БОББИО
Том V , С. 374-377
опубликовано: 29 июля 2009г.

БОББИО

Содержание

[итал. Bobbio; лат. monasterium Bobbiense или Baubiense], аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии, в 50 км к северо-востоку от Генуи.

Монастырь Б.

основан в 613 г. ирл. мон. св. Колумбаном в малонаселенной тогда гористой местности Лигурии, носившей название Бобиум или Эбовиум (лат. Bobium, Ebovium). Автор Жития св. Колумбана упоминает, что первая монастырская часовня была построена здесь на развалинах древней ц. ап. Петра при поддержке лангобардского кор. Агилульфа (591-616), преследовавшего цели церковно-политического противостояния визант. влиянию (лигурийское побережье с Генуей входило тогда в состав Византийской империи). Уже при первых аббатах, преемниках св. Колумбана, прп. Аттале (615-627), исп. Бертульфе (627-640) и Бобулене (640 - ок. 690), мон-рь достиг своего расцвета. Неизвестно, когда именно в Б. был введен бенедиктинский устав, сменивший более строгий устав св. Колумбана. Согласно привилегии папы Теодора I, к-рая, видимо, является позднейшей подделкой, в 643 г. в мон-ре было приблизительно 150 монахов, живших по бенедиктинскому уставу. Период лангобардского владычества был временем процветания мон-ря. Лангобардские короли оказывали мон-рю всяческую поддержку, как, напр., Ротари (636-652), Лиутпранд (712-744), Ратхис (Радагайс) Фриульский (745-749), восстановивший Б. после нападения разбойников в 747 г. Королевская власть не вмешивалась во внутренние дела мон-ря и не препятствовала свободному выбору настоятеля из числа братии.

Св. Колумбан. Гравюра (H. Schedel. “Liber chronicarum”, 1493) (РГБ)Св. Колумбан. Гравюра (H. Schedel. “Liber chronicarum”, 1493) (РГБ)

Положение изменилось при Каролингах, когда монахи потеряли право выбора настоятеля, а управление мон-рем поручалось светским лицам из франк. знати. В 833-836 гг. настоятелем Б. был Вала, бывш. аббат Корби, бежавший в Италию, двоюродный брат имп. Карла Великого. При нем мон-рь был реформирован на основе принципов, заложенных Бенедиктом Анианским. Преемниками Валы были крупные церковные прелаты, представители франк. аристократии, такие, как Хильдуин, архиеп. Кёльнский, Альмарих, еп. Комский, Аббон, архиеп. Реймсский, Лиутвард, архиеп. Верчельский и канцлер имп. Карла III Толстого (882-888). Эти аббаты владели Б. на правах бенефиция, мало заботясь о духовной жизни мон-ря, никто из них не жил там постоянно.

С нач. X в. Б. был подчинен епископам Пьяченцы, правление к-рых было периодом упадка мон-ря. Для обоснования независимости мон-ря от местного епископа были сфабрикованы поддельные привилегии кор. Агилульфа, объявляющие Б. независимым от власти епископов, грамота св. Колумбана, в к-рой последний якобы передавал Б. под управление Римского престола, и привилегия папы Теодора I, подтверждающая переход Б. под юрисдикцию папы. По традиции считается, что впервые этого добился от папы Гонория I (625-638) аббат Б. Бертульф, но скорее всего это произошло только в нач. IX в. Памятник X в. «Чудеса св. Колумбана» рисует картину полного упадка мон-ря и обнищания монахов. Об этом же писал в 982-983 гг. к имп. Оттону II и Герберт Аурилакский (буд. папа Сильвестр II), ставший на короткое время настоятелем Б. (Gerberti Auriliacensis Ep. 2 ad Othonem // PL. 139. Col. 201-202).

