МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН
Том XLIII, С. 706-711
опубликовано: 26 марта 2021г.

МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН

Содержание
Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес воскрешения иноков. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 217 об. (РГБ)Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес воскрешения иноков. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 217 об. (РГБ)

(2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие. Постриженики Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра). Рассказ о святых содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 32 «О блаженем Марце Печернице»), составленной мон. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архимандрита прп. Акиндина. Согласно рассказу из патерика, М. жил в пещере, день и ночь трудился над ее устройством, копая и вынося на своих плечах землю. В числе прочего его обязанностью было копать могилы для погребения усопших монахов (отсюда прозвище Гробокопатель). За работу святой никогда не требовал мзды, если же что-то и получал не по своей воле, то раздавал убогим. Молитвой и воздержанием он стяжал дар чудотворения, его повелений слушались даже мертвые. Однажды в монастыре преставился болевший инок. Студийский устав требовал скорого погребения усопшего, но подготовленного места для захоронения на тот момент не нашлось: святой не успел закончить работу вовремя. Локула (погребальная ниша, расположенная в стене подземной галереи), над к-рой он трудился, была еще слишком тесна для совершения обряда погребения. Братия начала роптать, обвиняя М. в нерадении. Тогда преподобный смиренно попросил умершего инока самостоятельно возлить на себя елей, что тот и исполнил. Спустя нек-рое время ситуация повторилась: после долгой болезни преставился брат, хоронить которого оказалось негде. М. повелел душе умершего вернуться в тело, а утром, когда место для погребения было приготовлено,- вновь покинуть его. По просьбе 2 иноков, Ф. и И., к-рые пожелали быть похороненными вместе, святой выкопал общую могилу (она представляла собой т. н. однолежанковую крипту; см.: Бобровський. 2002. С. 46-47). Младший из иноков И. преставился раньше и был погребен, когда старшего не было в монастыре. Когда Ф. вернулся в обитель и посетил пещеру, он стал укорять М. за то, что И. положили «на вышнем месте», которое принадлежало ему по праву старшинства. Тогда по слову святого на глазах Ф. и пришедших с ним монахов мертвый поднялся и лег ниже, освободив место. Это чудо, а также обращенные к Ф. слова М. о необходимости покаяния привели того к глубокому раскаянию. Ф. раздал все свое имущество, оставив только свитку и мантию, и с того времени проводил время в постоянном пощении, молитве и плаче, так что тело его сильно иссохло, а очи ослепли.

О времени своей кончины М. узнал заранее и сообщил о скорой смерти Ф., который просил забрать его с собой или даровать ему прозрение. М. отвечал, чтобы тот прежде всего просил у Господа виде́ния Его славы и жизни вечной. Тело М. было погребено в том месте, которое он сам для себя ископал в пещере.

После кончины духовного наставника Ф. много лет провел в слезной молитве, сокрушаясь о своих грехах. Слезы он собирал в сосуд, который наполнил доверху. Перед кончиной Ф. явился ангел («некто красен») со словами, что Господу особенно угодна та молитва монаха, во время которой его слезы упали на землю или были стерты с лица, и указал на другой сосуд с благоухающим как миро содержимым. После этого ангел возвестил Ф. о скорой кончине и исчез. Монах же поведал о явлении игумену, показав оба сосуда. На 3-й день Ф. преставился и был положен в пещере близ М.

