ИАКОВ
Том XX , С. 483-485
опубликовано: 18 марта 2014г.

ИАКОВ

Свт. Феона Фессалоникийский, прмч. Иаков, вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 1840 г. (мон вмц. Анастасия Узорешительница. близ Фессалоники)Свт. Феона Фессалоникийский, прмч. Иаков, вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 1840 г. (мон вмц. Анастасия Узорешительница. близ Фессалоники) [Иаков Новый; греч. ᾿Ιάκωβος] († 1519 или 1520), прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), мон. В миру Иоанн, род. в одном из селений близ Кастории (Греция) в бедной благочестивой семье. Его родителей звали Мартин и Параскева. В юности Иоанн пас стада и постепенно приобрел собственных овец. Его брат позавидовал преуспеванию Иоанна и донес местным тур. властям, что тот нашел клад. Иоанн был вынужден покинуть родные места, чтобы избежать преследований турок. Он поселился в К-поле, занялся поставкой баранины ко двору султана и постепенно разбогател. Однажды, находясь в гостях у знатного турка, он услышал рассказ о том, как К-польский патриарх Нифонт II (1486-1489, 1497-1498) исцелил бесноватую жену турка, при этом турок видел, как во время чтения Евангелия разверзся купол храма и божественный свет наполнил церковь. После этого Иоанн решил отправиться к патриарху для духовной беседы. Под влиянием патриарха Нифонта он роздал свое имение (300 тыс. гроссов) нищим, удалился на Афон и принял постриг в мон-ре Дохиар. Спустя 3 года он восстановил запустевший скит св. Иоанна Предтечи, принадлежавший Иверскому монастырю, и подвизался в нем 6 лет под рук. старца Игнатия. После смерти Игнатия И., подобно древним подвижникам, подвергся искушениям и бесовским нападениям, от которых его избавила Пресв. Богородица. Ведя строгую аскетическую жизнь, И. достиг совершенства в монашеских добродетелях. Он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Кроме того, ему по божественному откровению были явлены видения райских обителей и адских мучений. Постепенно вокруг И. начала собираться братия. Первым его учеником стал инок Маркиан из мон-ря Ватопед. По молитвам И. в скиту св. Иоанна Предтечи забил источник, к-рый получил название Агиасма св. Иакова, пустой сосуд дважды наполнялся елеем, во время засухи пошел дождь. В мон-ре Ватопед он исцелил одержимого бесом послушника. Однажды И. и его спутник были застигнуты в пути туманом и темнотой, так что подвергались опасности сорваться в пропасть. После того как И. помолился, туман расступился, образуя проход на то время, пока они не дошли до кельи.

Преподобномученики диак. Иаков, Иаков Новый, Дионисий. Икона. 1836 г. (мон-рь вмц. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники)Преподобномученики диак. Иаков, Иаков Новый, Дионисий. Икона. 1836 г. (мон-рь вмц. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники)

В поисках большего уединения И. удалился с 6 учениками во внутреннюю часть Афонского п-ова, по всей видимости в ц. Пресв. Богородицы (т. н. кафизма Панагии), выстроенной на пути к вершине Афона, где проводил в безмолвии все дни недели, кроме субботы и воскресенья. Однажды в откровении И. было явлено, чтобы он шел в Этолию (область в Центр. Греции). По пути он останавливался со своими учениками в Петре (где предсказал, что через 3 дня в городе вспыхнет пожар) и в Метеорских мон-рях. Оттуда он отправился в Нафпактос и поселился в мон-ре св. Иоанна Предтечи близ дер. Тревекиста (ныне Аналипси). Множество народа из окрестных селений стало стекаться к старцу за благословением и наставлениями, больные и бесноватые получали исцеление. Слава о чудесах И. возбудила зависть у Акакия, митр. Навпактского и Артского, к-рый донес тур. бею - правителю г. Трикала, что И. собирает вокруг себя множество христиан для мятежа. Тот отдал распоряжение схватить старца и привести к нему. И. заранее были открыты предстоящие мучения, и он убеждал учеников принять страдания за Христа. В день ареста И. велел отслужить литургию ранее обычного времени и, когда турки окружили храм, безбоязненно вышел им навстречу с 2 учениками - преподобномучениками диак. Иаковом и мон. Дионисием. После долгих допросов трикальский бей, не найдя подтверждение обвинению, отправил донесение султану Селиму I (1512-1520). В течение 40 дней он держал святых в темнице, ожидая ответа. Из заключения И. отправил письмо ученикам, назначив своим преемником свт. Феону (пам. греч. 4 апр.) (впосл. игумен Анастасии святой Узорешительницы мужского ставропигиального монастыря и митрополит Фессалоникийский). Тем временем от султана, находившегося в Дидимотихоне (Фракия), пришло повеление доставить к нему узников в оковах. Селим подверг их пыткам, стараясь выведать, с какой целью И. собирал вокруг себя множество христиан. Когда султан переехал в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), туда перевезли и И. с учениками. Султан передал их 2 пашам для дальнейшего расследования. Те сообщили султану, что не смогли найти подтверждение обвинению, но узнали, что И. обладает даром предвидения. Селим призвал к себе И. и спросил, сколько лет ему предстоит править. Когда И. ответил, что тому осталось жить 9 месяцев, султан пришел в ярость и предал святых жесточайшим мучениям. Желая найти благовидный предлог для их казни, Селим послал к И. одного пашу, чтобы узнать его мнение об исламе. И. обличил мусульман, говоря, что никто из людей так не прогневал Бога, как Мухаммад. После этого султан приказал янычарам сделать все, чтобы заставить святых отречься от Христа. Янычары мучили их в течение 17 дней: бичевали, посыпая раны солью и растирая грубыми полотнами, вырезали из кожи ремни, терзали ноги железными крюками, а бока опаляли огнем. Видя непреклонность святых, Селим приговорил их к повешению. На место казни И. пришел сам, хотя от пыток на ногах обнажились кости, а его учеников принесли совершенно изнемогших. И. воздал хвалу Господу и мирно почил прежде, чем палачи приступили к казни. Турки повесили его учеников и мертвое тело И.

