ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ И КУБАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XVIII , С. 159-168
опубликовано: 24 июня 2013г.

ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ И КУБАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Кафедральный собор во имя вмц. Екатерины в Краснодаре. 1910-1914 гг. Фотография. 2008 г.Кафедральный собор во имя вмц. Екатерины в Краснодаре. 1910-1914 гг. Фотография. 2008 г. РПЦ, учреждена с названием Кубанская и Екатеринодарская 18 июня 1919 г. Временным высшим церковным управлением на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), издавшим указ о преобразовании Кубанского вик-ства Ставропольской епархии (см. Ейское викариатство) в самостоятельную епархию. С 1921 г. Кубанская и Краснодарская, с 26 февр. 1995 г. Краснодарская и Новороссийская, с 3 апр. 2001 г.- Е. и. К. е. Границы епархии совпадают с границами Краснодарского края, к Е. и. К. е. также относятся 5 правосл. приходов в Армении. Кафедральный город - Краснодар (в 1793-1920 Екатеринодар). Кафедральный собор - во имя вмц. Екатерины в Краснодаре. Правящий архиерей - митр. Павел (Пономарёв);с 25 авг. 2020). Епархия разделена на благочиния. К нач. 2008 г. в Е. и К. е. действовали 378 храмов, молитвенных домов и часовен, 7 мон-рей (2 муж., 5 жен.). В клире епархии состоял 541 священнослужитель (487 священников, 54 диакона).

После Октябрьской революции в Кубанской обл. и в Черноморской губ. ужесточилось противостояние различных политических сил. 1 нояб. 1917 г. в Екатеринодаре состоялась 1-я сессия Кубанской законодательной рады, к-рая избрала краевое правительство, не признавшее власти большевистского Совета народных комиссаров. В дек. того же года в Екатеринодаре прошел съезд трудового казачества и иногородцев, провозгласивший установление советской власти на Кубани и вхождение ее в качестве самостоятельной республики в Россию на условиях федерации. В окт.-дек. 1917 г. советскую власть признало большинство городов Черноморской губ., 14(1) февр. 1918 г. съезд советов Кубанской обл. в Армавире объявил установление советской власти на всей территории Кубани. 14 марта отряды Красной Армии взяли Екатеринодар, 13 апр. была образована Кубанская советская республика. В нач. февр. 1918 г. белые войска под рук. ген. Л. Г. Корнилова предприняли попытку вернуть Кубань под власть Кубанской рады (Ледяной поход), но штурм Екатеринодара в апр. 1918 г. окончился неудачей и гибелью Корнилова. Новое наступление Белой Армии под рук. А. И. Деникина началось в авг. 1918 г., 4 авг. был взят Екатеринодар, к нояб. войска Деникина контролировали всю территорию Кубани. По неполным данным, в 1918 г., за время нахождения у власти в крае большевиков, было убито 40 священников и церковнослужителей.

В мае 1919 г. на Юго-Восточном Рус. Церковном Соборе в Ставрополе, в к-ром принимали участие архиереи, священнослужители и миряне епархий Юга России - епархий, отрезанных от высшего руководства Церкви фронтами гражданской войны и по преимуществу находившихся под контролем Белых Армий, было принято решение о необходимости выделения Кубанского вик-ства из Ставропольской епархии. 18 июня того же года сформированное Собором ВВЦУ ЮВР издало указ о преобразовании Кубанского и Екатеринодарского вик-ства Ставропольской епархии в самостоятельную епархию. Решение Собора было обусловлено прежде всего тем, что викарный Кубанский епископ в соответствии с решением Синода с 1916 г. управлял подведомственным ему вик-ством почти самостоятельно (являлся викарным епископом с особыми полномочиями). На время образования Кубанской епархии в ней действовало 500 храмов, включая домовые церкви. Первым самостоятельным Кубанским и Екатеринодарским епископом стал Иоанн (Левицкий), бывш. Кубанский викарий. В кон. 1919 - нач. 1920 г. решением ВВЦУ ЮВР еп. Иоанн был удален на покой в связи с допущенными церковно-правовыми нарушениями, временное управление епархией было возложено на председателя ВВЦУ ЮВР митр. Антония (Храповицкого).

В нач. 1920 г. Красная Армия предприняла на Кубани широкомасштабное наступление, 17 марта части Белой Армии оставили Екатеринодар, к нач. мая советская власть была установлена на всей территории края. К сент. 1921 г. во главе Кубанской епархии вновь стоял еп. Иоанн (Левицкий). Об этом известно из письма секретаря канцелярии Свящ. Синода Н. В. Нумерова митр. Антонию (Храповицкому): «Е[пископом] Кубанским и Краснодарским восстановлен е[пископ] Иоанн, удаленный с этой кафедры Вр[еменным] в[ысшим] церк[овным] правлением. За него шла большая агитация на Кубани, было несколько депутаций к П[атриар]ху. Последний сначала упирался, но вынужден был уступить. Теперь бомбардируют просьбами о возведении его в сан архиепископа» (История иерархии РПЦ. 2006. С. 875). В кон. 1921 - нач. 1922 г. Иоанн (Левицкий) был возведен в сан архиепископа. В письме Нумерова сообщается о наличии 2 вик-ств Кубанской епархии - Ейского (вакантного) и Армавирского, состоявшего под упр. миссионера и духовного писателя прот. Симеона Никольского.

2 марта 1922 г. постановлением Кубано-Черноморского облисполкома на Кубани была образована обл. комиссия по изъятию церковных ценностей. В комиссию были допущены с правом совещательного голоса представители епархиального управления (прот. Ф. Делавериди, один из проводников обновленчества в епархии) и мирян (Гос. архив Краснодарского края. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 287. Л. 3, 14). В епархии имели место случаи противодействия изъятию. Ярким примером тому стали события в Ейске в мае 1922 г., где еп. Евсевий (Рождественский) во время изъятия ценностей из Михаило-Архангельского собора отдал распоряжение бить в набат, что послужило сигналом для прихожан; произошли столкновения верующих с органами власти, подавленные военной силой. 4 янв. 1923 г. архиерей был арестован, показательный 23-дневный судебный процесс над еп. Евсевием и еще 19 обвиняемыми, получивший название «кубанская тихоновщина», стал одним из более 200 процессов по поводу сопротивления изъятию в масштабах всей страны. Архиерей был приговорен к лишению свободы со строгой изоляцией на 7 лет. По данным П. Макаренко, в Краснодарской епархии в связи с изъятием ценностей было расстреляно 69 чел. (Макаренко П. Прости нас, Господи… // Родная Кубань. 1998. № 4. С. 10).