Прп. Феофил Слезоточивый. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский (К., 1702. Л. 225) (РГБ)Прп. Феофил Слезоточивый. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский (К., 1702. Л. 225) (РГБ)

Время жизни М. следует относить ко 2-й пол. XI - нач. XII в. На это указывают слова мон. Поликарпа, что «при сем (М.- Ю. А.) изнесен бысть святый отець нашь Феодосие от печеры в святую и великую церковь»; перенесение мощей печерского игумена прп. Феодосия в Успенский собор обители в ПВЛ датируется 14 авг. 1091 г. Встречающаяся в лит-ре датировка преставления М. 1102 г. источниками не подтверждается. Согласно данным проведенных в 80-90-х гг. XX в. комплексных медико-антропологических исследований мощей киево-печерских святых, М. преставился в возрасте 35-40 лет, время его жизни относится к XII-XIII вв. (Дива. 1997. С. 91, 92), что подтверждает данные агиографии. При этом исследования показали, что останки, к-рые считаются мощами Ф. и И., принадлежат людям, жившим в XIII-XIV вв. (Там же. С. 91). Мощи Ф. и И. почивают в одной раке рядом с гробницей М.

Мощи М. были прославлены чудотворением. Особая чудотворная сила приписывалась кресту, к-рый, по монастырскому преданию, принадлежал святому. Крест (место хранения - НКПИКЗ) изготовлен из меди (размер - 23,3×14,8×2,77 см) и представляет собой реликварий, от которого сохранилась лишь корпусная часть креста (с боковыми стенками). Оригинальная верхняя часть креста, представлявшая собой пластину, до наст. времени не сохранилась (существующая ныне была изготовлена в XVII в.). Корпусная часть креста украшена изображениями, выполненными в технике гравировки с чернением. В центре - Иисус Христос, вверху - св. Феодор, внизу - св. Георгий (практически полностью утрачен); слева и справа от фигуры Спасителя на рукавах перекладины - 12 апостолов, по 6 с каждой стороны; все фигуры представлены фронтально, в рост; сохранились надписи. По мнению В. Г. Пуцко, эта часть креста является «памятником константинопольской металлопластики», она датируется посл. четв. XI в. Именно в этот период заметно активизируются связи Киево-Печерского монастыря с К-полем, откуда в обитель прибывали греч. зодчие, мозаичисты, иконописцы. Поскольку крест являлся реликварием, можно полагать, что он находился в монастырском храме (возможно, приобретен на средства или при участии М.). Но тот факт, что крест является полым, способствовал возникновению легенды о его использовании святым в качестве сосуда для питья, к-рый одновременно служил ему мерой употребления воды. В 1629 г. настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. св. Петр (Могила; впосл. митрополит Киевский) записал со слов исцеленного кн. П. Курцевича, что в 1621 г. к нему вернулось зрение после того, как он омыл глаза водою из креста М. и приложился к мощам святого. В 1-м славянском печатном издании Киево-Печерского патерика дается следующее описание этой священной реликвии: «…Крест медяный, из негоже (М.- Ю. А.) воду пияше: его же устами своими сице освяти, яко чудотворну тому быти. Ибо елице верующии с постом пришедше испиют от креста того честнаго воду святую, паче всех вод врачебных, неотложное врачевание выше естественное, на недуги своя приемлют» (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 210 об.). О сохранявшейся богомольцами традиции пить воду из креста М. еще в 1-й пол. XIX в. сообщал митр. Евгений (Болховитинов) (Описание Киево-Печерской лавры. С. 292). В кон. XIX в. крест предлагали для целования на выходе из Введенской ц., что в Ближних пещерах.

Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» упоминает М. и Ф. как преподобных среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах (К., 1638; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым»; М., Ф. и И. прославляются соответственно в 1, 2 и 3-м тропарях 5-й песни канона (Дива. 1997. С. 147).

Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.

Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991p. С. 155-161; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 56-60.
Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14, 16; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 210-211; Пуцко В. Г. Крест Марка Пещерника // Сов. Арх. 1987. № 1. С. 217-230; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 168, 469; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261. N. Y., 1997. Р. 302-303; Бобровський Т. А. Поховальнi споруди давньокиïвських печерникiв за даними письмових джерел та археологiчгих дослiджень // Могилянськi читання, 2001. К., 2002. С. 43-50; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 729-731.
Ю. А. Артамонов

Иконография

Прп. Марк Гробокопатель. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Титульный лист (РГБ)Прп. Марк Гробокопатель. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Титульный лист (РГБ)

Описание облика М. содержится в неск. иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) со следующей характеристикой: «Сед, брада Феодосиева, на главе клобук черн, руки молебны, персты вверх, ризы преподобнически, испод празелень, левой ногой стоит впрям» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 319 - «левыя страны» 54-й). В подлиннике из собрания М. П. Погодина в описании М. под 29 дек. тип его лика (или уподобление) отсутствует, но к характеристике святого помимо указания на преподобнические ризы добавлено, что клобук лежит на плечах и он бос (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. № 1931. Л. 210 об.). Упоминание атрибутов, связанных с подвигом святого, появляется только в позднее время в пространном описании облика М. в пособии для иконописцев 1910 г., составленном акад. В. Д. Фартусовым: «...старец русскаго типа, с бородой средней величины и с большой проседью; лицом, как и костями тела, широковат, но очень худ от поста и трудов; одежда: подпоясанная ремнем власяница и короткая мантия, на голове куколь. В руках лопата, на груди, на тяжелой железной цепи, большой медный крест, устроенный как коробка крестообразной формы. Можно писать ему хартию с изречениями…» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 123; под 29 дек.).

На ксилографии из цикла гравюр для 1-го издания Киево-Печерского патерика мастера мон. Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 629; Кн. 4. № 1519. С. 763-764) М. посвящены 3 изображения на листовой гравюре (Л. 217 об.). Центральным является образ святого в трудах - он (подпись: «Прп(д)б Марк Гробокопатель Печерникъ») представлен с лопатой в руках копающим пещеру (локулы обозначены схематически и по виду напоминают места погребений на схеме пещер в том же издании), рядом стоит свеча и лежит лопатка - орудие, которым расширялся лаз в пещере (см. подобный инструмент в экспозиции НКПИКЗ). Святой облачен в рясу, мантию, в схиме, клобук лежит на плечах, босой. Два клейма под центральным изображением иллюстрируют историю о воскрешении М. 2 иноков, чьи погребения были не готовы; клейма снабжены пояснительными надписями: «Повеле: Марка. ме(р)твый масло возлi: нася» и «Втории мер(т)вый воста ждаше до утра»; в надписи под гравюрой даны характеристики М. и Ф.: «Марко гласъ есть Архагг(е)лскъ мртвых возбж(д)ающъ, Фефилъ снимъ потокъ слезъ ада оугащающъ.». Автор гравюр на меди в Патерике 1702 г. Леонтий Тарасевич несколько изменил композицию, предваряющую Житие М. (Л. 219 об.). Он изобразил святого не условно возле пещеры, а внутри; в глубине реалистично показаны 3 локулы, одну из которых М. расширяет лопатой, рядом свеча и кирка; М. представлен обутым. Клейма с чудесами воскрешения не сокращены, но так же выполнены в стилистике, отражающей барочные вкусы новой эпохи с ее стремлением к «живоподобию» и размещению в пространстве прямой перспективы. Близкие варианты этой гравюры воспроизводились в последующих изданиях Патерика (напр.: К., 1768. Л. 169 об.; 1791. Л. 135), а также в старопечатных изданиях «Службы преподобным отцем Печерским» (напр.: К., 1785. Л. 42). В Патерике Житие М. дополнено повествованием о Ф. Его в свою очередь предваряет изображение, иллюстрирующее назидательный эпизод из Жития этого святого - явление ему ангела, к-рый возвестил о доброй молитве Ф. и о тщетности собирания им пролитых слез. На гравюре мастера мон. Илии (К., 1661. Л. 223) Ф. показан плачущим, он сидит в келье, подпирая рукой опущенную голову (куколь на плечах), перед ним малый сосуд, в к-рый стекают его слезы; справа - ангел, указывающий на др., большой сосуд с благоухающими как миро слезами Ф., к-рые он «в молитве к Богу излиял еси от сердца, и отер рукою, или убрусцем, или ризою, или еже на земли от очес… спаде». Под центральным изображением - клеймо с образом Ф., к-рый призвал игумена, чтобы поведать о чуде; в центре - оба сосуда: малый и большой, оставленный ангелом. На гравюре работы Тарасевича в основной композиции ангел помещен слева; кроме того, художник привнес элементы, свойственные западноевроп. гравюре,- из глаз Ф. уже не льются потоки слез, а он меланхолично взирает на лежащий рядом череп (К., 1702. Л. 225). Для ксилографии в первых изданиях и гравюр в изданиях после дек. 1702 г. характерны те же приведенные выше стилистические характеристики.

