ЛЕВ V
Том XL, С. 296-298
опубликовано: 12 мая 2020г.

ЛЕВ V

Содержание

Свинцовая печать (моливдовул) имп. Льва V. 813–820 гг. (коллекция Дамбартон-Окс, Вашингтон)Свинцовая печать (моливдовул) имп. Льва V. 813–820 гг. (коллекция Дамбартон-Окс, Вашингтон) (Ок. 775-780 - 25.12.820), визант. имп. (11 июля 813 - 25 дек. 820). Все прозвища, к-рыми он назван в источниках, носят уничижительный характер, кроме этникона Армянин (греч. ὁ ᾿Αρμένιος, ὁ ᾿Αρμένης), унаследованного Л. от отца. Но и этот эпитет может подчеркивать «чужеродность»: так, патриарх Никифор I называет Л. «двуприродный родом и полуварвар» (Georg. Mon. Chron. P. 780: διφυὴς μὲν τὸ γένος κα μιξοβάρβαρος). Прозвище Хамелеон (Χαμαιλέων) - игра слов: букв. перевод «земляной лев», очевидно, намекает не только на невысокий рост Л., но и на его «лицемерие». Иногда Л. именуется Амаликитянином по библейскому племени, враждебному израильтянам.

Источники

Практически все многочисленные дошедшие до наст. времени источники прямо враждебны Л. Исключение составляют сохранившиеся гл. обр. в сочинениях Продолжателя Феофана и Псевдо-Генесия фрагменты памфлетов против Михаила II, где относительно положительные отзывы о Л. предназначены для очернения его «убийцы» Михаила. В том же свете следует оценивать и приписываемую Продолжателем патриарху Никифору фразу: «...не только злодея, но и радетеля об общем благе потерял город в его лице» (Theoph. Contin. I 19). Л. упоминается в огромном количестве Житий святых (полный перечень агиографических источников см. в: PMBZ. P. 680-682); в житийной лит-ре он изображается неизменно в отрицательном свете - как ярый иконоборец и гонитель православных.

Биография

Л. род. в арм. семье и, возможно, провел детство в Армении. Его отца звали Варда. Т. о., Л. мог быть племянником военачальника Вардана Турка, как предполагают нек-рые ученые (PMBZ. P. 676. Not. 4; Brooks E. W. The Emperor Leo V and Vardan the Turk // EHR. 1916. Vol. 31. P. 256), только по материнской линии, поскольку Варда и Вардан - по-разному переданное по-гречески арм. имя, а наличие 2 братьев с одинаковыми именами маловероятно. Несомненно, Л. был знатного происхождения и, по словам патриарха Никифора, возводил свой род к ассирийскому царю Сеннахириму (Georg. Mon. Chron. P. 781), что соответствует династическим притязаниям одного из знатнейших семейств средневек. Армении - Арцруни. Однако встречающееся в арм. околонаучной лит-ре уверенное отнесение Л. к этому роду не опирается на достаточные доказательства, как и отождествление Варды Армянина с патрикием, погибшим при Маркеллах в 792 г. Семья Л. переехала в с. Пидра в феме Анатолик, затем Л. поступил в армию и попал в свиту («этерия») Вардана Турка, где его товарищами были буд. имп. Михаил II Травл и Фома Славянин. Когда войска малоазийских фем провозгласили Вардана императором в 803 г., Л. перешел на сторону имп. Никифора I, получив за это вознаграждение - пост турмарха федератов и дворец Зинона в К-поле. Весной 811 г. в качестве стратига фемы Армениак Л. из-за небрежности и игнорирования имп. приказов потерпел поражение от арабов при Евхаитах, потеряв не только много людей, но и войсковую казну (1300 фунтов золота). За это Никифор I подверг его унизительному наказанию и сослал. Имп. Михаил I Рангаве освободил Л. из ссылки, как и всех сосланных имп. Никифором I, и сделал его патрикием и стратигом фемы Анатолик (по др. источникам, Л. сначала был заместителем стратига и за удачные военные действия против арабов получил сан патрикия - Genesios. Reges. IV / Ed. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 8. (CFHB; 14)). Уже в качестве стратига в авг. 812 г. Л. разбил араб. отряд, уничтожив 2 тыс. чел. и захватив лошадей и обоз. В ходе преследования еретиков Михаил также поручил Л. конфисковать в своей феме имущество афинган и отправить их в ссылку.

