Л. В совр. Латакии сохранились остатки колоннад главных улиц древнего города, тетрапилон эпохи рим. имп. Септимия Севера (нач. III в.). В период адм. реформы имп. Диоклетиана, на рубеже III и IV вв., Л. вошла в состав пров. Сирия Первая, объединив ближайшие окрестности Антиохии. В 387 г., когда в Антиохии поднялось восстание, имп. Феодосий I объявил, что в наказание антиохийцам сделает Л. столицей Сирии Первой, подобно тому как поступил Септимий Север. Однако волнения вскоре завершились, и эта имп. угроза не была воплощена (Theodoret. Hist. eccl. V 20).

Имп. Каракалла. Динарий, отчеканенный в Лаодикии Сирийской. Аверс, реверс. 200 г.Имп. Каракалла. Динарий, отчеканенный в Лаодикии Сирийской. Аверс, реверс. 200 г.

В рим. эпоху в Л. сложилась значительная христ. община, которая повлияла на развитие церковной жизни на Востоке Римской империи. Согласно преданию древней Церкви, 1-м епископом был ап. Лукий (Луций), один из учеников ап. Павла, упомянутый в Рим 16. 21. Древнейшие сведения о нем как о епископе Л. сохранились в «Синопсисе», который приписывается сщмч. Дорофею Тирскому. Почитание св. Лукия сохранялось в средние века в Византии; он упоминается в К-польском синаксаре под 22 апр. (X-XII вв.; SynCP. Col. 621-622). О епископах Л. сер. III - нач. IV в. известно из «Церковной истории» Евсевия Памфила. В нач. 50-х гг. III в. еп. Л. Филимидр наряду с Оригеном был в числе адресатов послания «О раскаянии» еп. Александрии свт. Дионисия Великого (Euseb. Hist. eccl. VI 46). Преемниками Филимидра были Илиодор и Сократ (Ibid. VII 5, 32). Довольно многочисленные подробности известны о жизни 2 следующих епископов Л.- мч. Евсевия (см. ст. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел (пам. 4 окт.)) и свт. Анатолия, происходивших из Александрии. Ок. 259 г. Евсевий был диаконом Александрийской Церкви и сопровождал свт. Дионисия Александрийского в ссылках и заключении. Не будучи сам арестован, он тайно кормил и лечил узников-христиан (Ibid. VII 11. 24). Согласно тексту Евсевия Памфила, и Евсевий и Анатолий получили известность своей ученостью и риторическими талантами в Александрии. Анатолий даже занимал пост председателя городской курии (или по крайней мере был ее членом). Оба они оказались вовлечены в события гражданской войны в Александрии в 261-262 гг. в ходе длительной серии междоусобных войн эпохи кризиса Римской империи. В городе поднял мятеж Мусий Эмилиан, а присланные против него имп. Галлиеном в Египет войска осаждали городскую крепость Брухий. При этом Анатолий оказался среди запертых в крепости, а Евсевий - в занятой рим. воинами части города. Переписываясь друг с другом, они вскоре сумели организовать спасение большого числа людей из крепости. Анатолий уговорил мятежный совет выпустить из крепости тех, кто бесполезны для осады, а Евсевий добился от римлян прощения для всех освобожденных таким образом (Ibid. VII 32). После завершения военных действий оба христианина, видимо, решили оставить свой город. Евсевий переселился в Л., а Анатолий - в Кесарию Палестинскую. Евсевий занял кафедру Л. и прославился своим благочестием; он также состоял в переписке со свт. Дионисием Александрийским. После низложения еп. Павла Самосатского на Антиохийском Соборе в 268 г. (см. Антиохийские Соборы) община Самосаты уговорила Евсевия поселиться в этом городе (Ibidem). На кафедре Л. его сменил свт. Анатолий, переехавший из Кесарии. Он был широко образованным ученым. Евсевий сообщает, что Анатолий знал в совершенстве арифметику, астрономию, геометрию, диалектику, физику, риторику. Во времена Евсевия (нач. IV в.) было известно много сочинений свт. Анатолия. Все они утрачены, кроме фрагментов трактатов «Введение в арифметику» и «О Пасхе»; последний цитировал Евсевий. Спустя некоторое время свт. Анатолий вернулся в Александрию, где возглавил школу перипатетиков (Ibidem). Преемник Анатолия еп. Стефан также славился познаниями в философии и в др. науках, однако с началом великого гонения имп. Диоклетиана ок. 303 г. отрекся от веры, за что Евсевий называет его лицемером и трусом (Ibidem). Следующий за ним свт. Феодот был известен своим искусством врача. Он сумел сохранить общину во времена гонений и стал участником Вселенского I Собора в Никее в 325 г. К еп. Феодоту обращено одно из сохранившихся писем равноап. имп. Константина, написанное вскоре после Собора (Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 42; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. III. App. 2; PG. 85. Col. 1357).