Епископство

Вид на мон-рь от р. ТреббияВид на мон-рь от р. Треббия В этих условиях герм. имп. Генрих II решил основать в Б. еп-ство, что было одобрено Собором в Равенне (1014). Первым епископом стал настоятель мон-ря Петр Альд. Мн. последующие епископы Б. (до нач. XII в.) были также аббатами одноименного мон-ря. Ок. 1133 г. еп-ство Б. было переведено под юрисдикцию архиеп-ства Генуи (до 1989). В XII в. начался конфликт между мон-рем и епископами Б., к-рые в течение длительного времени принадлежали к роду Мальвичини. Аббатство в то время было богатейшим в Сев. Италии и обладало рядом привилегий. Несмотря на то что Симон и Ольер Мальвичини были сначала настоятелями мон-ря и, даже став епископами, добились от пап Иннокентия II и Луция II подтверждения всех прав и привилегий для мон-ря (1142 и 1144), уже при них произошли столкновения между епископами и мон-рем, претендующим на независимость от епископской власти. По приказу еп. Оберта I Мальвичини монастырскому иподиакону выкололи глаза и до кончины держали в заточении, др. монах был повешен перед воротами аббатства. В 1153 г. монахи Б. обратились к герм. кор. Фридриху I Барбароссе с жалобой на своего епископа, обвинив его в присвоении монастырского имущества, но тот оставил жалобу без ответа. В нач. XIII в. еп. Ольберт Рокка проводил еще более агрессивную политику в отношении мон-ря, что заставило аббата Романа жаловаться папе Иннокентию III (1198-1216). После проведения расследования папа окончательно решил спор в пользу епископа, подчинив аббатство непосредственно его власти (1208). В 1209 г. имп. Оттон IV взял под свое покровительство имущество еп-ства. В 1221 г. имп. Фридрих II Штауфен передал епископу полномочия графа на территории еп-ства Б. Рубеж XIII-XIV вв. стал временем расцвета еп-ства и постепенного упадка мон-ря. Этот период характеризуется постоянными спорами между различными претендентами на место аббата. Папа Бенедикт XII предписал епископу Б. навести порядок в мон-ре, но борьба за должность аббата имела место и позже. К тому времени реальная власть над мон-рем находилась в руках семьи Маласпина, маркизов Мулаццо. Именно из рода Маласпина происходил последний аббат Б., Иоанн, по инициативе к-рого мон-рь в 1449 г. присоединился к реформированной бенедиктинской конгрегации Санта-Джустина в Падуе. Тогда же была проведена реформа мон-ря, и с этого времени им, согласно уставу конгрегации, управляли сменявшиеся ежегодно аббаты.

Как еп-ство, так и аббатство Б. было упразднено в 1803 г., в период оккупации Италии французами, в 1817 г. еп-ство было восстановлено буллой папы Пия VII по требованию кор. Сардинии Виктора Эммануила I. В наст. время Б. входит в состав еп-ства Пьяченца-Б., в аббатстве (с 1923 называется Сан-Коломбано) находится музей.

Библиотека

Надгробие св. Бертульфа. VII в. (крипта мон-ря Боббио). ФрагментНадгробие св. Бертульфа. VII в. (крипта мон-ря Боббио). Фрагмент

