КОДРАТ
Том XXXVI , С. 217-219
опубликовано: 23 мая 2019г.

КОДРАТ

Содержание

(Ɨ 50-е гг. III в.), мч. Коринфский (пам. 10 марта). Вместе с ним пострадали Дионисий, Киприан, Анект, Павел, Крискент. Наиболее ранний визант. источник, содержащий сведения о К. и его дружине,- дометафрастовское анонимное Мученичество, известное в 2 редакциях: BHG, N 357 и BHG, N 357b. Редакция BHG, N 357b сохранилась в составе метафрастовской Минеи XII в. (февр.- авг.- Athen. Bibl. Nat. 989. Fol. 93v - 99), однако попытки ученых раннего Нового времени приписать это сочинение прп. Симеону Метафрасту неубедительны (ActaSS. Mart. T. 2. P. 5). Греч. текст этого Мученичества не опубликован, о его содержании можно судить по лат. переводу XVI в., выполненному по дометафрастовской Минее X-XI вв. (март-апр.- Marc. 359. Fol. 18-25 (ActaSS. Mart. T. 2. P. 5-8)). Согласно тексту, К. род. в окрестностях Коринфа (Греция) и остался сиротой в младенчестве. По Божественному Промыслу к нему с небес спускалось облако, которое кормило и поило его. Повзрослев, К. отправился в Коринф учиться врачебному искусству. Будучи ревностным христианином, он стал 1-й жертвой гонений префекта Иасона, действовавшего по распоряжению императоров Деция и Валериана. Не сумев склонить святого принять его сторону, Иасон повелел истязать К., а сам тем временем безуспешно пытался отвратить от Христа его учеников - Киприана, Дионисия, Анекта, Павла и Крискента. По приказу префекта мучеников вывели за городские стены и обезглавили. На месте гибели святых открылся живоносный источник, ставший местом паломничества и поклонения. Текст не содержит сведений о родителях К., об обстоятельствах принятия им христианства и о появления у него учеников, а также о возрасте К. на момент его мученической кончины.

Краткое сказание о мучениках содержится под 10 марта в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 345), а также в редакции A Императорского Минология сер. XI в. (BHG, N 358e). В рукописи ГИМ. Греч. № 376, на к-рую опирался при издании Минология В. В. Латышев, часть л. 185, содержавшая надписание и начало сказания, утрачена. При этом в приписке, сделанной позднее, значатся имена только 4 святых: «...мученичество святого мученика Кодрата, Киприана, Дионисия, Крискента и их дружины» (Latyšev. Menol. T. 1. P. 216). В тексте сказания Павел не назван по имени: о нем говорится лишь как о «пятом» мученике; в то же время Анект упоминается и по имени (однако издатель читает вместо его имени прилагательное ἀνεκτός - «терпимый, выносимый»).

В 1328-1341 гг. (Leone. 1987/1989. Σ. 275-276) визант. писатель Никифор Григора создал обобщающий агиографический текст, прославляющий 3 дружины Коринфских мучеников, пострадавших во время гонений при императорах Деции и Валериане (BHG, N 358). В заглавии сочинения Григоры значится только имя К., его подвигу посвящена большая часть произведения, в то время как другие мученики, пострадавшие вместе с ним, по имени не названы. Григора попытался восстановить недостающие в раннем анонимном Мученичестве звенья жизнеописания К., сообщая, напр., что его родители были богатыми людьми благородного происхождения. Его мать, будучи беременной К., бежала от гонений в пустыню, где и скончалась через неск. дней после родов, оставив младенца в полном одиночестве. Григора опустил упоминание о занятиях мученика медициной, но подробнее описал пытки, к-рые претерпели он и его ученики (префект повелел подвесить их за ноги и терзать железными лезвиями и огнем, а затем приказал бросить диким зверям, однако те не тронули святых). На момент мученической кончины, согласно данному сочинению, К. был уже пожилым человеком. По словам Григоры, живоносный источник на месте гибели мучеников был известен и в его время (Leone. 1987/1989. Σ. 290).

Завершив рассказ о казни и захоронении мощей К. и др. мучеников, Григора переходит к повествованию о святых, претерпевших мучения «в те же годы», для к-рых К., по мнению визант. писателя, стал «учителем» и «примером». Это пострадавшие при анфипате Терции мученики Коринфские Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) (Ibid. Σ. 290-291) и Леонид, мч. Коринфский, и 7 праведных дев - Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Каллия, Галина и Феодора (пам. 16 апр., 10 марта), утопленные в море анфипатом Венустом (Ibid. Σ. 291-293). Почитание как одной, так и другой дружины фиксируется еще в позднеантичный период в сир. и в лат. традициях (Halkin. 1953. . 217), а в Византии известно по крайней мере с X в. (SynCP. Col. 435-436, 609-610), однако Григора первым выстроил последовательное повествование с единой сюжетной линией и законченной композицией, отражающее историю утверждения христианства в Коринфе в III в., сделав К. главной фигурой этого процесса.

В «Житиях святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, сказание о К., Дионисии, Киприане, об Анекте, о Павле и Крискенте представляет собой смешение всех известных текстов о К. (ЖСв. Март. С. 198-205). 10 марта также при Деции и Валериане пострадал мч. Кодрат Никомидийский с дружиной; совпадения имен иногда приводят к путанице между не имеющими друг к другу никакого отношения святыми.

В греческой печатной Минее содержится канон К. и его дружине, составленный прп. Иосифом Песнописцем (Рыбаков. 2002. С. 132). Также известны каноны песнописцев Климента Студита (наиболее ранний список - Crypt. D.a. 17. Fol. 35-39v; AHG. T. 7. P. 137-149) и Георгия (по списку Paris. Coislin. 309. Fol. 37v - 41; AHG. T. 7. P. 150-157). В каноне Иосифа упоминается храм в Коринфе, освященный во имя мучеников. Сведения о почитании мучеников в Коринфе в V-VI вв. подтверждаются данными археологии (Rothaus. 2000. P. 97-98; Brown. 2008. P. 150-151).

Ист.: BHG, N 357-358; ActaSS. Mart. T. 2. P. 5-12, 696-700; PG. 117. Col. 345; 149. Col. 503-520; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 163; SynCP. Col. 523-528; Latyšev. Menol. T. 1. P. 216-218; AHG. T. 7. P. 137-149; Leone P. L. M. La «Passio sancti Codrati» di Niceforo Gregora // ΕΕΒΣ. 1987/1989. Τ. 47. Σ. 275-294; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 61.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 101; Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum // AnBoll. 1905. T. 24. P. 189; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 426-429; Bd. 2. S. 644-645; Halkin F. Saint Léonide et ses sept compagnes martyrs a Corinthe // ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 217-223; idem. Catalogue des manuscrits hagiographiques de la Bibliothèque nationale d'Athènes. Brux., 1983. P. 75-76. (SH; 66); Lucchesi G. Quadrato, Dionigi, Cipriano, Anecto, Paolo e Crescente // BiblSS. T. 10. Col. 1271-1272; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 254; ВМЧ. Март. Дни 1-11. С. 196, 199-200; Rothaus R. M. Corinth, the First City of Greece: An Urban History of Late Antique Cult and Religion. Leiden; Boston; Köln, 2000; Рыбаков В., прот. Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002; Brown A. R. The City of Corinth and Urbanism in Late Antique Greece: Diss. / Univ. of California. Berkeley, 2008; Παρασκευοπούλου Η. Το αγιολογικό και ομιλητικό έργο του Νικηφόρου Γρηγορά. Θεσσαλονίκη, 2013. Σ. 109-115.
Л. В. Луховицкий

Иконография

Изображение святого с именем Кодрат встречается под 10 марта в визант. и рус. лицевых минологиях. На эту дату приходится память пострадавшего в то же время, что и К., мч. Кодрата Никомидийского. Однако греч. и рус. иконописные подлинники приводят описания только К. и пострадавших с ним мучеников. На этом основании можно утверждать, что в сохранившихся лицевых минологиях на март под 10 (иногда 11) числом представлен К. В пользу этой атрибуции говорит и то, что святой, как правило, изображен не один, а с дружиной, имена этих мучеников иногда приведены в подписях или подразумеваются в традиц. для иконописи надписи «иже с ним».

Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» сообщает, что 10 марта пострадали «Святые Кодрат, с бородою, едва показавшеюся, Киприан, Анект и Криск, без бород, были усечены мечем» (Ерминия ДФ. § 22. С. 166); упоминание о мч. Кодрате Никомидийском отсутствует. В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) имеются разночтения. В лицевом подлиннике в ред. С. Т. Большакова говорится: «святых мученик Кондрата и иже с ним, млад аки Димитрий (вмч. Димитрий Солунский.- Авт.), власы со ушей попустилися, риза лазорь, испод киноварь, в правой руке крест, левая молебна, над ним облака мало, под облаком подпись глаголет: иже облаком воспитан бысть» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 79-80). Иконописный подлинник по списку Г. Д. Филимонова упоминает то же изображение облака и надпись под ним, но дает др. возрастную характеристику К.: «…подобием стар, сединами цветый и аки надсед, власы просты, брада гораздо меньше Иоанна Богослова», а также приводит описание облика пострадавших с ним мучеников: «Киприан подобием млад, власы просты и аки подстрижены, в дву ризах. Дионисий млад аки Димитрий, ризы просты. Анект подобием: брада невелика, надседа, власы с ушей, ризы мученическия, Павел подобием аки Козма (мч. Косма Асийский, бессребреник.- Авт.), и ризами. Крискент подобием: брада невелика, власы по плечам, в двух ризах, у всех в руках кресты» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 290).

Существуют 2 типа изображения К. и «иже с ним» - в сцене мучения (усекновение главы) и единоличные. В мучении: на миниатюре в Минологии из Бодлеянской б-ки (Bodl. f. 1. Fol. 31, 1327-1340), на несохранившейся миниатюре к Житию святых в Минологии на февр.-март (ГИМ. Греч. 133, XI в.); в настенных минологиях в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - под 11 марта, сохранились надписи у К. и Киприана, в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (ок. 1340) изображен только К., сохранилась надпись: «῾Ο ἅγιος Κοδρᾶ(τος) ξίφει τε(λει)οῦται» (атрибутирован как мч. Кодрат Никомидийский, см.: Миjовић. Менолог. С. 310), в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561) - надпись «        ». Единолично: на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O.I.58. Л. 103 об., кон. XV в.) - представлен только К. как средовек с вьющимися волосами, бородой ниже средней, в руке крест; в настенных минологиях в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350) под изображениями мучеников сохранилась надпись: «   ()    (Акиндин, искаженное Анект?)     », в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) К. показан в рост, с крестом в руках, темноволосый, короткая клиновидная борода, за ним - нимбы сомучеников.

Образ К. постоянно включался в рус. минеи. Под 10 марта он представлен, как правило, один, напр.: на минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) - юный, без бороды; на минейной иконе на март-апрель из комплекта годовых миней 2-й пол. XVI в. (собрание М. Б. Миндлина); на иконе на март кон. XVI в. (ЧерМО), на минее годовой нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в воинских доспехах, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - в хитоне и гиматии.

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 295, 334, 369, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 283; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 41-43. Кат. 33.7; С. 49-51. Кат. 35.6; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 105.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также