БОЛОНЬЯ
Том V , С. 654-661
опубликовано: 11 августа 2009г.

БОЛОНЬЯ

Содержание

[итал. Bologna], г. в Центр. Италии (обл. Эмилия-Романья), центр еп-ства. На территории совр. Б. в VIII в. до Р. Х. существовало поселение италийского племени умбров, на месте к-рого позднее возник этрусский г. Фельсина. В нач. IV в. до Р. Х. здесь поселилось галльское племя бойев, к-рое дало новое название городу - Бойона (Boiona), впосл. у древних римлян - Бонония (Bononia). Название употреблялось в лит-ре и монетной чеканке до кон. XVIII в. В 201 г. до Р. Х. город попал под власть Римской империи, в 189 г. до Р. Х. стал рим. колонией, а в 89 г. до Р. Х. получил статус муниципия. Своего первого расцвета Б. достигла при имп. Августе Октавиане, восстановившем ее после разгрома Марком Антонием во время гражданской войны (43 г. до Р. Х.). При имп. Нероне Б. была перестроена после пожара. Город, находившийся на пересечении Фламиниевой и Эмилилиевой дорог, стал важным торговым центром.

Время распространения христианства в Б. точно не установлено, предание связывает начало христ. проповеди здесь с именем сщмч. Аполлинария Равеннского. Первыми известными христ. мучениками в Б. были Прокл, Виталий и Агрикола. Образовавшиеся общины, видимо, находились под управлением епископов Равенны, лишь в нач. IV в., при имп. Константине I Великом, в Б. появилась самостоятельная епископская кафедра. Епископы Евсевий и Евстафий (кон. IV в.) были близки к свт. Амвросию, еп. Медиоланскому. Евсевий был проповедником монашеских аскетических идеалов, Евфстафий вместе с Амвросием обрел мощи мучеников Виталия и Агриколы.

Во время нашествия вестготов на Италию Б. трижды захватывалась ими и подвергалась разграблению (409, 410, 411). При еп. св. Петронии (431 - ок. 450) были восстановлены церкви и общественные здания, укреплены городские стены. Период упадка для Б. наступил после византийско-остготской войны 535-553 гг., во время к-рой город неоднократно подвергался разорению войсками обеих воюющих сторон. После вторжения лангобардов в Италию (568) Б. на долгое время становится пограничным городом визант. Равеннского Экзархата, только в 727 г. лангобардскому кор. Лиутпранду удалось присоединить его к своим владениям, тогда были восстановлены городские и пригородные фортификационные укрепления, церкви и мон-ри, в частности мон-рь Сан-Стефано, основанный, по преданию, св. Петронием. После разгрома Лангобардского королевства франк. кор. Карл Великий в 774 г. передал Б. под управление папы Римского. В 776 г. Карл лично посетил город и увез с собой частицы мощей мучеников Виталия и Агриколы. В 898 г. Б. была выведена из-под власти папского престола, вошла в состав королевства Италия и управлялась графами, назначаемыми королем, а в X-XI вв. императорами Римско-Германской империи. В нач. X в. Б. подверглась нападению венгров, к-рые разграбили ее предместья и кафедральную церковь, находившуюся за пределами городских стен. Новый кафедральный собор Сан-Пьетро был выстроен внутри города. Со 2-й пол. X в. Б. стала объектом политических интересов архиепископа Равенны, с одной стороны, и маркграфов Тосканы - с др. В этот период город получил защиту от императоров Свящ. Римской империи и назначаемых ими графов.

Сведений о церковной жизни в Б. до сер. X в. сохранилось немного, имена епископов известны из списка XIV в.

Список епископов Б. (до сер. XI в.)

св. Зама, нач. IV в.; св. Фаустиниан, ок. 343 г.; Домициан; Иобиан; св. Евсевий, 378 и 381 гг.; Евстихий (Евстаксий), до 397; Феликс, 397 - ок. 430; св. Петроний, ок. 430 - ок. 450; Марцелл; Парфений; Юлиан I; Геронтий; Теодор I (Феодор); Луксорий; Тертуллиан; Локунд; Теодор II (Феодор); Климент; Петр I; Герман; Константин; Юлиан II; Деусдедит; Юстиниан; Луминос; Доннин; Виктор I, 679; Елисей, 716; Гауденций, 730; Клариссим, 732; Барбат, 736; Роман, 752; Петр II, 776; Виталий, 789; Теодорих, 814, 825; Христофор, 827; Мартин; Петр III; Урс; Иоанн I, 881; Маимберт, 884; Иоанн II, до 905; Петр IV, после 905; Иоанн III, 946; Адальберт (Альберт), 955-983; Климент II; Иоанн IV, 997-1017; Фругерий, 1019; Адальфред (Альфред), 1031-1055.

В XII в. Б. добилась независимости от имперской власти, в 1115-1116 гг. город получил статус коммуны, во главе к-рой стояли 3 консула. В 1123-1174 гг. коммуна постепенно распространяла свою власть над прилегающей территорией (контадо). Вместе с тем на Соборе в Гуасталле (1106) Церковь Б. была выведена из-под юрисдикции архиепископа Равенны и вновь была ему подчинена папской буллой в 1118 г. Б. принимала участие в составе Ломбардской лиги в борьбе итал. городов с имп. Фридрихом I Барбароссой (1152-1190), стремившимся восстановить имп. власть в Италии. Коммуна поддержала папу Александра III против антипап Виктора IV (1159-1164), Пасхалия III (1164-1168), Каллиста III (1168-1178) и Иннокентия III (1179-1180), сторонников Фридриха Барбароссы. После установления мира между папой и императором в 1177 г. епископ Б., как один из влиятельнейших прелатов Италии, сопровождал папу Александра III в Венецию ко двору Фридриха Барбароссы.

