ВАСИЛИД
Том VII , С. 27
опубликовано: 6 ноября 2009г.

ВАСИЛИД

[эфиоп.  , царское имя     - Алам Сагад] (1632-1667), эфиоп. царь, сын царя Сисиния, решившего ввести католичество в качестве гос. религии. В июне 1632 г. В. обратился к отцу и указал ему на пагубность такого решения. К этому времени и сам Сисиний понимал, что введение католичества в Эфиопии себя не оправдало, и правящая династия находится под угрозой. Одним указом он объявил о возвращении прежней «александрийской веры» и о своем отречении от престола в пользу сына. В 1632 г. В. стал царем, а в 1636 г. основал г. Гондар (Гондэр) как постоянную столицу, открыв эпоху т. н. Гондарского царства. Он изгнал из страны католиков и запретил им возвращаться под страхом смерти. В царствование В. Эфиопская Церковь переживала период раскола на сторонников «соединения» и «помазания», и когда «александрийская вера» победила, то обе противоборствующие партии были недовольны тем, что В. не ввел в качестве гос. именно их доктрину и не подавил оппонентов. Именно среди эфиоп. клира сложились бытующие по сей день легенды, в к-рых В. изображается чудовищным развратником и деспотом, а все его благие деяния, в т. ч. строительство каменных храмов в Гондаре, трактуются как попытка искупить многочисленные грехи. Придя к власти, В. взялся за организацию прежде всего центра, т. е. Гондара, столичной обл. Дэмбия и соседней с ней обл. Бэгемдер, желая создать прочную базу для своей власти. То же самое он делал и в области церковной. Отрезанный из-за экспансии оромских племен от мон-ря Дэбрэ-Либанос, В. переосвятил церковь, построенную иезуитами в Азэзо и велел внести туда табот Богородицы из Шоа от гробницы Такла Хайманота, устроив «новый Дэбрэ-Либанос», и сам стал назначать его главу (эччеге). Благодаря В. в 1636 г. прибыл из Александрии митр. Марк, к-рого он поселил в Гондаре, а когда митрополит стал противиться царскому диктату, В. сослал его и вытребовал др. митрополита. С 1646 г. царь стал проводить каждый Великий пост в островных мон-рях соседнего оз. Тана, заботясь о привлечении на свою сторону озерного монашества. По отношению же к мон-рям, занимавшим независимую позицию, он часто прибегал к репрессиям: напр., в 1652 г. были убиты иноки Магвинского мон-ря с их настоятелем аввой Кирьякосом, в 1658 г. тот же мон-рь был разорен, убиты монахи и настоятель Амха Гиоргис. В. пытался примирить сторонников «соединения» и «помазания», созвав для этой цели церковные Соборы 1654 и 1666 гг., но безуспешно.

Чтобы решить проблему наследования престола и избавиться от мятежей многочисленных претендентов на него, В. возродил древний институт места заточения для царских родичей муж. пола, от к-рого отказался еще царь Клавдий (1540-1559), но учредил его не на горе Гешен, как было, а на горе Вахни (Уохни). Туда были заключены его младший брат со своим сыном (там же они были умерщвлены) и первенец В. Давид, когда он возмутился против отца в 1666 г.

Политика В., твердая и последовательная, иногда жестокая, но всегда реальная, не сделала его популярным, поскольку он не имел быстрых успехов и не мог достичь невозможного: преодолеть раскол Эфиопской Церкви, остановить продвижение оромских племен и восстановить христ. царство в широких границах времен царя Сарца Денгеля (1563-1597). Но он создал новый центр в Дэмбии со столицей в Гондаре и положил начало новому периоду в эфиоп. истории - периоду Гондарского царства, к-рый продолжался ок. 200 лет.

Лит.: Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII в. М., 1990. С. 165-206; Donzel E., van. Foreign relations of Ethiopia, 1647-1649: Al-Haymi's Sirat al-Habasha // Äthiopische Forschungen. Wiesbaden, 1986. Bd. 21.
С. Б. Чернецов
Рубрики
Ключевые слова
См.также