МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА
Том XLIII, С. 542-545
опубликовано: 15 марта 2021г.

МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА

Содержание
Св. блгв. кнг. Мария Псковская. Рельеф на постаменте памятника св. равноап. кнг. Ольги. 2003 г. Скульптор В. М. Клыков, архит. С. Ю. Битный. Фотография. 2012 г.Св. блгв. кнг. Мария Псковская. Рельеф на постаменте памятника св. равноап. кнг. Ольги. 2003 г. Скульптор В. М. Клыков, архит. С. Ю. Битный. Фотография. 2012 г.

(В иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея). Вопрос о происхождении княгини остается дискуссионным. Согласно редакции «Сказания о благоверном князе Довмонте и храбрости его», сохранившейся в составе Синодального списка Псковской 2-й летописи (кон. XV в.), М. Д. была дочерью Владимирского, Новгородского и Переяславского св. вел. кн. Димитрия Александровича (ГИМ. Син. № 154. Л. 164; ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 17). Этой версии придерживались рус. церковные историографы XIX в. (Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 76; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 358; Описание о российских святых. С. 50; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 64-65). Согласно наблюдениям Л. В. Столяровой, в Синодальном списке «первоначальным чтением имени жены Довмонта было не «Марья», а «Анна»: «…дщерь княгиню Анну». Слово «Анну» в рукописи зачеркнуто и исправлено на правом поле на «Марью» тем же почерком, каким сделан весь остальной текст, но более темными чернилами» (Столярова. 1998. С. 236), однако, учитывая всю совокупность данных, в Синодальном списке была исправлена ошибка писца - внесено настоящее имя княгини.

В нек-рых летописях сер.- 2-й пол. XV в. говорится, что к моменту Раковорской битвы объединенных рус. войск против войск Ливонского ордена (18 февр. 1268) Довмонт уже был «зятем» Димитрия Александровича (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 17, 87; Т. 6. Вып. 1. Стб. 347; Т. 23. С. 87; Т. 25. С. 148). В кон. XV в. Димитрия Александровича «тестем» Довмонта называет Ермолинская летопись (Там же. Т. 23. С. 91). Однако у этого сына Александра Ярославича Невского, родившегося в нач. 50-х гг. XIII в., не могло быть взрослой дочери, готовой к 1268 г. вступить в брак. Поэтому исследователи, поддерживающие версию брака М. Д. и Довмонта, нередко относят его ко времени после 1281/82 г. (Охотникова. 1985. С. 41. Примеч. 68; Белецкий С. В. К изучению новгородско-псковских отношений во 2-й пол. XIII в. // Археол. исследование Новгородской земли. Л., 1984. С. 197; в февр. 1282 Довмонт освободил из новгородского плена бояр и 2 дочерей Димитрия Александровича).

Иная версия происхождения М. Д. приводится в Средней редакции «Повести о Довмонте», составленной, по В. И. Охотниковой, в Пскове, а также в псковском «Сказании о чуде иконы Мирожской Богоматери» (XVI в.) и в записи на псковской чудотворной иконе Пресв. Богородицы («Мирожской Оранте», 2-я пол. XVI в.). В памятнике говорится, что М. Д., жена Довмонта, была дочерью Владимирского, Новгородского и Переяславского св. блгв. вел. кн. Александра Невского (Столярова. 1998. С. 236-237). Поэтому в историографии высказывалось мнение, что сообщения летописей о Довмонте как зяте Димитрия Александровича являются поздней вставкой или переосмыслением (Энгельман А. [Е.] Хронологич. исследования в области рус. и ливонской истории в XIII и XIV ст. СПб., 1858. С. 49. Примеч. 120; Серебрянский. С. 267; см. также: Столярова. 1998. С. 234-238).

Нельзя исключать и др. версию, согласно к-рой в 1266-1267 гг. Димитрий Александрович мог выдать замуж за Довмонта одну из своих младших сестер (А. В. Кузьмин). Это вполне соответствовало бы династическим планам князей Сев.-Вост. Руси, стремившихся в 60-х гг. XIII в. посредством ряда браков укрепить свои политические и родственные узы с правителями Сев.-Зап. Руси и Литвы.