Здание епархиального жен. уч-ща в Краснодаре (открыто в 1896, закрыто в 1920). Фотография. 2008 г.Здание епархиального жен. уч-ща в Краснодаре (открыто в 1896, закрыто в 1920). Фотография. 2008 г.

С нач. 20-х гг. на Кубани стало набирать силу обновленчество, в 1922 г. к расколу присоединились архиеп. Иоанн и члены Кубанского епархиального совета (Дело архиеп. Ростовского и Новочеркасского Флавиана (Иванова) - Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 1. № 35; составленный в 1924 Н. Кирьяновым «Список канонических архиереев, проживающих в России», где упом. Краснодарский еп. Иоанн (История иерархии РПЦ. 2006. С. 881), по-видимому, содержит не вполне достоверные сведения). К 1923 г. почти все церкви Краснодара были захвачены обновленцами, Патриаршая Церковь сохранила приходы в Армавирском и Майкопском отделах, но уже в 1924 г. большинство армавирских храмов стали обновленческими. На Кубани осталось 113 патриарших церквей, 440 обновленческих, 289 представителей Патриаршего духовенства, 1116 обновленцев (Центр документации новейшей истории Краснодарского края. Ф. 2816. Оп. 1. Д. 134. Л. 57, 58). Несмотря на быстрый захват обновленцами храмов, раскольники не имели авторитета среди верующих. В справке уполномоченного ГПУ по Славянскому отделу Кубано-Черноморской обл. от 25 янв. 1923 г. отмечалось, что «среди населения некоторых станиц уже известно о происходящем церковном перевороте и организации «Живой церкви». Крестьянство не сочувствует в большинстве обновленческому движению, выражает свое мнение за старое богослужение, настроено против перевода Евангелия на русский язык». Спустя 8 месяцев тот же источник сообщал, что «на «Живую церковь» население смотрит как на советскую и попов-живоцерковников считает продавшимися советской власти» (Там же. Ф. 12500. Оп. 1. Д. 96. Л. 13 об., 67). Бывали случаи, когда сопротивление правосл. духовенства обновленцам перерастало в народные волнения, напр. в ст-це Раздольной. Волнения там были прекращены усилиями эскадрона милиции, арестовавшего 60 сторонников Патриаршей Церкви. Суд приговорил православных священника и 2 мирян к 5 годам тюрьмы, еще 4 верующих выслали за пределы Кубани (Крестная ноша: Трагедия казачества. Ч. 1. Как научить собаку есть горчицу. 1924-1934. Р.- н/Д., 1994. С. 9, 61, 90-92). Возможно, именно из-за активного насаждения сверху обновленческого раскола на Кубани в 20-х гг. было зафиксировано большое число антисоветских выступлений на религ. почве - 201 (Центр документации новейшей истории Краснодарского края. Ф. 2816. Оп. 1. Д. 134. Л. 56).

В 1922-1944 гг. существовала обновленческая Кубанская епархия, к-рую до 1923 г. возглавлял Иоанн (Левицкий). В июле 1923 г. его сменил Михаил (Орлинский), 4 нояб. того же года возведенный в сан «архиепископа», 24 нояб. 1925 г.- в сан «митрополита», в марте 1932 г. Михаил (Орлинский) был перемещен на Сталинградскую обновленческую кафедру. 7 марта 1932 г. обновленческую Кубанскую епархию возглавил «епископ» (с 13 апр. того же года «архиепископ») Василий Кожин (впосл. правосл. митр. Ермоген). 15 июля 1933 г. в обновленческого «епископа» Краснодарского и Кубанского был «хиротонисан» член обновленческого Кубанского епархиального управления свящ. Владимир Иванов (с нояб. 1936 «архиепископ»; см. Флавиан (Иванов)), возглавлявший епархию до дек. 1944 г. При нем обновленчество стало приходить в упадок, за что Владимир Иванов подвергался суровой критике со стороны Василия Кожина, являвшегося «митрополитом Ставропольским и Северокавказским» (Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 639).

Воскресенская ц. в Приморско-Ахтарске. Построена в нач. XX в., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в.Воскресенская ц. в Приморско-Ахтарске. Построена в нач. XX в., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в.С 15 окт. 1923 г. правосл. приходы Краснодарской епархии состояли под упр. Ставропольского и Кавказского еп. Иннокентия (Летяева), в сент. 1924 г. еп. Иннокентий уехал в Витебск, затем в Москву, 20 авг. 1926 г. он был назначен епископом Краснодарским, в кон. того же года выслан в Белгород, 1 окт. 1927 г. назначен епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. (Представляются сомнительными сведения о тайной хиротонии в 1923 в Москве членами т. н. Даниловской оппозиции Агафангела (Садковского) во епископа Кубанского.) С 1927 г. правосл. Краснодарскую кафедру возглавлял сщмч. Феофил (Богоявленский), в 1930 г. (до 3 июня) возведенный в сан архиепископа и являвшийся членом Временного Патриаршего Свящ. Синода (Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 2. № 6). 25 янв. 1933 г. архиеп. Феофил был арестован. В апр. того же года Краснодарским архиереем был назначен уже арестованный к тому времени Могилёвский еп. Феодосий (Ващинский), не прибывший на Краснодарскую кафедру. С 11 авг. 1933 по 23 янв. 1936 г. епархией управлял еп. Памфил (Лясковский). К тому времени в Краснодаре действовали Свято-Георгиевский собор (был занят обновленцами, 1 придел принадлежал правосл. общине) и кладбищенская Всехсвятская ц. В первые месяцы еп. Памфил из-за отсутствия регистрации не мог совершать богослужения и молился в алтаре придела Свято-Георгиевского храма. 23 янв. 1936 г. архиерей был найден повешенным, в офиц. заключении причиной смерти было названо самоубийство, но уже преемник еп. Памфила на кафедре еп. Софроний (Арефьев) был уверен в насильственной смерти своего предшественника. Последний предвоенный Краснодарский еп. Софроний управлял епархией с февр. 1936 г. до ареста 22 июня 1937 г. К 1939 г. в крае действовали 5 правосл. храмов, значительная часть храмов епархии в 1922-1939 гг. была уничтожена, в т. ч. ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в пос. Пашковском (ныне в черте Краснодара), Воскресенская ц. в г. Приморско-Ахтарске, собор во имя арх. Михаила в Ейске, Покровский храм в ст-це Старощербиновской.