В кон. 30-х - 50-х гг. IV в. кафедру Л. возглавлял еп. Георгий, родом из Александрии. Он был среди учеников Ария и уже в 20-х гг. свт. Александр Александрийский лишил его сана пресвитера, но во время епископства Георгий играл роль одного из лидеров господствовавшей в этот период в Восточной Церкви проарианской партии. В 341 г. он участвовал в Антиохийском Соборе. Еп. Георгий не присутствовал на Сардикийском Соборе ок. 343 г., однако сторонники Никейского Символа веры объявили о его низложении в числе др. наиболее известных сторонников арианства (Sozom. Hist. eccl. III 12). Георгий сохранил за собой кафедру, поскольку гос. власть в то время благоволила к проарианским течениям. В кон. 50-х гг. еп. Георгий выступал против течения крайних ариан, аномеев, и сблизился с партией омиусиан во главе с еп. Василием Анкирским. В это же время в Л. существовала и партия сторонников Никейского Символа веры, ее возглавляли также выходцы из Александрии отец и сын Аполлинарии. Пресв. Аполлинарий-старший был главой богословской школы в Л., которая впервые попыталась исследовать вопросы христологии, однако результатом ее деятельности стала ересь аполлинарианства (Theodoret. Hist. eccl. V 4). Аполлинарий-младший также был известен своей ученостью. Ок. 346 г. он встретился со свт. Афанасием I Великим, проезжавшим через Л., и с этого времени стал сторонником никейского богословия (Sozom. Hist. eccl. VI 25). В ходе затяжного конфликта между еп. Георгием и Аполлинариями еп. Георгий еще в 40-х гг. IV в. отлучил от Церкви их обоих за то, что они слушали гимны Дионису в исполнении ритора-язычника Епифания. Впрочем, после раскаяния они были помилованы (Socr. Schol. Hist. eccl. II 46; Sozom. Hist. eccl. VI 25).

Преемником еп. Георгия стал свт. Пелагий, к-рый был рукоположен еп. Акакием Кесарийским и в первые годы своего епископства примкнул к партии омиусиан. В 363 г. он участвовал в Антиохийском Соборе, на котором было объявлено о восстановлении Никейского Символа веры, который трактовался в терминах омиусианства (Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4). Ок. 365 г. стараниями арианина еп. Евдоксия К-польского Пелагий был изгнан с кафедры наряду с неск. др. епископами-омиусианами (Theodoret. Hist. eccl. IV 13). Неясно, кто из партии евдоксиан занимал кафедру Л. с этого времени до нач. 80-х гг. IV в. Пелагий, вероятно уже после низложения и изгнания из Л., участвовал в Соборе омиусиан в Тиане Каппадокийской (Sozom. Hist. eccl. VI 12). Одновременно в Л. с нач. 60-х гг. IV в. большим влиянием пользовался Аполлинарий (младший), который, по сведениям некоторых источников, также был епископом Л. (Rufin. Hist. eccl. II 20; Theodoret. Hist. eccl. V 4; Карташев. Соборы. С. 189; Спасский. 1895. С. 27). Попытки Аполлинария распространять учение аполлинарианства потерпели неудачу. Его посольство в составе неск. монахов прибыло на Александрийский Собор в 362 г., но свт. Афанасий отверг предложенную ими версию христологии, хотя к самому Аполлинарию по-прежнему относился дружески, вероятно видя в нем союзника в борьбе против ариан (Athanas. Alex. Ad Antioch. 7-9). Аполлинарий не оспаривал прав еп. Пелагия на кафедру Л. После начала правления имп. Феодосия I в 379 г., когда имп. двор вернулся к исповеданию никейского православия, свт. Пелагий получил возможность вернуться на кафедру Л. В 381 г. он участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле, на к-ром, в частности, подверглось осуждению и аполлинарианство. При этом на Соборе вопрос о возможном низложении Аполлинария с епископской кафедры не обсуждался. Неясно также, какое положение в Л. занимал Аполлинарий после возвращения Пелагия; о конфликте между Аполлинарием и Пелагием ничего не известно. Преемником свт. Пелагия на рубеже IV и V вв. был еп. Елпидий. Он долгое время был приближенным архиеп. Мелетия Антиохийского, воспитывался им и был известен подвижническим образом жизни (Theodoret. Hist. eccl. V 27). В 404 г. еп. Елпидий, прибыв в К-поль на Собор, созванный против свт. Иоанна Златоуста, выступал перед имп. Аркадием и пытался убедить его оставить свт. Иоанна на к-польском престоле (Pallad. Dial. de vita Ioan. Chrysost. P. 53-54, 127). Позднее свт. Иоанн отправил еп. Елпидию неск. писем из ссылки (Ioan. Chrysost. Ep. 12, 129).