22 июня 813 г. Л. участвовал в большом сражении с болгарами при Версиникии (недалеко от Адрианополя, ныне Эдирне). В источниках представлены 2 версии его действий. Согласно одной, почти вся визант. армия обратилась в бегство и сопротивление болгарам оказали лишь Иоанн Аплакис и Л. Первый погиб, а второго уцелевшее войско провозгласило императором. По другой версии, именно Л. начал бегство и был главным виновником поражения. Реальные события поддаются реконструкции с учетом общего негативного отношения к Л. в дошедших до нас сочинениях. Основную ответственность за разгром, несомненно, нес имп. Михаил I Рангаве. Его нерешительность и безволие привели к тому, что большая часть армии, почувствовав себя лишенной командования, предпочла спасаться бегством, и только 2 военачальника, в т. ч. Л., некоторое время сдерживали натиск противника. Михаил, понимая свою вину, удалился в К-поль, где и сложил с себя власть 11 июля, а Л. в тот же день был провозглашен императором. Хотя ряд авторов изображают его узурпатором, современники приход Л. к власти считали вполне законным. Хронист Георгий Амартол сравнивает его с израильским царем Саулом, к-рый 2 года царствовал законно, а потом «совратился», причем фразу о «2 законных годах» хронист повторяет трижды (Georg. Mon. Chron. P. 777).

Л. был женат на Феодосии (уничижительное прозвище - Барка, этимология прозвища неизв.), дочери патрикия Арсавира, от к-рой имел сыновей Симбатия (коронован соправителем под именем Константин на Рождество 813 г.), Василия, Григория и Феодосия. О супруге Л. иконопочитательские источники отзываются благожелательно. После убийства Л. его тело было захоронено на о-ве Проти (ныне Кыналыда) в Мраморном м.

Л. описывается как человек невысокого роста, коренастый и производивший впечатление физически сильного. Он обладал громовым голосом и охотно пел на церковных службах.

Внешняя политика

Преследуя бегущих византийцев после битвы при Версиникии, болгары во главе с ханом Крумом 17 июля появились перед стенами столицы. Л. притворился, что готов к переговорам с ханом, но вместо этого подготовил покушение на его жизнь. Замысел провалился, и Круму удалось бежать (возможно, он был ранен стрелой). Он стал разорять Фракию, произведя страшные опустошения, много жителей было убито. Было разрушено множество церквей, жилищ и замков вдоль Босфора и на западе, вплоть до г. Редест (ныне Текирдаг). Город Адрианополь сдался болгарам, к-рые взяли огромное количество пленных. В нач. 814 г. Крум приступил к полномасштабным приготовлениям осады К-поля, но 13 апр. умер. Л. тем временем ремонтировал к-польские укрепления и успел возвести новую стену вокруг Влахерн. Он также отправил посольство к Карлу Великому с просьбой о военной помощи против болгар. Расчет Л. на то, что ликвидация Крума приведет к внутренней смуте в Болгарии, полностью оправдался. Стабильность восстановилась лишь с приходом к власти Омуртага в 814 г. Уже в следующем году между Византией и Болгарией был заключен 30-летний мир. При заключении договора помимо принесения обычных клятв Л. согласился совершить языческие обряды, что вызвало резкую критику со стороны противников его церковной политики. Тем не менее болг. граница надолго оказалась в безопасности, что позволило начать активное восстановление разрушенного Крумом, в первую очередь крепостей. Л. удалось также добиться обмена пленными, состоявшими на императорской или соответственно на ханской службе (см.: Афиногенов. 2001. С. 134). Вместе с тем множество христиан осталось в плену, где нек-рые из них были убиты за отказ отречься от веры (см. ст. Мануил, Георгий, Петр и др., мученики Адрианопольские) или же есть мясо в Великий пост (см.: BHG, N 2264). О к.-л. столкновениях на вост. границе при Л. сведений нет, из чего можно сделать вывод, что он обеспечил империи прочный мир минимум на 5 лет (816-820). Силы халифата в это время были оттянуты на подавление восстания хуррамитов во главе с Бабеком. В кон. 820 г. в Анатолии началось восстание Фомы Славянина, заручившегося поддержкой арабов и венчанного на царство в Антиохии патриархом Иовом (см.: Афиногенов. 2003. С. 209-210).

Внутренняя и церковная политика

Имп. Лев V. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 12v)Имп. Лев V. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 12v) Главная внутриполитическая проблема, стоявшая перед Л., обозначилась еще до его венчания на царство. Если инициатива провозглашения Л. принадлежала войску, то отречение Михаила было результатом посредничества патриарха свт. Никифора I, уже во 2-й раз выступавшего как главное действующее лицо при передаче власти (в 811, при отречении Ставракия, сына и соправителя имп. Никифора I). Свт. Никифор немедленно потребовал от Л. принести присягу в том, что он не будет покушаться на церковные установления. Источники сообщают противоречащие друг другу сведения, но наиболее вероятным представляется следующий сценарий: Л. отказался давать присягу в качестве предварительного условия коронации, но принес ее уже после офиц. венчания в Св. Софии. Т. о., новому императору сразу же пришлось иметь дело с чрезвычайно влиятельной конкурирующей политической силой - К-польским Патриархатом во главе со свт. Никифором. Как только смерть Крума избавила Л. от военной угрозы, он начал действовать. План императора был прост: опираясь на реально существовавшие иконоборческие настроения, вызванные во многом ностальгией по победоносным императорам Сирийской династии, организовать выступления против почитания икон, с тем чтобы правосл. иерархи, включая Никифора, были вынуждены защищать свою позицию. Затем Л. предложил бы себя в роли арбитра как лицо, во-первых, незаинтересованное, а во-вторых, обладающее необходимыми полномочиями. Далее у него оставалась свобода маневра: даже если бы он решил дело в пользу иконопочитания, авторитет императора возобладал бы над патриаршим. На Пятидесятницу, 4 июня 814 г., была образована комиссия, возглавляемая еп. Антонием Силейским и Иоанном Грамматиком (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII Грамматик), к-рая должна была отыскать в имп. б-ке свидетельства св. отцов против почитания священных изображений. Попытки Л. привлечь на свою сторону кого-либо еще из епископов на этом этапе результатов не дали. В дек. 814 г. император предложил патриарху или применить икономию и снять низко висящие иконы, чтобы к ним нельзя было прикладываться, или объяснить, на чем основано иконопочитание, если в Свящ. Писании о нем ничего не говорится. Патриарх наотрез отказался и от того и от другого. Л. продолжал безуспешно добиваться диспута между Никифором или его представителями с одной стороны и Иоанном и Антонием - с другой. Затем он подстроил осквернение солдатами иконы Спасителя над Медными (Халки) воротами дворца, после чего икона была снята под предлогом защиты от надругательства. Параллель с действиями имп. Льва III Исавра в 726 г. для современников была очевидна. Никифор в ответ 24 дек. созвал представительный церковный Собор, предавший анафеме Антония, к-рого лишили сана, и Иоанна, а также всех, кто останутся с ними в церковном общении. Тем самым буд. иконоборческое духовенство заранее лишалось легитимности. На следующий день в имп. дворце состоялась аудиенция, на к-рой присутствовали высшие иерархи, наиболее авторитетные игумены, включая прп. Феодора Студита, а также синклит. Сторонники патриарха Никифора вновь отвергли идею дискуссии с иконоборцами. Л. все еще пытался изобразить беспристрастность: на аудиенции он поцеловал нательный крест с изображениями, а на рождественской службе - индитию (алтарный покров) храма Св. Софии. Но уже на Богоявление 815 г. он отказался воздать поклонение иконам. Потеряв надежду одолеть Никифора законным путем, Л. прибег к репрессиям, в основном ссылкам. Конформистская часть визант. духовенства перешла на его сторону, и уже в марте состоялся Собор, низложивший патриарха, который в свою очередь успел лишить сана всех его участников. 13 марта 815 г. Никифор был сослан. На его место Л. поставил светского чиновника Феодота I Мелиссина Касситеру. Состоявшийся в апр. Собор, на к-ром председательствовал несовершеннолетний сын Л. Симбатий (Константин), провозгласил отказ от вероучения VII Вселенского Собора и предал анафеме правосл. патриархов святителей Германа, Тарасия и Никифора. Против несогласных развернулись жестокие гонения. Многие были подвергнуты не только заточению и ссылке, но и бичеванию, причем прп., исп. Фаддея Студита забили насмерть. От епископов, священников и монахов требовали лишь одного: вступить в церковное общение с новой («иконоборческой») иерархией. Несмотря на офиц. запрет иконопочитания, отказываться от него на практике никого не принуждали. Спасаясь от «еретического общения», мн. православные бежали в удаленные места, включая Крым и Италию, или скрывались в труднодоступной местности. Преследования продолжались до самой смерти Л., однако результаты, к-рых ему удалось достичь, оставались крайне непрочными.

Л. принимал меры, чтобы казаться народу справедливым и беспристрастным правителем (Theoph. Contin. I 19). Это, в частности, выражалось в личном отправлении правосудия, а также в жестоких казнях или членовредительских наказаниях провинившихся сановников. Кроме того, враждебные источники приписывают ему «зависть» по отношению к людям, выделявшимся богатством, популярностью или личными качествами. К 820 г. на фоне начавшегося на границе с халифатом мятежа Фомы Славянина (одного из сподвижников Л. еще до восшествия на престол) подозрительность императора дошла до крайних пределов. В дек. этого года был арестован и приговорен к казни др. давний приближенный Л.- Михаил II Травл, резко критиковавший политику императора (т. е., по-видимому, ее репрессивный характер), но скорее всего ни в каком заговоре не замешанный. Михаилу удалось передать ближайшим сторонникам послание, в к-ром он угрожал оговорить их перед Л., если те не придут на помощь. На Рождество 820 г. группа заговорщиков под видом клириков проникла в дворцовую церковь и изрубила мечами отчаянно защищавшегося Л. Его жена и дети приняли постриг (сыновья подверглись оскоплению), однако Михаил II оставил за ними часть имения.

Ист.: Leo. Gramm. Chron. 1842. P. 207-211; Theodosii Meliteni qui fertur chronographia / Ed. L. F. Tafel. Monachii, 1859. P. 142-145; Симеон Метафраст. Списание мира от бытия: Славянский пер. хроники Симеона Логофета / Ред. В. И. Срезневский. СПб., 1905. С. 90-92; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1977. Bd. 2. S. 49, 137; Cedrenus G. Сomp. hist. Vol. 2. P. 52-69; Zonara. Epit. hist. Bd. 2. S. 314-335; Sym. Log. Chron. P. 210-214; Mich. Glyc. Annales. 1836. P. 532, 533-535; Theodoros Scutariotes. Σύνοψις Χρονική // Σάθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 129, 130, 131-132, 138; Theod. Stud. Ep. 58, 63, 72, 74, 85, 358, 419, 448, 478; Duffy J., Parker J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 128-130; Append. 2. P. 193-195; Vita Theodori Studitae [A; BHG, N 1755] // PG. 99. Col. 169-205; Vita [B; BHG, N 1754) // Ibid. Col. 276-304, 320; Suda. III 402; Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 26, 36, 70-72; The History of al-Tabari. Albany, 1992. Vol. 31. P. 45.
Лит.: Leo V The Armenian // ODB. Vol. 2. Col. 1209-1210; Adontz N. Études Arméno-Byzantines. Lissabon, 1965. P. 37-46; Treadgold W. T. The Chronological Accuracy of the Chronicle of Symeon the Logophete for the years 813-845 // DOP. 1979. Vol. 33. P. 157-197; idem. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997. P. 428-449, 541, 551, 553, 561; Turner D. The Origins and Accession of Leo V (813-820) // JOB. 1990. Bd. 40. S. 171-203; Afinogenov D. The Conspiracy of Michael Traulos and the Assassination of Leo V: History and Fiction // DOP. 2001. Vol. 55. P. 327-336; он же (Афиногенов Д. Е.), ред. Житие прп. отца нашего Константина, что из Иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского. М., 2001. С. 95-159; он же. Что погубило имп. Льва Армянина?: (История и мифы) // Мир А. Каждана. СПб., 2003. С. 194-222; idem. (Afinogenov D. I.). Mnogoslo nyj Svitok: The Slavonic Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos. P., 2014. Cap. 64; Сенина Т. А. «Лев Преступник»: Царствование имп. Льва V Армянина в отражении визант. хронистов IX в.: Феофан Исповедник, Неизвестный хронист (Scriptor Incertus), Георгий Монах (Амартол). Montreal, 2012.
Д. Е. Афиногенов
Рубрики
Ключевые слова
См.также