КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Том XXXVIII, С. 468-477
опубликовано: 21 ноября 2019г.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Содержание

субъект РФ, в составе Сибирского федерального окр. Территория 2366,8 тыс. кв. км. Адм. центр - Красноярск (1 млн 35,5 тыс. чел.; 2014). Расположен в азиат. части России. На севере омывается водами Карского м. и м. Лаптевых. Включает архипелаги Сев. Земля, Норденшельда, острова Арктического Института, Сергея Кирова, Комсомольской Правды, Сибирякова и ряд более мелких островов. Граничит с Якутией и Иркутской обл. на востоке, с республиками Тыва и Хакасия на юге, с Кемеровской и Томской областями и Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами на западе. Население - 2,85 млн чел. (2014). Национальный состав (2010): русские - 91,3%, украинцы - 1,4, татары - 1,3, немцы - 0,8, азербайджанцы - 0,6, представители др. национальностей - 4,6%. К. к. включает в себя 17 городских округов и 44 муниципальных района.

История

Древнейшие люди появились на территории К. к. в нижнем неоплейстоцене. Следующая волна заселения юга совр. К. к. относится к позднему ашелю (стоянка Разлог; ок. 300 тыс. лет назад). В мезолите (XI-V тыс. до Р. Х.) вся территория К. к. была освоена подвижными группами охотников и рыболовов. В неолите (V-III тыс. до Р. Х.) появились первые стационарные могильники (на о-ве Сергушкин, у стоянки Усть-Кова, на р. Чадобец и др.); большая часть памятников входила в круг ангаро-енисейской культурно-исторической общности; в Заполярье распространились белькачинская археологическая культура и культура Маймече, близкие к памятникам Якутии, а также стоянки с керамикой байкинского типа.

В начале бронзового века (с III тыс. до Р. Х.) в степи и лесостепи стала развиваться афанасьевская культура, к-рую в нач. II тыс. до Р. Х. на юге края сменила окуневская культура, известная каменными изваяниями и писаницами; в сер. II тыс. до Р. Х. распространяется андроновская культура. В конце бронзового века на юге К. к. получает развитие карасукская культура. В таежных районах Сев. Приангарья и на Крайнем Севере бронзовый век наступает не ранее нач. II тыс. до Р. Х.

В кон. VIII - нач. III в. до Р. Х. от верховий Енисея до района совр. Красноярска распространилась тагарская культура. В сев. районах при влиянии тагарской культуры продолжалось развитие культур местных охотников и рыболовов. В III-II вв. до Р. Х. на смену тагарской культуре пришла таштыкская (на севере ее памятники доходят до Ачинской лесостепи). Мн. достижения юж. племен восприняло население таежных районов.

Памятники Средневековья (с сер. I тыс. по Р. Х.) в среднем и верхнем течении Енисея связывают с енисейскими кыргызами и близкими к ним народами. С сер. VI в. они входили в 1-й и 2-й Тюркский каганаты; к этой эпохе относятся и орхоно-енисейские надписи. В IX-XII вв. юг края до Н. Ангары был включен в Кыргызский каганат, с 1207 г.- в Монгольскую империю. В 1218 г. кыргызы отказались участвовать в завоевательных походах монголов и были разгромлены армией Джучи. В 1273 г. кыргызам удалось добиться независимости, но в 1293 г. карательная армия монголов жестоко подавила восстание, уничтожив значительную часть мужского населения. Позднее здесь образовались Алтысарское, Алтырское, Тубинское, Езерское княжества. В XIV-XVII вв. хакасы образовали гос-во Хонгорай (по Буринскому договору 1727 г. вошло в состав Российской империи). Памятники средневековья более сев. районов К. к. изучены слабо, прослеживается влияние кочевых народов с юга. На западе Таймыра выделена вожпайская культура, оставленная мигрантами из Зап. Сибири и связываемая с предками ненцев и энцев. Предполагается, что районы Приангарья, бассейны рек Н. Тунгуска и Подкаменная Тунгуска населяли предки юкагиров и тунгусо-манчжурских народов, горно-таежные районы юга К. к.- носители енисейских языков.

Проникновение первых отрядов рус. промысловиков в бассейн Енисея пришлось на кон. XVI в. Оно осуществлялось через систему волоков между притоками Оби и Енисея, где в нач. XVII в. появился ряд рус. зимовий: Туруханское (1607), Хантайское, Имбатское. Зимой 1618/19 г. отряд казаков во главе с тобольскими служилыми людьми П. Албычевым и Ч. Рукиным основал Маковский острог на правом берегу р. Кеть, а в 1619 г. в среднем течении Енисея, ниже устья Ангары, заложил Енисейский острог, который стал опорным пунктом для дальнейших походов русских с целью присоединения Вост. Сибири. Для защиты Енисейска с юга от нападения воинственных кыргыз. племен были построены остроги: Красный Яр (Красноярский; 1628), Канский (1636), Ачинский (1641), Караульный (1675), Абаканский (1707) и Саянский (1718). С их возникновением фактически завершилось присоединение Приенисейского края к России. В XVII в. территория совр. К. к. включала Мангазейский, Енисейский и Красноярский уезды. В 1677 г. Енисейск стал разрядным городом (в состав Енисейского разряда входили Енисейский, Мангазейский, Красноярский, Иркутский, Нерчинский и Албазинский уезды).

Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г.Вид города Енисейска. Гравюра И. В. Люрсениуса. 1770 г.

В 1708 г. территория совр. К. к. вошла в состав Сибирской губ. В Енисейскую пров. этой губернии (1724) были включены Мангазейский (с 1735 - Новомангазейский), Енисейский и Красноярский уезды (до 1726 в нее входили также Томский, Кузнецкий, Нарымский и Кетский уезды; с 1736 включена в состав новообразованной Сибирской пров.). В 1764 г. Енисейская пров. стала принадлежать Тобольской губ. (в 1782-1796 Тобольское наместничество). В 1804-1822 гг. территория совр. К. к. входила в состав Томской губ., в 1822-1925 гг.- Енисейской губ. с центром в Красноярске.

По 1-й всеобщей переписи населения Российской империи (1897), в губернии проживали 559,9 тыс. чел., в т. ч. 62,9 тыс. чел. (11,7%) - в городах. В национальном составе преобладали русские - 83%, татары составляли 7,7, украинцы - 3,8, евреи - 0,9, мордва - 0,7, ненцы - 0,6, эвенки - 0,5%, представители др. национальностей - 2,9%. Перепись 1897 г. зафиксировала 7 наиболее многочисленных конфессий с явным превалированием Православия (570,2 тыс. чел.; 93,8%). Среди др. представленных в регионе конфессий: старообрядцы - 2,1%, католики - 1,1, иудеи - 1,1, мусульмане - 0,8, лютеране - 0,7%.