О церковной истории Л. в V-VI вв. сведений значительно меньше. Кафедра Л. была возведена в ранг автокефальной митрополии Антиохийской Церкви в 459 г.; в иерархии автокефальных митрополий она заняла 3-е место (Honigmann. 1951. P. 35-38). Еп. Макарий в 431 г. участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе, где был в составе партии вост. епископов во главе с архиеп. Иоанном I Антиохийским, к-рые выступали против осуждения Нестория. В 451 г. еп. Макарий присутствовал на IV Вселенском Соборе в Халкидоне и подписал соборные определения. Еп. Максим известен лишь по подписи под «Энкиклионом» византийского имп. Льва I, к-рый был опубликован в 458 г.

С нач. VI в. община Л. была охвачена спорами между партиями православных и монофизитов. Еп. Никий проявил себя как горячий сторонник лидеров монофизитства еп. Филоксена Иерапольского и Севира из Созополя; Никий неоднократно упоминается в их переписке. В 511 г. он участвовал в Сидонском Соборе, на к-ром партия монофизитов составила большинство. В 512 г. Никий присутствовал при хиротонии Севира в патриархи Антиохии. Одно из писем Севира было обращено к Никию (The Sixth Book of the Select Letters of Severus, Patriarch of Antioch, in the Syriac Version of Athanasius of Nisibis / Ed. E. W. Brooks. L., 1902. Vol. 1/1. P. 42s (38s.)). В нем Севир обсуждал с адресатом судьбу неких жителей Минидоса и Угарита, поселений в окрестностях Л., где находились общины халкидонитов. Преемником Никия был еп. Константин, имевший прежде титул magister militiae, также монофизит. Время начала его епископства неизвестно; дата 510 г., к-рая содержится в хронике Марцеллина Комита, неверна (Marcell. Comit. Chron. AD 510). В 519 г., после офиц. перехода Византии к поддержке халкидонского вероисповедания, Константин был низложен, покинул Л., некоторое время жил в Александрии, где сохранялось влияние монофизитов. Он неск. десятилетий был одним из предводителей монофизитства на Востоке. О Константине как об известном лидере еретиков упомянул Римский папа Вигилий в письме имп. Юстиниану I в 540 г. (PL. 69. Сol. 23). В неск. сир. рукописях Константину приписывается сохранившийся фрагмент письма настоятелю мон-ря Марку из Исаврии. Константин также был, вероятно, основным составителем списка церковных канонов, к-рые были одобрены Собором партии монофизитов в Александрии в 535 г. (Honigmann. 1951. P. 36-38). Он неоднократно посещал К-поль, выступал на диспутах при дворе имп. Юстиниана, защищая монофизитство. Он умер в 553 г. в момент, когда император требовал от него подписаться под документами V Вселенского Собора (Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 249; T. 4. P. 312). В заседаниях V Вселенского Собора в К-поле в 553 г. участвовал правосл. еп. Л. Стефан. В 50-х - нач. 60-х гг. VI в. был известен монах-монофизит Дометий, к-рый, возможно, получил титул епископа Л. после смерти Константина. Дометий прежде был настоятелем мон-ря Иоанна Псалта близ Л. и, видимо, продолжал жить в мон-ре, имея титул епископа (Honigmann. 1951. P. 178). О православных епископах Л. после 553 г. нет сведений на протяжении нескольких столетий. Правосл. кафедра пережила период возрождения в кон. IX - XII в., когда в Л. и во всей Сев. Сирии усилилось визант. влияние. Однако имена епископов Л. этого периода известны в основном лишь по найденным археологами принадлежавшим им печатям (Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 704).