В мон-ре Б. находились скрипторий и коллекции древних рукописей, самые ранние из них относятся к поздней античности и раннему средневековью. Напр., палимпсест из Ватиканской б-ки (Vat. lat. 5757), в к-ром под текстом комментария на псалмы блж. Августина А. Ратти (буд. папой Пием XI) была обнаружена значительная часть трактата Цицерона «О государстве». Нек-рые из древнейших рукописей попали в Б. уже в VII в. либо непосредственно из Ирландии и Британии, либо через мон-рь Люксёй, как, напр., Антифонарий из мон-ря Бангор. Мн. манускрипты были привезены в VIII-IX вв. из Франкского королевства и Испании, однако большинство было создано в скриптории мон-ря Б. Этот скрипторий, расцвет к-рого приходится на VIII-IX вв., по всей видимости, был организован аббатом св. Атталой. По характеру письма рукописи из Б. различны, имеются кодексы, написанные унциалом, полуунциалом, местным курсивом, а также орнаментальным ирл. письмом. Согласно каталогу монастырской б-ки, составленному в X в., в Б. насчитывалось более 700 кодексов, содержащих библейские (напр., фрагменты рукописей гот. перевода НЗ Вульфилы (см.: Beeson Ch. The Palimpsests of Bobbio // Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. T. 6. P. 162-184; Hout M., van den. Gothic Palimpsests of Bobbio // Scriptorium. 1952. Т. 6. P. 91-93)), патристические и литургические (напр., т. н. Туринские фрагменты ирл. антифонария (Taurin. F. IV. 1; VII в.)) тексты, а также произведения античных классиков (ок. 100 рукописей). Общий упадок мон-ря привел к сокращению монастырской б-ки, согласно каталогу 1461 г., здесь хранилось всего 243 рукописи. С кон. XV в. на б-ку Б. обратили внимание гуманисты, к-рые начали вывозить из Б. рукописи, в основном произведения античных авторов. В 1606 г. часть была перевезена кард. Федерико Борромео в Милан и вошла в состав б-ки Амброзиана, в 1618 г. др. часть - папой Павлом V в Ватиканскую б-ку в Рим. Ж. Мабильон, посетивший Б. в 1686 г., увез с собой в Париж неск. рукописей, в т. ч. и знаменитый Миссал, впосл. они попали в Национальную б-ку Франции в Париже. В 1722 г. в Б. насчитывалось всего 160 манускриптов. В 1801 г. б-ка Б. была опечатана, нек-рые рукописи перевезены в Турин (в монастырский архив), а часть распродана с аукциона, впосл. 69 рукописей было выкуплено А. Пейроном. Ок. трети манускриптов, хранившихся в Турине, погибло в 1904 г. во время пожара. В наст. время большинство манускриптов из Б. находится в б-ках Милана, Ватикана, Турина, нек-рое количество - в Париже, Неаполе и Вене, отдельные единицы - в Эскориале (Испания) и Вольфенбюттеле (Германия).

Церковное искусство и архитектура

Мон-рь был одним из важных пунктов паломничеств из Ирландии и в качестве такового включался в итинерарии. Это, а также роль его как градообразующего элемента ставит Б. в один ряд с обителями Санкт-Галлен и Клюни. Однако о его ранней архитектуре известно очень мало. Нынешний план мон-ря сложился не позднее XV в., последующие перестройки только дополняли и украшали здания. Архитектурные памятники мон-ря Б. в их совр. виде также относятся к XV-XVII вв. (за исключением колокольни с аркадой в т. н. ломбардском стиле, сохранившей в основном формы XI в.). Перестройка главной ц. св. Колумбана была начата в XV в., а завершена лишь 2 века спустя. Над ее интерьером работали мастера итал. Возрождения Бернардино ди Сан-Колумбано из Павии и Доменико из Пьяченцы. В ходе археологических работ 1910 г. под полом церкви была обнаружена мозаика XII в. с изображением истории Маккавеев. В крипте находятся саркофаги св. Колумбана (XV в.), справа и слева от него - святых Атталы и Бертульфа, последние 2 сохранили детали орнамента VII в. Капелла крипты, укрепленная в XV в. кованой решеткой, также сохранила элементы VII-VIII вв.: резные капители и надписи, среди к-рых выделяется надпись на надгробном камне св. Кумиана, установленном кор. Лиутпрандом (нач. VIII в.). В Б. хранятся мощи 23 монахов обители и 3 затворников, др. святых и мучеников. Сохранилась алебастровая урна с мощами рим. мучеников, подаренная св. Колумбану папой Григорием Великим. В монастырской сакристии хранятся ампулы VI в. со Св. земли с изображенными на них евангельскими сюжетами. Имеются также дароносица из слоновой кости VI в. и 2 оссуария XV в.