Образ М. есть в ранних композициях Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. краткого их состава, обусловленного текстом Житий, входящих в Патерик нач. XVII в. Среди наиболее почитаемых чудотворцев М. представлен на фронтисписе Патерика 1661 г. работы мастера мон. Илии - в правой части заставки во 2-м сверху медальоне, образованном листьями виноградной лозы. Он изображен в развороте влево (к центру), в монашеской мантии, в схиме, в клобуке, с бородой средней величины, руки молитвенно вытянуты вперед. На фронтисписе Патерика 1702 г. и последующих изданий, воспроизводящих гравюру Тарасевича (напр.: К., 1762, 1768), несмотря на то же место, занимаемое в композиции, облик М. изменен (и не согласуется с гравюрой перед его Житием): преподобный изображен в развороте вправо (от центра), голова не покрыта, волосы кудрявые, борода окладистая, кудрявая, руки сложены на груди крестообразно, голова наклонена, взор направлен вниз.

Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 219 об. (РГБ)Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 219 об. (РГБ)

В изводе композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» его образ представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), а также на ее иконописных повторениях: на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - полуфигура М. (в повороте влево) в чаше, образованной листьями лозы в правой части композиции вверху (2-й сверху, крайняя ветвь лозы); на голове куколь, руки протянуты в молении.

На происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» письма игум. Корнилия (Уланова) (1724, ГВСМЗ) рядом с М. представлен Ф. Их образы входят в Собор вместе с «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в молении Пресв. Богородице; помещены в 5-м ряду в левой группе: М.- 2-й, за ним - Ф. Оба с окладистыми бородами, головы не покрыты, в схиме, у М. мантия коричневая и черный клобук, у Ф.- мантия черная, клобук коричневый, руки в молении, у М.- левая приложена к груди; надписи в нимбах: «  » и «  » (см.: Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Вариант подобного извода с меньшим количеством святых представлен на иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» (1786, собрание Ф. Р. Комарова) - М. изображен в левой группе святых, 1-м в 5-м ряду, голова не покрыта.

В Выговской пуст. появился особый извод композиции «Собор русских святых». Погрудный образ М. включен в левую группу преподобных на иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (2-й ряд, 4-й от центра) (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453) и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка (ныне Концегорье) Виноградовского р-на Архангельской обл.) (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 72-73. Кат. 62).

Прп. Феофил Печерский, плачущий над сосудом. Картина. XIX в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)Прп. Феофил Печерский, плачущий над сосудом. Картина. XIX в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры)

Наиболее распространенным вариантом композиции «Собор Киево-Печерских святых», известным в гравюрах, в иконописи, а также во множестве литографий, является извод, в котором представлены 2 группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, которые фланкируют изображения в центре Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы и Великой лаврской церкви. М. представлен в левой группе чудотворцев Ближних пещер, стоящих за прп. Антонием Киево-Печерским. На гравюрах, начиная с произведений Иосифа Гошемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Н. Нехорошевского (XVIII в.), Иоанна Кончаковского (1771, 1774), Герасима Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.), М., как правило, изображается в центре 4-го ряда старцем, в куколе или клобуке. Так же и на иконах, напр.: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. С. 33. Кат. № 61); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. монастыря в Александрове); посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария); на большом эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) и др. Примеры изображения М. того же извода в печатной графике: раскрашенные гравюры 1-й четв. XIX в. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 63. Кат. № 121) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), цветные литографии мастерской Киево-Печерской лавры 1893 г. (ГЛМ) и 1894 г. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 64. Кат. № 135).