29 нояб. 528 г. в Л., впервые в истории города (одновременно с Антиохией и Селевкией Пиерией), произошло землетрясение. Была разрушена половина города и погибло 7,5 тыс. чел. По сообщению хрониста Иоанна Малалы, пострадали в основном иудейские кварталы, в то время как все христианские храмы остались целы (Ioan. Malal. Chron. P. 442-443). Последствием этого бедствия, несмотря на выделение средств на восстановление правительством имп. Юстиниана, стало падение экономического и торгового значения города. В сер. VI в. адм. устройство Сев. Сирии вновь претерпело изменения, когда имп. Юстинианом I из части приморских земель провинций Сирия Первая и Сирия Вторая была образована пров. Феодориада. Л. стала ее центром, в нее также вошли города Габала, Палт и Баланея. Феодориада просуществовала до VII в.; на развитии структуры Антиохийской Церкви эта реформа не отразилась.

Средние века

В ходе араб. завоеваний VII в. Л. была захвачена Убайдой ибн ас-Самитом аль-Ансари в 638 г. после осады и штурма цитадели. Христ. население бежало, но получило разрешение вернуться и сохранить нек-рые из храмов. Античный храм, в ранневизант. эпоху ставший церковью, был обращен в мечеть. В 719 г. византийцы с моря атаковали Л., сожгли ее и увели в плен жителей. Халиф Умар II принял меры к восстановлению города и выкупу пленных. Этноконфессиональный состав населения Л. оставался смешанным. Так, именно из Л., по свидетельству византийского хрониста Феофана Исповедника (нач. IX в.), происходил прорицатель-иудей, подтолкнувший халифа Язида II в 721 г. к антихрист. гонениям (Theoph. Chron. P. 401-402).

Л. редко фигурирует в источниках эпохи халифата. В сер. X в., после окончательной дезинтеграции халифата Аббасидов, город вместе со всей Сев. Сирией оказался под властью династии Хамданидов. В 970 г., в период т. н. византийской реконкисты, Л. была захвачена византийцами. На короткое время Л. оказалась важным форпостом ромеев в глубине мусульм. мира, базой для морских нападений на окрестности Триполи. Ок. 980 г. правитель города Кармарук успешно отразил вторжение в антиохийскую область фатимидских берберов, но во время следующего нападения на город он попал в плен, был увезен в Египет и казнен. Военные кампании визант. имп. Василия II Болгаробойцы в 995 и 1000-1001 гг. отодвинули византийско-мусульм. границу на юг от Л., к отрогам Сев. Ливана и среднему течению р. Оронт.

В округе Л. оставалось многочисленное мусульм. население, которое в 993 г. подняло восстание. Визант. дука Антиохии Михаил Вурца подавил его и переселил пленных мятежников вглубь византийских земель. Свидетельства сер. XI в. подтверждают мусульм. присутствие в Л. и напряженные отношения между приверженцами 2 религий. Мусульмане имели своего кади и мечеть, но призывы к мусульм. молитве христиане старались заглушать ударами в била. Христ. население Л. в визант. период оставалось арабоязычным. Характерно, что егип. христиане, бежавшие в Византию в 1014 г. от гонений халифа аль-Хакима, селились преимущественно в районах Антиохии и Л., в комфортной для них араб. языковой среде.