С авг. 1942 по февр. 1943 г. Краснодарский край был оккупирован нем. войсками (см. Великая Отечественная война). Оккупационные власти способствовали открытию церквей, богослужение возобновилось в 100 правосл. и в 92 обновленческих храмах. В это время помимо обновленческого «епископа» Владимира Иванова в Краснодаре находился правосл. еп. Никодим (Гонтаренко), бывш. насельник Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры, поставленный на Краснодарскую кафедру 31 авг. 1942 г. митр. Алексием (Громадским), главой автономной Украинской Православной Церкви. Перед освобождением Краснодара Советской Армией еп. Никодим вернулся в Почаевскую лавру.

15 июля 1943 г. распоряжением Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митр. Сергия (Страгородского) в Краснодарскую епархию был командирован прот. московской Николо-Кузнецкой ц. Александр Смирнов «для ознакомления с состоянием в ней церковных дел и для возможной организации там благочиннических советов и временного епархиального управления впредь до прибытия в Краснодар архиерея по назначению от Патриархии» (Галкин. 2008. С. 97). Учитывая сильные позиции обновленчества в крае, митр. Сергий предписал прот. Александру: «[Священнослужителям], запятнавшим себя общением с неправославными, Вы предложите подать на мое имя заявления о желании быть в общении с нами и о раскаянии в совершенном грехе отступления от Церкви». Определением Свящ. Синода от 24 июля 1943 г. епископом Кубанским и Краснодарским был назначен Фотий (Топиро). На следующий день состоялась его хиротония и еп. Фотий получил предписание уехать в Краснодар, прот. Александр Смирнов был командирован сопровождать нового епископа и «быть ему помощником по ознакомлении с состоянием епархии и по организации в ней епархиального управления» (Там же. С. 99). Еп. Фотий управлял Кубанско-Краснодарской епархией до 28 дек. 1944 г.

Несмотря на назначение еп. Фотия, обновленчество в Краснодарском крае сохраняло свои позиции, Краснодарская епархия имела наибольшее число приходов и духовенства по сравнению с др. обновленческими кафедрами. 1 апр. 1944 г. в крае действовали 86 обновленческих церквей, в них служили 87 священников, 3 диакона и 38 псаломщиков, к кон. 1944 г. в Краснодарской обновленческой епархии насчитывалось 87 приходов, 96 священников, 4 диакона, 43 псаломщика. Крупными были приходы в Краснодаре (Ильинская и Свято-Троицкая церкви), Тихорецке, Майкопе, Анапе, Темрюке, станицах Лабинской, Усть-Лабинской, Медведовской, Приморско-Ахтарской, Елизаветинской, Пашковской, Марьяновской, Славянской, Новониколаевской. 23 сент. 1944 г. обновленческий «епископ Краснодарский» Владимир Иванов докладывал уполномоченному Совета по делам РПЦ о вкладе его епархии в дело победы: о переводах денег, заготовке продуктов для госпиталей и др. По-видимому, авторитет Владимира Иванова среди верующих на Кубани был больше, нежели авторитет недавно назначенного правосл. еп. Фотия (Топиро). 22 нояб. 1944 г. Владимир Иванов обратился к Патриаршему Местоблюстителю митр. Алексию (Симанскому) с просьбой принять его в лоно РПЦ, 27 дек. в Патриархию было направлено письмо от духовенства Краснодарской епархии с покаянием и просьбой принять епархию вместе с архипастырем в каноническое общение. 28 дек. 1944 г. Синод принял постановление о принятии Владимира Иванова из раскола в сане священника и о назначении его епископом Краснодарским и Кубанским по пострижении в монашество с именем Флавиан. Епископская хиротония состоялась 8 янв. 1945 г. Еп. Флавиан управлял Краснодарской епархией до 19 окт. 1949 г., когда был перемещен на Орловскую и Брянскую кафедру.

Церковь во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоуста (Трехсвятительская) в ст-це Уманской (ныне Ленинградская). Освящена в 1906 г., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в.Церковь во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоуста (Трехсвятительская) в ст-це Уманской (ныне Ленинградская). Освящена в 1906 г., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в.

19 окт. 1949 г. архиепископом Кубанским и Краснодарским был назначен Ермоген (Кожин), бывший обновленческий «митрополит Ставропольский и Северокавказский» Василий, 1 февр. 1945 г. присоединившийся к правосл. Церкви, в нояб. того же года принявший монашество и 18 февр. следующего года хиротонисанный во епископа Казанского и Чистопольского. Согласно отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю, к 1 янв. 1950 г. в крае действовали 227 приходов (использовавших 79 храмов и 148 молитвенных домов). В епархии служили 247 священников и 14 диаконов, из них 194 чел. были старше 55 лет; в 1948 г. не было совершено ни одной хиротонии. К кон. 1950 г. в епархии служили 224 священника, 15 диаконов, 33 псаломщика. Особенностью адм. манеры еп. Ермогена были частые перемещения священнослужителей: за 1950 г. было произведено 110 перемещений внутри епархии, объездов епархии архиерей не совершал.

Наступление гос-ва на Церковь в крае в послевоенные годы осуществлялось в первую очередь через изъятие церковных зданий у приходов, не имевших постоянных священников. В 1949 г. с регистрации было снято 8 общин, пользовавшихся 2 храмами и 6 молитвенными домами, в 1 районе края не было действующих молитвенных зданий. Часть общин, лишенных молитвенных зданий, не снималась с регистрации, верующие стремились арендовать и покупать частные дома, к-рые приспосабливали для совершения богослужений. В 1949 г. уполномоченному Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю поступило 4 ходатайства от верующих об открытии храмов или молитвенных домов, все они были отклонены. В 1950 г. было закрыто 11 церквей. В том же году уполномоченному поступило 9 ходатайств о регистрации правосл. общин, об открытии или о возобновлении прежде закрытых молитвенных домов, всем просителям было отказано. В 1950 г. общины приобрели в собственность 14 зданий, к тому времени 92 прихода имели собственные молитвенные здания.