Изд.: Archivum Bobiense: Riv. degli archivi storici Bobiensi. Bobbio, 1979-; Verrua P. Bibliografia Bobbiese. Piacenza, 1936.
Ист.: Cipolla C. Codici Bobbiesi della Biblioteca nazionale universitaria di Torino: (fax. ed.) Mil., 1907; Codice diplomatico del monastero di S. Colombano di Bobbio fino all'anno 1208. R., 1918. Torino, 1966-1970. 3 vol.; Ionae Vitae S. Columbani, Vedasti, Joannis / Ed. M. Tosi. Piacenza, 1965.
Лит.: Verrua P. Tra pergamene e palinsesti con note tironiane nello Scrittorio di Bobbio. Padova, 1935; Mor C. G. La fondazione di Bobbio nel quadro del diritto pubblico ed ecclesiastico longobardo: Convegno storico colombiano, Bobbio 1-2 sett. 1951. Parma, 1953; Polonio V. Il monastero di S. Colombano di Bobbio dalla fondazione all'epoca carolingia. Genova, 1962; Bobbio, una città: Cronache, storie, leggende. Piacenza, 1970; Fiorentini B. I santi della diocesi di Piacenza-Bobbio. Piacenza, 1997; Piazza A. Monastero e vescovado di Bobbio (dalla fine del X agli inizi del XIII sec.). Spoleto, 1997; Attolini A. Il monastero di S. Colombano in Bobbio. Modena, 2001; Destefanis E. Il monastero di Bobbio in età altomedievale. Firenze, 2002.
Д. В. Зайцев

Миссал из Б.

(Missale Bobiense) - одна из древнейших известных рукописей лат. Миссала (совр. шифр: Paris. Lat. 13 246) представляет собой пергаменный кодекс из 300 листов. Его небольшие размеры (180´ 92 см) указывают на то, что рукопись скорее всего предназначалась для миссионерских целей. Основной текст написан одной рукой, тип почерка - смесь унциала и минускула. Большинство исследователей датируют рукопись 1-й пол. VIII в. Состояние кодекса показывает, что монахи Б. рукописью не пользовались. Место ее происхождения точно не установлено, наиболее вероятно - Юж. Франция (A. Wilmart) или Сев. Италия (K. Gamber).

Мабильон издал основную часть рукописи (Fol. 9-290, 296-299) под названием «Liber sacramentorum Ecclesiae gallicanae» (Книга Таинств галликанской Церкви - Museum italicum. P., 1687. T. 1. Fasc. 2. P. 278-397). Текст Мабильона под названием «Sacramentarium Gallicanum» (Галликанский Сакраментарий) был переиздан Л. А. Муратори (Liturgia romana vetus / Ed. L. A. Muratorio. Venetiis, 1748. T. 2. Col. 775-968) и, по этому изд., Ж. П. Минем (PL. 72. Col. 447-580), поэтому за текстом Миссала из Б. утвердилось наименование Галликанского Сакраментария; после критического издания 1917-1924 гг. (The Bobbio Missal...) рукопись принято называть Миссалом.

По составу рукопись представляет собой соединение епископского Сакраментария с Лекционарием. Главный раздел рукописи (Fol. 9-273) - это собственно Миссал. Он начинается с полного канона мессы римского обряда, но порядок расположения молитв указывает на галликанское происхождение рукописи. Рим. молитвы, не использовавшиеся во франк. землях или входившие в противоречие с местной практикой, представлены только в виде заглавий (напр., Oratio prima Petri (1-я молитва Петра), In solemnitatibus Petri et Christi (На праздник Петра и Христа)). В чине мессы присутствуют характерные для галликанского обряда элементы: чтение диптихов, целование мира, прошения, напоминающие визант. ектении, и др. Далее следуют 60 последований на весь церковный год, содержащие изменяемые части мессы. Все они распределены по 4 неравным разд.: 1) службы периода от Адвента до Пятидесятницы (№ 2-29); 2) повседневные службы (№ 30-50); 3) службы на праздники (№ 51-55); 4) «то, что должно читаться в будни» (№ 56-61) (деление церковного года близко к рим.). 1-й разд. включает: 3 мессы на период Адвента, последования на Рождество Христово и связанные с ним памяти (св. Евгении, вифлеемских младенцев, апостолов Иакова и Иоанна), службы на праздники Обрезания, Богоявления, Кафедры св. ап. Петра, «праздник св. Марии» (первое воскресенье после Богоявления - ср. с вост. праздником), Успение Пресв. Богородицы (празднуемое в янв.), последования на период Великого поста, на Неделю ваий (последование носит название «In symbole traditione» - На вручение символа; в этот день заканчивался один из этапов оглашения), Великий четверг (In cena Domini - На вечерю Господню), Пасху и пасхальную седмицу, праздники Обретения Креста, Рогаций (In letanias - На литании (прошения)), Вознесения Господня и Пятидесятницы. Оставшийся период года (с праздниками во имя Иоанна Крестителя, Петра и Павла и др.) отнесен ко 2-му разд. вместе с общими службами святым (по ликам) и последованиями на разные случаи (освящение храма, за отправляющихся в путь, за усопших и проч.). В 3-й разд. включены типовые службы на великие праздники, в 4-й - варианты служб для будних дней и за усопших (pro defunctis). Как правило, каждая служба предваряется 2 или 3 чтениями (из ВЗ, апостольских Посланий и Деяний (иногда читается и Апокалипсис) и Евангелий). Нек-рое количество священнических покаянных молитв от 1-го лица, помещенных в Миссале из Б., свидетельствует о распространении практики «частной мессы».