Возможно, с именем М. Д. связан заказ пергаменного Евангелия-апракос 1296 г. Его по повелению княгини «Марины» (имя читается неуверенно) написал писец Захарий, прославлявший в выходной записи 25 марта 1296 г. свою «боголюбивую» заказчицу, Св. Троицу и Пресв. Богородицу. Евангелие было пожертвовано на Волоке Ламском местному Покровскому муж. мон-рю, настоятелем к-рого был игум. Антоний (ГИМ. Син. № 235. Л. 337а - 338б). Эта рукопись почти не сохранилась. Два ее листа позднее были вшиты в пергаменную Псалтирь 1-й пол. XIV в. (Столярова. 1998. № 24(14). С. 316-321). В пользу версии о том, что М. Д. была заказчицей Евангелия 1296 г., указывает тот факт, что в 1294 г. возвращавшийся в Сев.-Вост. Русь Димитрий Александрович тяжело заболел и умер, перед смертью приняв монашеский постриг «близ Волока» (Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; СПб., 2002. С. 347; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 484; Т. 6. Вып. 1. Стб. 363). Не исключено, что памятный вклад княгини в волоцкий Покровский монастырь был связан именно с этим событием.

После смерти 20 мая 1299 г. своего мужа, св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея), М. Д., по сложившейся в Пскове традиции, постриглась в монахини в местном Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре. Можно полагать, что М. Д. способствовала канонизации своего мужа. По крайней мере период ее вдовства практически совпадает со временем создания проложной редакции Жития св. блгв. кн. Довмонта, к-рое во 2-й четв. XIV в. послужило одним из источников «Повести о Довмонте» (Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - перв. трети XV вв. М., 2009. С. 199-201, 401-402).

В поздних источниках XVI-XVIII вв. утверждается, что сыном М. Д. и св. блгв. кн. Довмонта был псковский князь (в 1322) Давыд, жена к-рого, блгв. кнг. Наталия, была похоронена в псковском Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре рядом со своей свекровью (Описание о рос. святых. № 148. С. 51).

Почитание

После смерти М. Д. ее имя для поминания было записано в синодики псковских соборов и мон-рей. Сохранились тексты с поминанием вел. кнг. «Марфы-Марии» в составе синодиков псковского Иоанно-Предтеченского жен. монастыря, служебника Стефановской ц. (до 1539) и синодика псковского Спасо-Мирожского муж. монастыря (1699) (Столярова. 1998. С. 244). В первом из этих монастырей М. Д. почиталась местно как представительница династии Владимирских великих князей и жена св. блгв. кн. Довмонта, защитника Пскова.

В надписи XVI в. на «Мирожской Оранте» М. Д. упоминается как «благоверная княгиня Мария, Довмонтова жена, дщерь великого князя Александра Невского» (Столярова. С. 237). Эта надпись не может быть отнесена к нач. XIV в., т. к. блгв. вел. кн. Александр Ярославич стал называться Невским лишь с кон. XV в. По мнению известного собирателя древнерус. рукописей Ф. А. Каликина, «Мирожская Оранта» может быть точным списком несохранившегося оригинала чудотворной иконы XIII в. На ней были отражены прижизненные черты семейной четы св. блгв. кн. Довмонта и М. Д., которые на иконе представлены молящимися Пресв. Богородице (Каликин Ф. А. Портретное изображение псковского князя Довмонта // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 272-276).

Внимание властей к «благоверной княгине иноке Марфе» усилилось в 1510 г., когда Псков был присоединен к Русскому гос-ву. Она упоминается в жалованных грамотах, выданных властям Иоанно-Предтеченского мон-ря в янв.- авг. 1510 г. вел. кн. Василием III Иоанновичем, а 28 марта 1623 г.- царем Михаилом Феодоровичем.

К 40-м гг. XVII в. относится создание рукописи, в составе которой сохранилось описание Псковского некрополя (РНБ. Погод. № 1563. Л. 95 об.). Согласно источнику, «за Великою рекою в девичье монастыре у Предтечи Иоанна опочивают под спудом же мощи великия княгини Марии, жены великаго князя Доманта, а в иноцех - Марфы» (Сиренов А. В. Описи древних гробниц в рукоп. сборниках XVII в. // История в рукописях и рукописи в истории: Сб. науч. тр. к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 410). В «Описаниях» Иоанно-Предтеченского монастыря 1821 и 1836 гг. отмечалось, что над гробницей М. Д. находилась доска с записью, в которой сообщалось, что «Память ей совершается ноября 8 числа. Поется всенощная за упокой. Також литургия за упокой. По церквам раздается на поминовение 40 пометок. А в пометках пишется четыре имя. Мощи не свидетельствованы» (цит. по: Столярова. 1998. С. 244). Столярова относит появление этой записи к XVIII в. (Там же. С. 249).

В кон. XIX - нач. XX в., по данным церковных историков, М. Д. все еще была местночтимой святой (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 358; Описание о рос. святых. № 148. С. 51; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 64-65; Голубинский. Канонизация святых. С. 41-42, 334).

Канонизация М. Д. подтверждена включением ее имени в Собор Псковских святых, празднование которому в 1987 г. было установлено по инициативе Псковского митр. Иоанна (Разумова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).

Ист.: ПСРЛ. Т. 5. С. 195, 200; Т. 5. Вып. 2. С. 17, 87; Т. 6. Вып. 1. Стб. 347; Т. 10. С. 158-159; Т. 23. С. 87, 91; Т. 25. С. 148; Псковская старина: Тр. Псковского церк. ист.-археол. комитета. Псков, 1910. Т. 1. С. 137; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 194, 208; она же. Псковская агиография XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты: В 2 т. СПб., 2007. Т. 1. Ч. 2.
Лит.: Серебрянский Н. [И.] Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; он же. Древнерус. княжеские жития: Обзоры редакций и тексты. М., 1915. С. 267, 276-277; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 41. Примеч. 68; она же. Псковская агиография XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты: В 2 т. СПб., 2007. Т. 1. Ч. 2; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 234-250, 316-320; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000 (по указ.); Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси, XI - нач. XVI в. М., 2010. С. 242-247.
А. В. Кузьмин

Иконография

В иконописных подлинниках предписывается изображать М. Д. в одеждах княгини: «На главе плат, в шубе княжеской киноварь, испод голубой, руце молебны» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 134 об., 20-е гг. XIX в.), ее образ уподобляется образу св. равноап. кнг. Ольги (БАН. Строг. № 66. Л. 90, кон. XVIII в.). Другим иконографическим вариантом является изображение М. Д. как преподобной. Образы М. Д. немногочисленны, обычно она представлена в паре с супругом - кн. Довмонтом (Тимофеем) (Преображенский А. С. // ПЭ. Т. 15. С. 524-527). Изображения М. Д., созданные ранее XVI в., не сохранились.

Возможно, из Мирожского мон-ря происходит почитавшаяся там чудотворная Мирожская икона Божией Матери (2-я пол. XVI в. (1583 г.?), ныне в ПИАМ). Судя по иконографическим признакам, она является списком утраченной вотивной иконы, выполненной при жизни кн. Довмонта и М. Д. в 80-90-х гг. XIII в. и включавшей их образы; с 1567 г. древняя икона находилась в Троицком соборе, затем, по преданию, была увезена в Москву Иоанном Грозным или, согласно одной из гипотез, погибла в 1609 г. во время пожара в Пскове. На сохранившейся иконе из ПИАМ М. Д. и кн. Довмонт (оба с нимбами) изображены в небольшом масштабе по отношению к образу Пресв. Богородицы, Которой они предстоят в молении. Богородица, воздевая руки, осеняет чету и покрывает их краями мафория. М. Д. показана в 3/4-ном развороте влево, голова покрыта полосатым платом, поверх платья - шуба с меховой оторочкой. В киноварной надписи рядом с фигурой М. Д. она названа Домантовой женой и дочерью (а не внучкой) св. Александра Невского («Бл(а)говерная кн(я)гиня Мария Домант... жена дщерь великаго кн(я)зя Александра Н[ев] // скаго»). Большинство, в т. ч. поздних, изображений М. Д. представлено на списках Мирожской иконы XVI в. (напр., с фигурами кн. Довмонта и М. Д. входил в программу росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве, на вост. стене придела во имя св. блгв. кн. Александра Невского (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 80) и был повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи).