К этому времени Б. достигла своего наивысшего экономического расцвета, о чем свидетельствовали работы по благоустройству города в кон. XII - нач. XIII в. Кроме нового кафедрального собора в 1200-1203 гг. был выстроен Дворец коммуны, ставший центром адм. управления. В XIII в. изменилась структура городского управления, вместо коллегии 3 консулов коммуну возглавил подеста (высшее адм. лицо, избираемое не из числа граждан Б.), что диктовалось стремлением положить конец борьбе за эту должность между представителями различных группировок местной аристократии. В 1256 г. коммуной был принят «Райский акт» - постановление об освобождении сервов (зависимых крестьян) контадо от личной зависимости.

Б. сыграла одну из ведущих ролей в войне итал. коммун против имп. Фридриха II Штауфена (1212-1250). В 1249 г. болонцы разбили армию Фридриха у Фоссальто и взяли в плен его незаконнорожденного сына Энцио, назначенного отцом правителем Центр. и Сев. Италии. Остаток жизни Энцио († 1274) провел в заключении во Дворце коммуны в Б. После смерти Фридриха II Б. стала играть ведущую роль почти во всей обл. Романья, однако именно с того времени начинается период постоянных гражданских войн и внутренней борьбы за власть, что привело к ослаблению общины и подчинению города папскому престолу. Особенно острой во 2-й пол. XIII в. была борьба между партиями гвельфов и гибеллинов, возглавляемыми влиятельными фамилиями Джеремеи и Ламбертацци. Эта борьба окончилась в 1274 г. победой Джеремеи и изгнанием 12 тыс. сторонников Ламбертацци из города.

В XIII в. религ. жизнь Б. ознаменовалась появлением в городе представителей новых монашеских орденов, в первую очередь францисканцев и доминиканцев. Франциск Ассизский посетил Б. в 1220 г., между 1220 и 1224 гг. в Б. проповедовал Антоний Падуанский. В то время здесь существовало уже 2 францисканских мон-ря. Католич. св. Доминик провел в Б. последний год жизни (1220-1221), он был с почестями погребен там еп. Генрихом. Коммуна и сенат Б. сыграли большую роль в канонизации Доминика в 1222 г. К XIII в. относится также появление в городе орденов августинцев, кармелитов и доминиканок.

В нач. XIV в. верховную власть в городе захватил банкир Ромео Пеполи, однако в 1321 г. он лишился ее и вынужден был провести остаток жизни в изгнании. Неск. годами позже коммуна Б. обратилась за покровительством к авиньонскому папе Иоанну XXII. В 1326 г. сюда прибыл папский легат кард. Бертран Пуже (итал. Бертрандо дель Поджетто), выстроивший в городе новую крепость, к-рая должна была стать военной опорой новой папской власти. Однако действия папского легата привели к открытому вооруженному восстанию против него (1334), кардинал вынужден был бежать во Флоренцию. Папа Бенедикт XII намеревался лично прибыть в Б. и устроить там свою резиденцию, но этому воспрепятствовал Таддео Пеполи, захвативший власть в 1334 г. Годы его правления стали периодом относительного мира и спокойствия в Б., он даже смог передать власть по наследству своим сыновьям Джованни и Джакомо, но они не справились с управлением и в 1350 г. продали синьорию Джованни Висконти из Милана, к-рый назначил в качестве подеста своего незаконного сына Джованни д'Оледжо. В 1360 г. тот, неспособный навести в городе порядок, передал Б. в руки папского легата кард. Альборноса, утвердившего свою власть силой лишь через 4 года. В 1376 г. восставшие против власти папских легатов горожане возобновили прежнее коммунальное правление, однако тут же началась борьба за власть между различными партиями и группировками, в результате к-рой синьорию захватил на нек-рое время Джованни I Бентивольо. Папская власть была восстановлена при Иннокентии VII (1404-1406), назначившем своим легатом в Б. Бальтазара Косция. С 1406 г. тот правил здесь как полноправный владыка, никак не согласовывая свои действия с папой Григорием XII (1406-1415). В 1409 г. Косций поддержал избранного в Пизе антипапу Александра V и получил от него подтверждение своих прав папского легата в Б. В 1410 г. Александр V перебрался в Б., намереваясь сделать ее своей резиденцией, но скоропостижно скончался (вероятно, отравленный Косцием). На его место папой был избран сам Косций (антипапа Иоанн XXIII, управлявший католич. Церковью из Б. до своего низложения Констанцским Собором в 1415). С этого времени Б. пыталась освободиться от папской опеки, из изгнания возвратился Антонио Бентивольо, однако его правление было коротким, он был казнен прибывшим легатом нового папы Мартина V кард. Габриеле Кондульмером (буд. папа Евгений IV, 1431-1447). В 1419 г. болонцы изгнали из города еп. Николая Альбергати, к-рого за 2 года перед тем единодушно избрали. Причиной изгнания стало его назначение кардиналом в Б. Мартин V наложил на город интердикт, длившийся до 1429 г., пока Николай Альбергати не вернул себе кафедру. В 1445 г. Евгений IV назначил в Б. легатом в сане кард. Томмазо Парентучелли (буд. папа Николай V, 1447-1455), к-рый, став папой, провел реформу городского управления. Впрочем, вскоре Висконти восстановили здесь власть рода Бентивольо, представителем к-рого был Джованни II Бентивольо, правивший в Б. в течение 45 лет и известный как покровитель лит-ры и искусств. В 1503 г. еп. Джулиано делла Ровере стал папой под именем Юлия II, в 1506 г. он установил непосредственную папскую власть над Б. Однако в 1511 г. болонцы вызвали Аннибале II Бентивольо и вручили ему синьорию, но вскоре он был убит. Это убийство послужило началом войны между Б. и Юлием II; в противовес папе болонцы избирают в том же году своим епископом представителя рода Бентивольо - Галеаццо. Однако Юлию II удалось восстановить свою власть в городе, к-рый с этого времени на неск. столетий вошел в состав Папского гос-ва. В XIV в. в Б. появляются первые картузианский (1334) и цистерцианский мон-ри, а в XV в. мон-рь кларисс.

В XVI в. Б. стала местом ряда значительных политических и церковных событий: в 1515 г. папа Лев X заключил Болонский конкордат с франц. кор. Франциском I, а Карл V был торжественно коронован в ц. св. Петрония как император Свящ. Римской империи (24 февр. 1530). При папе Павле III в Б. заседали 2 сессии Тридентского Собора. Впосл. еп. Габриеле Палеотти провел в Б. церковную реформу в соответствии с постановлениями Собора. Им также были обнаружены гробницы первых епископов святых Замы и Фаустиниана. Папа Григорий XIII, происходивший из болонской семьи Буонкомпаньи, возвел в 1582 г. кафедру Б. в ранг архиепископской, подчинив ей еп-ства Имола, Червия, Парма, Реджо-нель-Эмилия, Модена, Пьяченца и Кремона.

Архиепископы Б. в XVII-XVIII вв. были гл. обр. выходцами из знатных болонских семейств Лудовизи, Буонкомпаньи, Ламбертини и пр. Архиеп. Алессандро Лудовизи стал папой Римским под именем Григория XV (1621-1623), а Просперо Ламбертини - под именем Бенедикта XIV (1740-1758). Последний, даже став папой, до 1754 г. сохранял за собой сан архиепископа Б.

В 1796 г. Б. была захвачена франц. войсками Наполеона Бонапарта, к-рый провозгласил город независимым от власти папы и учредил здесь самостоятельную Болонскую республику, вошедшую в состав Циспаданской республики (1796-1797) и в 1804 г. в состав Итальянского королевства. Республиканское правительство провело секуляризацию церковной собственности и упразднение мн. мон-рей, нек-рые из них, впрочем, были восстановлены после провозглашения Наполеона королем Италии (1805). По решению Венского конгресса 1815 г. Б. вновь была подчинена власти Папского гос-ва. В последующий период Б. пережила ряд революций и восстаний против папской власти (1831-1832, 1849). В 1859 г. Б. провозгласила свое окончательное отделение от Папского гос-ва и в следующем году присоединилась к королевству Сардиния (с 1861 королевство Италия). В 1914 г. архиеп. Б. Джакомо делла Кьеза стал папой Римским под именем Бенедикта XV.

В наст. время в еп-стве Б. из 938 тыс. населения более 919 тыс.- католики (An. Pont. 2003. P. 99).

Лит.: Mattiolo P. di. Cronaca bolognese / Publ. da C. Ricci. Bologna, 1885; Lanzoni Fr. Le diocesi d'Italia. Faenza, 1927; Tibalducci G. Bologna. Torino, 1960; La piazza Maggiore di Bologna: Storia, arte, costume / A cura di G. Roversi. Bologna, 1984; Bergonzoni F. Venti secoli di città: Note di storia urbanistica bolognese. Bologna, 1989; Bologna nell'Ottocento / A cura di G. Roversi. R., 1992.
Д. В. Зайцев

Православная Церковь в Б.

Правосл. община в Б. оформилась в 1974 г., в основном она состояла из греков. У ее истоков стоял миланский иером. Евлогий (Хесслер), в то время клирик МП (впосл. он перешел к греч. «старостильникам»). Общину зарегистрировали, и она получила в бессрочную аренду католич. ц. св. Анны (XV в., закрыта с 1796 по 1973), к-рая была освящена в честь свт. Василия Великого. Настоятелем стал игум. Евлогий (до 1975). В 1975 г. Италию посетил митр. Ленинградский Никодим (Ротов), к-рый благословил правосл. свящ. Марка Давитти (итальянца по происхождению) подать офиц. прошение на вхождение в МП и в ожидании положительного решения предложил служить в Б. Прошение, однако, было отвергнуто, и после неск. лет неопределенного статуса в 1978 г. Давитти перешел под юрисдикцию РПЦЗ (Женевская епархия), сохранив за собой настоятельство в Б. (в мае 1979 приход посетил архиеп. Женевский Антоний (Бартошевич)). Однако местная католич. курия отказалась официально признать наличие в городе правосл. общины.

В 1982 г. свящ. Марк Давитти принял монашество и в следующем году стал игуменом, а в 1987 г.- архимандритом. Он обустроил общину, опираясь преимущественно на студентов из Греции, поэтому богослужение велось в основном на греч., а с кон. 80-х гг., с появлением в Б. русских, и на церковнослав. языке. В наст. время с увеличением русскоязычного состава прихода половина богослужений идет по-славянски. В 1998 г. община свт. Василия Великого перешла в юрисдикцию МП.

М. Г. Талалай

Болонский университет

Одно из древнейших европ. учебных заведений, в ср. века главный центр изучения права. Основан на базе юридической школы, существовавшей с кон. XI в., где изучалось рим. право. Обнаруженная в кон. XI в. рукопись Дигест Юстиниана, как полагают, попала в Б. при Ирнерии (Гарнерии, † после 1125) или еще раньше, при его предшественнике, полулегендарном магистре Пепо, о к-ром не сохранилось достоверных сведений. Впервые преподавать в Б. рим. право, т. е. публично читать и «глоссировать» (комментировать юридические тексты диалектическим или логическим методом схоластики), стал Ирнерий, бывш. судья при маркграфах Тосканы и советник при герм. имп. Генрихе V. Практика постоянного преподавания рим. права в Б. устанавливается к 1140 г. и связана с деятельностью т. н. «4 учителей» (quattuor doctores), учеников Ирнерия: Булгара, Мартина Госиа, Гуго (Уго) и Якоба. Тогда же складывается метод преподавания, к-рый оставался неизменным на протяжении всех ср. веков. Курс обучения состоял из лекций (lectura) и диспутов (disputationes). Предметом изучения были своды рим. и канонического права, вошедшие впосл. в Corpus Juris Civilis, текст к-рых зачитывался частями и комментировался, отмечались близкие и противоположные места, разрешались противоречия. Аргументы можно было заимствовать из текста сводов или же приводить примеры решения подобных дел юристами. Предметом диспутов были казусы, интересные и сложные случаи, взятые в основном из судебной практики. Преподаватель излагал суть казуса, а участники диспута должны были привести аргументы «pro et contra» того или иного решения, затем преподаватель комментировал и оценивал аргументацию и выносил решение. Теория, преподавание и практика были неразрывно связаны у болонских легистов и канонистов, они были практикующими юристами. Так, уже «4 учителя» участвовали как советники имп. Фридриха I Барбароссы на рейхстаге в Ронкалье (1158). Болонские юристы консультировали по правовым вопросам как городскую коммуну, так и частных лиц. Исполнение роли арбитров, составление «consilia» (советов) для властей и частных лиц, особенно начиная с XIV в., являлось значительной и доходной побочной деятельностью юристов. Канонисты, практически все клирики, занимали церковные должности (и соответственно подчинялись церковной юрисдикции).

Организация студентов и преподавателей до кон. XII в. представляла собой свободное объединение (societas) неск. студентов (socii) вокруг одного преподавателя (dominus, doctor legum, magister decretorum, professor), к-рый обязывался их обучать за определенный гонорар. Это положение было закреплено в 1158 г. привилегией имп. Фридриха I «Authentica «Hаbita»», изданной по просьбе «4 учителей». Чтоб оградить иностранных студентов от притеснений местного населения, первые были взяты под имп. защиту, им предоставлялась имущественная и судебная независимость: отныне они находились под юрисдикцией их профессора (dominus) или епископа Б.

Во 2-й пол. XII в. городская коммуна Б., постепенно усиливая свой контроль за преподавателями, могла через них более эффективно контролировать и студентов. Все преподаватели, не являвшиеся гражданами Б., приносили присягу на верность коммуне, обязывались не преподавать право ни в каком др. городе, кроме Б. В нач. XIII в. по этой причине произошло неск. столкновений с преподавателями, в результате нек-рые вместе со своими студентами переселились в Виченцу, Ареццо, Падую, где вскоре также возникли ун-ты.

В Б. оформилась школа изучения канонического права, основателем к-рой стал Грациан, монах ордена камальдулов. С его именем связывают появление в 40-х гг. XII в. комментированного свода канонического права «Согласование противоречивых канонов» (Concordantia discordantium canonum). Сборник получил его имя и стал известен как «Декрет Грациана» (Decretum Gratiani), почти сразу же он был глоссирован (до 1150) и стал использоваться в Б. для преподавания канонического права. Канонистика отделилась от богословия, составив самостоятельную дисциплину в ун-тах, что было связано со все нараставшим процессом рецепции рим. права.

Наиболее известные болонские канонисты раннего периода (2-я пол. XII в.- нач. XIII в.): Паукапалеа, Орландо Бандинелли (буд. папа Александр III), Стефан Турнейский, Алан Английский, Гугуччо, Иоанн Немецкий, составитель ординарной глоссы (glossa ordinaria), считающейся основной, канонической, в ряду глосс др. авторов к Декрету Грациана. Над собранием папских декреталий в этот период работали Бернард Павийский, Рикард Английский, Танкред, Дамасий. Наиболее значительными учителями рим. права (легистами), работавшими в Б. в кон. XII в., были Рогерий, Иоанн Бассиан, Плацентин и Пилий.

В нач. XIII в. в Б. было ок. 1 тыс. студентов-юристов. Результатом постоянно усиливающегося с кон. XII в. стремления городской коммуны Б. установить контроль над студентами и преподавателями стало появление 2 независимых друг от друга структур: одна из них объединяла учителей (collegium doctores), вторая - студентов. Последняя и получила название ун-та (от лат. universitas - объединение). Причем Болонская модель «университета студентов» (universitas scholarium), получившая широкое распространение в Европе, коренным образом отличалась от Парижской модели «университета магистров».

Первоначально существовало два ун-та, в к-рые входили только студенты, занимающиеся гражданским, каноническим и ленным правом. Первый из них объединял студентов из Италии - цитрамонтанов («живущих по эту сторону гор» (Альп) по отношению к Б.), второй - из др. стран Европы - ультрамонтанов («живущих по ту сторону гор»). Т. о., возникли ун-ты юристов, получивших названия ун-тов цитрамонтанов (universitas scholarium Citramontanorum) и ультрамонтанов (universitas scholarium Ultramontanorum). Доступ в них был закрыт студентам др. специальностей (свободных искусств, медицины, теологии, школярам, изучающим ремесло нотариев (ars notariae)). Впосл. в кон. XIII - нач. XIV в. студенты, изучавшие риторику (dictators, ars dictaminis), математику, физику, медицину и ars notariae, создали 3-й ун-т - ун-т свободных искусств (universitas artistarum). Ведущее положение в нем занимали медики, кроме того, там не было деления на цитра- и ультрамонтанов. Из университетских объединений были исключены студенты, происходившие из самой Б. Т. о., ун-ты с самого начала были объединениями иностранных студентов, что гарантировало невмешательство со стороны коммуны Б. и сохранение автономии ун-та, а также независимость от преподавателей, в отношении к-рых ун-т в лице ректора мог применять штрафные санкции в случае недобросовестного исполнения обязанностей. Кроме того, ун-т гарантировал своим членам безопасность жизни и имущества. Основой сложившегося порядка стали более ранние объединения студентов по землячествам - «нациям» (nationes). Ун-т юристов-цитрамонтанов объединял 22 «нации», ун-т ультрамонтанов - 24. Каждый из ун-тов возглавлялся ректором, как правило, духовным лицом, избранным поочередно от каждой «нации», и коллегией советников (collegium consiliarium), состоявшей из избиравшихся на определенный срок представителей всех «наций». Через своих представителей «нации» могли защищать свои права внутри университетских объединений. Ректору как главе ун-та подчинялись все его члены, кроме того, он был представителем ун-та перед коммуной Б.

Университетская организация Б. была утверждена папой Гонорием III в 1217 г. и подтверждена в 1220 г. В 1252 г. устав юристов впервые был закреплен письменным статутом, древнейшим из сохранившихся уставов Б. Новые статуты были приняты в 1317 г. (пересмотрены в 1347), а затем в них вносились изменения с 1432 по 1498 г. В статутах определялись полномочия ректора и членов правления ун-тов, порядок учебного процесса, сбора взносов за обучение, обязанности преподавателей, а также рассматривались вопросы об учебных помещениях, порядке получения права на преподавание и экзаменах на получение этого права. По статуту 1252 г. занятия по курсу канонического или рим. права должны были начинаться не позже 8 окт. и заканчиваться в кон. авг. следующего года. На Пасху устраивались 2 недели каникул (feriae). Ординарные (главные) лекции (lectura ordinaria) (впосл. установили порядок: для изучающих рим. право - по Digestum vetus (Codex Justiniani), для изучающих каноническое право - по Декрету Грациана) проводились утром, после полудня читались дополнительные лекции (extraordinaria) (для изучающих рим. право по Infortiatum, части Дигест (Digestum novum), для изучающих каноническое право - по сводам декретального права). Курс делился на 2 части, к-рые зачитывались и комментировались попеременно друг с другом циклами по 12-24 лекции, в течение к-рых преподаватель должен был изложить заданное количество текста до определенного места (punctum). Впосл. появились даже специальные чиновники (punctatores), следившие за тем, чтобы преподаватели придерживались графика. Если они не успевали, то наказывались денежными штрафами. По отдельным вопросам, посвященным толкованию определенного места в том или ином правовом своде для углубленного изучения материала, читались специальные лекции (repetitionеs), на к-рых можно было задавать вопросы и выдвигать возражения.

Объединения преподавателей, «коллегии докторов» (collegia doctorum), возникли раньше, чем ун-ты студентов. Преподаватели объединялись в 3 коллегии: преподавателей рим. права (Сollegium doctorum legum), преподавателей канонического права (Collegium doctorum decretorum) и преподавателей медицины и «др. свободных искусств». Преподаватели из коллегии юристов считались «корпорированными преподавателями» (doctores corporati). Они имели право читать главные, ординарные лекции, принимать экзамены на звание доктора (с 1219, согласно постановлению Гонория III, по результатам этого экзамена архидиакон Б. выдавал разрешение преподавать (licentia docendi)). В компетенцию коллегий входило право принимать экзамен у желающих получить право на преподавание, только член коллегии мог представить кандидата на получение степени доктора. Коллегии докторов также имели свои статуты (утверждены в 1397 и 1460), согласно к-рым членами коллегии могли стать только граждане Б. Количество членов было ограничено 16 у преподавателей рим. права и 12 у преподавателей канонического. Ок. 1300 г. имела место попытка закрепить членство в коллегиях по наследству. Проч. преподаватели права в Б., не являвшиеся членами коллегий, именовались доцентами (от лат. docens - учащий).

В 1291 г. папа Николай IV подтвердил действительность выдаваемого архидиаконом Б. разрешения на преподавание в любом месте (licentia ubique docendi). Это разрешение выдавалось архидиаконом после выдержанного экзамена и до принятия в коллегию докторов. С ограничением допуска в коллегию докторов происходит разделение licentia и допуска в collegium. Церемония вручения licentia сопровождалась торжественным присуждением докторской степени (doctor legum) в рим., каноническом или обоих правах, но это не означало включения в коллегию докторов.

Папа Гонорий III пытался ввести систематическое преподавание теологии в ун-те, но курс не стал постоянным, тем не менее в XV в. из числа болонских теологов вышел такой богослов, как Римский папа Николай V. В 1360 г. папа Иннокентий VI закрепил за епископами Б. право утверждать докторов и выдавать разрешения на преподавание теологии.

Расцвет школы глоссаторов приходится на 1-ю пол.- сер. XIII в. Помимо Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана, Институций Гая изучалось также ленное право (Liber feudorum). Ведущими специалистами в области рим. права в Б. в XIII в. были Аццо, автор «Суммы» к Кодексу Юстиниана и Институциям Гая, Аккурсий, Уголино, Одофред. В классический период развития болонской канонистики (2-я пол. XIII - сер. XIV в.) прославились Синибальдо деи Фьески (буд. папа Иннокентий IV), Энрико Сузанский, кард. Остийский, Иоанн Андреа, Бернард из Пармы, составитель глоссы к «Liber Extra», Эгидий из Фускарарий, первый мирянин, занимавшийся каноническим правом, Гвидо Баизио (иначе Архидиакон). Крупнейший канонист XV в. Никколо деи Тудески преподавал в Б. только краткое время.

С нач. XVII в. папский кардинал-легат стал единственным постоянным ректором ун-тов студентов, каждый из к-рых управлялся отныне своими приорами, избирающимися на месяц. Все расходы по содержанию преподавателей Папское гос-во брало на себя. В XVII-XVIII вв. из среды болонских студентов-теологов вышло большинство архиепископов Б., а также неск. пап Римских, в частности Урбан VIII и Бенедикт XIV. В 1641 г. была основана кафедра преподавания араб. и сир. языков, кафедра преподавания древнеевр. языка появилась в Б. еще в 1473 г. В 1796 г. Болонский ун-т был распущен и вновь восстановлен в 1802 г., но преподавание теологии и канонического права отменили. В 1815 г. была проведена реформа ун-та, во главе к-рого по-прежнему стоял ректор, но главным секретарем становился архиепископ Б. Весь ун-т был разделен на 4 коллегии: теологии, юриспруденции, медицины и хирургии, философии и математики. В 1824 г. буллой папы Льва XII «Quod divina sapientia» Болонскому ун-ту был присвоен статус Папского. В 1860 г. ун-т был подчинен Управлению высшего образования Итальянского гос-ва, богословский фак-т упразднен. В 1909 г. были введены правила организации, к-рые до наст. времени действуют во всех итал. ун-тах: появились фак-ты юриспруденции, лит-ры, медицины, фармацевтики и естественных наук. С 1952 г. при ун-те функционирует Центр документации, в наст. время переименованный в Ин-т религ. исследований (Istituto per le scienze religiose di Bologna), в его б-ке хранится архив Ватиканского II Собора.

Ист.: Denifle H. Die Statuten der Juristen Universität Bologna vom Jahre 1317-1347 // ALKGMA. 1887. Bd. 3. S. 196-397; Chartularium Studii Bononiensis: Documenti per la storia dell'Università di Bologna dalle origini fino al sec. XV. Bologna, 1909-1940. 13 vol.; Il «Liber secretus iuris caesarei» dell'Università di Bologna: 1451-1500. Mil., 1984; Il «Liber secretus iuris pontificii» dell'Università di Bologna: 1451-1500 / A cura di C. Piana. Mil., 1989.
Лит.: Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. Oxf., 1942, 1987r. Vol. 1. P. 87-268; Storia della Università di Bologna / A cura di A. Sorbelli, L. Simeoni. Bologna, 1944-1947. 2 vol.; Vergottini G. de. Bologna e lo «Studio» nell'età di Accursio: Atti del Conv. intern. di studi accursiani (Bologna, 1963). Bologna, 1968. T. 1. P. 3-24; Fasoli G. Per la storia dell'università di Bologna nel Medio Evo. Bologna, 1970; Fried J. Die Entstehung des Juristenstandes im 12. Jh.: Zur sozialen Stellung und politischen Bedeutung der gelehrten Juristen in Bologna und Modena. Köln, 1974; Schmugge L. Codicis Iustiniani et Institutionum baiulus: Eine Neue Quelle zu Magister Pepo zu Bologna // Ius Commune. 1977. T. 6. P. 1-9; Stelzer W. Zum Scholarenprivileg Friedrich Barbarossa (Authentica «Habita») // DA. 1978. Bd. 34. S. 123-165; Alma mater studiorum saecularia nona: Bologna, 1088-1988 / A cura di U. Eco. Bologna; Mil., 1987; L'Università a Bologna: Personnaggi, momenti et luoghi dalle origine al XVI sec. / A cura di O. Capitani. Bologna, 1987; D'Amato A. I domenicani e l'Università di Bologna. Bologna, 1988; Cultura universitaria e pubblici poteri a Bologna dal XII al XV sec.: Atti del 2 Conv. (Bologna, 1988) / A cura di O. Capitani. Bologna, 1990.
Д. В. Зайцев

Церковные архитектура и искусство

Облик Б. определяют средневек. жилые башни (в XIV в. их насчитывалось ок. 170; самая высокая, Торре Азинелли (нач. XI в.), достигала почти 100 м), дворцы, портики и улицы XIV-XVI вв., перекрытые аркадами (общая протяженность 34 км); вдоль дороги, ведущей к ц. Мадонна ди Сан-Лука (за пределами города), находится самая длинная в мире галерея протяженностью 3,5 км, с более 600 арками. Огромную роль в развитии города сыграла программа перестройки города (в к-рой принял активное участие Аристотель Фьораванти), осуществленная семьей Бентивольо, правившей в Б. в кон. XV в. Основы церковной архитектуры Б. были заложены в романскую эпоху, но значительный вклад внесла готика: наиболее известны ц. св. Франциска (XIII в.) и ц. св. Петрония (см. также ст. Чертоза). Эпоха Возрождения затронула городскую архитектуру в меньшей степени, однако фасады и интерьеры мн. церквей были перестроены (Сан-Джакомо Маджоре, Сан-Джованни ин Монте и др.; оригинальная постройка того времени - ц. Сан-Микеле ин Боско).

Мон-рь Сан-Стефано. План 1. Капелла Сан-Сеполькро, 2. Базилика Санти-Витале э Агрикола. 3. Базилика Сан-Джованни Баттиста, 4. Капелла Санта-КрочеМон-рь Сан-Стефано. План 1. Капелла Сан-Сеполькро, 2. Базилика Санти-Витале э Агрикола. 3. Базилика Сан-Джованни Баттиста, 4. Капелла Санта-Кроче

Кафедральный собор Сан-Пьетро был заложен в нач. X в. и неск. раз полностью перестраивался (в романском стиле в 1161-1165, в готическом и барочном в кон. XVI в., архит. П. Тибальди, инициатива перестройки принадлежала архиеп. Габриеле Палеотти; фасад перестроен в 1746-1748).

Строительство ц. Сан-Петронио, находящейся на главной площади, было начато в 1390 г. Она возводилась в память святого - покровителя Б., к-рый почитался как устроитель города, его защитник и даже как основатель ун-та (ошибочно). Строительство церкви велось на средства коммуны. Работами руководила специальная группа доверенных лиц (fabbricieri), куда входили ученые, торговцы, художники и др. Проект (архит. Антонио ди Винченцо) был представлен в виде модели большого размера из кирпича и дерева. Храм должен был превзойти рим. собор св. Петра и стать самым большим в мире (по проекту 183´ 137 м в плане); его структура, размеры травей и боковых нефов, общий план опор были близки собору во Флоренции, а удвоенное число капелл для каждой из травей следовало практике монастырских церквей Сев. Италии. Под строительство магистратом были конфискованы и снесены дома, башни и 8 церквей в центре города. Работы продолжались до 3-й четв. XVII в. (декор фасадов не завершен до сих пор). В проектировании, строительстве и украшении храма принимали участие мн. архитекторы и скульпторы (Д. Аймо, Э. Секкаденари, А. Ломбардо, Б. Перуцци (в 1521-1522), Дж. Виньола, Дж. Романо, П. Тибальди (в 1571), А. Палладио (в 1572-1579), Дж. Райнальди (в 1626), М. А. Тези (в 1749), К. Ф. Дотти (в 1748, 1752); в наст. время их чертежи и рисунки собраны в музее ц. Сан-Петронио.

В плане храм представляет собой лат. крест, середина к-рого перекрыта широким куполом. На белом фоне стен выделены фрагменты из песчаника и кирпича. Нек-рые детали зап. фасада восходят к кон. XIV в., попытки завершить строительство церкви были предприняты в 1887 и 1933 гг. Главную часть мраморной скульптуры выполнил Якопо делла Кверча (сцены Исхода и из НЗ, фигуры пророков, Богородицы и св. Петрония, 1425-1430); Микеланджело в 1506-1508 гг. дополнил ее огромной бронзовой статуей папы Юлия II над главным люнетом (уничтожена в 1511). Оставаясь незавершенным, храм тем не менее архитектурно доминирует в городе и является одним из крупнейших в Италии (132´ 60 м при высоте сводов ок. 45 м).

Ц. Сан-Доменико известна как место погребения основателя ордена доминиканцев католич. св. Доминика († 1221). При перестройке (ок. 1235) в сооружение были включены остатки древней постройки (рубеж VII-VIII вв.), к-рая была, возможно, ц. св. Николая. Здание неоднократно расширялось (новый интерьер создан в 1728-1732, архит. Дотти). Освящена в память католич. св. Доминика в 1251 г. папой Иннокентием IV. Центр внутреннего пространства крестообразного храма - капелла с гробницей Доминика. Гробница (между 1264 и 1267), перенесенная в церковь из крипты в 1411 г., состояла из прямоугольного саркофага, покоящегося на фигурах кариатид (к нему гипотетически относят фигуры архангелов из музея Виктории и Альберта в Лондоне, аллегорическое скульптурное изображение Св. Веры в Лувре, группы фигур диаконов из Барджелло (Флоренция) и музея Бостона; ансамбль приписывается скульптору Никколо Пизано (о реконструкции первоначального памятника см. Pope-Hennessy; Moskowitz)). Рядом с саркофагом находятся фигуры Христа, Богородицы и святых, между к-рыми расположены 6 рельефных панелей, изображающих сцены из жития Доминика. Над скульптурными украшениями гробницы также работали Арнольфо ди Камбио, Фра Гульельмо да Пиза, Никколо дель Арк и молодой Микеланджело (скульптурные изображения святых Петрония и Прокла, XV в.).

“Копия” Кувуклии Гроба Господня“Копия” Кувуклии Гроба Господня

Мон-рь Сан-Стефано, древнейший в Б., был основан, по преданию, св. Петронием, погребенным впосл. в этой обители. В ср. века мон-рь стал центром паломничеств. В IX в. он был известен как мон-рь св. Стефана Иерусалимского или «Святой Иерусалим» (S. Gerusalemme), но ни одна из существующих церквей не сохранила посвящения св. Стефану (главный храм мон-ря освящен в память апостолов Петра и Павла). Капелла Сан-Сеполькро (лат. Sanctum Sepulchrum - Гроба Господня) и др. части комплекса, возможно, были основаны в V в., но реставрационные работы 80-х гг. XIX - 20-х гг. XX в. уничтожили большую часть ранних уровней. К V в. относят и часть базилики во имя святых Виталия и Агриколы, перестраивавшейся в VIII в. с использованием строительных кладок рим. периода и в XI в. в ломбардском стиле. В X в. появились, видимо, все основные постройки мон-ря. Группа сохранившихся монастырских капелл и церквей, двор (клуатр) датируются романским периодом (XI-XII вв.) с включением фрагментов более ранних строений. В Сан-Стефано после перестройки XII в. (1140?) находится самая точная из сохранившихся средневек. копий иерусалимского храма Воскресения Христова. Архитектором были выбраны и повторены те детали иерусалимского храма, к-рые передают идею целого: октагональная в плане капелла Сан-Сеполькро внутри заключает гробницу, окруженную 12 колоннами, чья символика подчеркнута евангельским сюжетом: на рельефе у входа в гробницу изображены жены мироносицы, воины и ангел. В Сан-Сеполькро хранится рака с мощами св. Петрония, обретенными в 1145 г. еп. Генрихом; в романский период часовня была расписана (фрагменты фресок перенесены в музей и клуатр). К востоку от Сан-Сеполькро находится двор XII в. с портиками (Cortile di Pilato) и др. капеллами. К ц. Св. Троицы (стены XIII в.) принадлежит капелла св. Креста на фундаментах IX-XII вв. Капелла содержит «копии» Голгофы и Животворящего Креста (промежуток между Голгофой и гробницей соответствует расстоянию между их прообразами в Иерусалиме). Изначально бенедиктинский, в 1447 г. мон-рь был отстроен заново, а в 1493-1797 гг. принадлежал целестинскому ордену.