В разд., к-рый условно можно назвать Ритуалом или Бенедикционалом (Fol. 273-286), содержатся формулы благословений (воды, елея, свечей), молитва на благословение брака и др., утренние и вечерние молитвы, уставные указания, а также благодарственные молитвы после Причащения (Fol. 299v - 300). В Миссале из Б. содержится самое раннее свидетельство об обряде благословения пальмовых ветвей в Пальмовое воскресение (PL. 72. Col. 572). В чинопоследованиях, связанных с таинством Крещения, исследователи отмечают сир. влияние. Листы 286-290 представляют собой Пенитенциал, состоящий из 2 молитв и 47 покаянных канонов, в основном ирл. происхождения (из Правил св. Колумбана и др.) или взятых из постановлений поместных Соборов эпохи Меровингов. Листы 296-299 содержат объяснение службы часов, Апостольский Символ веры и канон библейских книг.

Иной рукой в рукописи вписаны евангельские глоссы на средневек. латыни (листы 1-7), наставления о времени совершения мессы, чинах церковной иерархии, времени Рождества Христова, покаянии и др. (листы 292-295).

Лит.: Wilmart A. Bobbio (Manuscrits de) // DACL. T. 2. Col. 935-939; idem. Bobbio (Missel de) // Ibid. Col. 939-962; The Bobbio Missal: a Gallican Mass-Book / Ed. E. A. Lowe, J. W. Legg. L., 1917, 1920. Vol. 1: Facs.; Vol. 2: Text. 1924; Vol. 3: Notes and studies / Ed. E. A. Lowe, A. Wilmart and H. A. Wilson. 1991r; Gamber K. Sakramentartypen. Beuron, 1958. P. 39; Wright Ch. D. Two Additions to the Bobbio Missal: The Sermon «De dies malus» and «Joca monachorum» (ff. 6r - 8v) // The Bobbio Missal / Ed. Y. Hen. Camb., 2002.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОЛОНЬЯ центр еп-ства
  • АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
  • АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
  • АССИЗИ город в Италии, центр францисканского ордена
  • БРИНДИЗИ г. в Юж. Италии на адриатическом берегу п-ова Салентина, древняя епископская кафедра
  • ВЕНЕЦИЯ г. в Италии
  • ГЕНУЯ г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства
  • ИТАЛИЯ. II Исторический очерк (часть II); Русская Православная Церковь в Италии
  • КАСТЕЛЬСЕПРИО город в обл. Ломбардия (Италия)
  • БЕНЕВЕНТО город в Юж. Италии
  • БОЛГАРИЯ гос-во на Балканском п-ве
  • БОРДЖА знатный испано-итал. род
  • БУРЖ г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа
  • ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии)
  • ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне
  • ВЕЛИКАЯ ЛАВРА муж. общежительный, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон
  • ГРАДО город в сев.-вост. Италии, центр одноименного Патриархата
  • ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)
  • ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п-ова
  • ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа
  • ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона
  • ИТАЛИЯ. I общие сведения, религия, история (часть I)
  • КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ период культурного подъема в Зап. Европе в кон. VIII - кон. IX в.
  • КАСТЕЛЬ-ГАНДОЛЬФО город в Центр. Италии (обл. Лацио)
  • КСИРОПОТАМ мон-рь, занимающий 8-е место в иерархии афонских обителей
  • ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери
  • ПАТАРИЯ религиозно-социальное движение XI в. в Милане и др. городах Сев. Италии
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый