КОЛОМЕНСКОЕ
Том XXXVI , С. 407-411
опубликовано: 14 июля 2019г.

КОЛОМЕНСКОЕ

Содержание

Панорама с. Коломенского. 1930 г. Худож. Сухов по рис. Дж. КваренгиПанорама с. Коломенского. 1930 г. Худож. Сухов по рис. Дж. Кваренги пригородное дворцовое село, загородная резиденция московских князей и рус. царей, тесно связанная с развитием Российского гос-ва и Русской Православной Церкви; исторически сложившаяся зона на юго-востоке совр. Москвы. Район К. с 1-й пол. I тыс. до Р. Х. был заселен земледельческими племенами; их укрепленный поселок, известный как Дьяково городище, просуществовал ок. тысячелетия - до VI-VII вв.; слав. селища появились в XI-XIII вв. Точное время оформления великокняжеского села К. с его приселком Дьяково не установлено. В духовных грамотах (1336, 1339) московского кн. Иоанна Даниловича Калиты К. названо селом; в актах XIV-XV вв. устойчиво упоминается как часть великокняжеского хозяйства. До нач. XVI в. К. не выделялось среди др. великокняжеских дворов. 8 сент. 1527 г. вел. кн. Василий III впервые останавливался в К. во время похода против войск царевича Ислам-Гирея I. Кроме того, источники сообщают о приезде в К. вел. кн. Василия III 3 сент. 1532 г. в связи с освящением Вознесения Господня церкви в Коломенском. С этого момента Московские вел. князья начинают проводить в К. много времени.

С превращением К. в XVI в. в офиц. царскую резиденцию связана постройка 2 каменных церквей: храма-колокольни во имя вмч. Георгия Победоносца (предположительно изначально посвящена арх. Гавриилу) при ц. в честь Вознесения Господня, на месте древнего сельского кладбища, и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове (60-70-е гг. XVI в.). Строительство 3 каменных храмов в течение XVI в. в дворцовом селе, даже с учетом формирования в нем царской резиденции, крайне редкое явление. Загородный двор Московских вел. князей окончательно превратился в их парадную резиденцию и оставался ей до нач. XIX в. и даже позднее.

Дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском. Гравюра. XVIII в.Дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском. Гравюра. XVIII в.Царь Иоанн IV Грозный охотно бывал в К.: справлял именины, проводил летние месяцы, иногда принимал послов и купцов. Из К. он отправился в поход на Казань (1552) и в «поход» с казной и вооруженной свитой (3 дек. 1564), останавливался здесь на 2 недели перед началом опричнины; сюда послал царицу Анастасию во время пожара Москвы (1560); здесь назначал воевод, отбывавших к «берегу» (1570), сюда приехал из Москвы, подожженной крымским ханом Девлет-Гиреем (1572).

К. постоянно упоминается также как ставка, пункт сбора войск и обороны: здесь стояли армия крымского хана Казы-Гирея и вышедшие против него рус. полки (1591). Летом 1601 г. Лжедмитрий I, подойдя к Москве, построил в К. небольшое укрепление. Казаки И. И. Болотникова в дек. 1606 г. укрепили К., окружив его острогом из обледенелых возов. Сюда летом 1610 г. подступал Лжедмитрий II.

После Смутного времени К. почти на 2 десятилетия исчезло из политической истории и служило хозяйственным владением. Однако с кон. 30-х гг. XVII в. цари династии Романовых возобновили посещения К. К осени 1640 г. в К. на новом месте строятся царские хоромы, каменная ограда, службы Государева двора (Кормовой двор), деревянный дворец (в основном 70-80-е гг. XVII в.). Для частных богослужений царской семьи ставят домашнюю ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этой церкви в 1651 г. патриарх Иосиф дал 3 антиминса: на престолы в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского. В 1653 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и ц. в честь Вознесения Господня уравняли в статусе. С 30-х гг. XVII в. источники упоминают имена клира (поп Никита, попы Михайло Афанасьев, Гаврило Михайлов, Артемий и Давыд Мартыновы, диак. Демид Мартынов, пономари Федоско Алексеев и Гришко Фёдоров, просвирница Анна Петрова), говорится об их земельных владениях, где стояли дворы прижившихся бобылей. С причта в патриаршую казну до 1650 г. брали дань по числу приходских дворов (к сер. XVII в. в К. считалось «крестьян и бобылей 52 двора»), четям церковной земли и сенных покосов, но после 30-летней переписки, к 1680 г., выяснилось, что земля Церкви «взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге». Т. о., в XVIII в. приходская жизнь сосредоточилась вокруг церкви с. Дьякова, а церкви К. сохраняли исключительно дворцовый статус.

Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич особенно любили К., ценили художественное оформление двора. В К. постоянно работали строители, художники и др. мастера. Царь Феодор Алексеевич посещал К. чаще др. сел, любил праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, когда на Москве-реке готовили «Иорданную сень». Царские «коломенские походы» следовали церковному календарю и порядку церковных служб. Жизнь в К. была скромнее и свободнее, чем в Кремле, царь был доступнее для семьи и ближнего круга.

Со 2-й пол. XVII в. К. не только место летнего отдыха, но и своего рода «летний Кремль». Здесь царь принимал послов, представлял ко двору высших офицеров (особенно иностранцев), проводил воинские смотры. Дворцовая усадьба также выполняла функции царской приемной: местное духовенство и земские дьячки, имевшие доступ во дворец, помогали составлять, писать и подавать челобитные, давали приют ходокам. «Походы» царя в К. в сопровождении думных и ближних людей были особой процедурой, в которой участвовали «походные» стольники и стряпчие, допущенные к руке государя московские чины подавали челобитные; следовали назначения и награждения. Именно поэтому в XVII в. К. не раз становилось ареной социальной борьбы. В июне 1648 г., во время Соляного бунта, в церквах К. солдаты хранили деньги и оружие, в дни Медного бунта (1662) в К. явились москвичи требовать от царя изменений в денежной политике, но были рассеяны войсками.

К. играло важную роль в начале правления царя Петра Алексеевича: он рос и подолгу жил в К. На окрестных полях разворачивались его потешные полки, проводились маневры, на реке появились первые корабли. Даже после начала строительства С.-Петербурга царь Петр Алексеевич не оставил забот о родительском дворце. В 1722 г. он отдал распоряжение укрепить его, в 1724 г. обновили дворцовый фундамент. Преемницы Петра также посещали К. Особенно полюбила К. имп. Екатерина II. После разборки старого дворца (по распоряжению 1767) она приказала возвести новый, в духе классицизма. Он находился над рекой с сев. стороны от ц. в честь Вознесения Господня. В эпоху имп. Александра I дворец отстроили заново на прежнем месте (в 1825 по проекту архит. Е. Д. Тюрина; сохр. Дворцовый павильон).

В XIX в. К. постепенно превратилось в район сельскохозяйственного производства для быстро растущей Москвы (фрукты, ягоды и овощи поставляли в город в промышленном масштабе).

Вид коломенского дворца. Худож. А. Н. Бакарев. XVIII в. Фрагмент. (ГМЗК)Вид коломенского дворца. Худож. А. Н. Бакарев. XVIII в. Фрагмент. (ГМЗК)В XVIII в. зародилось, а в XIX в. быстро развивалось представление о К. как о колыбели Московского царства и Российской империи, складывались легенды, свойственные эпохе романтизма: рассказы о дубовой роще кн. Димитрия Донского, о троне царя Василия III, о «столбе для челобитных» царя Алексея Михайловича, о рождении в К. Петра I, о составлении имп. Екатериной II «Наказа» для комиссии об Уложении, о дереве имп. Александра I, о «библиотеке Ивана Грозного» и др.

Архитектурные постройки начали реставрировать, последний большой проект перестройки дворцов составлен в эпоху имп. Николая I. С реставрацией и исследованием церквей и дворцовых построек К. связаны имена рус. ученых и архитекторов И. Е. Забелина, Тюрина, Б. Н. Засыпкина, П. Д. Барановского, Г. П. Гольца, Н. Н. Свешникова, М. А. Ильина.

Колокольня и церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. Передние ворота Фотография. 2012 г.Колокольня и церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. Передние ворота Фотография. 2012 г.Новый этап в истории К. наступил после 1917 г. В 1923 г. Барановский организовал в К. музей, превратившийся в архитектурный заповедник. Здесь сохранялись еще стоявшие памятники, в К. свозили детали из разрушенных храмов Москвы и др. городов: напр., белокаменные рельефы ц. свт. Николая «Большой Крест», Сухаревой башни, Львиных ворот в Кремле, каменные и целые деревянные постройки (Медоварня, XVII в., из бывш. с. Преображенского, Моховая башня Сумского острога, XVII в., «Домик» Петра I, XVIII в., из-под Архангельска). Барановский заложил основу коллекции икон с изображениями рус. городов, храмов и мон-рей. В К. сложилось большое, сопоставимое с коллекцией ГИМ собрание церковных древностей, элементов архитектурных строительных конструкций и церковного декора. В XX в. в К. работали художник-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры И. Ф. Барщевский, коллекционер и главный хранитель музея В. Е. Суздалев.

С кон. 80-х гг. XX в. и особенно с организацией на базе К. общегородского музейного объединения в 2005 г. (Московский гос. объединенный музей-заповедник) возможности музейной, реставрационной и проч. деятельности возросли. В нач. XXI в. прошла реставрация памятников К.: церкви Вознесения Господня, комплекса Передних ворот, Дворцового павильона, колокольни и ц. вмч. Георгия Победоносца. С 80-х гг. XX в. на территории К. ведутся археологические исследования. В зоне с. Дьякова в 2010 г. проведена историко-художественная реконструкция деревянного дворца царя Алексея Михайловича вместе с интерьерами. С 80-х гг. XX в. в музее издается непериодический научный сб. «Коломенское: Материалы и исследования», разнообразная просветительская и научно-популярная лит-ра.

Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 гЦерковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 гВ К. восстановлена церковная жизнь. В обоих храмах XVI в. (ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове и ц. в честь Вознесения Господня), закрытых в 20-х гг. XX в., но сохранявшихся в качестве памятников старины, возобновилось богослужение. РПЦ возвращена трапезная ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой освящен алтарь (древнейшая часть сохр. музейные функции). Церковь в честь Вознесения Господня (с 1994 памятник архитектуры ЮНЕСКО) получила статус Патриаршего подворья. Богослужение в ц. Казанской иконы Божией Матери (1649-1653) в советское время не прекращалось.

Колокольня была построена ок. сер. XVI в., возможно на месте звонницы перед юж. крыльцом ц. Вознесения Господня. В 1640 г. на нее был повешен благовестный колокол, отлитый мастером Даниилом Матвеевым. Ее переоборудование и освящение в ней престола во имя вмч. Георгия Победоносца произошли в 1678 г., в нач. 40-х гг. XIX в. нек-рые каменные и деревянные стены разобрали частично с фундаментами, с запада пристроили кирпичную трапезную, внутри нижнего яруса столпа был устроен свод. Под рук. Барановского с 20-х гг. XX в. были разобраны поздние пристройки, после реставрации 1966-1967 гг. храм приобрел древний облик. В плане колокольня представляет собой круглую 2-ярусную башню, перекрытую купольным сводом и увенчанную малой главкой, в декоре варьируются большой и малый ордеры, круглые формы кокошников разного размера.

Дворцовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г.Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и свт. Аверкия Иерапольского была выстроена на месте обветшавшей деревянной церкви того же посвящения и соединялась с дворцовыми покоями переходом, разобранным, как и дворец, в 1767 г. Двухсветный четверик храма увенчан пятиглавием, световым является лишь барабан центральной главы. Приделы, примыкающие к северу и югу, имеют вид четвериков, перекрытых декоративными главками; они включены в пространство 2-го этажа галереи вокруг четверика, в зап. части к-рой устроены лестницы со всходами, юж. крыльцо украшено рундуком, северное - колокольней. Кирпичная декорация фасадов выполнена в стиле московского узорочья сер. XVII в. с использованием многопрофильных элементов. Интересна пространственная композиция внутри храма: его алтарь, наос и трапезная почти равны по площади, что усиливает эффект центричности, а обилие света в пространстве наоса составляет контраст с затемненной трапезной. В 2 столпах, поддерживающих арки и своды церкви, были устроены ниши для размещения тронов царя и царицы, деревянных царских мест, к-рые в 1870 г. стояли у зап. стены храма. От иконостаса посл. четв. XVII в. уцелели царские врата и большая часть икон; верхние ярусы - XVIII в.; иконостас в сев. приделе - 1-й четв. XIX в., в юж. приделе - кон. XIX в. Храм был расписан, видимо, после постройки; в 1684 г. по указу царевны Софии Алексеевны для осмотра и поновления «стенного письма» сюда был послан царский изограф Ф. Зубов (см. в ст. Зубовы). В храме сохранилась первоначальная вымостка полов квадратными железными плитами производства тульских заводов.

Церковь в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в Дьякове

Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. 60-70-е гг.. XVI в.Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. 60-70-е гг.. XVI в. впервые была отнесена к XVI в. И. М. Снегирёвым. Уточнить датировку помогло сопоставление памятника, его пространственно-планировочной структуры и стилистических особенностей с произведениями архитектуры сер.- 2-й пол. XVI в., предпринятое А. Л. Баталовым, к-рый показал, что храм был построен в 60-70-х гг. и представляет собой произведение рус. мастеров «по мотивам» собора Покрова Пресв. Богородицы на Рву (св. Василия Блаженного). До постройки каменного храма на его месте существовала деревянная церковь, что подтверждается использованием в кладке основания храма и его пола могильных плит 30-х гг. XVI в. Церковь принадлежит к типу столпообразных. К центральному 8-гранному столпу высотой 34,5 м примыкают объемы 4 приделов, также 8-гранные, но они вдвое меньше по габаритам (высота каждого 17 м). Приделы соединены крытой обходной галереей, которая на зап. фасаде имеет 2 яруса и несет по центру открытую звонницу. Вост. приделы примыкают к центральному одной из граней и слегка сдвинуты на восток т. о., что оказываются на одной линии с апсидой главного придела. Благодаря этому с востока храм выглядит 3-апсидным, с пониженной центральной апсидой и гранеными высокими боковыми. Зап. приделы в отличие от восточных оторваны от основного объема: между ними и угловыми гранями центрального столпа образованы узкие проходы. Необычно для рус. архитектуры оформлена верхняя часть храма. Огромный барабан окружают 8 коротких 3/4-ных колонн, между ними помещены узкие окна; колонны напоминают апсидиолы. Переход от основания к завершению столпов оформлен неск. рядами кокошников-фронтонов (в приделах) и более сложным сочетанием полукруглых и треугольных кокошников (в центральном столпе). Основными элементами композиции фасадов церкви являются мотивы, типичные для русского зодчества XVI в., однако они отличаются упрощенностью деталей: копьеобразных наличников окон, порталов из 2 пилястр, поддерживающих карниз с треугольными фронтонами. Порталы центрального столпа более сложны и лучше проработаны. Зап. фасад, на к-рый выходят 3 портала (уникальный для древнерус. храмов случай) с ломаными линиями вимпергов над ними, отдаленно напоминает главные фасады европ. соборов. Хотя использованные в архитектуре церкви элементы по отдельности распространены, художественный образ храма в целом не имеет прямых аналогов и отличается крайним геометризмом, доходящей до вычурности усложненностью композиции и обилием архитектурных деталей, не оставляющих места для плоскости стены и напоминающих в этом отношении позднеготические здания.

Храм имеет сложный состав престолов. Ранние упоминания о 6 престолах и посвящении главного из них «Усекновению Чесныя Главы Ивана Предотечи» содержатся в Ладанных книгах 7093 (1585) г. Посвящения придельных престолов известны по упоминаниям в Ладанных книгах 1-й трети XVII в., фиксирующих выдачу ладана на их освящение, видимо, после большого обновления всех приделов при Михаиле Феодоровиче и в начале царствования Алексея Михайловича. Кроме основного, центрального объема храм имел изначально 2 придельных восточных (Зачатия св. Иоанна Предтечи - южный; Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы - северный), 2 придельных западных (ап. Фомы - южный; свт. Петра - северный); один придел - на 2-м ярусе зап. галереи - равноапостольных Константина и Елены. К 1722 г. престолы некоторых приделов были переосвящены: вместо придела ап. Фомы появился придел 12 апостолов, вместо придела свт. Петра - престол 3 святителей Московских (вероятная дата переосвящения - 23 марта 1695, когда по указу патриарха в церковь было дано 2 антиминса).

Храм подвергся значительным переделкам в XIX в. В 1820 г. в сев.-вост. приделе и сев. галерее был устроен теплый храм, галерея расширена в сев. направлении; вероятно, были растесаны окна и обрублена большая часть наличников, устроен деревянный оштукатуренный потолок. Эти работы привели к тому, что древний цоколь по всей вост. части был заменен кирпичной кладкой, значительная часть древнего фасада оказалась закрыта; уничтожены закомары, соответствовавшие сводам палаток на хорах (в одной из них находился придел равноапостольных Константина и Елены), переделаны окна в столпах. Научная реставрация храма началась в 20-х гг. ХХ в. и продолжалась до 1964 г.

В архитектурный ансамбль К. также входят: Водовзводная башня 2-й пол. XVII в., кирпичное 2-ярусное сооружение на южной границе дворцовой усадьбы; Передние ворота (1672-1673), 3-ярусное сооружение с арочным проездом, галереями-гульбищами и шатром, перед ними были поставлены фигуры «рыкающих» львов, судя по сведениям о ремонтах внутреннего механизма, он был изготовлен иноземцем часовых дел мастером Оружейной палаты П. Высоцким (работал до 1761); Приказные палаты, одноэтажное сооружение на одной линии с Передними воротами, расширенное в 1-й пол. XVIII в. пристройкой со стороны Москвы-реки и отреставрированное после 1925-1930 гг.; Сытный дворец и Полковничьи палаты - с юго-востока, некогда на углу Государева двора; Задние (Спасские) ворота 70-х гг. XVII в.; Дворцовый павильон от деревянного на каменном основании дворца имп. Александра I (1825, архит. Тюрин, снесен в 1873, отреставрирован в 1970-1971).

Ист.: РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 198. Л. 88 об., 91-91 об.; Д. 416. Л. 12; Д. 419. Л. 114 об., 123 об.- 124; Д. 426. Л. 126; Д. 427. Л. 152 об., 155; РГАЛИ. Ф. 2428. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 81; РГИА. Ф. 528. Оп. 1. Ед. хр. 70. Л. 21 об.; ЦМАМ. Ф. Р-1. Оп. 1. Ед. хр. 363. Л. 7-8; Холмогоровы В. и Г. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. С. 1-4, 12-14, 177; Ачаркан Д.-М. И. Дворцовое с. Коломенское: История его памятников зодчества по архивным данным. М., 1918. Ркп. // ГМЗК. Ф. редких кн. А-1596, К-13404.
Лит.:Свиньин П. П. Село Коломенское // Он же. Картины России и быт разноплеменных ее народов. М., 1839. Ч. 1. C. 75-76; Корсаков А. А. Село Коломенское: Ист. очерк. М., 1870; Лихачёв Н. В., свящ., Ершов А. А. Село Коломенское, что под Москвою, любимое местопребывание царя Алексея Михайловича: Ист. очерк. М., 1913; Згура В. В. Коломенское: Очерк худож. истории и памятников. М., 1928. С. 9; Подключников В. Н. Коломенское. М., 1944; Новиков И. И. Выдающееся произведение рус. архитектуры - ц. в с. Дьяково // Ежег. ГИМ, 1960 г. М., 1962. С. 162-188; Гра М. А., Жиромский Б. Б. Коломенское. М., 1971. С. 115; Баталов А. Л. О датировке ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково // Рус. худож. культура XV-XVII вв. М., 1998. С. 220-239. (ГММК: Мат-лы и исслед; 11); Желудков Д. Г. Новые данные о дьяковском храме // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 532-536; Печников М. В. Подмосковное Коломенское в XIV-XV вв.- вотчина князей моск. дома // «Коломенское»: Мат-лы и исслед. М., 2004. Вып. 8. С. 11-36; он же. Коломенское в эпоху Василия III: Обретение нового статуса // Там же. М., 2007. Вып. 9. С. 65-89; Суздалёв В. В. Очерки истории Коломенского. М., 2006; Памятники архитектуры Москвы: Окрестности старой Москвы (юго-вост. и юж. части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2007. С. 194-226; Беляев Л. А. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове: Загадки истории и архитектуры. М., 2009; он же. Церковь Вознесения Господня в Коломенском - шедевр мировой архитектуры, памятник ЮНЕСКО. М., 2009; Топычканов А. В. Повседневная жизнь Коломенского дворца 2-й пол. XVII в. М., 2010; он же. Политическое пространство подмосковных царских резиденций во 2-й пол. XVII в. (в печати); Баталов А. Л., Беляев Л. А. Церковь Вознесения в Коломенском: Архитектура, археология, история. М., 2013.
Л. А. Беляев
Рубрики
Ключевые слова
См.также