ДАВИД II
Том XIII , С. 573-574
опубликовано: 13 ноября 2011г.

ДАВИД II

[эфиоп.  ] († 6 окт. 1411), эфиоп. царь (царское имя - Константин), с 1380 г. называемый в эфиоп. историографии 2-м после ветхозаветного царя Давида. Сын царя Сайфа Арада (1344-1372) и царицы Лазаб Варка. После смерти Сайфа Арада престол унаследовал его старший сын Невая Марьям (1372-1380), к-рого Д. низложил и воцарился сам. В период правления Д. борьба с мусульм. султанами, контролировавшими торговый путь к побережью Красного моря, шла с переменным успехом и требовала постоянного напряжения сил; внутри Эфиопской Церкви возникли серьезные разногласия, возбуждаемые деятельностью сторонников эфиоп. св. Евстафия, поборника монастырского нестяжания и почитания субботы наравне с днем воскресным. Как писал Б. А. Тураев, «эта деятельность на первых порах не была признана церковными авторитетами. Евстафианцы оказались вне Церкви; произошел раскол, результатом которого было временное впадение их в беспоповство. Но их идеи явились вовремя и семена их главы пали на благоприятную почву. Число последователей Евстафия росло в такой степени, что Церкви пришлось с ними считаться» (Тураев. С. 173). Д. оказался первым из монархов этой династии, кто попытался осторожно упорядочить церковные дела. Когда в 1399 г. в Эфиопию прибыл митр. Барталомевос (1399-1436), царь по указанию аккабэ-саата (настоятеля мон-ря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос) Царака Берхана призвал евстафианских игуменов к митрополиту для разбирательства их субботствования. Евстафиане были осуждены, а их глава Филипп, настоятель мон-ря Дэбрэ-Бизан, в 1400 г. был сослан в Дэбрэ-Хайк-Эстифанос, родной монастырь аккабэ-саата. Репрессии, однако, не прекратили конфликт внутри Эфиопской Церкви.

В борьбе с мусульманами Д. сопутствовала удача: в 1403 г. он разбил войска Саад ад-Дина, султана Йифата, а самого султана убил. Царь воспользовался ростом своего авторитета, и, когда в том же году умер влиятельный аккабэ-саат Царака Берхан, он, уже не оглядываясь на митрополита, своей властью прекратил преследования евстафиан, даровав им свободу субботствования и приблизив ко двору их сторонника - авву Георгия из Саглы, видного эфиоп. богослова и плодовитого церковного писателя. Так начался период лит. деятельности и церковных реформ, достигший наивысшего развития уже в царствование сына Д.- Зара Якоба (1434-1468). Умер Д. от удара копытом лошади в голову. Кратковременные царствования следующих царей (Феодора, Исаака, Андрея, Хэзбе Наня и Бадль Наня) привели к смуте в стране, пока в 1434 г. не воцарился Зара Якоб.

Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 6, 17, 19, 49, 170, 174, 182, 187, 194, 198; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. P. 151-154, 199-203, 213-219, 227; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 75, 83, 94-97, 99, 101-106, 111-113, 118, 135; Getatchew Haile. Documents on the History of Asé Dawit // JEthS. 1983. Vol. 16. P. 25-36; Schneider R. Notes éthiopiennes sur la chronologie de regnes de Dawit, Tewodros et Yeshaq // Ibid. P. 106-110.
С. Б. Чернецов
Рубрики
Ключевые слова
См.также