В ходе завоевания тюрками-сельджуками Анатолии визант. владения в Сев. Сирии также были захвачены мусульманами. Видимо, вскоре после падения визант. власти в Антиохии в кон. 1084 г. Л. оказалась сначала под властью араб. эмиров Шейзара из клана Бану Мункыз, затем под управлением Сельджукидов. Во время 1-го крестового похода, в период, когда византийцы и крестоносцы действовали как союзники, Л. в авг. 1097 г. была разграблена при атаке визант. флота, затем была занята войском одного из вождей крестоносцев, Раймунда де Сен-Жиля, и снова была захвачена византийцами в 1101 г. Правитель Антиохии Танкред после долгой осады овладел Л. в 1103 г. Борьба франков и византийцев за Л. продолжалась с переменным успехом до 1108 г., когда город был окончательно включен в состав Антиохийского княжества крестоносцев. Союзники Антиохии генуэзцы и пизанцы получили право образовать в Л. свои автономные торговые кварталы. В 1136 и 1164 гг. Л. подвергалась нападениям сир. мусульманских владетелей. В 1188 г. войско Салах-ад-Дина взяло город после тяжелой осады и разграбило его. В Л. был оставлен сильный гарнизон, к-рый отразил атаки крестоносцев в 1191, 1197 и 1204-1205 гг. Портовые сооружения города были разрушены мусульманами для предотвращения высадки франков с кораблей. В 1223 г. войско Айюбидов, опасаясь, что не сможет сдержать натиск крестоносцев 5-го крестового похода, уничтожило все укрепления Л., чтобы не позволить противнику закрепиться в городе.

В 1261 г. антиохийский кн. Боэмунд VI, воспользовавшись тем, что силы мусульман были отвлечены на борьбу с монголами, захватил Л. при помощи ордена госпитальеров, к-рые получили во владение половину города и окрестностей. В порту были воздвигнуты новые стены и башни. По мирному договору, заключенному Антиохией с султаном Бейбарсом в 1275 г., крестоносцы удержали Л. за собой в обмен на уплату ежегодной дани в 20 тыс. динаров. В 1287 г. укрепления Л. серьезно пострадали от землетрясения, чем воспользовался мамлюкский султан Калавун. 20 апр. 1287 г. под натиском мамлюков город пал. В составе Мамлюкского султаната Л. стала центром ниябы, адм. единицы в составе пров. Триполи, позднее - пров. Хама. В 1366 г. порт был на короткое время захвачен флотом кипрского кор. Петра Лузиньяна и разграблен.

В XI-XIV вв. Л. была одним из важнейших портов Вост. Средиземноморья, центром вывоза хлопка и дорогих тканей. Однако разрушение Антиохии в 1268 г. и последовавшее за этим смещение торговых путей, а также обмеление гавани из-за накопления аллювиальных отложений привели к упадку Л. Точная площадь средневековой застройки Л. неизвестна, но ее население в X-XII вв., по косвенным данным, достигало 10-15 тыс. чел. (Большаков. 2001. С. 110, 122, 137). Описания Л. оставили многие средневековые путешественники и географы - Ибн Бутлан (1049), аль-Идриси (1154), Якут (1226), Шамс ад-Дин ад-Димашки (1300), Абу-ль-Фида (ум. в 1331), Ибн Баттута (1332). Все они упоминали старинные здания города, портовые сооружения и гавани, защищенные от нападения вражеских кораблей натяжной цепью, отмечали многолюдность города и присутствие христиан в нем. Среди араб. рукописей Екатерины вмц. монастыря на Синае хранится Лекционарий 1279 г., написанный в Л. (Sin. Ar. 123). Путешественники XIV в. описывали мон-рь Дейр-эль-Фарас, получивший свое имя от маяка, который стоял у входа в гавань с античных времен. Данные о местонахождении мон-ря не совпадают у разных авторов. Так, Ибн Баттута писал о том, что Дейр-эль-Фарас, к-рый он называет «величайшим из монастырей Сирии и Египта», расположен вне города (Le Strange. 1890. P. 491). Путешественники сообщали, что мон-рь был центром ежегодного паломничества христиан и мусульман.

