КИПРИАН
Том XXXIII , С. 652-654
опубликовано: 7 августа 2018г.

КИПРИАН

Содержание

Прп. Киприан Стороженский. Памятник в дер. Надкопанье Ленинградской обл. 2010 г.Прп. Киприан Стороженский. Памятник в дер. Надкопанье Ленинградской обл. 2010 г.(† после 25.06.1598, Никольский Стороженский мон-рь (ныне дер. Сторожно Ленинградской обл.)), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря на юго-вост. берегу Ладожского оз., на Стороженском мысе, недалеко от устья р. Свири, в новгородской Обонежской пятине. Наиболее раннее упоминание К. относится к 1570 г. В рукописном Прологе 1512 г. (утрачен) имелась запись, сделанная 20 янв. 1570 г. «монастырским дьячком» Александром Андреевым, о продаже Пролога строителем К. «Староженскаго монастыря всемирному Здвижению старосте Демиду Ивановичу Гриневу и всей волости» (Юхименко. 2002. С. 392). 14 мая 1587 г. царь Феодор Иоаннович пожаловал «строителя Киприана с братиею» грамотой об освобождении мон-ря от оброка и податей в царскую казну. В обители тогда жили 30 монахов; из грамоты следует, что ранее мон-рь получил льготы от царя Иоанна IV Васильевича. Грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем Годуновым 25 июня 1598 г., здесь К. также назван действующим строителем (ДАИ. Т. 1. С. 211-212). Вероятно, при К. в мон-ре была построена каменная 2-этажная Никольская ц. (XVI в.); верхний храм освящен во имя свт. Николая с приделом Богоявления, нижний - в честь Успения Божией Матери. Преподобный был погребен близ Никольской ц., с сев. стороны. В 1803 г. в деревянной часовне над местом погребения К. были установлены крест и каменная плита с надписью: «На сем месте погребен святыя обители сия началник строитель преподобный Киприан, преставился в лето в 7000 году, поставлен сий крест Господень в лето 1803 года октября… дня» (Репников. 1914. С. 175). Та же дата преставления святого - 7000 (1492) г.- указана в списках Новгородских святых в рукописях XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. Q.862. Л. 106 об.; РНБ. Вяз. Q.80. Л. 99 и др.). Очевидно, что составители списков не знали точной даты преставления К. и дата (7000 г.) недописана.

Житие К. не сохранилось или не было написано. В «Патерик Новгородских чудотворцев» 1831 г. под 9 мая входит «Житие преподобного отца нашего Киприана, Сторожевского чудотворца», но оно представляет собой краткое сообщение об основании мон-ря и о преставлении святого: «Сей преподобныи Киприан имел жительство при Ладожском езере в местечке, именуемом Сторожка, от Нева града растоянием в (в рукописи пробел.- А. П.) верстах, где и основал Николаевский монастырь, коего и мощи по преставлении его во оном погребены, но когда неизвесно» (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 56 об.).

В Приладожье бытовали устные предания о К., к-рые неоднократно фиксировались в этнографической и историко-церковной лит-ре XIX-XX вв. (наиболее раннюю фиксацию предания см. в кн.: Дамаскин (Кононов), игум. Ондрусова-Николаевская пуст.: Ист.-стат. очерк. СПб., 1856). Согласно этим рассказам, до пострига К. был разбойником (мирское имя - Косма), пристанище имел на Стороженском мысе, грабил суда, проходившие из Свири в Волхов. Под влиянием прп. Адриана Ондрусовского К. покаялся, принял постриг и основал мон-рь на месте бывш. разбойничьего жилища. По др. версии, К. во время бури на Ладоге дал обет свт. Николаю Мирликийскому оставить разбойничий промысел и основать обитель в его честь. С преданиями о К. связаны местные топонимы: «Разбойничий мыс» - название мыса недалеко от мон-ря и «Разбойницкий носок» - название бухты.

По сведениям кон. XIX в., молебнов К. не служили, местные жители называли святого «просто отцом Киприаном» (Мордвинов. 1888. С. 115). Е. Е. Голубинский поместил К. в список «почитаемых усопших» (Голубинский. Канонизация святых. С. 331). Под 2 нояб. память К. отмечена в иконописном подлиннике XVIII в.: «Преподобнаго отца нашего Киприана, строителя Никольскаго монастыря Сторожевскаго, иже на Ладогском езере, Новогородскаго чудотворца, от Свирскаго монастыря 60 поприщ» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 38). В иконописных подлинниках память К. встречается под 2 нояб.

В 1722 г. Стороженский мон-рь был приписан к Новгородскому архиерейскому дому, в 1726 г. вновь стал самостоятельным. Не позднее 1741 г. обитель приписали к Александрову Свирскому монастырю. С 1764 г. Стороженский мон-рь находился в ведении епископа Олонецкого и Каргопольского. В 1778 г. упразднен и обращен в приход, который в 1832 г. был приписан к Преображенскому приходу с. Загубье.

Канонизация К. подтверждена внесением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г. (Собор известен с 1831). В наст. время реставрируется бывш. монастырская Никольская ц. (богослужение в ней совершается с 2001), для местного ряда иконостаса написаны икона «Прп. Киприан Стороженский и свт. Николай Угодник» и житийный образ прп. Кассиана. 21 авг. 2012 г. в дер. Сторожно Волховского р-на Ленинградской обл. был освящен храм в честь К. на предполагаемом месте его погребения. 12 июня 2010 г. в дер. Надкопанье Волховского р-на Ленинградской обл. перед ц. Рождества Христова был установлен памятник К., камень для подножия памятника был привезен из дер. Сторожно.

Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8601. Л. 647 об. (Переписная книга 1710 г.); ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 42/481. Л. 138-138 об. (Статистические сведения о монахах, священно- и церковнослужителях и монастырских служителях Новгородской епархии за 1741 г.).
Ист.: ДАИ. Т. 1. С. 211-212. № 132 (жалованные царские грамоты 1587 и 1598 гг. строителю Киприану); Мордвинов Я. Я. Записки капитана: Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова. СПб., 1888. С. 51, 114-115; Прил. С. II, VI-XXVII (описи строений и имущества монастыря в 1739 и 1769 гг.).
Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 330-331; СИСПРЦ. 1836. С. 151; 18622. С. 132; Андреев А. П. Ладожское озеро. СПб., 1875. Ч. 1. С. 197-200; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 289-290; Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 9. С. 296; Строев. Списки иерархов. Стб. 1005; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 98-99; Зверинский. Т. 2. С. 238-239. № 1009; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341-342; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 35; Репников Н. Упраздненный Николо-Сторожевский мон-рь // ИИАК. 1914. Вып. 52. С. 173-179; Криничная Н. А. Предания Рус. Севера. СПб., 1991. С. 148-149; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 2. С. 392; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009.
А. В. Пигин

Иконография

Ранние иконы К. неизвестны. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 2 нояб. по облику святой уподобляется сщмч. Антипе, еп. Пергамскому: «...подобием сед, брада аки священномученика Антипы, ризы преподобническия и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 37-38); «Сед, Антипы, в схиме, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 80 об.).

Прп. Киприан Стороженский. Фрагмент иконы "Собор святых, в земле Карельской просиявших". 1876 г. Мастерская В. М. Пешехонова (Церковное управление ФПЦ)Прп. Киприан Стороженский. Фрагмент иконы "Собор святых, в земле Карельской просиявших". 1876 г. Мастерская В. М. Пешехонова (Церковное управление ФПЦ)

Наиболее ранние изображения преподобного сохранились в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», очевидно разработанной на Валааме или в с.-петербургской мастерской Пешехоновых. 3 иконы этого извода 1876 г. выполнены в живописной манере на золотом фоне. Большая икона работы В. М. Пешехонова и его мастеров происходит из местного ряда ц. Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамского Преображенского мон-ря (в наст. время в иконостасе домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия; упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121). К. написан в 5-м ряду крайним слева, взирает вверх на образ Св. Троицы; у него редкие, слегка волнистые волосы и средней величины борода с проседью, голова не покрыта, лоб с залысинами; на нимбе надпись: «с. Кипрiанъ основ. страж. монас.». На 2 идентичных по иконографии иконах-пядницах этого извода, созданных тогда же в иконописной мастерской Валаамского мон-ря (согласно подписи, «труд валаамских иноков»; находятся в Преображенском соборе Нововалаамского мон-ря и в Музее Православной Церкви в Куопио, Финляндия), К. изображен на том же месте, вполоборота вправо, средних лет, в мантии и епитрахили, с широкоскулым лицом, волосы разделены на прямой пробор, борода слегка тронута сединой.

Прп. Киприан Стороженский в ряду избранных святых. Фрагменты иконы "Собор русских святых". 1-я пол. XIX в. (ГМНР)Прп. Киприан Стороженский в ряду избранных святых. Фрагменты иконы "Собор русских святых". 1-я пол. XIX в. (ГМНР)

Изредка образ К. можно встретить на иконах «Собор русских святых», создававшихся в XIX в. преимущественно в старообрядческой среде. Так, он представлен в верхнем ряду правой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - оплечно, в куколе, в надписи именуется Новгородским. В составе Собора Новгородских чудотворцев К. присутствует на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (2-й справа в 3-м ряду).

Прп. Киприан Стороженский. Фрагмент иконы "Собор Карельских чудотворцев". Кон. XX-нач. XXI в. (собор кн. Александра Невского в Петрозаводске)Прп. Киприан Стороженский. Фрагмент иконы "Собор Карельских чудотворцев". Кон. XX-нач. XXI в. (собор кн. Александра Невского в Петрозаводске)

В кон. XX - нач. XXI в. в местах подвижничества К. разработаны новые изводы иконографии, появилось неск. икон, исполненных в древнерус. традициях. В храме-часовне над местом погребения святого на гранитную плиту положен небольшой поясной образ К. в мантии и схимническом куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке. На иконе свт. Николая Чудотворца и К. из Николо-Успенской ц. бывш. мон-ря (находится в нижнем приделе). Святые написаны в рост, внизу, на 1-м плане,- узнаваемый вид монастырского собора и погоста, частично разрушенных временем, с покосившимися крестами. К. предстает храмоздателем с большой одноглавой церковью в правой руке и со свитком в левой (пропорции храмов совпадают). Для ц. Рождества Христова в дер. Надкопанье создана житийная икона К.: средник с поясным образом святого, держащего свиток в руках, фланкирован слева и справа 6 клеймами, иллюстрирующими события его жизни и чудеса, на верхнем поле - оплечный образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя Стороженской обители. К. изображен с непокрытой головой, шапкой густых волос, разделенных на прямой пробор, и седой раздвоенной бородой.

Кроме того, К. представлен в совр. композициях Соборов С.-Петербургских, Карельских, Новгородских святых. Так, его образ в куколе, со сложенными крестообразно на груди руками помещен крайним справа в 3-м ряду на иконе «Собор Карельских чудотворцев» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. вел. кн. Александра Невского в Петрозаводске, см.: Православная Карелия: [Фотоальбом] / Сост.: В. П. Лобанов, М. С. Скрипкин. Петрозаводск, 2005. С. 2).

Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 143; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии // Кенозерские чт., 2009: Сб. мат-лов IV Всерос. науч.-практ. конф. / Сост.: М. Н. Мелютина. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
  • МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых),
  • КОРНИЛИЙ (2-я пол. XIV - нач. XV в.), прп. (пам. 19 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Олонецкий, Палеостровский
  • ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
  • АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)