Мон. Герасим (Микраяннанит) и И. М. Перандонис относят казнь преподобномучеников к 1519, а не к 1520 г.

Христиане выкупили тела святых и унесли их в сел. Арванитохорион (по др. источникам, Алвани, или Алванитохорион) близ Адрианополя и погребли их в 3 отдельных гробницах. Каждое воскресенье и по праздникам от гробов преподобномучеников исходил свет. Вскоре после мученической кончины святых свящ. Николай из Арты отправился навестить брата, жившего на Дунае. По пути, в Адрианополе, заболел конь священника. Свящ. Николай, слышавший о мученическом подвиге И., обратился к нему с молитвой, и конь исцелился. Священник отправился к месту захоронения И. и рассказал жителям Арванитохориона о происшедшем. По его настоянию гробницы были открыты. От мощей И. исходило дивное благоухание. Свящ. Николай взял честную главу И. и часть его мощей и отвез их ученикам преподобномученика, подвизавшимся в афонском мон-ре Симонопетра. От мощей И. получили исцеление эконом Неофит и свящ. Каллист. Ученики послали со свящ. Николаем в Адрианополь одного из монахов, по имени Феофил, и перенесли в Симонопетру оставшиеся мощи И., Иакова и Дионисия. Впосл. ученики И. переселились в сел. Галатиста на п-ове Халкидики и возобновили пребывавший в запустении мон-рь вмц. Анастасии Узорешительницы. Чудеса от мощей И. привлекли туда большое число братии - до 150 чел. По молитве к И. фессалоникиец Филипп был избавлен от потопления во время бури. Исцеления происходили не только от мощей И., но и от его одежд (они облегчали тяжелые роды). В наст. время часть мощей И. хранится также в мон-ре Дохиар.

Житие И. и служба ему были написаны современником святого Феофаном Фессалоникийцем из монастыря вмц. Анастасии Узорешительницы и изданы Д. Лукопулосом (Афины, 1894). В сокращенном виде Житие И. было включено в «Новый Мартирологион» прп. Никодима Святогорца. Кроме того, в рукописи XVII в. Ath. Doch. 229 сохранился неопубликованный канон в честь И., составленный неким Нифонтом.

Ист.: Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. К., 1877. С. 320-325; ΝΜ. Σ. 38-44; Ϫουκάκης. ΜΣ. Τ. 11. Σ. 21-25; Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 11. Σ. 28-67; Афонский патерик. Ч. 2. С. 323-333; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 541-549.
Лит.: Ζερλέντης Π. Γ. Θεσσαλονικέων μητροπολῖται ἀπὸ Θεωνᾶ τοῦ ἀπὸ ἡϒουμένων μέχρι ᾿Ιωάσαφ ᾿Αρϒυροπούλου (1520-1578) // BZ. 1903. Bd. 12. S. 131-152; Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 19; Γεράσημος (Μικραϒιαννανίτης), μον. ᾿Ιάκωβος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 639-640; Γλαβίνας ᾿Α. ῾Ο ἐκ Καστορίας Νεομάρτυς ᾿Ιάκωβος. Θεσσαλονίκη, 1974; Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 2. Σ. 210-215; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 208-209; Θεόκτιστος (Ϫοχειαρίτης), μον. ῞Αϒιοι, ῞Οσιοι καί Νεομάρτυρες Ϫοχειαρίτες // Παρουσία ῾Ιερᾶς Μονῆς Ϫοχειαρίου. ῞Αϒιον ῎Ορος, 2001. Σ. 138-140.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕДЕОН (1766 - 1818), прмч. Каракальский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 30 дек.)
  • ДАМИАН († 1568), прмч. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 23 февр.)
  • АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АНДРЕЙ (XIII в.), отшельник, прп. (пам. греч. 15 мая)
  • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
  • АФИНОДОР († 304), прмч. Месопотамский, (пам. 7 дек., пам. греч. 19 дек.)
  • ГАВРИИЛ († 1676), прмч. (пам. греч. 2 февр.)