На рубеже XIX и XX вв. увеличилась численность инославных и иноверных общин за счет добровольного переселения из др. регионов империи, появились также первые ссыльные представители младопротестант. объединений: баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня. Верующие этих конфессий составляли в нач. XX в. ок. 10% населения.

Советская власть в Красноярске была установлена в ночь на 29 окт. 1917 г.

В сер. 1921 г. местными революционерами был провозглашен национальный суверенитет Тувы. В 1923 г. в особую адм. единицу был выделен Хакасский национальный у., преобразованный в 1930 г. в Хакасскую АО. В 1925-1930 гг. территория совр. К. к. входила в состав Сибирского края, в 1930-1934 гг.- Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краев. В 1930 г. были созданы Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа.

В 1934 г. был образован К. к., в составе которого по-прежнему находились Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский национальные округа. В 30-50-х гг. XX в. на территории К. к. были созданы лагерные комплексы системы ГУЛАГ - Краслаг, Енисейлаг, Норильлаг, всего действовало свыше 30 лагерей. Сев. районы К. к. стали важным опорным пунктом начавшегося в 30-х гг. XX в. освоения Северного морского пути. Исключительное значение имело открытие Норильского медно-никелевого месторождения научной экспедицией во главе с Н. Н. Урванцевым. В 1935 г. на базе месторождения развернулось строительство Норильского горно-металлургического комбината, к-рое осуществлялось силами заключенных Норильлага.

В годы Великой Отечественной войны в К. к. эвакуировалось более 40 промышленных предприятий. На его территории были сформированы 4 дивизии и др. боевые соединения. В послевоенные десятилетия край развивался как один из крупнейших промышленных регионов страны. Построены мощные гидроэлектростанции: Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, Назаровская ГРЭС, Усть-Хантайская ГЭС; ведущие предприятия цветной металлургии, такие как Красноярский алюминиевый завод, Красноярский завод цветных металлов, горно-химический комбинат в Красноярске-26 (ныне Железногорск), Ачинский глиноземный комбинат. Создан мощный комплекс предприятий химической промышленности, развивалось машиностроение, в т. ч. в области космической связи. В 1960 г. темпы промышленного развития К. к. превзошли общесоюзные. В 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР одобрили долгосрочную комплексную программу развития производительных сил К. к., направленную на создание крупных территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, получившую название «красноярская десятилетка».

На нач. 1980 г. в К. к. насчитывалось 76 религ. общин и групп, из которых более 60% не имели регистрации в органах советской власти, т. е. фактически действовали нелегально. Среди них - католич., иудейские и исламские общины, свидетели Иеговы, часть пятидесятнических и баптист. (сторонники Совета Церквей ЕХБ) деноминаций. Значительно уменьшилось количество лютеранских и старообрядческих объединений. 80-е годы XX в. стали переломными в развитии религ. ситуации; в этот период возрождаются мн. общины. На 1 янв. 1990 г., по офиц. данным, в регионе уже действовали 123 общины и группы, в т. ч. 57 зарегистрированных решениями исполкомов.

В 1991 г. из состава К. к. вышла Хакасия. Согласно Федеративному договору (1992) и Конституции РФ (1993), Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа стали самостоятельными субъектами в составе РФ. По итогам референдума, проведенного 17 апр. 2005 г. в К. к., в Таймырском и Эвенкийском автономных округах, 3 субъекта РФ объединились в К. к., образованный 1 янв. 2007 г. Федеральным законом РФ от 14 окт. 2005 г.

Религия

Большинство верующих в К. к.- православные. По данным на 2014 г., в К. к. зарегистрировано 289 религ. орг-ций: 134 православные (входят в Красноярскую митрополию РПЦ), община старообрядцев, 12 католич. общин, свыше 120 протестант., 16 мусульм. общин, 6 иудейских, 3 буддийские общины, 3 общины Истинно Православной Церкви, 2 кришнаитские, община Армянской Апостольской церкви, 1 бахаистская.

Русская Православная Церковь.

Распространение Православия в регионе началось одновременно с освоением Сибири. Первые правосл. храмы и монастыри были основаны в 1-й четв. XVII в. Значительную роль в распространении Православия на Приенисейском Севере сыграли Туруханский Мангазейский во имя Св. Троицы мужской монастырь, енисейский в честь Преображения Господня мужской монастырь и енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь. В 1620 г. была учреждена Тобольская епархия - 1-я правосл. епархия в Сибири (см. Тобольская и Тюменская епархия). В 1824 г. территория Енисейской губ. вошла в состав Иркутской епархии (см. Иркутская и Ангарская епархия), а в 1834 г.- новообразованной Томской и Енисейской епархии (см. Томская и Асиновская епархия). В 1861 г. из Томской епархии была выделена Енисейская и Красноярская (см. Красноярская и Ачинская епархия) с кафедрой в Красноярске.

Часовня во имя вмч. Параскевы Пятницы в Красноярске. 1852–1855 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Часовня во имя вмч. Параскевы Пятницы в Красноярске. 1852–1855 гг. Фотография. Нач. ХХ в.

В послереволюционный период с проведением радикальных конфессиональных реформ нарушился порядок управления церковно-адм. единицами и хозяйственно-церковной жизнью приходов на территории К. к. Храмы и имущество стали собственностью гос-ва, церковные и причтовые капиталы и предприятия ликвидировали, земли национализировали. Экономическая и политическая разруха не позволяла прихожанам участвовать в хозяйственно-церковной жизни епархии. Целостность Красноярской епархии до кон. 1922 г. удавалось сохранять во многом благодаря авторитету еп. Назария, к-рый воплотил в жизнь реформы, намеченные Поместным Собором 1917-1918 гг. В то же время давление государства на духовенство и верующих епархии повлекло за собой раскол конфессионального единства. Возникли обновленческое и тихоновское движения. Состав обновленцев в регионе был разнороден. Противоречия в этой среде оказались столь велики, что уже в 1923 г. обновленчество потеряло свои позиции и приняло формальный характер (ГА Красноярского края. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 299. Л. 156; Д. 498, Л. 5 об.; Ф. П-7. Оп. 1. Д. 842. Л. 1-3; Ф. П-60. Оп. 1. Д. 768. Л. 1-7).