К сер. XIII в. в Б. сложился крупнейший в Италии центр переписывания и иллюминации книг, чему способствовало существование ун-та. Выделяются 2 группы мастеров. Миниатюристы т. н. «первого стиля» создали большинство рукописей XIII - нач. XIV в., как богато украшенных и дорогих (прежде всего Библии), так и рассчитанных на рядового заказчика (тексты для студентов, статуты корпораций и т. п.). Художники этого стиля работали в широком диапазоне романской традиции, обнаруживая также знакомство с франц. готикой и ретроспективное знание старой визант. миниатюры, что объясняется присутствием в Б. большого числа мастеров из Умбрии (напр. Одеризио да Губбио, 1268-1271), Тосканы (особенно из Ареццо) и Юж. Италии.

Художники «второго стиля» работали в основном над украшением церковных книг, создавая Библии, Псалтири, книги хоралов, изредка тексты важнейших законов или книги для ун-та. Их миниатюры отличались чистотой цвета и классической уравновешенностью композиции (ранний пример - статут флагеллантов (1260) в конволюте с текстами для благочестивого чтения: Болонья, Bib. Com. Archiginnasio. Fondo Ospedali. Ms. 1-2). C XIII в. именно в Б. вошло в обычай распределять работу над одной рукописью между группой переписчиков и художников; сложились семьи потомственных каллиграфов и миниатюристов, что обеспечило в XIV в. как единство стиля, так и высокое социальное положение создателей манускриптов.

С 70-х гг. XV в. Б. стала важным центром живописи и скульптуры: здесь работали Л. Коста и его ученики - Франча, С. Ферруччи, Якопо делла Кверча, Микеланджело, а позже Рафаэль и Дж. Вазари. Вклад в развитие европ. религ. живописи внесла болонская школа (к ней принадлежали Аннибале Карраччи, Гвидо Рени и др.), основанная в XVII-XVIII вв. В Б. сформировались новые центры обучения искусству классицистической живописи - академии (наиболее известна Accademia Clementina, позже Accademia di Belle Arti). Болонская школа живописи в XVIII-XIX вв. оказала влияние на академическое религ. искусство и иконопись России.

Ист.: Filippini F., Zucchini G. Miniatori e pittori a Bologna: Documenti dei sec. XIII e XIV. Firenze, 1947; idem. Ibid., sec. XV. R., 1968; Sesto centenario di fondazione della Basilica di S. Petronio, 1390-1990: Documenti per una storia. Bologna, 1990; Stefaniana: Contributi per la storia del complesso di S. Stefano in Bologna, Deputazione di Storia Patria per le Provincie di Romagna: Documenti e studi. Bologna, 1985. Vol. 17.
Лит.: Supino I. L'arte nelle chiese di Bologna. Bologna, 1932. 2 vol.; Gnudi C. Nicola, Arnolfo, Lapo: L'arca di S. Domenico in Bologna. Firenze, 1948; Pope-Hennessy J. The Arca of St. Dominic: A Hypothesis // idem. Essays on Italian Sculpture. L., 1968. P. 11-15; Arcangeli F. Pittura bolognese del'300. Bologna, 1978; Conti A. La miniatura bolognese: Scuole e botteghe. Bologna, 1982; Grandi R. I monumenti dei dottori e la sculptura a Bologna, 1267-1348. Bologna, 1982; La Basilica di San Petronio in Bologna. Bologna, 1983-1984. 2 vol.; Fanti M. Sulla simbologia gerosolimitana del complesso di S. Stefano di Bologna // Il Carrobbio. Bologna, 1984. T. 10. P. 121-133; Schenkluhn W. Ordines Studentes: Aspekte zur Kirchenarchitektur der Dominikaner und Franziskaner im 13. Jh. B., 1985; Moskowitz A. F. The Arca di S. Domenico Caryatids: Support for a Hypothesis // Source: Notes History of Art. 1987. Vol. 6. N 3. P. 1-6; Nel segno di S. Sepolcro. Vigevano, 1987; Sette colonne e sette chiese: La vicenda ultramillenaria del complesso di S. Stefano. Bologna, 1987; Breveglieri B. Le aree cimiteriali di S. Domenico a Bologna nel medioevo: Ricostruzioni topografiche // Atti e Memoire Regia Deput. Storici Patria Provincia Romagna. 1994. Vol. 16. P. 165-234; Una basilica per una città: Sei secoli in S. Petronio. Bologna, 1994.
Л. А. Беляев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
  • БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии
  • БРИНДИЗИ г. в Юж. Италии на адриатическом берегу п-ова Салентина, древняя епископская кафедра
  • ВЕНЕЦИЯ г. в Италии
  • ГЕНУЯ г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства
  • АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
  • АССИЗИ город в Италии, центр францисканского ордена
  • ИТАЛИЯ. II Исторический очерк (часть II); Русская Православная Церковь в Италии
  • КАСТЕЛЬ-ГАНДОЛЬФО город в Центр. Италии (обл. Лацио)
  • КАСТЕЛЬСЕПРИО город в обл. Ломбардия (Италия)
  • БЕНЕВЕНТО город в Юж. Италии
  • БУРЖ г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа
  • ГРАДО город в сев.-вост. Италии, центр одноименного Патриархата
  • ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа
  • ИТАЛИЯ. I общие сведения, религия, история (часть I)
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
  • АБИССИНИЯ старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников
  • АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
  • АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города)
  • АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV