ДИМИТРИЙ
Том XV , С. 86-91
опубликовано: 5 июня 2012г.

ДИМИТРИЙ

Содержание

(Муретов Климент Иванович; 11.02.1811, с. Лучинск Пронского у. Рязанской губ.- 14.11.1883, Одесса), архиеп. Херсонский и Одесский. Род. в семье диакона И. А. Столпянского. Получил домашнее образование, затем учился в Сапожковском ДУ (1820-1826), куда был записан под фамилией дяди - Муретов, в Рязанской ДС и в КДА (1831-1835). 11 сент. 1834 г. пострижен в монашество, 27 окт. того же года рукоположен во диакона, 24 июля 1835 г.- во иерея. Окончил академию 1-м магистром, получив степень за соч. «О путях Промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращаемых». Как одно из лучших оно было опубликовано в 1-м т. «Собрания сочинений студентов Киевской духовной академии» (К., 1839; отд. изд.: М., 1899, 1900), заслужив положительную оценку Московского митр. свт. Филарета (Дроздова). 7 окт. 1835 г. оставлен при КДА бакалавром по Свящ. Писанию и герменевтике, 27 окт. назначен помощником библиотекаря. С февр. 1836 г. преподавал догматическое богословие и каноническое право. 2 нояб. 1836 г. причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры. 6 сент. 1837 г. назначен профессором догматического богословия вместо освобожденного от профессорских обязанностей ректора Чигиринского еп. Иннокентия (Борисова). Д. был одним из основателей ж. «Воскресное чтение», редактировал его в 1837-1841 гг., печатал в нем лекции по каноническому праву, но не завершил их публикацию. 8 янв. 1838 г. определен исполняющим обязанности инспектора, 14 февр. утвержден в должности. 25 марта того же года возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила муж. мон-ря.

Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в. (ЦАК МДА)Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в. (ЦАК МДА)24 апр. 1841 г. назначен ректором КДА с настоятельством в киевском Братском в честь Богоявления мон-ре. В 1838 г. ревизовал Орловскую ДС (с подведомственными ей уч-щами), в 1842 г.- Курскую и Воронежскую семинарии, в 1846-м - Херсонскую, в 1847-м - Киевскую семинарию. В 1839 г. подготовил для Комиссии духовных уч-щ от Конференции КДА конспекты и планы по церковному праву и патрологии. По поручению Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) составил программу по педагогике (Полн. собр. творений: В 7 т. Т. 6. С. 175-178). Д. предлагал выделить из общего курса богословия «богословскую энциклопедию» - введение в богословие, к-рое вскоре вошло в состав академического курса как самостоятельная наука. В 1843 г. по поручению Святейшего Синода представил план образования новых кафедр, программы обучения и распределения учебных часов по предметам. C 6 марта 1845 г. член Комитета по изысканию средств к обеспечению сельского духовенства, с 20 июля по 28 сент. 1845 г.- Комитета для выработки нового плана обучения с целью усиления преподавания богословских дисциплин.

Лекции Д. по догматическому богословию были весьма обширны и подробны (в авторской редакции не сохр.). Вместо положенных 3 лекций в неделю он читал 5 и нередко замещал преподавателей по церковному праву и Свящ. Писанию. Общая часть каноники Д. (в студенческих записях) нек-рое время служила в КДА учебным пособием. Будучи учеником еп. Иннокентия (Борисова) и сторонником исторического метода исследования и изложения богословия, Д. положил начало разработке новой системы богословия, отказавшись от старых схоластических форм. М. Ф. Ястребов отмечал постепенное складывание догматической системы Д. и, сравнивая ее с лекциями еп. Иннокентия, признавал, что система Д. «в противоположность замечаемой в системе Иннокентия расплывчатости, развивается из одного центра и отличается замечательною логическою сосредоточенностью». Под центром подразумевалась идея совершенного Иисусом Христом спасения человека. Ястребов считал, что превосходство богословской системы Д. в органичности и логической связанности, в преемственности и непрерывности «раскрытия всего плана в частных делениях и подразделениях», а также в более солидном научном методе, к-рый он определял как «историко-библейский», т. е. основанный «на почве библейского текста и церковно-исторического учения». Догматика Д. делится на общую (учение о Боге как предмете веры) и «особенную» (учение о спасении рода человеческого Сыном Божиим) части. В 1-ю входят учения о Триедином Боге, о действиях Триипостасного Божества в мире (учение о творении мира, Промысле Божием, ангелах, человеке), во 2-ю - учения о приготовлении рода человеческого к принятию Искупителя, о пришествии Иисуса Христа и Его служении.

Ректорство Д. составило эпоху в истории КДА, получив название «благостное». Духовное образование Д. считал «истинно христианским образованием не только ума, но преимущественно сердца», воспитанием христ. характера, при котором «внешнему развитию познавательных сил» должно соответствовать «внутреннее развитие христианского чувства». Обладая обширными познаниями, феноменальной памятью и усердием, Д. имел большое влияние на студентов, стремился выпускать из академии богословов, получивших крепкую и надежную защиту против различных «рационалистических суемудрий». Среди его учеников были Московский митр. Макарий (Булгаков), Киевский митр. Иоанникий (Руднев), Сербский митр. Михаил (Йованович), Казанский архиеп. Антоний (Амфитеатров), Тульский архиеп. Никандр (Покровский), Владимирский еп. св. Феофан Затворник (Говоров), Рижский еп. Филарет (Филаретов), архим. Антонин (Капустин). Нек-рые современники Д. считали, что соч. митр. Макария (Булгакова) «Православно-догматическое богословие» было лишь переработанным вариантом лекций Д. по догматике, к-рые он готовил к печати и сжег, получив опубликованный труд митр. Макария. Позднейшие исследователи (Ястребов, прот. Ф. И. Титов, М. Н. Скабалланович) признавали глубокое влияние учителя на ученика, но отрицали прямое заимствование. Сравнивая программы Д. и митр. Макария (в СПбДА), они видели в них несомненное сходство, но при этом меньшее, чем между программами Д. и еп. Иннокентия. Как ученый и профессор Д. пользовался известностью не только в России, но и за границей.

Намереваясь уступить ректорство архим. Антонию (Амфитеатрову), 2 янв. 1850 г. Д. подал прошение об «увольнении от всякой службы», но митр. Филарет (Амфитеатров), высоко ценивший его, не принял отставку. 27 янв. 1851 г. состоялась последняя лекция Д. 23 дек. 1850 г. он был назначен епископом Тульским и Белёвским. 1 марта 1851 г. состоялось наречение, а 4 марта в Казанском соборе в С.-Петербурге - хиротония Д. во епископа, которую возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Никанор (Клементьевский). Одним из частых посетителей Д. в Туле был А. С. Хомяков, отзывавшийся о нем как о ревностном делателе, совершенно чуждом всяким «личным видам, всяким любиям, кроме человеко- и правдолюбия» (Письма А. С. Хомякова // РА. 1879. Кн. 1. С. 246-247). 11 июня 1857 г. Д. был перемещен в Одессу епископом Херсонским и Таврическим (с 16 нояб. 1859 именовался Херсонский и Одесский). При нем было установлено особое торжество в честь чудотворной Касперовской иконы Божией Матери, совершаемое 1 окт.

В апр. 1859 г. Д. был вызван для присутствия в Святейшем Синоде. Полагая, что едет «на смотр и истязание», хотел подать прошение об увольнении и «забраться в скит», но решил ехать в С.-Петербург: «Пусть увидят, каков есмь в натуре». Был председателем комитетов по сокращению переписки по духовному ведомству (авг. 1859 - дек. 1861), по улучшению содержания сельского духовенства (апр. 1860 - июнь 1861), по преобразованию духовных семинарий и училищ (март 1860 - дек. 1861). Деятельность последнего стала предметом главных забот Д. На рассмотрение комитета были переданы все материалы, собранные к тому времени по вопросу о необходимых преобразованиях в этой сфере. Разногласия внутри комитета сильно замедлили работу. После длительного обсуждения записки Д. (май-июнь 1860) комитет в основных чертах принял его план. В нач. 1861 г. епископ докладывал в Синоде о недостаточности частных мер и необходимости выработать новую систему и устав семинарий, что и было поручено комитету.

Д. заложил основы проекта реформы духовного образования. Признавая удовлетворительной постановку обучения, указывал, что воспитание в семинариях практически отсутствует, тогда как он видел основу преобразований именно в воспитании. По мнению Д., духовно-учебные заведения должны быть открыты для всех сословий, но преимущество следовало сохранить за детьми духовенства, к-рых нежелательно отдавать в светские школы. Необходимо, считал Д., поднять нравственный и образовательный уровень кандидатов в священство, освободить духовное сословие от лиц, вступающих туда «по принуждению обстоятельств», дать им возможность свободного и достойного выхода из сословия. Для этого предлагалось объединить семинарии и духовные уч-ща в единые епархиальные уч-ща с 12-летним курсом обучения, сосредоточив общеобразовательные предметы в первых 8 классах, а специально богословские в последних 4. Желающих покинуть уч-ще после окончания 8-летнего курса следовало выпускать с аттестатом, равным по достоинству и правам аттестатам гимназии. Указывал на необходимость поставления в священники не сразу после окончания семинарии, а лишь по прохождении низших ступеней клира. Подобный порядок, по мысли Д., мог дать Церкви пастырей по призванию. Считал необходимым подчинение семинарий непосредственно епархиальному архиерею, предложил создать при Синоде постоянный Ученый комитет для наблюдения за состоянием образования в духовно-учебных заведениях (включая ДА), составил подробный перечень функций комитета. Д. предлагал открыть при каждой ДС церковь, общежитие, ввести должность духовника и т. д., в этом критики усмотрели призрак влияния католич. семинарии. Среди критиковавших проект с практической стороны был и митр. Филарет (Дроздов). Недостатками проекта называли значительные финансовые затраты на содержание в духовно-учебных заведениях большого числа разных по возрасту воспитанников. По мнению Д., вместо ежегодно отпускаемых 1,2 млн р. требовалось более 3 млн, недостающие суммы Д. предлагал покрывать за счет гос. казначейства и через увеличение свечных доходов, считая недопустимым сокращать число воспитанников семинарий. Д. предлагал устранить светских лиц от управления духовными капиталами и содержания духовного ведомства, но это было неприемлемо для чиновников, входивших в состав Комитета по преобразованию духовных семинарий и уч-щ.

Д. составил «Краткий обзор курса наук в духовных семинариях» (Полн. собр. творений: В 7 т. Т. 6. С. 211-248). Он указывал на необходимость удалить из программ лишние предметы (медицину, сельское хозяйство) и усилить преподавание предметов общеобразовательных. Так, франц. и нем. языки рекомендовал изучать с начальных классов, в курс философских наук добавить метафизику и обзор философских систем, ввести педагогику и дидактику. Из специально богословских предметов считал нужным преподавать гомилетику. Составил «Краткий обзор курса богословских наук в духовных семинариях», установил классификацию наук с изложением содержания каждой и разработал методику преподавания. Богословские науки разделялись на приготовительные (Свящ. Писание, патрология, церковная история), системы (догматика, нравственное богословие, литургика) и практические (прикладные) (пастырское богословие, гомилетика, каноника, обличительное богословие). Указывал на неудовлетворительность и недостаточность учебников и непригодность большинства записок, подаваемых наставниками. Проект Д. предусматривал создание педагогических советов, предоставление семинариям права выбора наставников, упразднение звания профессора, разделение наставников на старших и младших по заслугам и усердию, ограничение срока службы 30 годами.

3 февр. 1862 г., после окончания работы комитета, Д. вместе с общим журналом и проектом нового устава семинарий (Там же. С. 295-388) представил в Синод доклад и «Особые соображения» относительно требуемых преобразований (Там же. С. 187-210). Обсуждение предложенных комитетом мер затянулось, в марте 1866 г. был создан новый комитет, к-рый завершил работу по преобразованию, осуществив часть идей Д. Главное положение о разъединении общеобразовательной и специально богословской школы (с уравнением в правах воспитанников гимназий и семинарий) так и не было принято.

За время пребывания в С.-Петербурге Д. неоднократно исполнял обязанности первоприсутствующего, участвовал в хиротонии 9 архиереев, в т. ч. 12 июня 1861 г.- Выборгского еп. Иоанникия (Руднева). На богослужениях Д. в столичных храмах любил бывать имп. Александр II. Архиерей нередко присутствовал на публичных экзаменах в СПбДА, на собраниях АН, в Славянском комитете. Реализовал идею своего предшественника на кафедре архиеп. Иннокентия (Борисова) о создании епархиальной прессы. 30 окт. 1859 г. подал в Синод ходатайство об издании в Одессе «Херсонских епархиальных ведомостей», к-рые начали выходить с 1860 г. и стали образцом для епархиальных ведомостей в др. епархиях. 16 нояб. 1859 г. из состава Херсонской епархии была выделена Таврическая с центром в Симферополе. 3 апр. 1860 г. Д. был возведен в сан архиепископа. 11 мая 1862 г. последовал указ о его увольнении из С.-Петербурга в епархию. По дороге заехал в Москву, где впервые встретился с митр. Филаретом (Дроздовым) и сослужил с ним 20 мая того же года в Чудовом в честь чуда арх. Михаила в Хонех мон-ре в Москве. На др. день митрополит писал обер-прокурору Синода А. П. Ахматову: «Из того, что я не согласен с некоторыми мыслями преосвященного Димитрия об училищах и о свечной операции, не извольте выводить дальнейших заключений. Знаю его как мужа благонамеренного и добродетельного» (Смирнов. 1898. С. 251). 21 июня 1862 г. Д. прибыл в Одессу.

Д. много внимания уделял духовно-учебным заведениям. Совершал богослужения в Александро-Невской ц. при Ришельевском лицее в Одессе, а после его преобразования в Новороссийский ун-т в 1865 г. присутствовал на первом университетском акте и почти ежегодно служил в Александро-Невской ц. в день престольного праздника (30 авг.), присутствовал на экзаменах по богословию и на публичных актах, посещал собрания Одесского об-ва истории и древностей и Об-ва изящных искусств при ун-те, избравших его своим почетным членом. Заботился о нравственном возвышении духовного сословия, о поднятии его авторитета, поощрял общественную деятельность духовенства. Для заштатного духовенства, его вдов и сирот устроил Перепелицынский приют (в память херсонского прот. Максима Перепелицына), торжественное открытие состоялось 12 сент. 1864 г. В 1868 г. ввел выборность благочинных. 23 сент. 1874 г. ходатайствовал перед Синодом об упразднении налогов с недвижимой собственности, принадлежащей духовенству.

Д. заботился об установлении связей между слав. народами, о духовном просвещении представителей различных правосл. народов, проживавших в епархии. Самой многочисленной в Одессе была колония болгар, они основали благотворительное об-во «Болгарское дружество», в 1860 г. переименованное в Одесское болг. настоятельство. По уставу его главным попечителем был Херсонский архиерей. При Д. в Одесской ДС обучалось до 10% болгар. 3 мая 1870 г. по случаю празднования 1000-летия принятия болгарами христианства Д. служил в храме Новороссийского ун-та в Одессе. 14 мая 1870 г. после его проповеди (Полн. собр. творений: В 7 т. Т. 5. С. 285-290) было открыто Одесское слав. об-во, Д. был избран его почетным членом.

8-10 апр. 1871 г. возглавил торжества по случаю перенесения останков К-польского патриарха сщмч. Григория V из Одессы в Афины. Поддерживал тесное общение с греками и болгарами, несмотря на обострение отношений между ними. Не одобрял насильственных действий с обеих сторон. Подчеркивая горячее сочувствие Д. «болгарскому делу», Хомяков приводил его слова: «Не должно допускать совершенного преобладания одной народности над другою; ибо такое порабощение в делах духовных было бы полным торжеством провинциализма, совершенно противного Христианству и Вселенству» (Письма А. С. Хомякова // РА. 1879. Кн. 3. С. 294, 347). В письмах к настоятелю рус. посольской церкви в К-поле архим. Петру (Троицкому; впосл. епископ Аккерманский) Д. сообщал, что по возможности удерживает «рьяность здешних антиэллинов», и предлагал основать в К-поле болг. об-во, которое, оставив споры с греками, поставило бы «себе главною и единственною целию религиозно-умственное и нравственное воспитание болгарского народа», поскольку это «лучше и прямее» вело бы к независимости (Полн. собр. творений: В 7 т. Т. 6. С. 264-269). В 1871 г. по поручению Синода составил специальную записку с изложением своего понимания греко-болг. вопроса. Предлагал активнее действовать через рус. посольство и «дипломатических агентов» в защиту болгар с целью сохранения благорасположенности болгар к России. Указывая на опасность усиливавшейся активности со стороны Римского престола, предлагал направлять в Болгарию правосл. миссионеров, снабдив их средствами для создания уч-щ, приютов для сирот, больниц. Считал, что «состоявшееся отделение болгар от Константинопольской иерархии нимало не изменяет и не должно изменять отношений наших ни к грекам, ни к болгарам: великая греческая Церковь должна неизменно оставаться матерью для Церкви русской; но и новая, автокефальная болгарская Церковь должна обязательно стать ее сестрою» (Там же. С. 282-285).

2 окт. 1874 г. Д. был переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. По его мнению, причиной перевода стало распространение штундизма в нем. колониях Херсонской губ. Одесская паства намеревалась обратиться с просьбой к Александру II (пребывавшему в Ливадии) оставить Д. в епархии, но он был против ходатайства, к-рое могло привести к его увольнению на покой. 30 нояб. 1874 г. Д. прибыл в Ярославль. За короткое время в Ярославле 17 раз посетил ДС, 12 янв. 1875 г. освятил новоустроенный семинарский храм свт. Димитрия Ростовского. При Д. было устроено новое ДУ в Ростове. В Ярославле отметил 25-летие служения на епископской кафедре, прошедшее по его желанию без особых торжеств, отмеченное учреждением стипендий его имени в гимназии и ДС. Из-за ухудшения состояния здоровья подал прошение о перемещении в Волынскую епархию.

26 апр. 1876 г. назначен архиепископом Волынским и Житомирским, настоятелем Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры. Прибыл в Житомир 10 июня. Постепенно все дела по управлению епархией передал викариям - епископам Острожским (до 23 апр. 1879 Иустину (Охотину), затем Виталию (Гречулевичу)), сосредоточив внимание на духовно-учебных заведениях. Устроил общежитие при ДС в Кременце, открыл ДС и жен. епархиальное уч-ще в Житомире. По ходатайству Д. новое здание получило Клеванское ДУ. В окт. 1881 г. было открыто Волынское жен. епархиальное уч-ще в Кременце, основано 3-классное Дерманское учебно-ремесленное уч-ще для мальчиков. Заботясь об улучшении положения духовенства, Д. ходатайствовал перед министром гос. имуществ об увеличении церковных наделов из казенных земель, мн. сельским причтам был отпущен лес для постройки домов. По инициативе Д. введена выборность благочинных и членов благочиннических съездов. Уже после оставления Волынской кафедры участвовал в 1883 г. в торжествах по случаю 50-летия присвоения Почаевскому мон-рю статуса лавры. 20 февр. 1882 г. вновь возглавил Херсонскую епархию, 8 апр. прибыл в Одессу. После кончины митр. Макария (Булгакова) был в числе кандидатов на Московскую кафедру, но вслед. нежелания Д. это перемещение не состоялось. К дню коронации имп. Александра III (15 мая 1883) отправил ему копию с Касперовской иконы Божией Матери (хранилась в Гатчинском дворце).

Д. писал, что, вступив на епископское служение, скорбел о несовершенствах мн. клириков: «Там, в великорусских епархиях, грубые пороки. Здесь, в западной окрайне, народ утонченный, и по внешности как бы хорошо. Но на деле происходят такие же беспорядочные действия и поступки» (Флоринский. С. 424). Д. негативно относился к приверженцам безусловной свободы совести, указывая на опасности со стороны старообрядчества и католицизма, к-рые возникнут при ослаблении законов, ограждающих Православие.

Состоял почетным членом КДА (с 1869), МДА (с 1871), КазДА (с 1879), Новороссийского ун-та (с 1872), Московского об-ва любителей духовного просвещения (с 1870), киевского Богоявленского братства (с 1882) и др. Награжден орденами св. Анны 2-й (1842) и 1-й (1853) степени, знаками ордена той же степени, украшенными имп. короной (1857), св. Владимира 3-й (1845), 2-й (1862) и 1-й (1883) степени, св. Александра Невского (1867), алмазными знаками того же ордена (1871), а также греч. большим крестом ордена Спасителя 1-й степени (1870), болг. орденом св. Александра 1-й степени (1882).

17 нояб. 1883 г. останки Д. были перенесены из Крестовой ц. в одесский кафедральный Преображенский собор. На пути следования траурного кортежа были выстроены войска без оружия. Присутствовали свыше 100 тыс. чел., в т. ч. православное духовенство, протестант. пастор, раввин и проч. 18 нояб. тело архиерея было погребено у левого придела собора, напротив могилы кн. М. С. Воронцова, отпевание совершал Кишинёвский архиеп. Сергий (Ляпидевский) (в 1936 собор был уничтожен, могила утрачена). В день погребения были закрыты все торговые и промышленные предприятия в Одессе. Телеграммы с соболезнованиями прислали К-польский патриарх Иоаким III, Иерусалимский патриарх Никодим I, болг. министр-президент Д. Цанков. Одесская городская дума постановила построить на новом городском кладбище храм свт. Димитрия Ростовского. В 1891 г. он был освящен, близ него отведено специальное место для бесплатного погребения священно- и церковнослужителей Одессы. По инициативе городского духовенства за 4 месяца был собран по подписке капитал, проценты с к-рого ежегодно в день кончины Д. выдавались беднейшим жителям Одессы, получив название «димитриевская милостыня». 23 нояб. 1883 г. состоялось заупокойное моление в память почившего архиерея в главной синагоге города, евр. община учредила неск. стипендий имени Д. в одном из приютов для бедных.

Проповеди Д., порой представлявшие собой целые трактаты о предметах веры и христ. жизни, раздавались самим епископом в рукописном виде и распространялись его почитателями в многочисленных списках. Кроме того, они публиковались в епархиальных ведомостях, «Воскресном чтении», «Православном обозрении» и др. На средства самого архиерея большими тиражами печатались оттиски для богомольцев. В 1849-1850 гг. по настоянию митр. Филарета (Амфитеатрова) было предпринято издание проповедей Д., однако значительная часть тиража сгорела во время пожара в типографии. Самым плодотворным в деятельности Д. как проповедника считается волынский период его служения. Типография Почаевской лавры ежегодно выпускала отдельными книжками все его проповеди (вышло 5 выпусков). В 1889-1890 гг. было издано Полное собрание проповедей, подготовленное еп. Иустином (Охотиным). Прот. С. П. Никитский, в распоряжении к-рого находился архив Д., подготовил 2-е и 3-е издания Полного собрания творений. По его сведениям, архиерею принадлежало свыше 600 проповедей (включая их разные редакции), ок. половины к-рых сохранилось в рукописях.

Соч.: Полн. собр. проповедей. М., 1889-1890. 5 т.; Полн. собр. творений. М., 1897. 5 т.; 1898-1899. 7 т.; Слова, говоренные в разные времена. М., 1854; Слова, произнесенные к Ярославской пастве в 1874-1876 гг. Ярославль, 1877; Слова, произнесенные Волынской пастве. Почаев, 1878-1881. 5 вып.; Письма Арсения, митр. Киевского, и Димитрия, архиеп. Херсонского, к Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому. К., 1884; Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому // ТКДА. 1884. № 8. С. 593-600; Слова, беседы и речи. СПб., 1885. Т. 1; Цветы из сада. М., 1889-1890. 7 вып.; Введение в курс богосл. наук // ДЧ. 1895. Т. 3. С. 158-163, 352-358, 494-503; 1896. Т. 1. С. 110-120; Т. 3. С. 354-363; Акафист св. священномученикам Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим. М., 1900; Беседы на 142-й псалом. М., 1900; Три письма к митр. Платону (Городецкому) // Титов Ф. И., прот. Памяти высокопреосв. архиеп. Димитрия (Муретова), бывш. ученика, профессора и ректора КДА. К., 1911. С. 5-8.
Лит.: 50-летний юбилей КДА. К., 1869; Из восп. о высокопреосв. Димитрии, архиеп. Ярославском и Ростовском, ныне Волынском и Житомирском, на Ярославской кафедре // Ярославские ЕВ. 1876. № 21. С. 167-168; № 22. С. 181-182; № 28. С. 217-219; № 47. С. 374; № 52. С. 413-415; Памяти в Бозе почившего свт. Димитрия, архиеп. Херсонского и Одесского // Херсонские ЕВ. Приб. 1883. № 23; Блаженной памяти высокопреосв. Димитрия, архиеп. Херсонского и Одесского // Рязанские ЕВ. 1883. № 24. С. 624-634; Л[ебединце]в Ф. Некролог: Высокопреосв. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский // Киев. старина. 1883. № 12. С. 704-713; Высокопреосв. Димитрий, архиеп. Херсонский и Одесский // Тульские ЕВ. 1883. № 23. С. 352-367; № 24. С. 404-413; Г[аврилков] П. М. Памяти в Бозе почившего преосв. архиеп. Димитрия // Полтавские ЕВ. 1884. № 8. С. 413-435; Владимир, иером. Слово на полугодичном поминовении в Бозе почившего высокопреосв. Димитрия, архиеп. Херсонского и Одесского, сказанное в Одесском кафедральном соборе духовником усопшего // Херсонские ЕВ. 1884. № 11. С. 339-347; Швабахер С. Л. Памяти высокопреосв. Димитрия: Слово, произнесенное в Гл. синагоге одесским гор. раввином. Од., 1884; Горский А. В. Дневник. М., 1885. С. 209, 211-216, 218, 220, 224-226; Флоринский Н. И., прот. О преосв. Димитрии, архиеп. Херсонском и Одесском, бывш. ректоре и профессоре Академии: Восп. студента 14-го курса КДА // ДЧ. 1886. № 8. С. 410-425; Скворцов И. М., прот. Письма к Иннокентию, архиеп. Херсонскому // ТКДА. 1886. № 9. С. 178, 180; № 10. С. 322, 324; № 11. С. 543; Ястребов М. Ф. Памяти высокопреосв. Димитрия (Муретова) и Макария (Булгакова) // Там же. 1887. № 6. С. 231-241; он же. Высокопреосв. Димитрий как проф. догматического богословия. М., 1899; Ракитин Н. Академический комиссар // Киев. старина. 1894. № 7. С. 79-99; Титов Ф. И., прот. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский: Ист.-биогр. очерк. К., 1895. Т. 1. С. 72-76, 180-186, 278; он же. Памяти высокопреосв. архиеп. Димитрия (Муретова), бывш. ученика, профессора и ректора КДА. К., 1911; Смирнов Н., прот. Высокопреосв. Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский: Его биогр. М., 1898 (рец.: Ястребов М. Ф. // ТКДА. 1899. № 5. С. 85-112); Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1909. Вып. 2. С. 230-281; Скабалланович М. Н. О лекциях по богословию архим. Димитрия (Муретова) в их студенческих записях // ТКДА. 1911. № 3. С. 444-449; Талин В. Архиеп. Херсонский и Одесский Димитрий // ЖМП. 1965. № 10. С. 64-68; Флоровский. Пути русского богословия. 1983. С. 219-221, 355-358, 545; Предеин Д., прот. Догматическое учение Димитрия (Муретова), архиеп. Херсонского // АндрВ. 2007. № 14.
Т. А. Богданова

Иконография

Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Фрагмент литографии А. Руднева. 1861 г. (ГИМ)Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Фрагмент литографии А. Руднева. 1861 г. (ГИМ) Уникальный живописный портрет Д. 1867 г. с подписью художника «С. Плисъ» (НКПИКЗ) происходит из конгрегационного зала КДА (Для посетителей портретной залы КДА. К., 1874. С. 32. № 110; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 295). Иерарх представлен по пояс, сидящим в кресле, в синей рясе и черном клобуке, с панагией и наградами на груди, с книгой в правой и четками в левой руке.

Известно неск. эстампов с портретами Д. (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287). По-видимому, именно он в период ректорства в КДА (подпись: «Кiевской Духовной Академiи, Ректоръ, Архимандритъ Димитрiй») был изображен на литографии сер. XIX в., изданной в мастерской И. К. Вальнера в Киеве (прямоличное погрудное изображение, в клобуке). Получила распространение тоновая литография 1861 г. П. Ф. Бореля, напечатанная в мастерской А. И. Траншеля (напр., в собр. ЦАК МДА, лист из собр. Оптиной пуст.- РГБ. Ф. 213. К. 112. Ед. 5; см.: Портреты духовных лиц. СПб., 1861. Вып. 2). На аналогичном по иконографии эстампе 1861 г. А. Руднева (ГИМ) Д. также запечатлен вполоборота вправо, в кресле, в рясе и клобуке, с панагией и звездой ордена св. Анны. Его поколенный портрет в овале имеется на литографии 1871 г., выпущенной мастерской В. Тиля в Одессе, а также на эстампе ок. 1883 г. по рисунку И. Кирос-Славянской, где архиепископ обращен влево, на груди - 2 орденские звезды.

Е. В. Лопухина, Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДИМИТРИЙ (Ковальницкий Михаил Георгиевич; 1839 - 1913), архиеп. Херсонский и Одесский
  • ГЕОРГИЙ (Дашков; † 1739), архиеп. бывш. Ростовский и Ярославский
  • ДИМИТРИЙ (Самбикин Дмитрий Иванович; 1839 - 1908), архиеп. Казанский и Свияжский
  • ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель
  • ЕВГЕНИЙ (Казанцев Андрей Евфимович; 1778 - 1871), архиеп. Ярославский и Ростовский
  • ЕВЛАМПИЙ (Пятницкий Петр Никитич; 1794 - 1862), архиеп. Тобольский и Сибирский
  • ЕВСЕВИЙ (Ильинский Алексей Алексеевич, 1809 или 1810 - 1879), архиеп. Тверской и Кашинский
  • ЕВСЕВИЙ (Орлинский Евфимий Поликарпович; 1806 - 1883), архиеп. Могилёвский и Мстиславский