В данной композиции встречаются изменения в группах святых относительно их традиц. извода: напр., фигура М. оказывается смещенной на др. место. Не поддается объяснению кажущееся произвольным перемещение святых из соответствующих групп на иконе 2-й пол. XIX в. (Москва, частное собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]), в результате чего полуфигура М. оказывается справа (4-й ряд, в центре, обращена к полю иконы), среди образов, к-рые должны соответствовать размещению преподобных Дальних пещер. Изменения, но в пределах своей группы святых, коснулись образа М., напр., на раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 169), он предпоследний во 2-м ряду и на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани).

Прп. Марк Гробокопатель. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. 1903 г. Худож. И. С. ИжакевичПрп. Марк Гробокопатель. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. 1903 г. Худож. И. С. Ижакевич

Над ракой со св. мощами М. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится выполненный в нач. XXI в. единоличный образ святого, изображенного со скрещенными на груди руками. Этот образ заменил прежний, написанный в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. (местонахождение неизв.): святой представлен в 3/4-ном повороте влево, в правой руке - черенок лопаты, левой указывает на орудие труда; борода средней длины, темно-каштановая; облачен в рясу, мантию, куколь на голове, высоко на груди - крупный крест. Там же, в крипте у раки с мощами Ф. и И., находится написанная по гравюре Тарасевича картина (сер. XIX в.) с изображением плачущего Ф. и явлением ему ангела с сосудом; в композицию слева включена фигура седобородого монаха с куколем на голове (игумен?, М.?).

В монументальной живописи примеры изображения М. сохранились с XVII в. В росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673-1675) он представлен в сонме Киево-Печерских святых на стене юж. апсиды. Образ святого представлен также в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (см.: Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 251, 318). Ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. относятся неск. образов М., выполненных в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя изображение М. в ряду Киево-Печерских святых представлено на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры юж. части зап. крыла,- в нижнем ряду (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85-86). Изображение М. введено в группу преподобных XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010) в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. К образу М. обращался народный художник Украины И. С. Ижакевич; в 1903 г. была выполнена роспись Трапезной палаты при ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской лавре, куда вошло изображение святого, обеими руками опирающегося на черенок лопаты (на основе эскиза Ижакевича была создана хромолитография, тиражированная в киевской типографии П. Плахова, 1903; собрание Комарова). В росписи Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. учениками лаврской иконописной школы под рук. Ижакевича, парные ростовые образы М. с прп. Авраамием Трудолюбивым и Ф. с И. помещены друг напротив друга на откосах 2 оконных проемов.

В станковой живописи в XIX в. по образцу гравюры Тарасевича с изображением М. из Патерика 1702 г. были созданы 2 иконы (обе в НКПИКЗ). На иконе-тондо (в экспозиции Музея истории Киево-Печерской лавры, НКПИКЗ) художник использовал композиционную схему гравюры как универсальную для изображения труда монаха-пещерника. Согласно надписи, на ней представлен прп. Антоний Печерский, копающий пещеру. На аналогичной иконе, но прямоугольного формата, надписью удостоверяется изображение М. («преп. Марк Гробокопатель»).

В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) М. показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер во главе 3-го ряда святых.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1520; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 453; Т. 2. С. 164-165; Гончарук В. М., Кабанець Є. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Києво-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськоï канонизацiï // Могилянськi читання. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87; Алёхина Л. И. и др., сост. Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]. М., 2006; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ЛУКА (XII-XIII вв.?), эконом, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 6 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших)
  • МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря)
  • НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский
  • НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник
  • ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый
  • АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)