На иконе «Святые кн. Довмонт и кнг. Мария» из собрания А. И. Анисимова (2-я пол. XVI в., ГТГ; Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 72-73. Cat. 15), к-рая, вероятно, происходит из псковского Троицкого собора, супруги (оба с нимбами) представлены в рост, в молении Св. Троице, изображенной в левом верхнем углу. Несмотря на то что фигура Довмонта явно восходит к изображению на Мирожской иконе, в образе М. Д. учтен ее монашеский чин, что также удостоверяет и надпись рядом с ее фигурой: «Благоверная княгиня Мария во иноцех Марфа».

На списках Мирожской иконы одежды супружеской четы могут варьироваться. Напр., на воспроизведении Мирожской иконы в книге Е. Поселянина «Богоматерь» (1993. С. 603) кн. Довмонт и М. Д. изображены коленопреклоненными, в горностаевых мантиях и в геральдических княжеских коронах европ. типа. Эти элементы одежды встречаются на позднем списке иконы, подаренной Киевским митр. Платоном (Городецким) ЦАМ КДА в 1897 г. (ныне в НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам'яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр. / НКПИКЗ. К., 2002. С. 34. Кат. 38).

В соборе псковского Иоанно-Предтеченского мон-ря, исторически связанного с М. Д., под Смоленской иконой Божией Матери XVII в. находилось изображение М. Д. и равноап. кнг. Ольги, вероятно, XVIII-XIX вв. (Дмитриев. 1913. С. 24). В Иоанновский собор мон-ря из Троицкого собора вернулась на прежнее место над гробницей кнг. Евпраксии икона «Деисус с предстоящими» (не ранее XVII в., в XIX в. ее отождествляли с образом Спаса, источившим миро в 1243; см.: Преображенский. 2010. С. 175). На ней среди предстоящих изображены святые Евпраксия и М. Д. (обе как преподобные).

На иконе «Собор Псковских святых» (1982, Троицкий собор Псковского кремля) образ М. Д.- в середине правой части композиции (рядом с блж. Николаем Саллосом) - повторяет изображение княгини на Мирожской иконе Божией Матери (в далматике, шубе, с покровенной красно-зеленым полосатым платом головой). В составе Собора Псковских святых М. Д. в одеждах преподобной представлена рядом с кнг. Евпраксией в нижней левой части иконы кон. ХХ в. из Троицкого собора Псковского кремля.

На рельефе постамента памятника равноап. кнг. Ольги в Пскове (скульптор В. М. Клыков, 2003) М. Д. изображена фронтально, в рост, руки на уровне груди, правая приложена к сердцу, ладонь левой - раскрыта. На М. Д. богато украшенная далматика, плащ с рукавами, застегнутый на круглую фибулу, голова покрыта платом, поверх к-рого венец в виде диадемы.

Лит.: Дмитриев И. Д. Псковский Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь: (Ист.-археол. очерк). Псков, 1913; переизд.: Храмы и монастыри губернского Пскова: Сб. дореволюц. публ. / Сост., вступ. ст.: Н. Ф. Левин. Псков, 2005. С. 100; Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 10, 148; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 163-164; Иконы Пскова. М., 2006. Кат. 112, 153; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси ХI - нач. XVI в. М., 2010. C. 242-248.
Е. В. О.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
  • ЕВФРОСИН (Елеазар; ок. 1386-1481), прп. (пам. 15 мая и в Соборе Псковских святых)
  • НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых)
  • АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
  • АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
  • ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)
  • ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)
  • ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский