КОРНИЛИЙ
Том XXXVIII, С. 88-92
опубликовано: 6 сентября 2019г.

КОРНИЛИЙ

Содержание

Видение Спасителя прп. Корнилию Палеостровскому во время молитвы. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК)Видение Спасителя прп. Корнилию Палеостровскому во время молитвы. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) (2-я пол. XIV - нач. XV в.), прп. (пам. 19 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Олонецкий, Палеостровский; основатель мон-ря Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Палей (Вспалье) в Онежском оз.

Источники

Основными источниками сведений о К. являются Служба святому, молитва и «Сказание о жизни преподобного отца Корнилия» (составители неизв.). Эти тексты, переписанные как единый корпус, представлены в 3 списках кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.: ГИМ. Барс. № 862, 863 (в № 863 вместо Службы только тропарь и кондак К.); ИРЛИ (ПД). Северодв. № 809. Еще один список кон. XVIII в. был частично опубликован в 1906 г. М. Преображенским. Отдельно в рукописях встречаются тропарь и кондак К. (РНБ. Тит. № 143/1906; БАН. 33.15.179 и др.). Служба и молитва К. помещены в Минее под 19 мая (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 232-246). Можно предположить, что существовало более раннее Житие К. или по крайней мере сказание о его посмертных чудесах: об этом могут свидетельствовать сообщения о посмертных чудесах святого в молитве ему. Однако такой текст неизвестен; не исключено, что он был только в Палеостровском мон-ре и оказался утрачен в XVII в.: в 1612-1613 гг. мон-рь подвергся нападению польско-литовских интервентов, в 1687-1689 гг. здесь состоялись самосожжения старообрядцев, значительная часть монастырского архива погибла. В кон. XVIII - нач. XIX в. петрозаводский краевед послушник Палеостровского мон-ря Т. В. Баландин составил «Повесть о Палеостровском монастыре» (не изд.).

Сведения о жизни

К. был уроженцем Пскова. После долгих странствий подвижник поселился в пещере на каменистом берегу о-ва Палей в Онежском оз. Через некоторое время к нему стали приходить «любители уединения, изволяющии монашествовати»; К. построил для иноков кельи, возвел храм Рождества Пресв. Богородицы. После устроения мон-ря святой «обложил свое тело железными веригами и поясом» и вернулся в свою пещеру; вериги и железный пояс святого весили ок. 14 кг (ГИМ. Барс. № 863. Л. 6 об.). Погребение подвижника сопровождалось исцелением недужных. В «Сказании...» сообщается, что ученик К. прп. Авраамий Палеостровский перенес его тело в храм Рождества Пресв. Богородицы, однако подвижник, очевидно, был погребен неподалеку от храма, поскольку впосл. над местом его погребения была построена часовня. В молитве святому прославляются 2 посмертных чуда: исцеление девицы Агафии от слепоты и некоего Бориса, ставшего впосл. монахом, от «расслабленныя болезни».

Блаженная кончина прп. Корнилия Палеостровского. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК)Блаженная кончина прп. Корнилия Палеостровского. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК)

Автор «Сказания…» не знал, «к которому году отнести его пришествие на сей остров и когда преставися, о сем сведений никаких не имеется по причине разных нещастных случаев и пожаров, истребивших со зданием и монастырску архиву» (Там же. № 862. Л. 11 об.). И. А. Чистович, Е. В. Барсов и ряд др. исследователей полагали, что К. основал свой мон-рь в кон. XII в. Аргументом для такой датировки послужило сообщение монастырского челобитья 1691 г. о том, что К. получил от новгородских посадников земли для устроения мон-ря «в прошлых… годех, тому с пятьсот лет и больше». В грамоте утверждается, что вкладчиком Палеостровского мон-ря был игумен новгородского Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря Варлаам, к-рого Барсов отождествил с прп. Варлаамом Хутынским; исследователь предположил, что К. был учеником или сподвижником Варлаама Хутынского (Барсов. 1868. С. 173). Сообщение ряда авторов XIX-XX вв. о пострижении К. в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре не находит подтверждения. По наблюдениям Н. А. Охотиной-Линд, это ошибочное сообщение впервые появилось в книге Чистовича (Чистович. 1856; см.: Охотина-Линд. 1996. С. 9-10). Также является, по-видимому, домыслом известие о жизни К. в новгородском Вяжищском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре до прихода на о-в Палей (Машезерский. 1899).

Примерное время жизни К. установил В. И. Корецкий. Изучая документы Палеостровского мон-ря, исследователь пришел к выводу, что обитель была создана в нач. XV в.: 1415-1421 гг. датируется самый древний монастырский акт.

Почитание

К рубежу XVII и XVIII вв. существовало устойчивое местное почитание К., его имя вошло в некоторые списки «Описания о российских святых» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; под 23 авг.). Под 23 авг. память святого и описание его образа помещены в Строгановском иконописном подлиннике и сводном подлиннике Г. Д. Филимонова кон. XVIII в., под 9 янв.- в Каликинском подлиннике кон. XVIII в. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2). К. почитали и старообрядцы Выголексинского общежительства. Выговский киновиарх Семен Денисов включил имя К. в составленное им в 30-х гг. XVIII в. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших»: «И Корнилий Палеостровский, пресветлая звезда обонежская. От темныя и тесныя пещеры, яко от мрачныя нощи, во вся концы обонежския пресветло возблиставши, путеводитель к Небесному Царствию многим незаблудный бысть» (ГИМ. Муз. № 1510. Л. 14 об.- 15). К. упоминается в выговском Житии Кирилла Сунарецкого (НБУВ ИР. Ф. 312. № 505. Л. 41). Службу и молитвы К. включали в выговские рукописные сборники и стихирари. Имя К. с цитатой из «Слова воспоминательного...» внес в «Алфавит русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский; он отметил, что в месяцесловах память святого указана под 23 авг. (ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 311, 1807-1811 гг.).

Согласно путевым дневникам Я. Я. Мордвинова, в 1752 г. над местом погребения К. близ ц. Рождества Пресв. Богородицы стояла посвященная святому часовня. Над мощами была устроена деревянная рака, около раки висели вериги святого, которые богомольцы надевали на себя «на малое время, по обету» (Мордвинов. 2007. С. 170). Сведения Мордвинова подтверждаются монастырской описью 1755 г. Местом паломничества стала пещера, в к-рой подвизался К. В 1791 г. пещеру описал П. И. Челищев: «В нее ход из деревянной часовни; тесная сия ущелина не имеет довольно места, чтобы лечь и вытянуться человеку. Не имеет ни окна, ни печи, ни горна, ниже крышки для защиты от дождя, снега и ветров» (Челищев. 1886. С. 19).

В нач. 90-х гг. XVIII в., во время опустошительного пожара в мон-ре, сгорели храмы и часовня. 10 нояб. 1793 г. был освящен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, погребение святого оказалось внутри церкви. В 1806 г. Баландин устроил над погребением новую раку из красного дерева, к-рая была обложена медными посеребренными «охватами с вычеканкою искусно осьми херувимов» (Кожевникова. 2009. С. 231). Кроме раки в дар мон-рю он передал неск. икон с изображением К. и свт. Тихона, еп. Амафунтского. В 1820 г. над мощами К. был освящен каменный 3-престольный собор Рождества Пресв. Богородицы (с теплыми приделами во имя прор. Илии и свт. Николая Чудотворца). В 30-х гг. XIX в. рака была обита позолоченным серебром. В сер. XIX в. в день памяти К., 19 мая, в часовню при пещере устраивался торжественный крестный ход.

В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатали список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в котором содержится имя К. Канонизация святого была подтверждена включением его имени в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению Олонецкого архиеп. Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым) (жизнеописание К.: С. 42-44). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т. ч. К., стали поминать в каждом епархиальном храме на отпусте утрени и литургии, в 1910 г. по заказу владыки в С.-Петербурге была написана икона «Собор Олонецких святых».

В 1958 г. Финская Православная Церковь установила празднование Собору всех святых, в земле Карельской просиявших (в субботу между 31 окт. и 6 нояб.), в который включено имя К. В 1972 г. РПЦ учредила празднование Собору Карельских святых в тот же день (Соборы Олонецких и Карельских святых не имеют полного совпадения, поскольку границы совр. Петрозаводской и Карельской епархии отличаются от границ Олонецкой епархии в XIX - нач. XX в.). В 2004 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II праздник был перенесен на 21 мая (3 июня по н. с.) - в этот день в 2000 г. был освящен восстановленный собор во имя св. кн. Александра Невского в Петрозаводске, юж. придел - в честь Собора Карельских святых. Имя К. вошло также в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г., и в Собор С.-Петербургских святых, установленный в 2000 г.

В 2005 г. началось восстановление Палеостровского мон-ря. Мощи К. не были вскрыты в советские годы и по-прежнему находятся под спудом.

Ист.: Барсов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае: с грамотами и др. письменными памятниками // ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Смесь. С. 19-222; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г.: Дневник / Изд., предисл.: Л. Н. Майков. СПб., 1886. С. 17-19; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые: Их жизнь и церковное почитание: Агиол. очерки // Олонецкие ЕВ. 1903. № 7-15; Преображенский М. Несколько слов о житии прп. Корнилия, Палеостровского чудотворца // Там же. 1906. № 2. С. 70-72; Моисеев С. В. Мон-ри Карелии в док-тах фонда Новгородской духовной консистории ГА Новгородской обл. Прил. 2: Опись Палеостровского мон-ря за 1755 г. // Новгородский архивный вестн. Новг., 2002. № 3. С. 172-183; Мордвинов Я. Я. Путешествия в Соловецкий мон-рь // Соловецкое море: Ист.-лит. альманах. Архангельск; М., 2007. Вып. 6. С. 174-175; Сказание о жизни Корнилия Палеостровского / Ред.: А. В. Пигин // Новый Олонецкий патерик. СПб., 2013. С. 196-198.
Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 450-454; Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 38-40; Барсов Е. В. Алфавитный указ. мон-рей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями // Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 19-21; Ключевский. Древнерусские жития. С. 322; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68; Строев. Списки иерархов. Стб. 997-998; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 316-317; Машезерский И. Родина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца // Олонецкие ЕВ. 1899. № 2. С. 26; Зверинский. Т. 1. С. 109. № 95; Т. 2. С. 259. № 1035; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря // АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 437-450; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: По житиям святых. М., 1966. С. 59-60; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера. Л., 1969. С. 94-95; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 20; Понырко Н. В. Житие Корнилия Палеостровского // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 368-369; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском мон-ре. СПб., 1996. С. 6, 9-10, 19; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399. № 198; С. 453. № 226; Т. 2. С. 150. № 285; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки соц. и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 214-218, 223-226; Ратшин. Мон-ри. 2000. С. 378-379; Дмитриева (Амелина) Т. П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья // Очерки ист. географии: Северо-Запад России. Славяне и финны / Ред.: А. С. Герд, Г. С. Лебедев. СПб., 2001. С. 326; она же. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв. // Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 61-62; Олонецкая епархия: Страницы истории / Сост.: Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001. С. 101-104, 188; Буланин Д. М. Библиогр. дополнения // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 707; Кожевникова Ю. Н. Заштатные мон-ри Карелии: Результаты и последствия секуляризационной реформы 1764 г. (На примере Палеостровского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря) // Кижский вестн. Петрозаводск, 2005. Вып. 10. С. 31-45; она же. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Святые Новгородской земли, или История Святой Сев. Руси в ликах X-XVIII вв. / Ред.: иером. Сергий (Логаш). Новг., 2006. Т. 1. С. 513-515; Савинова Л. И. Палеостровский мон-рь: История, значение и память // Краеведческие чт.-2007: Мат-лы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. И. А. Федосовой (21 апр. 2007 г., Медвежьегорск). Петрозаводск, 2007. С. 66-71; Пигин А. В. К вопросу о старообрядческом почитании святых Обонежья (Корнилий Палеостровский и Диодор Юрьегорский) // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2013. Вып. 5. С. 251-269.
А. В. Пигин

Иконография

Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Ок. 1891 г. (НМРК)Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Ок. 1891 г. (НМРК) Ранние образы святого, связанные с Палеостровским мон-рем, не сохранились из-за разорений и пожаров обители. Ок. 1689 г. из огня были спасены нек-рые иконы, вериги и «покров бархатный черный» с гроба К. (Барсов. 1868. С. 34, 171, 173). Среди вывезенного в Кузаранскую волость были «две иконы местныя, один образ Спасителев, а другой Корнилия Чудотворца» (Там же. С. 106).

Прп. Зосима Соловецкий, прп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК)Прп. Зосима Соловецкий, прп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК)

Известны единоличные поясные образы К., созданные во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. К произведениям, появившимся в старообрядческой среде Поморья, относится образ 2-й пол. XVIII в. (МИИРК): святой с широкой окладистой бородой правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. На иконе кон. XIX в. (Палеостровский мон-рь) волосы преподобного разделены на прямой пробор, у него раздвоенная узкая на конце борода, в правой руке крест, в левой - свиток; фон золотой.

Описания иконописных подлинников XVIII в., в т. ч. старообрядческих, под 23 авг. и 9 янв. немногословны: К. «подобием сед, брада пошире Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68); «всем подобием, аки Герман Соловецкий» (БАН. Двинское собр. № 51. Л. 267; кон. XVIII в.); «сед, брада пошире Сергиевы» (БАН. Строг. № 66. Л. 138 об.; кон. XVIII в.). Очевидно, К. ошибочно отождествляли с прп. Корнилием Кожеезерским, поскольку он иногда назван не только «новым чудотворцем Палеостровским», но и «начальником Спасского монастыря Кожеозерского».

Существовали изображения К. на фоне основанного им мон-ря, в частности миниатюрный золотофонный образ 2-й трети XIX в. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 56, 132. Кат. 49). Святой представлен в правой части средника молящимся Господу Вседержителю, изображенному в сегменте неба. На К. традиц. монашеские одежды, в левой руке четки, голова не покрыта, широкая борода с проседью закрывает грудь. Вид мон-ря основан на реалиях времени: в центре возвышается белокаменный одноглавый собор с колокольней, др. постройки деревянные. В бухте на причале стоит небольшая часовня. Обитель ограждена стеной, с берега частично каменной.

Прп. Корнилий Палеостровский поучает своего ученика Авраамия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание)Прп. Корнилий Палеостровский поучает своего ученика Авраамия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание)

Уникальным образцом иконографии К. является икона «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с 6 клеймами жития прп. Корнилия» кон. XIX - нач. XX в. (НМРК). О связи образа с Палеостровским мон-рем свидетельствует выбор святых: на иконе кроме местных подвижников изображен прп. Зосима Соловецкий, к-рого в позднее время считали пострижеником Палеостровского мон-ря и уроженцем близлежащего с. Толвуй (см.: Машезерский И. Родина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца // Олонецкие ЕВ. 1899. № 2. С. 25-26; ПЭ. Т. 20. С. 367). К., как основатель обители, представлен в центре, фронтально, в полной схиме (с покрытой куколем головой), правой рукой именословно благословляет, в левой держит свиток (на запястье четки). Житийные сюжеты читаются слева вниз, направо и вверх: видение Спасителя К. во время молитвы; вид часовни и пещеры К.; блаженная кончина К.; погребение К.; исцеление болящего Бориса; исцеление «десного ока» девицы Агафии. В момент смерти святой изображен в маленькой пещерке сидящим возле камня с приклоненной головой в простом подряснике, на груди верижный крест, руки лежат на книге. Иконы 3 местных преподобных в это время получили распространение (ок. 1891, НМРК) - возможно, они бытовали в качестве «раздаточных». Интересным образцом иконографии К. является небольшая икона-пядница «Прп. Корнилий поучает ученика своего Авраамия» кон. XIX - нач. XX в. (частное собр., см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 182; святой ошибочно идентифицирован как прп. Корнилий Комельский). Преподобный старец и его юный ученик написаны в интерьере кельи с аналоем, в красном углу - Казанская икона Божией Матери. К. изображен в профиль, одет в полную схиму, на свитке в его левой руке текст: «Поченïе иже аще не сотвориши грѣха сѣти есть упо».

Прп. Корнилий Палеостровский. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)Прп. Корнилий Палеостровский. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)

По-видимому, в связи с преданием о постриге К. в Валаамском мон-ре образ преподобного занимает важное место на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в Финляндии. Судя по надписям на них, этот извод был разработан художниками мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге или иконописцами Валаамского мон-ря. Икона большого размера находилась в местном ряду ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители, напротив храмового образа с датой и подписью В. М. Пешехонова (упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6 (11). № 121); в наст. время установлена в домовом храме Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио. К. изображен во 2-м ряду старцем с окладистой, слегка раздвоенной бородой; у него высокий лоб с залысинами, взор устремлен вверх; слева его ученик прп. Авраамий; на нимбе надпись: «с. Корнилiй палеостровск.». С небольшими отличиями в облике К. показан и на 2 иконах-пядницах с аналогичной композицией, подписанных как «труд валаамских иноков» (Музей Православной Церкви в Куопио, Нововалаамский мон-рь).

Избранные Карельские святые, предстоящие образу Преображения Господня (престольный праздник Валаамской обители), изображены также на происходящей с Валаама иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь; см.: АФВМ. Bd: 15. Л. 29-29 об. № 691). К. написан 1-м в правой группе с поднятыми в молении руками (левая развернута ладонью наружу) в рясе красноватого цвета и мантии, схимнический куколь лежит на плечах. В пространной надписи на обороте иконы изложена история ее бытования: она была написана в Одессе и прислана в дар игум. Дамаскину (Кононову), к-рый в 1873 г. благословил передать ее бывш. эконому мон-ря схим. Алексию (тогда мон. Анатолию (Половневу)), а в 1903 г. по просьбе последнего образ был установлен в храме на валаамском игуменском кладбище. На иконе Карельских чудотворцев кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) К.- седовласый старец-схимник без куколя с сомкнутыми на груди руками (в правой - свиток), стоящий в центре левой группы. В совр. иконописи К. в составе Собора Карельских святых изображен на иконе кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Изд. посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2). Палеостровские преподобные, написанные в левой части 3-го ряда, предстают как основатели обители; К. указывает на модель Палеостровского мон-ря в руках прп. Авраамия.

Олонецкие чудотворцы. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ТСЛ)Олонецкие чудотворцы. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ТСЛ)

Образ К. (или прп. Корнилия Кожеезерского) вводился в сравнительно ранние композиции «Собор Новгородских чудотворцев». Напр., на иконе-пяднице нач. XVIII в. из собрания А. М. Постникова (ГРМ) и на зеркально повторяющей ее прориси один из святых с непокрытой головой в 5-м ряду имеет надпись на нимбе: «Корнилiи». Святой с таким именем значится и на иконе «Новгородские чудотворцы» свящ. Георгия Алексеева (1728, ГТГ; см.: Бекенёва Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ // Художественное наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст. ВНИИР. М., 1984. Вып. 9(39). С. 91-95; идентифицирован как прп. Корнилий Комельский). Почитаемая «старинная» икона такого извода с образом Софии, Премудрости Божией (К. тоже в 5-м ряду), находилась «в ризнице Черниговской кафедры» (Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Согласно надписи на нимбе, К. представлен также на одной из икон «Собор Псковских святых» кон. XX в. в кафедральном Троицком соборе Пскова.

В Выговской пуст. появился особый извод композиции «Собор русских святых». Погрудный образ К. включен в левую группу преподобных на иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса (Юхименко, Горшкова. Иконы собр. Г. Лепса. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saints: [Exposition] fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. Предположительно К. (надпись: «п корнилiи бо(л)») представлен на одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ).

Образ К. встречается и в программах церковных стенописей там, где изображались рус. святые разных регионов. В сев.-зап. части московского храма Христа Спасителя на стене лестницы, ведущей на хоры, среди рус. святых в нижнем ряду изображены К. и его ученик прп. Авраамий (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Вместе Палеостровские преподобные (старцы в клобуках в профиль) показаны и в группе подвижников XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Роспись в академической манере первоначально была выполнена иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (значительно поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). Кроме того, поясной образ К. с седой бородой средней величины в схиме, но без куколя имеется в росписи верхнего Преображенского собора Валаамского мон-ря (1893-1896, реставрация - 1985-2007).

В группе Олонецких чудотворцев 1-м в среднем ряду К. изображен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 60-61, 83). На 1-й иконе у К. борода средней величины с проседью, руки приподняты и покрыты мантией, куколь лежит на плечах. Вместе с др. почитаемыми в Финляндии северорус. святыми К. (в куколе, со свитком в правой руке) представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в визант. стиле в братской трапезной Нововалаамского мон-ря. Недавно был создан извод с К. и прп. Авраамием, стоящими на острове с моделью обители в руках (икона хранится на подворье Палеостровского мон-ря в Петрозаводске).

Лит.: Барсов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае: с грамотами и др. письменными памятниками // ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Смесь. С. 19-222 (То же, отд. отт.: М., 1868); Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 452-453, 618-619; Т. 2. С. 150; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии // Кенозерские чтения - 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исслед. на пересечении естеств. и гуманит. наук: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.
Я. Э. Зеленина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
  • КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря
  • МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)