ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ
Том XI , С. 668-669
опубликовано: 6 апреля 2011г.

ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ

в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю. В связи с тем что в Церкви издавна прославляются святые, происходят знаменательные и исторические события, к-рые запечатлеваются в церковных последованиях, уже в доиконоборческую эпоху каждый день Г. н. б. к. соответствовал тому или иному празднику или памяти святого. Эти праздники и памяти прославляются в гимнографических песнопениях, исполняемых на службах суточного круга. Из-за того что каждый день поются новые песнопения, соответствующие новому дню Г. н. б. к., эти части суточных служб получили название изменяемых в отличие от псалмов и молитв, всегда входящих в состав суточных служб и потому названных неизменяемыми частями служб. Гимнографические последования, посвященные праздникам и святым Г. н. б. к., содержатся в Минее (от греч. μηναῖον). Формальным началом годового неподвижного круга является 1 сент., в этот день поется последование Индикта, в песнопениях праздника возносится молитва о благополучном прохождении наступающего года.

Покров Пресв. Богородицы. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ)Покров Пресв. Богородицы. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ)

Дни Г. н. б. к. различаются по степени праздничности, что выражается в количестве песнопений, посвященных празднику, в изменении чинопоследований служб суточного круга (в частности, в замене рядовой вечерней кафизмы пением 1-й «Славы» 1-й кафизмы «Блажен муж»; во вставке полиелея и сопровождающих его песнопений, чтений и молитв; в окончании утрени по праздничному чину; в объединении вечерни и утрени в последование всенощного бдения).

В Типиконе на степень праздничности дня указывает праздничный знак (подробнее см. ст. Знаки праздников месяцеслова). Общий устав о видах праздников и праздничных знаков помещается в 47-й гл. Типикона, принятого в РПЦ ([Т. 1.] С. 109-110). Праздники делятся на великие, средние и малые. К великим праздникам (к-рые обозначаются знаком ) относятся все двунадесятые праздники, дни памяти нек-рых великих святых (память св. апостолов Петра и Павла 29 июня, 2 дня памяти Крестителя Иоанна - Рождество 24 июня и Усекновение главы 29 авг.), а также праздники Покрова Пресв. Богородицы 1 окт., Обрезания Господня и память свт. Василия Великого 1 янв. Средние праздники обозначаются знаками (с совершением всенощного бдения) и (без всенощного бдения, но с полиелеем на утрене). Малые праздники - знаками (красный: дни, в к-рые на утрене поется великое славословие) и  (черный: дни с указанием: «святой, поемый на шесть», или «шестерик», количество нек-рых песнопений Минеи в эти дни увеличивается до 6). Дни, не имеющие знака, и дни с шестеричным знаком являются непраздничными. Среди непраздничных различаются дни, имеющие в гимнографическом последовании тропарь (на утрене таких дней поется «Бог Господь»), и дни, не имеющие тропаря (на утрене поется Аллилуия, служба совершается по великопостному чину). Следует подчеркнуть, что система знаков распространяется только на памяти Г. н. б. к., памяти подвижного и седмичного кругов, даже наиболее праздничные (такие как Пасха, Пятидесятница, воскресные дни), знаков не имеют.

Нек-рые дни Г. н. б. к. не закреплены за определенной датой, а празднуются в ближайшее воскресенье или субботу, напр. недели (т. е. воскресенья) до и после Воздвижения, до и после Рождества Христова, до и после Богоявления, субботы до и после Рождества, до и после Богоявления, а также Димитриевская родительская суббота - день поминовения усопших, бывающий в субботу перед днем памяти вмч. Димитрия 26 окт. Эти дни не могут быть отнесены к подвижному годовому кругу, т. к. они зависят не от праздника Пасхи, а лишь от положения воскресного или субботнего дня относительно того или иного праздника неподвижного круга.

Праздники и памяти седмичного и годового подвижного кругов также прославляются через песнопения - изменяемые части суточных служб. В течение года песнопения Минеи соединяются с песнопениями Октоиха (т. е. песнопениями седмичного круга). Соотношение количества песнопений из Октоиха и Минеи зависит от степени праздничности дня. Так, в дни великих и средних праздников Октоих в будние дни отменяется. При совпадении с воскресным днем последование Минеи соединяется с воскресным последованием Октоиха по уставу, изложенному в 1-5-й и 7-й главах Типикона ([Т. 1.] С. 9-39). Воскресное последование отменяется только при совпадении с Господскими двунадесятыми праздниками.

В период, когда используются Постная и Цветная Триоди, песнопения Минеи соединяются с песнопениями Триоди и Октоиха (см. ст. Годовой подвижный богослужебный круг). Устав богослужения в этот период описывается в Типиконе в главах 49 (о Четыредесятнице) и 50 (о Пятидесятнице). Устав о соединении праздничного последования с последованием Триодей можно найти в Марковых главах месяцеслова Типикона (Гл. 48), в связи с этим необходимо особенно отметить большой цикл Марковых глав для праздника Благовещения, называемый Благовещенскими главами (Типикон. [Т. 1.] С. 535-540, 547-588). Связь Г. н. б. к. с подвижным выражается не только в наличии особых уставных правил. В марте и апр., на к-рые чаще всего приходится Великий пост, очень мало праздничных дней, в основном в Минеях содержатся лишь службы с «Аллилуей», т. к. частое совершение торжественных служб не соответствует общему настроению Великого поста.

Лит.: Никольский. Устав; Розанов. Устав; Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Правосл. Церкви. Т. 1. СПб., 190110. М., 1996р.
А. А. Лукашевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение
  • АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин