ВИКТОР
Том VIII , С. 439-441
опубликовано: 20 февраля 2010г.

ВИКТОР

Виктор (Святин), митр. Краснодарский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в.Виктор (Святин), митр. Краснодарский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. (Святин Леонид Викторович; 2.08.1893, ст-ца Карагайская Верхнеуральского у. Оренбургской губ.- 18.08.1966, Краснодар), митр. Краснодарский и Кубанский. Род. в семье учителя, впосл. принявшего священный сан. После обучения в церковноприходской школе Л. Святин поступил в Челябинское ДУ, затем в Оренбургскую ДС, по окончании к-рой в 1915 г. продолжил учебу в КазДА. В июне 1916 г. направлен в тифлисское Михайловское пехотное военное уч-ще, затем проходил военную службу на Кавказском фронте. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения и назначен начальником организационного отдела гл. штаба Оренбургской армии под командованием ген. Г. А. Белова. В 1919 г. в составе отряда ген. А. С. Бакича штабс-капитан Святин отступил к границе Китая и после роспуска армии эмигрировал в г. Ханькоу (Китай).

В февр. 1921 г. Святин прибыл в Пекин, где поступил послушником в пекинский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь при Русской духовной миссии в Китае. 30 июня 1921 г. начальником миссии архиеп. Пекинским Иннокентием (Фигуровским) Святин был пострижен в монашество, 3 июля рукоположен во диакона, 7 июля - во иерея. В авг. того же года по благословению архиеп. Иннокентия В. поступил на китайско-корейск. фак-т Восточного ин-та во Владивостоке, в июне 1922 г. в связи с поражением Белой Армии в Приморье оставил учебу и вернулся в Китай. 10 авг. 1922 г. В. был назначен настоятелем Покровской ц. на братской могиле рус. воинов в г. Тяньцзинь. Стараниями В. при приходе развернулась активная деятельность рус. правосл. братства, созданы школа, б-ка и госпиталь для эмигрантов, благоустроено рус. кладбище. В. давал приют эмигрантам, помогая им одеждой, питанием, трудоустройством. В 1929 г. при помощи купца-эмигранта И. В. Кулаева здание небольшой Покровской церкви-часовни было перестроено в обширный каменный храм. Во время освящения новопостроенного храма 3 нояб. 1929 г. В. был возведен в сан архимандрита. В 1930 г. по инициативе В. при Покровском храме открылся Дом милосердия им. прп. Серафима Саровского для престарелых и больных, организовано правосл. кит. миссионерское братство.

Осенью 1932 г. в качестве делегата от клириков Китая В. присутствовал на Архиерейском Соборе Русской православной Церкви за границей в г. Сремски-Карловци (Югославия), где по решению митр. Антония (Храповицкого) и по ходатайству Пекинского архиеп. Симона (Виноградова) был назначен епископом Шанхайским, викарием Пекинской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 6 нояб. 1932 г. в кафедральном соборе Белграда (Югославия). В февр. 1933 г., после кончины архиеп. Симона В. был назначен управляющим, в авг. того же года - начальником 20-й Русской духовной миссии с титулом епископа Китайского и Пекинского, в сент. 1938 г. возведен в сан архиепископа. В. продолжал развивать работу миссии, совершал поездки по Китаю, освящал храмы, открывал мон-ри, осуществлял миссию также среди рус. эмигрантов-униатов, представителей др. христ. конфессий. В 1936-1938 гг. архиерей совершил поездку в Малабар (Индия) и на Цейлон, где вел переговоры о вступлении местных христ. общин в единение с правосл. Церковью.

После захвата в 1931 г. Японией Маньчжурии и образования на ее территории гос-ва Маньчжоу-Го Русская духовная миссия подверглась адм. притеснениям со стороны япон. властей, видевших в деятельности миссии среди кит. населения помеху политике «японизации». В. был вызван в Харбин, где под угрозой объявления его военным преступником ему было предложено передать подведомственный миссии клир на территории Маньчжоу-Го в ведение Харбинской епархии. В. поручил управление имуществом и приходами миссии жившему в Харбине архиеп. Мелетию (Заборовскому). После начала оккупации Китая Японией в 1937 г. по настоянию оккупационных властей В. был вынужден занять пост председателя Антикоминтерновского союза Сев. Китая. В связи со сложной внутриполитической обстановкой в Китае в кон. 30-х гг. архиерей провел реформу миссии в сторону централизации ее управления: было упорядочено адм. управление в отдаленных районах Китая, в составе Пекинской епархии создано Синьцзянское вик-ство с центром в г. Урумчи, организовано Гонконгское благочиние. Указом от 3 мая 1938 г. В. организовал Управление Русской духовной миссии с центром в Пекине.

Во время второй мировой войны связь миссии с Архиерейским Синодом РПЦЗ была прервана. В дек. 1944 г. В. предпринял неудачную попытку связаться с Московской Патриархией через советское посольство в Пекине. После принятия в июле 1945 г. митр. Мелетием (Заборовским) и духовенством Харбинской епархии решения о воссоединении с РПЦ В. вместе с Шанхайским еп. Иоанном (Максимовичем) и духовенством в авг. 1945 г. направил телеграмму Патриарху Алексию I с прошением о принятии Русской духовной миссии в Китае в юрисдикцию Московской Патриархии. Определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 1945 г. прошение В. было удовлетворено. В июне 1946 г. архиерей был награжден правом ношения креста на клобуке.

После возвращения в июне того же года еп. Иоанна (Максимовича) в юрисдикцию РПЦЗ деятельность В. в качестве главы миссии была значительно затруднена. По причине принятия им советского гражданства правительство Гоминьдана препятствовало его деятельности, признавая начальником миссии и представителем правосл. Церкви еп. Иоанна. 19 окт. 1946 г. В. был арестован по обвинению в сотрудничестве с япон. оккупационными властями и членстве в Антикоминтерновском союзе, помещен в тюрьму в Шанхае, освобожден под залог благодаря вмешательству советского консульства 24 окт., полностью обвинение было снято судом в апр. 1947 г.

22 окт. 1946 г. указом Синода РПЦ В. был утвержден в должности начальника Русской духовной миссии в Китае в составе Восточноазиатского Экзархата РПЦ. Для предотвращения перехода паствы в РПЦЗ в июне 1947 г. В. приехал из Шанхая в Пекин, где был вынужден передать имущество и здания миссии в собственность СССР. После прекращения гражданской войны в Китае и провозглашения КНР В. обратился 3 дек. 1949 г. к Патриарху Алексию I с рапортом, в к-ром подчеркнул необходимость дальнейшего развития миссионерства в Китае. 24 янв. следующего года Патриарх Алексий благословил В. развивать миссионерское служение и определил основной целью рус. миссии постепенное создание Китайской Православной Церкви. В том же году В. разработал проект нового «Положения о миссии». В июле 1950 г. архиерей приехал в Москву и 20 июля представил Синоду доклад о деятельности миссии. 22 авг. В. был назначен Патриаршим Экзархом Восточноазиатского Экзархата РПЦ с оставлением в должности начальника Русской духовной миссии в Китае.

В числе основных мероприятий В. во исполнение определения о создании Поместной правосл. Церкви в Китае были: адм. реформа, объединившая все правосл. приходы в рамках Экзархата, образование на основе совета миссии и совета Экзархата единого экзаршего совета, включение кит. клириков в организованное при Экзархе Управление. Для успешного развития миссии были созданы пастырско-катехизаторские курсы в Пекине, 3 школы для кит. детей, учреждена комиссия по переводу богослужебных книг на совр. кит. язык, совершались иерейские и диаконские хиротонии из числа правосл. китайцев.

Массовая эмиграция рус. населения из Китая, малочисленность кит. паствы, недостаток средств, а также высокие налоги, к-рые платила миссия, чрезвычайно затрудняли ее существование и миссионерскую работу Экзархата в целом. В рапорте Патриарху от 27 июня 1954 г. В. изложил главные причины кризиса миссионерской работы и просил реорганизовать церковное управление в Китае путем упразднения Русской духовной миссии и создания самостоятельного Экзархата с назначением Экзарха из кит. духовенства. 30 июля 1954 г. Синод постановил упразднить Русскую духовную миссию в Китае и передать все правосл. храмы Китая в ведение Восточноазиатского Экзархата. 29 окт. 1955 г. В. получил сообщение, что все церковные дела передаются в компетенцию религ. отдела при правительстве КНР. Дальнейшее ужесточение политики кит. властей в отношении правосл. Церкви привело к тому, что 30 марта 1956 г. вся недвижимая собственность Экзархата была передана кит. правительству, кроме территории Бэйгуаня (сев. подворья миссии), ставшей собственностью советского посольства в Пекине. 24 апр. 1956 г. В. передал все церковные дела и имущество Пекинской епархии временно исполняющему обязанности главы Китайской Православной Церкви архим. Василию (Шуану).

24 мая 1956 г. В. уехал в СССР, 31 мая был назначен архиепископом Краснодарским и Кубанским, 20 июня 1961 г. возведен в сан митрополита. 11 мая 1963 г. награжден орденом равноап. кн. Владимира 1-й степени. Погребение В., состоявшееся 21 авг. 1966 г., совершили архиеп. Ставропольский и Бакинский Михаил (Чуб) и еп. Симферопольский и Крымский Леонтий (Гудимов). В. похоронен на городском кладбище Краснодара.

Арх.: Архив МП. Личное дело.
Соч.: Письмо из Пекина // ЖМП. 1948. № 9. С. 9-10; На Родине // ЖМП. 1950. № 9. С. 28-31; Окружное послание // Там же. 1952. № 12. С. 19-20; Вознесение Господне // Там же. 1961. № 5. С. 43-44.
Лит.: Жиганов В. Г. Русские в Шанхае. Шанхай, 1936; О. К. Защитник Церкви Христовой: К 20-летию священнослужения архиеп. Китайского и Пекинского Виктора // Хлеб Небесный. Харбин, 1941. № 12. С. 28-32; Гетман Н., прот. Митр. Краснодарский и Кубанский Виктор: [Некролог] // ЖМП. 1966. № 11. С. 16-19; Кеппинг О. В. Последний начальник Рос. духовной миссии в Китае архиеп. Виктор: Жизненный путь // Православие на Дальнем Востоке: 250-летие Рос. духовной миссии в Китае. СПб., 1993. С. 84-99; Тихвинский С. Л. Начальник 20-й миссии владыка Виктор: (Восп. ген. консула СССР в Пекине) // История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 318-327; Поздняев Д., свящ. Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церк. раскол в Шанхае // АиО. 1997. № 2(13). С. 145-166; он же. Православие в Китае (1900-1997). М., 1998.
Свящ. Дионисий Поздняев, Г. В. Прозорова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
  • ВЕНИАМИН (Федченков Иван Афанасьевич; 1880-1961), митр. бывш. Саратовский и Вольский
  • ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви
  • ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог
  • ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ
  • АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог
  • АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
  • АЛЕКСАНДР (Бердов) († 1591), митр. Новгородский