Османская эпоха

В 1516 г. в ходе завоевательной кампании османского султана Селима I Л. перешла под власть Османской империи. При новых правителях Л. входила в состав ливы Джабала эялета Триполи; регион славился своим хлопком, оливками и виноградом. В XVIII в. большим влиянием в регионе пользовался клан аль-Азм, доминировавший в среде сир. элиты и распространивший свою власть на Л. Однако после мятежа 1730 г., с к-рым аль-Азмы не смогли справиться, город был изъят османским правительством из их ведения. Из-за обмеления порта Л. уже в то время большие корабли были вынуждены бросать якорь в открытом море и доставлять товар на берег в лодках. Однако до XIX в. Л. оставалась важным транспортным узлом вост. побережья Средиземного м., 3-м по объемам товарооборота портом после Бейрута и Триполи. В 1835 г. порт посетило более 100 кораблей.

Вид храма Вакха в Лаодикии. Рисунок из кн.: Ch. Texier. «Byzantiue architecture i Mustrated by a series of the earliest christian edifices in the East». London, 1864 г.Вид храма Вакха в Лаодикии. Рисунок из кн.: Ch. Texier. «Byzantiue architecture i Mustrated by a series of the earliest christian edifices in the East». London, 1864 г.В Л. сохранялся один из архиерейских престолов Антиохийской Православной Церкви. Исторические сочинения патриарха Макария III аз-Заима († 1672) и другие источники сохранили имена неск. митрополитов города. В частности, в 1681 г. Антиохийский патриарх Неофит ас-Сакизи, проиграв борьбу за престол своему сопернику Кириллу V аз-Заиму, отказался от претензий на власть и получил в кормление епархию Л., к-рой управлял до своей смерти в 1685 г. Рус. путешественник В. Г. Григорович-Барский, посетивший Л. в 1726 г., писал, что в городе есть 4 церкви относительно недавней постройки (Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова… путешествие к св. местам. СПб., 18005. С. 366).

Османская генеральная перепись населения 80-х гг. XIX в. зафиксировала в санджаке Латакия 110 тыс. мусульман (к их числу тур. статистика относила и алавитов, населявших сельскую округу Л.), свыше 5 тыс. православных и ок. 1,5 тыс. маронитов (Karpat K. Ottoman Population, 1830-1914. Madison, 1985. P. 128-129). Христ. источники кон. XIX - нач. XX в. приводят данные о значительно более многочисленном православном населении Латакии (от 4 до 9 тыс.) и Лаодикийской епархии в целом (22,6 тыс. чел., 24 храма и 27 священников в 1908). По данным на 1913 г., в Латакии насчитывалось 4 тыс. православных (при 20 тыс. мусульманах и 150 маронитах), было 5 ветхих церквей, 2 школы ИППО, 2 католических и 3 протестант. учебных заведения.

XX - нач. XXI в.

После поражения Османской империи в первой мировой войне в 1918 г. сиро-ливанское побережье, согласно договоренностям стран Антанты, перешло под контроль Франции. В 1919 и 1923 гг. в районе Латакии происходили антифранц. волнения. В 1920 г. Лига Наций передала Франции мандат на управление всей Сирией и внутренние районы этой страны были оккупированы французскими войсками. Новая администрация рассматривала Сирию как конгломерат разрозненных общин, каждая из к-рых требовала особого режима управления. На подмандатной территории было создано несколько карликовых квазигос-в, в т. ч. гос-во алавитов (см. в ст. Шиизм), которое сформировалось вокруг Латакии. Мусульманское окружение считало алавитов, одну из радикальных шиитских сект, еретиками. Французские власти мотивировали образование алавитской государственности необходимостью создать условия для свободного развития этой общины, прежде подвергавшейся угнетению со стороны суннитской верхушки Сирии. Французы всячески поощряли формирование особой алавитской идентичности. В то же время в пределах алавитского государства оказались значительные суннитское и правосл. меньшинства, стремившиеся к воссоединению с остальной Сирией. Политическое оформление гос-ва алавитов шло с авг. 1920 по янв. 1925 г.; в 1936 г. оно было включено в состав Сирии, в 1939 г. снова выделено в автономную область и окончательно объединено с Сирией в 1942 г.

