ЛЕВ IV
Том XL, С. 295-296
опубликовано: 11 мая 2020г.

ЛЕВ IV

Содержание

(25.01.750 - 8.09.780), визант. имп. (с 14 сент. 775, как соправитель - с 6 июня 751). Прозвище - Хазар (ὁ Χάζαρις, Χάζαρος), архаизированное - «Скифородный» (Σκυθογένης), «что от хазарянки» (ὁ ἐκ τῆς Χαζάρας).

Источники

Рассказ о правлении Л., помещенный в хронике прп. Феофана Исповедника († 818), составлен современником Л., взявшим за основу дворцовые протоколы. В агиографических текстах упоминается об иконоборческих убеждениях Л., но отмечается его сравнительная толерантность по отношению к иконопочитателям. Хронист Георгий Амартол (сер. IX в.) даже называет его «благочестивым» (Georg. Mon. Chron. P. 765). В «Послании 3 восточных патриархов имп. Феофилу» (836) сказано: «Второй Лев, унаследовав царскую власть, тихим и мирным образом жизни усмирил многомятежную бурю против Церкви и утихомирил треволнения против святых икон, и жизнь его окончилась мирно» (Afinogenov. 2014).

Биография

Имп. Лев IV. Имп. Константин VI. Золотой солид. Аверс. 776–780 гг.Имп. Лев IV. Имп. Константин VI. Золотой солид. Аверс. 776–780 гг. Л.- старший сын имп. Константина V от дочери хазар. кагана Вирхора (по имени Чичак; в крещении Ирина; † 750, возможно, при родах). 17 дек. 769 г. женился на Ирине (буд. императрице - восстановительнице иконопочитания), их единственным сыном был Константин (род. 14 янв. 771, буд. имп. Константин VI).

Согласно Феофану и Георгию Монаху (Theoph. Chron. P. 453; Gеorg. Mon. Chron. P. 765), Л. очень понравился некий «венец Великой Церкви», украшенный драгоценными камнями, и он возложил его себе на голову (Георгий интерпретирует это как святотатство). После этого у императора на голове появились язвы (ἄνθρακες, букв.- «угли», также название драгоценного камня) и случилось воспаление, от которого он и умер. Возможно, эта история свидетельствует о враждебной по отношению к Л. традиции, следы к-рой можно заметить и у Феофана. Неизвестно, что имеется в виду под «венцом Великой Церкви»; позднейшая традиция, отраженная Константином VII Багрянородным, объясняет, что венец - это царская корона, которую следует надевать исключительно во время религ. процессий. Л. же, надев ее по собственной прихоти, проявил непочтение к святыне и гордыню. Л. был похоронен там же, где его отец (прах Константина V был выброшен из гробницы в 852 и уничтожен по распоряжению патриарха К-польского свт. Игнатия) и дед (Лев III Исавр), в ц. св. Апостолов в К-поле.

Внешняя политика

При Л. арабы совершили несколько успешных, но малозначимых походов в М. Азию, а в 778 г. византийские войска во главе с Михаилом Лаханодраконом (см. в ст. Константин V) и др. одержали над ними победу. Имел место также обмен посольствами между империей и халифатом, в ходе которого Л. будто бы послал халифу аль-Махди кн. «Ианний и Иамврий» о египетской магической премудрости (Mich. Syr. Chron. III 1). Л. продолжал прежнюю политику, переселяя христиан-монофизитов (сирийцев и армян) из Сирии во Фракию для укрепления визант. позиций против болгар. В 776/7 г. болг. хан Телериг бежал в Византию, где Л. стал его крестным отцом и выдал за него замуж родственницу своей жены Ирины. На Западе продолжалось ухудшение отношений с папством. В 778 г. дело дошло до военного конфликта, когда папа Адриан I захватил г. Таррацину (ныне Террачина), принадлежавший Неапольскому дукату. Город удалось вернуть при помощи герц. Беневентского Арихиса II. Когда сын последнего лангобардского кор. Дезидерия Арихис (Адельхис, в крещении Феодор) бежал в К-поль, Л. предоставил ему убежище и возвел в сан патрикия.

Внутренняя и церковная политика

На первую же Пасху после вступления на престол (14 апр. 776) Л. короновал своим соправителем сына, Константина VI, нарушив порядок престолонаследия, утвержденный имп. Константином V в 769 г., поскольку младшие единокровные братья Л. были исключены из числа претендентов на трон. Вероятно, по этой причине венчание превратилось в некий спектакль, в ходе к-рого народ и вельможи, включая младших сыновей Константина V, просили младенца Константина себе в цари, а император взял с них присягу в верности сыну-соправителю. Тем не менее правление Л. было омрачено заговорами, вызванными, видимо, кроме прочего, тем, что нек-рые лица из визант. знати хотели посадить на престол представителя той же династии с более крепким здоровьем. Один заговор в пользу сводных братьев Л. был разоблачен в мае 776 г., другой - в нач. 780 г. Участников жестоко наказали. Л. продолжал иконоборческую политику своего отца, однако отказался от репрессий против иконопочитателей и от гонений на монахов. Более того, из монахов начали рукополагать предстоятелей наиболее важных епископских кафедр. Когда 6 февр. 780 г. скончался патриарх К-польский Никита I Славянин, его преемником был избран тайный иконопочитатель Павел IV. Т. о., предпосылки для восстановления иконопочитания сложились уже в правление Л.

Ист.: Niceph. Const. Chronogr. 100, 105; Cedrenus G. Сomp. hist. Vol. 2. P. 19-20; Mich. Glyc. Annales. P. 528; Хронограф Георгия Амартола / Изд.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. С. 940A, 948A; Theodoros Scutariotes. Σύνοψις Χρονική // Σάθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 125, 126; Chronicon Bruxellense // Gumont F. Anecdota Bruxellensia. Gent, 1894. T. 1: Croniques byzantines du manuscrit 11376. P. 31-32; Zonara. Epit. hist. 1897. Vol. 2. P. 282-284; Duffy J., Parker J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 126; Vita S. Ioannicii auctore Saba Monacho // ActaSS. Nov. T. 2. Col. 334 [BHG, N 935]; Vita S. Theodori Studitae [A; BHG, N 1755] // PG. 99. Col. 120; Vita [B; BHG, N 1754] // Ibid. Col. 240, 265; Const. Porphyr. De cerem. II 42; idem. De adm. imp. 13; The History of al-Tabari / Ed. E. Yarshater. Albany, 1995. Vol. 29. P. 221; Sym. Log. Chron. 2006. P. 194-196.
Лит.: Speck P. Kaiser Konstantin VI: Die Legitimation einer fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft: Quellenkritische Darstellung von 25 Jahren byzant. Geschichte nach dem ersten Ikonoklasmus. Münch., 1978. Bd. 1. S. 53-103; Bd. 2. S. 423-492; Leo IV the Khazar // ODB. Vol. 2. P. 1209; Treadgold W. T. An Indirectly Preserved Source for the Reign of Leo IV // JÖB. 1984. Bd. 34. S. 69-76; idem. A History of the Byzantine State and Society. Stanford (Calif.), 1997. P. 365-370, 388, 403, 411, 417; PMBZ, N 4243; Afinogenov D. Mnogoslo nyj Svitok: The Slavonic Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos. P., 2014.P. 108. (Collège de France. Centre de rech. d'histoire et civilisation de Byzance. Monogr.; 41).
Д. Е. Афиногенов
Рубрики
Ключевые слова
См.также