В 40-50-х гг. в Краснодарском крае продолжали почитаться св. источники: вмц. Параскевы Пятницы («Девятая пятница», близ ст-цы Некрасовской Усть-Лабинского р-на), Св. Рука (в Грушевой балке, близ ст-цы Неберджаевской Крымского р-на), прор. Илии (близ ст-цы Куринской Нефтегорского р-на (ныне Апшеронский р-н)). У источника вмц. Параскевы много верующих собиралось в 9-ю пятницу по Пасхе. К роднику Св. Рука паломничество было особенно активным в праздники апостолов Петра и Павла, на память прор. Илии и на Успение Пресв. Богородицы. Источник пользовался особым почитанием у греков, составлявших 80% паломников. Часовня у родника была сломана по приказу уполномоченного в кон. 1950 г. У источника прор. Илии проходили всенощные бдения и служились молебны на память прор. Илии. Зачастую у св. источников совершали богослужения незарегистрированные священнослужители и странствующие монахи. В результате ряда акций, проведенных уполномоченным Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю, паломничество к св. источникам к сер. 50-х гг. существенно уменьшилось. Уполномоченный в отчете о религ. жизни в крае отметил 4 случая обновления икон в домах православных в 1950 г.

Собор во имя Св. Троицы в Екатеринодаре. Освящен в 1910 г., богослужения совершались в 1910-1934 и 1944-1961 гг., возвращен РПЦ в 1990 г. Фотография. 1913 г. (ГПИБ)Собор во имя Св. Троицы в Екатеринодаре. Освящен в 1910 г., богослужения совершались в 1910-1934 и 1944-1961 гг., возвращен РПЦ в 1990 г. Фотография. 1913 г. (ГПИБ)15 апр. 1954 г. архиеп. Ермоген (Кожин) был командирован в США, вскоре назначен митрополитом Алеутским и Североамериканским. Кубанско-Краснодарская епархия перешла под временное упр. Курского еп. Иннокентия (Зельницкого). Еп. Иннокентий, молитвенник и ревнитель уставного богослужения, получил от Патриарха Алексия благословение на борьбу с последствиями господства в крае обновленчества, на устроение правильной богослужебной жизни и укрепление церковности. За короткое время пребывания на Краснодарской кафедре архиерей посетил неск. приходов. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю в отчете писал об активизации проповеднической деятельности духовенства в 1954 г., об усилении работ по украшению церквей и молитвенных домов, об организации церковных хоров. Чиновник отметил возросшее в 1954 г. по сравнению с предыдущим годом число заявлений верующих о ремонте молитвенных зданий и сделал вывод об упрочении финансового положения религ. общин. В отчете отмечен существенный рост числа крещений по сравнению с 1953 г. Уполномоченный пишет о частом совершении треб в епархии незарегистрированными священнослужителями. В 1954 г. получили церковные награды 94 епархиальных клирика (74 чел.- от правящего архиерея, 20 чел.- от Патриарха). В 1954 г. было подано 14 заявлений об открытии молитвенных домов, все они были отклонены.

11 нояб. 1954 г. временное управление Краснодарской епархией было возложено на Алеутского и Североамериканского архиеп. Бориса (Вика), стремившегося следовать линии архиеп. Ермогена (Кожина); архиеп. Борис объездов епархии не совершал. К 1 янв. 1955 г. в Кубанско-Краснодарской епархии действовали 208 общин (использовавших 44 храма и 164 молитвенных дома), в предыдущем году были сняты с регистрации 3 молитвенных дома. В епархии служили 217 священников, 15 диаконов. 182 священнослужителя были старше 55 лет, менее половины (46%) окончили к.-л. духовную школу, 62% священнослужителей имели низшее образование. С 11 по 15 авг. 1955 г. впервые в истории епархии ее посетил Первоиерарх Русской Церкви - Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, побывавший в Краснодаре. 11 авг. в Свято-Екатерининском соборе Краснодара состоялось наречение, 14 авг.- хиротония архим. Сергия (Костина) во епископа Новороссийского, викария Краснодарской епархии, хиротонию возглавил Первосвятитель Русской Церкви. 25 апр. 1956 г. архиеп. Борис был назначен на Херсонскую и Одесскую кафедру, временное управление Краснодарской епархией в течение месяца осуществлял Новороссийский еп. Сергий.

31 мая 1956 г. архиепископом Кубанским и Краснодарским был назначен Виктор (Святин; с 20 июня 1961 митрополит), управлявший епархией до кончины 18 авг. 1966 г. Архиерей много внимания уделял ремонту и украшению церквей и молитвенных домов, организации уставного богослужения, устройству церковных хоров, установлению всенародного пения молитв за богослужением, правильной постановке проповеднической деятельности духовенства, рассылал по епархии соответствующие циркулярные указания. Во 2-й пол. 50-х гг. архиерей совершал объезды епархии, в частности в 1959 г. посетил 17 приходов. Архиерей отмечал случаи конфликтов между настоятелями и исполнительными органами общин в управлении церковным хозяйством и призывал идти по пути «коллективного управления приходами, как это предусматривается «Положением об управлении Русской Православной Церкви»» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1753. Л. 25).

К 1 янв. 1960 г. в епархии действовали 202 общины (использовавшие 43 храма и 159 молитвенных домов), в 9 храмах и молитвенных домах богослужения совершались ежедневно. В 1959 г. с регистрации были сняты 1 церковь и 2 молитвенных дома, у церковных общин было изъято 6 молитвенных зданий. В 1958 г. уполномоченному поступили заявления от верующих об открытии 12 молитвенных домов, в 1959 г.- заявления об открытии 2 молитвенных домов. Уполномоченный сделал вывод о прекращении в 1959 г. движения в крае за открытие молитвенных домов, хотя свыше 2 тыс. населенных пунктов не имели молитвенных зданий. К 1 янв. 1960 г. в Краснодарской епархии служили 207 священников, 15 диаконов и 66 псаломщиков. В 1958-1959 гг. число священнослужителей в епархии уменьшилось на 27 чел., ок. 70% клириков были старше 55 лет. Уполномоченный препятствовал приему в епархию духовенства из др. епархий и рукоположениям в священный сан лиц из местного населения. Клир мог пополняться только за счет выпускников духовных школ, к-рых не хватало для приходов епархии. В частности, в 1959 г. в Краснодарскую епархию прибыли 2 выпускника духовных учебных заведений: Ленинградской и Ставропольской семинарий, в то время как заявка была подана епархией на 16 чел. В 1959 г. 20 приходов не имели священников.

Внутренний вид Троицкого собора в Екатеринодаре. Фотография. 1913 г. (ГПИБ)Внутренний вид Троицкого собора в Екатеринодаре. Фотография. 1913 г. (ГПИБ)

Уполномоченный Совета по делам религий жестко требовал от архиеп. Виктора закрытия «маломощных приходов», перевода приходов в разряд приписных, запрещал совершать хиротонии лиц из местного населения, ограничивал деятельность духовенства по ремонту и благоустройству молитвенных зданий. В 1958 г. ужесточился контроль за уплатой духовенством налогов (доходы священнослужителей облагались налогом в соответствии со ст. 18 Указа Верховного Совета СССР от 30 апр. 1943 «О подоходном налоге с населения» как «доходы от частного предпринимательства», ставка такого обложения составляла 81% от месячного дохода). Озабоченность уполномоченных вызывал широко распространенный в епархии кубанский обычай устраивать после богослужений общественные трапезы, на к-рых в праздничные дни могли присутствовать 400 и более чел. Уполномоченный потребовал от архиеп. Виктора издать циркулярное письмо о запрещении общественных обедов, за их организацию священнослужителей снимали с регистрации. Священнослужители епархии в кон. 50-х гг. отмечали ослабление церковной жизни, распространение безверия как следствие антирелиг. пропаганды. В епархии неуклонно снижалось число совершенных треб. По данным епархиального управления, в 1957 г. были совершены 21 847 крещений, 1428 венчаний, 7400 отпеваний, в 1958 г.- 20 222 крещения, 1419 венчаний, 7194 отпевания, в 1959 г.- 19 784 крещения, 1112 венчаний, 7195 отпеваний.

На время управления епархией митр. Виктором пришелся новый этап ужесточения гонений на Церковь (см. в ст. Хрущёв Н. С.). 13 янв. 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», 16 марта 1962 г. Совет министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах». В Краснодарском крае регулярно проводились совещания партийных и советских работников «по вопросам усиления контроля за деятельностью церковников», активизировалась антирелиг. пропаганда, разрабатывалась противопоставленная церковной советская обрядность (в частности, «обряд современной молодежной свадьбы», в 1962 в Краснодаре было совершено ок. 80 таких свадеб). В 1962 г. была закрыта 31 община, духовенство переведено на фиксированные оклады, установлен жесткий контроль за совершением треб, прекратилось исполнение их в домах верующих. В 1959-1962 гг. число общин в епархии уменьшилось на 46% (в 1959 - 202 общины, в 1960 - 172, в 1961 - 140, в 1962 - 109 общин); число священнослужителей уменьшилось на 41% (в 1959 - 222 чел., в 1960 - 197, в 1961 - 162, в 1962 - 131 чел.); затраты на ремонт молитвенных зданий уменьшились на 56% (в 1959 - 123 100 р., в 1960 - 112 709, в 1961 - 58 039, в 1962 - 53 678 р.). В эти годы закрывались преимущественно сельские общины. Были снесены Георгиевская ц. в ст-це Казанской, Александро-Невский собор и Вознесенская ц. в Майкопе, церкви в ст-цах Терновской и Калининской. К кон. 60-х гг. в крае сохранилось 18 храмовых зданий, в которых совершались богослужения, остальные приходы имели молитвенные дома. Уполномоченному поступало большое число заявлений от верующих о возобновлении богослужения в закрытых молитвенных зданиях, о направлении в приходы духовенства. Всем просителям было отказано, многие были привлечены к судебной ответственности. К 1 янв. 1963 г. в епархии числилось 109 церквей и молитвенных домов, в 30 общинах не было священнослужителей. Епархия была разделена на 6 благочиннических округов. Клир епархии составляли 131 священнослужитель и 66 псаломщиков. За 1962 г. число священнослужителей сократилось на 31 чел., из них уполномоченным были сняты с регистрации 28 священнослужителей. В 1962 г. была совершена 1 хиротония. Несмотря на сокращение количества общин и численности духовенства, количество треб в кон. 50-х - нач. 60-х гг. возросло: в 1962 г. были совершены 29 892 крещения, 311 венчаний, 13 356 отпеваний.

Митр. Виктор тяжело переживал процесс наступления на Церковь и говорил, что «наш долг честно служить Церкви в дни ее тяжелых испытаний» (Там же. Д. 2050. Л. 7). Одним из средств укрепления церковной жизни и противостояния агрессивной антирелиг. пропаганде архиерей считал проповедь и всячески старался приучить священнослужителей епархии к регулярному произнесению поучений после богослужения. Однако и эта сторона епархиальной жизни находилась под жестким контролем уполномоченного Совета по делам религий, снимавшего с регистрации священников, к-рые затрагивали в поучениях проблемы нравственного и духовного состояния паствы. После 1961 г. митр. Виктор был лишен возможности посещать приходы. Уполномоченный запрещал Краснодарскому архиерею требовать от благочинных отчеты о финансово-материальном положении приходов, добивался от митр. Виктора уменьшения окладов священнослужителей, перечисления больших сумм в Фонд мира, снижения пожертвований за требы, запрещал совершать крещения детей старше 3 лет, а также детей, привезенных в храм или молитвенный дом из др. местностей. В дек. 1961 г., когда митр. Виктор находился в Москве, он получил резкий выговор от управляющего делами Московской Патриархии Дмитровского еп. Киприана (Зёрнова) за количество закрытых в Краснодарской епархии церквей и за непротиводействие уполномоченному. Митр. Виктор просил прощения у Патриарха Алексия, на что Первосвятитель сказал, что вины архиерея нет: «Надо понимать время, в которое мы живем» (Там же. Л. 27).

После кончины митр. Виктора чуть более месяца епархия находилась под временным упр. архиеп. Ставропольского и Бакинского Михаила (Чуба). 8 окт. 1966 г. на кафедру был назначен архиеп. Алексий (Коноплёв), управлявший Краснодарской епархией до назначения на Калининскую и Кашинскую кафедру 19 апр. 1978 г. По данным уполномоченного Совета по делам религий, архиеп. Алексий высказывал недовольство реформой 1961 г. К 1 янв. 1967 г. в епархии действовали 76 общин, использовавших 76 молитвенных зданий, клир состоял из 111 священнослужителей. В 1966 г. были совершены 17 908 крещений, 137 венчаний, 15 572 отпевания. К 1 янв. 1971 г. количество общин и молитвенных зданий было тем же, число священнослужителей увеличилось до 153 чел. В 1970 г. были совершены 17 492 крещения, 162 венчания, 20 784 отпевания. К 1 янв. 1976 г. в епархии по-прежнему действовали 76 общин, располагавших 76 молитвенными зданиями, клир составляли 138 священнослужителей. В 1975 г. были совершены 14 825 крещений, 145 венчаний, 23 823 отпевания.

С 10 апр. 1978 г. до кончины 27 янв. 1980 г. Краснодарскую епархию возглавлял архиеп. Ермоген (Орехов). До 24 апр. 1980 г. епархия находилась под временным упр. Ставропольского и Бакинского еп. Антония (Завгороднего), 24 апр. 1980 г. ее возглавил архиеп. Владимир (Котляров). К 1 янв. 1981 г. в епархии действовали 76 общин, клир составляли 97 священнослужителей (91 священник, 6 диаконов). 12 мая 1987 г. архиеп. Владимир был назначен на Псковскую и Порховскую кафедру, а Краснодарскую кафедру возглавил еп.(с 10 апр. 1989 архиепископ, с 22 февр. 2005 митрополит) Исидор (Кириченко).

К. Л. Сергеев

Кон. 80-х гг. XX - нач. XXI в.

В кон. 80-х гг. стало возможным активное возрождение церковной жизни. Если к 1988 г. в Кубанской и Краснодарской епархии имелось 76 приходов, то к кон. 1993 г. епархия насчитывала 200 приходов. В февр. 1994 г. Кубанская и Краснодарская епархия была разделена на 2 епархии - Краснодарско-Новороссийскую и Майкопско-Армавирскую, граница прошла по трассе «Дон». В Краснодарской епархии осталось 130 приходов. В 2001 г. Е. и К. е. обрела прежние границы, кроме общин на территории Адыгеи, составивших Майкопскую и Адыгейскую епархию.

Войсковой храм во имя кн. св. Александра Невского в Краснодаре. Освящен в 2006 г. Фотография. 2007 г.Войсковой храм во имя кн. св. Александра Невского в Краснодаре. Освящен в 2006 г. Фотография. 2007 г.

В наст. время действуют следующие отделы управления Е. и К. е.: религ. образования и катехизации, миссионерский, благотворительности и социального служения, по взаимодействию с Вооруженными силами, по взаимодействию со средствами массовой информации, по взаимодействию с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний, по взаимодействию с Главным управлением внутренних дел, по взаимодействию с Главным управлением МЧС России, по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти, архитектурный, по делам молодежи, по канонизации святых на Кубани, издательский.

Жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Краснодаре. 2005 г. Фотография. 2008 г.Жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Краснодаре. 2005 г. Фотография. 2008 г.

В епархии идет активное храмоздательство: восстанавливаются разрушенные церкви, строятся новые. В 1990-1997 гг. были восстановлены: Свято-Троицкий и Свято-Ильинский храмы в Краснодаре, Вознесенский в Геленджике, Свято-Онуфриевский в Анапе, Свято-Троицкий в ст-це Старонижестеблиевской, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ст-це Ивановской. Завершено строительство храмов: во имя арх. Михаила в г. Темрюке, во имя ап. Иоанна Богослова в ст-це Кущёвской, Рождества Пресв. Богородицы в Выселках. Символом возрождения церковной жизни в крае стал войсковой собор во имя вел. кн. св. Александра Невского, возведенный на новом месте к 2006 г. взамен храма, взорванного в 1932 г. Рядом с собором установлен поклонный крест в память основателей города. На месте, где раньше стоял Александро-Невский собор, построен храм-часовня с приделом во имя Царственных мучеников. 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, из всех храмов Краснодара совершается крестный ход к собору во имя кн. св. Александра Невского. Во 2-й пол. 90-х гг. в Краснодаре было воздвигнуто неск. храмов во имя св. воинов: храм-часовня во имя кн. св. Димитрия Донского, ц. во имя прп. Илии Муромца, к-рого на Кубани почитают как «старого казака», ц. во имя мч. Иоанна Воина в Авиагородке. Сооружены также храмы: Рождества Христова (1992-1998), Покрова Пресв. Богородицы (1992), во имя свт. Николая Чудотворца в пос. Курортном (Краснодар) (1997), в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при краевом онкологическом диспансере (нач. 2000-х гг.), восстанавливается храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». В 90-х гг. XX в.- нач. 2000-х гг. был основан ряд монастырей: тимашёвский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, мужской (1992), кореновский в честь Успения Пресвятой Богородицы, женский (1992), сочинский во имя Святой Троицы и великомученика Георгия, женский, в с. Лесном, Сочи (1999), Крестовая пустынь в честь Воздвижения Креста Господня, мужской, в с. Солохаул, Сочи (2000), «Нерушимая Стена», иконы Божией Матери, женский, в Апшеронске (2002), краснодарский в честь иконы Божией Матери «Всецарица», женский (2005), возобновилась монашеская жизнь в Марии Магдалины, равноапостольной, женском монастыре в ст-це Роговской Тимашёвского р-на (1994).

Духовное просвещение

В кон. 80-х гг. ХХ в. возродилось уничтоженное в первые годы советской власти духовное образование на Кубани. Началось открытие церковноприходских школ, первыми стали школы при Свято-Екатерининском кафедральном соборе Краснодара (1989), при Вознесенском храме в ст-це Пластуновской (1990) и при Успенском храме Новороссийска (1992). В наст. время церковноприходские школы действуют почти при каждом храме епархии. В 2002 г. при краснодарском храме Рождества Христова были организованы годичные епархиальные курсы псаломщиков. 19 июля 2006 г. постановлением Свящ. Синода в столице Кубани была учреждена Екатеринодарская ДС с 5-летним сроком обучения. Успешно функционируют правосл. общеобразовательные заведения: при храме Рождества Христова в Краснодаре, им. кн. св. Александра Невского в г. Курганинске, школа «Фавор» в пос. Мостовском, школа «Преображение» и гимназия в честь кн. св. Александра Невского в Анапе, кадетский казачий корпус в Краснодаре. Существует высшее учебное заведение - Армавирский православно-социальный ин-т, имеющий фак-ты: богословский, правосл. журналистики, юриспруденции, экономики. Епархиальный отдел религ. образования и катехизации ведет работу по организации преподавания в общеобразовательных школах основ правосл. культуры. При взаимодействии с департаментом образования и науки края отдел проводит конференции, семинары, курсы повышения квалификации учителей и мн. др. Подписано соглашение с фак-том истории, социологии и международных отношений Кубанского гос. ун-та об учебно-методической поддержке специальности «теология».

С 1990 г. издается ежемесячная газ. «Православный голос Кубани» - одно из первых епархиальных изданий в постсоветской России, почти в каждом номере печатается 4-полосное приложение для детей и юношества «Подсолнушек». Ряд благочиний и монастырей также издает газеты (наиболее известные и многотиражные - «Исцелись верой», «За Русь Святую - Слово», «Православная Кубань»). Мн. светские газеты, в т. ч. крупнейшие в крае - «Кубань сегодня» и «Вольная Кубань», содержат правосл. рубрики. На краевом телевидении епархия выпускает программу «Отчий дом», совместно с Гос. научно-творческим учреждением «Кубанский казачий хор» устраивает фестиваль правосл. фильмов.

Между епархиальным управлением и департаментом образования и науки края подписан ряд соглашений о взаимодействии, созданы координационный совет, занимающийся проблемами преподавания основ правосл. культуры и кубановедения, духовный экспертный совет, осуществляющий экспертизу духовно-просветительных программ, учебной лит-ры. Самыми значительными совместными мероприятиями епархии и департамента образования и науки являются ежегодные Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения в Краснодаре, проводимые с 1995 г. (в 2007 состоялись 13-е чтения), и проходящий в дни школьных весенних каникул во Всероссийском детском центре «Орленок» Благовещенский православно-педагогический форум. 26 нояб. 2007 г. в Краснодаре открылись первые Всекубанские Екатерининские чтения, посвященные 90-летию Е. и К. е., их организаторами выступили Е. и К. е., администрация Краснодарского края, Краснодарское краевое духовно-патриотическое общество «Наследники Александра Невского», ин-т экономики и управления в медицине и социальной сфере. Тема чтений - «Православие и наука в XXI в.».

Важную просветительную функцию традиционно выполняют правосл. б-ки. В Краснодаре действует правосл. б-ка «Троицкое слово», где священнослужители читают лекции, проводят встречи с читателями. Вторая по величине правосл. городская б-ка - им. равноапостольных Кирилла и Мефодия просветительной Краснодарской общественной орг-ции «Православная книга». Приходские б-ки имеются почти во всех приходах епархии. Во мн. крупных городах, районных центрах и станицах созданы отделы правосл. лит-ры при общественных б-ках, такие отделы имеются в б-ках Кубанского гос. ун-та и Аграрного ун-та.

Церковно-общественные просветительные и благотворительные организации

При Е. и К. е. действует научно-методический и миссионерский центр, объединяющий научную и творческую интеллигенцию, работников образования, представителей церковной общественности. Сотрудники центра входят в совет при главе администрации Краснодарского края по содействию развитию гражданского общества и правам человека, участвуют в работе Русского географического об-ва. Правосл. молодежный центр организует еженедельные встречи со священниками, с преподавателями высших учебных заведений, с психологами, с юристами, устраивает благотворительные походы в детские дома и приюты. Одним из результатов Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений стало появление на Кубани об-ва правосл. педагогов и об-ва правосл. врачей.

Покровский храм в жен. мон-ре во имя равноап. Марии Магдалины в ст-це Роговской. Освящен в 1898 г. Фотография. 2007 г.Покровский храм в жен. мон-ре во имя равноап. Марии Магдалины в ст-це Роговской. Освящен в 1898 г. Фотография. 2007 г.

В 2000 г. была создана правосл. просветительная орг-ция «Вера», при ней открыта правосл. б-ка «Семья». Из постоянных читателей б-ки сложился патриотический клуб им. св. кн. Александра Невского, в работе к-рого участвуют взрослые и дети. Ежегодно клуб проводит в неск. городах края фестиваль «Славянский юг». Орг-ция «Вера» сотрудничает с лит. музеем Кубани и Краевой научной б-кой им. А. С. Пушкина. В дек. 2004 г. начало работу Краснодарское краевое духовно-просветительное об-во «Наследники Александра Невского», основной целью к-рого является воспитание подрастающего поколения на основе правосл. ценностей в духе гражданственности и патриотизма. Об-во ежегодно организует конференции, посвященные истории и совр. развитию Православия на Кубани, издает просветительную лит-ру. Традиц. мероприятием об-ва стал слет правосл. молодежи Кубани. В июне 2006 г. начал работу Кирилло-Мефодиевский культурно-образовательный центр при Гос. научно-творческом учреждении «Кубанский казачий хор», он проводит курсы повышения квалификации преподавателей основ правосл. культуры и является одним из организаторов Благовещенского православно-педагогического форума в центре «Орленок». Центр также занимается подготовкой и изданием учебно-методических пособий по основам правосл. культуры, является соучредителем фестиваля православной авторской песни «Величай, душе моя…».

В 2005 г. при краснодарском храме Рождества Христова открылся Рождественский детский дом. Помимо функций социальной опеки детский дом занимается духовным окормлением детей-сирот. В мон-ре «Нерушимая Стена» (г. Апшеронск) возведено здание приюта для девочек до 7 лет. Действует краевой епархиальный центр реабилитации наркозависимых. Важное направление в социальной работе епархии - организация отдыха в летнее время для детей из правосл. семей. В епархии работает неск. летних лагерей, самый интересный опыт накоплен в лагере «Архангельский», созданном силами 2 приходов. Здесь отдыхают дети из Тамбовской епархии, из подмосковного Одинцова и др. мест России, они принимают участие в традиц. фестивале «Лето Господне».

Святыни

Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская пуст. Хромолитография И. Митченко. 1876 г. (ГИМ)Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская пуст. Хромолитография И. Митченко. 1876 г. (ГИМ) В епархии традиционно почитаются св. источники: Св. Рука, Казанской иконы Божией Матери (в Грушевой балке, Крымский р-н), прор. Илии (близ ст-цы Куринской Апшеронского р-на), вмч. Пантелеимона (в Грушевой балке и в г. Горячий Ключ), вмц. Параскевы Пятницы (в ст-це Стародеревянковской Каневского р-на и близ ст-цы Некрасовской Усть-Лабинского р-на), иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в ст-це Пластуновской Динского р-на и на хуторе Горном под Новороссийском) и др.