После провозглашения независимости Сирии в 1946 г. область алавитов была полностью интегрирована в общесир. политическое пространство. Антифеодальные настроения алавитского крестьянства и стремление преодолеть свою этноконфессиональную маргинальность предопределили поддержку алавитами партии Баас и ее программы, содержащей мн. социалистические и светские националистические элементы. Алавиты-баасисты составили значительную долю офицерского корпуса Сирии и в результате военных переворотов 1963 и 1966 гг. встали во главе Сирийского гос-ва. Это обеспечило региону Л. привилегированный статус. Кроме того, утрата Сирией Александреттского санджака в 1938 г. сделала Л. единственным крупным портом страны. Начиная с 1950 г. предпринимались масштабные работы по углублению и расширению гавани Л., строительству портовых сооружений. В 1967 г. порт Л. посетило свыше 1500 кораблей. Шоссейная и железная дороги, связавшие побережье с Халебом (Алеппо), сделали Л. морскими воротами всей Сев. Сирии. Население города быстро росло: 68 тыс.- в 1960 г., 126 тыс.- в 1970 г., 554 тыс.- в нач. XXI в.

В гражданской войне, начавшейся в Сирии в 2011 г., регион Л., населенный преимущественно алавитами и отчасти христианами, в целом сохраняет лояльность правительству Б. Асада. Однако в зонах расселения суннитов, большей частью в туркоманских селах к северу от Латакии, неоднократно происходили боевые столкновения.

Епископы Л.

св. Лукий (Луций; сер. I в.), Филимидр (50-е гг. III в.), Илиодор (кон. 50-х гг. III в.), Сократ (нач. 60-х гг. III в.), Евсевий (ок. 262-268), свт. Анатолий (268 - ок. 282), Стефан (80-е гг. III в.- ок. 303), свт. Феодот (после 303 - 20-е гг. IV в.), Георгий (до 340 - после 359), свт. Пелагий (360 - 80-е гг. IV в.), Аполлинарий (?; до 362-390), Елпидий (до 394 - после 415), Макарий (до 431 - после 451), Максим (упом. в 458), Никий (упом. в 511-512), Константин (до 519; монофизит), Стефан (553), Дометий (553-563/4; яковит), Константин (818-845; яковит), Нико (886-912), Феодор (ок. 890?), Симеон (886-912), Иосиф (IX-X вв.), Феодор (X-XI вв.), Илия (X-XI вв.), неизвестный (1089), Иосиф (XII в.), Василий (до 1147 - после 1157), Павел Ахкар (1961; Мелькитская Церковь), Юханна Мансур (с 1979 по наст. время).

Лит.: Le Quien. OC. Т. 2. Col. 789-796; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. P. 490-491; Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895; он же. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 713-718; СИППО. 1898. Т. 7. С. 334-335; 1908. Т. 19. С. 322; 1912. Т. 23. С. 116; 1913. Т. 24. С. 319; Eutych. Annales. Pars 2. P. 161, 175, 207 (рус. пер.: Розен В. Р., ред. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 16-17, 30, 154); Devreesse R. Le patriarcat d'Antioche depuis la paix de l'église juscu'à la conquête arabe. P., 1945. P. 168-169; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d'Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951; Elisseeff N. Al-Ladhikiyya // EI. Vol. 5. P. 589-593; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 703-705; Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the Xth Cent. R., 1994. P. 323-325; Болотов. Лекции; Большаков О. Г. Средневек. город Ближ. Востока. М., 2001; Courad L. Ibn Butlan in «Bilad al-Sham»: The Career of a Travelling Christian Physician // Syrian Christians under Islam: The First Thousand Years. Leiden, 2001. P. 150-151; Butcher K. Roman Syria and the Near East. L., 2003; Панченко К. А. Митрополиты и епархии Правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За'има (1665 г.) // ВЦИ. 2012. № 1/2(25/26). С. 137.
К. А. Панченко, И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПАМЕЯ Сирийская, древний город на р. Оронт
  • МАНБИДЖ город в Сев. Сирии, значительный христианский центр в позднеантичную эпоху и средние века
  • АЛЕППО (Бероя, Веррия) - см. Халеб, город в Сирии
  • АМИДА митрополия Антиохийского Патриархата