К марту 1925 г. жизнедеятельность патриарших приходов была восстановлена и регламентировалась Красноярской (во главе с еп. Амфилохием (Скворцовым)) и Минусинской (во главе с еп. Димитрием (Вологодским)) епархиями. Значительная часть общин Канского окр. была присоединена к Иркутской епархии. Во 2-й пол. 20-х гг. на территории края существовали также 2 обновленческие епархии и их немногочисленные приходы. В рамках кампании по борьбе с религией в Енисейской губ. перестали существовать 17 церквей, из них 12 - в городах, 5 - в уездах. В этот период Православие в регионе не испытывало того «кадрового голода», к-рый был в европ. части страны. Старожильческие приходы имели своего иерея и могли позволить себе его содержание. В малонаселенных переселенческих и сев. приходах проблема разрешалась благодаря мигрантам и ссыльным, которые постоянно замещали друг друга. В 1925-1927 гг. еп. Красноярский Амфилохий рукоположил в духовный сан 35 чел., 22 из которых были мирянами, 10 - из семей священников. Большинство из них были людьми молодого и среднего возраста. Только 8 церковнослужителей, не имевших систематического богословского образования, но знавших все церковные каноны и предписания, были старше 40 лет. Значительное число иереев (22) были старожилами, знавшими местные условия и нужды своих прихожан, но не имели систематического образования. На 1 окт. 1924 г. только в 67 приходах Ачинского у. было 66 протоиереев и священников.

Несмотря на репрессии кон. 20-х гг. XX в., в регионе сохранилась легальная административно-церковная система. После перерегистрации религиозных общин в кон. 1929 г. только в Минусинском окр. действовали 96 патриарших и 26 обновленческих приходов. В кон. 20-х гг. XX в. на территории края существовали самостоятельные Красноярская и Минусинская епископии. В янв. 1934 г. была образована самостоятельная Ачинская епископия. В рамках атеистической пропаганды в 1931-1934 гг. в регионе было закрыто, по офиц. данным, 19 церквей, из них 2 были снесены, 1 отдана под школу, все остальные использовались в культурно-просветительских целях. Массовое закрытие правосл. храмов началось во 2-й пол. 30-х гг. XX в. В 1935-1941 гг. в крае закрыли 181 церковь. Из-за жесткого контроля церковная жизнь ушла в «катакомбы», что позволило сохранить общины верующих. Священники совершали групповые крещения, заочные отпевания, исповеди по переписке. Возникло такое явление, как «попы-передвижники», когда священники ездили из деревни в деревню и обслуживали население. Возникло «самосвятство», когда сами верующие объявляли себя посвященными в сан священника и совершали религ. требы на дому (ГА Красноярского края. Ф. П-26. Оп. 1. Д. 152. Л. 54 об.- 55; Д. 844. Л. 132, 133; Ф. П-1474. Оп. 1. Д. 351. Л. 36).

Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г.Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г.

В 1942 г. Красноярская епархия была восстановлена.

В период Великой Отечественной войны духовенство Красноярской епархии сыграло значительную роль в сборе денег на нужды фронта. В 1943 г. в Фонд обороны было сдано 55 тыс. р. В 1944 г. на патриотические цели передано 225 тыс. р.: в Фонд обороны и на оплату облигаций 3-го военного займа - по 5 тыс. р., на приобретение подарков бойцам действующей армии - 10 тыс. р., на сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского - 150 тыс. р., за что церковный совет красноярской Покровской церкви получил 2 благодарности от И. В. Сталина. В нач. янв. 1945 г. церковные советы и причты церквей края включились в общецерковный сбор в Фонд помощи детям и семьям фронтовиков. За 1-е полугодие 1945 г. приходами было внесено 365,727 тыс. р.

Относительная нормализация отношений между Церковью и властью привела к открытию храмов. К кон. 1945 г. были открыты 6 церквей в Абакане, Минусинске, Сухобузимском и Новоселовском районах. В 1950 г. в крае уже действовали 18 церквей. Вернулись из ссылок и лагерей нек-рые священнослужители. В нач. 1946 г. в крае был зарегистрирован 21 священнослужитель (ГА Красноярского края. Ф. П-26. Оп. 16. Д. 15. 4. 5. Л. 139, 140). Тем не менее часть духовенства и верующих продолжала оставаться в подполье.

В 1949 г. приходы К. к. вошли в состав Новосибирско-Барнаульской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия) в качестве Красноярского благочиния.

В 70-х гг. XX в. происходит возрождение Православия в регионе. Статистические данные свидетельствуют об усилении религ. активности об-в, зарегистрированных в рамках советского законодательства о культах. Так, в правосл. церквах К. к. в 1978 г. число крещений увеличилось на 24,4%, в т. ч. детей школьного возраста - на 87% и взрослых - на 76%. По сравнению с 1975 г. число поминовений умерших стало больше на 67,6%, заказных акафистов - в 2,7 раза. Возрос общий доход правосл. церквей. В 1983 г. он составил 1 млн 12 тыс. р. против 860 тыс. в 1978 г.

Определением Поместного Собора РПЦ 8 июня 1990 г. была воссоздана Красноярская епархия. 30 мая 2011 г. решением Свящ. Синода из Красноярской епархии в пределах Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов К. к., а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов выделена Енисейская епархия. 6 окт. 2011 г. обе епархии включены в состав новообразованной Красноярской митрополии. 28 дек. 2011 г. и 30 мая 2014 г. из Красноярской и Енисейской епархий соответственно были выделены Канская и Богучанская и Норильская епархии с включением их в состав Красноярской митрополии. (Подробнее об истории правосл. Церкви на территории К. к. см. в ст. Красноярская и Ачинская епархия.)

А. П. Дворецкая, Г. В. Малашин

Старообрядчество

В К. к., как и в др. регионах Сибири, последователи «старой веры» появились в результате ссылки и миграций. К. к.- одно из мест, связанных с жизнью протопопа Аввакума Петрова, сосланного в Енисейскую землю и дальше в Даурию (ныне Забайкальский край) за верность старым обрядам. Позже в Сибирь направлялись разные потоки переселенцев, долгое время преобладали тайные переселения. Ссылка стала массовой в царствование имп. Николая I Павловича, преследовавшего староверов: если в 1832 г. в Енисейской губ. их насчитывалось 39 чел., то в 1851 г.- 720, еще через 10 лет - ок. 1700 чел. До 80% старообрядцев Енисейской губ. жили в ее юж. части - Минусинском окр.; поселения также имелись на Ср. и Н. Енисее, Подкаменной Тунгуске, в Ачинском окр., в советское время появились поселения на Ангаре и в районе Обь-Енисейского канала. В 1859 г. администрация Вост. Сибири выдвинула проект использования старообрядцев для заселения Приамурья, и в 1860 г. они получили возможность легально переселяться на Дальн. Восток. Старообрядцы Енисейской губ. этим разрешением воспользовались. После реформ 60-70-х гг. XIX в. старообрядческое население Енисейской губ. увеличивалось: по офиц. статистике, в 1896 г. оно составило 8455 чел., в 1911 г.- 18 тыс. чел. Состав старообрядчества К. к. по направлениям известен очень мало. В Енисейской губ. жили последователи различных старообрядческих согласий: Белокриницкой иерархии, часовенного согласия, беглопоповцы, поморцы, титовцы, дырники, странники. В сочинениях часовенных есть упоминание об успешной проповеди среди их минусинских одноверцев нетовца (см. Спасово согласие) А. А. Коновалова, полемиста рубежа XIX и XX вв.; деятельность спасовцев отмечена в сер. ХХ в. и на Н. Енисее.

Старообрядческая церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Минусинске. Фотография. Нач. ХIХ в.Старообрядческая церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Минусинске. Фотография. Нач. ХIХ в.

Последователи Белокриницкой иерархии (см. также Русская православная старообрядческая церковь) живут на территории К. к. со 2-й пол. XIX в. Возникновение сибирских «белокриницких» обществ в 50-60-х гг. XIX в. связано с оформлением Белокриницкой иерархии в европейской части страны и на Урале. К этому времени руководству согласия, несмотря на активное противодействие властей, удалось организовать несколько епископских кафедр, включая Тобольскую. Общины «австрийцев» всей Сибири, включая Енисейскую губ., состояли первоначально в ведении Тобольских епископов, с 1887 г.- Томских, Иркутских и всея Сибири епископов. В 1913 г. на соборе в Москве было принято решение о создании Минусинско-Урянхайской епархии, с 1923 г. вплоть до своего ареста в 1933 г. ее возглавлял еп. Минусинский, Урянхайский и Семипалатинский Арсений (Давыдов).

Одним из ранних источников сведений по истории белокриницкого согласия юга Енисейской губ. является прошение ряда общин Курагинской вол. Минусинского окр. Московскому архиеп. Саватию (Лёвшину) в марте 1883 г. о присылке священника. Летом 1884 г. в дер. Кугуртак Курагинской вол. прибыл из Костромской губ. свящ. В. П. Горбунов с полотняной походной церковью; при нем была иерейская грамота, выданная ему архиеп. Саватием. Деятельность Горбунова находилась под пристальным вниманием властей летом 1884 г., когда в дер. М. Кныши Минусинского окр. предпринимались безуспешные попытки получить разрешение на строительство моленной. Позднее старообрядцы деревень Изындаевой и Павловской Ачинского окр. ходатайствовали перед губ. властями о разрешении заменить в метрических книгах слово «раскольники» словом «старообрядцы». В последней трети ХIХ в. ряд поселений Ачинского и Минусинского округов были полностью или частично старообрядческими. Дер. М. Кныши почти целиком была населена староверами. В деревнях Салбинской и Екатерининской Минусинского окр. последователи старой веры преобладали. В дер. Павловской из 681 жителя 16 чел. были последователями Белокриницкой иерархии. В с. Верхнеусинском Усинского пограничного окр. жили 497 старообрядцев. В деревнях Куряты и Быстрая Минусинского окр. проживали только старообрядцы. Старообрядцы активно участвовали в общественной жизни - избирались на должности сельских старост, сельских писарей, волостных судей, волостных заседателей по хозяйственной части. В дер. Белоярской Минусинского окр., где проживало 456 православных и 197 старообрядцев, в 1885 г. сельским старостой был избран старообрядец П. С. Верёвкин, а в дер. Большеидринской Минусинского окр., где из 112 жителей было 8 старообрядцев, именно из их числа на должность кандидата в волостные старшины был избран А. Е. Овчинников. Бурные дискуссии в общинах белокриницкого согласия Енисейской губ. вызвала публикация «Окружного послания» в февр. 1862 г.

После того как в 1906 г. был подписан указ о порядке образования и действия старообрядческих общин, на территории Минусинского у. были зарегистрированы 3 общины белокриницкого согласия - Минусинская в честь Покрова Пресв. Богородицы (Минусинск, деревни М. Минуса и Городок), Казанско-Богородская (деревни Казанско-Богородская, Кныши, М. Кныши, Паначева, Брагина, Салбинская) и Николаевская в Усинском пограничном окр. (с. Верхнеусинское, дер. Нижнеусинская, поселки Знаменский, Атамановский, Уюкский, Туранский). В 20-30-х гг. XX в. общины прекратили существование. В 1978 г. «белокриницкий» приход Белокриницкой иерархии был зарегистрирован в Минусинске (при Покровской ц.), в июне 1991 г.- в Красноярске. Эти приходы относятся к Восточному благочинию Новосибирской и всея Сибири епархии, воссозданной в окт. 1992 г. Старообрядцы - последователи РПСЦ проживают в 40 населенных пунктах К. к.

Беглопоповцы жили в дер. Белоярской Минусинского окр., беспоповцы разных согласий - в ряде деревень Тесинской, Сагайской, Ермаковской волостей Минусинского окр. В частности, в деревнях Быстрая и Таскина Минусинского окр. проживали поморцы. В 1991 г. была зарегистрирована община поморцев в Минусинске, в 2002 г. снята с учета.

Н. А. Старухин

Часовенное согласие - одно из самых крупных и изученных направлений старообрядчества в К. к. (самоназвание - «християне»). Согласие возникло на Керженце, затем распространилось в Предуралье, на Урале и в Зауралье. Его члены в прошлом беглопоповцы, перешедшие к беспоповской практике (богослужения проводятся в часовнях), но они не считают себя беспоповцами и сохраняют память о священниках своего прошлого. В нач. XX в. в Минусинском окр. часовенные проживали в дер. Большеидринской, а в Ачинском окр.- в дер. Павловской (Павловская была крупным центром старообрядчества - в 1894 в деревне действовали 3 старообрядческие моленные).

Массовое переселение часовенных в К. к. завершило процесс тайного перемещения на восток скитов и одноверных крестьян, начавшегося в кон. XIX в. и усилившегося после установления советской власти. Миграции шли с Урала в тюменские и томские пределы, оттуда, подгоняемые коллективизацией и арестами сибир. старообрядческих наставников,- к низовьям Енисея. В 1917-1936 гг. на севере Зап. Сибири, на территории Нарымского края, в таежном левобережье Оби, прятались муж. и жен. скиты часовенных, на заимках, в деревнях и селах скрывались крестьяне-старообрядцы. С нач. 30-х гг. XX в. здесь водворялись согнанные со всей Сибири репрессированные крестьяне-«спецпереселенцы»; староверы оказались на территории «комендатур», входивших в систему управления ссылкой, над ними нависла угроза обнаружения. В 1936 г. сибирские часовенные начали разведку пути на восток, в К. к. Переезд туда группы скитов (мужского и неск. женских, часть к-рых - остатки разгромленных урало-сибир. тайных жен. мон-рей) и сопутствовавших им крестьян-часовенных произошел в 1937-1940 гг. В К. к. староверы оказались на территории Ярцевского р-на. Один из руководителей скитов, о. Антоний (Людиновсков), позднее написал свои воспоминания об этой труднейшей миграции. Он подробно повествует о путешествиях 1936-1940 гг.: о тайном передвижении за тысячи верст небольшого разведывательного отряда, о выборе места для поселения и о поэтапном перемещении туда нескольких десятков пустынников и связанных с ними крестьянских семей. Скиты постепенно продвигались к разведанным местам близ дер. Безымянки, а разведчики во главе с о. Антонием тем временем искали пути во все более глухие места по южному притоку р. Сым - р. Кольчум и по самой р. Сым, впадающей слева в Енисей близ с. Ярцево. В конце концов по общему совету с игум. Симеоном было решено переселяться еще далее на север - на левый приток Енисея р. Дубчес. На новом месте переселенцев ожидали голод и тяжкий труд: «Тут хлеб стряпали напополам с гнилушкой... И о вариве тоже скудно было, также и о одежде и обуви. А работа была тяжелая: раскарчевка пашен и постройка келий». Перед нами - традиц. картины рус. земледельческой колонизации. Насельники старообрядческих мон-рей существовали в тесном взаимодействии с крестьянами-одноверцами. Во взаимоотношениях крестьян и скитов имели место благотворительность, практика трудового или иного вклада за себя или родственников-монахов и найма. Все 3 типа связей в рус. правосл. жизни прослеживаются с глубокой древности.

Дубчесские пустынники и крестьяне «пожиша в тишине и безмолвии» больше 10 лет. В нач. 1951 г. скитские убежища были обнаружены властями. Сохранились 2 ярких рассказа о последовавшем разгроме: алтайского крестьянина-старовера И. А. Потанина и старообрядческого писателя А. Г. Мурачёва. Оба были арестованы в марте 1951 г., обоим удалось бежать, позже Потанин был снова пойман. В ночь на 23 марта 1951 г. был захвачен жен. скит, в нем разместился штаб отряда. На следующий день в скит были доставлены старицы из соседнего скита, к-рый был сожжен вместе с книгами и иконами. Пойманные монахи и крестьяне подвергались пыткам и издевательствам с целью вынудить их показать путь в др. поселения часовенных. Не избежал пыток и Мурачёв: его избивали, имитировали повешение. Вскоре был разорен главный мон-рь на Дубчесе - скит под рук. отцов Симеона и Антония (Людиновскова). Все обнаруженные поселения уничтожались вместе с иконами и книгами (сжигали «келии и всю святыню, книги, иконы»). Было захвачено большое количество хлеба и др. продовольствия. 5 мая 19 мужчин и 41 женщина были отправлены в тюрьму Красноярска. По суду проходили 33 чел. (остальные получили статус свидетелей), они были осуждены на сроки от 10 до 25 лет. После смерти Сталина староверы были амнистированы; к тому времени двое уже скончались в лагерях, в т. ч. о. Симеон, отказавшийся от пищи и погибший 5 авг. 1953 г. в Озерлаге. Освободившиеся пустынники и крестьяне устроили скиты в разных местах Вост. Сибири, позже были восстановлены скиты на Дубчесе.

Жизнь часовенных в значительной степени регулировали постановления местных соборов. Сохранились материалы 8 соборов в К. к. в 1956-1994 гг. По числу участников соборы были различными, в XIX в. в заводских общинах Урала на соборы могло приехать более тысячи чел. На Минусинском соборе 1974 г. присутствовали 24 чел., в 1975 г.- 31 чел. Местами проведения соборов бывали чаще всего дома влиятельных членов общины. Немноголюдный собор близ дер. Безымянка К. к. происходил в 1990 г. в келье женского лесного скита. Главными фигурами на соборах часовенных в XIX в. были руководители и обитатели скитов, в ХХ в. мирские наставники практически вытеснили скитских старцев. На Бирикчульском соборе 1984 г. (в с. Бирикчуль Аскизского р-на Хакасии) мирские устроители собора заявили: «Пустынножителям не должно вмешиваться в мирскую жизнь». Мирские наставники, как это неоднократно подчеркивается в соборных документах, избираются общинами и не имеют права брать плату. В Минусинском соборном уложении 1975 г. оговорено, что «наставник не может поставить вместо себя наставника по наследству». На соборах часовенных в К. к. широко обсуждались вопросы богослужения в отсутствие священников (совершение крещения, брака, исповеди, погребения). Много внимания уделялось вопросам самоидентификации, не смешения с «чужими»: запретам в еде и питье (отказ от купленных продуктов), сохранению традиц. одежды, наказаниям за контакты с «никонианами». Соборы в К. к. разрабатывали правила наложения епитимьи на тех членов согласия, кто по объективным обстоятельствам не мог соблюдать его установления: на служивших в армии, больных в больницах, вернувшихся из мест заключения. Послевоенные сибир. соборы неизменно осуждали технические новшества - радиоприемники, магнитофоны, телевизоры, кино- и фотоаппараты, компьютеры. Их стали приравнивать к языческим кумирам (Минусинское соборное уложение 1975 г. и др.) Самые развернутые постановления против технических новшеств были приняты на Сандакчесском соборе 1994 г.: «электроника и компьютеры, чеки и чековые книжки... электронные и пластиковые карточки» провозглашались верными признаками того, что «наступают страшные времена, приближается... антихрист». Достигшая до енисейского Приполярья распространенная в 90-х гг. XX в. легенда о компьютере-антихристе и «зверином числе» Международного банка использовалась здесь для возрождения старинного верования часовенных о зараженности антихристом всех денежных операций («куплей и продаяний»).

Часовенные в К. к. сохранили богатое книжное наследие своего согласия XVIII - 1-й пол. XX в., созданное на Урале и в Зап. Сибири: «История про древнее благочестие», «Рукопись о древних отцах», Родословие часовенного согласия о. Нифонта, сочинения скитских игуменов о. Саввы и о. Симеона, послания и др. Письменная традиция продолжала развиваться и после перемещения в Вост. Сибирь. Несмотря на уничтожение дубчесских монастырей в 1951 г., сохранилась спрятанная в земле в одном из скитов рукопись коллективного труда по истории часовенного согласия - Урало-Сибирского патерика («Новый патерик»). Труд был продолжен под рук. о. Антония (Людиновскова) и о. Ефрема (Котегова) после восстановления скитов в тайге К. к. Патерик состоит из 3 частей: житий старцев, житий стариц, рассказов о чудесах; в известной исследователям редакции изложение доведено до нач. 90-х гг. XX в. О. Симеон обучал своих духовных детей искусству создания богословских, полемических и нравоучительных сочинений. В часовенном согласии бережно хранятся труды его учеников: отцов Антония и Ефрема, Мурачёва и др. В нижнеенисейских скитах, духовном центре часовенных К. к., сохраняется традиция иконописания, во 2-й пол. ХХ в. ведущим иконописцем был о. Ефрем. Известны не только иконы на дереве, но и низанные бисером иконы, выполненные насельницами женских скитов. Богатством отличается традиция богослужебного пения в часовенном согласии, на Н. Енисее долгое время признанным учителем крюкового пения был Мурачёв.

Одно из заметных беспоповских направлений Н. Енисея, хотя и относительно малочисленное,- титовцы. Основатель его Тит Тарасович Выгвинцев, приехавший в Зап. Сибирь из Пермского края, первоначально принадлежал к часовенному согласию, затем вышел из него, образовав собственный толк. Титовцы распространились по таежным местам левобережья Оби. В К. к. они появились, по-видимому, тогда же, когда и основная масса мигрировавших из Зап. Сибири часовенных.

Н. Д. Зольникова

Римско-католическая Церковь

Первые католики появились на территории совр. К. к. в кон. XVIII в. После разделов Речи Посполитой и подавления восстания Т. Костюшко в 1794 г., а также после Польского восстания 1830-1831 гг. тысячи поляков были сосланы в Сибирь. Многочисленные польск. колонии возникли на протяжении всего Сибирского тракта. Красноярский католич. приход был учрежден по распоряжению администратора Могилёвской архиепархии от 1 авг. 1836 г. Однако лишь в 1857 г. стараниями куратора прихода монаха Бернардинского ордена Викентия Бельского в Красноярске был построен деревянный католич. храм. В 1911 г. на купленном прихожанами участке был освящен новый каменный храм в честь Преображения Господня. Покровителем церкви избрали св. Станислава.

В годы аграрной реформы (1906-1911) в Енисейскую губ. переселялись крестьяне-католики с польск. земель. Если на 1 янв. 1904 г. на Енисее проживало 8,748 тыс. католиков, то к 1906 г. их насчитывалось уже 10,5 тыс., а к 1912 г.- ок. 15 тыс. чел. Увеличению численности католиков способствовала эвакуация в Сибирь промышленных рабочих и беженцев из прифронтовой зоны, а также размещение военнопленных.

В 20-30-х гг. XX в. в условиях гонений на религию мн. католич. общины распались. В 1923-1925 гг. прекратила существование Иланская католич. община, в которую входили католики с. Иланского, железнодорожных станций от Клюквенной до Тайшета, верующие Ирбейского, Абанского, Рыбинского и Устьянского районов Канского у. (округа); община в Красноярске состояла в этот период всего из 300 членов. При этом сохранялись крупные общины в деревнях, а также в городах Ачинске и Боготоле.

21 марта 1922 г. в связи с приказом о реквизиции церковных ценностей для помощи голодающим здание храма в Красноярске было национализировано, затем отдано общине в аренду. 3 марта 1936 г. договор о пользовании молитвенным и культовым зданием был расторгнут, храм был передан гос-ву для размещения в нем объектов культуры. Последнего настоятеля храма о. Иеронима Церпенто 2 июля 1935 г. арестовали по обвинению в организации контрреволюционной группы, занимавшейся шпионажем в пользу польск. правительства. 24 июля 1936 г. он был приговорен Военным трибуналом Сибирского окр. к 10 годам лишения свободы, 4 дек. 1938 г.- к смертной казни и 14 дек. расстрелян (реабилитирован посмертно в 1993).

Впосл. в помещении храма размещался радиокомитет, позднее - кинокомплекс, а после установления в 80-х гг. XX в. органа здание стало использоваться как Органный зал филармонии. В течение многих десятилетий верующие были вынуждены участвовать в богослужениях лишь тайно. Немного активизировалась жизнь прихода во 2-й пол. 50-х гг. XX в., когда из лагерей стали возвращаться священники. Так, в течение неск. лет на территории К. к. и Хакасии работал амер. свящ. Уолтер Чишек.

С июля 1955 г. в адрес уполномоченного по делам религий по К. к. поступали ходатайства об открытии молитвенных домов и о регистрации религ. общин от католиков Красноярска, Игарки, дер. Долгий Мост и с. Маганского Советского р-на, населенных пунктов Манского, Емельяновского и Нижнеингашского районов. Руководителями католич. общин стали ссыльные священники: в Красноярске - Юозас Густас, в дер. Долгий Мост - Леонос Имескис, в Игарке - Миколас Буожюс.

В 1986 г. гос. регистрацию получили общины в с. Бородино Боградского р-на Хакасии, в 1987 г.- в г. Уяр, в 1990 г.- в г. Талнах. В первые 2 общины объединились немногочисленные верующие пожилого возраста, в основном немцы, депортированные в К. к. в начале Великой Отечественной войны. Третья община состояла из тех, кто прибыли в край в 60-80-х гг. XX в. для промышленного освоения Норильского промышленного р-на и из потомков репрессированных. В нее входили молодые люди, в основном украинцы.

15 мая 1991 г. была зарегистрирована католич. община Красноярска. В апр. 1992 г. в город для постоянной пастырской работы приехал священник из Ирландии Роберт Бредшоу.

В сент. того же года открыли свою миссию священники из Конгрегации Сыновей Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии (кларетины), а также монахини 2 конгрегаций - адораток Крови Христовой и сестер милосердия св. Карло Борромео. После смерти свящ. Р. Бредшоу в 1993 г. общину возглавил о. Антоний Бадура. В нач. 1993 г. верующим разрешили проводить богослужения в здании католич. храма в центре Красноярска.

17 июня 2012 г. освящен новый католич. храм. Его настоятелем стал о. Тадеуш Шийка.

По данным управления общественных связей губернатора К. к., на нач. 2014 г. в крае зарегистрировано 12 католич. орг-ций. Католиками себя считают примерно 42 тыс. жителей К. к.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Первые лютеране появились на территории К. к. во время Северной войны 1700-1721 гг., ими были пленные шведы. К нач. XIX в. относится возникновение фин. лютеран. диаспоры в Сибири. Первая лютеран. колония Рыжково была основана в 1809 г. в 180 верстах от Омска. Основную массу населения составляли ссыльные. В 1850 г. эстонцы основали колонию В. Суэтук в Минусинском окр. Однако с 1854 г. в колонию стали активно заселять и финнов. По просьбе пастора Карла Коссмана, назначенного на место иркутского дивизионного проповедника в 1856 г., енисейский губернатор разрешил образовать в 1869 г. лютеран. приход Омские колонии.

В 1858 г. латыши основали собственную колонию Н. Буланка в Минусинском окр. В 1861 г. в 200 верстах от Минусинска и в 7 верстах от Н. Буланки возникло поселение ссыльных эстонцев В. Буланка. В 1881 г. из новых колоний был создан самостоятельный приход под названием В. и Н. Буланка. В 1869 г. основан евангелическо-лютеранский приход Тобольск-Рыжково, к-рый по состоянию на 1904-1905 гг. насчитывал 4,6 тыс. прихожан. В 1884 г. для проживающих в Сибири финнов была учреждена должность разъездного пастора, и первым таким проповедником стал Г. И. Гране. В 1888 г. в В. Суэтуке на деньги прихожан и средства фин. консульства была построена каменная кирха. В 1893 г. в Н. Буланке было основано библиотечное товарищество. В его фондах содержалось ок. 300 наименований книг и 12 периодических изданий на латыш. языке, гл. обр. религиозного содержания.

Новая волна поселенцев стала пополнять колонии после открытия Транссибирской железной дороги, а затем - после подавления революции 1905-1907 гг. Самая большая миграция пришлась на годы столыпинских реформ, когда в К. к. прибыло неск. тысяч крестьян.

В условиях репрессий 30-х гг. XX в. лютеран. общины распались. При этом в 40-х гг. число лютеран в Сибири росло за счет массовых депортаций. В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь ссылали латышей и эстонцев, в авг. 1941 г. насильственному переселению подверглись российские немцы.

Возрождение лютеран. общин на территории К. к. пришлось на нач. 90-х гг. На нач. 2015 г. лютеранство в регионе представлено пробством Центр. Сибири Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока, входящей в состав Союза Евангелическо-лютеранских церквей (11 общин на территории К. к., из них 1 - в Красноярске), Сибирским пробством Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (приходы в Красноярске, Минусинске, В. Суэтуке, В. и Н. Буланке), Сибирской Евангелическо-лютеранской церковью (с 2003 автокефальная, ранее являлась частью Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви (ЭЕЛЦ), на территории К. к. имеется 2 прихода), Красноярским пробством Евангелической лютеранской церкви европ. части России (ЕЛЦЕР) и Евангелическо-лютеранской церковью Аугсбургского исповедания (1 приход в Красноярске).

Первые баптисты появились на территории К. к. в кон. XIX в. К 1948 г. в крае было зарегистрировано всего 3 общины Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - в Красноярске, Абакане и Минусинске. Еще 19 заявлений 1 янв. 1947 г. находилось на рассмотрении, но часть общин так и не была зарегистрирована, часть получила регистрацию позже. До нач. 60-х гг. число зарегистрированных общин постоянно увеличивалось.

С 1958 г. начался раскол общин. Т. н. свободные кафедры в Минусинске и Абакане выступили против регистрации как общин, так и пресвитеров и проповедников в органах власти, а также против ограничений в свободе вероисповеданий. К 1962 г. движение т. н. инициативников (с 1965 Совет церквей ЕХБ) приобрело массовый характер, произошло резкое увеличение общин. В К. к. численность членов незарегистрированных общин увеличилась за 1962 г. на 327 чел., а зарегистрированных - всего на 6. Постепенно руководители и активисты, подвергавшиеся преследованиям со стороны властей, перешли на подпольное существование.

В 70-х гг. XX в. численность общин ЕХБ колебалась в следующих границах: от 1,159 до 1,327 тыс. чел. в зарегистрированных общинах и группах и от 89 до 123 - в группах «инициативников». В 80-х гг. количество зарегистрированных общин увеличилось до 20, численность членов в них - до 1458 чел., из них в незарегистрированных группах насчитывалось 198 чел.

По официальным данным, в 1990-2006 гг. число только зарегистрированных организаций увеличилось с 20 до 31. Наиболее широко представлены общины Объединения церквей ЕХБ Красноярского края и Республики Тыва. Возглавляет это Объединение церквей ЕХБ еп. Александр Сиско. По данным на 2006 г., в 25 городах и поселках К. к. действовала 31 зарегистрированная религиозная организация ЕХБ (в т. ч.- 3 в Красноярске), еще в 60 населенных пунктах функционировали филиалы или религ. группы ЕХБ. Часть верующих переехала в К. к. в сер.- кон. 90-х гг. XX в. в результате гонений на христиан в республиках Ср. Азии.

Еще одно направление представлено общинами Совета церквей евангельских христиан-баптистов (далее: СЦ ЕХБ), число которых в связи с отсутствием официальных данных не может быть точно определено.

С 1995 г. в К. к. действует Красноярская религ. баптистская миссия, основанная миссионерами из Сев. Каролины.

Самая крупная среди поместных церквей ЕХБ, церковь «Благодать» в Красноярске, была основана в 1998 г. В 1990-1994 гг. силами прихожан был построен Дом молитвы. Если в 1994 г. эту церковь посещали всего ок. 360 чел., в 2003 г. число ее прихожан выросло до 1,5 тыс. чел.

Пятидесятники, появившиеся в К. к. в 20-х гг. XX в., в основном были представлены переселившимися в К. к. жителями западных регионов страны. В послевоенные годы произошел рост численности пятидесятников за счет новых переселенцев и ссыльных. После создания Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (1944) почти все пятидесятнические общины вошли в его состав, автономию сохранила лишь 1 община в Красноярске. На 1 янв. 1963 г. в К. к. насчитывалось 428 пятидесятников. С 1990 г. началось создание самостоятельных пятидесятнических организаций. Всего на нач. 2015 г. насчитывалась 31 орг-ция, входящая в состав Российского Союза христиан веры евангельской (10 - в Красноярске, 3 - в Дудинке, 3 - в Норильске, 2 - в Железногорске, 2 - в Минусинске, по 1 в городах Боготол, Бородино, Зеленогорск, Ужур и Шарыпово, в поселках Балахта, Подгорный и Шушенское, в селах Богучаны, Ермаковское и Есаулово).

На территории К. к. также действуют пятидесятнические организации, принадлежащие к Объединенной церкви христиан веры евангельской (ОЦ ХВЕ). Красноярское отделение этой церкви является одним из крупнейших религ. объединений Красноярска, насчитывающим ок. 30 общин в городах и районах края, более тысячи прихожан и ок. 60 миссионеров.

Среди других протестант. деноминаций - Адвентисты седьмого дня (1 община в Красноярске, 2 - в Игарке, по 1 в Ачинске, Дивногорске, Канске, Назарове, Норильске, а также в поселках Балахта, Приморск и Шушенское), 19 общин Свидетелей Иеговы, община церкви Иисуса Христа святых последних дней (Красноярск, 2002) и др.

Истинно Православная Церковь

(ИПЦ) в К. к. представлена Красноярским подворьем ИПЦ (1996, повторная регистрация в 2002), приходами в Канске (не позднее 2009), в с. Георгиевка Канского р-на и дер. Минушка Ирбейского р-на (2003).

Армянская Апостольская Церковь

(ААЦ). В Красноярске имеется единственная в регионе организация ААЦ - церковь «Сурб Саркис» (1998) Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 2003 г. Католикос всех армян Гарегин II освятил храм св. Саркиса - единственную арм. церковь за Уралом.

Ислам

Распространение ислама в крае связано с притоком переселенцев из центральных регионов Российской империи в XIX в. В сер. XIX в. появились первые татар. поселения в деревнях Шулдат и Серебряково. В 1892 г. Енисейское губ. правление постановило разрешить магометанскому обществу г. Енисейска постройку соборной мечети (строительство завершено в 1905). В кон. XIX - нач. XX в. появились первые мечети в Красноярске и Минусинске. В 20-30-х гг. XX в. в Новоенисейске (ныне район Лесосибирска), а также в Большемуртинском и Казачинско-Ленском районах сложились крупные мусульм. общины.

С 1989 г. число исповедующих ислам в К. к. возросло в связи с миграциями населения с Сев. Кавказа и из Ср. Азии. Большинство мусульман К. к. проживает в крупных городах: Красноярске, Норильске, Ачинске. В 2002 г. было создано Единое духовное управление мусульман К. к. Основная деятельность мусульм. общин направлена на возрождение религ. и культурно-национальных традиций, на принятие мер для сближения мусульм. групп и орг-ций. Для осуществления такой работы созданы Совет мусульман края, Красноярский муфтият, а с 2007 г. стали проводиться ежегодные съезды мусульман К. к. с привлечением представителей из др. областей. На янв. 2015 г. в К. к. зарегистрировано 16 мусульм. орг-ций.

Иудаизм

В нач. XIX в. на территории совр. К. к. появились иудейские религ. общины. В 1822 г. существовала иудейская молельня в Красноярске, а к 40-м гг. XIX в. синагоги были построены в Канске, Ачинске и Енисейске. На протяжении советского периода иудейские общины на территории К. к. официально не были зарегистрированы. После 1991 г. началось их возрождение. На янв. 2015 г. в К. к. зарегистрировано 6 евр. религ. орг-ций: 3 в Красноярске, 2 - в Ачинске (обе в 1999), 1 - в Норильске (2003).

Другие религиозные конфессии

На территории К. к. также представлены: буддисты (3 орг-ции - в Красноярске: буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью (1991), община «Наланда» (2005) и буддийский центр «Чакрасамвара» (2007)); Об-во сознания Кришны (в Красноярске (1993) и Железногорске (2007)); община бахаистов в Красноярске (2000).

А. П. Дворецкая

Арх.: Архив Новосибирской и всея Сибири епархии РПСЦ (Новосибирск); ГА Красноярского края.
Ист.: Памятная книжка Енисейской губ. на 1863 г. СПб., 1863; Волости и населенные места 1893 г. СПб., 1894. Вып. 10: Тобольская губ.; 1895. Вып. 11: Енисейская губ.; Памятная книжка Енисейской губ. с адрес-календарем, сост. по 1 янв. 1896 г. Красноярск, 1896; Сибирский торгово-промышленный календарь на 1898 г. Томск, 1898; Памятная книжка Енисейской губ. на 1915 г. Красноярск, 1915; Отчет Красноярского Епархиального комитета Правосл. миссионерского общества за 1913 г. Красноярск, 1914; Межэтнические связи Приенисейского региона: Сб. док-тов. Красноярск, 2007. 2 ч.; Религия и общество в Приенисейской Сибири, 1920-1930-е гг.: Сб. архивных док-тов и мат-лов. Красноярск, 2011.
Лит.: Чудновский С. Л. Енисейская губ.: Стат.-публицистические этюды. Томск, 1885; Смирнов В. А. Ист. очерк Приенисейского края. Красноярск, 1926. Ч. 1: Край до русских, рус. завоевание, хозяйство и быт в XVII и XVIII вв.; Островская Л. В. Некоторые замечания о характере крестьянской религиозности: (На мат-лах пореформенной Сибири) // Крестьянство Сибири XVIII - нач. XX в. Новосиб., 1975. С. 172-186; Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосиб., 1981; он же. Казачество и другое служебное население Вост. Сибири в XVIII - нач. XIX в. Красноярск, 2007; Стахеева Н. Н. Старообрядчество Вост. Сибири в XVII - нач. ХХ в.: АКД. Иркутск, 1998; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-ХХ вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002; Сосковец Л. И. Религ. конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Рафиков Р. Г. Религ. объединения Красноярского края в посл. четв. ХХ в. // Край большого будущего: История, действительность, перспектива: Мат-лы науч.-практ. конф. «70 лет Красноярскому краю: итоги и перспективы развития». Красноярск, 2004. С. 125-130; он же. Этнические мусульмане Красноярского края на совр. этапе (2001-2004 гг.) // Информ. бюл. Совета мусульман. Красноярск, 2004. № 4; Доброновская [впосл. Дворецкая] А. П. Религ. возрождение в Красноярском крае в 1970-1985 гг. // Проблемы демократии: история и современность: Мат-лы науч. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2006. С. 221-228; Казанцева Т. Г. Особенности служения по Псалтири в старообрядческой общине титовского согласия // Народная культура Сибири. Омск, 2006. С. 91-95; она же. Некоторые наблюдения над богослужебной певческой практикой старообрядческих общин индустриальных регионов Сибири // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. Т. 2. С. 288-298; Данилова В. Е. Евангельские христиане-баптисты и их деятельность в Красноярском крае: (Совр. история) // Свобода совести в России: ист. и совр. аспекты: Сб. ст. М., 2007. Вып. 5. С. 66-74; Горбатов А. В. Гос-во и христиане веры евангельской в Сибири (1945-1970 гг.) // Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер.: История. Полит. науки. 2008. Т. 3. № 4. С. 68-73; Мармышев А. В., Елисеенко А. Г. Гражданская война в Енисейской губ. Красноярск, 2008; Излученко Т. В. Ислам на территории Красноярского края // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 75-летию Красноярского края. Красноярск, 2009. Т. 2. С. 279-282; Чернышов В. В. Старообрядцы в Енисейской губ.: (По мат-лам КГКУ «Государственный архив Красноярского края») // Красноярские архивы. 2011. № 6; Путешествие по Красноярскому краю: Культура и традиции. Красноярск, 2012; Старообрядцы Приенисейской Сибири: История и современность. Красноярск, 2012; Маслова Ю. В. Историко-культурное значение старообрядческого храма: (На примере Покровской ц. г. Минусинска) // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. С. 383-398.
А. П. Дворецкая, Н. Д. Зольникова, Г. В. Малашин, Н. А. Старухин
Рубрики
Ключевые слова
См.также