Архиереи

Иоанн (Левицкий; май - кон. 1919 или нач. 1920, 1921 - сер. 1922, с кон. 1921 или нач. 1922 архиепископ), Киевский и Галицкий митр. Антоний (Храповицкий; 1920, в. у.), еп. Иннокентий (Летяев; 15 окт. 1923 - 1 окт. 1927, сначала временно управлял Краснодарской кафедрой как Ставропольский и Кавказский епископ, 20 авг. 1926 назначен Краснодарским архиереем), архиеп. сщмч. Феофил (Богоявленский; 1927 - 25 янв. 1933, возведен в сан архиепископа в 1930, ранее 3 июня), еп. Феодосий (Ващинский; апр. 1933, в епархию не приезжал), еп. Памфил (Лясковский; 11 авг. 1933 - 23 янв. 1936), еп. Софроний (Арефьев; февр. 1936 - 22 июня 1937), еп. Никодим (Гонтаренко; 31 авг. 1942 - нач. 1943), еп. Фотий (Топиро; 25 июля 1943 - 28 дек. 1944), еп. Флавиан (Иванов; 8 янв. 1945 - 19 окт. 1949), архиеп. Ермоген (Кожин; 19 окт. 1949 - 15 апр. 1954), Курский еп. Иннокентий (Зельницкий; апр.- 11 нояб. 1954, в. у.), Алеутский и Североамериканский архиеп. Борис (Вик; 11 нояб. 1954 - 25 апр. 1956, в. у.), Новороссийский еп. Сергий (Костин; 25 апр.- 31 мая 1956, в. у.), митр. Виктор (Святин; 31 мая 1956 - 18 авг. 1966, с 20 июня 1961 - в сане митрополита), Ставропольский и Бакинский архиеп. Михаил (Чуб; 19 авг. - 8 окт. 1966, в. у.), архиеп. Алексий (Коноплёв; 8 окт. 1966 - 19 апр. 1978), архиеп. Ермоген (Орехов; 10 апр. 1978 - 27 янв. 1980), Ставропольский и Бакинский еп. Антоний (Завгородний; 27 янв.- 24 апр. 1980, в. у.), архиеп. Владимир (Котляров; 24 апр. 1980 - 12 мая 1987), митр. Исидор (Кириченко; 12 мая 1987 - 8 авг. 2020), митр. Павел (Пономарёв; с 25 авг. 2020).

Монастыри

Действующие: Марие-Магдалининский (жен., в ст-це Роговской Тимашёвского р-на, основан в 1848, закрыт после 1920, возобновлен в 1994), Свято-Духов (муж.,в г. Тимашёвске, основан в 1992), Успенский (жен., в г. Кореновске, основан в 1992), Крестовая пуст. (муж., в с. Солохаул, Сочи, основана в 2000), Троице-Георгиевский (жен., в с. Лесном, Сочи, основан в 1999), в честь иконы Пресв. Богородицы «Нерушимая Стена» (жен., в Апшеронске, основан в 2002), в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (жен., в Краснодаре, основан в 2005).

Упраздненные: Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская пуст. во имя свт. Николая Чудотворца (в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на, основана в 1794, закрыта после 1920), кавк. миссионерский во имя свт. Николая (муж., в ст-це Кавказской (центр совр. Кавказского р-на), основан в 1897, закрыт после 1920), в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., близ ст-цы Динской (совр. Динский р-н), основана в 1899 как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыта после 1920), Свято-Троицкий (муж., совр. с. Монастырь Адлерского р-на, Сочи, основан в 1902, закрыт после 1920), в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы (муж., близ ст-цы Васюринской Динского р-на, основан в 1910, закрыт после 1920), Иверско-Алексеевская община (жен., в совр. с. Кирпичном Туапсинского р-на, основана в 1913, закрыта после 1920), Покровский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (муж., в ст-це Гулькевичи (ныне город), основан в нач. XX в., закрыт после 1920).

Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделены Армавирская, Ейская, Новороссийская и Тихорецкая епархии. Екатеринодарская епархия включена в состав Кубанской митрополии.

Решением Синода от 28 декабря 2018 г. из состава епархии выделена Сочинская епархия (в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края).

Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 620. Л. 2-4 [сведения о епархии за 1949 г., представленные уполномоченным Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю]; Л. 152-169 [докл. уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю «О положении и деятельности РПЦ в Краснодарском крае в 1950 г.»]; Д. 882. Л. 119-121 [справка уполномоченного «О паломничестве верующих на водные источники в Краснодарском крае», 1952 г.]; Д. 1233. Л. 5-22 [отчет уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю за 2-е полугодие 1954 г.]; Д. 1703. Л. 1-36 [то же за 1959 г.]; Д. 2050. Л. 1-42 [то же за 1962 г.]; Оп. 6. Д. 23. Л. 11-13 [отчет о состоянии религ. орг-ций в Краснодарском крае за 1966 г.]; Д. 353. Л. 8-11 [то же за 1970 г.]; Д. 881. Л. 1-5 [то же за 1975 г.]; Д. 1959. Л. 10-13 [то же за 1980 г.].
Ист.: Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г. // ВЦИ. 2008. № 2(10). С. 66, 67, 73, 97-99, 110.
Лит.: Михайлов Н. Т., свящ. Справочник по Ставропольской епархии: Ставропольская губ. и Кубанская обл.: (Обзор городов, сел, станиц и хуторов). Екатеринодар, 1910. С. 28-66, 429; Ломако Г. П., протопр. Церковная жизнь на Кубани со времени прибытия запорожцев до последних дней // Кубанское казачество. 1931. № 1. С. 8-10; Екатеринодар-Краснодар, 1793-1993: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях: Мат-лы к летописи. Краснодар, 1993. С. 474, 483; Шептун С. В. Из истории правосл. Церкви на Кубани. Краснодар, 1995; Руденко В. Г. Особенности религиозности кубанского казачества // Кубанское казачество: Три века ист. пути: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 1996. С. 207-209; Правосл. Церковь на Кубани: (Кон. ХVIII - нач. ХХ в.): Сб. док-тов. Краснодар, 2001. С. 219-221, 336, 463-465; «Обновленческий» раскол. С. 244-245, 448-450, 598-599, 685-687; Раздольский С. А. Монастырские обители юга России, их роль в религ. и культ. развитии края в XIX - нач. XX в. Майкоп, 2003. С. 7-18, 55-62, 73-75; Губонин. История иерархии. С. 165-166, 255-256, 881; Катаев А. М. Последние годы обновленчества в контексте гос.-церк. отношений в 1943-1945 гг. // Приход. 2006. № 4. С. 52-60; № 5. С. 47-59.
Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также